Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа, по мнению иных в Ефесе, где и погребён. По иному же сказанию, св. Лука окончил свои Апостольские труды в городе Фивах, или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения, быв повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве. Тело его при императоре Константине в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами Апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей св. Евангелиста Луки: «когда приплыли люди, вёзшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошёл и, сколько было в нём сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь». В IV веке о праздновании Апостолу и Евангелисту Луке свидетельствует св. Григорий Назианзен в слове своём против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр – написали некоторые песнопения в честь Евангелиста Луки, возносимые ныне прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет св. Луку, как Евангелиста и писателя Деяний Апостольских и как врача. Преп. Иулиана пустынника, Персянина О преп. Иулиане св. Златоуст говорит в беседе своей к Антиохийцам: – «знаете, и слышали, и ещё некоторые видели мужа, о котором я буду говорить, Иулиана – удивительного. Человек этот – простой поселянин и в незнатном месте рождённый, не имеющий никакого внешнего образования, но исполненный философии не тщетной. Когда он входил в города, что случалось редко, то бывало такое стечение, какого не бывает во время прихода ритора, софиста или другого кого-либо. Что ещё скажу? Не воспевается ли имя его ныне славнее какого-либо из царей!» 259 В своей «Истории Боголюбцев» блаженный Феодорит рассказывает о преп. Иулиане, что местом подвигов своих он избрал пещеру в глубине пустыни в Парфянской стране, простирающейся к западу до берегов Евфрата. Здесь проводил он жизнь, однажды в неделю только принимая пищу – хлеб с солью и водой, и то без пресыщения, но в мере, принятой один раз навсегда. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмопения св. прор. и царя Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом. Неистощимо услаждаясь подобной пищей, в ней он не знал пресыщения и вместе с ней переливалась в его душу любовь к Богу того, кто воспевал: – «к Тебе прилепилась душа моя; жаждет душа моя Бога крепкого, живого: когда прииду и явлюсь перед лицо Божие! Да веселится сердце ищущих Господа! Вкусите и увидите, как благ Господь! – Блажен человек, который уповает на Него! Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего; предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит... Откровение Господа верно, умудряет простых; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Наш любезный друг, умоляем тебя, послушай нас и исполни царскую волю, чтобы не умереть тебе среди жестоких мучений. О пальцах же своих не печалься, потому что искусные врачи могут вылечить тебя, только ты сам себя пощади, чтобы не лишиться благ настоящего мира, исполненного радостей и наслаждений: ты имеешь богатое имущество, и потому можешь пользоваться покоем. Если бы ты был нищим, то мог бы еще подумать: на что мне надеяться в этой жизни, каких выгод ожидать себе, когда я не могу ничего делать и, следовательно, доставать себе пропитание? Но ты богат, имеешь много золота, и если ты сам только захочешь, то можешь превосходно жить, пользуясь всеми утехами настоящего мира и веселясь со своей супругой, с матерью и со своими дорогими друзьями. Зачем ты хочешь напрасно губить душу свою? Итак, покоряясь царской воле, скажи только одно слово, и тотчас ты будешь освобожден от мучений. Блаженный, взглянув на них, отвечал: «Никто не может служить двум господам» ( Мф. 6:24 ), и «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук. 9:62 ), потому что Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37–38 ), «и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:27 ). Поэтому я не послушаю вашего совета, так как ваши слова влекут меня к погибели; а только умоляю вас, не щадите меня, но поступайте так, как вам приказано. Тогда мучившие святого распалились гневом и, приступив к нему, отрезали ему большой палец правой ноги. Святый же Иаков воскликнул: – Прославляю Тебя, Христе мой, у Которого пронзены были не только руки, но и ноги, и молю Тебя: удостой меня того, чтобы эта моя правая