Симеона! Он видит в младенце Иисусе спасение или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их. Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но уготовано пред лицем всех народов. Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: свет во откровение языков – к просвещению язычников. (Слич. Лк.1:78–79 ). Видит в Нем и славу народа Израильского, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свег, что среди иудеев воплотился Бог , среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – с миром и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так некогда христиане Прав. Симеон говорил: когда увидел утеху Израиля, Спасителя мира. Кто мог быть счастливее Праведного Симеона Богоприимца? Чего всю жизнь желал он, то и получил: желал видеть утеху Израилеву. Спасителя мира он не только увидел, но и на руках держал, желал смерти по причине глубокой старости и дождался оной. Но Праведный Симеон однажды только увидел Господа, однажды держал Его, а мы можем непрестанно Его видеть и очами телесными, и очами веры не однажды держать, но и всегда, во всю нашу жизнь, притом не на руках только, но и внутри себя, приискренне приобщаясь Телу и Крови Христовой. Но, ах! Этого блаженного соединения со Христом удостаиваются только те из нас, которые имеют один дух с Господом, которые достойно приемлют сию величайшую святыню, а недостойный «суд себе яст и пиет» 28 . Евангелие говорит, что в Праведном Симеоне бе Дух Свят, потому-то он и удостоился увидеть и держать Богомладенца Иисуса. Какой дух во многих из нас? Не Дух Свят, а дух нечистый: дух гордости, дух любостяжания, дух вожделения, дух зависти, гнева, нетрезвости и другой нечистоты. Какое же может бысть общение света со тьмою Христа, с Велиаром? Поэтому, кто желает стяжать любовь Христову и соединиться со Христом, тот должен возненавидеть мир и все, что в мире есть, ибо в мире царствует ныне только «похоть плоти, похоть очима и гордость житейская» 29 . Кто же истинно любит Христа? Тот, кто ненавидит мир и исполняет все заповеди Христа. Ибо сам Христос сказал: «кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам» 30 . Сам явится к тебе Христос, если ты исполнишь Его заповеди, явится в сей жизни под видом хлеба и вина, явится и в будущей на облаках небесных с силой и славой многой, когда воссядет на престоле славы Своей, и все святые ангелы с Ним явится судить живых и мертвых. Но сколько между нами таких, которым не хочется ни умирать, не хочется, ни увидеть Господа! Почему? Потому что такие люди много имеют грехов и за собой, пред собой и в себе. Вот почему многие бегают храма Божия и не хотят приобщаться Святейшему Таинству. Но может ли кто избежать смерти? Может ли не принять Христа хоть пред смертью ? Но ах! Приимет! Но уже только в суд и осуждение! Спасения ли ищут, Христа ли ищут те, которые проводят жизнь в радости и веселии? Смерти ли ожидают те, которые собирают себе блага многа на лета многа? Так ли ожидать Христа Жениха, Который, быть может, явится в полунощи греховной их жизни? Так ли ожидать суда Божия, которого святые даже боятся и трепещут? Так ли встречать Судию праведнейшего, пред которым река огненная потечет и увлечет всех грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Излагая празднуемое событие на основании Евангелия, проповедник делает и свои замечания, но большею частию общие, которые могли бы быть повторены и в другие Господние праздники. Например: “Сие Отроча поют ангелы, Его трепещут власти, славят силы; Ему работает солнце, ради человека поставленное, Ему служит луна. Его слушают стихии, Ему покоряются источники. И, узрев сие Отроча, двери адовы затворились, а небесные двери отверзлись. Сие Отроча, при виде Которого вострепетал ад, упразднило смерть, посрамило диавола, разрушило клятву, утолило скорбь, сокрушило змия-губителя, разрушило средостение, раздрало лукавое рукописание, попрало грех, упразднило лесть, восставило тварь, спасло нашего праотца, воздвигло Еву, призвало язычников, просветило мир”. Святой Симеон Богоприимец изображается следующими чертами: “Этот блаженный Божий человек Симеон по видимому был человек, но по разумеваемому, был выше человека, – человек существом и естеством, но добродетелию ангел; человек, имевший пребывание чувственно в дольнем Иерусалиме, а мысленно – в горнем Иерусалиме; человек, пребывавший плотию с человеками, а духом ликовавший с ангелами. Он даже как бы выше и ангелов, потому что более их удостоился видеть Невидимого, и не только видеть, но, что еще важнее и преславнее, восприять на свои руки”. В своих наставлениях святителям и священникам митрополит Фотий относит к ним слова Спасителя: Вы есте свет миру, вы есте соль земли, приводит изречение святого Дионисия Ареопагита : “Достоит Господню священнику свету быти и тако прсвещати, чисту быти и тако очищати, святу быти и тако освящати”, показывает высокое значение и тяжкую ответственность