Поучаясь в Слове Божием в смирении своих сердец, в духовных своих чреслах они вынашивали полную смирения Царскую Палату – Деву Марию. Здесь была высочайшая их духовная внутренняя миссия. Немногие из них вкладывали свою духовную лепту во внешнюю миссию, как праведный Симеон Богоприимец, один из 70-ти переводчиков Еврейской Библии на греческий язык, сделавшейся могучим миссионерским средством в языческом мире. Но особую ревность в распространении иудейства проявляли фарисеи и книжники ( Мф.23:15 ), заслужившие себе от Христа строгое осуждение. Что же? Плохо ли поступали эти ревнители, распространяя веру в Единого Бога? Нисколько. Господь обличал не это их законное и похвальное рвение, а то, что, приобретши прозелита, они оставляли его без надлежащого морального воспитания, через что делали «его сыном геены, вдвое худшим себя». «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне», говорит Христос ( Ин.6:45 ). Проповедуя среди язычников о Едином Боге, фарисеи и книжники делали именно это доброе дело, подготовляли языческий мир к принятию Христа ( Ин.4:37–38 ). Св. ап. Павел, посаженный в темницу и через то лишенный возможности лично проповедывать о Христе, так писал к Филиппийцам: «Узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев о Господе ободрившись моими узами, начали с большею смелостию, безбоязненно проповедывать Слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа: одни по любопрению проведуют Христа нечисто, думая увеличить тяжесть моих уз; а другие из любви зная, что я поставлен защищать блоговествование. Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (1:13–18). И Католическая Церковь , хотя она отпала от Истины Церковной, но в отношении внешней миссии – «что до того?» Ее миссионеры не первым же делом говорят о Папе, земном «наместнике Христа». Проповедуют они о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Таким-то образом все это было от падения Адама до пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир. Без этого, ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом ощутительно о действиях Духа Святаго понимания не было бы людям ни по чем возможности узнать в точности,– пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод семени жены, имеющий стереть главу змиеву. Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65-м году его жизни тайны приснодевственного от Пречистыя Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятаго Духа Божьего 300 лет, потом, на 365-м году жизни своей сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святаго, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святаго ему было предвозвещено от Ангела. Вот и святая Анна пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особенным дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек, Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий. Когда же Он, Господь наш Иисус Христос , изволил совершить все дело спасения, то по Воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им благодать Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего, – ведь говорил же Он им: Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу – Ред.); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ). Это уже обещана была им благодать-возблагодать (благодать на благодать) ( Ин.1:16 ). А на что же, батюшка, ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в Таинстве Крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле: на что он будет годен и что он в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо ихнет ( Иер.31:15 )» ( Мф.2:17-18 ). Рама — это местечко на середине пути между Вифлеемом и Иерусалимом, где находится могила праведной Рахили. Слова пророчества можно понимать двояко. Первое толкование следующее. Рахиль — образ еврейских матерей, плач которых доносился до половины пути к Иерусалиму — столь страшный стоял вопль. Пророчество в точности изображает происшедшее в Вифлееме спустя столетия. Второе толкование таково: Рахиль, погребенная в Раме, оплакивает гибель своих многочисленных потомков. Возвращение из Египта и поселение в Назарете. Египет, земля Израилева, пределы Галилейские, Назарет. «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф.2:19-20 ). Прочтем параллельный стих из Евангелия от Луки: «И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк.2:39 ). Этим стихом оканчивается повествование Луки о том, как в Иерусалимском храме было совершено жертвоприношение за Богомладенца и как пророчествовал Симеон Богоприимец. Может быть, евангелист Лука умалчивает об избиении младенцев, о поклонении волхвов, о бегстве в Египет и возвращении. Но можно предположить (мы точно не знаем, как происходили события), что было два путешествия из Назарета в Вифлеем. Сначала Иосиф пошел из Назарета в Вифлеем для переписи, потом из Вифлеема в Иерусалим для принесения жертвы. Затем из Иерусалима в Назарет для того, чтобы переселиться в Вифлеем, поскольку Иосиф полагал, что уже сбылись пророчества и отныне ему нужно жить в этом городе. Затем — вынужденное бегство из Вифлеема в Египет, потом возвращение в землю Израилеву. Возвращаясь, Иосиф думал пойти в Вифлеем, но ему было сказано, чтобы он шел в Назарет. Если же евангелист Лука действительно опустил многое для краткости, то события разворачивались так: из Назарета пришли в Вифлеем, из Вифлеема — в Иерусалим, потом вернулись обратно в Вифлеем, здесь совершилось поклонение волхвов. Затем Иосиф был предупрежден о злом умысле Ирода и получил приказание бежать в Египет. Святое семейство бежало из Вифлеема в Египет, потом возвратилось в землю Израилеву и по откровению поселилось в Назарете.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее. Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона , которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля . А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец  (Лк 2:28–32, 34–35) . Тебе Самой оружие пройдет душу,  «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями. Тезис 2. Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

http://foma.ru/chto-prishlos-perezhit-ma...

