В янв.-февр. 1551 г. Смоленский епископ присутствовал на Стоглавом Соборе , 23 февр. вместе с др. архиереями служил молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Г. не принимал участия в Соборах на еретиков в 1553-1554 гг. 3 февр. 1555 г. Смоленский епископ присутствовал на Соборе, избравшем на новоучрежденную Казанскую архиепископскую кафедру св. Гурия (Руготина) . В. И. Корецкий предположил, что на Соборе имели место разногласия, в результате к-рых Г. вскоре - зимой 1555/56 г., ранее 17 марта 1556 г.,- оставил Смоленскую кафедру, согласно офиц. Никоновской летописи «за немощъ», и удалился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 13. С. 253; Т. 20. Ч. 2. С. 558; Т. 29. С. 236). По-видимому, уход архиерея не был добровольным, поскольку известно, что вскоре он оказался в ссылке в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре . Здесь он сблизился с бывш. хутынским архим. Гурием (Коровиным-Кутузовым) и его братом иноком Кассианом. На Соловках Г. пользовался относительной свободой и имел возможность вести переписку, в частности, с мон. Зиновием Отенским . Письма Г. не сохранились. Известно послание инока Зиновия «Ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», в к-ром автор утешает адресатов в постигших их бедствиях. Г. находился в Соловецком мон-ре, когда настоятелем там являлся игум. св. Филипп (1548-1566). Очевидно, поставление 25 июля 1566 г. Филиппа Московским митрополитом способствовало переводу Г. в Пешношский мон-рь, где бывш. Смоленский епископ скончался. Г. был похоронен у юж. стены соборного Никольского храма, каменная гробница архиерея существовала, по-видимому, до 1683-1691 гг., когда собор был обнесен каменной папертью, расширенной в нач. XIX в. ( Калайдович. С. 36). Сохранились сведения о неск. вкладах, сделанных Г. в разные монастыри. 1 февр. 1543 г. в Троице-Сергиев мон-рь от него поступил вклад в 10 р. (ВКТСМ. С. 39). Будучи Смоленским епископом, Г. вложил на вечное поминание в Иосифов волоколамский мон-рь 100 р. и «отлас на золоте на ризы». Согласно Вкладной и кормовой книге обители, следовало «поминати епископа Гуриа Смоленскаго в повседневном списке и в сенанице, доколе и монастырь Пречистые стоит, ис повседневнаго списка его не выгладит», а корм «на всяк год» по Г. должен был производиться 15 нояб. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. 210. С. 48). В Соловецкий мон-рь Г. «положил на образы окладу и денгами дал на 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого монастыря, XVI-XVII вв.- ММК. 1238. Л. 71). В 1550/51 г. по Г. его брат И. П. Заболоцкий передал в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь дер. Золотуху в Михайловском стане Переяславского у. ( Антонов А. В. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря//РД. 2003. Вып. 9. С. 14-15, 29).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РУСИН (2-я пол. XIV в.- после 1436), тверской иером. (мон-ря Богородицы на Перемере?), подвизавшийся на Афоне (вероятно, в Вел. лавре), книгописец; возможно, входил в состав группы лиц, переписывавших и покупавших на Афоне книги для отправки на Русь. В 1430 г. приобрел в мон-ре Пантократор болг. Евангелие-тетр (см. Четвероевангелие ) кон. XIV в. (ГИМ. Воскр. 5-бум.), к-рое вложил в 1436 г. в мон-рь на Перемере. В 1431 г. переписал в Вел. лавре сборник с Житием св. Афанасия Афонского (копия записи А. Р. сохранилась в списке, сделанном между 1436 и 1445 гг. в Троице-Сергиевом мон-ре - РГБ. Троиц. 746), в 1432 г. там же - Житие св. Григория Омиритского, переведенное на слав. язык афонским мон. Антонием (Багашем) ; известно по копии, выполненной для Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 45/2184 - в этом позднем списке переводчик Антоний (Андоний) ошибочно назван Андронием). Возможно, А. Р. одно и то же лицо с «последним во иноцех малейшим Афанасием», вложившим не ранее 1400-х гг. шитую плащаницу (или воздух) «Положение во гроб» рус. работы в афонскую Вел. лавру, экспонирующуюся в наст. время в монастырской ризнице (памятник не исследован и не опубликован). Открытым остается вопрос об идентификации А. Р. с «грешным Афанасием», переведшим или переписавшим в 1401 г. в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты Иерусалимский устав («Око церковное») . Полностью исключена вероятность отождествления А. Р. с прп. Афанасием Высоцким Старшим и их обоих с южнослав. иером. Афанасием Кратовцем (из Кратово в Македонии), не ранее 1492 г. оставившим владельческую запись на пергаменном серб. Уставе церковном сер. XIV в. (ГИМ. Воскр. 9-перг.). Лит.: Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 278; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 11, 31; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерус. б-к (XIV-XVII вв.). СПб., 1914. Вып. 1. С. 89; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 197-198; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 81, 88, 89. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/77026.html

