Марта 7 (20) Преподобномученица Евдокия (Синицына) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Евдокия (Синицына) родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии. Она подвизалась в Князь-Владимирском женском монастыре Московской епархии до 1929 года, когда монастырь был закрыт. Эта обитель находилась в 25 верстах от Москвы, при сельце Филимонках. Она была основана в 1890 году княгиней СвятополкЧетвертинской, и во время пребывания здесь монахини Евдокии в ней подвизалось около 100 сестер, имелось два каменных храма: Троицкий и Успенский. После закрытия монастыря послушница Евдокия осталась жить в домике в Филимонках, в котором проживала вместе с родственницей Татьяной Жуковой, тоже ранее жившей в монастыре, имевшей больную мать. Евдокия ухаживала за больной старушкой, а Татьяна работала. Иногда Евдокия выезжала в Москву, встречалась с другими монахинями. Одна из них проживала на Малой Грузинской улице. В январе 1938 года некий коммунист, живший в этом же доме, написал на Евдокию в НКВД донос. 25 января была выписана справка на арест послушницы, где в качестве обвинения значилось: «После закрытия монастыря Синицына совместно с другими лицами проводит в деревне контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в круги церковников молодежь и детей.» Доносчик был вызван на допрос, где рассказал следователю, что послушница Евдокия «распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в кружки церковников, особенно резкую работу она ведет среди молодежи и детей, благодаря чему многие выходят из комсомола. Синицына вместе с другими монашками ходят по районам, где расположены военные заводы и другие промышленные пункты, где особенно ведут свою агитационную работу. возможно, ведут шпионскую работу. Эта группа располагает большими средствами, но источник их я не знаю (возможна связь с заграницей). Синицына приезжала в Москву с целью подорвать выборы, распространяла контрреволюционные слухи. лично меня старалась вовлечь в свою организацию, давала церковную литературу, старалась отклонить меня от правильного пути. во время проводимой коллективизации вела разлагательскую работу, благодаря чему очень многие вышли из колхозов.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая, исполненная великой веры, обращалась к Богу с молитвой и испрашивала у Него возвращение людей к жизни 14 марта. ПРАВМИР. Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Душа ее омертвела, сердце ожесточилось. Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. «Бог отмщения да запретит тебе», — с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: «Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой». И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Марта 1 (14) Преподобномученицы Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова), мученик Василий (Архипов) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе. Десять лет до революции 1917 года Евдокия Сергеевна была послушницей Казанского Явленского монастыря в городе Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь . Сразу после революции монастырь был закрыт. Послушница Евдокия уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма. Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что «22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна.» Власти приступили к опросу свидетелей. Послушница Евдокия была арестована 16 февраля 1938 года и в тот же день допрошена. – 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь. -Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай. собрания не было и никаких вопросов не разбирали. -Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     23 января (5 февраля)   Преподобномученицы Евдокия (Кузьминова), Екатерина (Черкасова) и мученица Милица Кувшинова   Преподобномученица Евдокия родилась 4 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии. Отец ее, Петр Давидович Кузьминов, был отставным солдатом Санкт-Петербургского гренадерского Фридриха-Вильгельма  III полка, мать, Александра Ивановна, – дочерью крестьянина Ивана Иванова из деревни Котерёво, расположенной в трех верстах от Воскресенска. Родители обвенчались в январе 1879 года по возвращении Петра Давидовича с войны, где его полк участвовал в основных сражениях, в том числе и под Плевной. На следующий день после рождения девочки священник приходской церкви Вознесения Господня Сергий Холмогоров крестил ее с именем Евдокия в честь преподобномученицы, память которой праздновалась 4 августа. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой стала великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла послушание сестры милосердия. Когда монастырь был советской властью закрыт, она вернулась на родину, но впоследствии за пребывание в монастыре власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении ее в правах, но получила ответ: «В правах гражданства отказать, как бывшей монахине». В Истринском районе тогда жила послушница Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерина (Черкасова). Преподобномученица Екатерина родилась 21 ноября 1892 года в деревне Кашино Яропольской волости Волоколамского уезда Московской губернии в крестьянской семье Михаила Поликарповича и Елены Ильиничны и на следующий день была крещена в приходской церкви Рождества Богородицы с именем Екатерина, в честь великомученицы Екатерины.