нога, перенесшая отрезание первого пальца, стала впоследствии по правую сторону Тебя. И отрезали ему второй палец той же ноги. Святый же продолжал прославлять Бога: – В сей день на мне удвоилась Твоя благость и милость ко мне, Господи, ибо я, перенесши урезывание и этого второго пальца, пойду к Тебе, Всесильному и Животворящему моему Богу, избавляющему меня от второй вечной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда при взятии Иерихона, Ахан, сын Зары, из колена Иудина, украл из военной добычи Израиля, преданной заклятию, прекрасную Сеннаарскую одежду, двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей, то Иисус Навин и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор… И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем… И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня (Нав. VII, 24-26). Так строго каралось иногда воровство в древности. Православная Церковь за некоторые формы воровства, например, за похищение свечей и елея из храма, отлучает от общения Церковного (Апост. пр. 72). Люди высокой духовной жизни, христианские подвижники, строго хранили восьмую заповедь и чрезвычайно осторожно относились к чужой собственности, старательно оберегая себя даже от случайного присвоения того, что им не принадлежало. Однажды авва Агафон и его ученик нашли на дороге брошенный кем-то пучок гороху. Авва! Благослови поднять… — сказал ученик. Ведь не ты это положил! — отвечал старец. — Как же ты хочешь взять то, что тебе не принадлежит? И они прошли мимо. Когда преподобному Исааку случалось проходить полем и ему хотелось сорвать колос, он сначала просил позволения у владельца поля и, если не находил его поблизости, то никогда не решался сделать это самовольно. Однажды святой Зенон в жаркий, удушливый день, томясь жаждой, сорвал и съел огурец с чужого огорода. Но затем почувствовал такие сильные угрызения совести, что в наказание заставил себя три дня стоять неподвижно под па­лящими лучами южного солнца. К концу третьего дня святой старец изнемог совершенно и уже не мог продолжать свой покаянный подвиг. Тогда он сошел с места, сделав самому себе нравоучение: «Зенон не может вынести не только геенского огня, но даже солнечного тепла… Итак, Зенон не должен брать ничего чужого!..» В жизнеописании преподобного Иоанна Персянина рассказывается такой случай.

http://pravmir.ru/samyj-vazhnyj-vopros/

Тогда отрезали Иакову девятый палец; но святой мужественно молился: – Молю Тебя, Боже, укрепи меня в терпении! Душа моя уповает на Тебя, утвердившего меня, по Твоей благодати, в непорочности девяти Ангельских чинов. Итак, дозволь быть с Тобою и мне, претерпевшему отрезание этих девяти ножных пальцев, подобно тому, как пребывают с Тобою, все девять Ангельских чинов. И отрезали ему десятый палец ноги; святой же громко возгласил: – Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, вот я приношу Тебе в жертву двойной десяток моих пальцев; и прибавил: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс.42:1 ), потому что нечестивые не пощадили Твоего создания, но, как злые волки, растерзали все члены мои. Множество стоявших вокруг мужей и жен, старцев и юношей, взирая на мучения святого, удивлялись его терпению. Христов же страдалец, посмотрев на мучивших его, сказал им: – Что стоите праздно, рубите дерево, у которого уже отсекли ветви. И мучители, подошедши к нему, отрубили ему правую ногу; святой же воскликнул: – Теперь я приношу в дар Небесному Царю орудие моего стояния пред Ним и терплю эти мучения по любви к Нему, чтобы моя отсеченная правая нога стояла в Царстве Его. Также отсекли ему и левую ногу; а он, устремив свои взоры к небу, возгласил: – Господи, Ты услышал меня, потому что велика Твоя милость: Ты, Бог, творящий чудеса, избавил меня от стояния на левой ноге, дав тем доброе предзнаменование, ибо левая сторона знаменует погибель вечную 7748 . После этого святому отсекли правую руку; он же воскликнул: – Господи, буду вечно воспевать Твою милость, из рода в род буду возвещать истину Твою, потому что на мне явно исполнились следующие слова Твои: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» ( Мф. 5:30 ). Тогда у святого Иакова отсекли левую руку; он же начал говорить: – Господи, не мертвые восхвалят Тебя, равным образом ни те, которые низойдут во ад и