Правило 110(124). Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо посему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения. (III всел.1, 4; карф. 109, 111-116). Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) Правило 111(125). Определено такожде: аще кто речет, яко благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действительна к единому токмо отпущению грехов уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, таковый да будет анафема. Яко благодать Божия не токмо подает знание, что подобает творити, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнити, что познаем. (III всел.1, 4; карф. 109, 110, 112-116). В Пидалионе они находятся под 120-127; в Книге правил 123-130 прав., в Кормчей последнего правила нет, а семь остальных правил находятся под числами 110-116. Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) Правило 112(126). Такожде, аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Вещество таинства крещения есть вода, которая должна быть чистая, не смешанная ни с каким иным веществом, не искусственная, и не может быть заменена никакою другою жидкостью ( 26 ). Крещение должно быть совершаемо в Церкви, и только в случае особенной нужды дозволяется совершать его в доме. Так постановлено даже вселенскими соборами (VI всел. 51. 59), и нашими отечественными узаконениями ( 27 ). По установление церковному, крещение должно быть совершено прежде литургии, как для того, чтобы во время литургии крещенный (хотя бы и младенец мог быть приобщен св. таин, так и для того, чтобы и священник совершал таинство и восприемники присутствовали при этом – в воздержании от пищи и пития, чего требует самая важность таинства ( 28 ). Что касается до времени крещения, то хотя в первые века был обычай избирать для крещения нарочитые дни в году, преимущественно день богоявления, пасхи и пятидесятницы: но положительных правил на это в Церкви не определено, а общею мыслю св. отцов всегда было только то, чтобы крещение совершать безотлагательно ( 29 ). в) О лицах крещаемых. Лица крещаемых могут быть: 1) младенцы, 2) возрастные. Крещение над младенцами, как зараженными в самом рождении первородным грехом, и потому имеющими нужду в благодатном очищении таинством крещения, совершалось изначала по всей христианской Церкви и, по замечанию отцов, есть предание апостольское ( 30 ). По поводу ложного учения пелагиан, отвергавших нужду крещения для младенцев, на одном из африканских соборов IV века постановлено: «кто отвергает нужду крещения детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия, тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако (смерть) во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша, – подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Для любого православного верующего человека, имеющего детей, немыслимо, чтобы наши чада оставались вне благодати Божией, которая преподается в спасительных Таинствах Церкви. Поэтому православная Церковь своими каноническими правилами установила необходимость крещения младенцев. Например, в 124 правиле Карфагенского Собора сказано: «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (то есть Крещением Ред.), из чего следовало бы, что образ крещения во отпущения грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении, тот да будет анафема». Таким образом, становится понятно, что младенцы, хотя и не имеют личных грехов, но также нуждаются в очищении, и в благодати Божией, действующей в таинствах, так как они, как и все люди, наследуют всеобщую прародительскую испорченность, удобоприклонность ко греху. ОБ 11 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Ожидаю воскресения мертвых Человек создан Богом существом бессмертным. После грехопадения Адама, человеческое тело стало болеть, стареть, разрушатся, оно утратило свои бессмертные свойства. Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают. Бессмертная душа разлучается с телом, после телесной смерти Господь судит все дела земной жизни человека и определяет место пребывания души до дня страшного суда. При кончине мира, в день Последнего Суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный суд над человечеством и отделить достойных Вечного Царства Блаженства с Богом, от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия. Нераскаянные грешники пойдут в «муку вечную» ( Мф.25:46 ), «в огонь вечный, уготованную дьяволу и ангелом его» ( Мф.25:41 ), то есть в место лишенное божественного света, где они будут пребывать в вечных муках, вместе с сатаной и его служителями. Нынешнее состояние усопших, то есть существование души без тела является не окончательным и неполным. Человек это не только душа, но душа и тело вместе. И поэтому для Суда над всеми людьми и дальнейшей вечной жизни, Господь воскресит усопших в теле. Те люди, которые на момент второго пришествия Христова будут живы, также предстанут на суд Божий.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