http://fond.ru/kalendar/87/milica/

Март 1 марта 1. Преподобномученица Евдокия . Жила в финикийском городе Илиополе в царствование императора Траяна. Сначала погрязала в разврате, но потом раскаялась [в своей порочной жизни], взяла на себя подвиг поста и увенчала [свою жизнь] мученичеством. [Своим] блудодеянием она скопила огромное богатство. Переворот в ее жизни, по Божию Промыслу, сделал некий пожилой монах Герман, и причем невольно. Придя по делам в город, он остановился у одного христианина, дом которого примыкал к дому этой Евдокии. Когда ночью, следуя иноческому обычаю, он начал читать Псалтирь и еще какую-то книгу о Страшном Суде, Евдокия услышала его голос и со вниманием стала впитывать в себя каждое его слово. Объяли ее страх и ужас, так что до самого рассвета не сомкнула она глаз. Едва только рассвело, она послала слуг, чтобы те умолили монаха прийти к ней. Герман пришел, и между ними состоялась долгая беседа о том, о чем старец читал ночью, и вообще о вере и спасении. Плодом этой беседы стало то, что Евдокия обратилась к местному епископу с просьбой крестить ее. После крещения она передала всё свое имущество Церкви для дальнейшей раздачи нуждающимся, отпустила своих слуг и рабов, а сама удалилась в женский монастырь. И при этом так решительно посвятила себя монашеской жизни: послушанию, терпению, бдению, молитве и посту, – что спустя 13 месяцев ее избрали игуменьей. Прожила она в монастыре 56 лет и удостоилась от Бога такой благодати, что даже воскрешала мертвых. Когда наступило гонение на христиан со стороны некоего князя Викентия, святая Евдокия была усечена мечом. Вот удивительный пример того, как сосуд скверны может очиститься, освятиться и исполниться драгоценным небесным благоуханием – по благодати Духа Святого. Некогда жена, греха исполнена, Напоследок – покаяньем кроткая, Евдокия Богу молилася, Преклоняя колени, слезы лила, Возбудила этим ярость сатаны, Так что с гневом он воззвал ко небесам: – Послушай, Михаил, воевода Небесных Сил, Правду ты говоришь да неправду творишь! Зачем расхитил мой двор,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая мученица за Христа Евдокия была по происхождению самаритянкой. Она жила в гор. Илиополе в Финикии Ливанской в правление императора Траяна (96–116). Ничего не зная о Боге, она позволила блуду увлечь себя и порочила свое тело, которое Создатель наделил редкой красотой. Столь многие приходили издалека, предлагая ей большие деньги, что через это постыдное ремесло она накопила огромное состояние. Так жила она без забот до того дня, пока не остановился в доме по соседству монах по имени Герман. Он прибыл в город за какой-то надобностью. Вечером, сотворив в надлежащий час в своей комнате богослужение, как если бы он был в монастыре, Герман принялся громко читать книгу, в которой говорилось о Страшном Суде, о наказании грешников и вознаграждении праведников. Услышав эти грозные слова, Евдокия внутренне содрогнулась. Совесть ее вышла из оцепенения, в которое была погружена на протяжении долгих лет, прожитых во грехе. Всю ночь она лила горькие слезы. Утром грешница поспешила к Герману и, упав ему в ноги, со слезами молила указать ей путь ко спасению. Как благоразумный духовник, Герман наставил Евдокию надлежащим образом в вере и отправил домой, чтобы она испытала твердость своих намерений, проведя неделю в уединенной молитве. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Евдокию радостно встретили избранники Божии. А вне пределов Царства Небесного диавол, в обличье некоего исполина, черного и отвратительного, обвинял Господа в несправедливости. По его мнению, Бог слишком скоро принял покаяние развратной женщины. Тогда с небес раздался нежнейший голос: «Таково благоволение (по-гречески εδοκα) Божие – сочувственно принимать кающихся». И по слову Господню Архангел вновь перенес Евдокию в ее жилище. Он обещал, что благодать Божия будет ей поддержкой в борьбе с грехом, которую она отныне поведет. Полная радости и веры в милость Божию, Евдокия приняла крещение от Илиопольского епископа Феодота. Затем, строго следуя наставлениям духовного отца, поспешно препоручила свое неправедно нажитое добро священнику, с тем чтобы его раздали нуждающимся. Освободившись таким образом от всех мирских забот, она последовала за Германом, который отвел ее в женский монастырь, располагавшийся неподалеку от его собственной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученица Евдокия (Андрианова) и