По просьбе А. еп. Феодосий привез образец этого творчества, с к-рым А. отправился на прием в Совет по делам религий; после протеста, заявленного управляющим делами Патриархии, эта практика была запрещена. 25 февр. 1968 г. А. был возведен в сан митрополита. При преемнике Святейшего Патриарха Алексия I, скончавшегося в 1971 г., Святейшем Патриархе Пимене исполнять послушание управляющего делами стало сложнее. Патриарх Пимен, человек монастырского склада, благоговейный совершитель богослужений и молитвенник, нередко тяготился нескончаемым многообразием адм. обязанностей. Это порождало осложнения с епархиальными архиереями, не всегда находившими у Предстоятеля ту действенную поддержку, на к-рую они надеялись, обращаясь в Патриархию, способствовало усилению влияния Совета по делам религий, зачастую вызывало к жизни такие негативные явления, как интриги и фаворитизм. И все же А. был убежден, что в каждый период Господь посылает необходимых деятелей, в период «застоя» необходим был именно такой Предстоятель, как Святейший Патриарх Пимен. «Ведь если бы на его месте оказался кто-нибудь другой, сколько бы дров он мог наломать. А Святейший Патриарх Пимен с присущей ему осторожностью, консервативностью и даже опасением перед какими-либо новациями многое сумел сохранить в нашей Церкви» (Беседы с Патриархом Алексием II). К основной нагрузке управляющего делами у А. с 7 мая 1965 г. добавились обязанности председателя Учебного комитета , а с 10 марта 1970 г.- руководство Пенсионным комитетом при Свящ. Синоде. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении А. участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси , был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском мон-ре . Лучшей оценкой трудов А. на посту управляющего делами и исполнения иных послушаний стало избрание его Патриархом в 1990 г., когда членам Поместного Собора архиереям, священнослужителям и мирянам - вспомнились преданность А.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Недавно Болгария отказалась от российского газопровода, а теперь премьер-министр и президент страны извиняются, заявляя, что допустили ошибку, запретив прокладку газопровода, и предложили дружить и искать возможности для продолжения сотрудничества и сделать ответвления, чтобы нитка прошла через болгарскую территорию. Я уверен, что Господь ведет славян по такому пути испытания, чтобы все пребывали в равных достойных условиях, а не пытаться над кем-то доминировать. Думаю, рано или поздно такая ситуация будет и с Украиной. Сейчас Киев просит заблокировать Северный поток, понимая, что Украина лишится транзита газа и потеряет три миллиарда долларов. Давайте идти не путем запретов, а путем дружбы - как газопровод через украинскую территорию служил благу России и Украины, так он и продолжит служить. Надо искать возможности примирения и излечения ран и болезней. Господь посылает нам испытание. Я сам из Украины и знаю, что там почитают Патриарха и не мыслят разделения Церкви на враждующие части. Празднование 1030-летия – это еще один повод порадоваться, помолиться и попросить Господа, чтобы Господь помог нам быстрее объединиться. Во всяком случае, мы на заседании говорили, что празднование продлится не один день, а до Нового года. В нашем соборе есть экспозиции, выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси. Мы издаем специальные буклеты, где говорим о положительных явлениях, создали специальные открыточки для ведения уроков в школах по теме 1030-летия Крещения. Меня радует, что у нас не остается незамеченным Крещение Руси, и никто не остается равнодушным. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/26/tr...

