Прииди и изведи мир на путь праведной жизни. Прииди и посети всех, жаждущих Твоего озарения». 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех святых в земле Российской просиявших (1000–летие Крещения Руси). Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившего и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела — день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь — православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни. Этот 1000–летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. «С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры», — говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир «от восток солнца до запад» отмечает сегодня 1000–летний юбилей Крещения Руси. «… без Меня не можете делать ничего », — сказал Господь (Ин. 15:5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатью Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим. « Люби ближнего своего, как самого себя — в этом весь закон и пророки » (Мф. 22:39–40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000–летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни — любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

«Сие предписываю (νομοθετ) мирянам, сие заповедую священникам, а равно и тем, кому вверено начальство (τος ρχειν πεπιστευμνοις). Вспомоществуйте слову все, кому дана от Бога возможность вспомоществовать. Великое дело воспрепятствовать убийству, наказать прелюбодеяние, обуздать хищничество; несравненно выше вну­шить благочестие и преподать здравое учение. Не столько будет иметь силы мое слово, подвизающееся за св. Троицу, сколько твое повеление (τ προστγμα), если ты заградишь уста злонамеренным, поможешь гонимым, остановишь убийц, – разумею не одно телесное, но и ду­ховное убийство... Мужи и жены, начальники (ρχοντες) и подчинен­ные, старцы, юноши и девы, люди всякого возраста, переносите всякий ущерб, касающийся имущества или и тела, одного не потерпите, чтобы понесло ущерб учение о Божестве” (III, 232). Из этих же увещаний и просьб проповедника видно, что беседа произнесена прежде, чем состоялся эдикт о передаче всех церквей в руки православных и изгнании ариан из сто­лицы 28 так как здесь Григорий еще просит о том, хотя произнесена она уже в главной церкви столицы, что видно из замечания проповедника, что его речь раздается в пустыне некогда безводной, по ныне весьма населенной (λαν οκουμν). „Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя” произнесено в Константинополе 25 декабря 380 г., что видно из того, что он называет себя пришельцем (III, 287), содержит в себе данные литургические, ценные для истории праздника. Первая половина слова изложена в возвышенно-торжественном тоне, как и прочие праздничная слова Григория, и говорит о том, как следует праздновать праздник по-христиански; вторая – содер­жит догматико-полемические рассуждения. Слова: „на св. светы явлений Господних” и „на Крещение Господне” произнесены первое 6-го, второе 7-го января 381г. и трактуют об одном и том же. В первом проповедник между прочим сопоставляет языческие мистерии с христианскими таинствами и доказывает неизмеримое превосходство последних; догматствует о Божестве и о Троично­сти, о сущности благодати крещения и об учении Новата; во втором убеждает главным образом не откладывать крещение и опровергает основания, на которых основывался этот тогдашний обычай. Во втором слове содержится определение природы ангелов, как некоей струи или причастия божественного света (III, 275), подобно тому как в слове на Рождество Христово содер­жится учение о серафимах, заимствованное, повидимому, у св. Афанасия. Слово на пятидесятницу сказано в Константинополе, 381 г. 16 мая. В начале проповеди говорится об истинном способе празднования праздника, отличном от торжеств языческих и иудейских, о том особом уважении, в каком находи­лось у древних седмеричное число, затем проповедник убеждает македониан присоединиться к церкви (из чего видно, что слово произнесено не в Назианзе, где, в бытность там Григория, не было этих еретиков) и излагает против них учение о Св. Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В слове Божием нередко предлагаются увещания евреям «обрезать крайнюю плоть сердца» ( Втор 10, 16 ), или обличаются «необрезанные сердца и уши» ( Лев. 26,41 . Деян 7, 51 ). Этими метафоричес­кими выражениями давалось знать евреям, что они не должны гордиться преимуществом своим пред другими народами по внешнему освящению своему, по внешнему знаку своего завета с Богом, а должны, соответственно внешнему освящению, заботиться о внутреннем освяще­нии, о святости в мыслях и о душевной преданности Богу. Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наруж­ности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» ( Рим 2,28 – 29 ). Тот же апостол называет «Нерукотворенным обрезанием» христианское крещение ( Кол 2,11–12 ), потому что чрез крещение человек вступает в новый завет с Богом подобно тому, как обрезание вводило человека в завет ветхий.   Быт.17:12 .    