15. Примеры наказания Божия за недостойное причащение Св. Тайн или кощунственное обращение с ними.     «Ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня» (1Кор.11:29).    1. Св. Ап. Павел повествует, что в церкви коринфской многие из недостойных причастников подвергались за свою вину тяжким болезням и самой смерти (1Кор.11:30).    2. В церкви карфагенской, по свидетельству св. Киприана, один недостойный причастник вдруг после причащения сделался немым, а у другого расторгся надвое язык (из книги о падших).    3. Во времена св. Златоуста, по словам его, недостойные причастники подвергались иногда, видимо, мучениям от злых духов.    4. Св. Киприан рассказывает, что когда одна женщина, отпавшая от веры из страха мук, во время гонения хотела было по обыкновению своему открыть ковчег, в котором хранились дары, дабы приобщиться оных, то из ковчега исшел огонь, так что вероотступница не смела даже прикоснуться к ним (из книги о падших).    5. О другом недостойном причастнике повествуется, что когда он тайно приступил с другими к св. чаше и уже хотел вкусить Тело Господня, в руках его оказался пепел (оттуда же).    6. Когда преподобномученица Евдокия была схвачена воинами и приведена на суд, то, снимая с нее одежды, воины заметили, что выпала на землю частица Пречистого и Животворящего Тела Христова, которую взяла с собой мученица Евдокия, выходя из монастыря своего.    Слуги, подняв упавшую часть Божественного Тела Христова и не зная, что это такое, принесли ее правителю. Лишь только он протянул руку свою и хотел взять принесенную ему святыню, тотчас частица Тела Христова претворилась в огонь, и образовался от нее великий пламень, которым попалены были слуги игемоновы, и у самого его повредило пламенем левое плечо.    «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, со страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть» (Молитва перед причащением).    7. Преп. Евфимий Великий ( 473 г.) имел дар по внешнему виду человека познавать внутренние движения его духа и помышления — добрые и злые, и когда братья приобщались Божественных Тайн, он знал, кто с какой душой приобщается, одних, которые приступают достойно, видел просвещающимися от причащения, а других, так как дерзали приступать недостойно, помрачающимися и лица их как бы мертвыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

6). Из описания Филона не видно, были ли ферапевты христианами, но описание Филона, как светского писателя, поверхностно; притом, в это время многие не отличали христианства от иудейства, признавая первое сектой второго. В жизнеописании преподобного Антония Великого, которое составил современник его, святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, упоминается, что в то время, как святой Антоний вступил в монашество, — Антонию тогда было около двадцати лет, монахи египетские проводили уединенную жизнь в окрестностях городов и сел. Преподобный Антоний Великий скончался в 356 году по Рождестве Христовом, будучи ста пяти лет (Vies des pures des dйserms d " Orient). — Имеется факт, доказывающий, что и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском городе Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было семьдесят иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было тридцать инокинь (Четь-Минеи, марта 1-го дня). Траян начал царствовать с 96-го года по Рождестве Христовом. — В последних годах III века преподобный Антоний Великий положил начало пустынножительству; в конце первой половины IV века преподобный Пахомий Великий основал Тавеннисиотские общежития в пустыне Фиваидской, а преподобный Макарий Великий — жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, близкой к Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устраиваемые для этого жительства, получили название скитов. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший во второй половине IV века, изучил монашескую жизнь среди египетских иноков; возвратившись в отечество свое, Каппадокию, проводил там, в пустыне, монашескую жизнь до вступления своего в служение Церкви и написал правила для монахов, которые впоследствии частью приняты в руководство, а частью — в назидание всей Восточной Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Переведено из Anal, sacn; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса. Творение неизвестного, – подражателя св. Роману Сладкопевцу. Из начальных букв икосов видно, что акростих здесь только начинающейся, по подражанию св. Роману: Το. В Афонском кондакарии сих кондака и икосов нет – Св. преподобномученица Евдокия родом Самарянка, жила во времена Римского императора Траяна (98 –117 г. по Р. Хр.), в Илиополи, древнем городе, сопредельном с Иудеею. Пришедши в совершенный возраст она долгое время препровождала в крайнем непотребсте и развращении, как известнейшая всем блудница, каковым способом, согласно повествованию о ней в славянской Ч.