6. 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. 183). Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. 191-199). В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Близкие отношения с царской семьей (Александр являлся восприемником царских детей в Крещении) позволили келарю добиться одобрения сделки царем и патриархом, но Д. воспротивился ее осуществлению. Тогда Александр обвинил Д. в том, что тот не выполняет царских повелений. Архимандрит был вызван в Москву, где «в скаредное место и темное ввержен бысть и ту три дня в смраде пребысть». Ему удалось оправдаться, но келарь подал новый донос, обвиняя Д. в желании стать патриархом. Дело дошло до того, что, когда на монастырском соборе настоятель не согласился с мнением келаря, тот ударил Д. и запер в келье. Д. был освобожден по приказу посетившего мон-рь царя. Преподобный не настаивал на наказании келаря и даже просил простить его, чем снискал расположение монарха. Последующие доносы на Д. не имели успеха. В нач. 20-х гг. и для троицкой братии, и для Д. важным делом было добиться подтверждения прав и привилегий мон-ря во время предпринятого гос. властью пересмотра жалованных грамот. Цель эта в основном была достигнута. По жалованным грамотам, полученным монастырем 17 окт. 1624 и 11 апр. 1625 г., мон-рь сохранил и полноту судебно-адм. власти над населением своих владений, и право самому собирать налоги и вносить их в гос. казну. В соответствии с данными грамотами статус мон-ря серьезно изменился. Если ранее, как и др. обители, Троице-Сергиев монастырь был подчинен приказу Большого дворца, то по грамотам 1624 и 1625 гг. верховным судьей для троицкой братии стал патриарх «или кому он, великий государь, повелит их судити». После этого судебные дела, касавшиеся мон-ря, стали рассматривать либо лично Филарет, либо судьи Патриаршего разряда. При участии патриарха решались и некоторые важные вопросы внутренней жизни Троице-Сергиевой обители. Так, когда в Успенском Стромынском мон-ре крестьяне начали держать корчмы, а монахи - пьянствовать, при этом и те и другие не желали подчиняться троицким властям, патриарх не только положил конец конфликту, но и выдал в 1625 г. грамоту с перечнем мер, к-рые троицкие власти должны осуществить в приписном мон-ре. Установление прямой судебной подведомственности Троице-Сергиева мон-ря патриарху, расположенному к Д., несомненно, способствовало тому, что имевшие место в монастыре в нач. 20-х гг. XVII в. конфликты не получили продолжения и положение настоятеля упрочилось. С этого времени царь и патриарх стали делать вклады в мон-рь: от серебряного потира и золотых цат с драгоценными камнями для иконы Св. Троицы, подаренных в 1626 г., до печатного напрестольного Евангелия с золотым окладом, украшенным драгоценными камнями, поступившего в обитель в 1632 г.; в апр. 1625 г. первосвятитель пожертвовал в обитель 100 р. Прп. Дионисий Радонежский. Фрагмент иконы " Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского " . 2-я пол. XIX в. (Успенский собор ТСЛ) Прп. Дионисий Радонежский. Фрагмент иконы " Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского " . 2-я пол. XIX в. (Успенский собор ТСЛ)

http://pravenc.ru/text/178331.html

Шапка свт. Гурия Казанского. XVI в. (НМРТ) Наибольшее количество драгоценных вкладов было в кремлевском Спасо-Преображенском мон-ре. Почти все предметы имели подробные вкладные надписи с указанием дат и имен дарителей, как, напр., серебряный потир «с прибором» (набором сосудов) (1621) и вкладной надписью: «Сия вся сосуды дача Тимофея Татаринова»; помимо него все 4 серебряных потира в монастырской ризнице были с вкладными надписями; потир 1643 г.- вклад Д. Е. Баимова (Воейкова), с резным изображением Деисуса в кругах (в надписи упом. «сосуды церковные», т. е. целый набор ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 4; Лебедев. 1895. С. 54); известны вклады Д. Е. Баимова (Воейкова) в Троице-Сергиеву лавру, ныне в СПГИАХМЗ; см.: Николаева Т. В. К вопросу о связях Др. Руси с юж. славянами//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 22-23; Она же. Древнерус. живопись в собр. Загорского музея. М., 1977. С. 122); потир 1645 г. был дан «в дом Преображению Спасову, в монастырь великим чудотворцам Гурию и Варсонофию» в составе набора сосудов «с покровами» ( Лебедев. 