И  отроча  осмодневно  обрежется  вам,  всяк мужеский пол в родех ваших. «Отроча осмодневно обрежется вам». Обрезанию на­значено определенное время, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, чтобы дать младенцу окрепнуть в силах для перенесения нелегкой операции и достигнуть нужной для сего зрелости. В Св Писании вообще седьмое число представляется числом полноты и совершенства, и вещи, не достигшие сего числа, почитаются несовершен­ными. Потому и животные могли быть приносимы Богу не прежде, как по исполнении седьми дней от их рождения ( Исх 22, 30 ). И не слишком позднее, для того, чтобы родители могли иметь утешение поскорее видеть свое дитя в завете с Богом. Совершение обрезания в осьмой день почитаемо было столь необходимым, что не откладываемо было даже в субботу, если она совпадала с этим днем ( Ин 7,22 ). – «Всяк мужеский пол». Хотя обрезание, как знамение завета, долж­но быть совершаемо над одним мужеским полом, но сим не исключаемы были из завета лица женского пола; они участвовали в завете своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Притом, жена составляет одно лицо с мужем, и, следственно, разделяет с ним то освящение, знамением которого служит обрезание; а неза­мужняя должна была утешать себя по крайней мере тем, что она, как член семейства, могла с прочими членами участвовать в праздновании Пасхи, наравне с замужними и с обрезанными, – преимущественно одних членов из­бранного народа ( Исх 12,3 – 48 ). – «В родех ваших»: во всех последующих родах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Однако все это коренным образом противоречит цивилизационным основам нашего народа, для которого важнейшее значение всегда имели приверженность незыблемым нравственным принципам, бережное отношение к исторической памяти и глубокое уважение к духовным традициям других народов. А если бы не было так, то никогда бы не было великого многонационального, многокультурного и даже многорелигиозного пространства Святой Руси. Наша великая культура созидалась усилиями множества людей, относящихся к различным этносам, проживавших на разных территориях, но мысливших себя принадлежащими к единой русской традиции. Сегодня вопреки силам, стремящимся посеять рознь, возрастить плоды ненависти среди наследников Святой Руси, мы должны свидетельствовать едиными устами и единым сердцем не только об общности культуры, духовной традиции, исторической судьбы, но и о единстве веры всех восточнославянских народов, вышедших из единой Днепровской купели Крещения в 988 году. Мне памятен день празднования 1020-летия Крещения Руси, когда в Киеве, на Крещатике, тысячи людей возглашали слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!». Это был многотысячный хор людей, которых объединяла единая вера, единое национальное самосознание. Какая сила была проявлена тогда нашим народом! Искренне убежден, что сегодня стремление расколоть единый народ исторической Руси, противопоставить одну его часть другой, посеять ненависть к нашему общему прошлому в умах и сердцах питается антихристианскими побуждениями, желанием вытравить из человека образ Божий, поработить людей власти греха и порока, сделать их исключительно субъектами глобального рынка и потребителями материальных благ. Трагическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на Украине, — яркое тому подтверждение. И мы скорбим, молимся и надеемся, что Господь приклонит милость Свою к народу Украины, а значит и ко всей исторической Руси. Необходимо ясно сознавать, что противостояние разрушающему действию враждебных сил, уничтожающих духовные основы нашей жизни, пленяющих души наших современников и стремящихся развести народы исторической Руси по национальным квартирам, должно основываться в первую очередь на следовании Божественной воле, а также на сохранении внутреннего единства общества, на любви к Богу и друг к другу. В этом — залог достойного будущего нашего народа, и это единственный путь, направленный на то, чтобы сохранить единство, любовь, взаимопонимание и доброе сотрудничество между народами Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5973837.ht...

Но чтобы кто не подумал, что я забавляюсь тут утонченными софизмами, приступим к главнейшему правилу, запрещающему нам зрелища: оно основано на таинстве крещения. Вступая в крестную купель, мы исповедуем христианскую веру в предписываемых ею изречениях. Вместе с тем, мы торжественно обещаемся отречься сатаны и всех дел его. Где же более диавол господствует со своими сообщниками, как не в идолопоклонстве? Не тут ли престол нечистого духа и седалище злочестия? Я докажу сие пространнее в другом месте. Здесь же если докажу, что все устройство зрелищ основано на идолопоклонстве: то это будет явным знаком, что мы в крещении действительно отрекаемся от зрелищ, из которых идолопоклонство составило как бы жертвоприношение сатане и ангелам его. Вникаем в происхождение всякого зрелища особо каким образом игрища сии введены во вселенной. Рассмотрим потом наименования каждого из них, и наконец их устройство, сопровождаемое множеством суеверий, разные их обстоятельства, какому божеству какое из них посвящено, самые их представления, и кто именно были их учредители. Если бы что из всего сего не относилось к идолам, в таком случае мы готовы сознаться, что это не касается ни идолопоклонства ни сделанного нами при крещении отречения. Глава 5 Как происхождение игрищ довольно темно и неизвестно большей части братьев наших: то искать его надобно только в истории язычников. Многие из них о сем писали. Вот что они на сей счет повествуют. По сказанию Тимея Лидийцы, вышедшие из Азии под предводительством Тиррена, принужденного уступить царство брату своему Лидию, остановились в Тоскане, и там между прочими суеверными церемониями учредили зрелища под завесою религии римляне, вызвав потом к себе некоторых из сих пришельцев, переняли у них и церемонии сих игрищ и время их празднования, так что в последствии дано зрелищам сим и латинское название «Ludi», от слова Лидийцев, их изобретавших. Варрон правда производит слово сие от «ludere» – играть, шутить, веселиться, подобно как прежде назывались руперкалиями игрища, которые молодые люди производили шуточным образом; тем не менее, происхождение сих игрищ и увеселений он приписывает также установлению какого либо празднества, посвящению храма или другому подобному религиозному побуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_z...

