С новоизбранным царем Михаилом Феодоровичем насельники мон-ря установили тесные связи. Одним из проявлений особого расположения нового правителя к обители стало приглашение троицких монахов к книжному исправлению (редактированию книг, прежде всего богослужебных). В 1613 г. правительство Михаила Феодоровича восстановило Печатный двор, а в окт. 1615 г. по царской грамоте началась сверка богослужебных книг для переиздания Требника 1602 г. В Москву из Троице-Сергиева мон-ря были вызваны известные своей ученостью справщик мон. Арсений Глухой и книгохранитель обители Антоний (Крылов). Последний предусмотрительно отказался от поездки, сославшись на старческую немощь; вместо него в Москву отправился Н. Арсений настоял на привлечении к работе прп. Дионисия. По просьбе последнего и Н., к-рый жаловался, что в мон-ре у него остались жена и дети, редактирование было перенесено в Троице-Сергиев мон-рь. Исправление Требника началось 8 нояб. 1616 г. и продолжалось полтора года, после чего сподвижники прп. Дионисия приступили к исправлению богослужебных книг. За 1616-1619 гг. была проведена сверка предшествующих московских печатных Служебников, были отредактированы Цветная Триодь, Октоих, Общие и Месячные Минеи, Псалтирь, Канонник. Наибольшей переработке подвергся Типикон 1610 г., изданный с благословения местоблюстителя Патриаршего престола Сарского и Подонского (Крутицкого) митр. Ионы (Архангельского) . Редактором Типикона был головщик Троице-Сергиева мон-ря Логин Корова. Образцом для работы троицких справщиков являлись древнейшие слав. списки, к-рыми располагали мон-рь и книжные собрания Москвы. При необходимости работы с греч. оригиналами справщики обращались к настоятелю Архангельского собора Кремля греку архиеп. свт. Арсению Элассонскому. Кроме того, справщики обратились к наследию правосл. книжников Речи Посполитой. Ими была привлечена «Книжица в шести отделах» (Острог, 1599) и, возможно, др. сочинения. Готовые тексты в мае 1618 г. были представлены митр. Ионе. Результаты деятельности троицких редакторов вызвали у него большие сомнения, что не в последнюю очередь было порождено их критикой изданий, осуществленных с благословения самого митрополита.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

XV в., прежде всего книжников и художников, работавших в Кирилловом Белозерском мон-ре и его окрестностях. Извод Распятия на иконе Е. Т. близок к изводу иконы из Павлова Обнорского мон-ря работы Дионисия (1499/1500, ГТГ) и иконы из Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ), к изводам столичных произведений, повторяющих извод праздничных икон Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, созданных мастерами круга прп. Андрея Рублёва в нач. XV в. Плавные линии контуров, удлиненные пропорции фигур, ракурсы, передающие эмоциональную наполненность (поднятая к Сыну голова Богоматери) сближают стиль Е. Т. с манерой Дионисия. Е. Т. выбрал наиболее лаконичный вариант (нет изображений церкви и синагоги, плачущих ангелов). Компактное, неглубокое пространство, в к-рое гармонически вписаны фигуры, подчеркнуто прямой линией стены, расположенной на уровне ликов, что гораздо выше, чем в др. произведениях того же извода. Простоте композиционного построения соответствует колорит иконы, складывающийся из оттенков зеленого, коричневой охры с яркой киноварью. Лит.: Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания: Атлас. СПб., 1906. Ч. 2. Табл. CCCLXXI. 743, 744; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С. 113, 118, 135. Ил. 2; Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV - нач. XVI в. М., 1975; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: Кат. Л., 1981. Табл. 58; Соловьева И. Д. Книжник и иконописец Ефрем - современник Ефросина//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 268-279; Из кол. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. 360. С. 151-152; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 166-167. Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 659. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/182169.html