1895. С. 55). Большее число служебных сосудов было утрачено, но их описания сохранились в лит-ре. В 1645 г. в мон-ре было создано Евангелие на средства мон-ря и служилых людей: жемчуг пожертвован стольником и воеводой кн. М. П. Пронским, драгоценные камни - казанским посадским человеком Афанасием Максимовым, сыном Жегулевым. Спасо-Преображенский мон-рь был назван в надписи на Евангелии «царское их Богомолье» ( Заринский. Очерки. 1877. С. 118. Примеч. 1; Он же. Церковные древности. 1877. С. 1-2; Лебедев. 1895. С. 52-53). В 1643 г. С. Т. Аристовым была сделана серебряная рака для мощей свт. Варсонофия в кремлевском Спасо-Преображенском мон-ре ( Лебедев. 1895. С. 23). Судя по актовым материалам, жители К. и Т. е. владели иконами разных изводов и форм (в киотах, складни) и жертвовали их, напр. вступая в мон-ри, как это сделал в 1627 г. старец Спасо-Преображенского мон-ря Макарий Остолопов, давший вкладом не только 3 лавки в казанских торговых рядах, но и иконы Божией Матери «Одигитрия» в киоте, Спаса Нерукотворного, «вырезанный на золоте», и складни ( Никанор (Каменский). 1893. С. 5). Иконы, принесенные подвижниками благочестия, ищущими уединения на землях К. и Т. е., могли со временем стать почитаемыми, как, напр., икона Смоленской Божией Матери, принесенная из Вел. Устюга Евфимием, основателем Седмиезерной пуст., при митр. Матфее ( Елисеев. 1849. С. 21).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

11 апр. 1700 г. решением Синода и 30 мая того же года указом царя Петра I М. П. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к-рый назначал для управления обителью строителей. По наказу Большого дворца 11 мая того же года в М. П. м. прибыли подьячий В. Абросимов с троицким иером. Исаией (Даниловским) и со слугой Г. Приклонским. Они составили опись храмов, ризницы, б-ки и хозяйственных построек. Среди владений мон-ря упомянуты 3 мельницы на реках Пешноше, Сестре и Рогачёвке. В одном из помещений обнаружили 10 карабинов, 8 ружей, 4 пищали, 6 пистолетов, 2 сабли и 2 чугунные пушки на станках, оставшиеся, вероятно, после литов. нашествия. Монастырскую казну (1900 р.) запечатали и вывезли в Москву, оставив мон-рю 28 р. 19 алтын и 3 деньги. 26 февр. 1729 г. троицкие архим. Варлаам (Высоцкий), келарь мон. Иосиф (Бурцев) и казначей Нектарий (Титов) сообщили в Синод, что крестьяне М. П. м. «упрямством своим не платят денежный погодный оброк... уже два года» (ОДДС. Т. 8. 125. С. 120). Строитель (1730-1734) Август (Старков) безуспешно ходатайствовал о возвращении мон-рю самостоятельного статуса. В это время в обители, а также рядом с ней, в лесной пещере, подвизался постриженик Троице-Сергиевого монастыря блж. мон. Иона († кон. 1737), пользовавшийся уважением троицкого архим. Варлаама (Высоцкого) (в 1877 на месте подвигов мон. Ионы, в лесу, была устроена часовня). В 1732 г. в М. П. м., вероятно над погребением прп. Мефодия, была построена ц. во имя прп. Сергия Радонежского, в к-рой была поставлена рака. В описи, направленной в 1764 г. в Эконом-Коллегию, строитель Филимон сообщал: «...при раке его ж преподобнаго Мефодия посох деревянный черный, с железным копием» ( Калайдович. 1866. С. 15). В 1745 г. решением Собора Троице-Сергиевой лавры М. П. м. обязывался ежегодно отправлять на содержание Ново-Сергиевой Троицкой пуст. (см. Санкт-Петербургская Троице-Сергиева мужская пустынь ) хлебные запасы, муку, гречневую крупу, овес, горох и проч. К сер. XVIII в. обитель пришла в упадок, богослужения совершал белый свящ. Степан Васильев из с. Говейнова. Престарелый иером. Иосиф (Москвитин) доносил троицкому архимандриту: «Имеюсь я именованный при означенном монастыре в отправлении священно-церковного служения без чреды и без диакона, всего один». 