Значительная часть проповедей М. посвящена формированию у туринских христиан принципов христ. любви (caritas), построенной на милосердном отношении к ближнему, и новых жизненных практик, связанных с ее проявлениями. Он подвергал жесткой критике тех, кто забывают о страданиях бедняков, но при этом обеспокоены дорогими подарками для друзей, к-рые, возможно, не нуждаются ни в чем ( Maxim. Taurin. Serm. 98. 2). Сравнивая практику празднования дня рождения императора с христ. практикой празднования Рождества Спасителя, М. противопоставлял материальным дарам, подносимым земному властителю, чистоту сердца христианина: она есть единственный дар, в к-ром нуждается Господь, истинный Император (Ibid. 60. 1-2). Считая, что земное богатство обретает значение и подлинную ценность лишь в том случае, если оно будет отдано бедным (ср.: Ibid. 60. 4), М. в проповедях неоднократно касался практики раздачи милостыни. Он стремился убедить слушателей, что состоятельный человек, дающий милостыню нуждающемуся, принимает своего рода 2-е крещение (elemosina quodammodo animarum aliud est lavacrum - Ibid. 22. 4). Не отрицая необходимости платить гос-ву подати, М. тем не менее противопоставлял значение гос. и религ. практик, убеждая, что, платя налоги, человек приносит выгоду лишь их получателю, в то время как милостыня является залогом для спасения собственной души подающего ее (Ibidem). Призыв к щедрости и помощи ближнему звучит и в тех проповедях, в которых затрагиваются испытания, связанные с варварскими вторжениями в Сев. Италию: напр., М. призывал состоятельных христиан не приобретать у варваров по дешевой цене отнятое ими у римлян имущество, а в случае приобретения возвращать его законным владельцам (см.: Ibid. 18. 3). Аскетические темы наиболее сильно звучат в проповедях М., посвященных соблюдению поста ( Maxim. Taurin. Serm. 35, 50, 51, 83). Из признаваемых подлинными проповедей М. 29 относятся к периоду церковного поста (ср.: Puerari. 1999. P. 28). М. называет пост неотъемлемой составляющей христ. жизни наряду с молитвой и милосердием: «Мы не можем иным образом приблизиться к Богу, кроме как через посты, молитвы и милостыни… Оружие, которым наделил нас Бог,- молитва, милосердие и пост» ( Maxim. Taurin. Serm. 83. 1, 3). М. придавал посту большее значение, чем мн. его современники, требуя его неукоснительного соблюдения (ср.: Ramsey. 1989. P. 7).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

Массовыми торжественными мероприятиями стали праздничные концерты в Москве на Красной площади, в Киеве на Крещатике, крестный ход из храмов Минска к Минскому Замчищу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость празднования братскими народами России, Украины, Беларуси и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви 1025-летия Крещения Руси. 2. Вознести молитвы ко Господу о сохранении духовного единства народов — наследников киевской купели крещения, об их всестороннем процветании. 3. Благодарить Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей за оказанное внимание и участие в торжествах. 4. Выразить благодарность за содействие в организации и личное участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 1025-летия Крещения Руси, Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Президенту Украины В.Ф. Януковичу, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. 5. Благодарить за понесенные труды Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Преосвященного Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета. 6. Выразить признательность главам епархий и регионов России, Украины и Беларуси, по территории которых проходил крестный ход с мощами святого равноапостольного князя Владимира за содействие в организации и сопровождении крестного хода. 7. Благодарить членов Церковно-общественного организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси, членов рабочей группы в России, организационных комитетов Украины и Беларуси, а также архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, принимавших активное участие в подготовке и проведении торжественных мероприятий. 8. Благодарить руководство правительств, министерств и ведомств, региональных органов власти и органов местного самоуправления России, Украины и Беларуси за оказанную помощь в организации праздничных мероприятий.

