– Кто же находится среди тех лютейших мучений? – спросил Макарий. – Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда… Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: – О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы с сильным воплем кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней» . В данных двух отрывках обращают на себя внимание два фрагмента. Первый: «Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями». Здесь мы видим принцип божественной справедливости: верующий, который должен был обитать во славе в Раю, но по своему нерадению оказался в аду, получает большее наказание. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). И второй фрагмент: «Но он сказал (Макарий. – прот. О.С. ): “Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы с сильным воплем кричали: Особо отметим: упование святого Макария всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях

http://pravoslavie.ru/94136.html

мученица Екатерина. Впрочем, они разошлись по всему острову искать, не найдут ли ее или живою, – воскресшею или же мертвою, перенесенною на другое место. Будучи простецами и неведущими, они хотели постигнуть тайны Божии, которые никому неведомы. Тщательно везде поискав ее и не найдя, они воротились в храм и со умилением лобзали место, на котором лежало тело преподобной. Помолившись, они возвратились назад домой и поведали людям всё о преподобной Феоктисте и все удивлялись и прославляли Бога, дивного во святых Своих, Ему же слава во веки. Аминь. 7184 Эгейское море – ныне Архипелаг. Парос – один из крупных Кикладских островов на Архипелаге. 7186 Лезвия – Лесбос, – остров на Эгейском море, впоследствии названный по имени главного города Митиленой. На северной стороне острова находится гор. Мефимна, ныне Моливон, с обширными гаванями, пришедший вт. упадок еще во времена Пелопонесской войны (406 г. до Р. Хр.). 7187 К рассказу об этом св. Димитрий Ростовский «В настоящее время некоторые из христиан удивляются, что Божественные Тайны были вручены тому охотнику нести их в пустыню и что он, мирянин и непосвященный, дерзнул носить оные Тайны, которые подобает носить одним только иереям. Но пусть они не удивляются этому – таков был обычай первенствующей Церкви: в то время и непосвященным дозволялось брать в руки Божественное причастие и носить с собою и в отстоящие далеко от церкви дома и в дальний путь... Но потом святые отцы запретили непосвященным принимать в руки и выносить из церкви Тело Христово, а в особенности запретил это св. Иоанн Златоуст и запретил по следующей причине. Во время его патриаршества в Константинополе некоторая знатная женщина, принявши в церкви часть пречистого Тела Христова, принесла оное домой и смешала с каким-то снадобьем для волхвования. Узнав об этом, св. Златоуст с того времени повелел по всем церквам, чтобы части Тела Христова не влагались в руки, но чтобы вместе с Божественною, под видом вина, Кровью преподавались посредством лжицы в уста. До этого времени в Церкви лжицы не употреблялось, но части Тела Христова полагались прямо в руки христианам, а св. Кровь подавалась из чаши. С этого же времени, по повелению св. Златоуста, Божественное причастие стало преподаваться посредством лжицы и дозволено носить его только посвященным, а непосвященным не позволено никоим образом касаться, дабы не было какого-либо бесчестия Святым Тайнам». 7189 Рыба эта называется реморою, потому что она, собираясь около корабля большими стаями, задерживает ход корабля. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалмы на разные случаи жизни В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца. В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Псалмы на разные случаи жизни Составитель Т. С. Олейникова Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Псалом 83, стих 13 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157) Предисловие Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Преподобный Ефрем Сирин Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Поистине блаженны и ревностно привержены жизни и сверхъестественному блаженству те, кто, предавшись горению веры и добродетельному поведению, получили опытно и ощутимо небесное знание Таин Духа», – говорит преподобный Макарий 5519 . «Из заповедей рождаются добродетели, а из них – откровение Таин», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов 5520 , назвавший двенадцатую главу первого «Нравственного слова» так: «О том, что не свойственно никому из непосвященных открывать сокрытые тайны Царствия Небесного без предварительного исполнения заповедей и без возрастания в добродетелях до совершенства». У него же есть такой образ: познание Бога – это крыша духовного здания, которая может опираться только на стены добродетелей 5521 . Святитель Григорий Палама , со своей стороны, дает такое объяснение: «Только тот, кто близок к Богу добродетелью и един с Ним умом, удостоится явления этого Света, который представляется взорам всех тех, кто непрестанно стремится к Богу» 5522 . Роль любви еще более важна. Она является суммой и вершиной всех добродетелей, и поистине от ее совершенства проистекает знание, ибо с ее помощью совершается соединение с Богом, в котором человек от Него это знание получает. Эта связь между любовью – плодом исполнения заповедей – и познанием ясно указана в словах Самого Христа: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим·, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Апостол Иоанн тоже указывает на это: Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога ( 1Ин. 4:7–8 ). Об этом говорит и апостол Павел: Премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, и есть то, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 7.9 ). Святые отцы также настаивают на этой связи 5528 . Преподобный Максим Исповедник пишет: «Она есть дверь, и кто входит этой дверью, проникает во святая святых и становится таким, что может созерцать недоступную красоту Святой и Царственной Троицы» 5529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Понятие о возмездии у святых Отцов и учителей Церкви употреблялось только в смысле предварительном, чтобы быть понятным для грешного, слабого человека. И по Слову Божию не Господь, вопреки желанию и способности грешника, отлучает его от общения с Собою, а самому грешнику неприемлемо общение с Богом. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин 3:20). Грешники сами бегут от Бога и Царства Божия, потому что для них это невыносимо. Если человек делал зло, если он думал только о самоуслаждении, тогда в царстве Божием он найдет только обличение своей жизни, только ее полное отрицание, и потому возлюбит тьму, не пойдет к свету. Каждый получает то, к чему приготовлена его душа. Праведник найдет утешение в том, что он пришел к свету, которого искала и к которому направляла себя его душа, а грешник будет мучиться от той самой тьмы, которую он возлюбил. Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19). Святые Отцы и учители Церкви ясно раскрывают естественную зависимость будущей участи от направления земной жизни. Священномученик Ириней Лионский, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Египетский, преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий, преподобный Исаак Сирин, святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст — все они утверждают это учение как православное. Епископ Феофан Затворник, говоря о вечном блаженстве, определяет степень участия в блаженстве тем, “сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою” (“Письма к одному лицу”) . Но это не значит, что блаженство и мучения даруются помимо Бога; законы бытия всего мира установлены волей Божией; наказывается зло по правде Божией, только она руководится не чувством оскорбления, не желанием удовлетворения, а нравственным состоянием человека. Правде Божией невозможно, не отрицая себя, даровать мир и жизнь беззаконию.