Но Христос воскрес – и с Ним воскресла вера наша в искупление и оправдание наше перед Богом. Христос воскрес, – и с тем прекратилось уничиженное состояние Его на земли и настало славное владычество Его на небеси и на земли: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое калено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»( Флп.2:9–11 ). Христос воскрес; следовательно, все исполнит, что обещал верующим во имя Его Божественной благодатью, священнотайне сообщаемой нам Церковью в Святых Таинствах. Царь Небесный влечет всех верующих в Свое благодатное Царство и послушных влечению благодати Божией, истинных сынов Церкви Христовой, привлечет в блаженное Царство славы. «Внидите вси в радость Господа своего… Никто же рыдает убожества, явися бо общее царство. Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия» 48 . 2) Сущим во аде сшед Христос благовести: «Дерзайте глаголя: ныне победих Аз есмь воскресение, Аз вы возведу, разруишв смертная врата» 49 . «Снизшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» 50 . Принесший крестной смертью Своей всемирную великую жертву и честной кровью Своей искупивший нас от врагов нашего спасения, Господь наш Иисус Христос ищет чад Своих искупленных в Свое Небесное Царство, и для сего, прежде всего, по обетованию, данному всеродному Адаму, поражает главу змия как виновника зла и всех бед, пришедших за грехом на род человеческий, имущий державу смерти и владычество свое в тартаре и аде, диавол содержал души всех отходящих в загробный мир братий наших в адском мраке. Царь Небесный сходит в преисподняя земли, разрушает царство сатаны, проповедует спасение и искупление душам томившимся в плену владеющего адом, и изводит из него души, живущие верой в грядущего и водворяет их в стране мира света и покоя. «Отверзоишся Тебе, Господи, страхом врата смертная, вратницы же адовы видевшее Тя убояшася, и извел еси нас из тьмы и сеии смертныя, иузы наша растерзал еси» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. 30.05.2016 08:47:57 Протоиерей Андрей Ткачев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/05/20/21-00.html О святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. - Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Андрей Ткачёв. Нам сегодня сам Бог велел говорить о святом апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. Поскольку сегодня совершается его память, и нам нужно почтить словом этого ученика Бога Слова. Он был любимый ученик Христов. Допустим, Христа больше всех любил Пётр, а сам Христос больше всех любил Иоанна. Любовь - это тайна, она редко бывает полностью взаимной, бывает так, что один любит другого сильней, чем тот – его, в общем, здесь взаимность непропорциональна. Иоанн был любимый ученик Иисуса Христа, и в силу качеств души, которыми обладал: невинный, горячий, сильный, умный -  удостоился имени любимого ученика. Я хотел прочесть  сегодня Евангелие, которое читалось на богослужении вечернем, праздничном. О явлении Христа на озере Тивериадском. У евреев всякое озеро - море, они изначально не мореходы. В этом нет ничего плохого. Они  не хотели плавать по морям, в отличие от финикийцев или греков. Они по земле ходили, им этого хватало,  и правильно делали. Итак, были вместе: Симон, Петр, Фома  Близнец и Нафанаил из Каны Галилейской, два сына Зеведеевы, т.е. Иоанн и Иаков, ещё двое учеников. Они пошли ловить рыбу, ничего не поймали. И под утро Иисус обратился к ним с берега, говоря «Дети! есть ли у вас какая пища? Отвечали ему: «Нет». Он сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить  сети  от множества рыбы, т.е. рыба наперегонки мчалась в сеть со всех водных пространств этого озера. Кстати, озеро красивейшее. Мчалась, чтобы наполнить собой сеть, потому что Иисус приказал. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Здесь мы сделаем первую остановку и отметим, что Иоанн Богослов говорит о себе в третьем лице. Т. е. тот, которого любил Иисус, например: ученик, которого любил Иисус, бежал быстрее Петра.

http://radonezh.ru/text/o-svyatom-aposto...

