Т. Борозенец Вероучительные определения поместных соборов Правила поместного Карфагенского собора 419 г. 6 33 . Да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания таковы: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, Посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одно, Откровение Иоанна – книга одна. Для твердости же настоящего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы приняли от Отцов, что эти книги читать подобает в церкви. 123 . Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской церкви, присутствовавшими на святом Соборе, имена и подписания которых внесены в деяния, что Адам сотворен Богом не смертным. Если же кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех , но по необходимости естества, – да будет анафема. 124 . Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею нового бытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо сказанное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же еси согрешиша ( Рим. 5:12 ), подобает понимать не иначе, чем всегда понимала кафолическая Церковь , повсюду разлитая и распространенная. Ибо по этому правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою совершить еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, чтобы через новое рождение очистилось в них то, что они заняли от ветхого рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

2.2. Есть ли смысл в учении о наследовании прародительской вины? Существует линия богословов, понимающих под трансляцией Адамова греха передачу из поколения в поколение не только «удобопреклонности ко греху», но и наследственной вины. Ее представителей мы найдем от древности до новейшего времени: от Тертуллиана, свщмч. Киприана Карфагенского и свт. Августина Иппонского — до свт. Серафима (Соболева). В рамках их подхода предыдущий вопрос обретает еще большую остроту, поскольку невозможно усмотреть ни благость Бога, ни Его справедливость в том, что личная ответственность за преступление, совершенное лишь двумя носителями человеческого естества, автоматически распространяется на все это естество, то есть на все его ипостаси. И христианская сотериология при этом приобретает совершенно нелепое звучание: Спаситель искупает меня от виновности в поступке, которого я не совершал, посредством Своего подвига, в котором я тоже не участвовал; таким образом, все относящееся к моей вечной жизни совершается без меня и непонятно какое отношение имеет лично ко мне. Есть, однако, и иная не менее древняя концепция Адамова наследия — как наследственной духовной болезни: такого повреждения человеческой природы, которое делает всех нас предрасположенными ко греху и открытыми для воздействия падших ангелов-искусителей. Ее придерживались, например, свв. Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и многие другие. М.С. Иванов, рассуждая о данном вопросе, пишет, что среди богословов издревле существуют «значительные расхождения в понимании того, что совершили Адам и Ева и что унаследовал от них человеческий род. Одно понимание привело к тому, что всем людям стали приписывать преступление прародителей как личный грех, в к[ото]ром они виновны и за к[ото]рый несут ответственность». Согласно же другому пониманию, «человеку вменяется в вину лишь то, что он как личность совершает свободно и сознательно. Поэтому, хотя грех прародителей и оказывает прямое воздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена» Это обстоятельство позволяет христианским богословам не держаться за учение о трансляции прародительской вины или же не воспринимать его буквально. Чем может быть снят второй из поставленных нами вопросов.

http://bogoslov.ru/article/6026530

Освобождаясь от первородного греха в Крещении, человек обретает состояние невинности и духовной свободы, и освобождается от власти сатаны над ним. Условно состояние человека до крещения можно сравнить с состоянием крепости, захваченной врагом, а после крещения — с состоянием крепости, из которой этот враг изгнан, но действует снаружи набегами, так что остаётся их только отражать. Сила греха уже не действует в человеке как хозяин положения, но человек сохраняет способность к нравственному выбору: грешить или не грешить. При этом, крещеному человеку Господь предоставляет все возможности для того, чтобы никогда в жизни не совершать смертных грехов , подвергающих душу вечной смерти. “ От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов ”. Св. Максим Исповедник . Слово о подвижнической жизни, 44, 45. Цитаты о первородном грехе «Словосочетание “первородный грех”  отсутствует в Священном Писании. Но это не значит, что соответствующий богословский термин ложный или что в нем нет необходимости. В истории Церкви есть много примеров введения новых небиблейских терминов для изъяснения Православной веры:  “кафолический”, “Троица”, “Богородица”, “православный” и  “православие”, “единосущный” и др. Понятие о наследственном греховном повреждении всех потомков Адама существовало в Православной Церкви всегда и является одним из важнейших для выражения сути христианского вероучения. Более того, достаточно ясное представление о поврежденности человеческой природы отражено уже в Ветхозаветном Откровении». священник Вадим Леонов «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили ( Рим.5:12 ), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