3 . Богооткровенное учение Священного Писания о действительности и всеобщей наследственности первородного греха разработано, разъяснено и засвидетельствовано Церковью в Священном Предании. Еще с апостольских времен существует священный обычай Церкви крестить детей во оставление грехов, о чем свидетельствуют решения Соборов и святые отцы. По этому поводу мудрый Ориген писал: «Если дети крещаются во оставление грехов, спрашивается – каких это грехов? Когда это они согрешили? Ради чего другого необходима им купель крещения, если не ради того, что никто не может быть чист от грязи, хотя бы он один день прожил на земле? Дети, следовательно, крещаются, ибо таинством крещения очищаются от нечистоты рождения» 58 . По поводу крещения детей во оставление грехов отцы Карфагенского Собора (418 г.) в 124-м правиле говорят: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тому да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: «Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» ( Рим.5:12 ), – подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содеявати не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения». В борьбе с Пелагием, отрицавшим действительность и наследственность первородного греха, Церковь более чем на двадцати соборах осудила это учение Пелагия и тем показала, что истина Святого Откровения о всеобщей наследственности первородного греха глубоко укоренена в ее святом, соборном, вселенском чувстве и сознании. У всех отцов и учителей Церкви, занимавшихся вопросом всеобщей греховности людей, мы находим ясное и определенное учение о наследственной греховности, которую они делают зависимой от первородного греха Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

124 . Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили ( Рим. 5:12 ), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. 125 . Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, – таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем. 126 . Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает ( 1Кор. 8:1 ): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму ( Псал. 93:10 ): так же написано и сие: любовь от Бога есть ( 1Ин. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

2.2. Соборы, бывшие в пятом веке по случаю ереси пелагиевой. Известно, что в с 412 года по 431 в разных местах христианского мира, и на востоке, и особенно на западе, было более двадцати соборов, которые рассматривали означенную ересь, и все единодушно предали ее анафеме. Как же объяснить такое единодушное восстание против пелагиева заблуждения, если бы в Церкви Христовой со времен самих Апостолов не было распространено и глубоко укоренено учение о первородном грехе? Приводить определения всех этих соборов против пелагиан было бы излишне; довольно привести слова важнейшего из них, карфагенского (418), принимаемого Православной Церковью в числе девяти поместных. «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех людей, потому что в нем все согрешили (Рим. 5:12), подобает понимать не иначе, как всегда понимала кафолическая Церковь, повсюду разлитая и распространенная. Ибо по этому правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собой соделывать не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез паки рождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.» 2.3. Изречения частных учителей Церкви, живших до появления пелагиевой ереси, как то: а) Иустина : «Христос благословил родиться и вкусить смерть не потому, что Сам в том имел нужду, но ради человеческого рода, который чрез Адама ( απ το A­ δαμ ) подвергся смерти и искушению змия»; б) Иринея : «в первом Адаме мы оскорбили Бога, не исполнив Его заповеди; во втором Адаме примирились с Ним, сделавшись покорными даже до смерти; не другому кому-либо мы были должниками, но тому, коего заповедь нарушили от начала»;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Какие же исторические и богословские основания могут привести православные христиане в пользу того, что Крещение младенцев необходимо? В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы. Мы также можем сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание, которое как раз и совершалось над младенцами. И если это было законным в отношении прообраза Крещения, то почему нам не совершать над маленькими детьми и само Крещение? Кроме того, можно упомянуть и о том, что многие древние Отцы и учители Церкви допускают возможность Крещения детей. Среди них священномученик Ириней Лионский , священномученик Ипполит Римский , Тертуллиан , Ориген . «… В первую очередь крестите детей», – наставляет нас «Апостольское Предание» – памятник раннехристианской письменности III столетия. 80 Древний поместный Карфагенский собор (418) очень решительно настаивает на необходимости Крещения младенцев: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема… Младенцы, никаких грехов сами собой содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение (Крещение) очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». 81 Однако для протестантов подобное свидетельство не будет доказательным: они не признают авторитета древних Отцов Церкви и Соборов. Можем ли мы здесь привести какие-то другие аргументы против доводов баптистов? Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения: человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума. Звучит убедительно? Казалось бы, да… Но давайте с вами посмотрим: а так ли это на самом деле? Так ли в этих протестантских утверждениях все просто и верно, как может показаться поначалу?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