развернул строительство в мон-ре. В 1422 г. по его приказу деревянная Троицкая ц. была перенесена на новое место, а на старом был заложен каменный собор. Большую роль в этом сыграл купец Семен Антонов, выздоровевший благодаря молитвам к прп. Сергию ( Клосс. 1998. С. 425-427). В 1425 г. Н. обратился к иконописцам - монахам митрополичьего Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря , преподобным Даниилу Чёрному и его ученику Андрею Рублёву , которые согласились расписать каменный Троицкий собор и выполнили работу в довольно короткий срок (при жизни Н.). После пожара 29 июня 1426 г. Н. занимался восстановлением монастырских деревянных построек ( Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 27). Поскольку строителям платили деньги и выдавали продукты, то деятельность Н. в эти тяжелые годы можно рассматривать в т. ч. как форму благотворительности в отношении населения Радонежского удела. Сирот, оставшихся без попечения родственников, нередко принимали на содержание в Троицкий мон-рь. «Внутренний вид церкви прп. Никона и раки над мощами сего святого». Хромолитография. 1864 г. «Внутренний вид церкви прп. Никона и раки над мощами сего святого». Хромолитография. 1864 г. Н. сохранил авторитет Троицкого мон-ря в духовной жизни Руси. При Н. были заложены основы монастырского хозяйства. Троицкая обитель становилась местом паломничества, соперничала с московским в честь Преображения Господня мужским монастырем (Спаса на Бору) (см., напр., рассказ о чуде с архим. Матфеем, бывш. священником Троицкого мон-ря). Среди ближайших покровителей Троицкого мон-ря прежде всего следует выделить боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича и его жену кнг. Елену Ольгердовну, а также младших членов их семьи. С лета 1410 г. покровителями мон-ря стали угличский и радонежский кн. Андрей Владимирович Меньшой (в его владениях находился Троицкий мон-рь) и его жена кнг. Елена Ивановна. Она была дочерью влиятельного московского великокняжеского боярина И. Д. Всеволожа, с именем к-рого связано печалование и выдача важных тарханно-льготных грамот Троице-Сергиеву мон-рю от имени вел.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Д. был автором проекта устройства иконостаса кафедрального собора свт. Николая в Праге (1871), многоярусного иконостаса для храма в Вене (1873, не осуществлен), куда Д. был командирован на международную выставку (Корреспонденция из Вены//Зодчий. 1873. 2. С. 27-28). В 1877 г. он составил проект здания рус. отдела на Парижской выставке (не осуществлен). В качестве действительного члена Нижегородского губ. статистического комитета (с 1868) с окт. 1868 г. на основании трудов архим. Макария (Миролюбова) и указаний Мельникова-Печерского Д. организовывал и участвовал в экспедициях по изучению зодчества Нижегородского края (Балахна, Городец, Семёнов, Дудин, Островоезерский монастырь, Арзамас), осуществлял фиксацию древних зданий (Общее годовое собрание Нижегородского губ. стат. комитета 16 февр. 1869 г. Н. Новг., 1869. С. 12-19). Он стал известен как один из основоположников научной реставрации и научно-практического изучения рус. архитектуры, как исследователь древнерус. деревянного (в т. ч. гражданского) и оборонного зодчества. Д. выполнил проекты реставрации Спасской церкви в с. Пурех с надстройкой колокольни (1871, не осуществлен), обмеры нижегородских храмов: соборов Благовещенского (совм. с Килевейном) и Печерского монастырей, Архангельского собора (1871-1872). С 1868 г. Д.- член Московского архитектурного об-ва (с 1875 - его новосозданной исторической комиссии) и Об-ва древнерус. искусства (Д. составил проект диплома для его членов и написал о нем статью: Моск. об-во древнерус. искусства//ВАИ. 1888. Вып. 7. Отд. 3. С. 33-35); с 1869 г.- член-корреспондент МАО (с 1873 действительный член); с 1872 г.- член С.-Петербургского об-ва архитекторов (в ж. «Зодчий», издаваемом об-вом, Д. впосл. заведовал рус. отделом); с 1876 г.- действительный член Имп. Рус. археол. об-ва. 1 июня 1873 г. Д. был определен в АХ сверхштатным адъюнкт-профессором для обследования памятников архитектуры (1873-1877). В 1873 г. Совет академии направил Д. совместно с учениками-архитекторами В. П. Леоновым и Б. К. Веселовским в командировку по России для сбора материалов по рус. искусству, прежде всего архитектуре. Поездка была предпринята в связи с проблемой сохранения памятников архитектуры «от разорения, уничтожения и переделок». В апр. 1874 г. они обследовали Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую, Казанскую губернии, посетив, в частности, Троице-Сергиеву лавру, Балахну, Гороховец, Чебоксары, Макарьев, Свияжск, Казань. Перед следующей поездкой (1876) Д. разослал по сев. губерниям вопросники о памятниках древнерус. искусства. Он побывал в Олонецкой, Вологодской, Новгородской губерниях, в частности в Кижах, Белозерске, Кириллове, Вологде, Оштинском погосте, Муромском Успенском мон-ре (Олонецкой губ.). Д. выявил ок. десятка разных типов деревянных церквей; в числе открытых им памятников был и знаменитый Кижский погост. Рисунки деревянных церквей были представлены в 1877 г. на технической выставке в Соляном городке в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/168672.html

