Со времени преподобного Сергия не было ещё такого животворящего сдвига. Казалось, делание духовное, начавшись так дружно, расширится по всей земле нашей. Но иными путями повёл Невесту Свою Жених Церковный. Сам испивший чашу смерти, Он и ей предлагает очистительные крестные муки. Вот она, оплёванная, заушенная, поруганная, возводится на Голгофу и, обнажённая, пригвождается ко Кресту. Для верных чад её открывается путь исповедничества, мученичества, а главное – путь величайших скорбей и величайших лишений. Спросили однажды скитские отцы авву Исхириона: «Что сделали мы?» И он ответил: «Мы соблюдали заповеди Божии...» Отцы спросили: «Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?» Он ответил: «Они будут иметь делание вполовину против нашего». Отцы опять спросили: «А те, которые будут после них?» «Эти, – ответил авва, – отнюдь не будут иметь монашеского делания, но их, постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших» 1066 . Особые скорби, небывалые напасти – удел наших дней. В покаянном преодолении их – смысл нашей жизни. Отнятие видимой стороны христианства – главнейшее из всех лишений. Изгнание, заточение, горькие работы – ничто по сравнению с ним. Это отнятие храмов, по слову Божию, можно было бы предотвратить покаянием: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? ( Иоиль. 2:12–14 ). Но где мы слышали всеобщий призыв к покаянию, где видели архипастырей и пастырей, неотступно у жертвенников проливающих реки слёз и подвизающих к тому же народ свой? Дипломатические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них положили своё спасение. Ложно хотели сохранить царство Истины... И посмеялся Господь над ними и до конца изливает гнев свой. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? ( Иоиль. 1:16 ). Истощают, истощают до основания (ср.: Пс. 136:7 ) видимую сторону Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Ст. 21–23. Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим, и ешьте мясо. Ибо отцам вашим Я не говорил, и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о слове всесожжений и жертв, но такое слово Я заповедал им, говоря: послушайте голоса Моего и Я буду вам Богом, а вы будете мне народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедую вам, чтобы вам было хорошо. Отвергши храм их, отвергает и жертвоприношения, и косвенно обличает их, что они закалают жертвы не ради служения Ему, а из желания пиршеств. А из слов: отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о слове всесожжений и жертв, ясно дается разуметь, что сначала Он дал десятословие на скрижалях каменных, начертанное перстом Божиим, а уже впоследствии, после преступления идолопоклонства и головы тельца (Исх. гл. 31), дал повеление о жертвах, чтобы они приносились лучше Ему, чем демонам, – дал повеление, отменяя чистую религию заповедей Божиих и делая уступку относительно кровавых жертв и желания мяса. Ст. 24 – 25. Но они не послушали, и не приклонили уха своего, а отступили в волях (или желаниях) и нечестии сердца своего злого, и стали ко Мне задом, а не передом, с того дня, в который вышли отцы их из земли Египетской, даже до сего дня. Когда Я говорил: послушайте голоса Моего и Я буду вам Богом и проч.; они не послушали и не приклонили уха своего, но исполняли желания сердца своего и вопреки мысли апостола, забывавшая прежнее и простиравшаяся вперед, делали наоборот, желали прежняя и пренебрегали будущим. Словами же: с того дня, в который вышли отцы их из земли Египетской, даже до сего дня говорит, что все промежуточное время они провели оскорбляя Господа. Поэтому то и необходима была благодать Евангелия, которая спасла их не по их заслуге, а милосердием Господа. Ст. 26. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, всякий день, вставал с разсветом и посылая; но они не слушали Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою и поступали хуже, чем отцы их. Итак справедлив гнев Господень, который возгорелся и каплями потек на народ небрежный, жестоковыйный и не хотевший внимать словам Божиим. А каким образом Бог или с ночи, или на рассвете, или днем посылает пророков, об этом мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Чтобы уразуметь, что это воистину так, выслушай несколько примеров. Саул, царь Израилев, однажды помиловал, против воли Божией, Агага, царя амаликитян, и за это помилование был осужден Богом, – не только он сам, но и все потомки его ( 1Цар. 15 ). И Ахав, захватив царя Ассирийского Адера, помиловал его, вопреки тому, что было угодно Богу, и отпустил его с великими почестями; и Бог послал к Ахаву некоего пророка, сказавшего: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека-убийцу... душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (Ср.: 3Цар. 20, 26–34, 42 ). Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, «по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» ( 3Цар. 20, 35–37 ). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший – пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться. Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков. Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем». И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Когда душа Спасителя сходила во ад, она, поскольку оставалась ипостасно единой с Божественным Словом 2016 , не оставила никакой возможности силам, пытавшимся овладеть ею. Представ перед смертью, тлением и силами ада как простой смертный. Он разрушил их как Бог. Прибегая к символическому языку в невозможности для человека рационально выразить эту победу Христа, святые отцы часто говорят, что смерть, тление и диавол угодили в западню. Так, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Смерть приступает и, поглощая приманку тела [Христова], пронзается крючком Божества; вкусив безгрешного и животворящего Тела, погибает и выводит всех тех, которых некогда поглотила. Как привнесением света уничтожается тьма, так и тление прогоняется натиском жизни» 2017 . Преподобный Максим Исповедник показывает, как Христос, искушаемый в пустыне, запутывает диавола в его собственных сетях, представ перед ним простым человеком, вынуждая его нападать, – тем самым святой использует тот же образ, который употребил преподобный Иоанн Дамаскин , дабы показать, как Христос превозмог смертью владычество зла 2018 . Преподобный Максим Исповедник показывает, как посредством того же самого Христу удается обратить процесс падения: «Как прежде [змей] поглотил человека, прельстив надеждой на обожествление, так потом, прельщенный той же человеческой плотью, должен был изрыгнуть того, кого поглотил. И был явлен преизбыток Божественной силы: она одолела крепость победителя, послужив оружием для слабой природы побежденного. Отныне именно Бог Своей человеческой природой побеждает диавола, а не диавол – человека обещанием Божественной природы» 2019 . Со смертью Христа окончательно умирает ветхий человек, древний Адам, падший и больной образ существования человечества, подверженный неограниченной власти диавола, греха и смерти. Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим. 6:6 ). Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею ( Евр. 9:26 ). Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ), и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр. 2:15 ). Также пишет святитель Афанасий: «Случилось так, что сразу удивительным образом произошло и то и другое: когда смерть, относящаяся ко всем, исполнилась в Господнем теле и когда смерть и тление были уничтожены сопребывающим Словом» 2020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Святые отцы рекомендуют людям, совершившим грех, рассматривать его причиной самого себя и чистосердечно в этом раскаиваться, не пытаясь оправдаться внешними обстоятельствами, в роли которых иногда выступают и другие люди, соблазняющие нас Преподобный Антоний Великий говорит: " в соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно предается разленению, то не может быть непобеждаемою " (цит. по 8:63,64). Каждый человек сам выбирает свой путь. Ибо " Он (Бог - П.В.) от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему " (Сир.15:17). Каждый сам виновен в совершении им греха, так как " искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть " (Иак.1:14-15) При этом " Бог не искушается злом и Сам не искушает никого " (Иак.1:13) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку " не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести " (1Кор.10:13). " Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога " (преподобный Исаак Сириянин. Цит. по 20:152). " Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку " (преподобный Макарий Великий. Цит. по 43:364). " Вступившие в борьбу по внутреннему человеку и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения непрестанно наветуют нам, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу - им дана власть подстрекать. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их вредоносную славу или свободно соглашаться с ними " (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Цит. по 86:182).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

