643 Меч. дух. гл. Х, л. 452–453. Здесь после слов св. Ипполита и св. Ефрема Сирина о том, что при антихристе не будет Евхаристии, говорится, что теперь нет истинного тела и крови Христовой, потому что «ныне толикое нужды время (еже непщую самое то быти)», т. е. время царства «антихристова, – в частности потому, что каждый еретичествующий священник «имать в с себе духа противного», в следствие чего «не приходит на ня кс совершительству Дух Святый», – та же мысль. 651 Кат. Мал. л. 19 и 32 об.; Кат. Больш. л. 386 об.; см. также в служебниках и потребниках – в чинополож. Таинств. 655 См. Потребн. Иосифовский 1639 г. гл. 8, разд. 16, д. 425 об.; Кормч. гл. 48, разд. 16, л. 401. 656 Там же разд. 25 и 26, л. 426 об; Кормч. там же разд. 25 и 26, л. 402 об. Тогда как в чине крещения переходящих «от Люторския ереси» предписывается проклинать «мерзостную жертву их опресночную службу люторскую и калвинскую» (Потр. гл. 12, л. 447), – в чине обращения от Латин нет этого, и прямо называются тайны их святыми (там же гл. 11, д. 438 об.). Подробнее см. выше примеч. 467. 662 Бес. к глагол. стар. Хр. Чт. 1834 г. ч. 2 стр. 182–183. Вот как доказывает еще Пешехонов, что не в печати сила таинства Евхаристии, «Едина от седми (просфор) употребляется священником по чиноположению во освящение Евхаристии, вырезывается из верхней части, средина четвероугольно, яже нарицается агнец: из прочих же шести, аще и каяждо под таковым же креста знамением, и вокруг оного надписанием, обаче вынимаемые из оных части не суть, ниже могут быти тело Христово, а посему сего честного креста (т. е. осьмиконечного) знамение и надписание напечатанное просфирнею на просфирах (т е. хотя бы оно состояло из слов: се агнец Божий, вземляй грехи мира), не творит пресуществления в тело Христово, смотри служебники, по коим молитвословствуя священник, о пресуществлении глаголет: преложи Духом Твоим Святым, а не крестом, напечатанным просфирнею» (отв. 67, л. 119). Замечание совершенно справедливое! 663 А раскольники действительно только это и приводят в подтверждение своего учения о том, что в Церкви православной нет истинной Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И посла голубицу по нем, видети, аще уступила вода от лица земли. И не обретши голубица покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег, яко вода бяше по всему лицу всея земли, и простер руку свою, прият ю, и внесе ю к себе в ковчег. И премедлив еще седмь дней, паки посла голубицу из ковчега. И возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше сучец масличен с листвием во устех своих, и позна Ное, яко уступи вода от лица земли. И премедлив еще седмь дней других, паки посла голубицу, и не преложи возвратитися к нему потом. И бысть в первое и шестьсотное лето жития Ноева, в первый день перваго месяца, изсяче вода от лица земли и откры Ное покров ковчега, егоже сотвори, и виде, яко изсяче вода от лица земли. В месяц же вторый, в двадесять седьмый день месяца изсше земля. И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: изыди из ковчега ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих с тобою. И вся звери елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведи с собою, и раститеся и множитеся на земли. И изыде Ное, и жена его, и сынове его, и жены сынов его с ним. И вси зверие, и вси скоти, и вся птицы, и вся гады движущияся по роду своему на земли, изыдоша из ковчега. И созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания. Быт 8:4–21 Прокимен, глас 6. Услыши, Боже, моление мое,/вонми молитве моей. Стих: От конец земли к Тебе воззвах. Пс 60:2 , 3А 2. Притчей чтение. Уста праведнаго каплют премудрость, язык же неправеднаго погибнет. Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются. Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему. Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. Умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятельна нечестивых погибель. Совершенство правых наставит их, и поползновение отрицающихся пленит их. Не упользуют имения в день ярости, правда же избавит от смерти.