-Минее, она собрала себе богатство столь великое, с каковым могли равняться только царские сокровища. Господу угодно было исхитить ее из бездны погибели, в которой находилась она, чрез некоего благочестивого инока, именем Германа. По близости жилища своего к хижине, в которой пребывал св. Герман, она, в ночной тишине услышав однажды, что, по обыкновению, он читал от божественных писаний – о последней судьбе мира, о страшном суде Божием, о вечных муках, уготованных для грешников и безконечном блаженстве для праведников, – столь сильно поражена была слышанием всего этого, что не могла уснуть во всю эту ночь, и затем немедленно пригласила с себе св. Германа, чтобы он подробно изъяснил ей все учение истинной веры, приводящее ко спасению. Действием всеосвящающей и спасающей благодати Божией, Евдокия тотчас объявляет сему благочестивому мужу – страннику, что она вполне убедилась его словами, и согласна вполне принять христианскую веру; после чего вскоре принимает св. крещение, и затем вскоре же поручает Эпископу Илиополя все множество греховным образом нажитого ею богатства, прося его раздать все оное нищим и употребить, по его усмотрению, на дела благочестия; сама же посвятила себя строгому иноческому житию, в котором превзошедши всех о Христе сестре своих, была поставлена игумениею монастыря в котором подвизалась. С течением времени, она достигла столь высокой степени благочестия и близости своей к Богу, что совершила множество великих чудес, как, например, неоднократно воскресив мертвых. Св. подвижница сия сподобилась принять венец мученический, когда, па место умершего игемона, благочестивого христианина – Диогена, вступил в управление злочестивый и лютый гонитель христан, игемон Викентий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К ним ходили за помощью, за советом, за утешением, но ходили в сумерки, вечерком, ночью, чтобы меньше видели, меньше говорили. Они же ни к кому не ходили, потому что боялись с собою принести и подозрения, и кару на ту семью, где бы они побывали. В первый день Троицы 1931 года я пришел к игумении Афанасии, зная, что у нее праздник, что она по-праздничному бездеятельна и что она будет рада мне. Нашел я ее в десяти шагах от ее дома в небольшом перелеске. Она только что пережила очередное воспаление легких, была слаба, и все ее радовало в ее возвращении к жизни. Стоял чудесный день, жужжали пчелы, пахло лесом. Божий мир стоял во всей своей красе. А через час, когда я ушел, пришла грузовая машина, привезла оперативных работников НКВД, те перевернули жилище, обыскали его, ничего не нашли конечно, и забрали игумению Афанасию с собой в районный центр, Наро-Фоминск " . Преподобномученицы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева). Икона Зосимовой пустыни Вместе с игуменией Афанасией была в то время арестована и послушница Евдокия . Игумению обвинили в активной антисоветской деятельности и агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти в деревне, в особенности коллективизации. Виновной она себя не признала. Отвечая на вопросы следователя, игумения Афанасия сказала: " В 1920 году я была избрана игуменией и была ею до 1928 года. Во время моего игуменства был полный порядок и все мне подчинялись. В результате все было хорошо. Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана Ему в настоящее время и готова за Бога и за Христа жизнь положить. Больше показать ничего не могу " . Содержалась в тюрьме во время следствия. Через несколько дней после ареста состояние здоровья игумении резко ухудшилось и ее отправили в Наро-Фоминскую больницу в заразный барак, откуда она написала врачу: " Многоуважаемый Михаил Михайлович! Шлю вам привет из Наро-Фоминской больницы. Лежу в заразном бараке. Чувствую себя плохою. Все болит, а особенно левый бок. Температура повышена. Просила дать мне бумагу о моей болезни и нетрудоспособности, но мне ответили – “пока полежите”. Сердце мое истерзалось. Осталась я одна. Дуню, наверное, пока я в больнице, угонят, как угнали уж многих. Боюсь я, как бы Антонию без меня не взяли. Войдите в мое положение! Что буду я делать одна, когда не в состоянии понести и пяти фунтов. Хотя бы Вы что-нибудь мне написали и с кем-нибудь ручно передали. Письма и посылки в больницу передают, но личного свидания не разрешают. Может быть, Вы увидите Антонию. Скажите ей, чтобы она прислала мне молитвенник и Часослов маленького формата. Неизвестность хуже всего. Буду ждать от Вас какого-нибудь слова. Не забывайте меня, находящуюся в большом горе и всегда Вас уважающую " .

