IV-V века (окончание) Церковный год в IV-V вв Сделавши столько для выработки чина суточных церковных служб, IV-V века не менее сделали в установлении праздничного ритуала. В этом отношении: а) поднять взгляд на святость праздника, б) увеличено не менее чем вдвое число праздников и постов, в) положено начало общецерковному чествованию святых, т.е. годичному месяцеслову. Но очень мало сделано теперь для образования специально-праздничного богослужения; праздник отличился только более продолжительным, частым богослужением, но содержание и состав праздничного богослужения мало еще отличались от обычного. Создать особое праздничное богослужение осталось сделать VI-VIII векам. Воскресенье В основе праздников, как и ранее, лежал воскресный день, и если праздник теперь стал более чтиться, чем ранее, то это произошло прежде всего с воскресением. Здесь Церковь многим обязана была светскому правительству, гарантировавшему покой и святость воскресенья законодательным путем. Начало положил Константин Великий . По свидетельству Евсевия, он «предназначил для молитвы день Господень, посему всем римским подданным внушал расположение во дни, соименные Спасителю (Господни, т.е. воскресные), оставлять свои занятия и подобным образом чтить пятки 1199 , – кажется в воспоминание тех событий, которые в эти дни совершены общим Спасителем. Что касается до дня воскресного, (с. 262) иногда называвшегося также днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов, и тем из них, которых соделались причастниками божественной веры, давал в тот день свободу от службы, чтобы они беспрепятственно бодрствовали в Божией церкви и чтобы никто не мешал им тогда совершать свои молитвы. А другим воинам, еще не принявшим божественного закона, предписал он особым законом в воскресные дни собираться на открытых площадях в предместии города и там по данному знаку и всем вместе возносить к Богу выученную предварительно молитву» 1200 . В 321г. Константин Великий издал эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. 28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. На празднования 1020-летия Крещения Руси в главную обитель Украины съехалось несколько тысяч паломников – киевляне и жители других областей Украины, а также гости из-за рубежа. По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приветствовал священноархимандрит Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Владимир. «Жизнь христианина невозможна без надежды», – особо подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви и выразил чаяние, что в будущем отпавшие от церковного общения украинские раскольники воссоединятся с Церковью Христовой. В заключение Его Блаженство высказал пожелание, чтобы Святейший Патриарх Алексий чаще посещал пределы Украинской Православной Церкви. Поздравляя всех собравшихся богомольцев с 1020-летием Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих». По его словам, кем бы ни были эти подвижники – русскими, украинцами, белорусами – именно в древнем Киеве лежит начало духовной жизни народа, здесь исток его церковного и национального самосознания. «В Киеве не только наша общая купель. Здесь – начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

IV. Праздничное Богослужение § 32. Понятие о праздниках Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего. § 33. Отличительные черты праздничного Богослужения Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей. § 34. Разделение праздников и степени их Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас 4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и 5-й разряд праздников церковно-гражданских, к празднованию которых призывается Церковь и государство, напр. Новый год и Высокоторжественные дни. Праздники по важности воспоминаемых событий и лиц и по степени торжественности Богослужения разделяются на три разряда: на малые, средние и великие. В церковном уставе они обозначаются так называемыми знамениями или знаками, поставленными против них. Малые праздники означаются дугою с тремя точками внутри ее или красною, или черною; средние праздники – знаком креста + или крестом в полукруге ; великие праздники – крестом в круге В церковном Богослужении каждый знак имеет особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