Закрыть Слово в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших 18 июня - Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших 17.06.2023 1779 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела - день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь - православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни. Этот 1000-летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. " С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры " ,- говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир " от восток солнца до запад " отмечает сегодня 1000-летний юбилей Крещения Руси. " ...без Мене не можете творити ничесоже " ,- сказал Господь (Ин.15,5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим. " Люби ближнего своего, как самого себя - в этом весь закон и пророки " (ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни - любовь.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Во всяком случае Ольга пробыла в Константинополе никак не менее трёх месяцев. Чем же занималась она в это время? Так как цель её путешествия состояла в том, чтобы лучшим образом изучить святую веру и креститься; то в исполнении этой двойной цели состояли и занятия её в столице. «Супруга Русского князя, приводившего флот против Греков, по имени Ольга, по смерти супруга своего прибыла в Константинополь и, когда показала решимость свою принять служение чистой вере, была крещена и возвратилась, удостоенная почестей, достойных её намерения», так говорит Скилитза. Кедрин пишет: «Ольга, жена князя Русского, того, который приводил флот против Греков, по смерти супруга явилась в Константинополь и, когда доказала великую ревность свою к истинному благочестью, была крещена и принята с почестями, приличными её сану, и возвратилась в свой дом» 138 . В этих словах, кроме подтверждения главному событию – пребыванию Ольги в Цареграде, виден сам порядок занятий её в Цареграде. Первым делом её было открыть патриарху свои искренние намерения о вере, потом, выслушав наставления в вере, принять крещение, наконец уже видеться с двором. Патриархом был тогда Полиевкт, славный и по святости жизни, и по высокой образованности. Ольга поднесла ему в знак любви своей к святой вере золотое блюдо, с изображением Спасителя на драгоценном камне 139 . По древнему прологу патриарх крестил её сам. Нестор говорит то же и прибавляет, что «император был восприемным отцом её». Ольга, продолжает Нестор, быв просвещена крещением, радовалась душой и телом. Патриарх сказал ей: «благословенна ты между женами Русскими, что возлюбила свет и отвергла мрак: благословлять тебя будут сыны Русские до последнего рода». Потом патриарх преподал ей наставления о церковном уставе, о молитве, о посте, о милостыне, о сохранении чистоты телесной. Она стояла с наклонённой головой и, как губа напаяемая, внимала учению его. Потом, поклонясь патриарху, сказала: «твоими молитвами да сохранит меня Господь от всякой неприязненной сети».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Раз сказавши 1523 и установивши как общее положение, что все, так или иначе поддерживающее язычество, тем или иным путем напоминающее языческий культ с его суевериями, должно быть отвергаемо, Тертуллиан остается на этой почве и теперь. По Тертуллиану, апостол прямо и ясно сказал: бегайте от идолослужения ( 1Кор. 10:11 ), разумеется, идолослужения во всех его видах и со всеми его оттенками 1524 . Если нам ничего не должно давать идолу, зачем от него и брать что-либо? Если чуждо вере преклоняться пред идолами, зачем и подражать им по украшению? 1525 ибо нет никакого общения между Христом и велиаром; недостойно, чтобы образ Бога живого стал образом идола и мертвеца 1526 . Лавровый венок в язычестве посвящен Аполлону и Либеру, одному – как богу стрел, другому – как богу триумфов; поэтому увенчивание венками, относящееся к идольскому культу, запятнанное им, оскверняет христианина, не должно ни в каком случае употребляться 1527 . В язычестве увенчивания происходили и в общественных и частных случаях жизни: увенчивалась толпа при праздновании триумфа царей, супруги увенчивались в день брака, актеры – в театре, рабы – при освобождении на волю. Но все это не может служить для христианина предлогом к принятию и ношению венков, – все почести, отличия и заслуги для него сосредоточиваются в церкви 1528 . Увенчиваются люди в торжественных и радостных случаях жизни; но христианин – странник этого мира, гражданин небесного Иерусалима – не нуждается в этом увенчивании. Увенчиваются при браках; у христианина брак совершается о Господе, – венки бесполезны. Перечислите все случаи и побудительные причины увенчивания; ни одна из них не прилична христианину, все они непозволительны, – от всего этого христианин уже отрекся в крещении 1529 . В язычестве увенчивается много такого, что по нравственному взгляду христианина заслуживает порицания 1530 ; ужели поэтому самому и христианин должен допускать увенчивания, покрывание головы венками? 1531 Покрытая голова должна быть у женщин, а не у мужчин; и если женщина открытой головой срамляет ангелов, тем более мужчина покрытой венком головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

