Когда святой апостол Павел вместе с апостолом Варнавою прибыл в Листру ( Деян. 14, 5–6 ) и совершил там чудо исцеления хромого, многие язычники обратились в христианство, в том числе и мать святого Тимофея, Евниния, овдовевшая к тому времени. Она с радостью приняла в свой дом святого апостола Павла. Увидев в юноше Тимофее кротость и расположенность к добру и прозрев в нем благодать Божию, апостол Павел поручил его попечению искусных учителей, которые ознакомили юношу со Священным Писанием и истинами христианской веры. Вскоре апостол Павел, побитый камнями по наущению иудеев, ушел из Листры. Вновь прибыв в Листру через несколько лет, апостол Павел в лице святого Тимофея нашел прекрасно образованного, известного добродетельной жизнью ученика, которого взял с собой на благовестив Слова Божия Вместе со своим учителем святой Тимофей проповедовал в Ефесе и Коринфе, в различных городах Македонии, Италии и Испании. Вот как об этом свидетельствует апостол Павел во 2-м Послании к Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, терпении, в гонениях, страданиях» ( 2Тим. 3,10–11 ). Во многих посланиях святой апостол Павел называет святого Тимофея своим братом. Святой Тимофей не превозносился этим и жил в смиренномудрии и строгом, иногда чрезмерном, соблюдении поста, так что учитель убеждал его впредь пить не одну воду, но ради частых недугов употреблять немного вина ( 1Тим. 5, 23 ). Святой Тимофей был проницателен в рассуждении, быстр в ответах, искусно проповедовал Слово Божие, замечательно толковал Священное Писание. Видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, святой апостол Павел поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом. Во всей своей деятельности, несмотря на недуги и слабость тела, святой Тимофей обнаруживал величие духа. Достойно внимания, что он имел своим учителем также святого апостола Иоанна († haч.II в., память 26 сентября и 8 мая), возлюбленного ученика Христова, когда апостол Иоанн проповедовал в Ефесе. На епископской кафедре г. Ефеса святой Тимофей явился преемником апостола Иоанна, который был сослан на остров Патмос императором Домицианом (81–96). Здесь же, в Ефесе, спустя некоторое время, апостол Тимофей и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе. Видя однажды скверные, постыдные пляски идолопоклонников во время языческой процессии по городу, святой Тимофей открыто изобличил нечестие богопротивного зрелища. Идолопоклонники жестоко избили апостола, попирая его ногами, и замучили до смерти (†ок. 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указания на разрешение масла в память того или иного святого находятся в богослужебной книге, именуемой Великий Часослов. Святой Никодим Святогорец в одном из своих трудов жалуется на то, что некоторые «переполнили новопечатные Часословы разрешениями вина и масла, назначенными не только на памяти великоименитых святых, но и ради святых малоизвестных, или, попросту сказать, не имеющих славословия, которым не положено разрешения в сохранившихся древних рукописных и печатных Часословах». Согласно использующимся в наше время Часословам, вино и растительное масло разрешаются в следующие праз­дники (В список внесены также русские святые и праздники – прим, пер.): ЯНВАРЬ 9 Святителя Филиппа, митрополита Московского. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника. Святителя Саввы, архиепископа Сербского. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Поклонение веригам Апостола Петра. Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Преподобного Евфимия Великого. Апостола Тимофея и преподобномученика Анастасия Персянина. Собор Трех Святителей. Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. ФЕВРАЛЬ 4 Благоверного великого князя Георгия Новгородского. Великомученика Феодора Стратилата. Священномученика Харалампия. Священномученика Власия. Святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. 1-е и 2-е обретение честной главы Иоанна Предтечи. Святителя Арсения, епископа Тверского. Благоверного князя Даниила Московского. Святых Сорока мучеников Севастийских. Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Макария Калязинского. Собор Архангела Гавриила. АПРЕЛЬ 1 Преподобного Евфимия Суздальского. Равноапостольного Мефодия, учтителя Словенского. Преподобного Зосимы Соловецкого. Великомученика Георгия Победоносца. Апостола и евангелиста Марка. Святителя Стефана, епископа Великопермского. Апостола Иакова Зеведеева. Преподобного Пафнутия Боровского. Преподобного Феодосия Киево-Печерского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так святой преподобномученик Анастасий после всех узников с радостью принял смерть, будучи удавлен в 22 день января 904 . Для того же, чтобы удостоверить пред царем смерть Анастасия, воины отрезали его святую голову и отнесли к царю, а тело его, вместе с трупами прочих удавленных, было брошено на съедение псам. Но псы, с жадностью пожирая трупы других, не только не коснулись тела святого, но и заметно начали стеречь его, чтобы не коснулся кто-либо другой. Когда же трибун, тюремный страж, хотел взять честное тело святого мученика, то ему не дозволили этого издалека стерегшие воины, так как многие из них были иудеи по вере. Когда настала ночь, приснопамятный инок, посланный из монастыря к святому Анастасию, чтобы видеть кончину его, – взял рабов у сыновей Эсдина, много золота и чистые пелены и пошел к тому месту, где лежало невредимым тело святого между другими трупами, пожираемыми псами. Наполнив руки стражей золотом, он подошел к святому телу Христова мученика, над которым видима была пресветлая звезда, воссиявшая с неба, и, взяв его, отнес в находившийся недалеко оттуда небольшой монастырь святого мученика Сергия. Там он похоронил с почетом многострадальное тело страстотерпца Христова Анастасия, а сам оставался в монастыре том до убиения царя Хозроя. Когда же царь был убит, то были выпущены на свободу и те узники, которым предсказал это святой в темнице пред своею кончиной. Таким образом исполнилось двоякое пророчество святого: о скором убиении царя Хозроя и об освобождении узников. Когда греческое войско вступило в персидские области, тогда стал свободен путь сопровождавшему святого иноку для возвращения в свой монастырь. Он возвратился и подробно все рассказал о преподобномученике Анастасии настоятелю и всей братии. Все прославили Бога, укрепившего на страдальческий подвига раба Своего. Настоятель монастыря тотчас послал того же инока и некоторых других с ним, и они принесли оттуда с почетом мощи возлюбленного ученика его, Христова мученика, в тот монастырь 905 . От мощей святого мученика совершались многие чудеса и подавались исцеления недугов – во славу Христа Бога нашего со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По выходе из монастыря, святой Анастасий пошел сначала в Диосполь палестинский 901 , а оттуда на гору, называемую Харизим, чтобы помолиться. Прошедши и многие другие замечательные местности, он пришел в Кесарию палестинскую 902 и пробыл там в церкви Пречистой Богородицы два дня. Затем он пошел поклониться в церковь святой и всехвальной великомученицы Евфимии, находившуюся в той же Кесарии. В это время Палестиною владели персы, и их было здесь много. Случилось блаженному, во время прохождения мимо дома одного перса, увидеть производимые персами волшебные фокусы. Исполнившись Божественной ревности, он подошел к ним и сказал с гневом: – Зачем вы и сами заблуждаетесь и, обманывая других, увлекаете их души к тому же заблуждению? Они удивились его смелости и спросили его: – Кто ты такой, что так говоришь с нами? Он ответил им: – И я некогда держался того же заблуждения, какого держитесь вы. Я был сведущ в этой же нечестивой науке и весьма искусен в обманах. Говоря это, святой долго обличал их безбожие, причем выяснял, насколько противна Богу и вредна для людей их чародейская хитрость и обольщение. Он изложил им, как он достиг познания истины и обратился к Богу, причем убеждал их, чтобы они, взяв его себе за образец, также познали истину и, отказавшись от волхвования, обратились ко Христу Богу с покаянием. Они же не только не хотели слушать слов святого, но и убеждали его настойчиво, чтобы он не порицал столь славные у персов волшебные знания и не изобличал их пред народом. Тогда святой, оставив их, пошел своим