как будто не для Него устроена торжественная встреча, как будто не к Нему относятся подобные восклицания: «осанна!» Отчего же Господь плачет, когда другие радуются, когда и Ему нужно было радоваться с сорадующимися Его славе? Оттого, что Иерусалим «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ). Оттого, что народ невежествующий не ведает, что творит; по предрассудочным понятиям своим о Мессии, Он думает видеть в лице встречаемого Господа царя земного, всемирного завоевателя, который покорит под власть свою всю вселенную. Оттого, что надменные первосвященники и книжники, и тщеславные фарисеи, лицемеры, и того не хотели в Нем видеть, а напротив, из зависти и ненависти к Нему, в это же самое время готовы уже были погубить Его как возмутителя общественного покоя. Так заблуждался древний Израиль! Одни только неискусозлобные отроки еврейские, по вдохновению Духа Святого, предвозвещая воскресение Христово и победу над врагами нашего спасения, пели с истинной радостью божественное «Осанна». Подобно незлобивым детям еврейским, радуется истинной радостью новый Израиль – истинные сыны Церкви Христовой, – воспоминая это священное событие; ибо Он верует, что Господь грядет в Иерусалим на вольную страсть и смерть, которую претерпел на Кресте нашего ради спасения. Христианин верует и исповедует, что Иисус Христос есть Царь Небесный, седяй одесную Бога Отца, Который на земле благоволил избрать престолом Своим Крест, на котором, простерши пречистые руки Свои, собирает под Свою державу все народы, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Христианин верует, что Иисусу Христу как Царю Небесному, как Победителю ада и смерти Господь «Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). «Приидите имы днесь весь новый Израиль, яже от язык церковь , со пророком Захариею возопием: радуйся дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова: яко се Царь твой грядет к тебе кроток и спасаяй» 41 , «хотяй на кресте поразити враги, яко силен» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как нам в этой притче не узнать самих себя? Все мы именуемся православными христианами: через Святое Крещение вступили мы в ограду Церкви Христовой. Листья мы имеем, веру православную держим, но плодов веры – добрых дел, увы! – не найдем в себе. Так красуются у нас храмы Божии; но посмотрите, полны ли они богомольцами? Праздники Господни мы, видимо, почитаем: работать в них себе не позволяем, – но молимся ли в эти дни Богу, занимаемся ли богомыслием, оказываем ли милости ближним?! Слушаем мы охотно и божественное учение, – но в делах своих мало с ним сообразуемся. Живем мы больше для себя, нередко обижая других, хотя, по Евангелию, мы обязаны: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Где же плоды нашей веры? Да их совсем нет или очень мало. И если бы не Ходатай у Бога человеков, Господь наш Иисус Христос, то мы давно были бы посечены, как деревья, не приносящие плода, и ввержены бы были в огнь вечный. Он, Милосердый, всегда ходатайствует перед Отцом Небесным за каждого грешника: «Потерпи Отче, – как бы Он так говорит, – подожди еще и нынешний год, может быть, грешник покается, исправится и переменит образ жизни своей». Но всему есть мера: так и долготерпению Божию. Тихо течет вода в реке и ныне, и завтра, пока держится в берегах, хотя и прибывает; но коль скоро выйдет из берегов, быстро и шумно разливается, потопляет поля, уносит деревья, скот, разрушает жилища. Так и долготерпение Божие: ныне удерживается, завтра и послезавтра тоже, ожидая нашего раскаяния. Но и мера долготерпения Господня может переполниться, если не отстанем от грехов наших. И «страшно впасть в руки Бога живого!»( Евр.10:31 ). Христиане! Не знаем мы, сколько времени Господь будут хранить нас на земле; но если Он даровал нам еще новое лето, то не с тем ли, чтобы дать нам возможность исправиться и приготовиться к наследию обетованных Им «нового неба и новой земли» ( 2Петр.3:13 )? Не будем же злоупотреблять таковой милостью Божией! Не будем, «по упорству своему и нераскаянному сердцу, сами себе собирать гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим.2:5 ). В. Не должно верить приметам и гадать

