Что пользы, если я, будучи членом вселенской Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира, – если находясь в недрах Церкви, которую исповедую апостольской и святой, не храню апостольского учения и преданий, не забочусь о духовном освящении? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещеными и бывающими на исповеди и причащающимися святых Христовых Таин, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни! Пусть каждый из нас будет чаще размышлять об этом и страхом имеющего быть при кончине века отлучения злых от праведных пусть, при помощи благодати Божией, удерживает себя от всего, что может сделать нас достойными этого страшного отлучения. (См. «Сборник для любителей назидательного чтения» Виссариона, епископа Костромского). Светлая торжественность воспоминаний, совершаемых Церковью во всю Пятидесятницу и в дни воскресные устраняет сама собой всякое внешнее выражение печали и сетования о грехах: ибо с тех пор как Иисус Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ), – с тех пор «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» ( Рим.8:1 ). По этой причине с самых первых времен соблюдалось в Церкви преданное, вероятно, от апостолов обыкновение, по которому во все эти дни, как посвященные воспоминанию славной победы Иисуса Христа над грехом и смертью, общественное богослужение надлежало совершать светло и торжественно, и особенно без коленопреклонений как знаков покаянного сокрушения о грехах. Древность обыкновения засвидетельствована св. Иустином и Тертуллианом , жившими во втором и третьем веках. Позднее их первый вселенский собор нашел нужным узаконить его особенным, обязательным для всей Церкви, правилом. «Поскольку, – говорит правило сего собора, – суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (воскресный) и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Прав.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1) Видя свои дома и храмы украшенными в священный день Пятидесятницы зеленью и древесными ветвями, мы невольно переносимся мыслью под кущу Авраама в Мамврийской дубраве и останавливаемся здесь на первом прикровенном явлении человеку Бога Троичного в Лицах Своих. «Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда Он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал на встречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1–3 ). Одно наименование Господа полагает священный бытописатель трем Божественным Странникам, одним поклонением сам Авраам, прозревая тайну, воздает честь единому Богу, явившемуся в трех Лицах Своих, и обращением речи к одному исповедует единое начало троичного в лицах Божества. Тогда дано было Аврааму обетование, что от него произойдет народ великий и сильный и благословятся в нем все народы земли (18 ст.). Поверил Авраам Богу, и Бог исполнил все, что сказал о нем (см. 19 ст.): Он привел ближайшее и отдаленнейшее потомство отца верующих к Синаю Ветхого и Нового Заветов. 2) «В третий месяц, по исходе сынов Израиля из земли египетской, в самый день новолуния пришли они в пустыню Синайскую… И расположились там станом против горы» ( Исх.19:1–2 ). Гора Синай была покрыта в это время зеленью (см. Исх.34:3 ), и сам Израиль получил повеление от Бога омыть одежды свои, очиститься и уготовить себя к достойному сретению Иеговы, Который пожелал говорить теперь с народом Своим ( Исх.19:9–11 ). И неудивительно, что, исполняя это повеление Божие (14 и 15 ст.), находившийся в дальнем странствовании и, может быть, даже живший в древесных кущах (см. Лк.9:33 ) бедный народ рабов египетских для придания вида внешней чистоты своим жилищам пользовался свежими древесными ветвями и зеленью. По крайней мере, у последующих евреев свято соблюдался не предписанный законом, но почти обратившийся в закон от постоянного употребления обычай украшать свои дома и синагоги цветами, травой и ветвями дерев в священный день воспоминания о Синайском законодательстве. Синагога, устланная зеленью, и особенно кафедра в ней, задрапированная древесными ветвями, стали изображать для позднейших родов вершину Синая, на которой Моисей получил от Бога закон для передачи народу. Голос раввина, читавшего с такой кафедры слова закона, ясно напоминал глас Божий, вещавший с горы Десятословие в облаке, громе и молнии. Сам народ убранством своих жилищ в этот свящ. день исповедовал благоговение к закону и Законодателю и от заботы о внешней чистоте возводился к достижению чистоты внутренней хранением заповеданного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Наступали последние дни земной жизни Спасителя. Чтобы поддержать веру Своих учеников и чтобы уверить всех в будущем всеобщем воскресении, Господь сотворил в эти дни величайшее из чудес, воскресив из мертвых уже четверодневного мертвеца Лазаря. В один день весть о небывалом чуде, совершившемся в Вифании, облетела всю иерусалимскую окрестность. Всем хотелось видеть великого Чудотворца и каждому взглянуть на воскресшего Лазаря. Как бы отвечая на желание народа, Спаситель Сам вознамерился идти в Иерусалим. Узнав об этом, весь народ пришел тогда в движение; многие из нетерпения скорее видеть галилейского пророка и воскресителя Лазаря вышли из города навстречу Спасителю. Собравшись в путь, Господь призвал к Себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, вы найдете молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу»( Лк.19:30,31 ). Посланные ученики пошли и исполнили повеление своего Учителя. Приведя молодого осленка, они накинули на него свои одежды и посадили Иисуса. Когда бесчисленные толпы народа, так горячо желавшие посмотреть на Иисуса, увидали Его, то из тьмочисленного народа послышался радостный крик; «Осанна, – т. е. спаси нас, – Сын Давидов, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» Многие снимали с себя одежды и постилали их под ноги Спасителю, другие резали финиковые ветви и ими устилали путь или потрясали в воздухе. Но несмотря на всю радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Он скорбел, что народ иудейский не узнал часа посещения Божия и скоро вместо «осанна» будет вопить: «Распни Его!» Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его жителей, Его святому взору ясно представилось теперь, как скоро рушатся стены этого города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибнут от меча неприятелей, и весь Израиль, как от ветра пыль, рассеется по всей вселенной. Скорбь Спасителя о грядущих бедствиях Иерусалима, а с ним и всего избранного народа, была так велика, что, не вмещаясь в Его любвеобильном сердце, вылилась в обильных слезах. Торжественный путь Господа кончился около храма. При входе в Иерусалимский храм Он, как Владыка неба и земли, изгнал из него торгующих и строго заметил, что неприлично дом молитвы обращать в дом торговли. В храме тотчас приступили к Нему слепые и хромые; Спаситель всем им преподал исцеление. Видя такие чудеса, даже младенцы, по примеру своих отцов и матерей, славили Господа и громко вопияли: «Осанна Сыну Давидову!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1) «Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче гряди, крести Мене тебе создавшаго и просвещающаго благодатию, и неусумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» (Стих. на 6 часе). Господь Иисус Христос, облекшись в человеческое естество, «по виду став как человек», во всем подобный нам грешным, кроме греха, прирожденного нам еще с утробы матерней, и потому Он не имел нужды омывать сей грех в водах крещения, но Господу, как Основателю нашей веры, нужно было исполнить всякую правду на земле, и Он, приемля крещение от Иоанна, в водах иорданских, Своим примером установляет святое Таинство Крещения и освящает им всех, вступающих в общество верующих; потом, в беседе с Никодимом заповедывает: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение есть дверь, которой мы входим в Церковь Божию, созданную Иисусом Христом на земле. 1) Просвещенные светом Крещения, яко чада света ходите, «испытывайте, что благоугодно Богу» – учит апостол Павел( Еф.5:10 ). Крещаемые, погружаясь в водах, погребают в них своего ветхого человека и выходят из воды для новой духовной жизни. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:3–4,11–12 ). Необходимо нам отложить ветхого человека с прежним образом жизни, а обновиться духом ума «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:23–24 ). 3 . «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ), т. е. Крещения. После Крещения верующие получали дары Святого Духа через возложение на них рук апостольских. Возложение рук заменило ныне Св. Таинство Миропомазания, которым мы запечатлеваемся непосредственно после Крещения и получаем дары Святого Духа, Которого не надобно оскорблять порочными мыслями и делами. Беседа 2. О богослужении в праздник Богоявления Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3) «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости»( Пс.46:2 ). «Бог воцарился над народами» ( Пс.46:9 ). Вожделенное чаяние языков исполняется, звезда, от Иакова воссиявшая, озаряет все концы земли, в откровение всех языков. Языческая, не плодящая прежде церковь , т. е. не приносящая добрых плодов благочестия, ныне процвете. Восточные волхвы, или мудрецы, путеводимые звездой, как некой умной силой, приходят поклониться от Девы родшемуся Христу, Богу нашему, и тем полагают начаток обращения к истинному Богу заблуждающих чад языческого мира. «Жезлом железным упасен будеши Иудее, яко не покоривыйся и пророком не веруяй: Сыну бо рождшуся Отец наследие дает язык и одержание всея земли, тебе же отрыгнет сквернобийственне» 17 . О! глубина богатства милосердия Божия к грешному и заблудшему языческому миру! 4) «Страннообразне Христос во Своя проходит, устраним себе грехов и Сего приимем в кротких душах обитающего» 18 . Первая благодатная весть о Рождестве Бога Слова от Пресвятыя Девы Марии открыта ангелами не знатным и сильным земли, не первосвященникам и вельможам иудейским, не фарисеям и книжникам, почивающим на законе, а простым и бедным пастырям, стерегущим стадо бессловесных на поле. Простота и незлобие сердца привлекли сию милость на пастырей. Так благодать Божия всегда изливается в сердца кроткие и смиренные. «Но Бог избрал, немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:27–28 ). 5) «Закона любве держащееся, братолюбия изволение да восприимем, с друг другимирствующе, и едино смудрствующе. Мира бо Податель приходит Христос, умиряяй всяческая и спасая зовущия: Господа пойте…» 19 . «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ). А примиренные с Богом, приведенные в чадство Божие и усыновленные Ему, должны жить между собой в единомыслии веры и любви как чада одного Бога и братия во Христе. Посему стяжим любовь друг к другу «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ( Кол.3:14,15 ) 20 . Беседа 4. О воспоминании избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти азык

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