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Преподобный отвечал на это: — Чадо! Тебе должно непрестанно поучаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они говорят; однако же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и беспрепятственно отдаются в руки их. Тоже самое можем сделать и мы, хотя бы и не разумели силы священного Писания. Ибо, когда мы имеем в устах своих слова священного Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов Своих пророков и апостолов. Когда приблизилось время блаженной кончины преподобного, то он сказал своим ученикам: — Когда я умру, то не делайте поминок по мне, не собирайте братию на обед, но только позаботьтесь о том, чтобы приносилась божественная Жертва за мою грешную душу. Ученики его, услышав это, весьма опечалились и начали плакать. Но преподобный сказал им: — Не плачьте, чада! Еще не пришел час кончины моей, хотя уже он недалек от меня. Тогда ученики спросили его: — Как похоронить тебя, честный отец? Он же сказал им: — Привяжите к ногам моим веревки и выбросите меня за гору. Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его: — Неужели и ты, честный отец, боишься смерти? Но он отвечал им: — Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни моей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий. Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течении всей жизни своей. Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал: — Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжении всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный отвечал на это: — Чадо! Тебе должно непрестанно поучаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие отцы, что очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они говорят; однако же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и беспрепятственно отдаются в руки их. Тоже самое можем сделать и мы, хотя бы и не разумели силы священного Писания. Ибо, когда мы имеем в устах своих слова священного Писания, тогда демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов Своих пророков и апостолов. Когда приблизилось время блаженной кончины преподобного, то он сказал своим ученикам: — Когда я умру, то не делайте поминок по мне, не собирайте братию на обед, но только позаботьтесь о том, чтобы приносилась божественная Жертва за мою грешную душу. Ученики его, услышав это, весьма опечалились и начали плакать. Но преподобный сказал им: — Не плачьте, чада! Еще не пришел час кончины моей, хотя уже он недалек от меня. Тогда ученики спросили его: — Как похоронить тебя, честный отец? Он же сказал им: — Привяжите к ногам моим веревки и выбросите меня за гору. Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его: — Неужели и ты, честный отец, боишься смерти? Но он отвечал им: — Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни моей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий. Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течении всей жизни своей. Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал: — Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжении всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Преподобный Симеон Новый Богослов в «Благодарении Богу (I)» описывает, как он вымолил себе у Бога духовного руководителя – старца 794 . В «Главизнах практических и богоразумных» содержатся основополагающие мысли преподобного Симеона Нового Богослова о выборе истинного старца и о благоговейном послушании ему 795 . К сущности старческого руководства относятся слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что как «повинующемуся», так и «управляющему» необходимо приобрести такое качество, как «неозабоченность», или «беззаботность» 796 . 351 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. – Репр. – СПб., 1995. С.25. [Далее: Лествица]. 353 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого . Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться. 356 Цит. по: Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С.541. 357 См. ( Мф.19.10–12 ): «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». 397 В столп были заключены мученица Ирина при императоре Траяне, мч. Христина (†300) при Диоклетиане, мч. Варвара (†306). 398 Алексий (Кузнецов), иерш. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. [Далее: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество...] 405 Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Диссертация на соиск. ученой степени магистра богословия. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1977. С.136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие преподобного Варлаама Печерского Память 19 ноября В то время, когда преподобные отцы наши Антоний , Феодосий и Никон сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей – Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира 7532 . С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и – настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. – Хотел бы я, отче, – сказал он, – если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. – Благо хотение твое, чадо, – отвечал старец, – и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположении душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Среди вас не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мной " . Таким образом, авва Никон удалился”. Старец сказал брату: “Видишь, как диавол искушает святых?”» . Мытарство 3-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Преподобный Исаия Отшельник учил: «Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои» . Тот, кто ищет прощения, прощает и сам. Мы все нуждаемся в прощении, а это и значит, что должны прощать, о чем и молимся: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерою того, как Бог отнесется к нам. Сказано в одной из притч: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 32–35). Преподобный Иоанн Лествичник: «За какие грехи осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» Святитель Иоанн Златоуст учил: «Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных» . Собственно говоря, на чужие грехи обращают внимание, чтобы не видеть своих собственных, стараясь их не замечать. Но, как правило, замечая и говоря о чужих грехах, говорящий рассказывает о своих собственных. А если судит человека за грех, который сам не делал, отцы говорят, что Бог попустит таковому впасть именно в этот грех. Мы не раз говорили об этом. Преподобный Иоанн Лествичник так и учит: «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 11 октября 2016, 00:08 Игорю на комментарий от 27 августа 2016, 06:00 Игорь, по вашей логике и всё Предание церковное тоже " сочинение на вольную тему " , но без Предания наша вера уже не Православие, а в лучшем случае -- протестантизм. Для немощных в вере ваша логика вполне приемлема для избежания ошибок. Но, к примеру, святой человек всегда свят перед Богом и ближними, когда бы его Церковь земная не канонизировала.

http://pravoslavie.ru/96443.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010