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Сия книга бытия человеча, воньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его. Мужа и жену сотвори их, и благослови их, и нарече имя ему Адам, воньже день сотвори их. Поживе же Адам лет двесте тридесять, и роди сына по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф. Быша же дние Адамовы, яже поживе, по еже родити ему Сифа, лет седмь сот, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесять, и умре. Поживе же Сиф лет двесте пять, и роди Еноса. И поживе Сиф, по еже родити ему Еноса, лет седмь сот и седмь, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Сифовы, лет девять сот и дванадесять, и умре. И поживе Енос лет сто девятьдесят, и роди Каинана. И поживе Енос, по еже родити ему Каинана, лет седмь сот и пятьнадесять, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Еносовы лет девять сот и пять, и умре. И поживе Каинан лет сто седмьдесят, и роди Малелеила. И поживе Каинан, по еже родити ему Малелеила, лет седмь сот и четыредесять, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Каинановы, лет девять сот и десять, и умре. И поживе Малелеил лет сто шестьдесят пять, и роди Иареда. И поживе Малелеил, по еже родити ему Иареда, лет седмь сот и тридесять, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Малелеиловы, лет осмь сот и девятьдесят пять, и умре. И поживе Иаред лет сто шестьдесят два, и роди Еноха. И поживе Иаред, по еже родити ему Еноха, лет осмь сот, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Иаредовы лет девятьсот и шестьдесят два, и умре. И поживе Енох лет сто шестьдесят пять, и роди Мафусала. Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. И быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог. Быт 5:1–24 Прокимен, глас 6. Потерпи Господа,/и сохрани путь Его. Стих: Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Пс 36:34А, 1 2. Притчей чтение. Твори сыне, яже аз заповедую ти, и спасайся: идеши бо в руце злых за твоего друга, буди не ослабевая, поощряй же и твоего друга, егоже испоручил еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Что же верности и ревности в службе государю и государству принадлежит, то весьма верно, ибо верно служащие, как милости и награждения получают, так великим опасностям и горестям подвержены, для того что у всех плутов, хищников и прихотьми преисполненных ненависть, оклеветание и гнев претерпевают, как мне при Петре Великом и ныне от злодеев приключилось, что я с великою горестью невинно гнев их Величеств терпел, но правость моя так меня очистила, что от Его Величества вечно достойные памяти Петра Великого не токмо довольное награждение, но и высокую милость чрез то оклеветание получил, а оклеветатели посрамились; и для того в том, не взирая на такие злостные нападки, мужественно и благоразсудно верность храни и о пользе всеобщей неусыпно прилежи, власть и честь государя до последней капли крови защищай, а с хвалящими вольности других государств и ищущими власть монарха уменьшить никогда не согласуй, понеже оное государству крайнюю беду нанести может, о чем тебе гистории нашего государства ясные приклады показать могут, как то некоторые и пред немногими леты безумно начинали. Паче ж всего тайность государя прилежно храни и никому по открывай, а паче женщин и лестцов хитрых охраняйся, чтоб нечаянно из тебя не выведали и для того о таких делах ни с кем в разговоры не вступай, а если кто тебе на подобном даст причину чрез разговор, то преложи ту речь немедленно в иной разговор превратить, чтоб к твоей тайности приближаться не мог. VI Разность услуг шляхетских есть троякое, яко военная, гражданская и придворная и хотя четвертая есть духовенство, но во оной редко шляхетство употребляется и то разве чрез монашество (11). Военная услуга нам, яко шляхетству по природе, первая быть должна, в которую так скоро надобно вступить как скоро человек в возраст придет и силу и бодрость в себе ощутит; понеже весьма молодому в великую нужду и беспокойство вдаваться здравию и доброму состоянию опасно, особливо что человек во младости невоздержен и, будучи, в солдатстве между подлостью, легко благонравие и пристойность потерять, а порокам прилепиться может, и чрез то, как себе, так и государству, малополезными бывают, каковых прикладов со жалением весьма много видим; противно же тому, если кто долго в доме удержится и домашнему обхождению, а более своевольству привыкнет, то ему под властию быть, послушание и прилежность изъявить, а себе произвождение приобрести, весьма трудно является и затем многие в закоснение и негодность приходят; для того в военную службу вступать есть лучшее время от 18 до 25 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