http://drevo-info.ru/articles/13677467.h...

(Сост. до Сочин. Иннокентия, митр, моек, т. I). Приложение. К беседе 2. Примеры наказания Божия за недостойное Причащение Святых Тайн или кощунственное обращение с ними Ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня ( 1Кор. 11:29 ). 1) Святой апостол Павел повествует, что в Церкви Коринфской многие из недостойных причастников подверглись за свою вину тяжким болезням и самой смерти ( 1Кор. 11:30 ). 2) В Церкви Карфагенской, по свидетельству св. Киприана, один недостойный причастник вдруг после Причащения сделался немым, а у другого расторгся надвое язык (Из кн. о падших). 3) Во времена св. Златоуста, по словам его, недостойные причастники подвергались иногда видимо мучениям от злых духов („Перв. нед. велик, поста“. Киев, стр. 259). 4) Св. Киприан рассказывает, что когда одна женщина, отпавшая от веры, из страха мук во время гонения, хотела было, по обыкновению своему, открыть ковчег, в котором хранились Дары, дабы приобщиться их, то из ковчега изошёл огонь, так что вероотступница не смела даже прикоснуться к ним (Из кн. о падших). 5) О другом недостойном причастнике повествуется, что когда он тайно приступил с друзьями к Святой Чаше и уже хотел вкусить Тела Господня, в руках его оказался пепел (Оттуда же). 6) Когда преподобномученица Евдокия была схвачена воинами и приведена на суд, то, снимая с неё одежды, воины заметили, что выпала на землю частица пречистого и животворящего Тела Христова, которую взяла с собою мученица Евдокия, выходя из монастыря своего. Слуги, подняв упавшую часть Божественного Тела Христова и не зная, что это такое, принесли ее правителю. Лишь только он протянул руку свою и хотел взять принесенную ему святыню,-тотчас частица Тела Христова претворилась в огонь, и образовалось от неё великое пламя, которым попалены были слуги игемоновы и у самого его повредило пламенем левое плечо („Четьи-Минеи“ 1 марта). „Хотя ясти, человече, Тело Владычне, со страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть“ (Молитва пред причащением). 7) В одном монастыре на острове Кипре близ пристани Таде, именуемый Филоксеновым, жил один монах, родом из Милета, по имени Исидор, который непрестанно о чем-то горько плакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сост. А.Н.Стрижев Мученицы села Пузово Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии Материалом для жизнеописания послужила стенограмма рассказов послушницы Евдокии – Поли, записанных в первой половине двадцатых годов, то есть спустя несколько лет после кончины преподобномученицы. Запись была сделана Валентиной Долгановой, келейницей епископа Варнавы (Беляева) , и по его благословению. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, Наташу за несколько дней до своей смерти она отослала домой; так сохранился до середины 60-х годов свидетель великой духовной высоты мученицы. Сама Наташа сожалела только об одном: что не сподобил ее Господь разделить мученическую кончину со своей старицей. Пятая келейница, Пелагея, хотя и была во время ареста с Евдокией и видела все ее мучения и кончину, Богом была оставлена свидетельствовать о жизни и страданиях старицы. Свидетельница подвигов Евдокии Поля и сама была большой подвижницей. О ней сохранилась такая запись Валентины Долгановой: «До того как старица взяла ее к себе, Поля каждый день по окончании работы по монастырскому послушанию в Дивееве после шести вечера убегала за шестнадцать верст в село Пузово и молилась там вместе с Дуней всю ночь, а на рассвете спешила на монастырское послушание. Послушание она несла на водокачке. Так она прожила три года. Во время молитвы много клала земных поклонов, говоря: «Поклоны класть – это землю распахивать». Евдокия много учила ее смирению и терпению при разных обстоятельствах. Однажды послала матушка-игумения Полю в деревню купить лука для посадки. Поля зашла к Дуне, и та оставила ее у себя и продержала две недели, пока пора посадки лука прошла. После этого всем послушницам в монастыре дано было право Полю бранить и смирять, а она всем кланялась в ноги, молчала и терпела. В другой раз игумения послала ее с двумя старшими монахинями в Понетаевский монастырь отнести срочное письмо, при этом письмо велела нести Поле. Зашли опять к Дуне. Та ее не пускает, а монахини без нее не идут, потому что письмо у Поли и Дуня не разрешает его передать. Много и в этом случае пришлось потерпеть Поле. Много терпела Поля, пока Дуня не забрала ее из монастыря к себе, но и здесь жизнь ее не была легкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Родилась в аристократической христианской семье в Риме. Она решила посвятить свою жизнь Христу. Накануне