http://azbyka.ru/grex-pervorodnyj

Вещество таинства крещения есть вода, которая должна быть чистая, не смешанная ни с каким иным веществом, не искусственная, и не может быть заменена никакою другою жидкостью ( 26 ). Крещение должно быть совершаемо в Церкви, и только в случае особенной нужды дозволяется совершать его в доме. Так постановлено даже вселенскими соборами (VI всел. 51. 59), и нашими отечественными узаконениями ( 27 ). По установление церковному, крещение должно быть совершено прежде литургии, как для того, чтобы во время литургии крещенный (хотя бы и младенец мог быть приобщен св. таин, так и для того, чтобы и священник совершал таинство и восприемники присутствовали при этом – в воздержании от пищи и пития, чего требует самая важность таинства ( 28 ). Что касается до времени крещения, то хотя в первые века был обычай избирать для крещения нарочитые дни в году, преимущественно день богоявления, пасхи и пятидесятницы: но положительных правил на это в Церкви не определено, а общею мыслю св. отцов всегда было только то, чтобы крещение совершать безотлагательно ( 29 ). в) О лицах крещаемых. Лица крещаемых могут быть: 1) младенцы, 2) возрастные. Крещение над младенцами, как зараженными в самом рождении первородным грехом, и потому имеющими нужду в благодатном очищении таинством крещения, совершалось изначала по всей христианской Церкви и, по замечанию отцов, есть предание апостольское ( 30 ). По поводу ложного учения пелагиан, отвергавших нужду крещения для младенцев, на одном из африканских соборов IV века постановлено: «кто отвергает нужду крещения детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия, тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако (смерть) во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша, – подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Карфагенского собора – 109-е (123-е) и 110-е (124-е) правила к анафеме присудили тех, которые говорят, что Адам из начала был сотворен смертным и должен был умереть, хотя бы и не преступал заповеди, и что смерть вошла не по причине греха: ибо Церковь учит, что он был сотворен от Бога ни смертным, ни бессмертным, – но в среднем состоянии между величием и ничтожеством, т.е. способным к принятию и того и другого, как сказал Григорий Богослов ( ο thV qeologiaV epwnumoV), или что он сотворен был причастным и величия разумного естества и ничтожества чувственного естества. Ибо душа человека, получившая бытие чрез божественное вдуновение, гораздо выше бренного сего тела, но, получив в дар и свободу и избрав зло вместо добродетели, жизнь переменила на смерть. Итак, поскольку чрез единого преступившего (заповедь) грех в мире вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде ( Рим. 5, 12 ), – т.е. как бы некоторое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, так как зачатие их бывает в беззакониях; ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, – но, по вере приносящих их, получают просвещение Духа; сие ясно показал Господь, когда, ради веры других, многих лишенных здравого ума по причине болезней, – освобождал не только от телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ крещения во оставление грехов по отношению к младенцам – ложен, а не истинен, – присуждают к анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Ориген писал: «Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» 12 .   В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» 13 . Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день 14 . На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» 15 . Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе: «На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» 16 . В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов 17 . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 18 .

http://azbyka.ru/parkhomenko/nuzhno-li-k...

