26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Бог обитает в костях сих; Им совершают оне все чудеса» 262 . Итак, несомненно, что мощи святых изливают на верующих неизчерпаемые потоки благодатных даров. Но изложения памяти святых и повествования о их добродетельных подвигах могут ли доставлять христианам какую-либо пользу? Лишенные неизреченного удовольствия видеть и лобызать св. мощи какого-либо угодника Божия, при чтении или слушании достопамятных сказаний о жизни его христиане чувствуют величайшее духовное услаждение. «Что касается до праведников, то и один истинный разсказ дела их достаточно показывает превосходство их добродетели, – говорит св. Василий Великий . – А таким образом, когда разсказываем о жизни прославившихся благочестием; то, прежде всего, прославляем в рабах Владыку; потом выхваляем праведников свидетельствованием того, что знаем о них, и, наконец, воодушевляем людей внушением им добра. Ибо жизнь, например, Иосифа есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне есть побуждение к мужеству. Для них самих (т.е. для святых) не нужно, чтобы прилагали что-нибудь к славе их; но нам нужно в сей жизни помнить о них для подражания. Ибо как за огнем сам по себе следует свет и за миром благоухание, так и за добрыми делами необходимо следует польза» 263 . Посему, по древнему христианскому обыкновению, достопамятные сказания о жизни и подвигах веры и благочестия мучеников и прочих угодников Божиих положено было читать в церкви в известное время при богослужении, о чем свидетельствует блажен. Августин во многих местах своих сочинений 264 . Сохраняющееся доныне в православной Церкви обыкновение прочитывать на утрени пролог, а иногда синаксарь, показывает христианам, что Церковь сознает великую пользу сказаний о подвижничестве святых мужей и жен. А что эти же сказания о доблестных подвижниках благочестия могут быть с пользою для христиан домашним ежедневным их чтением, это видим из примеров древних благочестивых христиан. Св. Нил, ученик св. Иоанна Златоустог о, предлагает их своему ученику, как особенно назидательное чтение. Кассиодор считает их полезными для молодых иноков. Многие из христиан имели к ним столь глубокое уважение и такую пламенную привязанность, что носили их при себе постоянно, и не разлучались с ними даже во время пути. О св. преподобномученике Анастасие персянине повествуется, что акты мученические были у него самым любимым чтением, что он поучался им день и ночь, часто орошал слезами и молил Иисуса Христа даровать и ему возможность путем мученичества прославить имя Его 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. О его рождении, жнзни в миру, а также о месте первоначалъных иноческих подвигов сведений не сохранилось. Монашеский постриг он принял в ранней , молодости и, очевидно, большую часть своей подвижнической жизни провел в Жабынской Введенской пустыни. Пустынь была основана старцем Онуфрием в 1585 году, в пяти верстах от г. Белева Тульской губернии, при впадении речки Жабынки в Оку. Существует мнение, что старец Онуфрий и преподобный Макарий – одно и то же лицо: Онуфрий – имя преподобного Макария до принятия схимы. В начале XVII столетия г. Белев и его окрестности неоднократно подвергались разорению от поляков, вторгшихся тогда в пределы России. В 1615 году Жабынская пустынь была разрушена войском пана Лисовского – на ее месте остались развалины. Своим вторым рождением пустынь обязана преподобному Макарию, который после ухода захватчиков вернулся на пепелище родной обители и принялся за ее восстановление. Прежде всего он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как гласит синодик Жабынской пустыни, преподобный Макарий «... монастырь возгради, братию собра...», то есть после восстановления обители стал первым ее игуменом. Для братии преподобный Макарий был не только мудрым наставником, но и любимым аввою, который назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни. Об аскетических подвигах преподобного Макария в синодике говорится: «... в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной во алчбе и жажде претерпе...». Описатель жития святого, желая отметить высоту духовного совершенства угодника Божия, говорит, что преподобный Макарий «врага человекоубийцу – диавола под нозе свои покори». Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает следующий случай из жизни святого. Однажды преподобный по обычаюушел в лес для уединенной молитвы. Там он неожиданно увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить!» Памятуя заповедь Господа ( Мф. 5,44 ), преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие, он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды, напоивший жаждущего. Позднее на месте источника были построены часовня и две купальни, в которых через омовение исцелялись больные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 года (по другим источникам, в 1622 году) он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления. Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII – нач. XVIII в. В 1764 году, при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарив померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители. В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это. 22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ангели, вхождение Пречистыя во святая святых зряще, удивишася./Мы же дивимся,/како во святый храм, трудами твоими созданный на месте, варвары разоренном,/чудотворною иконою Своею вниде Пречистая,/Юже, яко Всепетую Богородицу, величаем. Бога Отца прославим, тебе, Богоносному отцу нашему, последующе,/Божественнаго Сына возвеличим,/да с Ним и всыновление Отчее приимем,/Святому Духу поклонимся, да научит ны молитися, якоже подобает,/да и Сам, вопия в душах наших,/укрепит нас к Богу сыновне вопити: Авво, Отче! Богородичен: Радуйся, Радосте наша!/Пребуди с нами, яко да и Господь, Иже с Тобою, в нас пребудет./Собери во двор церковный овцы расточенныя,/отпадшия возврати к соединению,/просвети омраченных неверием,/да вси вкупе Тя, Всепетую Богородицу, величаем. Светилен: Светозарна светильника веры, во стране нашей возсиявша/и солнца светлейше чудесы своими нас просвещша,/Макария преподобнаго, блаженству тезоименнаго, песньми восхвалим. Богородичен: Богородице Дево, радуйся,/от Ангела радость приимшая,/радуйся, Владычице, и спаси на Тя уповающия. На хвалитех стихиры, глас 8: Тесным путем в житии твоем,/преподобне Макарие, шествовал еси,/подвигом добрым в пустыни подвизался/и, течение благое в преподобии совершая,/тем и превеликое воздаяние обрел еси у Бога,/Емуже, святе, молися/даровати душам нашим велию милость. Возсия нам Богоугодное житие твое,/преславне Макарие,/всем бо явился еси правило веры и образ кротости,/подвигов иноческих и воздержания зерцало,/любве же и смирения богатство,/ихже ради прославлен еси от Господа,/Егоже моли спасение душам нашим даровати. Знаменьми и чудесы тебе Господь прослави,/преподобне Макарие,/прогониши бо духи и врачуеши страсти,/души просвещая верных,/приходящих ко святому твоему гробу,/Ангелов собеседниче и преподобных сожителю. Вся оставив земная,/к Небесным ум твой вперил еси,/в слезах и воздыханиих жизнь твою препроводив,/ихже ради Небесных селений достигл еси,/идеже свет невечерний сияет/Христа Бога нашего,/Егоже непрестанно моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Какое различие между ними? Хотя и не всегда, но большей частью в месяцеслове именуются великомучениками те святые мученики и мученицы, которые пострадали в жестокое и продолжительное гонение на христиан при царях Диоклетиане и Максимиане. Это были страшные мучители исповедников Христовой веры. Так в столичном городе Никомидии в 303 г., 23 апреля/6 мая, пострадал от самых тяжких мучений святой великомученик Георгий Победоносец, своим сверхъестественным терпением и мужеством о Христе победивший дракона - язычество. В тот же день (23 апреля/6 мая) празднуется память и св. великомученицы, жены Диоклетиана, царицы Александры. 24 ноября/7 декабря празднуем память святой великомученицы Екатерины, пострадавшей четырьмя годами позже царицы Александры. Почти одновременно с великомученицей Екатериной, но только в другом месте, пострадала и святая великомученица Варвара, день памяти которой - 4/17 декабря. Но в месяцеслове встречаются святые великомученики, восприявшие за свои страдания венцы и в другие гонения на христиан, кроме Диоклетианова, например, святой великомученик Феодор Стратилат пострадал при Ликинии в 319 году (память 8/21 февраля). Священномучениками именуются те святые мученики, которые имели священноиерархический сан, то есть пострадали до смерти за Христа Бога или в сане епископа, или пресвитера. При царе Диоклетиане была усечена глава епископа г. Анкиры святого Климента, который и именуется святым священномучеником. Растерзанный в Римском колизее дикими зверями 20 декабря/2 января 107 г. святой Игнатий Богоносец был епископом Антиохийским и тоже именуется священномучеником. Принявшие мученическую кончину в монашеском звании именуются преподобномучениками и преподобномученицами. Воин персидского царя Хозроя Анастасий Персянин, видя чудеса от животворящего древа Креста Господня, принял христианство и затем во святом граде Иерусалиме был пострижен в монашество. Пострадав в этом звании за Христа, он и носит наименование преподобномученика. Память его мученической кончины - 22 января/4 февраля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Также в Лавре находятся: части тернового венца Спасителя, часть от пелен Христовых, части орудий божественных страстей: губы, трости. Части эти содержатся в одном кресте. Честные власы и пелены Господа Иисуса Христа, власы и млеко Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи. В обители пребывают частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, апостолов Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольных Константина и Елены, святителя Михаила – епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот святой считается вторым ктитором обители), святителей Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, великомученика