отмечен ряд исторических событий, в частности эпидемия, война, в к-рой участвовали первые ктиторы пустыни П. И. Доводчиков и Ф. Г. Лызлов. Все это сближает В. к. Водожской пуст. со сказаниями об основании мон-рей и строительстве храмов XVI-XVII вв. Запись вкладов, помещенная после «Описания» пустыни, доведена до 60-х гг. XVIII в.- времени секуляризации церковных имуществ . В. к. суздальского Богородице-Рождественского собора содержит точно датированные известия о ремонте и перестройках собора в сер. XVI в. Помимо собственно В. к. можно выделить неск. смешанных типов документов, фиксировавших вклады: объединенные вкладные и кормовые (кормовые и вкладные) книги, приходо-расходные и вкладные книги, синодики с записями вкладов. Вкладные и кормовые книги совмещают в себе сведения о вкладах, поминаниях вкладчиков и указания на «кормы» (в кормовых и вкладных книгах «кормы» расписаны более подробно), организованы по календарному принципу. Данный тип внутримонастырской документации во 2-й пол. XVI-XVIII в. характеризуется прежде всего внесением в него имен вкладчиков, сделавших пожертвование, как правило, не менее 100 р. (в Троице-Сергиевом мон-ре «кормы» ставились за вклады не менее 500 р.). Примерами вкладных и кормовых книг могут служить документы из московского Симонова (АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338), ростовского Борисоглебского на Устье мон-ря и Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском (РНБ. Тит. 4520, 4904; ЮПКМ. 2394. Л. 1-18), а также белёвского в честь Преображения Господня мон-ря (РГБ. Ф. 178. 8298). Примером «книг кормовых, и вкладных, и данных» может служить рукопись из Толгского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Книга, составленная во 2-й пол XVI - нач. XVII в., содержала сведения о 22 вкладах и «кормах», обстоятельствах внесения вкладов и обязательствах мон-ря по ним (литургические поминания и трапезы); при переписке текста в обители в сер. XVII в. «кормы» и вклады кон. XIV-XVI в. были скопированы без хронологической последовательности, однако с прежней нумерацией. Записи «кормов» и вкладов можно обнаружить в кормовой и вкладной книге из московского Новодевичьего мон-ря (Вкладная книга 1674-1675 (7183) года московского Новодевичьего мон-ря. С. 152-210) и в кормовой книге Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (РГБ. Ф. 178. 7174). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с исчезновением практики «кормов» ведение таких книг практически прекратилось. Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1)

http://pravenc.ru/text/158928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема [«убогий (ленивый) Евсевие», «непотребный Ефрем»] (не ранее 90-х гг. XIV в. (?), Московское великое княжество (?) - 1-я треть XV в.), рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле (в мон-ре Богородицы Перивлепты) и на Афоне (в мон-ре Ватопед ) в 1-й четв. XV в. Даты жизни Е.-Е. неизвестны, но, судя по его почерку («младший» полуустав южнослав. облика с элементами подражания греч. минускулу), он обучался письму не ранее 1400-х гг. Большинство написанных им рукописей уже в XV в. бытовало или копировалось в Москве или Подмосковье (прежде всего в Троице-Сергиевом мон-ре). Е.-Е. копировал для посылки на Русь преимущественно аскетические сочинения в переводах, выполненных либо отредактированных южнослав. книжниками в XIV - 1-й четв. XV в., выступая т. о. в роли проводника «второго южнославянского влияния» (см. ст. Южнославянские влияния ). Е.-Е. был также инициатором перевода на слав. язык «Слова постническа по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника , выполненного в 1425 г. на Афоне южнослав. книжником кир Иаковом Доброписцем (при этом вопросы о возможности отождествления последнего с соименным серб. книгописцем нач. XV в., к-рый перевел (?) и переписал в 1426 на Афоне 1-ю ч. Бесед свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие (ГИМ. Син. 36), и о пребывании Е.-Е. в серб. мон-ре св. Павла на Афоне нуждаются в дополнительном исследовании и аргументации; ср.: Вздорнов. 1968. С. 177-178). Известно не менее 5 рукописей, полностью или частично переписанных Е.-Е. и сохранившихся в оригиналах или копиях: 1) сборник житий на нояб.-май (или Житие прп. Симеона Дивногорца в его составе) - список 1432-1443 гг., сделанный в Троице-Сергиевом мон-ре при игум. Зиновии (РГБ.

