14 янв. 1906 г. Синод принял решение о созыве Предсоборного присутствия - специального синодального комитета по разработке вопросов, подлежащих обсуждению буд. Поместным Собором Всероссийской Церкви. 16 янв Н. А. утвердил его состав. Присутствие с 6 марта по 15 дек. 1906 г. занималось разработкой проектов реформ в отдельных областях церковного управления и подготовкой созыва Поместного Собора для проведения этих реформ. В частности, в области церковного управления Присутствие предполагало отказаться от полного подчинения Церкви гос-ву, восстановить Патриаршество и вернуться к началам «симфонии» властей. Решения Присутствия, отраженные в итоговом докладе Синода, были представлены императору. 25 апр. 1907 г. Н. А. своей резолюцией одобрил выводы Предсоборного присутствия, но снова признал их «неблаговременными». 28 февр. 1912 г. при Синоде было создано Предсоборное совещание , продолжившее работу Предсоборного присутствия. Но теперь основной упор был сделан не на вопросах, касавшихся созыва и деятельности Собора, а на подготовительном рассмотрении тех проблем, к-рые предполагалось вынести на его обсуждение. Объем вопросов был столь велик, что у Н. А. было испрошено разрешение на постоянную его деятельность вплоть до созыва Собора. 17 окт. 1906 г. подписан указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин». Первоначально в Совете министров во главе с П. А. Столыпиным разрабатывался проект указа о правах церковных общин всех конфессий, к-рый должен был касаться прежде всего приходов православной Церкви. Однако уже во время утверждения проекта указа против его норм, как «расшатывающих положение православной Церкви... и вносящих глубокую смуту в религиозное сознание народа», выступил товарищ (заместитель) министра внутренних дел В. И. Гурко. Столыпин и обер-прокурор П. П. Извольский после этого пересмотрели свое отношение к проекту. В результате указ затронул только правовое положение общин старообрядцев и сектантов, а разработка положения о православных приходах была передана организованному в февр.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

г) принимать общие тексты на каждой сессии Смешанной комиссии не почленно, а обеими Комиссиями, как сторонами, равно содействующими проведению диалога. В частности, для беспрепятственного осуществления диалога необходима краткая дискуссия по некоторым острым темам, чреватым нежелательными последствиями, как, например, уния и прозелитизм. Уния, продолжающая существовать как отрицательный момент в жизни наших Церквей и в ее исторических формах, и в современных проявлениях, равно как и осуществляемый в каком бы то ни было виде прозелитизм, — это факты, неприемлемые для Православия, затрудняющие дальнейший ход диалога. В этой связи предлагаем изучить вопрос об унии и осуществляемом через нее прозелитизме как экклезиологически приоритетный на одной из сессий нашего диалога, а также в связи с отрицательными для Православия и его диалога с Римско–Католической Церковью пастырскими и прочими последствиями унии и прозелитизма предлагаем как можно скорее найти необходимые практические решения. 5. ДИАЛОГ С ЛЮТЕРАНАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание с удовлетворением констатирует, что диалог начался успешно и что его участники избрали первой темой для обсуждения экклезиологию, которая, по существу, касается наиболее значительных проблем и вытекающих из них разногласий. Совещание надеется, что и во время двусторонних дискуссий, и при выработке общих текстов академический и церковный моменты будут сбалансированы. И хотя мы уже предвидим предстоящие трудности в ходе этого диалога, тем не менее надеемся, что с помощью Божией он станет плодотворным и полезным. 6. ДИАЛОГ С РЕФОРМАТАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание выражает желание, чтобы богословский диалог Православной Церкви с реформатами официально начался и развивался в положительном и творческом духе. Выражается также надежда, что этот диалог использует накопленный другими богословскими диалогами опыт, воспринимая все положительное и избегая повторения отрицательных моментов. Понятная озабоченность некоторых Поместных Православных Церквей в связи с прозелитической активностью отдельных лютеран и реформатов в ущерб православной полноте может вызвать осложнения и затруднить дальнейший ход этих диалогов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