священного сана и, между прочим, делает замечание: “О сем убо, о настоятелие духовнии, въкратце часто слово изношу любви вашей”. Князей и вельмож убеждает иметь попечение об убогих, миловать сира и вдовицу, защищать обидимых, питать взаимную любовь и творить суд праведный. Сущим под властию заповедует стяжать несомненную веру в Бога и оказывать всякую покорность своим властителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Излагая празднуемое событие на основании Евангелия, проповедник делает и свои замечания, но большею частию общие, которые могли бы быть повторены и в другие Господние праздники. Например: «Сие Отроча поют ангелы, Его трепещут власти, славят силы; Ему работает солнце, ради человека поставленное, Ему служит луна, Его слушают стихии, Ему покоряются источники. И, узрев сие Отроча, двери адовы затворились, а небесные двери отверзлись. Сие Отроча, при виде Которого вострепетал ад, упразднило смерть, посрамило диавола, разрушило клятву, утолило скорбь, сокрушило змия-губителя, разрушило средостение, раздрало лукавое рукописание, попрало грех, упразднило лесть, восставило тварь, спасло нашего праотца, воздвигло Еву, призвало язычников, просветило мир». Святой Симеон Богоприимец изображается следующими чертами: «Этот блаженный Божий человек Симеон по видимому был человек, но по разумеваемому, был выше человека,— человек существом и естеством, но добродетелию ангел; человек, имевший пребывание чувственно в дольнем Иерусалиме, а мысленно — в горнем Иерусалиме; человек, пребывавший плотию с человеками, а духом ликовавший с ангелами. Он даже как бы выше и ангелов, потому что более их удостоился видеть Невидимого, и не только видеть, но, что еще важнее и преславнее, восприять на свои руки». В своих наставлениях святителям и священникам митрополит Фотий относит к ним слова Спасителя: Вы есте свет миру, вы есте соль земли, приводит изречение святого Дионисия Ареопагита: «Достоит Господню священнику свету быти и тако прсвещати, чисту быти и тако очищати, святу быти и тако освящати», показывает высокое значение и тяжкую ответственность священного сана и, между прочим, делает замечание: «О сем убо, о настоятелие духовнии, въкратце часто слово изношу любви вашей». Князей и вельмож убеждает иметь попечение об убогих, миловать сира и вдовицу, защищать обидимых, питать взаимную любовь и творить суд праведный. Сущим под властию заповедует стяжать несомненную веру в Бога и оказывать всякую покорность своим властителям.

http://sedmitza.ru/lib/text/435930/

Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого, – и чего сподобился? какого богатства? какой чести? какого блаженства? Сподобился приять на руки свои Христа Господа своего; а это богатство большее всех богатств, честь выше всех почестей, самое высшее блаженство. Он принял Христа, а вместе с Ним принял и богатства небесные, нетленные; принял Христа и вместе с Ним принял царскую честь, чтобы вечно царствовать со Христом; старец принял Христа, вместе с Ним принял и бесконечное блаженство; принявши Христа на руки, он принял жизнь нестареемую, сущую на небесах. Удостоился же всего этого потому, что с самой ранней юности старался иметь в себе Святого Духа: и Дух Свят бе в нем. Будем и мы, возлюбленные, подражать тому великому угоднику Божию, хотя отчасти, насколько может немощная наша сила, подражать праведности его, – не будем никого обижать, ни клеветать, ни лгать, ни мыслить лукаво. Будем подражать его благочестию, почитать Бога не только верою истинною, но и добрыми делами; злых же и небогоугодных дел всеми силами избегать. Будем подражать ему и в твердом уповании получить будущее блаженство, возлагая всю свою надежду на Бога. Чистым житием потщимся иметь в себе и Духа Святого: ибо Святой Дух вселяется только в том, кто проводит жизнь чистую, целомудренную, нескверную. Дух Святой пребывает там, где – друголюбие нелицемерное, кротость и мирное пребывание со всеми. Ты же, святой праведный Богоприимец Симеон, сам соделай с нами то, чтобы мы были твоими подражателями и сообщниками блаженства твоего. Ты устроишь сие, когда помолишься о нас Владыке всех: ибо благоприятны Ему твои молитвы. Помолись же, молим тебя со смирением! руки, на которых носил Христа, ныне простри к Нему за нас; уста, которыми благословил Бога и Богородицу, те уста воздвигни на молитву о нас к Богу и Богородице; очи, которыми видел воплощенное на земле спасение, те очи возведи к Спасителю нашему, пред Которым ныне предстоишь, и умоли Его благостыню, да будет к нам милостив и милосерд ныне и в будущий век. Аминь 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Что значат наши посты? Что наши подвиги? Что наши жертвы на построение храмов Господних? Что наши труды против одного их праведничества, которое они без труда сохранили? Ибо какой труд в том, чтобы никого не обидеть, не оклеветать, не обольстить, не солгать? Мы же с большим трудом стараемся