держатся на жизненном пути левой стороны, т. е. неправедных дел, но мы живые, отвергающие левую сторону (т. е. неправду), вечно будем благословлять Тебя, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После этого святому отсекли правое плечо, и тогда он проговорил: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.145:1–2 ), ибо возложивший на Свое плечо найденную Им погибшую овцу и поставивший ее по правую сторону Себя ( Лк. 15:4–7 ; Мф. 27:23 ), вспомнит и мое правое плечо, и найдя его усеченным, поставит по правую сторону Себя. И отсекли ему левое плечо, а святой проговорил: – Со всех сторон окружили меня враги. Но Господь мой Помощник и моя Похвала, на плече Которого судьбы всех; Он мой Спаситель: Он не попустит меня, перенесшего отсечение левого плеча, уклониться влево во власть тьмы. Затем начали резать голени святого Иакова до самых колен. Святый, перенося тяжкие страдания, воскликнул: – Господи Боже мой, оказывающий помощь боящимся Тебя и уповающим на Тебя, помоги и мне, рабу Твоему, ибо меня мучает смертельная болезнь. Слыша это, мучители сказали ему: – Не говорили ли мы, что тебе придется испытать жестокие мучения и ужасные боли? Ты не поверил нам. Но доблестный страдалец отвечал им: – Знаете ли, для чего я страдал? Для того, чтобы ясно было, что я телесен; до сих пор, при помощи Божией, я пренебрегал всеми муками, как бесплотный; теперь же, страдая, я являюсь телесным. Но скоро Господь облечет меня в новое тело, которое уже нельзя будет мучить и истязать вашими орудиями. Все эти мучения продолжались от самого утра до девятого часа, и в продолжение всего этого времени от истязуемого тела святого Иакова исходило сильное благоухание. Когда, наконец, мучители перестали истязать святого, воин Христов, победивший своими страданиями диавола, взывал к Богу: – Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святой Дух, восхваляемый Херувимами и прославляемый Серафимами и славимый всем небесным воинством и всякою тварью, Бог живых и мертвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мертвое, и только чуть-чуть теплится во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалившийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеколюбче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

еже и до ныне во Едесе соблюдаемо есть. Приим убо в руце божественое сие Христа Бога образование. и лучшиа надежи быв. прииде на то место, под нимже персяне копающе, от шума медных сосуд познаваеми быша. И наченьшим гражданом внутрьуду копати. егда друг ко другу близ быша, от кандила оного масла полиавше на иже от ратных уготовленыи на них огнь. и противу персян в таиник спустивше, всех погубиша. И сице от такового навета избавльшеся, противу ухищрений яже вне стены, подобное искуство приведоша. И сия абие пожгоша. и многых в них ратных истребиша. И сице много на них дерзновение приемше. испущениа каменнаа часто от стен творяху. от нихже и воеводе ратного воинства случися пасти. и иным многим с ним. Не токмо же. но и огнь иже от внеуду персяне воспалиша противу едеских. егоже бесчислена вещь маслин и иных многых сеченых древес воспиташе. противу персян быти поборающаго божественаго образа сотвори сила. Якоже бо свыше стен, Евлалии своими дланьми простер его, град обхождаше. абие яко на месте оном бысть, силен ветр воздвигся, и на воспаляющих таковый огнь пламень обрати. и гоняше их, и попаляше якоже халдеов древле. И сия не без сведетелства. слава есть. в сладость слуху или прелщение умышлена. Но три вкупе патриарси. Иов Александрьскии. Христофор Антиохийскии. и Василей Иерусалимский списаша. И сице ся имети сим показаша. к Феофилу пишуще царю, священным иконам досадившеу. егда различными словесы показующе божественых икон священное и честное, о сем списаша. И леть есть хотящему многострочную оную епистолию прочести, и о сем известитися. Но и Евагриа церковную историю, аще кто трудолюбне прочитал. позна всяко, како о священем сем образе, в четвертом слове глаголет. Пишет бо. яко с прочими Хозрои и сие сотворил есть. хотя яве обличити ложно слово, глаголемое от християн о сем граде, яко непленуем есть. Древес бо велие собрание, и множество бесчислено вскоре повелению многоручием войственым собрав. и сия окрест града две стены водрузив. таже землю посреде их сыпав. и противоличну