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

Массовыми торжественными мероприятиями стали праздничные концерты в Москве на Красной площади, в Киеве на Крещатике, крестный ход из храмов Минска к Минскому Замчищу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость празднования братскими народами России, Украины, Беларуси и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви 1025-летия Крещения Руси. 2. Вознести молитвы ко Господу о сохранении духовного единства народов — наследников киевской купели крещения, об их всестороннем процветании. 3. Благодарить Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей за оказанное внимание и участие в торжествах. 4. Выразить благодарность за содействие в организации и личное участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 1025-летия Крещения Руси, Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Президенту Украины В.Ф. Януковичу, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. 5. Благодарить за понесенные труды Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Преосвященного Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета. 6. Выразить признательность главам епархий и регионов России, Украины и Беларуси, по территории которых проходил крестный ход с мощами святого равноапостольного князя Владимира за содействие в организации и сопровождении крестного хода. 7. Благодарить членов Церковно-общественного организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси, членов рабочей группы в России, организационных комитетов Украины и Беларуси, а также архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, принимавших активное участие в подготовке и проведении торжественных мероприятий. 8. Благодарить руководство правительств, министерств и ведомств, региональных органов власти и органов местного самоуправления России, Украины и Беларуси за оказанную помощь в организации праздничных мероприятий.

http://pravoslavie.ru/64591.html

Уже Епифаний Кипрский , считавший днем рождения Спасителя 6 янв., на основании замечания св. Луки, что при крещении Спасителю было около 30 лет 1416 , настойчиво доказывает («много раз я вынужден был говорить»), что рождество Спасителя не могло быть в то же число месяца, что и крещение 1417 . Против этого отождествления возражают также Златоуст: «не тот день, в который родился Спаситель, должно называть явлением ( πιφνεα), но тот, когда Он крестился, не после рождения Он сделался всем известным, но когда крестился (следует ссылка на Ин. 1:33 ) 1418 и мимоходом бл. Иероним: «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в крещении – совершенно» 1419 . Обычай празднования в один день Рождество Христово и Крещения не был оставлен по местам на Востоке и в VI в.Косма Индикоплевс (ок. 530 г.) замечает, что тогда как Р.Х всюду празднуется в декабре, одни иерусалимляне «по легковерному предположению ( στοχασμου )» празднуют его вместе с Богоявлением 1420 . С выделением Рождество Христово в особый праздник, на Востоке за Богоявлением осталось одно лишь воспоминание крещения. Для Апостольских Постановлений Богоявление – праздник только в честь крещения 1421 . Еще Ефрем Сирин в гимнах на Богоявление говорит о крещении Христовом и об оглашенных 1422 . Одновременно с разделением праздников должны были на Востоке к 6 января приурочить крещение оглашенных, в связи с чем теперь же возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для крещения оглашенных. И. Златоуст в беседе на Крещение Господне Говорит: «Христос крестился о освятил естество вод, и потому в этот праздник все, почерпнув воды ( δρεσμενοι) в полночь, отлагают для дома и хранят во весь год влагу ( τà νματα) от освященных сегодня вод; и бывает явное знамение: естество тех вод не портится от долготы времени, но целый год и часто два ил три сегодня взятая вода остается неповрежденною и свежею ( κερκου καì νεαρου ) и после такого промежутка не уступает водам, только что почерпнутым из источника» 1423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