За истекший период работы совета был подписан договор о сотрудничестве в издании Деяний с ПСТГУ, а на январском заседании мы подписали договор о сотрудничестве с Государственным архивом Российской Федерации. Этот последний договор открывает нам возможности по более детальному изучению и копированию тех материалов, которые нужны нашим исследователям для подготовки первых томов. Такими документами являются, например, протоколы Соборного Совета и епископского совещания, а также протоколы самих заседаний Собора, материалы Предсоборного Совета и т.д. — Какие основные задачи поставлены перед советом и что планируется сделать в ближайшее время? — Мы хотим сосредоточиться на подготовке тех документальных томов, которые предшествуют переизданию Деяний. Одним из этих томов будет том с материалами Предсоборного совета. Кроме того, мы готовим к изданию отчет о работе Собора, материалы архиерейского совещания, протоколы Соборных заседаний. Как это ни странно, но особые трудности нас ждут при подготовке к новому изданию текстов самих соборных Деяний. Так, например, в изданный Собором текст Деяний во многих случаях вошло лишь упоминание о докладах отделов, которые обсуждались на соборных заседаниях. В нашем издании эти доклады, по-видимому, должны быть включены полностью. Кроме того, по соображениям цензурного характера (в 1918 году в центре России уже вовсю свирепствовали большевики) в соборное издание не были включены некоторые выступления членов Собора. В наше издание эти выступления также будут включены. Еще труднее работать с материалами соборных отделов. Часть из них уже изучалась исследователями, но некоторые совершенно неизвестны, например, материалы соборного отдела, занимавшегося рассмотрением сведений о гонениях на веру, о положении Украинской и Финляндской церквей и т.д. В этом году мы начнем их изучение и подготовку текстов к публикации. — Как будет выглядеть издание и каковы сроки реализации проекта? — Сегодня трудно с уверенностью сказать, сколько томов будет насчитывать наше издание. Мы полагаем, что оно должно быть не только хорошего полиграфического исполнения, но и удобно для читателей, чему послужат именной и предметный указатели. Своеобразным рубежом, который будет определять сроки нашей работы, будут 2017-2018 годы, когда вся полнота нашей Церкви будет отмечать 100-летие Московского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/2285600.ht...

5, ссылка по суду или административная – удаляемых обществом за порочное поведение из своей среды; 6, жестокое обращение с супругом – при установлении виновности судом. 3. Проект совещания Св. Синода 1907 года. За недостатком времени, выработанные III-м отделом положения о поводах к разводу не были обсуждаемы в общем собрании Предсоборного Присутствия. Посему определением Св. Синода от 28 февраля 1907 г. было образовано, под председательством члена Св. Синода, высокопреосвященного митрополита Киевского Флавиана, а позднее, преосвященного епископа Тамбовского Иннокентия, особое при Св. Синоде Совещание для обсуждения и выработки проекта положения о поводах к разводу, согласно указаниям бывшего Предсоборного Присутствия, с целью представления этого проекта на законодательное рассмотрение параллельно с реформой бракоразводного процесса. В виду того, что некоторые поводы к разводу могут найти надлежащую оценку только в медицинской науке, в состав Совещания были приглашены также представители медицинского совета. Особое Совещание имело восемь заседаний (в марте, апреле и мае 1907 года) и признало нужным внести в действующие ныне в русской православной церкви положения о поводах к разводу отчасти изменения, отчасти дополнения. Результат деятельности особого Совещания выразился в выработанном им для доклада Св. Синоду проекте о поводах к разводу. Основные положения этого проекта сводятся к нижеследующему: По действующим законам, брак может быть расторгнут в случае: 1) прелюбодеяния одного из супругов, 2) неспособности к брачному сожитию, 3) безвестного отсутствия, продолжающегося не менее пяти лет, и 4) присуждения к лишению всех прав состояния со ссылкою. По проекту Совещания, 1-ое положение дополняется указанием на то, что и обоюдное прелюбодеяние супругов служит достаточным основанием к расторжению брака, причем оба супруга должны подвергаться церковной епитимии. Остальные положения формулированы Совещанием следующим образом: Брак может быть расторгнут вследствие неспособности одного из супругов к половому сожитию или к деторождению, независимо от времени появления этой неспособности – до брака или после брака, за исключением тех случаев, когда неспособность супруга обусловливается его возрастом. Просьба о разводе по неспособности может быть принесена тем или другим супругом, по свободной его воле, но не раньше, как через три года со времени совершения брака. Указанный срок, впрочем, не обязателен в тех случаях, когда неспособность супруга органическая, и притом бесспорна и несомненна. Супруг, по неспособности коего брак расторгнут, может вступить в новый брак не иначе, как с разрешения духовного суда, на основании представленного суду удостоверения подлежащего медицинского учреждения о прекращении неспособности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Пока вопросы, связанные с инструкцией, рассматривал Каменев, АРК судорожно пыталась ускорить принятие инструкции в Политбюро, несколько раз возвращаясь на своих заседаниях к этому вопросу. 5 декабря 1923 г. на своем заседании комиссия поручила Н. Н. Попову “срочно согласовать инструкцию с тов. Каменевым” 119 . 12 января 1924 г. АРК вновь возвращается к этому вопросу и решает: “Поручить т. Попову ускорить проведение инструкции о регистрации религиозных общин” 120 . Наконец, 26 февраля Политбюро принимает опросным порядком новый текст инструкции 121 , который, по справедливому замечанию С. Г. Петрова, принципиально не отличается от редакции, отклоненной Политбюро в ноябре 1923 г. Это подтверждает то, что проволочки в принятии инструкции, инициированные Сталиным, были связаны с борьбой с Троцким. В феврале 1924 г. после смерти Ленина и поражения Троцкого решение этого вопроса стало возможным. Ситуация неожиданным для АРК образом изменилась после того, как 13 марта 1924 г. Политбюро приняло решение о прекращении дела против Патриарха Тихона. После этого 8 апреля 1924 г. АРК, рассмотрев вопрос “О применении утвержденной инструкции о регистрации религиозных общин”, решила “применение инструкции отложить до окончания предсоборного совещания обновленцев” 122 , что еще раз подчеркивает прообновленческий характер документа. Это решение было обусловлено тем, что АРК надеялась дискредитировать Патриарха Тихона, заставив его ввести в состав органов высшего церковного управления обновленца В. Красницкого. Соответствующее решение комиссия приняла на этом же заседании 8 апреля 1924 г 123 . Пока шли переговоры с Патриархом, АРК вернулась к рассмотрению вопроса о регистрации общин Патриаршей Церкви. Не ставя вопрос о введении в жизнь утвержденной Политбюро инструкции, АРК 22 апреля 1924 г. решила: “До предсоборного совещания церковников-обновленцев от регистрации тихоновских общин воздержаться” 124 . Уже после того, как Патриарх отказался от своей подписи под проектом состава высших органов церковного управления, куда должен был войти Красницкий, АРК рассмотрела вопрос о регистрации “тихоновских” Синода и ВСЦ, что открыло бы путь для регистрации и “тихоновских” общин. 17 июня 1924 г. АРК решила: «В виду примирения Тихона с “Живой церковью”/Красницкий/, признать возможным регистрацию врем[енных] тихоновских центральных органов (Синод и ВЦС) параллельно с Синодом обновленческим» 125 .