9 . «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и в восторге приидите с ваиями и ветвями, возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Б. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника торжественного вшествия Господа Иисуса Христа в Иерусалим 1) «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и, грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословеннаму, единаму Богу нашему» 39 . «На херувимех носимый, и певаемый они Серафим, возсел еси на, жребя Давидски Блаже, и дети Тя воспеваху боголепно» 40 . «Ликуй от радости, дщерь Сиона, – говорит пророк Захария, – торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). В исполнение непререкаемых глаголов Божиих радовалась дщерь Сионя и дщерь Иерусалимля при последнем торжественном вошествии Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Многие из народа иудейского, побуждаемые видением божественного чуда воскрешения от мертвых четверодневного Лазаря, другие движимые другими благотворными чудесами и милостями Господа Иисуса Христа, а дети по простоте и незлобию сердца и по сочувствию к любвеобильному и сладчайшему Иисусу Христу, вышли навстречу к Нему из города с ваиями в руках и пели победную песнь: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ). При сем торжестве и радостном волнении народа «весь город пришел в движение» ( Мф.21:10 ) от изумления торжественной встречи. Так, по слову пророка, возрадовалась дщерь Иерусалимля! Между тем Господь, при виде святого града, среди радостного шума празднующих, плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Вслушайтесь в эти молитвы Церкви, когда будете молиться на празднике в храме и помолитесь от глубины души с умилением: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». «Восшед на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови» (стихиры в день Вознесения, вечерня). «Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас» (Синакс.). (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1865–66 г., кн. 1, стр. 139–143). Приложение к беседе 1. Гора Елеонская Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостная, горесть усладительная. Посетим же мысленно гору Елеонскую, которую любил Господь Спаситель наш; на которой в последний раз простился Он с нами в лице Своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Священное Писание , Предание и свидетельства очевидцев изобразят нам гору Божию. приведут на память события, совершившиеся на ней, укажут многие места, служащие памятниками события. «Тогда выступит Господь... и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» ( Зах.14:3–4 ), «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). Вот местность Елеона, по свидетельству св. очевидцев: пророка и евангелистов. Отделяемая на одну версту от Иерусалима и потоком Кедрским, и долиной Иосафатовой, гора Божия возвышается над святым градом, – как страж и зритель его. Сюда удалялись из шумной некогда столицы иудейской для молитвы и уединенных бесед люди, искавшие единого на потребу; здесь Господь наш изрекал милостивые и грозные суды Свои. В глубокой древности времен ветхозаветных, у писателей богодухновенных, упоминается о горе Елеонской, и в таких случаях, кои имели влияние на Церковь Божию. Погибельный сын Давидов, Авессалом, восстает против отца, и – святой царь Израилев удаляется на средний холм Елеона, с небольшим числом приверженных к нему переходит долину Иосафатову и поток Кедрский, с горькими слезами, с непокровенной главой и босыми ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. «Слава в вышних Богу!» – и мы будем повторять эту ангельскую песнь устами и сердцами, благодаря и прославляя Бога Отца, столько возлюбившего мир, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдан Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Братия! Будем молить Господа Бога, да утвердится, да возвысится, да распространится Его мир по всей земле. Не знающие истинного Бога да познают Его, да познают Его беспредельную любовь к человекам, явленную в Иисусе Христе. Не заботящиеся о своем спасении да озарятся светом благодати Его и познают единое на потребу, и возлюбят путь спасения. Аминь. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. II, изд. 1870 г.). Приложение к беседе 3. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Рождества Христова 1) Воспоминание бедного вертепа и убогих яслей, в которых положен был рождейся от Девы Младенец – Предвечный Бог, внушает смирение всякому земнородному. Всяка гора и холм смирится, всякого рода гордыня житейская пусть приникает к этой убогой обители, к этому жалкому вместилищу, – «в них же возлеже не вместимый Христос Бог», – и смирится. «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6–7 ). Так смирил Себя Искупитель наш, да посрамит нашу человеческую гордость. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Смирим себя под крепкую руку Божию. «Боже великий, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерным нищеты Твоея; вертеп бо малейший и сей чуждый внутрь вмещает Тя рождшагося» 12 . «Полный истощевается, превечный начинается, Слово одебелевает, Содетель зиждется, не вместимый вмещается, во чреве Твоем воплощаем, Богоблагодатная» 13 . Так воспевает Церковь божественное истощание в Рождестве Христовом! 2) Благоговейной радостью, сердечным умилением и благодарением да исполнится верующая душа, воспоминая божественное истощание, в Рождестве Христовом явленное для спасения нашего. Все обетования, все пророчества о нашем спасении исполнились, когда пришел на землю от Девы воплотившийся Бог, Который спас все человечество. Эту радость Св. Церковь многообразно выражает в песнопениях праздничных: «Слыши небо, внуши земле, яко Бог и Творец в плотское одеяся здание...» 14 . «Услышите горы и холмы, яко грядет Христос да спасет его же созда человека, яко человеколюбец» 15 . «Горы и холмы, древа дубравная, реки и моря, и всякое дыхание в веселии взыграйте: ныне приближается спасение...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010