XX. Поучение на день св. равноапостольного Князя Владимира 21 . О величии события – крещения Руси В прошедшем году в этот день совершилось великое торжество во всей православной России – празднование 900-легия крещения Руси при св. равноапостольном князе Владимире. Тогда это событие и значение его для русского государства вообще и для каждого православного христианина в особенности и заслуги св. кн. Владимира изображены были по всей своей силе, как в храмах Божьих и общественных собраниях – в проповедях и речах, так и во многих книгах, изданных по поводу сего торжества. Но и всегда – каждый год – в нынешний день блаженной кончины св. кн. Владимира, особенно в тех храмах, которые посвящены памяти его, величественно прославляется имя св. равноапостольного князя Владимира и вспоминается в благодарных молитвах к Господу Богу великое событие крещенья Руси и изображается его великое значение. Так будет в православной России до тех пор, пока будет существовать она; так будет в православном мире христианском до скончания века. И действительно, велика слава св. благоверного князя Владимира. Он приравнён к св. апостолам, к св. равноапостольным царю Константину и царице Елене, к св. просветителям славян Кириллу и Мефодию. Какое имя в истории православного русского государства может быть славнее имени св. благоверного кн. Владимира?! Много было славных и великих князей и царей в русской земле, завоевателей, преобразователей и устроителей русского государства, но не было подобного св. Владимиру, ибо он был не только завоеватель, преобразователь и устроитель земли русской, но, что главнее всего, просветитель оной светом святой православной веры Христовой. Скажем более: имя его славно во всей вселенной, как просветителя целой страны, обширнейшего государства в свете. Что же касается самого события просвещения России православной верой, то, кроме события пришествия в мир Спасителя, совершения им дела спасения нашего и насаждения единой спасительной веры на земле, едва ли можно указать другое какое-либо событие на земле большее события просвещения России православной верой христианской св. Владимиром. Оно равно событию просвещения верою христианской разных стран вселенной св. апостолами и их преемниками. А величие и важность сих событий состоит в осуществлении цели пришествия Спасителя на землю, в открытии людям пути спасения чрез православную веру Христову, или короче – в спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

е. воскресенье; и так как он защищал все христианские установления, то защищал и установления воскресного празднества так же, как крещение и таинство евхаристии. Одного никому и во сне не приснится утверждать, что Константин Вел. установил св. крещение и святую вечерю Господню. Еще менее возможно, чтобы творцом, так сказать, воскресного дня был папа римский. Ведь сами адвентисты утверждают, что папство получило свою власть от императора Юстиниана в 483 г. по Рождестве Христовом. Каким же образом папа мог устанавливать то, что существовало уже около 500 лет? Очевидно, что и папа, как и Константин Великий , только сохранил и подтвердил существовавшее уже в Церкви Празднование воскресного дня. Утверждение субботников-адвентистов, будто бы воскресенье есть то именно «начертание зверя», о котором говорится в Апокалипсисе (гл. 13, 11–17), настолько абсурдно, что не заслуживает собственно никакого опровержения. Мы желали бы только спросить адвентистов: «каким образом день воскресный» начертан У христиан, чтущих его на правой руке и на челе ( Апок. 13:16 )? И как согласить, далее, слова Апокалипсиса гл. 13, 17 о том, что «никому нельзя будет ни покупать, ни Продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, когда мы видим, что полною свободою в деле купли и продажи пользуются не только христиане, чтущие день воскресный, но и сами адвентисты и евреи – почитатели древней Субботы и даже язычники и магометане, имеющие свои Особые дни празднования?! 2. О душе человческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека. По учению Православной Церкви, всецело основанному на слове Божием, душа человеческая получила от Бога самостоятельное бытие и никогда не уничтожается. Слово Божие говорит нам, что тело и душа человека созданы не одинаковым образом и неодинаковы по происхождению своей природы. Так, хотя тело человека в известное время становится трупом и разрушается, душа его продолжает существовать отдельно от тела до тех пор, пока Господь не воскресит тело человека, когда душа и тело вновь соединятся для совместной блаженной жизни, или же для вечного мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Они смеются: — Ну ты, Агафонов, заливать мастер! После сдачи экзаменов сидим в семинарской столовой, а у самих от волнения аппетит пропал, знаем, что после обеда списки поступивших вывесят. Мне ребята два пальца показывают. Я думаю, что это может значить? Неужто