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда мироносицы пришли ко гробу Спасителя с ароматами, чтобы помазать тело Его, то увидели там ангела, которого взор блистал, как молния, и одежда была бела, как снег. Они ужаснулись, но небожитель сказал им: «Не ужасайтесь! вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет, Он воскрес» ( Мк.16:6 ). Когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе», мы подражаем сему ангелу. А отвечая на сие приветствие: «Воистину воскресе», мы уподобляемся первым ученикам и ученицам Господа, когда, по воскресении Его, они, беседуя между собой о сем событии, говорили: «Господь истинно воскрес» ( Лк.24:34 ). Воистину воста! Для апостолов и других учеников Господа удостоверением в истине воскресения Его служили явления им Самого воскресшего Господа, сопровождавшиеся многими знамениями ( Деян.1:3 ). Это удостоверение апостолов имеет силу и для всех нас; но Господь, явившийся ученикам по воскресении Его, готов и нас обрадовать таким же счастьем Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Он незримо дает ощущать Свое присутствие. Свою близость каждой верующей душе любящей Его. Ибо Он Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:21 ). б) Приветствие пасхальное верующие запечатлевают лобзанием друг друга в уста, выражая через то радость о празднике и братскую любовь. Чувство радости всегда располагает к дружелюбию, к общительности. Кто рад чему-нибудь, кто находится в веселом расположении духа, тот обыкновенно на всех смотрит с любовью, всякому готов сделать добро, простить обиду, всякого прижать к сердцу. Св. Церковь имеет в виду это именно свойство радости, когда в праздник Пасхи всех нас призывает обнять, друг друга, сказать ближнему, кто бы Он ни был: «ты брат мой», – и ненавидящим нас простить все ради воскресения, – когда приглашает нас во свидетельство радости и любви лобзать друг друга. Радость всегда дружелюбна, но по преимуществу она должна быть таковой в праздник Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крест Господень. (Сост. по «Чтения о Св. земле» свящ. Певницкого). Г. Суд Божий над Иерусалимом Во время торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь, смотря на него, Сам заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). Через четыре дня после этого Иерусалим довершает меру преступлений своих. На Голгофской скале, за вратами города ( Евр.13:12 ), совершается беспримерное в мире преступление: Сын Божий, пришедший в мир грешныя спасти, пригвождается ко кресту и распинается, – приносится святейшая жертва: Богочеловек умирает за род человеческий! Недолго медлит исполнение праведного суда Божия над богоубийцами. Бунтуют евреи против римлян, которые обращаются с ними как с невольниками. Полководец римский Тит, в царствование отца своего Веспасиана, осаждает Иерусалим и овладевает им (в 71 г. по Р. X.). Ужасные бедствия сопровождают сию осаду: 115000 трупов были вынесены только через одни городские ворота; осажденные от голода едят кожу со щитов и обуви, глотают гнилое сено, не пренебрегают и падалью; мать съедает своего ребенка; 1100000 евреев погибает от меча в самом Иерусалиме, не считая старцев, женщин и детей, умерших от голода или пожертых огнем; 100000 пленных обречены как невольники на работы или для украшения триумфа Тита, или на борьбу с зверями в амфитеатрах, для праздного увеселения народа. Девы и юноши, моложе 17 лет, выставлены на продажу – 30 за один сребреник! Когда Спаситель наш был продан первосвященникам за тридесять сребреников, то народ вопиял перед Пилатом: «Пусть кровь Его будет на нас и наших детях!» Прошло еще 50 лет, и опустошение Иерусалима доканчивает цезарь Адриан в войне, в которой погибает более 500000 евреев; 50 крепостей и 1000 местечек сравнено с землей. На развалинах столицы Давидовой Адриан строит новый город, город римский, которому дано другое, языческое имя – Елия Капитолина. Вход в него запрещен евреям под смертной казнью; золотом они должны покупать себе право входа в Елию один раз в год, чтобы плакать на развалинах своей отчизны. Город Адриана был построен на том самом месте, на котором стоит нынешний Иерусалим, и, по особенному смотрению Божию, скала Голгофская вошла в его стены. Посреди идолопоклонников и богохульников всякого рода погибает как будто вовсе память об Иерусалиме иудейском. (Извлеч. в сокращении из рассказов