Обретается эта жизнь только в общении со Христом, а затем она пронизывает все вокруг нас – семью, дела, дружбу, и мы входим со всем этим в единство со Христом в Его Церкви. 10. Главное в жизни Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю, воплотился около двух тысяч лет назад. Показал в Себе Самом образец святой жизни, открыл Свое спасительное учение – Евангелие. Полноту Своей любви к нам явил нам в Своих неповинных страданиях за нас, Крестной смерти и Воскресении. И тем победил грех, ад и смерть. А далее произошло, на первый взгляд, непонятное событие – Вознесение: на глазах у Своих учеников Воскресший Спаситель телесно, зримо вознесся от земли в мир Небесной славы. Он победил – и покидает землю? Оставляет Своих учеников одних? Нет! В пятидесятый день по Воскресении из мертвых происходит величайшее событие – рождается Церковь Христова в Сошествии Святого Духа. Об этом говорил Сам Иисус Христос Своим ученикам незадолго до Своих страданий: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16-18, 26 ). Церковь так воспевает это событие в праздничном богослужении: Когда Ты, Господи, послал Своего Духа на сидящих Апостолов, тогда еврейские дети, видя, изумлялись, ибо они слышали их, говорящих на иных странных языках так, как Дух давал им проповедовать; будучи неучеными, они сделались мудрыми и привлекли к вере народы, возвещали Божественное учение. Поэтому и мы взываем к Тебе: на земле явившийся и от прелести греховной и диавола нас избавивший, Господи, слава Тебе (стихира на литии праздника Пятидесятницы в русском переводе). В грехопадении человечество разделилось и раздробилось. Библейский образ Вавилонской башни показывает, что люди, искаженные грехом, замкнулись, обособились и вследствие этого перестали понимать друг друга. Мы должны признать, что в духовном смысле подобия Вавилонской башни многократно строились на земле, а может быть, и в нашей собственной жизни. Но участь этих «башен» одна – все они рассыпаются в прах, и люди отдаляются друг от друга еще больше. И это разделение, отдаление друг от друга отдельных людей и целых народов еще больше усиливают гнет греха и смерти, потому что все то, что не имеет в себе Христа и Его любви, недостойно вечности и не может иметь бессмертия.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Около рассвета Магдалина снова пришла с другими женами, чтобы точнее удостовериться в виденном. Остановившись близ гроба, она продолжала плакать; потом, наклонившись внутрь его, видит двух ангелов, блистающих светлостью, которые как бы с укоризной обращаются к ней: «Жена! что ты плачешь, кого ищешь? Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он восстал, Его нет здесь». И тотчас они с трепетом встали, увидевши Господа. Вследствие сего жена невольно обратилась назад и видит стоящего – Христа; но приняв Его за садовника (потому что гроб был в саду), говорит: «Господин, если ты вынес Его, то скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). Когда же она опять наклонилась в сторону ангелов, Спаситель говорит Магдалине: «Мария!» Услышав этот сладостный, знакомый голос Христа, она хотела припасть к Нему; но Он говорит (ей): «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, как сама ты признаешь, принимая Меня еще за человека. Иди к братьям Моим и скажи им обо всем, что ты видела и слышала». И Магдалина исполняет это. На рассвете дня она опять является у гроба с прочими женами. Бывшие же с Иоанной и Саломией пришли на восходе солнечном. Вообще должно сказать, – в разное время приходили ко гробу жены, в числе которых была и Богородица. Она и есть та Мария, которую Евангелие называет Иосиевой (матерью), – а этот Иосия был сын Иосифа. Неизвестно, конечно, в котором часу воскрес Господь: некоторые говорят, что в первое пение петухов, другие – когда произошло землетрясение, третьи – еще иначе. Между тем некоторые из бывших (у гроба) стражей пришли к первосвященникам и объявили о совершившемся. Последние, задобривши стражей деньгами, уговаривают их объявить, будто ученики Его (Господа) пришли ночью и украли Его. Вечером того же дня, когда ученики, боясь иудеев, собрались в одно место и двери были заперты, входит к ним Христос, так как был в нетленном теле, – и по обычаю благовествует им «мир». Увидевши Господа, они чрезмерно обрадовались, – и через дуновение (Его) в совершеннейшей степени воспринимают силу Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он попускает злым людям – клевретам велиара – причинять зло ближним своим и терпит, и долго терпит злодеяниям их, ожидая обращения их на путь спасения. Он и всем терпящим беды и напасти от неправд человеческих дает силу и крепость духа переносить находящие на них искушения. Царь Небесный, как Премудрый Архитектор, допускает беды в Своем благодатном Царстве для того, чтобы «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» ( Откр.22:11 ). Святый Домовладыка дозволяет плевелам расти вместе с пшеницей до жатвы. Тяжело, конечно, бывает смотреть на неправды человеческие, на обиды и притеснения слабых от сильных; еще тяжелее самому терпеть от неправд человеческих всякого рода напасти; но в таких трудных обстоятельствах утешай себя, верующая душа, тем, что Царь Небесный с высоты святой славы Своей все видит – и обижающих и обижаемых, и обиды одних и терпение других; успокаивай себя тем, что подвиг испытания земного недолго продолжится, незадолго наше поколение перейдет ко отцам и праотцам нашим, а там испытующий сердца и утробы Царь Небесный «воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ), и за твое терпение вселит тебя в стране мира, света и покоя. 