НОВОСТИ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ Владимир Путин взял у Патриарха благословение на управление страной ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ На 5 января намечен Собор Предстоятелей Церквей в Иерусалимской Патриархии. 6 января в Троицком соборе Иерусалима состоится Всенощное бдение. Утром 7 января будет совершено совместное праздничное Рождественское богослужение Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом Рождения Спасителя мира. На богослужении, как было объявлено ранее, будет присутствовать президент России Борис Ельцин. В этот же день делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием возвратится в Москву. В ночь на 8 января патриаршим чином будет совершено праздничное Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 9 января в 9.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 28-29 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Акмолинской, Воронежской, Казанской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Таллинской, Симферопольской, Тобольской, Ярославской епархиями. Одобрены проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора новопрославляемых святых на предстоящем Архиерейском Соборе. Священный Синод одобрил также план внешней деятельности Русской Православной Церкви на 2000 год, выразил удовлетворение фактом проведения 6-7 декабря в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, счел важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1-м стихословии; седален Богородицы по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление...». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Закрыть itemscope itemtype="" > Наш дом – это клирос 09.03.2020 1018 Время на чтение 14 минут Источник: Прихожанин Есть что-то поистине прекрасное и столь же необыкновенно таинственное в пении церковного хора, что-то, что настраивает душу на разговор с Богом. «Прихожанин» обратился к художественному руководителю и главному регенту Праздничного хора Данилова монастыря Георгию Сафонову с просьбой рассказать о том, как сложился этот необыкновенный коллектив, который хорошо знают ценители искусства хорового пения далеко за пределами обители и который с радостью слушают не только прихожане монастыря, но и светская публика самых известных в стране концертных залов. Георгий Леонидович, если бы Вас попросили дать краткое описание Праздничного хора Данилова монастыря, то что бы Вы сказали? Какие отличительные особенности упомянули бы? Прежде всего, следует отметить, что Праздничный хор Данилова монастыря – это особенный коллектив, имеющий богатую историю. Известно, что он возник тогда же, когда возник Данилов монастырь – самая древняя обитель на московских холмах, – в 1282 году. Изначально это был церковный хор, но к концу XIX века он преобразовался в хор концертный. А после своего возрождения в 1989 году стал и концертным, и богослужебным. Наш хор сохраняет богослужебные хоровые традиции как Данилова монастыря, так и Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Мы духовно связаны с этой обителью и тщательно сохраняем ее наследие. Также мы тесно связаны духовными узами с Киево-Печерской, Почаевской и Александровско-Невской лаврами и некоторыми другими монастырями России. Следует назвать еще одну особенность нашего хора – он состоит из светских музыкантов. И это тоже давняя традиция нашей обители – приглашать для украшения праздничных богослужений людей, имеющих музыкальное образование и красивые голоса. Музыканты на время пополняли братский хор, и пение получалось невероятно красивым – его высоко ценили в Москве . На сегодняшний момент в Праздничном хоре Данилова монастыря певчие имеют музыкальное образование, которое они получили в различных вузах России. Это люди крещеные, у которых есть желание петь на клиросе и которые своими голосами могут украсить концертные выступления хора. Ведь, начиная с 1989 года, наш хор, помимо основной богослужебной деятельности, путешествует по городам России и мира в качестве концертного хора, представляя просветительские программы, рассказывающие об истории государства Российского, Русской Церкви, певческом русском искусстве, показывая публике различные стили мировой классической хоровой музыки. В нашем репертуаре есть самая разнообразная музыка: духовная и светская, русская и западная. Трудно перечислить всё, что мы поем. Проще сказать, чего мы не поем… Мы не поем эстрадную популярную музыку.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/09/nash_d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВ ДЕНЬ [разговорное; греч. Δευτρα το γου Πνεματος; церковнослав.      ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ) По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница ); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени. В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт.

http://pravenc.ru/text/180633.html

Патриарх Константинопольский Варфоломей ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Патриарх Варфоломей посетил Россию В конце мая Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Россию и познакомился с жизнью Русской Православной Церкви. Этот визит стал важным свидетельством динамичного и плодотворного развития отношений между двумя Поместными Церквами. Состоявшийся визит стал ответом на посещение Фанара (резиденции Константинопольского Патриарха в Стамбуле) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом прошлым летом. Предстоятеля Константинопольской Церкви сопровождала делегация, в которую входили митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил, генеральный секретарь Священного Синода архимандрит Элпидофор (Ламбриниадис), архимандрит Виссарион (Комзиас), архидиакон Максим (Вгенопулос) и другие представители Константинопольского Патриархата. 22 мая, в канун празднования Святой Пятидесятницы, делегация Константинопольского Патриархата прибыла в Москву, и на следующий день Предстоятели двух Церквей совершили первую совместную Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. После богослужения два Патриарха прошли в Патриаршую резиденцию, с балкона которой обратились к множеству паломников, прибывших на праздник Святой Троицы в обитель Преподобного Сергия. Святейший Патриарх Варфоломей преподал верующим благословение, подчеркнув, что был очень рад совместной молитве в этот день. Святейший Патриарх Варфоломей и сопровождающие его лица посетили крипту Успенского собора с храмом во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и пропели «Вечную память» погребенным в ней Патриархам Московским и всея Руси Алексию I и Пимену. На следующий день Предстоятели двух Церквей совершили праздничное богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. 24 мая отмечается день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла. По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл возглавили многотысячное праздничное шествие к Васильевскому спуску, где состоялось торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_varf...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 февраля 2023 года 12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4й: «Боже отец наших…», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1й. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1м стихословии; седален Богородицы по 2м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6й: «Егда явление…». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем…» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010