ону стену созидаа, высочайше бываше едеских стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле На Рождество Христово. Сказание Афродитиана о бывшем чудеси в перстеи земьли. Господи благослови отче: (Из Сборн. Солов. библ. 804; лист. 167–174.) От Перс уведан бысть Христос. испръва. не утаитьбося в них ничто же сущих книгъчии. о всем любезне глаголющим 179 им. якоже бо есть въваяно. и лежит в листех 180 царских. Глаголю убо еже слышах. о сущих в них жерцех. в кумирнице убо каменнаа 181 Ира. обону страну царского двора. юже кумирницу. свидетельствують. с всякою бе честию сътворил царь. и поставил в неи. богы многы, сребреные, и златые, и утворил я камением многоценным. но да (не) исповедаа о утвари. продолъжу слово. В ты дни. написанныя доскы сказают. влезъшу царю в кумирницу. разрешение сном прияти. и рече жрець Пруп 182 порадуются с тобою владыко бози. Ира зачала есть в утробе. Царь же осклабися рече ему. умершаа ли в утробе имать. он же рече ему. умершаа ожила есть. Царь же рече, что се есть скажи ми. и рече истинно владыко год приспел есть сде. всю бо нощь пребыша образи. ликоствующе мужьсти и женьстии, глаголющи сами к себе. ходите, да ся радуемьмся с Ирою. яко возлюбленнаа бысть. и рекоша ми. пророче 183 иди и радуйся с Ирою. аз же отрекох. кто имать възлюбити не сущую. они же глаголаху. но ожила есть и потом (не) наречется Ира. но Ураниа великое бо солнце възлюбило есть ю и женсти к мускым глаголаху. яко похваляющи деяние. яко источник възлюблен. и глаголаху мужи. ныне бо Ира за древоделю обещалася источник есть в правду наречен приемлем. но имя еи Мариа есть, яже в ложеснех. яко в мори, многа добра корабль носить. аще ли источник та есть, да ся сице разумеваеть. источник бо воды, источник Духа присно источаеть. едину рыбу имеет Божиею удою емлему. им же весь мир. яко и море живуще 184 своею плотию кормить, добре рече. яко древоделю имать тайно. не от мужа его раждает древоделю 185 и тъ бо раждаяся древаделя. старейшины древодельскыи. отрок тригубне съставив 186 и небесныи кров съдела. премудрыями хитростьми настроение вселенныя всея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Через нек-рое время слуга И. Н. донес, что его хозяин не отрекся от своей веры. Михр-Шапур вызвал на допрос 16 бывш. арестантов. Первые 15 подтвердили свое отречение и были освобождены. Когда подошла очередь И. Н., он, несмотря на избиение и угрозы, заявил, что не отрекался от христ. веры и не собирается этого делать. Затем он предстал перед царским судом, где напомнил Вахраму о трагической гибели его отца Йездигерда, начавшего гонения на христиан. Раздраженный смелостью И. Н. Вахрам предал его казни «девяти смертей», заключавшейся в последовательном отсечении пальцев рук и ног, кистей рук, ступней, предплечий, голеней, ушей, носа и головы. Казнь состоялась в месте под названием Слик-Харубта (сир.   - развалины Селевкии). Несмотря на запрет властей, христиане собрали отсеченные конечности И. Н. Туловище и голова по распоряжению правителя должны были быть брошены на растерзание хищникам, но купцы, земляки И. Н., выкупили их у стражи и неск. дней хранили в мон-ре, расположенном по пути к месту казни. Затем они перевезли останки на родину И. Н. и спрятали за городом на территории церкви. Мать И. Н. облекла останки сына в одежду, приготовленную для его свадьбы, и вместе с еп. Саумаем ( Chabot. Synod. orient. P. 42, 283, 674-675) похоронила святого в усыпальнице, устроив поминальную трапезу из того, что предназначалось для брачного пира. Дата кончины И. Н. в источнике не отмечена. Память И. Н. отсутствует в вост. и зап. календарях. Ж. Лабур предположил, что она отмечалась 27 нояб., но впосл. эта дата стала днем памяти вмч. Иакова Персянина . По мнению Ламбура, Мученичество Иакова Персянина было составлено на основе Мученичества И. Н. ( Labourt. P. 117. Not. 2), П. Петерс допускал возможность обратного влияния (MartRom. Comment. P. 549). Дево первоначально воздерживался от категорических суждений по данному вопросу (AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 158), но в более поздней работе присоединился к т. зр. Лабура ( Devos. P. 328). Ист.: BHO, N 412; Bedjan. Acta. T. 4. P. 189-200; Ausgewählte Akten persischer Märtyrer/Übers. O. Braun. Kempten, 1915. S. 170-178. (BKV; 22).