http://pravmir.ru/antireligioznyie-mudre...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О каноническом устройстве православной диаспоры Проекты документов Всеправославного Собора недавно опубликованы в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года) на сайте Московского Патриархата. Два из них посвящены вопросу организации православной диаспоры: «Православная диаспора» и «Регламент работы Епископских собраний в православной диаспоре». В данной статье иеромонах Александр (Синяков) предлагает свое видение урегулирования канонического устройства православного рассеяния. Статья По итогам собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 г. на сайте Московского Патриархата были опубликованы долгожданные документы , представленные проектами постановлений грядущего Всеправославного Собора. Два из них посвящены вопросу организации православной диаспоры: 1) «Православная диаспора» и 2) «Регламент работы Епископских собраний в православной диаспоре». Первый из упомянутых документов, «Православная диаспора», – итоговое заявление IV Всеправославного предсоборного совещания (Шамбези, 6-13 июня 2009 г.) . В нем предлагается не окончательное урегулирование канонического устройства православных общин, находящихся вне канонических территорий Поместных Православных Церквей (то, что называется диаспорой), а временное решение проблемы до созыва Собора. В документе констатируется, «что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви». Тотчас же отмечается, однако, что подобное решение в настоящее время невозможно «по историческим и пастырским причинам». Это задача Всеправославного Собора, но о том, как он мог бы ее решить, в декларации не сказано. Далее документ излагает переходное положение, «которое и подготовит почву для строго канонического решения проблемы». Оно заключается в создании Епископских собраний, состоящих из всех архиереев перечисленных регионов. Второй из опубликованных документов – регламент этих «переходных» Епископских собраний. Оба документа были уже опубликованы в 2009 г. по итогам заседания предсоборного совещания. Их решения уже воплощены в жизнь в большинстве указанных регионов.

