Речи и гадания – в контексте содержания ирмоса, речи – это прямые, ясно выраженные пророчества о воплощении Сына Божия, а гадания, (по-гречески – энигмата) – провозвестия Его пришествия, скрытые в их загадочных видениях и образах. Само выражение заимствовано из книги Притчей Соломоновых (1, 6). Свет блистания Твоего. – Здесь перифразированы слова Песни пророка Аввакума: " В свет стрелы Твоя пойдут, в блистании молнии оружии Твоих. Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси» (Аввакум, 3, 11–13). Изречения пророка, которые, по обычному иудейскому восприятию, грозили гневом Божиим и бедствиями врагам Израиля, новозаветная Церковь осмыслила более широко. Она увидела в них прикровенное свидетельство о пришествии Господа ради спасения людей и о проповеди Евангелия по всей земле. В частности, «стрелы» и «молнии», согласно этому новому пониманию – это апостолы, облетевшие весь мир, и поразившие евангельским словом сердца народов. Свет, на основании слов Христа: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, 8, 12; 9, 5), означает просвещение людей познанием Бога, Отца небесного, через веру в Его Сына, пришедшего для их спасения. Слово «блистание» заимствовано прп. Козмою у пророка Аввакума не только ради поэтической красоты. Блистание, т. е. сияние ослепительного, нестерпимого для глаз света, дважды упоминается в Евангелии. Первый раз – в описании Преображения Господа на Фаворе, когда Он явил ученикам славу Своего Божества. Второй раз – когда в белом блистающем одеянии предстал перед женами-мироносицами Ангел, возвестивший им радость Воскресения Христова. Итак, под «светом блистания» можно понимать проповедь народам земли о воплощении Бога-Слова и о Воскресении Его из мертвых. Во свет языком. – Древним пророкам, жившим во времена, когда вера в Единого Бога была достоянием только одного Израиля, было открыто, что в будущем истинное богопознание будет даровано всем народам, и что это исполнит ожидаемый ими Помазанник Божий – Мессия. Особенно ясно об этом говорит Исаия: «Я, Господь, призвал Тебя в правду... и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия, 42, 6). Исполнение пророчества Исаии увидел праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои старческие руки Младенца Христа, принесенного в Иеросалимский храм Мариею и Иосифом: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лука, 2, 29–32). Этими словами Симеон ясно исповедал Младенца Исуса предреченным у пророков Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Рождество Христово празднуется Святой Церковью 25 декабря (7 января) К этому празднику мы готовим себя сорокодневным постом, который называется у нас Рождественским или Филипповым, так как начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, 14 ноября. Канун Рождества Христова называется Сочевником или Сочельником, потому что в этот день по Церковному уставу положено есть только сочиво или кутью с медом. Глава 3. Поклонение волхвов Кроме пастырей вифлеемских на поклонение родившемуся Спасителю приходили с востока волхвы (мудрецы). Они узнали о рождении Его по особой, появившейся на небе звезде. Звезда эта шла необыкновенным путем. Они шли по указанию ее и пришли в Иерусалим. Здесь стали спрашивать: где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, опасаясь, чтобы новорожденный Царь не лишил его царского престола. Он призвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: где должно родиться Христу? Они ответили: в Вифлееме иудейском. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и сказал им: пойдите в Вифлеем, разведайте о Младенце и, когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог прийти поклониться Ему, – между тем сам думал умертвить Его. Волхвы отправились в Вифлеем. Звезда, которую они видели прежде, опять появилась и стала показывать им путь. По ней они пришли в Вифлеем и отыскали дом, в который перешли из пещеры Иосиф и Мария с Божественным Младенцем поклонились Ему и поднесли дары – злато (золото), ливан (ладан) и смирну (благовонная смола). Волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление идти в свою страну другим путем. Глава 4. Сретение Господне У иудеев был закон, по которому родители первого сына на сороковой день по рождении приносили в храм для посвящения Богу. При этом приносили и жертву: богатые – непорочного агнца и голубя, а бедные – двух птенцов голубиных. Во исполнение этого закона принесен был в храм и Младенец Иисус а для жертвы, по бедности родителей, принесены были с Ним два птенца голубиных. В то время в Иерусалиме жил святой старец по имени Симеон, которому обещано было от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Господа Иисуса Христа. Симеон долго ожидал исполнения обещанного. Наконец, в один день, по особому внушению свыше, он пришел в храм. Здесь встретил Младенца Иисуса, принял Его к себе на руки и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. От этого события праведный Симеон получил название Богоприимца.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа 2/15 февраля Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое . Лк.2:29–30 В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца. Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ) Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона. За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык. По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа». Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя. Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой. Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.). Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Луки гл. 2, 22-39. Тропарь праздника Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды - Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: " встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его " . Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути. Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.    Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.    Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).    Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки (Лк.2:22-39).    Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.    Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение. Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение мл...    Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его».    Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.    Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Память святой праведной Анны Святая и праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как показывает самое имя ее (Анна с еврейского значит «милостивая») она была женщиною добродетельною. За свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой старости, она, по слову Евангелия, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37). Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, — сюда был принесен Младенец Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное пророчество о Нем, сказав так: — «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29–32). Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие пророчество: — «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). В эти святые торжественные минуты была в храме святая праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года. Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса. Теперь уже она могла умереть спокойно. Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Память 29 августа Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью своею, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» (Мрк.1:7): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по рождении приносить в храм для посвящения Богу. При этом приносили жертву: богатые – агнца и голубя, а бедные – двух птенцов голубиных. В сороковой день по рождении Иисуса Христа, Дева Мария и Иосиф пришли с младенцем в храм и, так как они были люди бедные, то принесли в жертву двух голубей. В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению Духа Святого, он пришел в храм, взял на руки Младенца и сказал: «Теперь Ты, Владыка, отпускаешь меня из этой жизни, потому что очи мои увидели Спасителя мира». Тут же была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она подошла к Деве Марии, славила Бога и говорила всем, что этот Младенец есть обещанный Спаситель. Тропарь праздника: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия (находящихся) во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый (принявший) во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение . Праведный Симеон, принявший на свои руки Младенца Христа, называется Богоприимцем. Молитва , сказанная им, читается так: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. Яко – потому что; еже еси уготовал – которое Ты приготовил; во откровение языком – для просвещения язычников. Святый Иоанн Предтеча Пред пришествием в мир Спасителя в земле иудейской жил благочестивый священник Захария с женою Елисаветою. Они были уже стары, а детей не имели. Однажды Захария, совершая богослужение в храме Иерусалимском, вошел в святилище для каждения. Здесь ему явился ангел Гавриил. Захария смутился; Архангел же сказал ему: «Не бойся, Захария! Молитва твоя услышана: жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь имя ему Иоанн. Он будет велик пред Господом и будет приготовлять людей к принятию Спасителя» – «Чем мне увериться в этом?» спросил Захария. – Архангел ответил ему: «За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем до того дня, когда это предсказание сбудется». Захария вышел к народу, но не мог ничего сказать, и все поняли, что ему было видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2:37–38 ). Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, то есть встречи Господа; и празднуется Православной Церковью 15 февраля (по новому стилю). Праведный Симеон именуется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. В день Сретения Господня отмечается День православной молодежи. 15.13. В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков) , – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему». Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как Первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения: Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:30–32 ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме…и тени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

В это самое время пастухи близ города Вифлеема сторожили в поле свои стада. Вдруг им явился ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидовом (т.е. Вифлееме) родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». И внезапно явилось множество других ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они рассказали всем, что слышали от ангелов о Младенце. И все дивились их словам. Праздник Рождества Христова мы празднуем 25 декабря (7 января по н. ст.). 4. Сретение Иисуса Христа во храме (Лк. 2:22–32) В сороковой день после рождения Младенец Иисус был принесен из Вифлеема в Иерусалимский храм, где в этот день, по закону Моисееву, каждого новорожденного мальчика-первенца посвящали Богу и приносили жертву: богатые люди – теленка или ягненка, а бедные – двух голубиных птенцов, которых и принесла Богородица. В это время жил в Иерусалиме праведный и благочестивый человек – старец Симеон. Ему предсказано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Христа. И вот он, по внушению Божию, пришел во храм в тот самый день, когда Иосиф с Марией принесли туда Иисуса, встретил Его, взял на руки, благословил Бога и сказал, что теперь он может умереть спокойно, так как его глаза видели посланного Богом Спасителя, Который есть свет к просвещению язычников и слава Израиля 6 . Тут же встретила Христа старица, жившая при храме, Анна-пророчица. И она, подошедши к Нему, славила Бога и говорила о Нем всем ждавшим в Иерусалиме пришествия Спасителя. День Сретения, или встречи, Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалимском храме праведным Симеоном мы празднуем 2 февраля (15 февраля по н. ст.). Симеон, принявший Христа-Бога на свои руки, называется Богоприимцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Здесь перед нами поэтическое переложение молитвы Симеона Богоприимца. Вот какова она в Евангелии: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:29-32 ). Евангельская молитва глубже стихов и красивее. Но это и естественно. Евангелие — Боговдохновенный текст, а стихи — просто вдохновенный. И. Бродский продолжает: «В лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». (II, 288) Снова приведем параллельный Евангельский текст: «Се, лежит Сей на паденье и на восстание многих в Израиле и предмет пререканий: и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34-35 ). На этом параллелизм текста стихотворения и текста Евангелия заканчивается. И, условно, можно сказать, что заканчивается первая часть стихотворения. Сам автор не делит графически стихотворение на первую и вторую части. «Вторая часть» — это человек перед лицом смерти. Это путь Симеона из жизни в смерть, в «глухонемые владения смерти»: Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. (II, 288) Симеон переходит из «пространства жизни» в «пространство смерти» без страха и ужаса, потому что знает — Спаситель пришел. Недолго осталось мучаться праведникам в мрачном Шеоле — загробном месте тоски и печали. Это знание, этот «светильник» освещает и освящает его путь. Это первый лучик — предвестник Незаходимого Солнца, которое вскоре спустится в ад и упразднит смерть, и каждый сможет воскликнуть: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?». Итак, Симеон несет первую весть об уже начавшемся спасении мира, весть о Мессии, о Спасителе: И образ младенца с сияньем вокруг

http://azbyka.ru/fiction/biblejskij-teks...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010