Видимую сторону в таинстве крещения составляет троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, н Святого Духа. На воду, как на необходимую принадлежность крещения указал Сам Господь Иисус Христос ( Ин.3:5 ); в воде совершали крещение и апостолы ( Деян. 8:36–39; 10:47–48 ). Крещение совершается чрез троекратное погружение; чрез троекратное – по правилу св. апостолов и по учению древних учителей Церкви во имя трех лиц Св. Троицы. Чрез погружение крестился Сам Господь ( Мф.3:16 ) и крестили апостолы ( Деян. 37–89 ). Крещение представляется в Свящ. Писании точным подобием всемирного потопа ( 1Пет.20–21 ); банею водною, в которой Господь очищает нас ( Еф.5:26 ; Тит.3:5 ); и как бы гробом, в котором мы спогребаемся Христу в смерть ( Рим.6:4 ): все такие названия, которым только тогда будет соответствовать это таинство, когда будет совершаемо чрез погружение. У западных христиан, католиков и протестантов, крещение вместо погружения совершается чрез окропление и обливание. Такой образ совершения крещения допускался в древности и теперь допускается в православной Церкви только в виде исключения из общего правила, в случаях крайности, преимущество для тяжких больных и при недостатке воды. Благодатный дар, преподаваемый в таинстве крещения, есть духовное возрождение ( Ин.3:5 ), почему и апостол Павел называет это таинство банею пакибытия ( Тит.3:5 ). При сем крещающийся очищается от всех грехов – прародительского, или Адамова, и от всех грехов произвольных, сделанных возрастными до крещенья ( Деян. 2:38 ; Еф.5:25–27 ; 1Кор 6:11 ), усыновляется Богу и присоединяется к числу спасаемых ( Гал.3:26–28 ; Мк.16:164 Тит.3:5–7 ). Власть совершать таинство крещения принадлежит епископам, а чрез них и священникам. Но впрочем, в случаях крайней нужды, напр., слабости младенца и невозможности скорого прибытия священника, дозволяется православною Церковью совершение крещения мирянам, мужчинам и женщинам. В этом случае крестящий, ближайший родственник или повивальная бабка, должен трижды погрузить младенца в чистой воде, с наречением ему имени, при произнесении слов: «крещается раб Божий (или раба Божия)... (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Если младенец остается жив, то приглашается священник, который уже не делает троекратного погружения в воду, но только дочитывает по требнику молитвы и совершает над младенцем таинство миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

“тело его (Адама) создано перстным, и, следовательно, по природе тленным или смертным ( Быт.3:23 ; 1Кор.15:48–49, 53–54 ), т. е. с возможностью смерти, но без необходимости смерти. Не обладая бессмертием по самой своей природе … Для этого в Раю насаждено было Древо жизни, вкушение плодов которого давало смертному по природе человеческому телу возможность не умирать. Ho по падении прародителей Бог удалил их от древа жизни, служившего орудием и средством сообщения благодати, дававшей смертному по природе телу силу вечной жизни. Вследствие этого возможность смерти перешла в необходимость смерти” (Прот. Н. Малиновский . § 75. Следствия грехопадения//Очерк православного догматического богословия) . Следует заметить, что в данной части работы, автор тенденциозно не рассматривает и даже не называет такие существенные проявления греховного повреждения (появившиеся в человеке в результате прародительского греха), как удобопреклонность ко греху, помрачение ума, отпадение от Бога, отступление благодати от человека, зависимость от сатаны, самость и произрастающие из нее страсти (гордость, блуд, чревоугодие и т. д.) и т.п.. Но это, как и вопрос адамова естества, отдельная тема  (святоот. представления о смертности Адама см.:  Леонов Вадим , свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М., 2005. сс. 11–95) . Эсхатология В следующих главах довольно убедительно повествуется о мытарствах, о необходимости молитвы за ближних. В главе «Геенна» оговаривается, что все Откровение носит  «педагогический, воспитательный характер»  (с.76), о будущей жизни приводится высказывание Бердяева что она  «есть предельная тайна» , и далее автором утверждается известная парадигма относительно вечности последнего дня:  «понятие вечности не означает бесконечности» (с.79). В качестве аргументов в книге приводятся пространные выдержки из «новооткрытого» в 1983 г. Броком тома творений «прп. Исаака Сирина » вызвавшего серьезные недоумения и у богословов, и у православных читателей, точно выраженных известным патрологом:  “Перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие под покровом якобы “святоотеческих”, мнения явно ошибочные и еретические” ( Сидоров А.И. Проблемы творчества прп. Исаака Сирина.//Православное книжное обозрение. Нояб. 1998. — С. 5.).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