свадьбы она вместе с двумя рабынями, покинула родительский дом. Они сели на корабль и высадились на острове Кос. Святая попросила своих спутниц называть ее Ксенией — то есть «чужестранкой». Здесь Ксения построила церковь в честь первомученика Стефана. Позднее она приняла монашество и стала диакониссой. День памяти 6 февраля. Преподобномученица Ксения (Петрухина) (1897–1938) Родилась в крестьянской семье. В 16 лет стала послушницей в Успенском монастыре в Коломне. После закрытия обители в 1919 году Ксения вернулась в родное село. В 1931 году была арестована и направлена в тюрьму. Тройка ОГПУ приговорила послушницу к трем годам ссылки в Казахстан. Вернувшись домой, Ксения устроилась санитаркой, продолжая ходить в храм. В 1938 году вновь была арестована и по обвинению в «контрреволюционной деятельности» приговорена к расстрелу. Казнь произошла весной на Бутовском полигоне. День памяти совершается 20 марта. Преподобномученица Ксения (Черлина-Браиловская) (1881–1937) — в миру Евдокия, родилась в Харькове. В 1917 году приняла монашеский постриг в Серафимо-Дивеевском монастыре. После разорения обители монахиня поселилась в селе Александро-Воронцовское, где продолжала нести подвижническую жизнь. В апреле 1933 года святая была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной монархической организации». Ее приговорили к восьми годам лагерей. Уже в заключении она по доносу вновь была обвинена в антисоветской агитации. Виновной Ксения себя не признала. Была приговорена к расстрелу. День памяти совершается 15 сентября. Известные люди с именем Ксения: Ксения Годунова (1582–1622) Дочь царя Бориса Годунова стала свидетельницей убийства своей матери и брата после того, как в Москву вошел Лжедмитрий I. Самозванец заставил ее принять монашеский постриг и отправил в монастырь неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Скончалась в возрасте 40 лет и была похоронена в усыпальнице Годуновых, в Лавре. Ксения Алферова (род. в 1974 г.)

http://foma.ru/imya-kseniya.html

Борисоглебский Аносин монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова. Содержание История [ править править код ] Матушка-основательница В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Основательница обители Женская Оптина В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Лихолетье После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

«...в царствование римского императора Коммода – Коммод вступил на престол в 180 году по Рождестве Христовом – вельможа римский Филипп сделан был правителем Египта. В то время в александрийском предместии был монастырь; о епископе того времени, святом Елие, упоминается, что он с юности вступил в монашество. Иудейский историк Филон, современный апостолам, гражданин Александрии, описывает жизнь ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, точно такою, какою изображена преподобным Кассианом жизнь первых александрийских монахов и называет жилища их монастырями». «В жизнеописании преподобного Антония Великого , которое составил современник его, святой Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, упоминается, что в то время как святой Антоний вступил в монашество, – Антонию тогда было около 20 лет, – монахи египетские проводили уединенную жизнь в окрестностях городов и сел. Преподобный Антоний Великий скончался в 356 году по Рождестве Христовом, будучи 105 лет». «...и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском городе Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь». «В последних годах III века преподобный Антоний Великий положил начало пустынножительству; в конце первой половины IV века преподобный Пахомий Великий основал Тавеннисиотские общежития в пустыне Фиваидской, а преподобный Макарий Великий – жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, близкой к Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устроиваемые для этого жительства, получили название скитов. Святой Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший во второй половине IV века, изучил монашескую жизнь среди египетских иноков; возвратившись в отечество свое, Каппадокию, проводил там, в пустыне, монашескую жизнь до вступления своего в служение Церкви, и написал правила для монахов, которые впоследствии частью приняты в руководство, а частью в назидание всею Восточною Церковью. Таким образом монашество, таившееся в окрестностях городов и сел, в 4-м веке, переместилось в большинстве своем в необитаемые пустыни. Там развилось и разрослось оно, как на свойственной себе почве. Впрочем и в городах, и в окрестностях городов монастыри и пребыли, и вновь устраивались».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010