Если, позвонив (или не успев позвонить) на Светлой, вы решили, что хотите подниматься на колокольню регулярно, Москва дает для этого все возможности. Каждый месяц - новый набор в Школе звонарей при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово. За время своего существования школа выпустила около 1000 дипломированных специалистов по колоколам. Студенты осваивают вопросы истории, производства колоколов и Устава колокольных звонов, получают навыки развески и настройки колоколов. Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен? В большинстве церквей подняться на колокольню можно только в сопровождении звонаря. «Приходите на Светлой, как не пустить?» - сказали «Нескучному саду» в храме Богоявления Господня в Китай-Городе. Так же в сопровождении звонаря обещали разрешить позвонить в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, на Соловецком подворье (храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове), в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ. В некоторых храмах предупреждают, что расписание «сеансов» звона появится только на Пасху. Так будет в Новоспасском монастыре, где колокольню открывают каждый год, но звонари ревниво следят за своим хозяйством. В пасхальное воскресение расписание появится также в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Когда звонарь сможет провести вас на колокольню в храме Воскресения Христова в Сокольниках, можно уточнять по телефону. В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском на верхние ярусы колокольни пускают только с разрешения настоятеля и в сопровождении звонаря, но на гульбище храма есть еще одна, маленькая колокольня. В сам день Пасхи народа слишком много, а на Светлой седмице желающие могут позвонить в эти колокола. В храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево на колокольню пускают только в будние дни Светлой Седмицы, а в сам праздник Пасхи предпочитают тишину. Так же на буднях в сопровождении звонаря можно позвонить в колокола храма Живоначальной Троицы в Листах и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Об обычае дарить пасхальные яйца По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает нам о том, что наша жизнь возникла в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св.Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!» (Там же, с.283). Об освящении яств В первый день Пасхи после Литургии освящаются куличи, пасхи, яйца, «брашна» (яства), «мяса». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву (из Требника), «еже благословити сыр и яйца». «Владыко Господи Боже наш» и молитву, «во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи», «Призри, Господи Иисусе Христе, Боже наш», затем он окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до Светлой утрени), то пасхальные песнопения петь нельзя; следует петь тро­парь Великой Субботы «Егда снизшел еси к смерти Животе Безсмертный » (Там же). Светлая седмица Вся седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора пове­левают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом. Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после Литургии) (Там же, с.286).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Примечание. Служебник, изданный в 1832 году, вместе с Уставом Евангелическо-Лютеранской Церкви и Наказом ее духовенству, под названием Агенда, не принадлежит к составу сего Свода. 141 . Определенные до обнародования в 1832 году сего Устава в виде текстов для проповедей перикопы (избранные места Св. Писания) должны вообще служить основанием для проповедей, как дотоле было. Местные Консистории могут, однако ж, иногда, с разрешения Генеральной Консистории, назначать для проповедей и другие тексты. 142 . В Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах празднуются, кроме воскресных, следующие дни: два дня для Рождества Христова (25 и 26 Декабря), Новый год (1 Января), Богоявление Господне (6 Января), Благовещение (25 Марта), Великий четверток, Великая пятница, первый и второй день Светлой недели, Вознесение Господне, два дня для праздника Сошествия Св. Духа, Рождество Предтечи (24 Июня), день всеобщего покаяния и моления (в среду после воскресенья Invocavit), праздник жатвы (в первое воскресенье после дня Св. Архангела Михаила), день Реформации (19/31 Октября, или в первое за тем воскресенье), день поминовения усопших в течение того года (Todtenfeier), в последнее воскресенье Церковного года (Kirchenjahr), и, наконец, день освящения храма (Kirchweihfest), где уже существует, или прихожане пожелают ввести обычай торжествовать оный. Примечание. Когда Благовещение приходит на Страстной неделе или в один из первых двух дней Светлой недели: то в первом случае оно празднуется в Вербное воскресенье, в последнем же – во вторник Светлой недели. 