сохранить свою правду и нисколько не успеваем. Постимся, а едим людей: где же наша правда? Стремимся к добродетели, а ближнего озлобляем: где наша правда? Созидаем храмы Господни, а чужое грабим, расхищаем: где наша правда? Милосердствуем к нищим, даем им милостыню, а брата нашего ненавидим: где наша правда? Просим прощения, а злопамятствуем: где наша правда? Говорим и лжем, льстим и коварствуем: где наша правда? Не так святые праотцы совершали свою правду: не было в них и следа неправды. Все их дела и слова, и помышления были праведны, и через свое праведничество они сподобились быть друзьями Богу и именоваться безгрешными. О, сколь велика честь праведничества! Сколь велико его блаженство! Кто поставляется с безгрешными? Праведник. Кто без многих трудов входит в небесное царство? Праведник. Кто любезнейший друг Божий? Праведник, ибо «Господь любит праведников» ( Пс. 145:8 ). Когда и св. Симеона Евангелие назвало праведным: «Симеон, муж праведный», – то тем самым показало его высокую честь, превеликое блаженство, ибо если он праведен, то и безгрешен; если праведен, то и любезный друг Богу; если праведен, то и наследник небесного царствия. Вместе с праведностью Евангелие приписывает ему и благочестие: «Он был муж праведный и благочестивый» ( Лк. 2:25 ), – не достаточно праведнику быть только праведником, но подобает ему иметь и благочестие, ибо правда проявляется в отношении к ближним, а благочестие обнаруживается в отношении к Богу. Правда повелевает никого не обижать, благочестие же поучает усердно работать для Бога. Правда любит ближнего, а благочестие любит Бога. Однако то и другое столь же необходимо человеку, как два глаза, две руки, две ноги или для птицы два крыла. И как одно око без другого хуже видит, одна рука без другой не может хорошо работать и одна нога без другой правильно ходить, как при одном крыле птица не может летать, так и праведность без благочестия не может быть совершенной. Только тогда праведность совершенна, когда она соединяется с благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Божественному свету, настойчиво повторяет Палама и в «Главах физических», были причастны и Адам и апостол Павел. Отблеск этого света узрел Савл на пути из Иерусалима в Дамаск и приобщился к тем, кого беспощадно преследовал до этого (PG 150, 1168 D-1169 А). Нет физических или какихлибо иных принципиальных препятствий для узрения божественного света. Необходим только соответствующий образ жизни, и Бог дарует любому такую возможность. Все праведники, утверждает Палама, просветятся в царстве Божием и, сами «став всецело божественным светом как порождения божественного света, они узрят Христа, божественно и неизреченно сверхсияющего». Слава неземного сияния явилась на Фаворе как всецело присущая телу Христа «вследствие единства ипостаси» (PG 151, 432 С). Свет этот не был чувственно воспринимаемым, и люди, обладающие обычным физическим зрением, не могли его видеть. Однако ученики Христа на Фаворе видели его и физическим зрением, так как оно было у них «приуготовано силою Божественного Духа» для такого видения. Так же увидят его и праведники в будущем веке; таким видением были наделены мать Иисуса Мария, пророчица Анна, Симеон-Богоприимец (433 В). Праведники могут обрести дар видения Фаворского света путем добродетельной жизни и неустанной молитвы. Сам Христос просиял во время молитвы, чем наглядно показал ученикам, что именно «молитва является подательницей этого блаженного видения» (432 А). Фаворский свет меняется по своей силе. (I Палама подчеркивает, что апостолы сначала видели свет физическим зрением, затем он начал усиливаться и превзошел порог их восприимчивости и как бы скрылся в светлое облако (444 А) И далее он замечает, что божественный свет «дается мерою и способен увеличиваться или уменьшаться» в зависимости от способностей воспринимающего (448 В). Итак, все усилия Паламы направлены на то, чтобы убедить своих читателей и слушателей в одновременной недоступности и доступности Фаворского света, в его принципиальной непостигаемости и чувственной воспринимаемости вплоть до видения физическим зрением, в его, говоря философским языком, одновременной трансцендентности и имманентности тварному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Филарет: «25-летие Чернобыля наша планета отметила событиями в Японии» Белорусский иерарх отметил, что грех, приведший к Чернобылю, продолжает действовать и теперь 19.04.2011 713 Время на чтение 3 минуты «Четверть века прошло с того страшного дня, когда все мы оказались перед лицом ужасных последствий постигшей нас беды. Наименование города, в котором произошла ядерная катастрофа, стало точным определением случившегося – реальность предстала нам как " черная быль " . Размышляя о былом, мое сердце с болью свидетельствует, что грех, приведший нас к Чернобылю, продолжает действовать и теперь», - говорится в опубликованном на официальном