путем, поспешая к святому храму всехвальной мученицы. Лишь только святой отошел от них немного, его увидели персидские воины, сидевшие у ворот здания суда. Когда святой миновал их, они, беседуя между собою на персидском наречии, сказали о нем: – Это – лазутчик. Святой, хорошо понимая их слова, так как сам был персом, гневно посмотрел на них и сказал: – Что вы говорите? Я не лазутчик, а раб Господа моего Иисуса Христа; я гораздо лучше вас, потому что я сподобился работать Тому, Который изволил сойти с небес ради грешников. Я понимаю вашу речь, потому что и сам некогда был в той же воинской службе, в которой вы ныне состоите.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воздавая такое почитание кресту, христиане почитали и почитают не вещество креста, но Распятого на нем. «Мы почитаем крест, говорит Кирилл Александрийский , из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте». 1165 «Мы христиане, говорит другой древний святитель, Леонтий Епископ Неокесарийский 1166 (пострадавший на 73 г. в царствование Веспасиана), поклоняясь образу креста, не веществу древа покланяемся, но, видя в нем печать, залог и образ самого Иисуса Христа, лобызаем и покланяемся чрез него Тому, который распят за нас». 1109 Орденом называли ту систему постройки, которая имела специальные правила для своих пропорций и орнаментов, и след. свои отличит. черты. 1114 Храмы: Марса, Меркурия, Юпитера и Геркулеса, устроенные в честь богов войны и героизма, носят на себе следы Дорийского ордена и выражают собой особенное величие и важность. 1116 Описание этого храма см. журнал Странник 1859 г. март. В 1553 г. Этот храм обращен был Турками в мечеть. 1117 Купол, вошедший в Византийский стиль, был любимою формою Римского зодчества. Но Римский купол по размерам и высоте скромный, напр., купол Пантеона в Византийском стиле высоко и смело утверждается на столбах и арках – это восточное искусство. 1124 Что живопись была принадлежностью Византийского стиля, об этом можно читать еще в житии святого Анастасия Персянина (22 ген. 628 г.) где сказано, что сей преподобномученик, родом из Персии, по своем обращении из язычества, приготовляясь к св. крещению, не прежде принял его, как достаточно обучившись христианской вере и навыкши в христианском благочестии; непрестанно сопровождая учителя своего христианина Иерапольского, он входил в храм на молитву и, видя там на церковных стенах изображения страданий мучеников, спрашивал: «что это такое?» На что получал ответы от своего учителя, что это изображение страданий и подвигов мучеников, некогда претерпеваемых ими за возлюбившего Иисуса Христа. 1130 В средние века в храмах готического стиля не было места для живописи, которая любить широкие освещенные плоскости. Они, состоя из одних сводов, столбов и окон, узких простенков, которые почти закрыты скульптурною работой, вызывали искусство живописи на стекле. От того окна старинных соборов Германии, Франции и Англии сохраняют редкие образцы этого искусства. (См. Душепол. чтен. 1886 г. Январь стр. 113). 1132 Статуя Императоров Феодосия и Юстиниана на коне высились пред вратами Софийского притвора; так точно другие четыре медных коня (увезенные в Венецию) украшали верх притвора. По словам Аббата Мартиньи, в его словаре христианских древностей, пользовалась большим почитанием в Риме статуя св. Апостола Петра, относящаяся ко временам Императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

(О στργων, μκαρ, τν πθον) Не выдерживая всей полноты любви (своей к Богу), ты, Христов агнец, исходишь от пещеры (τς μνδρας) 141 , дабы сразиться с волками. Странное чудо! Приближаясь к зверям, как агнец, ты, однако же, не устрашаешься их (подлинно, велик Пастырь, Господь всех!). С таким дерзноветем (о Христе) приемля кончину, ты соделался добровольными приношением Господу (προσφορ). Почему, воспевая, взываю к тебе: «Ты мучениколюбцев теплейший предстатель. (σμα) Принося тебе песнь песней, вопию: «Приклони милостиво ко мне, преподобномучениче, ухо твое, спасая тебя воспевающих; ниспосли благодать совершающим с верою святую память твою, преславне; вместе с тем ущедри беднаго песнопевца твоего, соорудившая благолепный (περικαλλ) храм во имя твое 142 , сохраняя мя от всякаго вреда, ты, мучениколюбцев теплейший предстателю. 