http://pravenc.ru/text/187378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

XVI в. руководили ростовские мастера. Архитектурный ансамбль отличается стилистическим единством: 8 из 11 храмов возведены в кон. XV-XVI в. За летний сезон (5 месяцев) 1496 г. (по др. сведениям, 1497) мастер из Ростова Прохор с 20 каменщиками построили 3-е по счету здание соборной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (первоначальная деревянная церковь, 1397), к-рая стала 1-й каменной постройкой в обители, самым вместительным монастырским храмом Московской Руси в кон. XV в. Архитектурные формы Успенского собора соответствуют московской строительной традиции рубежа XIV-XV вв., прежде всего Троицкому собору Троице-Сергиева мон-ря: компактный кубический объем здания без подклета, массивный и приземистый, с 3 полукруглыми апсидами. Вост. пара столбов почти сливается с межапсидными стенками, и фасадные формы приобретают декоративный характер. По верху стен проходят пышные орнаментальные пояса из кирпича (бегунец, поребрик) и терракоты. Троицкий монастырский собор был сооружен в Павловом Обнорском мон-ре к югу от Вологды (1521, не сохр.). Возможно, наиболее близким аналогом этому 3-главому 4-столпному 3-апсидному храму с позакомарным покрытием был Спасский собор в Ярославле, строившийся в те же годы. Одним из ранних примеров присоединения храма к трапезным в общежительных мон-рях Др. Руси является Введенская ц. Кириллова Белозерского мон-ря (1519) - кубическая, башнеобразная, на высоком подклете, с 3-гранным алтарем. Следующая теплая трапезная церковь на Вологодчине была построена в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1529-1531), возможно ростовским архит. Григорием Борисовым. Ему и Пахомию Горяинову приписывают сооружение столпообразной Успенской трапезной церкви-колокольни в Спасо-Каменном мон-ре (частично разрушена). Ц. во имя арх. Гавриила в Кирилловом Белозерском мон-ре (1531-1534) была построена при поддержке Василия III (престолы освящены во имя небесных покровителей его и Елены Глинской). В ее архитектуре отразилось влияние итал. ренессанса (элементы ордера, зальный принцип построения внутреннего пространства).