Пантелеимона, великомучеников Артемия и Меркурия, священномучеников Ермолая, Антипы и Григория, преподобномученика Стефана Нового, мучеников Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мученицы Иулиты, святителя Василия Великого, святителя Иакова Персянина, преподобных Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Элладского, Нила Мироточивого, Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, святого Прокопия, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомученицы Марины, преподобномученицы Феклы, мучениц Пелагии, Параскевы и Минодоры, великомученика Димитрия, мученика Александра Пиндского, преподобных Григория Доместика, Никодима Святогорца, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Акакия Кавсокаливита, святителя Нектария Эгинского, мученика Евстафия, сорока Севастийских мучеников, священномучеников Елевферия и Харалампия, праведного Иоанна Русского, преподобного Андроника, мученика Иакинфа, святителя Андрея – архиепископа Критского, великомученицы Анастасии, мученика Феодора Византийского. В лаврской ризнице хранятся Евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое Евангелие и множество священных сосудов. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора – страстотерпца Николая II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Здесь нельзя не воскликнуть вместе со Златоустом: «Я люблю Рим; хотя можно хвалить в нем многое – его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока – тела этих святых апостолов. Не так блистательно небо, когда солнце разливает лучи свои, как блистателен город римлян, озаряющий все концы вселенной этими двумя светилами. Оттуда будет восхищен Павел; оттуда – Петр. Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа, какую розу подносит Рим Христу, какие два венца украшают этот город, какие золотые цепи опоясывают его, какими обладает он источниками. Потому я и удивляюсь Риму, а не множеству золота, не колоннам, не прочим украшениям, но этим столпам Церкви». Из церкви во имя св. апостола Павла «на Трех Фонтанах» богомолец должен зайти в две другие церкви, стоящие на одном дворе с первой церковью: во имя Божией Матери и во имя мученика Викентия диакона и преподобномученика Анастасия Персянина. 6. Церковь во имя Божией Матери близ «Трех Фонтанов» (Chiesa di S. Maria Scala Coeli 25 ; Via Laurentina, 473) Церковь имеет вид восьмиугольника, покрытого куполом. Она построена на том месте, где в 209 г., по повелению императоров Диоклетиана и Максимилиана, преданы были смерти за исповедание имени Христова римский трибун Зинон и его дружина, состоявшая из 10.203 человек. Доселе под церковью показывают место, где почивают честные останки сих страстотерпцев (память, как местночтимых угодников Божиих, совершается в Риме 9 июля нов. ст.). В этом же подземелье, известном ныне под именем катакомб Зинона, недолгое время содержался апостол Павел перед своей мученической кончиной. В катакомбы ведут две лестницы, устроенные на левой от входа в церковь стороне и обнесенные сверху решеткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Кондак, глас 1: Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя. Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина Когда святой город Иерусалим был взят персидским царем Хозроем [ 1 ] и святые места пребывания Христа Господа нашего, ознаменованные Его вольными страданиями, распятием, смертью, погребением и воскресением, были завоеваны нечестивыми варварами, — когда и животворящее древо Креста Господня было взято в плен и отнесено вместе с богатой военной добычей [ 2 ] в Персию, тогда в этой последней слава имени Христова начала, подобно солнцу, сиять в чудесах, исходивших от животворящего крестного древа. Само будучи в плену, оно пленяло души человеческие Богу, и подобно уде, уловляя людей, влекло их ко Христу, просвещая познанием истины и воспламеняя сердца Божественною любовью. Тогда обратился к познанию Христа и святой мученик Анастасий, о котором нам предстоит повествовать. Родом он был перс из селения Раснуни, расположенного в области, называемой Разы. Первоначальное его персидское имя в язычестве было Магундат. Он был сыном одного волхва, по имени Вава, весьма знаменитого в своей стране учителя чародейской науки, которой он обучил в совершенстве и сына своего в ранней его юности. Когда Магундат достиг возраста зрелого юноши, он, вместе со многими другими юношами, поступил в военную службу и оставался в столичном городе, служа царю персидскому Хозрою. Услышав о славе и могуществе крестного древа, которое приводило в изумление все персидские области и устрашало необычайными чудесами, так что все говорили: «Бог христианский пришел в Персию», Магундат начал усердно расспрашивать об этом. Внезапно душа его воспламенилась тайно тем огнем, который Христос пришел «низвести на землю» (Лк.12:49). Без устали этот прекрасный юноша обращался ко многим с расспросами, желая с достоверностью узнать, что это за древо, имеющее столь великую силу чудотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010