   Св. Отцы и учители Церкви оставили несомненные свидетельства, что Крещение всегда было и должно быть совершаемо и над младенцами, а некоторые даже прямо называли это преданием апостольским. Вот как, например, говорят:     Св. Ириней: «(Христос) пришел спасти чрез Себя всех, — всех, разумею тех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев».     Ориген: «Церковь приняла предание от Апостолов преподавать крещение и младенцем», «Младенцы крещаются во оставление грехов… Так как чрез таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы».     Св. Киприан: «Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произшедши от плоти Адама, восприял (contraxit) заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, — что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцем, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие».     Св. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».     Отцы Собора карфагенского (в 418 г.): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мip вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (правило 124).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Так, во времена св. Киприана Фид, епископ африканский, недоумевал, можно ли крестить младенцев во второй или третий день от рождения, или же не должно крестить их, сообразно с законом древнего обрезания, ранее восьмого дня? По этому поводу на соборе африканском, под председательством св. Киприана (в 252 г.), состоялось такое определение: «не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем; то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» 115 . Позднее отцы карфагенского собора (418 г.) определили: «кто отвергает нужду крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского греха Адамова не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема» 116 . На том же соборе определено было (прав. 83) крестить и тех младенцев, о которых неизвестно, крещены ли они, каковы, напр., младенцы, брошенные своими родителями; последнее определение подтверждено было и собором трулльским (прав. 84). В этих случаях, т. е. когда достоверно неизвестно и нельзя установить, крещен ли младенец, крещение совершается с употреблением условных слов: «крещается раб Божий, аще не крещен есть». Обычай крестить младенцев отвергают разного рода сектанты (анабаптисты и происшедшие от них меннониты). Св. Писание, говорят, требует от приступающих к крещению покаяния и веры, но этих требований младенцы не могут выполнить. И. Христос крестился, когда Ему было яко лет тридесять ( Лук. 3, 23 ). Посему и крещение младенцев, рассуждают отвергающее этот обычай церкви, излишне и недействительно, и крещенных в младенчестве должно крестить снова, когда они будут способны понимать и веровать. Достаточно на это заметить следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По поводу пелагианской ереси церковь выразила свое верование в догмат о первородном грехе и в соборных вероопределениях. В западной церкви в V в. (с 412 по 431 г.) состоялся целый ряд поместных соборов (начиная с Карфагенского и кончая Оранжским), на которых осуждалась и низлагалась эта ересь во всех ее видах и утверждалась действительность первородного греха. Один из этих соборов Карфагенский 418 г. – с его определениями, прямо направленными против ереси Пелагиевой, принят вселенскою церковью (на Трульском соборе) в числе девяти поместных. В одном из правил этого собора говорится: «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крестятся для отпущения грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, тот да будет анафема» (124 прав.). III. Учение откровения и церкви ο наследственности греховной порчи (растления духовно-телесной природы человека) и ее следствий, – болезней, бедствий жизни, смерти – не заключает в себе ничего неудобоприемлемого и для здравого мышления. Передача от родителей к детям, – и не только детям, но и позднейшим поколениям (внукам, правнукам и т. д.) известных душевных свойств, известных порочных наклонностей, а также и телесных недостатков (напр. предрасположения к известным болезням) – явление совершенно обычное. Было бы неестественно с чисто психологической точки зрения, если бы повреждение нравственной природы прародителей человеческого рода чрез грех осталось только при них и прошло бесследно для их потомства, не коснувшись его. «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, учит Прав. Катехизис, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (о 3 чл.). Равно нет ничего неудобоприемлемого для разума и в том, что потомки Адама, как рожденные после падения, не пользуются преимуществами райского, невинного состояния, подвержены болезням и смерти, испытывают разнообразные скорби и бедствия. Наследуя зараженную грехом природу, все они приумножают наследственную греховность личными грехами, а потому естественно терпят наказания за грех, осужденный в Адаме, как родоначальнике. Подобное бывает и в условиях обычной жизни, когда, напр., дети, родившиеся у людей, разжалованных за какие-нибудь преступления или лишенных тех или других прав, приобретенных до совершения преступления, не пользуются теми правами, какими пользовались их родители до разжалования, и это не находят противоречащим требованиям справедливости. Эта сторона догмата о первородном грехе таким образом не содержит в себе чего-либо особенно непостижимого для нашей мысли. § 60. Вменение первородного греха

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010