мученицы Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич В 1942 были арестованы находившиеся в Карагандинском ла­гере послушница Евдокия Андрианова и миряне Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич. Преподобномученица Евдокия родилась 1 марта 1875 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Москов­ской губернии в семье крестьян Прохора и Надежды Андриано­вых, у которых было три сына и две дочери. Когда Евдокии испол­нилось семнадцать лет, она вместе со старшей сестрой Акилиной, которой в то время было двадцать два года, поступила послушни­цей в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подоль­ском уезде Московской губернии. Монастырь был основан в 1837 году первоначально как бо­гадельня при храме святых мучеников Флора и Лавра в селе Ста­рый Ям. 18 декабря 1855 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) через юродивого Ивана Степановича Саватюгина благословил ее образом Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1856 году богадельня была переименована в молитвенный бо­гаделенный дом. В 1865 году стараниями Христа ради юродиво­го Ивана Степановича и с помощью средств благотворителей молитвенный дом превратился в женскую монашескую общину. В 1870 году община была переведена в село Лукино в двадцати верстах от Подольска в имение, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, и в 1887 году здесь был учрежден мо­настырь. В монастыре было три храма, церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для девочек-сирот. В то время ког­да Евдокия и Акилина поступили в обитель, в ней подвизалось около шестидесяти монахинь и послушниц; сестры стали исполнять послушание огородниц, хорошо им известное по жизни с ро­дителями, а затем псаломщиц. В обители они прожили до ее за­крытия, которое произошло после большевистского переворота 1917 года, и послушницам пришлось вернуться на родину. Они по­селились в Старой Слободке деревни Губино в отдельно стоявшем небольшом ветхом домике, ставшем для них монашеской кельей, и жили, исполняя все, чему были научены в монастыре. Их рели­гиозная ревность обратила на себя внимание безбожных властей, и в феврале 1930 года сестры были арестованы. Властям не удалось доказать виновность монастырских послушниц, и после пяти не­дель заключения они были освобождены.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/169/Akil...

Март месяц 1-е число Преподобномученица Евдокия жила в конце I и в начале II века. Родилась в финикийском городе Илиополе (ныне Бальбек), по происхождению и вере была самарянка и отличалась редкой красотой. Увлеченная в порок разврата, пленяла многих своей красотой и через это нажила большое богатство. Но Бог провидел возможность спасения Евдокии и привел ее к спасению. В одном доме с Евдокией жил христианин, – лишь тонкая перегородка разделяла их жилища. У этого христианина остановился ночевать возвращавшийся с богомолья некто инок Герман. Инок, по своему благочестивому обычаю, в полночь, проснувшись и помолившись, сел и начал громко читать Священное писание. Читал он о страшном суде, о блаженстве праведников и мучении грешников. Из-за перегородки Евдокия услышала чтение; благодать Божия коснулась сердца грешницы, и она осознала свое греховное состояние и содрогнулась при мысли, что ее, как грешницу, ждет грозный суд Божий и мука вечная. Рано утром пригласила она к себе Германа и просила помочь ей избежать адского мучения. Герман посоветовал ей принять крещение, раздать все имение, которое нажито грехом, и удалиться в монастырь. Так и поступила Евдокия. В монастыре все силы свои посвятила она трудам и подвигам иноческой жизни. Скоро сделана была настоятельницей обители. Подвизалась св. Евдокия в обители 56 лет и многих из язычников обратила ко Христу, за что и была усечена, по приказанию градоначальника Викентия. Мученики Нестор и Тривимий пострадали во время Декиева гонения, около 250 г., в памфилийском городе Пергии. Когда начальник города узнал, что они и сами исповедуют христианскую веру, и распространяют ее между язычниками, то приказал привести их к себе и хотел склонить к отречению от Христа сначала угрозами, а затем и мучениями. Мученики остались твердыми в вере и были усечены мечом. Мученики Маркелл и Антоний были сожжены за веру во Христа. Мученица Антонина пострадала за Христа во времена гонителей христиан, императоров Диоклетиана и Максимиана, в конце III и в начале IV века, в Никее, вифинийском городе. После разных жестоких мучений она была брошена в озеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Преподобномученицы Маргарита (Закачурина) и Тамара (Проворкина) Преподобномученица Маргарита (в миру Евдокия Ксенофонтовна Закачурина) родилась 26 февраля 1884 года в деревне Пахота Лежневской волости Ковровского уезда Владимирской губернии в благочестивой крестьянской семье, в которой было четверо детей. После смерти матери, отец женился во второй раз, и новая жена совершенно иначе относилась к детям. «В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г. Корина и ее тетка Н.