1171. «Ведая враг, — говорит преподобный Иоанн Карпафийский, — молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну и отторгнути нас от сея тщася, в желание нас влагает еллинских словес, от нихже отступихом, и о сем упражнятися подущает. Ему же да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблудше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: Премудрость бо мира сего буйства у Бога вменися» — …премудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). Многие святые Отцы обладали значительною ученостию человеческою; но они приобрели ее до вступления в монашество. По принятии монашества они исключительно занялись, по заповеданию Господа (Мф. 13. 52), изучением Царства Небесного, или Богословия в обширнейшем значении этого слова. Святые Отцы называют Богословие, изучаемое монашескою жизнию, наукою из наук, художеством из художеств (Добротолюбие. Ч. 4. Преподобного Кассиана Слово о рассуждении). Тысячелетней жизни не достаточно для удовлетворительного изучения его. Оно необъемлемо: потому что предмет его — Бог — необъемлем, и, сколько ни изучается, при всех познаниях о Нем, пребывает непостижимым. 1172.  …так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк. 17. 26–30). 1173. «Вертеться во все стороны»: так бывает с неискусными в борьбе с бесовскими помыслами. Преподобный Кассиан Римлянин описывает, что некоторый неискусный старец, ощутив внезапную сильную блудную брань, нанесенную демоном, по причине ее «аки от пьянства семо и овамо обращашеся». Добротолюбие. Ч. 4. Слово о рассуждении. 1174. Четьи-Минеи, житие преподобного Макария Великого, января 19 дня. Также Алфавитный патерик. 1175. Преподобный Кассиан повествует, что такой обычай существовал по всем общежительным монастырям Египта. О постановлениях общежитий, кн. 2, гл. 12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

89:2). Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя, избавь меня от окруживших меня (Пс. 31:7). Они в том поступают так, как дети малые, которые, или в болезни страдая, или видя какую находящую беду, к отцу или матери своей простирают руки и прибегают. Так и христиане, которые есть сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26), ниоткуда не ища и не ожидая помощи, к Богу, как Отцу своему, прибегают и простирают руки, Который говорит: « Не оставлю тебя и не покину тебя», – так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5-6). Дерзают христиане и говорят: Одни на колесницах, и другие на конях; мы же имя Господа Бога нашего призовем. Они преткнулись и пали; мы же восстали и исправились (Пс. 19:8-9). К этому безопасному прибежищу прибегали праотцы, Авраам, Исаак и Иаков, и получили помощь. К этому семя их праведное и израильтяне простерли руки свои в рабстве египетском – и избавились. К этому в печи вавилонской разожженной три отрока возопили – и спаслись. К этому в новой благодати апостолы, святители, мученики, пустынники, преподобные отцы и прочие святые воздевали преподобные свои руки – и не постыдились. К этому и ныне благочестивые люди верою приступают и вопиют к Нему с пророком: На Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали и спаслись; на Тебя уповали и не постыдились (Пс. 21:5-6). И молятся с упованием: Да будет, Господи, милость твоя на нас, как мы и уповали на Тебя (Пс. 32:22), – и не посрамляются. Смотри, возлюбленный христианин, сколь велико блаженство христиан и в этом веке! Если Бог прибежище и помощь христианам, как отец чадам своим, то кто им что может сделать? Если Бог за нас, кто против нас?– говорит блаженнейший Павел (Рим. 8:31). Весь свет не может ничего, ибо весь свет как ничто против Бога, мановению Которого все повинуется. Огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, яд смертоносный не умерщвляет, зубы зверей не касаются верного и уповающего на Господа, цари и мучители страшные с беззаконным своим полчищем не могут победить одного христианина, ибо Господь сил с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (ст. 13). Обратив внимание на веру сотника и обличив маловерующих иудеев, а вместе с тем и всех нас, маловерующих православных, Господь совершил чудо и показал, что истинная вера не остается без вознаграждения. Святые отцы считают одной из самых важнейших добродетелей память смертную. Преподобный Нил Сорский говорит, что она нужна нам, как хлеб. Как из всей пищи более всего необходим хлеб, так и из всех добродетелей более всего необходима нам память смертная. Вот почему я и огорчаю вас, и, можно сказать, уязвляю, и обличаю для того, чтобы возбудить в вас память смертную, эту нужнейшую добродетель, чтобы мы всё делали, помня о том, что все мы умрем, все предстанем пред Господом и будем отвечать за все свои дела, слова и мысли. Мы должны с полной ответственностью подойти к делу своего спасения, чтобы Церковь была для нас не каким-то воскресным утешением, не скажу развлечением, но действительно, как говорят святые отцы, вра-чебницей — местом, где мы получаем исцеление и избавляемся от вечной смерти. А вечная смерть — это смерть души, полное и окончательное отпадение от Бога, это тьма кромешная, горькое сожаление и скрежет зубов, плач, который никогда не будет утешен. Как говорил преподобный Макарий Великий монахам, желавшим получить от него наставление, «братья, будем плакать здесь, чтобы не плакать там, где наши слезы будут жечь наши тела». Аминь. 