сайте Белорусского Экзархата приветственном слове митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, на конференции «25 лет после Чернобыля». Как сказал владыка Филарет, «11 апреля сего года произошел взрыв в Минском метрополитене…». «Он не был ядерным – он был духовным. То, что в нашем — белорусском — обществе совершено подобное чудовищное злодеяние, говорит о том, что мы поражены вирусом греха. Это означает, что мы, христиане, недостаточно молимся, недостаточно внимательно относимся друг ко другу. Мы не в той мере соответствуем замыслу Божию, чтобы Он мог через нас сохранять мир на белорусской земле. Господи, прости нас!» - восклицает иерарх. «25-летие Чернобыля наша планета отметила событиями в Японии. Вы знаете, что природные катаклизмы в этой стране привели к серьезным последствиям с ядерным реактором Фукусима. Эксперты присвоили катастрофе ту же — высшую — степень опасности, что и в Чернобыле. Солнце теперь восходит в стране " черной были " . Эти события тяжестью отзываются в моем сердце, и — я знаю! — в ваших сердцах и в сердцах многих людей. Мы должны говорить об этом, нам нужно быть правдивыми, для того, что бы Солнце правды – Господь наш Иисус Христос – мог рассеять тьму нашего " внутреннего чернобыля " , тьму греха», - сказал владыка. «Наша сегодняшняя встреча проходит в приходе в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Пусть это будет добрым знамением конференции. Когда-то праведный Симеон Богоприимец пророчествовал о Богородице: " И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2: 35). В своем сердце Она омыла все наши скорби и теперь — верю — ходатайствует за нас пред Господом о Пасхальной радости, которая превосходит всякую скорбь. Сегодня с особой благодарностью мы вспоминаем тех, кто положил " душу свою за друзей своих " (Ин. 15: 13), тех, кто отдал свою жизнь, спасая нас с вами. Вечная память героям!» - восклицает архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/mi...

31. Протат. Св. Вакх. 32. Протат. Св. Анемподист. Поддужные арки сплошь покрыты сценами усекновений, причем голова мученика лежит внизу, осененная нимбом. На стенах продолжается тот же круг поясами, и художник с таким искусством разнообразит тему, что ни положение мученика, ни приемы палача не повторяются иначе, как через большие промежутки: он, видимо, черпает из обильных иллюстраций Миней и Менологиев. Насколько неприятно поражает здесь всякая натуральность, настолько отдельные фигуры святых, поставленные внутри арок, кажутся величавыми и характерными. Таковы, напр., Симеон Богоприимец, Исидор, Вукол Смирнский, Парфений Лампсакский, фигуры отшельников: Макария Египетского , Евфимия, Максима Проповедника и пр., размещенных почти где попало, среди сцен подвигов, по указаниям календаря на февраль месяц. На первый взгляд, такая хаотичность кажется даже неуклюжею и забавною, но через несколько времени к ней привыкаешь и начинаешь находить ее живою и вполне уместною. Византийская архитектурная строгость в чередовании полей и фигур в стенописи хороша, когда она дана в меру, иначе она порождает скуку и тягостное ощущение в зрителе. Беспорядочная размалевка иных афонских стен в притворах и фиалах указывает на потребность чем-либо оживить однообразное построение восточных росписей. Особенно счастливою мыслью показалась нам роспись всего низа стен на высоте человеческого роста идущими группами, или по-гречески «хорами» праведников, святых, иерархов, пророков, предводительствуемых ангелами; к сожалению, группы полузакрыты стасидиями. Роспись Лаврской трапезы представляется древнейшим, богатейшим и лучшим в художественном отношении памятником этого вида росписей. По мнению Преосв. Порфирия 30 , весьма основательному, Лаврская трапеза могла быть расписана тем же критянином, монахом Феофаном, который расписал между 1535 и 1564 гг. соборы Лавры, Ставроникиты и Ксенофа. Громадная, крестообразно расположенная, с абсидою на одном конце и входом на другом конце, противолежащем западной стороне собора Лавры, палата трапезы имеет деревянный потолок, очень высока и освещена окнами, расположенными в верхней ее части. Во всю длину палаты, по ее стенам, расположены сиденья деревянные, в форме сигмы, обходящие овалом столы, мраморные, из крестообразных плит. На высоте одного аршина от сидений тянутся темно-серые, одноцветные панели, а затем выше все стены, до самых потолков расписаны сплошь множеством фигур, отдельно стоящих, сцен, чрезвычайно сложных и разнообразных, и несмотря на аскетические темы и типы, целое представляет привлекательную декорацию, хотя строго религиозного характера и поучительного содержания. Нельзя не пожалеть, что в самое последнее время, а именно в 1860-х годах а затем в 1886 году вся эта роспись была освежена, т. е. переписана, и современный мертвенно-серый фон нижних панелей обязан, видимо, этой переделке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010