П. Петрушевского). VIII. Светлое Христово воскресение (Пасха)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крест имеют на своих флагах только 13 стран, точнее 14, если считать Ямайку, имеющую на флаге «андреевский крест». Число шесть (6) Число шесть играет важную роль в иудейской религии – как богоугодной ветхозаветной, так и в богопротивном новоиудействе, готовящем престол антихриста. В шесть дней Бог сотворил мир. Шесть – число Ветхого Завета. Шесть представляется как три, умноженное на два (6=3 x 2). Так видим это у серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис. 6:2 ). Точнее говоря, здесь 6 не 3 x 2, а 6=2 x 3. Также и апокалиптические херувимы-животные имели каждое по шести крыл (4,8). В Ветхом Завете было шесть городов-убежищ для преступников ( Чис. 35:6 ). Число шесть ознаменовало смерть Христову. На шестой день недели – в пятницу был распят Христос ( Ин. 19:14 ). (Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница ведут счет после дня воскресения). Шесть часов, с третьего часа по девятый, провисел Христос распятым на Кресте ( Мк. 15:25,33 ). С шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась три часа до девятого часа. (По нашему исчислению от 9 часов утра до 3-х часов после обеда). Здесь, кстати, опять 6=3 x 2. Таким образом, число шесть трижды характеризует смерть Христову. Не говорит ли за себя такой факт, что в Страстной день, в шестой день недели – пятницу – у христиан круглый год бывает пост, у мусульман же это день праздника и отдыха? Само праздничное богослужение проводится у них во время, когда тьма объяла всю землю. В этот день, говорят они, начал распространяться «свет ислама ». Так не принята ли ими «тьма шестого часа» за свет?.. Шестиконечная звезда Давидова является символом Израиля и присутствует на его государственном флаге. Она означает Христа, Мессию ( Чис. 24:17 ; Мф. 2:2 ; Откр. 22:16 ). Но иудеи не приняли истинного Христа, Сына Божия, и ожидают другого. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Таким образом эта же звезда ознаменует и лжемессию – антихриста (см. толкование на 2,28). Православная звезда Давида, начертываемая на облачениях, плащаницах, иконах, отличается от иудейской. Если начертить их, то можно увидеть зримо, что у православной звезды верхний треугольник острием вверх, что есть утверждение Троицы, символизируемой треугольником. А у иудейской звезды Давида верхний треугольник острием вниз, что является отрицанием символа Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кто же эти ученики, слуги и последователи? Конечно, и мы все, как христиане, принадлежим к числу их; но особенно этими именами могут назваться некоторые из нас. Это – все старающиеся вести жизнь более или менее благочестивую и строгую, следовательно, быть истинными последователями Христовыми. Далее это нищие, бедные, больные и все вообще страдальцы, которых Иисус Христос назвал меньшей Своей братией. Этих-то поистине учеников, слуг и последователей Христовых мы нередко презираем и даже преследуем. На них обращаются наши упреки, обличения, насмешки, ругательства, иногда даже прямые гонения, – мы называем их лицемерами, ханжами и другими именами. Что они будут гонимы, это предсказано в Слове Божием: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ), и за такую жизнь обещано им блаженство: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:10–11 ). Но следует ли гнать их? Конечно нет, – уже по тому самому, что они такие же люди, как и мы, и притом некоторые из них истинные, а не мнимые, как мы, ученики Христовы. Правда, что некоторые из них, быть может, лицемерят, другие обманывают и бродяжничают. Но, во-первых, как отличить истинное желание жить благочестиво от тщеславного намерения показаться благочестивым перед людьми? Очень трудно, потому что: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» ( 1Кор.2:11 ). Сердце человеческое – тайник, который видеть насквозь никому невозможно, кроме Сердцеведца всеведущего. Во-вторых, трудно также отличить и истинную бедность от мнимой, истинное страдальчество от притворного, истинное нищенство от нищенства такого, которое есть постыдное ремесло, при имении средств к жизни. Трудно, говорим, отличить это. А без разбора гнать всех не только неблагоразумно, но и нечестиво; потому