137       Переведено из Anal, sacra к, Питры, которым заимствовано из Корзинского кодекса. Что касается до вопроса, кому, с наибольшею вероятностью, можно приписать сие песнопение: то, посему, заметим, что Питра, в своих примечаниях, выражает не малое сожаление о том, что не включил сего творения, в свое время, к числу песнопений принадлежащих св. Феодору Студиту ; потому что из начальных букв каждого икоса он даже производить следующий акростих: ΤΟΥ˜ Σ τουδ-Ου σμα. Мы довольно соглашаемся с сим мнением, тем более, что в семь творении встречаются некоторый особенные слововыражения, которые можно приписать только сему песнописцу, как например: εφωτον, θαυματοκρτορ. В приведенных словах невольно слышится звук песни Студитовой, для всякого, кому хорошо известны кондаки и икосы св. Федора Студита , написанные в похвалу св. великим святителям и, между ними (говоря по отношению к слову: θαυματοκρτορ) святителю Николаю Мирликийскому, которого он изобразил, как преимущественно величайшего из всех святых чудотворца. – В Афонском кондакарие сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасий был родом Персиянин; обратился к вере во Христа по собственному размышлению. Поводом к обращению его из язычества были многоразличный чудеса и знамения от древа, креста Господня, взятого, в его время, в плен царем персидским Хоздроем. Это было в первой половине VII в. по Р. Хр., в царствование греч. императора Ираклия. Чудеса, бывшие от креста Христого побудили Анастасия (в язычестве – наследовать учение христианской веры; после чего он со всем усердием принял св. крещение, а затем пожелал принять на себя иноческие чин. Судьбами Божественного провидения, он сделался пламенным ревнителем христианской веры, неустрашимо изобличая и ниспровергая языческие заблуждения, за что вскоре сподобился принять венец мученический.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Православие в Венеции Православные храмы и приходы Святыни Римо-католические храмы Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в 1204 г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы. В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии , отца св. Иоанна Предтечи , св. первомученика и архидиакона Стефана , св. апостола и евангелиста Марка , св. великомученика и целителя Пантелеймона , святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого , трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа , священномученика Павла и святого Евтихия , бывшего председателем V Вселенского Собора . В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского , св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона , столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской , мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской , называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина , святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих. Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха . Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца . С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари , в Миры Ликийские , где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

http://drevo-info.ru/articles/3824.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анастасий Персянин, прмч. Описания иконы Анастасий Персянин, прмч. - житие Преподобномученик Анастасий Персиянин (память 22 и 24 января по старому стилю) Родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию». Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кон[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 22 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3829.jpg:   Размер: 423x1200, 0.51 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (5) . Описание: [Венеция (?). 1704.] Собор святых празднуемых 22 января (ап. Тимофей, прмч. Анастасий Персянин, прп. Иосиф Самак, мч. Викентий дьякон и мчч. Адрианопольские). Константин Тзане. Икона (фрагмент). Венеция (?). 1704 г в. Собрание Музея икон. Венеция. Файл 3830.jpg:   Размер: 395x1200, 0.47 MPix, 138 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (195) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1157