И. Щербакова, – пишет современный исследователь истории храмов Иваново-Вознесенска, – предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской иконе Божией Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. В 1900 году С.И. Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью. “Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм Божий, – писала она архиепископу Владимирскому Сергию (Спасскому). – Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным”». В 1901 году богадельня на пять нуждающихся в уходе женщин была открыта, туда стали набирать девушек, которые занимались бы уходом за ними, а также рукоделием: вязаньем, шитьем и вышиванием. В 1903 году был заложен храм и в следующем году освящен главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, а через три года – два придела: в честь преподобных Марии Магдалины и Михаила Клопского. В 1906 году был выстроен деревянный двухэтажный корпус для тружениц   богадельни. В   1907   году   здесь жили уже до полусотни насельниц, – монашествующих и мирян, – и по их просьбам в том же году из Успенского Княгинина монастыря города Владимира была направлена сюда в качестве настоятельницы монахиня Августа (в миру Мария Николаевна Соловьева). Святейший Синод благословил открыть Владимирскую женскую общину, официальное открытие ее состоялось 26 августа 1908 года. В 1916 году община была преобразована в монастырь, на тот момент в ней жили четырнадцать монахинь и шестьдесят две послушницы. Евдокия Закачурина подвизалась в обители с самого ее основания, здесь она приняла монашеский постриг с именем Маргарита.

http://fond.ru/kalendar/1419/margarita/

Сост. А.Н.Стрижев Мученицы села Пузово Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии Материалом для жизнеописания послужила стенограмма рассказов послушницы Евдокии – Поли, записанных в первой половине двадцатых годов, то есть спустя несколько лет после кончины преподобномученицы. Запись была сделана Валентиной Долгановой, келейницей епископа Варнавы (Беляева) , и по его благословению. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, Наташу за несколько дней до своей смерти она отослала домой; так сохранился до середины 60-х годов свидетель великой духовной высоты мученицы. Сама Наташа сожалела только об одном: что не сподобил ее Господь разделить мученическую кончину со своей старицей. Пятая келейница, Пелагея, хотя и была во время ареста с Евдокией и видела все ее мучения и кончину, Богом была оставлена свидетельствовать о жизни и страданиях старицы. Свидетельница подвигов Евдокии Поля и сама была большой подвижницей. О ней сохранилась такая запись Валентины Долгановой: «До того как старица взяла ее к себе, Поля каждый день по окончании работы по монастырскому послушанию в Дивееве после шести вечера убегала за шестнадцать верст в село Пузово и молилась там вместе с Дуней всю ночь, а на рассвете спешила на монастырское послушание. Послушание она несла на водокачке. Так она прожила три года. Во время молитвы много клала земных поклонов, говоря: «Поклоны класть – это землю распахивать». Евдокия много учила ее смирению и терпению при разных обстоятельствах. Однажды послала матушка-игумения Полю в деревню купить лука для посадки. Поля зашла к Дуне, и та оставила ее у себя и продержала две недели, пока пора посадки лука прошла. После этого всем послушницам в монастыре дано было право Полю бранить и смирять, а она всем кланялась в ноги, молчала и терпела. В другой раз игумения послала ее с двумя старшими монахинями в Понетаевский монастырь отнести срочное письмо, при этом письмо велела нести Поле. Зашли опять к Дуне. Та ее не пускает, а монахини без нее не идут, потому что письмо у Поли и Дуня не разрешает его передать. Много и в этом случае пришлось потерпеть Поле. Много терпела Поля, пока Дуня не забрала ее из монастыря к себе, но и здесь жизнь ее не была легкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010