Гордость ...Все... происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий (преп. Макарий). ...Всех ваших поползновений причина и корень — гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, зазрение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях они мрачны и не приносят пользы, ибо оные-то и суть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и самая жизнь есть кротость и смирение, коим и повелел нам научаться от Себя, дабы обрести покой душам нашим (Мф. 11,29). Всех наших зол причина — гордость, а всех благ ходатай — смирение! (преп. Макарий). ....Гордость же, всем известно, что есть самый богоненавистный порок, против коего должно поставить Христово смирение и всегда себя иметь худша всей твари... Мы, говоря: «Господи, даждь ми смирение», — должны принимать те врачевства с любовью, кои нам от Бога посылаются ко уврачеванию — как гордости, так и прочих грехов, а оные суть: скорби, поругания, укоризны и досады от других, все это посылается Промыслом Божиим к нашему испытанию и исправлению, то и должно нудить себя носить их ко испровержению нашей гордости и за грехи; когда мы, приявши язву в сердце, представим наши скверны, то и невольно заградятся уста к противословию, а сия из первейших скверн есть — гордость, ибо Писание нечистым называет гордого (преп. Макарий). Ты клевещешь, что рождена с гордостью, оная происходит не от естества (природы). Бог не сотворил тебя гордою; но от произволения и в навык обращается; преложи оное на смирение и научись от самого Господа, «яко Он кроток и смирен сердцем: и обрящешь покой душе твоей» (Ср.: Мф. 11, 29) (преп. Макарий). Еще пишете, что вы не видите в себе тщеславия и гордости и желали бы знать признаки оных. Самое то, что не примечаете в себе сих страстей, есть признак, что они содержат душу вашу, облекая ее тьмою и мраком, которые как в видимых предметах, так и в мысленных, равно препятствуют видеть предлежащее (преп. Макарий). Ты в недоумении вопрошаешь, почему Господь не пошлет тебе скорого избавления от мира, и сам, от моего имени, отвечаешь: «за гордость», и тут же себя оправды­ваешь: «Боже мой, пред Тобою ли мне гордиться?» и прочее. Я не могу тебе сказать, почему Господь не допускает исполниться твоему желанию. Судеб Господних бездна многа, и нам оные непостижимы; но что в тебе есть гордость, как и все мы ее не чужды, только в разных степенях, доказывают твои падения (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисусе, с Отцем и Духом Единосущный, с Креста же плотию снятый, и во гробе яко мертв положенный, мене, страстьми плотскими миру пригвожденного и на кресте высокоумия вознесеннаго, с того снем и во гробе смиренномудрия положив, каменем, еже в Тя твердые веры привали, Честного Ти ради Тела и Святые Крове причащением, его же мя, молюся, сподоби. Иисусе, Боже всесильне, во ад сошедый и души праведных от истления свободивый, и мене в аде нечувствия и разленения погруженнаго, причащением Пречистых Ти Таин, к разуму трезвения, на высоту боговидения возведи. Иисусе, Боже, животом и смертию владычествуяй, самовластно же из мертвых воскресый, на Небеса вознесыйся, и одесную Бога Отца плотию седый, и Божеством везде Сый, грехом умершаго, Животворящего Ти ради Тела и Крове причащения оживи, и свету Твоему причастника мя сотвори, да верою утверждаюся. Песнь 7. Ирмос: Триех отрок несумненная вера, мучителя гордаго безбожное веление, благочестно поправши, в пещи огнь на хлад преложи, и неврежденно в нем ликовствующих, аки в свете единеми усты согласно преславная деющему чудеса пети, и того благословити чудно научи, отец наших Боже, благословен еси. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Брашно есмь верных, Христе в Тайнах вопиеши, веруяй и снеси мя, не бо аз в тя, яко тленная твоего тела, преложуся пища, но Ты в мя претворишися и обожиши мя причащением. Тем же и аз усердно молю Тя, Тела Твоего Пресвятаго и Крове Божественные, сподоби мя руками достойно коснутися и в спасение усты приятии и Тебе славити, отцем Бога во веки. Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Нераздельного ради соединения, Бога и человека, яко же и на небеси, сице и в Божественных Тайнах, истинно верую Тя быти, Христе мой, просвещающаго, освещающего же и Себе совокупляющаго, верою и чистым сердцем тем причащающихся, им же и мене в приобретение вечные жизни, сподоби причаститися, и Тебе славити отцем Бога во веки. Слава: Хлеб живота вечного Тело Твое, под видимым видом хлеба вещественнаго, и Чашу Безсмертия Кровь Твою спасительную, под видом вина естественнаго, яко милостив Христе Спасе, во оставление моих прегрешений, сподоби мя достойно приятии и славити Тя, отцем Бога во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