http://bogoslov.ru/article/4847123

Закрыть Возвращение к истокам Доклад о судьбе самодержавной монархии в ХХ веке на Четвертом Предсоборном Совещании (26 октября 2012 г.) 29.10.2012 825 Время на чтение 12 минут Двадцатый век стал переломной эпохой в духовном и политическом развитии христианского мира. Натиск темных сил на христианскую религию и культуру, монархическое правление, традиционную мораль и национальное самосознание народов, постоянно нараставший по спирали Возрождения, Реформации, Просвещения и буржуазных масонских революций привел к Первой мировой войне, инспирированной тайными обществами " вольных каменщиков " и талмудическим еврейством. 1914 год стал роковой вехой во всемирной истории. В результате мировой катастрофы 1914 - 1918 годов рухнул старый мир, пали три христианские империи, худо-бедно державшие еще своим духовным и политическим обручем порядок, дисциплину, традиции и мораль. Был свергнут Удерживающий зло в мире Божий Помазанник - вождь православного Третьего Рима и арбитр Запада. Зло обильно разлилось по планете. В Первой мировой войне победили не столько конкретные государства, сколько международное масонство в целом. Мир оказался во власти тех сил, которые прежде были кротами и маргиналами, бунтовщиками, сотрясавшими алтари и троны. Эти исчадия преисподней совершили несколько революций: сексуальную, наркотическую, революцию в сфере морали (черное стало белым и наоборот ), и, наконец, информационную с перспективой создания нового, прежде невиданного, информационно-сотового общества и ликвидации национальных государств, суверенитета и самих наций. Без наличия крепкой мировой правящей тайной организации было бы невозможно одновременно во всех странах Запада легализовать гомосексуализм, разврат, аборты, черную лексику и сатанизм. Пресловутая политкорректность сегодня оправдывает любое зло и любые пороки. В так называемых гей-парадах уже участвуют зоофилы и педофилы. И далеко не случайно идея монархии и сами монархические государства пали вместе с религией и моралью. Сегодня торжествующие победители уверяют всех, что монархия - это анахронизм и предрассудок. Что ж, великая историческая идея для них " устарела " так же, как " устарели " все прежние святыни и верования, как " устарела " совесть, честь, верность, служение истине, жертвенность, как " устарело " все, ради чего Творец создал человека. Победители загоняют человечество на скотный двор. Разрушив монархию во имя республики, они рушат теперь и саму республику, само республиканское государство уже во имя откровенно сатанинского информационно-сотового общества, неподвластного избирателям " электронного правительства " под единой властью Мирового правительства и мировой финансовой плутократии. Республика оказалась лишь переходной формой политического бытия народов, временным механизмом порабощения самобытных наций.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

В Северной Америке может появиться еще одна ассамблея православных епископов 29 мая, 2011. Новостная служба Завершившаяся 27 мая Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки еще раз подтвердила свое ходатайство перед Вселенским патриархом о создании в Северной Америке еще одной епископской ассамблеи — Ассамблеи канонических православных епископов Канады. Чикаго. 29 мая. ПРАВМИР — Завершившаяся 27 мая Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки еще раз подтвердила свое ходатайство перед Вселенским патриархом о создании в Северной Америке еще одной епископской ассамблеи — Ассамблеи канонических православных епископов Канады. Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки была создана в результате решения IV всеправославной предсоборной конференции, состоявшейся в Шамбези (Швейцария) в июне 2009 г. после Совещания глав всех Автокефальных Православных Церквей, созванного Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Ассамблея американских православных епископов — одна из двенадцати ассамблей, которые созданы во всем мире в регионах, где нет собственных Поместных Православных Церквей, признанных во всем православном мире. Ассамблея включает всех действующих канонических епископов, которые проживают и совершают служение в Северной и Центральной Америке и встречаются на своих общих собраниях ежегодно. Согласно принятому на IV всеправославной предсоборной конференции Регламенту деятельности епископских собраний в диаспоре: «Учреждение нового, разделение или ликвидация существующего Епископского Собрания или объединение двух или более происходит на основании решения Совещания Предстоятелей Православных Церквей по просьбе то или иной Церкви или Председателя того или иного Епископского Собрания, направленной Вселенскому Патриарху». На сегодня Ассамблея канонических православных епископов Северной и Центральной Америки по сути стала Ассамблеей канонических православных епископов только Соединенных Штатов Америки, так как в ней уже не принимают участие епископы Канады, а также епископы Мексики и Центральной Америки, выразившие желание присоединиться к епископской ассамблее Южной Америки.

http://pravmir.ru/v-severnoj-amerike-moz...

По итогам работы совещания был одобрен проект документа Всеправославного Собора «Автономия и способ ее провозглашения», а также отредактированы и одобрены документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Проекту документа «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» было усвоено новое название — «Миссия Православной Церкви в современном мире». В соответствии с постановлением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал 52) делегация Русской Православной Церкви представила на совещании принципиальные поправки к документу. В связи с тем, что достижение консенсуса по ряду существенных позиций оказалось невозможным, проект отредактированного Всеправославным предсоборным совещанием документа не был подписан главами делегаций Русской и Грузинской Православных Церквей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на V Всеправославном предсоборном совещании. 2. Синодальной библейско-богословской комиссии дополнительно изучить проект документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» с учетом состоявшегося обсуждения на V Всеправославном предсоборном совещании и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода. 3. Выразить глубокую озабоченность в связи с отсутствием проекта соборного решения по теме «Православная диаспора», а также отсутствием консенсуса в отношении содержания проектов документов Всеправославного Собора «Календарный вопрос», «О препятствиях к браку», работа над которыми ведется на протяжении уже многих десятилетий. 4. Считать особенно важным достижение общеправославного консенсуса в отношении проекта документа «Автокефалия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения» и включение его в повестку дня Всеправославного Собора.   ЖУРНАЛ 72 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, об изменении состава комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/4250904.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010