23 авг. 1755 г. строитель Иннокентий (Григорович) писал в Троице-Сергиеву лавру, что богослужения в М. П. м. не совершаются (Там же. С. 50). Согласно исповедным ведомостям 1761 г., в мон-ре проживали престарелые строитель, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Наиболее распространенный вариант недорогих икон - поясное изображение Н. с образом Божией Матери в руках. Святой показан фронтально или в небольшом развороте. Именно такая икона в наст. время хранится в Кожеозерском мон-ре. Этот иконографический извод был самым популярным в кон. XIX - нач. ХХ в. (варианты икон в собрании ЦМиАР, в частных собраниях). Подобные иконы известны и в технике литографии: Кожеозерский мон-рь заказывал у Е. И. Фесенко и Н. Плющеева в Одессе хромолитографии небольшого размера с поясным изображением Н. (ГААО. Ф. 441. Оп. 1. Д. 44, 46; см.: Мардинская старина: Кат. выст. Онега, 1994. С. 34. Кат. 84; 1912 г.). Там же печатались хромолитографии с фигурой Н. на фоне храма (1912, СГИАПМЗ). Прп. Никодим Кожеозерский среди Архангелогородских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Никодим Кожеозерский среди Архангелогородских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Иконы Н. почитались в Кожеозерском мон-ре с XVII в. После смерти иеродиак. Афанасия в 1714 г. в его келье был взят образ Н. ( Косцова А. С. Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. С. 110). Согласно описи Кожеозерской пуст. за 1842 г., в деревянной Благовещенской ц. за правым клиросом стоял образ Н.- «большой, писан на полотне» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 464. Л. 3). В главной описи мон-ря 1862 г. упоминается ц. Богоявления с Благовещенским и Никольским приделами, построенная в 1855 г. на месте сгоревшей. В Благовещенском храме для местного ряда в 1852 г. «монастырским иждивением» были написаны иконы: «Алексия Митропилита Московского, с преподобным Никодимом Кожеозерским», «Ионы и Филиппа Митрополита Московских», на стене этого храма располагалась «средней меры икона Святителя Николая Чудотворца с преподобным Никодимом Кожеозерским, уставленная в большом киоте с двумя колонами и резьбою позолоченными… икона осталась от прежняго монастыря» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 916. Л. 8, 8 об.). Свт. Алексий неслучайно изображен вместе с Н.: согласно Житию последнего, он явился кожеозерскому подвижнику с предсказанием кончины. Появлению образа свт. Николая рядом с изображением Н. также есть объяснение: древнюю Богоявленскую ц. Кожеозерского мон-ря переименовали, согласно описи 1842 г., переосвятили в Благовещенскую с Никольским приделом и, следов., мощи Н. хранились в то время под спудом Никольской ц.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В 1479-1482 гг. (скорее, до 1480) произошел имущественный конфликт между возглавляемым П. Троице-Сергиевым и Кирилловым Белозерским мон-рями по вопросу о правах собственности на спорные деревни Саврасовскую и Гридину, их земли, леса, пожни и Троицкую ц. в Усть-Вашкуйце на Белоозере. По итогам суда верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, поддерживаемый в этом вопросе митр. Геронтием, выдал правую грамоту кирилло-белозерскому игум. Нифонту (см. Нифонт , еп. Суздальский) (АСЭИ. Т. 1. 467. С. 352-354). После этого авторитет П. в Троице-Сергиевом мон-ре из-за решения суда резко упал. Лишь вмешательство вел. кн. Иоанна III привело к тому, что дело было пересмотрено в пользу этой обители ( Лурье. 1960. С. 55, 307; Кистерев. 2012. С. 104-106). Вскоре П. был вынужден окончательно покинуть Троице-Сергиев мон-рь, потому что здесь он «не може черньцов превратити на Божии путь, на молитву и на пост и на воздержание». Монашеская братия, по мнению летописца, «хотеша… убити» П., т. к. в это время в обители в основном были «бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися» худородному в их глазах игумену (ПСРЛ. Т. 23. С. 184). Вместо него обитель возглавил игум. Иоаким (впервые упоминается до 24 авг. 1482 г.- РГБ. Ф. 304/I. Троиц. 408. Л. 507 об.), к-рый, однако, смог остаться настоятелем всего на один год. В сер. XVI-XVII в. в некоторых списках настоятелей Троице-Сергиева мон-ря неправильно отмечено, что П. был игуменом всего «два лета» ( Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в.//АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 293, 294; ВКТСМ. С. 15). По-видимому, в данном случае произошла распространенная у писцов ошибка при копировании цифры: вместо «д» (4) - «в» (2). В 1482-1484 гг. П. жил в Москве, события этих лет, связанные с ним, свидетельствуют о том, что П. мог пребывать на подворье Троице-Сергиева мон-ря или в одной из столичных обителей (Древнерус. патерики. С. 444). Предположение Г. М. Прохорова о том, что между 1481 и 1484 гг. бывший троицкий игумен уехал из Москвы в Спасо-Каменный мон-рь ( Прохоров. 1991. С. 150), источниками не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ Прп. Иоанникий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому Троице-Сергиевой лавры. 1842 г. (?), поновление – 1871, 1947 гг. Прп. Иоанникий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому Троице-Сергиевой лавры. 