(26). Посла Моисея раба Своего, и проч. Ибо Моисею и Аарону только открыл (27) словеса знамений, как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса. (28). Посла тму и помрачи. Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою. (29). Преложи воды их в кровь. Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб.   105 А ллилуия. Содержание: В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: (7) преогорчиша Бога восходяще в Чермное море, сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить (Исх. 14, 11); во-вторых: (14) искусиша Бога в пустыни; в-третьих: (16) прогневаша Моисея в стану; в-четвертых: (19) сотвориша тельца в Хориве; в-пятых: (24) уничижиша землю желанную; в-шестых: (28) причастишася Веелфегору; в-седьмых: (32) прогневаша Его на воде пререкания; в-восьмых: (34) не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву. (1). Исповедайтеся Господеви, яко благ... (3). Блажени хранящии суд, и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. (4). Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам. (11). Покры вода стужающия им, именно стужающие; ибо кто вышел из моря, вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших. (12). И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Ибо, когда, по благости Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь, написанную в книге Исход, потом все это предали забвению. И воспеша хвалу Его, когда вышли ликующие с Мариамою, говоря: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1 Января 249. В момент принятия Св. Таин не допускай и малейшего приражения помыслов сомнения, неверия, пытливого рассуждения. Скажи просто: теперь не время рассуждать!.. 2 Января 250. Солнце Праведное! Взойди незаходимо в душе моей! Преложи холод ее в теплоту, тьму – в свет, нечистоту в благолепие, смрад в благоухание, бесплодие в плодоносие добрых дел веры и благочестия! 2 Января 251. Плени меня, Господи, в сладкий плен Твой! Свяжи душу и сердце мое узами любви Твоей и изведи на работу деятельную, отрадную и плодоносную! ... Боже мой! Грешен, мерзок я, слаб и немощен, но Ты сотвори со мною сие желанное, благое насилие! 2 Января 252. Господи! Пища моя, Отрада моя, Хлеб мой насущный, «все» мое! Не дай мне охладеть к Тебе, оставить Тебя, перестать жаждать Тебя, не услаждаться Тобою. Даруй наслаждаться Тобою независимо от благолепия службы и многолюдства предстоящих. 3 Января 253. «Терпи» Господа в молении и служении! Не уный душою, если замедлит к Тебе, сокроется от Тебя, испытуя терпение и усердие Твое! Служи Ему, хотя бы не было вовсе соучастников в Твоем служении и тех, для кого оно предназначается. 3 Января 254. Скорблю душою о недостаточном благолепии и истовости совершения церковных служб. Раздираюсь сердцем от пустоты храмов Божиих, и от безответного равнодушия предстоящих на великий чудный оный призыв к Трапезе для всех: «Со страхом Божиим и верою приступите!» ... 3 Января 255. Как слабы, непрочны, бесплодны мои собственные усилия стяжать Господа и воцарить Его в своем сердце, – конечно, потому, что слишком многое приписывается еще этим моим усилиям в ничего, или мало – оставляется на долю Милосердия Божия! О, как мало во мне смирения! Но как много порчи, растления не телесного только, но гораздо ужаснейшего душевного! 4 Января 256. Весьма надо быть осторожным и разборчивым даже в добрых побуждениях. Имея несомненно благое желание и искреннее усердие почитать в чужом монастыре за утреней шестопсалмие и канон, я обуревался такого рода кажущимися добрыми соображениями: «если выступлю читать, не будет ли это выставкой своего «я», совершенно непрошенной и ненужной?» Но собственные чтецы были так из рук вон плохи, что жажда утешения от мало-мальски вразумительного чтения превозмогала это смущение; за то опять думалось, не покажется ли мое неожиданное выступление в качестве чтеца гордым желанием показать: «вот де, как надо читать?» и т. п. Колеблясь между этими и подобными соображениями, я вдруг почувствовал в себе прилив деятельного желания почитать, при чем досадный упрек сам собою вылился откуда-то извнутри по адресу нашей медлительности и казуистичности там, где надо действовать просто, прямо, бесхитростно и не рассуждая: «пусть что хотят думают и говорят другие: отчего ты не колеблешься так, когда собираешься сделать какую-нибудь прямую пакость!?» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010