http://pravenc.ru/text/155162.html

В своей редакторской деятельности справщики нач. XVII в. руководствовались традиц. пониманием книжной правильности, закрепленной Собором 1551 г. Вместе с тем в К. с. этого периода находит продолжение традиция филологической критики канонических текстов, связанная с прп. Максимом Греком, которая поддерживалась прежде всего в Троице-Сергиевом мон-ре, где прп. Максим провел последние годы жизни. В период междупатриаршества - 1616-1618 гг.- в мон-ре по царскому повелению было предпринято исправление Требника (М., 1602). Характерно, что в царской грамоте, направленной в 1616 г. в Троицкий мон-рь, в качестве требования к справщикам указывалось знание грамматики и риторики: исправление Требника предписывалось поручить тем монахам, к-рые «подлинно и достохвално извични книжному учению и грамотику и риторию умеют» (ААЭ. Т. 3. 329. С. 483). На основании этой грамоты правкой Требника было приказано заняться троицкому архим. прп. Дионисию (Зобниновскому) , насельнику мон-ря Арсению Глухому , свящ. Иоанну Наседке , старцу Закхею и др. Справа Требника велась по 20 слав. спискам и по 5 греч. рукописям и изданиям. Среди слав. рукописей наиболее авторитетными для справщиков были тексты митр. Киприана и Максима Грека: список 1481 г. с Киприана (митрополита) Служебника 1395 г. и Канонник в редакции Максима Грека. Работа была закончена в 1618 г. В процессе К. с. помимо грамматической унификации в Требник были внесены следующие основные изменения: 1) из молитвы чина великого освящения воды на Богоявление были исключены слова «и огнем» (ранее молитва читалась: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем»); 2) был исправлен недостаток славословий в завершениях молитв: молитвы, обращенные к Одному из Лиц Св. Троицы, в Требнике 1602 г. нередко оканчивались славословием Трех Лиц. Неверные славословия справщики обнаружили и в др. книгах, особенно много их было в Уставе 1610 г., изданном головщиком Троице-Сергиевого мон-ря Лонгином Коровой и уставщиком Филаретом. Лонгин оклеветал справщиков перед патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Как правило, Н. к. являются вкладными, снабжены ктиторскими надписями. Из этих надписей известны прежде всего даты создания памятников, имена заказчиков и вкладчиков. Для древнерус. Н. к. характерно подробное перечисление имен святых, чьи мощи положены в крест. Такие надписи могут быть столь обширны, что занимают всю оборотную сторону, напр., как на Н. к. из ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в псковском Снетогорском мон-ре (1603, ПИАМ, 36×17 см). Поскольку большинство подобных драгоценных крестов создавалось для значимых храмов - дворцовых, кафедральных, монастырских, из надписей известны также имена священноначалия, посвящения престолов. По датам создания и облику Н. к., изготовленных для храмов и мон-рей после Смуты, можно судить, как шло восстановление церковных украшений, внешней и внутренней политики, каким образцам следовали заказчики и мастера. В 1618 г. был создан по велению властей Троице-Сергиева мон-ря серебряный золоченый Н. к. с килевидными завершениями ветвей, покрытый рельефными изображениями по всем поверхностям ветвей. Дополнительно к композиции Распятия на лицевой стороне появляются сцены Благовещения и Оплакивания Пресв. Богородицы. В 1622 г. по заказу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета был создан серебряный позолоченный Н. к. с образом свт. Николая Чудотворца в подножии и с вкладной резной надписью, повествующей о вкладчиках и о помещении креста «в црков сретения г[оспод]а н[а]шего... что на сенех» (36,5×19 см, см.: Мартынова. 2002. Кат. 29). Неслучайно, что этот сделанный к 10-летию правления молодого царя крест повторял формы и облик новгородского Вяжищского креста 1553 г. Согласно расходной книге 7122 г., из Казенного приказа 10 нояб. 7122(1613) г. по именному государеву указу в Благовещенский собор дьяк Иван Семионов перенес «крест воздвизальной, а назади подпись наведена чернью «лета 7061 сделан бысть сей крест в дом стого Николы на Вежища»» ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1877. Вып. 1. С. 102). Создание Н. к. по подобию старинного новгородского Н. к., появившегося в Москве в эпоху царя Иоанна Грозного и, возможно, находившегося в составе его казны, было программным: Сретенский дворцовый храм располагался, как и главный царский храм - Благовещенский собор, в комплексе дворцовых помещений («на сенях»), был устроен самим царем для подраставших сыновей. В нем, как и в Вяжищском мон-ре, был престол во имя свт. Николая Чудотворца (в приделе), что и обусловило появление образа этого святого, а также вкладную надпись. Мастера не только в Москве, но и в регионах при изготовлении Н. к. использовали древние кресты как образцы. Н. к. из псковского Снетогорского мон-ря 1667 г. (31×14,5 см, ПИАМ) был сделан по образцу снетогорского же Н. к. 1603 г.: в той же технике эмали по скани, с тем же расположением лицевых элементов, мощи тех же святых были вложены в крест и на обороте сделана надпись об их вложении.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010