143 . Сверх церковных праздников, во всех Евангелическо-Лютеранских в России церквах торжествуются дни рождения и тезоименитства Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Престола Государя Цесаревича Великого Князя, и другие, означаемые в особой табели, ежегодно составляемой Министерством Внутренних Дел. 144 . Там, где и по некоторым другим дням в течение недели установлены проповеди и молитвенные часы, сей порядок имеет быть по-прежнему (1832 Дек. 28) в точности соблюдаем. – Впрочем, особые молитвенные часы и проповеди в течение недели должны быть назначаемы и во всех Евангелическо-Лютеранских церквах, по крайней мере на время Четыредесятницы для созерцания страданий Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Как быть, если, например, вот в эти дни, когда гласно Церковь не совершает поминовение усопших, нужно человека похоронить и устроить поминки? Естественно, чин погребения, или, как его обычно называют, отпевания, совершается и в эти дни. Однако он имеет свои определенные уставные особенности и носит пасхально-радостный характер. Бывали случаи, когда доводилось кого-то из наших прихожан отпевать на Светлой седимице, - удивительное ощущение от этого погребения на Светлой седмице... Есть такая церковная традиция считать, что тот, кто отошел в иную жизнь на Пасху - это человек, сподобившийся особой милости Божией. Но мне все-таки кажется, что любое подобного рода объяснение должно согласовываться еще с какими-то прочими обстоятельствами, ведь на Пасху умирает множество людей и среди них есть не только благочестивые. Одно дело когда в день Воскресения Христова умирает христианин, который старался жить по Евангелию, стремился к Богу, каялся, боролся, мы можем усмотреть в это какую-то особую милость Божию. А другое дело, когда в этот день умирает откровенный безбожник, хулитель имени Христова... Автоматически распространять это на всех нельзя. Приходилось слышать также поверье, что умерший в Пасху, либо на Светлой седмице, предстает на суд Божий без мытарств. На мой взгляд, даже рассуждать на эту тему не стоит. Во-первых, о мытарствах мы знаем, в частности, из видения блаженной Феодоры и отчасти, может быть, из явленного в свое время преподобному Антонию Великому. Но все видения такого рода, бывшие святым, носили, как это называют богословы, некий педагогический характер, то есть нам показывалось, в доступных для нас формах и образах, реальность иного мира. И показывалось так, как человек мог это вместить и передать прочим людям. Утверждать же, что человек именно так проходит этот путь, мы не можем. Проходит ли он мытарства как некие станции, как это изображено у блаженной Феодоры, или же проходит так, как это рассказывает преподобный Антоний Великий, который видел некоего великана, на разных уровнях увлекающего людей вниз. В целом, наверное, можно говорить, что в мытарствах человек сталкивается с некими препятствиями, которые еще в земной жизни мешали ему на пути к Богу и к небесному восхождению.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/17/rad...

Конечно, и мыться, и наводить порядок в доме — дело хорошее и нужное. Но заниматься этим следует регулярно, а не один раз в году. В Чистый четверг же нужно прежде всего позаботиться об очищении своей души через Таинство покаяния, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, исполняя заповедь Спасителя, которая впервые прозвучала именно в этот день:  Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Как правильно провести неделю после Пасхи? Можно ли причащаться, ведь пост отменен? Ответ священника — протоиерея Сергия Архипова, священника Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области Дорогой Николай, в Светлую неделю после Пасхи я бы советовал чаще посещать храм, насколько это позволяет Ваша профессиональная деятельность. Службы на этой неделе по-особенному радостные и недлинные. А еще это единственная неделя в году, когда любой желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола, возвещая миру о наступившей пасхальной радости. Вообще же на Светлой неделе в России традиционно было принято посещать больных, заключенных, сирот в приютах, дарить им подарки, поздравлять с общим для всех нас праздником. Конечно, далеко не каждый сегодня может отправиться ради этого в следственный изолятор или детский дом. Но, можно ведь, к примеру, навестить родителей, у которых давно не был. Можно позвонить родственникам, друзьям и поздравить их с Воскресением Христовым. Все это, вроде бы, мелочи, но именно из таких мелочей складывается вся наша жизнь. Причащаться на Светлой неделе можно и нужно, но подробно этот вопрос лучше обсудить со священником храма, в который Вы ходите и обязательно получить его благословение. И еще один совет: на Светлой неделе постарайтесь не объедаться мясной пищей. Пост в эти дни отменен, но разумное отношение к пище и собственному здоровью все же следует сохранять и после Пасхи. Фото Санкт-Петербургской Духовной академии Редакция , Журнал: 4 (108) апрель 2012 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/pasxa-prostyie-voprosyi.h...