иером. Иаков (Цветков) Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го) 137 Кондак, глас 2-й. Просияв присносветлым Сиянием от Персиды, ты последовал течению мысленнаго Солнца (το νοητο λιυ), Анастасе, великий чудотворце (θαυματοκρτορ), украсивший собою сонм (θατρον) подвижников; молися за нас, мучениколюбцев теплейший предстателю. Икосы: (Τ δρα) Древле волхвы, от земли Персидской пришедшие, принесли Господу дары во граде Вифлееме; ныне же мученик сей источает капли кровей своих, как многоценное миро: посему каждый (притекающий к нему) обогащается от него дарованиями чудес и различными цельбами, во спасете душе и телес. Почему все мы к нему вопием: «Молися за как, мучениколюбцев теплейший предстателю. (ρμμαι) Начну говорить кратко о подвигах и борьбах, какия принес ты к Богу, – желая прославлять тебя не помногу (κ μικρο); ты же подаждь мне пламень словесе, божественный Анастасе; сам подай начатки (ρχς) уясни мой язык, просвети дух мой лучами святых молитв твоих, для достойнаго пения тебе, мучениколюбцев теплейший предстателю. (πρξε) Чудно было имя 138 , которое получил ты свыше, блаженне: ибо честный Крест, озаривший тебя в Персиде, исхитил тебя от тьмы отеческаго нечестия; соделав тебя (θμενος) сияющим, как солнце, чрез крещение во Христа, он (крест) явил тебя далеко известным сыном света, показал тебя чадом Божим, поистине – ревнителем благих дел. Почему все мы вопием к тебе: «Молися за нас, мучениколюбцев теплейший предстателю. (Συ ρεις) Ты возносишься от славы к славе: ибо, тотчас по приятии сей благодати (крещения), приемлешь другое просвещение – жизни монашеской, богомысленне; и, вот, на пути подвижничества, по долгу послушания (ξ ποταγς), ты переносишь искушения, борьбы, среди которых, просияв добродетелями, ты превосходишь оных сподвижников своих, – 139 более, чем, они, сияешь славою, чудным образом предвозвестив, притом, имеющее совершиться в будущем (τ ξς) 140 , для достойнаго воспевания тебе, мучениколюбцев теплейший предстателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Настоятель монастыря, где постригся святой Анастасий, узнал о тяжких страданиях своего духовного сына и послал двух иноков с утешительным письмом, чтобы они тайно навещали его и ободряли. Однажды один из соузников святого увидел двух Ангелов в блистающих одеждах, с золотою кадильницею, окруживших мученика и кадивших вокруг него. Тем временем Марзаван убедился, что ничем нельзя поколебать мученика, и отправил его к персидскому шаху Хозрою II (590–628). Святого Анастасия сопровождал один из иноков, присланных его духовным отцом. По прибытии в Персию святой Анастасий был заключен в темницу в городе Вифсалии (Сергиополисе). Напрасно судьи пытались убедить Святого отречься от Христа, соблазняя его почестями, золотом и обещая сделать знатным сановником. На все это святой Анастасий отвечал: «Все это противно мне, как сор и нечистота. Могу ли я прельститься дарами царя временного и имеющего скоро погибнуть?» Тогда шах Хозрой повелел предать святого еще более жестоким пыткам, В темнице его навещали и утешали тайные христиане, лобызая оковы и прося молиться за них. Спустя 15 дней шах осудил святого Анастасия на смерть вместе с другими узниками, числом около семидесяти, среди которых было много христиан. Когда наступило утро, их вывели из темницы за город и там, на берегу реки, поодиночке удушили всех, спрашивая всякий раз святого Анастасия, что он выбирает – такую же смерть или отречение. После того как был убит святой Анастасий (†22 января 628), удавленный последним, палачи отрезали его голову и отнесли шаху. Тело святого было брошено на съедение псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из иерусалимского монастыря, подкупил стражу, взял тело и похоронил его в монастыре святого мученика Сергия. Впоследствии святые мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в иерусалимскую обитель, где он начинал свой иноческий путь, оттуда – в Константинополь, а затем в Рим, где они хранятся доныне Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010