30 июня 1996 года О том, что никакое занятие не может помешать быть истинно верующим Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (ст. 5–6). Сотником, иначе говоря центурионом, назывался командующий одним из небольших подразделений римского воинства — сотней, или центурией. В то время римляне владели Иудеей, и поэтому, как правило, все евреи относились к ним с внутренней враждой. Но из повествований евангелистов мы знаем, что именно этот римский сотник был человеком верующим. Он не был многобожником и идолопоклонником, как его соплеменники, но верил в Единого Бога и даже жертвовал деньги на постройку иудейской синагоги, куда иудеи, если не имели возможности посещать Иерусалимский храм, собирались в субботний день, чтобы читать Священное Писание и молиться Богу. За это сотник, как бы в виде исключения, пользовался расположением еврейского народа и, может быть, потому-то и дерзнул подойти ко Господу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И слово Божие, и святые отцы учат нас веровать в то, что праведников в Будущей Жизни ожидают радости неизъяснимые, блаженство неизреченное. Слово Божие говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2,9). Святитель Иоанн Златоуст глаголет: " Там все мир, радость, веселие, сладость... все день, все свет, вседашнее вожделение блага " . Преподобный же Ефрем Сирин прибавляет к сему: " Там единственное, вожделенное, всегдашнее радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходящее солнце... Там глас празднующих... там несравненная радость, о которой устам человеческим и сказать невозможно. Там нет ни печали, ни воздыхания, но всякий по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренне " . Так учат нас и слово Божие, и святые Отцы о радости неизъяснимой и блаженстве неизреченном, ожидающих праведников в Будущей Жизни. Так ли это на самом деле? Преподобный отец наш Серафим Саровский так некогда говорил одному из своих учеников: " Однажды я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14,2), то есть для тех, вторые служат Ему и прославляют Его святое имя. На этих словах Христа Спасителя я остановился и возжелал видеть эти Небесные обители и молил Господа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение: вот, я восхищен был в эти обители, только не знаю – с телом или кроме тела. Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать тебе невозможно " . И с этими словами отец Серафим замолчал. В это время он склонился несколько вперед, голова его с закрытыми очами поникла долу и простертою дланью правой руки он одинаково тихо водил против сердца. Лицо его постепенно изменялось и издавало чудный свет и наконец до того просветилось, что невозможно было смотреть на него; на устах же и во всем выражении его были такая радость и восторг небесный, что поистине можно было назвать его в это время земным Ангелом и Небесным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

Каждому из нас приходится жить одновременно на нескольких уровнях. Мы всегда в какой-то степени на поверхности, ибо вовлечены в круговорот событий и впечатлений земной жизни. Но одновременно мы призваны жить на глубине — там, где и происходит подлинная жизнь, «жизнь с избытком». Духовное путешествие заключается в том, чтобы постепенно все более и более отрешаться от внешнего и прилепляться к внутреннему, приобщаться к тому, что является сердцевиной жизни. Как происходит приближение человека к Богу? На этот вопрос преподобный Симеон отвечает в главе 39 третьей сотницы: Что-то привносится нами, а что-то дается нам свыше от Бога. Ибо чем больше мы очищаемся посредством наших трудов и священных усилий, тем больше светимся светом умиления, и чем больше сияем светом, тем больше очищаемся слезами, принося свое и взамен свыше получая даруемое. Вот один из непреложных законов духовной жизни: «что-то привносится нами, а что-то дается от Бога». Наша жизнь в Боге есть сочетание того, что совершается нашими руками, и того, что творит Бог Своими руками. Мы призваны к сотрудничеству, к соработничеству, к тому, что Святые Отцы называли «синергией» — совместным творчеством Бога и человека. Есть вещи, которые зависят от нас, которые в нашей власти, а есть то, что от нас не зависит и что не в нашей власти. От нас зависит, будем ли мы исполнять заповеди Божии, посещать больных, помогать бедным, делить свой хлеб с голодными. От нас зависит, соблюдать или не соблюдать посты, посещать или не посещать церковь, подавать или не подавать милостыню. А от Бога зависит все то, что называется плодом духовной жизни — те многие и великие дары, о которых апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2:9). Об этих дарах много и вдохновенно пишут преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, чью память мы празднуем в Великом посту, и многие другие Отцы Церкви. Но не меньше говорят они и о ежедневном трудничестве, о возделывании собственного сердца, об исполнении заповедей — обо всем том, что «привносится нами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010