В частности, известно, что, когда перестал действовать построенный еще в XVIII в. храм, в камерах Бутырской тюрьмы потаенно совершалась в 20-е годы Божественная Литургия, и заключенные в своих камерах причащались Тела и Крови Христовых. В те годы порою в камерах сидело одновременно до 5 архиереев, не считая многих и многих священников. В знаменитом СЛОНе (Соловецкий лагерь особого назначения) в конце 20-х годов – 18 архиереев, сотни священников и т. д. Была разработана система хранения запасных Святых Даров. В лагерях совершалось чтение на память Двенадцати Евангелий с участием мирян: один читал, когда он забывал – подхватывал другой, потом третий и т.д. Игорь Константинович Фортунатов 11 рассказывал, что самая яркая заутреня на Пасху в его жизни была в Карагандинском лагере. «Христос воскресе!» – неслось над лагерем и казахской степью. Охрана с этой поющей толпой заключенных ничего не могла сделать, – молча наблюдали за происходящим стоящие на вышках караульные. Такое было, когда в тюрьмах и лагерях сидели сотни тысяч гонимых за веру. Сейчас ситуация принципиально иная: в тюрьмах и лагерях сидят некрещеные или крещеные, но совершенно не воцерковленные уголовники, часть из которых лишь в тюрьме обратилась ко Господу. Для их духовного развития храм как место, организующее молитву, как место не знаемого ими богослужения и место совершения Таинств более важен, чем это было для арестованных за веру Православную в двадцатые и тридцатые годы XX века. После 1917 г. до самых последних лет советской власти посещение тюрем священниками с воли было совершенно исключено, – в тюрьмы и лагеря духовенство попадало только в качестве зэков. Всякие проявления религиозности пресекались. За крест на шее в некоторых лагерях можно было попасть в карцер или, в лучшем случае, его лишь при проверке срывали с шеи. После 1988 г. отношение к религии со стороны государственной власти и общества стало меняться. Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году послужило началом нового массового крещения наших соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/os...

В Вятке в первые годы советской власти, несмотря на гонения, тысячи богомольцев продолжали совершать паломничество на Великую реку. Но в 30-х годах лишь отважные исповедники веры осмеливались совершать индивидуальные паломничества. В 1959 году в разгар хрущевских гонений было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую, по маршруту установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило разыскивать паломников и вывозить на машинах как можно дальше от святого места. Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле. С середины 80-х годов ХХ столетия ледяные оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать, верующих перестали открыто преследовать и гнать, к их законным требованиям начали постепенно прислушиваться. Огромный интерес к церковной жизни пробудился в обществе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. В это время в Кировской епархии, как тогда именовалась Вятская митрополия, совершал свое церковное делание приснопамятный архиепископ Хрисанф (впоследствии — первый митрополит Вятского края). Архипастырь старался всеми доступными средствами смягчать удары представителей власти по Православию. Это касалось уполномоченных, руководителей районного звена и высшего руководства Кировской области. Владыка хотел, чтобы любая возможность была использована для блага и для пользы Церкви. У нас, молодых священнослужителей Кировской епархии, вдохновляемых примером архиепископа Хрисанфа и укрепляемых его благословениями и молитвами, появилось желание и решимость вернуть нашему краю насильственно отторгнутую традицию паломничества на реку Великую, к месту явления дорогой сердцу каждого православного вятича святыне. В 1989 году владыка Хрисанф обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой.

http://patriarchia.ru/db/text/3667733.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010