3) «Приидите, совзыдем вернии на высокую гору Елеонскую якоже стостолы совосходяще: и на высоту вземше сердца и мысли, узрим Господа ныне носима» 77 . «Яже земли на земли оставившии, яже пепельная персти уступающии, приидите воспрянем и на высоту возведем очи мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата смертнии, непщуим быти в масличной горе, и взирати на избавляющего на облацех носимаго» 78 . Св. Церковь в светлый праздник Вознесения Господня учит верующих возноситься умом и сердцем за вознесшимся Господом на небеса, «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Поскольку верующие во Христа суть члены того Царства Христова, которое «не от мира сего» ( Ин.18:36 ); поскольку все в мире подвержено изменению, прехождению и тлению, кроме души нашей бессмертной как образа Божия, и поскольку стремлений и желаний сердца нашего не может удовлетворить весь мир со всеми его преходящими благами, то верующие не должны привязываться своей душой к благам земным – преходящим, а должны, по учению Господа, заботиться о том, чтобы стяжать себе сокровище на небеси, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Мф.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Она есть источник и совокупность всего доброго; а поэтому выше всех других добродетелей: «А теперь, – говорит апостол, – пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», без которой все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены. Видите, что значит любовь и как необходима она для нравственного совершенства нашего! Поэтому апостолы, внушая все христианские добродетели, более всего заповедуют нам любить друг друга. Паче всего, говорят они, «облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Прежде всего, «имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( Кол.3:14 ; 1Петр.4:8 ). е) И как хорошо было бы, если бы все люди в точности исполняли эту апостольскую заповедь и жили в искренней любви между собой! Тогда не было бы тех зол, которые происходят от неприязни человеческой, – не было бы свар и браней, обманов и клевет, хищений и тайных доносов и других вредных действий, которые так много причиняют несчастья людям. Напротив, тогда и те скорби, которые неизбежны в сем мире по естественным законам природы весьма облегчились бы, тогда бедные и нищие находили бы щедрое пособие у богатых, слабые и немощные – поддержку и покровительство сильных, сирые и вдовицы – необходимое для них призрение. Короче, тогда любовь устранила бы много несчастий, бывающих ныне в мире, – усладила бы много горестей, удручающих ныне человечество, пролила бы много радостей и утешения между людьми: ибо, по словам апостола, «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» и не только никому не делает ничего худого, но еще внушает добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам обиды ( 1Кор.13:4,7 ; Лк.6:27–28 ). III. Возлюбим же, братия, друг друга и будем любить искренно, не словом или языком, но делом и истиной ( 1Ин.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Освящение верб бывает во время праздничного богослужения субботним вечером накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. 23.5. Куда деть прошлогоднюю освященную вербу? – Освященные вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают, заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину. 23.6. Можно ли нести вербу на кладбище? – Можно, но потом не надо ее выбрасывать в мусор. 23.7. Когда надо печь куличи и освящать их? – Пекут куличи и красят яйца в Великий Четверг. А в Великую Субботу на Страстной седмице во всех храмах освящают куличи, пасхи и яйца. 23.8. Можно ли мирянину самому освятить крестик святой водой? – Крестики, иконы и другие священные предметы должен освящать священник. 23.9. Можно ли освятить книгу религиозного содержания? – Книги не освящают, потому что они несут Слово Божие, Которое Само все освящает. 23.10. Можно ли мирянину самому освятить свой дом? – Дом освящает только священник, есть особый чин освящения. Самому можно только окропить святой водой стены дома и вещи со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 23.11. Что делать с переписанными молитвами, которые человек постоянно носил с собой, и они истерлись так, что слов не видно? – Правила Церкви допускают как сжигание икон, не подлежащих реставрации, так и молитв, текст которых почти утрачен. 23.12. Можно ли зажигать лампадку дома от зажигалки? – Удобнее от зажигалки зажигать свечку, а от свечки – лампадку. 23.13. Можно ли попросить у священнослужителя благословение перед родами? – Надо не только попросить благословение, но исповедоваться, причаститься и попросить священника послужить молебен о благополучном прохождении родов и рождении здорового младенца. 24. О милостыне 24.1. Всем ли просящим надо подавать милостыню? – В Священном Писании сказано: «Просящему у тебя дай» ( Мф. 5:42 ). «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним» ( Тов. 4:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Освящение елея    После возгласа: «Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните», священник дует трижды в сосуд с елеем и знаменует трижды крестным знамением.    После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Так же, как и воде, елею издревле усвоялось глубокое религиозное значение, которое следовало из его практического значения и употребления. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Милосердный самарянин, согласно евангельскому повествованию, возлил елей и вино на раны человека, которого он нашел на дороге. Елей возжигался в светильниках и, следовательно, знаменовал собою свет и радость. И сейчас наиболее торжественная и радостная часть праздничного всенощного богослужения называется полиелеем. Это слово связано как с греческим «елеос» (милость), которое столь часто употребляется в псалме 135, так и со способом освящения церкви «многим елеем» (греч. елеон – масло). И наконец, елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5).    И снова совершается то же последование, что и при освящении воды. Сначала происходит изгнание дьявольских сил из елея, восстановление его истинного назначения: таково значение дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знамением. Затем следует анамнезис – воспоминание о значении елея в истории спасения – и благодарение. Мы благодарим Бога и этим претворяем елей в то, чем Бог его сотворил: в дар исцеления, мира, духовной силы и жизни:    «... Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010