что гонение это на истинных бедняков и страдальцев Иисус Христос относит к Себе: «Если, – говорит Он, – сотворите вы что или не сотворите единому из сих братий Моих меньших, то Мне сотворите или не сотворите» ( Мф.25:40,45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Наше же жительство – на небесах – говорит апостол Павел, – откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», т. е. верующие предназначены для жизни небесной( Фил.3:20 ). Настоящая жизнь есть место пресельничества, место странствования нашего к небеси. Но странничество это не должно быть праздным шатанием по распутьям мира, а должно быть вместе с тем подвижничеством, борьбой странников с врагами нашего спасения. В настоящем мире есть много привлекательных предметов, на которых останавливаются небрежные путники и забывают о своем небесном отечестве; некоторые путники – миролюбцы – обременяют себя излишними заботами мирскими; но вся красная мира сего не достойна души человеческой: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). В предостережении от пристрастия к земным предметам Господь заповедал Своим последователям иметь самоотвержение; для той же цели Он отнял всякую цену у мирских честей, у славы и богатства мира сего, так что имеющие сии блага мира ничего не приобретают для Царствия Божия и не имеющие их ничего не теряют, кроме того, что первые встречают больше препятствий и больше затруднений на пути в Царствие Небесное. Предметы желаний и исканий человеческих Господь указал в искании прежде всего и паче всего Царствия Божия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). И потому скажем словами апостола, «не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин.2:15 ). «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух нося мир мирови» 79 . Б. Из церковных песнопений в день Вознесения а) На Господи воззвах. «Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру, небеса уготоваша (составили) престол Его, облацы – восхождение Его, ангели дивятся, человека зряще превыше себе. Отец ждет, егоже в недрах имать соприсносущна (совечна), Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи (верхи) ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже (где) бе первее (прежде)».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нельзя, поистине, верить тем, кои жалуются на избыток времени, ищут и не находят, как провести, или, как справедливо говорят, убить время. Эта жалоба не от недостатка дела, а от недостатка усердия к истинно полезным делам. Может ли не быть дела у христианина, который обязан знать «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). Мы не находим дела? Но перед нами книги св. пророков, о которых многие и понятия не имеют; писания св. апостолов, из которых мы нечто слышали иногда только в храме. А между тем сии Священные Писания суть глаголы Господа Вседержителя, которые «суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ), завет сладчайшего Искупителя нашего, который нам должно не только знать, но и исполнять. Может ли быть невнимание виновнее сего? Небрежение достойнее казни? Мы не знаем, как провести время, и, однако же, остаемся дома, когда Церковь призывает на молитву, роскошествуем и веселимся, когда она повелевает поститься и плакать о грехах своих! Может ли быть злоупотребление временем хуже сего? Равным образом, может ли жаловаться на недостаток дела и добрый гражданин, который сам живет трудами других и который по тому самому обязан непрестанно трудиться для блага других? «Не трудивыйся, – говорит апостол, – ниже да яст». И действительно, справедливо ли человеку, который не делает ничего на пользу ближних, питаться хлебом, который стоит кровавого пота бедному земледельцу; украшаться одеждами, для приготовления которых подобные нам жертвуют трудами и здоровьем; жить в доме, созидание которого стоило пота многим? Может ли, наконец, не быть дела у доброго семьянина, который обязан дать ответ за чад и домочадцев своих и перед обществом, и перед Церковью, и перед судом Божиим? С другой стороны, нельзя верить и тем, кои называют себя до того обремененными делами общественными и житейскими, что не находят времени для дел благочестия, для исполнения важнейших обязанностей христианских. Нет должности в обществе, которая поглощала бы, так