Смерть на Пасху Как быть, если, например, вот в эти дни, когда гласно Церковь не совершает поминовение усопших, нужно человека похоронить и устроить поминки? Естественно, чин погребения, или, как его обычно называют, отпевания, совершается и в эти дни. Однако он имеет свои определенные уставные особенности и носит пасхально-радостный характер. Бывали случаи, когда доводилось кого-то из наших прихожан отпевать на Светлой седимице, — удивительное ощущение от этого погребения на Светлой седмице… Есть такая церковная традиция считать, что тот, кто отошел в иную жизнь на Пасху — это человек, сподобившийся особой милости Божией. Но мне все-таки кажется, что любое подобного рода объяснение должно согласовываться еще с какими-то прочими обстоятельствами, ведь на Пасху умирает множество людей и среди них есть не только благочестивые. Одно дело когда в день Воскресения Христова умирает христианин, который старался жить по Евангелию, стремился к Богу, каялся, боролся, мы можем усмотреть в это какую-то особую милость Божию. А другое дело, когда в этот день умирает откровенный безбожник, хулитель имени Христова… Автоматически распространять это на всех нельзя. Приходилось слышать также поверье, что умерший в Пасху, либо на Светлой седмице, предстает на суд Божий без мытарств. На мой взгляд, даже рассуждать на эту тему не стоит. Во-первых, о мытарствах мы знаем, в частности, из видения блаженной Феодоры и отчасти, может быть, из явленного в свое время преподобному Антонию Великому. Но все видения такого рода, бывшие святым, носили, как это называют богословы, некий педагогический характер, то есть нам показывалось, в доступных для нас формах и образах, реальность иного мира. И показывалось так, как человек мог это вместить и передать прочим людям. Утверждать же, что человек именно так проходит этот путь, мы не можем. Проходит ли он мытарства как некие станции, как это изображено у блаженной Феодоры, или же проходит так, как это рассказывает преподобный Антоний Великий, который видел некоего великана, на разных уровнях увлекающего людей вниз. В целом, наверное, можно говорить, что в мытарствах человек сталкивается с некими препятствиями, которые еще в земной жизни мешали ему на пути к Богу и к небесному восхождению.

http://pravoslavie.ru/102968.html

Дорогие отцы, братья и сёстры! Значение воскресения Христа Спасителя простирается на все века – до окончания измерения времени. Тихо, в глубине уединенного сада Иосифа Аримафейского впервые были сказаны Небожителем победоносные слова: «Его нет здесь: Он воскрес» ( Мф. 28, 6 ). И однако же эти слова быстро прошли через Палестину, Афины, Рим, через всю вселенную, достигли всякого колена небесных и земных и преисподних. Прошло более девятнадцати веков со времени события Воскресения Христова, а ангельский глас «Он воскрес» так же нов и теперь, как был нов и тогда, и также сообщает ту же ни с чем несравненную радость, какую разливал и тогда ( Мф. 28, 8 ). Истину воскресения Христова, её величие и спасительность, верующие люди познали и сердцем и разумом, и поэтому так радостен сегодняшний праздник. Это воистину торжество из торжеств, праздник света, истинного утешения и душевной радости, ибо Христос воистину воскрес! Аминь. 2. РАДОСТЬ Х ристос Воскресе! Сколько великой радости мы вкладываем с вами в эти св. слова, изменяющие всё вокруг нас и нас самих! С каким душевным подъемом мы произносим, повторяем их бесчисленное количество раз в св. дни Пасхи! " Пасха! – говорит св. Григорий Богослов . – Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды» 120 . Нет праздника более радостного, чем Светлое Христово Воскресение. Нет и богослужения более торжественного, чем в св. пасхальную ночь. Едва священнослужители запоют в алтаре: «Воскресение Твое Христе Спасе...» как тысячи рук подымаются для крестного знамения и из миллионов сердец несутся радостные благодарения Воскресшему Спасителю: слава Тебе, Господи за то, что сподобил еще раз встретить Твое Светлое Воскресение! И пасхальное ликование нам хорошо понятно: в событии Воскресения Христова заключены все радости нашей веры и нашего упования. Что для человека всего страшнее, ужаснее в его земной жизни? Несомненно, смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл освятил артосы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства, организованный Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В сопровождении директора центра С.В. Бадальяна Патриарх Кирилл посетил храм иконы Божией Матери «Семистрельная», находящийся на территории организации. Во дворе центра Святейший Патриарх совершил Пасхальный молебен, после чего обратился со словом к собравшимся бездомным. Благословив бездомных, Святейший Патриарх раздал им пасхальные подарки — продуктовые наборы и куличи. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви, представительств поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя и московского Новодевичьего монастыря. 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. Епископ Волоколамский Иларион был возведен в сан архиепископа. Ряд клириков г. Москвы были удостоены богослужебных наград. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» награждены: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма Свт. Николая Мирликийского в Кузнецах; протоиерей Герасим Иванов, сверхштатный клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше; протоиерей Леонид Кучерук, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; протоиерей Василий Скоробогатов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде. Правом ношения митры награжден протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе, и.о. настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Он назвал праздник Христова Воскресения «удивительным, прекрасным праздником», который «нисколько не противоречит солидарности трудящихся». «Потому что Христос был первым коммунистом в новом летоисчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за страждущих, за бедных, за больных, за убогих - всех, кому плохо и тяжело. И в этом отношении, если бы он был жив, он бы был в наших колоннах», - заявил глава ЦК КПРФ. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель Комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по науке и высшей школе, доктор философских наук, заслуженный работник Высшей школы РФ, член Координационного Совета и руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Алексей Васильевич Воронцов : Я возмущен поведением властей Крыма! 1 мая – это народный праздник труда. Такой же, как и получение независимости народа. КПРФ активно поддерживало крымских патриотов, всех государственников, стремившихся к России. Мы проводили многочисленные митинги в поддержку возвращения Крыма в Россию. В Санкт-Петербурге я выступал на одном из таких мероприятий, где присутствовали все политические партии страны. Позиция крымских руководителей идет в разрез с настроением подавляющего большинства россиян. Я убежден, что 1 мая - это праздник всего крымского народа и Севастополя, особенно моряков и их семей. Я крайне возмущен! Убежден, что праздник должен состояться! И коммунисты со своими сторонниками все равно пройдут в Крыму колоннами в знак единства крымского народа и в знак уважения к труду. Год тому назад «Русский Лад» собрал тысячу человек, детей войны. Ко мне приезжал второй секретарь крымского крайкома партии. Мы проявили солидарность с крымским народом, стараемся пропагандировать курорты, чтобы люди ехали отдыхать на полуостров. И сами показываем пример. Действия крымских властей идут в разрез государственно-патриотической линии, которую проводит наш народ, политические партии и движения по отношению к Крыму. Между первомайскими демонстрациями и Светлой Пасхой нет никакого противоречия. На праздничных площадках можно продавать или дарить куличи, провести продажу пасхальных подарков и сувениров. Народ будет только рад, особенно дети.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/22/kr...

8 мая. Неделя святых жен-мироносиц. [Мироносицы — от слов «миро» (ароматная смесь масел) и «носить». Так Церковь именует женщин, пришедших ко гробу Спасителя на третий день после погребения. По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел. Его женщины и принесли к погребальной пещере Спасителя. Но пещера была открыта, а находящийся там ангел рассказал им о Воскресении Христа]. Ил.: «Возвестила радость плачущим». Василий Поленов. 1890. Самарский художественный музей. - С.5; 3 мая. Радоница . [По церковному календарю Радоница — вторник недели, следующей за Светлой седмицей. В этот день происходит первое после Пасхи общецерковное поминовение усопших, так как по богослужебному уставу заупокойные богослужения на Светлой седмице и в Фомино воскресенье запрещены. Название праздника свидетельствует о том, что и усопшие также присоединяются к радости о Светлом Воскресении Христовом]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5; 9 мая. День Победы. [В Церкви 9 мая — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. В день победы в Великой Отечественной войне после литургии в наших храмах каждый год служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину]. - С.5; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Патриарха Кирилла. [Патриарх Кирилл: «...мы знаем, что особо выдающуюся роль в распространении веры Христовой в Восточной Европе имели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, два образованных мужа. Старший, Мефодий, впоследствии ставший епископом, и младший, Кирилл, человек особенно одаренный, занимавший высокое положение при византийском императорском дворе, - именно они были призваны к тому, чтобы принести свет Христовой истины на север, с тем, чтобы ко Христу обратились славяне. Святые равноапостольные мужи совершили этот подвиг, и поэтому мы называем святых Кирилла и Мефодия просветителями славян, а значит, и наших предков. И, вознося сегодня молитвы к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, мы просим, чтобы их молитвами Господь сохранил веру православную в нашем народе, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не смогли бы оторвать наши народы от той духовной основы, на которой возникла и развилась вся наша культура, вся наша национальная жизнь. Мы были бы абсолютно другими, если бы не вера православная, через святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пришедшая в жизнь наших славянских народов, в том числе народов, составляющих историческую Русь». Из проповеди после Божественной литургии в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. 24 мая 2021 года]. Фото Владимира Ештокина. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-229-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010