http://pravenc.ru/text/200337.html

Глава 30 Иез.30:1–3 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Сыне человечь, прорцы, и рцы: сия глаголет Адонаи Господь: возрыдайте, оле, оле день! яко близ день Господень, и приближается день облака, и время языков будет. Всем сказанным устрашает, повелевая плакать и сетовать. «Днем» называет время наказания, «облаком» – омрачение, происходящее в душах во время бедствий, «временем языков» назвал наказание, налагаемое на языческий народ. Не один народ Мой, говорит Бог, подвернется сим бедствиям, но языческие народы понесут наказание за нечестие. Иез.30:4–5 . И приидет меч на Египтяны, и будет мятеж во Ефиопии, и падут язвении во Египте, и взято будет множество их, и падутся основания его, и взяты будут Персяне, и Критяне, и Ливиане, и Мурини, и Лидяне, и вся Аравия, и вси примесницы, и от сынов завета Моего, в нем мечем падут с ним. Угрожающие Египту события приведут в смятение и Ефиопию; она, как сопредельная, будет мучима от опасения потерпеть то же самое. Потом перечисляет помогавших египтянам и истребленных вместе с египтянами критян, ливиян, ефиопов, лидян и аравитян. О военном союзе лидян и египтян извещают нас и еллинские сказания; персов же разумеет Пророк не из Персии пришедших на помощь к египтянам (могли ли египтяне, когда вели с ними воину ассирияне и халдеи, иметь союзниками персов?), но давно уже выселившихся из Персии и имевших свои поселения в Египте. Говорит же, что египетский Вавилон по той причине и сделался одноименным с персидским, что в нем жили персы. А «сынами завета» называет самих иудеев, которые после осады Иерусалима перешли в Египет, взяв с собою Пророка Иеремию. И им также угрожает наказанием, потому что, вопреки Его намерению оставив Иудею, удалились в Египет. Сие сказано и устами Пророка Иеремии: и " уведят все оставшии Иудины, преселившиися в землю Египетску, обитати тамо, слово чие пребудет, Мое, или их? И сие вам знамение, глаголет Господь: се Аз предаю Фараона Вафриа царя египетска в руки врагов его, и в руце ищущих души его, яко же дах Седекию царя Иудина в руце Навуходоносора царя вавилонска, врага его, и ищущаго души его» ( Иер. 44:27–30 ). Посему согласны между собою предвещания божественных Пророков, как изречения единого Духа. Потом снова предсказал о запустении Египта, и с тем же ограничением; а царя ассирийского назвав огнем, Бог присовокупляет у Иезекииля:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иез.27:7 . Виссон со испещрением от Египта бысть тебе постеля, еже обложити тебе славу, и облещи тя, синета и багряница от островов Елиса бысть одежда твоя, то есть Египет доставлял тебе испещренные всякого рода покрывала. Разумеет же под сим ковры и все прочее, оттуда вывозимое. Еллада высылала тебе всякого рода одежды, багряные и окрашенные в синий цвет. Ибо «Елисою» называет Елладу. Иез.27:8 . И князи твои живущии в Сидоне, и Арадиане быша весленицы твои: В еврейском и сирском списках читается не «князи твои», но соседи твои. Но чтобы уразуметь перевод седмидесяти, примем сие так: в древности князи твои сидоняне, ныне с населяющими Арад наполняют твои мореходные полчища, приводя в движение корабли твои; а сведущие исполняют у тебя должность кормчих. Ибо сказано: премудрии твои, Сор, иже быша в тебе, сии кормчии твои.. Иез.27:9 . Старейшины Вивлийстии, и премудрии их, иже быша в тебе, тии укрепляху совет твой: Не своему городу служили подкреплением, но тебе подавали превосходные предложения и советы. и вси корабли морстии и весленицы их вели у тебя промен в торговле твоей, и быша в тебе к западом западов, то есть отовсюду стекались купцы и иное продавали, а иное покупали. Ибо сие означает словами: «вели промен в торговле твоей». И в пристани вводимы были не только близкие к тебе, но и живущие на крайних пределах запада. Ибо сие значит сказанное: «к западом западов», то есть не только живущие от тебя на запад, но и те, которые и их западнее. Иез.27:10 . Персяне, и Лидяне, и Ливиане, быша в силе твоей, мужи доблии твои щиты и шлемы повесиша в тебе, сии даша славу твою. Иез.27:11 . Сынове Арадийстии, и сила твоя на забралах твоих окрест: но и Мидяне в пиргех твоих быша стражие, тулы своя обесиша на раменах твоих окрест: сии совершиша твою доброту. Пересказав о разности дерев, об испещрении одежд, о пловцах и кормчих, о советниках, указывающих, что делать, и приходящих отовсюду купцах, перебирает и воинский список, составленный из народов разных и сведущих в делах общественных, персов, лидян, ливийцев, арадиян и мидян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010