2 . Церковь в особенности по случаю ересей определяла истинный смысл известных мест св. Писания. – 1° Чаще всего она определяла его отрицательно, т. е. осуждая известный ложный смысл. Так 5-й вселенский собор 566 анафематствовал смысл, который Феодор Мопсуетский прилагал к Ин.20:22 : Иисус дунул и сказал: приимите Духа Святаго, место, которое он понимал не в собственном смысле, а в переносном. Отцы 7-го вселенского собора равно осудили иконоборцев, которые, ложно толкуя слова Спасителя: Приимите, ядите: сие есть тело Мое... и пийте от нея ecu: сия есть кровь Моя Нового Завета... и т. д., видели в таинстве Евхаристии лишь образ св. тела и св. крови, а не самое тело и не самую кровь Господа Христа, и называли св. дары бескровной жертвы телом и кровию Христовыми не в смысле пресуществления, а лишь в смысле усвоения. 567 – 2° Церковь истолковала положительно смысл некоторых мест св. кииг в вероопределениях соборов. Известно, что на соборах, кроме благочиния, были рассматриваемы и определяемы коренные истины христианства и, следовательно, коренные места св. Писания. Если же такие места определены представителями всего христианского мира – соборами, то кто может определять их иначе или давать им смысл, противный определениям соборов? Поэтому, напр., слова ап. Павла в послании к Римлянам 5:12, нельзя принимать в том смысле, будто грех Адама вошел в мир только чрез подражание, как учили и учат некоторые (пелагиане, социниане и рационалисты), а не сообщается людям чрез рождение, потому что на соборе Карфагенском, принятом всею Церковию, ясно определено: „кто отвергает нужду крещения младенцев, или говорит, что... они... от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, да будет анафема. Ибо сказанное апостолом; единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша, надобно разуметь не иначе, как всегда разумела кафолическая Церковь “. 568 Подобным образом на соборах в положительном смысле объяснены были и другие места св. Писания, напр. Притч.31:4 , Деян.1:1–6 , и т. п. 569 – 3° Церковь определила косвенным образом смысл различных мест священных писаний употреблением, которое она делала в своих определениях, для утверждения, что истина, ею определяемая, есть откровенная, в особенности в так называемых символах веры . По словам Василия Великого , символ есть „правило или образец веры“. 570 Следовательно, по этому образцу должны быть изъясняемы все места Писания, которые требуют изъяснения. Таким образом, слова Ин.15:26; 16:14,22 , следует изъяснять о временном послании или раздаянии даров Св. Духа Сыном, а не о вечном исхождении Св. Духа от Сына, потому что в Символе сказано о Св. Духе: „от Отца исходящего“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский , “видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово; и видимое вино не есть вино, но Кровь Христова”» (п. 1). 5. О крещении младенцев и значении таинства Крещения для спасения. А.И. Осипов пишет: «Неужели не понятно, что крещение, как и все таинства, являются церковными священнодействиями, совершаемыми человеком, а дар благодати таинства дает Господь, когда видит душу, способную принять этот Дар? Таинства это не пропуск, без которого нельзя войти в жизнь вечную, а лишь действенные средства помощи человеку на пути к спасению. Потому все усопшие младенцы спасутся “ибо таковых есть Царство Небесное”. Для подтверждения мысли о блаженной загробной жизни некрещеных детей приведу несколько авторитетных высказываний святых Отцов...»; «…рождение нового человека ( Еф. 4, 24 ) от Воскресшего совершается по законам духовной природы – только сознательно… Священномученик Фаддей (Успенский) подчеркивает: “Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего ( Ин. 3,5 ), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его” – видите, желания его – то есть самого крещаемого, а не крестных, на которых так легкомысленно привыкли ссылаться. Ибо никакой крестный не может поручиться за крестника, что тот отречется от сатаны и будет жить по Христу». Учение Православной Церкви по вопросу крещения младенцев изложено в 110 (124) правиле Карфагенского Собора: Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша ( Рим. 5:12 ), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь , повсюду разлиянная и распространенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010