1842 г. (?), поновление – 1871, 1947 гг. († XIV в. (?), Троице-Сергиев монастырь), прп. (пам. 4 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский. В поздней агиографической традиции И. считается учеником прп. Сергия Радонежского (см., напр.: Описание о российских святых. С. 79; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Эта характеристика И. восходит к созданной в кон. XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» (СПГИАХМЗ), на которой среди учеников прп. Сергия изображен И., что отражает местное почитание И. в Троицком мон-ре. Святой представлен в полный рост, в иноческих одеждах и с нимбом. Между тем имя И. не встречается в редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, написанных в 1-й пол.- сер. XV в. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом , а также в созданном последним Житии прп. Никона Радонежского. И. не упоминается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря нач. XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12). И. не назван в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/1. МДА. 201. Л. 302-335 об.). Возможно, преподобный был одним из первых монахов, скончавшихся в Троице-Сергиевом мон-ре, т. к. ко времени прихода в обитель Епифания Премудрого (по-видимому, вскоре после 1379) об И. там мало кто помнил. Вероятно, И. был пострижен в монашество с именем в честь автора молитвы ко Св. Троице прп. Иоанникия Великого , на что указывает совпадение дня памяти И. с днем празднования прп. Иоанникию Великому - 4 нояб. ( Сергий (Спасский). С. 599). И. был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). С. 144-145; Сергий (Спасский). С. 560).

http://pravenc.ru/text/577944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 14.08.1668, Троице-Сергиев мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором . Отец А. Путило Елизарьев Суханов владел деревней, к 1622 г. разорился и «волочился меж двор на Туле». После 1622 г. Антон Суханов служил дьячком в коломенском Старо-Голутвине мон-ре , где принял постриг с именем А., рукоположен во диакона Коломенским и Каширским еп. Рафаилом. С авг. 1633 г. А. был архидиаконом при Патриархе Филарете , его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. В 1634 г., после смерти Патриарха, поселился в Чудовом мон-ре , принимал участие в Соборах, приемах иностранных посольств, списывал и приобретал для себя рукописи, учил греч. язык. В 1637-1640 гг. в составе посольства кн. Ф. Ф. Волконского-Шерихи ездил в Грузию для сбора сведений о церковной жизни страны. Между 1642 и 1645 гг. рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Троицкого Богоявленского мон-ря в Кремле. Поездка в Молдавию и Валахию (1649-1650), прения с греками о вере 27 янв. 1649 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней для храма Гроба Господня. Он участвовал в богослужении в Успенском соборе Кремля и обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греч. Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые горы, и в Царьград» А., к-рому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Вместе с Патриархом Паисием поехал также иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря Иона Маленький, составивший описание путешествия - «Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и в Царьград». Посольство Патриарха Паисия выехало из Москвы 10 июня 1649 г., 24 авг. прибыло в Яссы, где остановилось в принадлежавшем Патриарху мон-ре. В окт. 1649 г. в Яссах А. узнал о пребывании в Молдавии Т. Анкундинова, выдававшего себя за царевича Ивана Васильевича Шуйского. С сообщением об этом А. 10 нояб. отправился в Москву, откуда 26 янв. 1650 г. был отправлен в обратный путь с поручением собрать сведения о самозванце, перебравшемся на Украину. 9 апр. А. приехал в Тырговиште, где в то время находился Патриарх Паисий. По дороге 30 марта А. остановился в Васлуе на подворье болг. Зографского афонского мон-ря, где рус. дипломату рассказали о расправе, учиненной на Афоне греч. монахами над серб. старцем Дамаскином, крестившемся двуперстно (см. Двоеперстие ), а не 3 перстами, как греки. Греч. монахи объявили Дамаскина еретиком и выдали тур. властям, серб. старец был заключен в тюрьму. Книги, на к-рые Дамаскин ссылался в доказательство своей правоты: московские издания («Книга Кирилла Иерусалимского», Следованная Псалтирь, «Многосложный свиток») и некая серб. книга,- были сожжены греч. монахами.

http://pravenc.ru/text/Арсений ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010