Храм для нас не просто строение, пусть отличающееся по своей архитектуре от обычных жилых домов, но место явления славы Божией. Мы чувствуем себя в храме совершенно иначе, чем в каких-либо других местах, даже если мы и там пытаемся молиться. Читая Священное Писание, за повествованием мы видим нечто большее, чем обыкновенную книгу. То же можно сказать о многих других вещах, наполняющих жизнь христианина. Соприкасаясь с этими священными символами и предметами, имеющими вид обыкновенных вещей, мы ощущаем нечто подобное тому, что ощущал Симеон, когда на его руках возлежал под видом Младенца Сын Божий. Например, Евангелие, которое мы держим в руках, не просто книга, а Благая Весть, речение Духа Святого, речение Господа Иисуса Христа. Это живой голос Живого Бога, который откликается в нашем сердце, в нашем уме и какой-то неизъяснимой силой заставляет нас каяться, когда мы увлекаемся своими немощами и греховными наклонностями, и менять свою жизнь. Поэтому всякий из нас, кто желает иметь истинную веру, хотя бы в некоторой степени подобную вере праведного Симеона Богоприимца, должен всячески стараться приобрести и сохранить благодать Божию — Божественную силу, Божественное действие, действие Духа Святого. Только благодаря ему мы сможем за видимым увидеть (конечно, не телесными глазами, но духовным чувством) невидимое, вечное, священное, Божественное. Это действие заставит нас, как кажется, даже против нашей воли переменить свою жизнь и стать теми, кем мы должны быть, — христианами, живущими согласно Евангелию, а не только людьми, которые верят в Бога одним разумом. Аминь. 15 февраля 2003 года Обретение главы Иоанна Предтечи (Мф., 40 зач., XI, 2–15) Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Св. Симеон Богоприемец – благочестив и праведен старец, живял в Йерусалим, на когото било предсказано, че няма да умре докато не види Христа. Когато на 40-тия ден от рождението Му довели младенеца Иисус в Йерусалимския храм, праведният Симеон благословил Бога и приветствувал Младенеца като Спасител на всички народи. Едва тогава Божието откровение се изпълнило и той починал ( Лк 2:25–35 ). Паметта му се празнува на 3 февруари. Извън речника: Св. Симеон Богоприимец. Св. Симеон Метафраст (Симеон Логотет?) (+960) – знаменит византийски държавник и църковен писател-агиограф, преподобен. Събирал древни сказания за житията, подвига и страданията на светиите, съставил 122 нови животописа и изправил 539 жития, като ги преразказал и претворил, за което получил прякора Метафраст (на гр. «разказвач», «преразказвач»). От тях той съставил менология (гръцки корпус със жития на светиите), приспособен към църковния календар, която станала господстваща във гръцката църква и способствала за уеднаквяването на богослужението. Автор е и на стихове и речи. Отъждествяването на бл. Симеон Метафраст със Симеон Логотет е спорно. За благочестивия му живот Църквата го причислила към сонма на светците. Църквата чества бл. Симеон на 9 ноември (27 ноември стар стил). Извън речника Св. Симеон Метафраст . Симония – приемане или даване духовен чин, звание или отличие срещу облаги; богохулна търговия с благодатните дарове на Св. Дух. Първа жертва на този грях станал Симон Влъхва (и оттам «симония»). Като видял как апостолите вършат чудеса, Симон им предложил срещу заплащане да го ръкоположат за апостол, за да добие и той Даровете на Духа ( Деян. 8:18–24 ). В по-късни времена подобно греховно използването на свещенството за пари, както и продаване на свещените степени за пари се извършва чрез продаването на индулгенции, или чрез изискване за задължително заплащане за извършването на св. тайнства и др.под. Синаит – виж Св. Григорий Синаит . Синай (Изх. 16:1; 19:11,18; 31:18; 34:2; Чис. 3:1 ; Втор. 33:2 ; Съдии 5:5; Пс. 67:9,18 ; Деян. 7:30 ; Гал. 4:24 ) – свещена планина в Арабската пустиня, наричана в Библията както Синай (Изх. 19:11–23, 24:16, Лев. 7:38, 26:46 , Чис. 3:1 , Втор. 23:2 , Деян 7:38–40 ), така и Хорив (Хореб; Изх. 3:1, 17:6, 33:6, Втор. 1:2,6 , 3Цар 8:9 и др.). На нея Бог поверил на Моисей скрижалите със Закона и се случили едни от най-важните събития при пътуването на богоизбрания народ в пустинята след излизането им от Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца. Десница праведного Симеона Богоприимца Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии. Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 1 Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость. Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 8 Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии. Тропарь Симеону Богоприимцу глас 4 Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови. Кондак Симеону Богоприимцу глас 4 Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

