Поместный Собор 1917–1918 гг. ЖМП 11 ноябрь 2022 / 18 ноября 2022 г. 13:00 Келейный труд и разочарование общественности К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАБОТЫ ПРЕДСОБОРНОГО СОВЕЩАНИЯ В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-bepcuя. Учреждение Предсоборного Совещания В декабре 1906 года Предсоборное Присутствие торопливо завершило свою работу с надеждой получить соизволение императора Николая II на созыв Поместного Собора. Присутствие, учрежденное императором, работало почти год — с 3 марта по 15 декабря 1906 года. За это время была проделана важная богословская и каноническая работа по организации Собора: подготовлены проекты основных документов, регулирующие созыв и порядок деятельности Собора, функционирование высшего церковного управления. Однако шло время, и каждый следующий год не приносил ничего нового в вопросе созыва Собора: сдержанная позиция государя видимым образом не менялась. Документы и материалы Предсоборного Присутствия, как невостребованные, были сданы в архив. Пресса тех лет писала об обманутых ожиданиях, бесконечно повторяемых словах о необходимости Собора, в то время как дело не двигалось с мертвой точки 1 . Однако активные члены Церкви возвышали свой решительный голос в защиту назревших церковных преобразований. Так, Л. А. Тихомиров подал докладную записку на имя председателя Совета министров П. А. Столыпина, в которой доказывал вред дальнейшего затягивания созыва Всероссийского Поместного Собора в условиях изменившихся общественно-политических отношений 2 . |
Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Собора Выступление на Предсоборном Совещании 07.11.2012 820 Время на чтение 9 минут 26 Октября 2012 года в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете состоялось заседание Предсоборного Совещания для подготовки Всероссийского Земского Собора, учрежденного 21 Сентября 1990 года. С основным докладом выступил Глава Союза «Христианское Возрождение» Владимир Николаевич Осипов - «Возвращение к истокам. О судьбе Самодержавной Монархии в ХХ веке» . На «Русской Народной Линии» опубликован и доклад ветерана Предсоборного Совещания Андрея Юрьевича Хвалина «Русский мир накануне 400-летия Династии Романовых» . Здесь вниманию читателей «Русской Народной Линии» предлагаем выступление одного из учредителей в Сентябре 1990 года и постоянных членов Предсоборного Совещания В.В.Архипова. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие и любезные Отцы, Братья и Сестры! Сегодня открылось вновь наше Предсоборное Совещание. Кто-то подумает: «Всего лишь четвертое за 22 года? И что-то сделано вами за такой весьма такой продолжительный срок? Что вы такого свершили? Тут такая глобальная перестройка мipa произошла, столько мipobыx катаклизмов, а вы... Безумцы! Что ваше немощное против всего мipoboro зла, все более властно вторгающегося в нашу жизнь?!» Но Бог Сам избрал немощное и безумное, чтобы в Свое время - Господь ведает когда - посрамить мудрых и сильных мipa сего! За прошедшие 20 лет мы свершили большое дело: мы сохранились! И сохранили Любовь во Христе, любовь ко Христу и любовь к Его Помазаннику! Немногие купились на демократические посулы и котлы с сытным варевом из «ножек Буша». Таковых здесь среди нас сегодня нет! Одни отошли «на страну далече», и дай Бог им в свое время вернуться в свое Отечество! Кого-то из наших соратников уже нет в живых. Вспоминаю наших братьев Бориса Кондратьева, Михаила Петрова, Юрия Николенко, Анатолия Гомзикова, Владимира Калентьева, наших сестер Зою, Нину, Наталию, других наших почивших и убиенных соратников... Царствие им Небесное! Но мы - живы и, Бог даст, доживем и до столь чаемого нами Собора, прообразом которого и является наше Предсоборное Совещание. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Православной Церкви по уставу от 9 июня 1988 г. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви. В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, с 6 по 9 июля 1988 г., в Троице-Серги-евой Лавре заседал Поместный Собор Русской Православной Церкви. В деяниях Собора приняли участие: по своему положению - все архиереи Русской Церкви; по избранию - по два представителя от клириков и мирян каждой епархии; а также представители духовных школ, наместники и игумений монастырей. Председательствовал на Соборе Святейший Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Среди документов Собора важнейшее значение имеет Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый 9 июня 1988 г. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне митрополит). Предварительно он обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 г. На Предсоборном Совещании и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. Это первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента,» в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью.» Ныне действующий Устав разделен на 15 глав, каждая из которых состоит из нескольких статей. В преамбуле Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными Православными Церквами. Определение «многонациональная» соответствует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат. |
Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви 13.06.2016 19:21 О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года (журнал 40). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основеконсенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) . |
Закрыть itemscope itemtype="" > Крит закрыли совсем Патриарх Кирилл не поедет на предсоборное совещание на Крите 15.06.2016 840 Время на чтение 3 минуты Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС В пресс-службе Московской патриархии опровергают информацию о возможном участии патриарха Кирилла в предсоборном Синаксисе на Крите 17 июня. «Эта поездка не планируется», - сообщил «Русской Планете» диакон Александр Волков, патриарший пресс-секретарь. Слухи о том, что патриарх Кирилл все же может прибыть на Крит, распространили некоторые греческие журналисты. Якобы МИД Греции продолжает находиться в боевой готовности, ожидая патриарха Кирилла - несмотря на отказ Священного синода РПЦ от участия в Соборе, в случае если его не перенесут на более поздний срок. Дело в том, что, по программе, предварять Всеправославный собор должен Синаксис (или Синакс) - последнее предсоборное совещание предстоятелей Церквей. Синаксис состоится 17 июня, формально это еще не сессия Собора, но некое предшествующее ему действие. Ранее Русская православная церковь настаивала на проведении экстренного совещания с целью урегулирования всех спорных вопросов, но Константинополь от этого предложения отказался. Сейчас организаторы Собора говорят, что если русские требовали синаксис, то он уже давно есть в программе и назначен на ближайшую пятницу. Одновременно пресс-служба Собора продолжает настаивать на том, что в мероприятии на Крите примут участие все Церкви - несмотря на отказы Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Русской церквей от участия. «Все уже решено Священным синодом, - сказал РП диакон Александр Волков. - Святейший не едет на Крит даже для участия в Синаксе». Тем временем Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл 15 июня на греческий остров для открытия Всеправославного собора. Представители девяти других церквей-участниц прибудут на Крит в четверг. По программе Собора, уже в пятницу Варфоломей соберет Малый Синаксис предстоятелей Поместных Церквей. В субботу участников Собора примет мэр Ираклиона, административного центра Крита, а воскресенье они отобедают с президентом Греции. Официальное открытие Собора запланировано на понедельник, а со вторника начнутся его сессии. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь сказала свое веское слово Священный Синод предложил перенести Всеправославный Собор; в противном случае наша Церковь отказывается от участия в Соборе 13.06.2016 2505 Время на чтение 11 минут Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня . Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а). Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору. |
Не успели еще просохнуть чернила на решениях IV Всеправославного предсоборного совещания, проходившего в швейцарском Шамбези с 6 по 12 июня с.г., как дружный хор либеральных журналистов и раскольников принялся на все лады перетолковывать, искажать и замутнять смысл этих решений. С нескрываемой радостью и беспримерным цинизмом заказные писаки пытаются внушить неискушенному читателю главную мысль – церковная дипломатия Московской Патриархии потерпела сокрушительное поражение со стороны Константинополя. Что же произошло на самом деле? Заранее было известно, что совещание в Шамбези будет посвящено одной из самых болезненных внутриправославных тем – диаспоре. Вопрос диаспоры является не проблемой противостояния Московского и Константинопольского Патриархатов за контроль над приходами православного рассеяния, как это иногда превратно толкуется. Вопрос диаспоры – это проблема противостояния двух экклезиологий (учений о Церкви): с одной стороны – традиционной православной, согласно которой приходы и епархии в любом регионе мира пребывают в каноническом единстве с основавшей их Поместной Церковью, а клир этих приходов и епархий находится в каноническом подчинении священноначалию Церкви-Матери (позиция Московского Патриархата); с другой стороны – узурпаторско-папистской экклезиологии, суть которой состоит в претензии Константинопольских патриархов на власть над всеми приходами православной диаспоры, независимо от того, какой Поместной Церковью основаны эти приходы, – такая экклезиология основывается на утвердившемся среди константинопольских канонистов лишь в XX веке ложном, несвятоотеческом толковании 28 правила IV Вселенского собора (понятно, что эту точку зрения отстаивают официальные представители Константинопольского Патриархата). Перед отъездом в Шамбези глава делегации Русской Православной Церкви председатель ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион недвусмысленно демонстрировал твердую решимость отстаивать в ходе очередного Всеправославного совещания православное учение о Церкви. То, что его слова не разошлись с действиями, очевидно явствует из текста Официального сообщения IV Всеправославного предсоборного совещания . В этом тексте особенно заслуживают внимания: |
О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года ( журнал 40 ). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) . |
Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения», рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. |
| |