двойку получил? Вроде бы, не должно, все же экзамены сдал неплохо. Бежим наверх списки смотреть. Прочитал весь список, но своей фамилии не нашел. Потом другой список просмотрел, где кандидатов отмечают, которых могут в течение года вызвать на место отчисленных семинаристов, и там меня нет. Отошел огорченный. Мне друзья кричат: «Агафонов, ну куда ты смотришь? Вот твоя фамилия. Тебя сразу во второй класс зачислили». Точно, подхожу и вижу небольшой списочек зачисленных во второй класс. Моя фамилия — там. Дивны дела Твоя, Господи. Историческое событие Наступил 1988 год, тысячелетний юбилей крещения Руси. В воздухе носилось чувство перемены в отношении к Церкви в нашем безбожном государстве. Во всяком случае, пресса стала активно муссировать тему: отмечать или не отмечать эту дату? Большинство выступлений было за то, чтобы не отмечать: мол, это дело церковников, а государству до таких событий, как крещение Руси, по барабану. Вдруг, как гром с ясного неба для наших властей, международная организация ЮНЕСКО принимает решение праздновать крещение Руси как событие всемирного значения в ста странах мира. Тут сразу в Кремле зачесались, и чаша весов стала склоняться в пользу участия государства в праздновании юбилея. То ли в феврале месяце, то ли в другое время — сейчас точно не помню — выхожу я под вечер из регистратуры Казанского собора во двор, подходят ко мне трое молодых людей и спрашивают: где можно увидеть отца настоятеля? В это время вышел настоятель протоиерей Алексей Машенцев, и я его подвел к ним. — Какие проблемы, молодые люди? — спрашивает он. — Мы хотим пригласить Вас в научно-исследовательский институт сельского хозяйства, — отвечают они, — чтобы Вы выступили в нашем молодежно-дискуссионном клубе. А надо оговориться, что публичное выступление священника вне стен храма было запрещено законом. За это можно было лишиться регистрации уполномоченного, тогда уж ни в какой епархии Советского Союза не устроишься. Отец Алексий это прекрасно знал, поэтому он, дипломатично сославшись на нехватку времени, отказал молодым людям. Те отошли явно огорченные. Не меньше их расстроился и я — такая возможность, о которой мы и мечтать не могли. И я решился — была не была. Дождавшись, когда отойдет отец Алексий, я догнал молодых людей и говорю:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Славянский перевод в нашей Кормчей верен греческому тексту. Но относительно обозначены источника второго отрывка надо заметить, что в нем неправильна расстановка запятых: отрывок этот, как и предыдущий, взят из 8-й гл. буквы «β» и по тому источник его должно бы обозначить так: «от книги (т.е. главы) осмыя, стихии вторыя, господина» и т.д.; между тем как, по расстановке слов этого обозначения в Кормчей («от книги осмыя стихии, вторыя», и т.д.) выходит, что он взять будто из гл. 2-й отд. буквы «θ» (восьмой буквы по счету греческого алфавита). Есть в нашей Кормчей и другие заимствования из Синтагмы, но без указания на их автора – Властаря. Это – в той же 50-й главе: 1) в отделе: «о родстве, еще от святого крещения» – отрывок, содержащий постановление о том, что в родстве по восприятию от купели свят крещения те же степени должны служить препятствием ко вступлению в брак, как и в родстве кровном; 2) в отделе «о усыновлении» – начало отрывка, представляющего, по изложению Кормчей до слов: «инако о том же», буквальный перевод трактата 8-й гл. буквы Синтагмы, «περ υοθεσας – до отдела: «о том, что усыновляют и евнухи» и др. 276 . Напечатан отрывок из 8-й же главы – именно гражданские постановления о степенях родства, служащих препятствием ко вступлению в брак лиц, состоящих между собою в таковых, – с латинским текстом, – в «Систематическом Своде законов» 1816 г., том II, стр. 267 и след. Не забудем также упомянуть, в числе печатных изданий отрывков из Синтагмы о переводе на русский язык Властаревой Пасхалии, соста-вляющей собою 7-ю главу отдела буквы «π» его Синтагмы Перевод этот напечатан в журнале «Православный Собеседник», издаваемом при Казанской духов. академии, за 1859-й г., ч. 2, стр. 162–182 (начало) в 289–313 (окончание), с заглавием: «о времени празднования пасхи Матфея Властаря ». К средний XVII-ro века издание Синтагмы в полном её составе привлекало внимание некоторых ученых. Иаков Гоар, знаменитый Византолог, имел, очевидно, намерение издать Синтагму, потому что в Парижских манускриптах Синтагмы (Vid.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010