Давайте перейдем прямо к теме и посмотрим на текст Песни Симеона Богоприимца (Евангелие от Луки 2: 29-32). Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром… Здесь Симеон говорит, что Бог его отпускает, то есть позволяет ему расстаться с этой жизнью. Поскольку, как говорится в Евангелии от Луки прямо перед этими словами, Святой Дух его заверил, что он не умрет, пока не увидит Христа (Евангелие от Луки 2:26). Далее Песнь продолжается так: ибо видели очи мои спасение Твоё, … Здесь, безусловно, он говорит о младенце-Иисусе, которого он в этот момент держал на руках. которое  уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Хочу напомнить вам, мои многочисленные зрители, что эта Песнь поется каждый вечер во время византийской вечерней службы. То есть наша литургическая традиция считает ее актуальной в каждый вечер нашей жизни. Почему? – вы можете спросить. Поэтому я и люблю вас, мои многочисленные слушатели! Потому что вы задаетесь такими хорошими вопросами. Потому что… Сейчас мне понадобится ваше внимание! И если вы сейчас проверяете сообщения в телефоне или в Интернете, отложите их и  послушайте меня. Потому что слова святого Симеона определенным аллегорическим образом «подходят» к вечернему времени суток. Я скоро вернусь к словам «аллегорический», но пока я хочу сказать, что святой Симеон размышляет о своей скорой смерти или переходе к жизни после смерти. А вечер, закат солнца – источника света в этом мире, также является переходом к ночному времени, и к другим источникам света, данным Богом, — таким как огонь и электричество. И, наконец, — переход к следующему дню. Все это, так же как и то, что мы укладываемся вечером спать, напоминает нам о нашей собственной смерти. Смерти, которая не просто является концом, но переходом к другой фазе нашего существования, в жизни после смерти. Итак, окончание вечерни полностью посвящено переходу. Также вспоминается переход от Ветхого Завета к Новому, поскольку старец Симеон держит Бога в человеческой плоти, Благую Весть и Славу его народа, народа Израилева. И Симеон с надеждой смотрит на эту Славу, которая проявляется также и перед не-евреями в виде света.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Перевод: В терпении твоем, святой Божий, от Господа ты принял награду и собрал урожай с полей райских наслаждений, бессонным бдением и юродством тело твое изнурил ты и мудростью душу твою спас, жизнью земной пренебрегал, но возжелал созерцать Небесное Царствие и удостоился видеть Небесного Царя, и Ему поклонился ты. Мы же, недостойные рабы твои, у гроба твоего смиренно колена преклоняя и с сокрушенным сердцем взирая на образ иконы твоей, так взываем: «О Прокопий, удивительный, ходатай будь и молитвенник ко Господу о рабах твоих и защитник города нашего во дни наступающих скорбей и молись ко Господу о спасении наших душ». Симеону Богоприимцу, прав., глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Перевод: Симеон старец сегодня радуется, взяв на руки свои Младенца Превечного Бога, прося разрешиться от уз плоти и взывая: «Видели очи мои спасение Твое миру». Симеону Верхотурскому, прав., глас 4 Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело,/приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/притекающим к тебе, праведный Симеоне./Темже, по данному ти дару,/испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,//и моли спасти души наша. Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Днесь радуется славная страна Сибирь,/обрет святыя мощи твоя внутрь себе./Архиерее, священницы и весь сонм людский/духовне веселящеся, вопием ти:/о Богомудре Симеоне!/Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/прося податися всем по коегождо прошению,/и избавитися стране сей и граду/от огненнаго запаления и поганскаго нашествия/и междоусобныя брани и от всякаго зла./Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение,/новый целебниче, и вопием://слава Дающему тобою всем исцеление!

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Господь да сподобит нас иметь веру истинную, живую, деятельную и войти ею в вечныя обители небесного Царствия. (Из «Полного год. круга кр. поучений», прот. Гр. Дьяченко). Поучения на Сретение Господне 17. Отчего многие из христиан мало пекутся о снискании благ небесных «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», – с такою радостию приветствовал праведный Симеон наступившее время своего отшествия к животу не стареемому для вечного наслаждения благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша». Какой христианин не желал бы окончить жизнь свою так же мирно, с таким же упованием лучшей жизни в другом мире, как праведный Симеон Богоприимец? Отчего же так много между христианами людей, равнодушно помышляют об уповаемых благах небесных? Отчего так мало пекутся о снискании великого наследия, соблюдаемого на небесах? У многих стремление к благам небесным подавляется обилием благ земных, коими наслаждаются по произволению сердца. Богатые земными радостями, которыя легко достаются при обильных средствах жизни, – они мало заботятся о радостях неба, которыя нельзя приобрести без подвигов самоотвержения, без борьбы с собою – трудной и продолжительной. Силы духа растут и укрепляются в борьбе с трудностями, в непрерывной деятельности; а удобства жизни, доставляя спокойствие, расслабляют душу и, прилепляя к земному, ослабляют стремление к подвигам и благам духовным. И вот почему вместе с развитием гражданственности, при значительных успехах естествознания, время от времени мысль о вечности затмевается, и привязанности к земному укрепляются. Но земная жизнь назначена не для покоя и наслаждения, а для возращения сокровищ духа в подвигах духовных; должно опасаться, чтобы заботливым искателям удобств и удовольствий жизни не было сказано по смерти то же, что упоминаемому в Евангелии богачу: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» ( Лук. 16, 25 ). Едва ли не больше найдется таких людей, у которых стремление к благам небесным ослабляется заботливостию о снискании и приумножении земных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010