сказать, все время жизни: древние христиане, находясь и в римском языческом войске и при дворе языческих кесарей, умели быть верными исполнителями и христианских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Неужели же мы, искупленные и спасенные Сыном Божиим, останемся холодны, равнодушны, безучастны своей плотью в Его страданиях, при виде Креста с изображением на нем нашего Спасителя? Неужели мы при виде истерзанного, изнуренного тела Его разрешим себе в нынешний день пресыщение разными яствами и питиями и вообще угождение своему чреву? Неужели мы в этот день, при воспоминании того скорбного события, когда и солнце померкло: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» ( Лк.23:44 ), позволим себе веселиться и искать удовольствий и развлечений на улицах и разных сборищах и принимать веселый и торжествующий вид? Неужели кто-либо позволит себе упиваться в этот день, когда воспоминается, как жаждал Христос, вися на Кресте? Неужели кто-либо в этот день решится совершить преступление своими руками и идти на беззаконное дело, при виде пригвожденных ко Кресту рук и ног ни в чем неповинного Божественного Страдальца за наши беззаконные дела? Нет, да не будет этого. Пусть в этот день каждый из вас удержит себя от всякого греха. Если и всегда мы должны подражать Христу, то тем более в настоящий день мы должны принять участие в страданиях Его, сораспиная плоть свою со страстьми и похотьми, должны быть воздержными в пищи и питии, должны наблюдать осторожность в словах, скромность во взгляде, благопристойность во всех действиях, непостыдность в мыслях и чувствах. Пусть будет пост и воздержание во всем. Так должно быть, но, к сожалению, не так все делают. Замечалось, что и в этот праздничный день творится то, от чего легко можно воздержаться. Трудно человеку, непривыкшему к воздержанию, ничего в этот день не есть, но возможно и удобоисполнимо для каждого не пить вина, а тем более не упиваться. А между тем и в этот день – однодневный пост – иные предаются разгулу и, что более всего прискорбно, иные, побывав в храме, считают как будто обязанностью побывать и в доме продажи вина. Нельзя не удивляться и не поражаться, а в то же время не болеть душой и сердцем, как этот, именующийся христианином, выслушав на Литургии Евангелие о страданиях за грехи наши Иисуса Христа, через час-два идет туда, где скорее всего можно согрешить и, следовательно, снова невидимо распинать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но Христос, Агнец Божий, закланный за нас и воскресший, даровал людям несравненно большие блага, и если радовались евреи спасению своих первенцев и немедленно последовавшему затем исходу своему из земли Египетской в землю Ханаанскую, то несравненно больше побуждений имеем мы, христиане, радоваться нашей Пасхе. Какие же это блага, за которые мы в праздник Пасхи с великой радостью должны прославлять Христа? «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную поющия»: вот те блага, которые даровал нам Христос, наша Пасха, и к радости о которых так восторженно приглашает нас Святая Церковь устами песнопевца: «Просветимся людие», радовались евреи, что кровью пасхального агнца избавлены от смерти первенцы их. Но кровь новозаветного Агнца Христа спасает от смерти всех людей. 1) Христос не только в лице Своем восторжествовал над смертью, воскресши из мертвых, но Своим воскресением положил начало всеобщему воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). 2) Победив смерть, Христос вместе с тем победил имущего державу смерти диавола, который был виновником смерти в роде человеческом, внушив нашим прародителям пренебречь угрозу смерти, изреченную Господом для предупреждения их от преслушания Его заповеди. Своей смертью и воскресением Христос даровал нам залог избавления от смерти не только телесной, но и духовной, которая состоит в том, что душа лишается благодати Божией и вместе с тем духовного света, радости и блаженства. Эта благодать даруется в Таинстве Крещения. Человек, умерший грехом для духовной жизни, оживает в Таинстве Крещения, которое есть духовное рождение ( Ин.3:5 ). Возрождающая сила Таинства Крещения зависит от смерти и воскресения Христова. «Неужели не знаете, – говорит апостол, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010