Сретение Господне      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:09 мин. Размер 9.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Одиночество и старость, старость и одиночество… В представлении преобладающего большинства современных людей эти понятия связаны между собой неразрывно. И многие задумываются, можно ли опровергнуть это устоявшееся мнение – мнение ложное и ошибочное для каждого верного ученика Христова. Сегодня, в праздник Сретения, то есть Встречи, Господа Иисуса Христа, мы слышали в евангельском чтении о двух престарелых, но совсем не одиноких людях. Один из них, старец Симеон, «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Этот старец, несмотря на то, что церковное предание говорит о его почти 300-летнем возрасте, хотел жить – жить для того, чтобы увидеть Мессию – Спасителя. Признаком праведности и благочестия является чтение и изучение Священного Писания, и этот старец исследовал, какое время предвещал Дух Святой в ветхозаветных пророчествах и приблизилось ли оно теперь, и получил предсказание, что не увидит он смерти, доколе не увидит Мессию – Христа Господня. И по Божиему вдохновению Симеон пришел в Храм Иерусалимский, когда туда принесли Младенца Христа Его праведные родители, «чтобы представить пред Господа… и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 22, 24), то есть совершить обряд выкупа первенца мужеского пола, ведущий свое начало еще со времен боговидца Моисея. Много младенцев приносилось в Храм Иерусалимский из всех городов и весей Палестины, но старец Симеон глазами своей веры узнал среди них Младенца Христа, взял Его на руки, обнял Его с величайшей любовью, какую только можно вообразить, и прижал к своей груди, как можно ближе к сердцу, исполненному такой радости, какую только оно могло вместить. Симеон взял Христа на руки, чтобы представить Господу, чтобы исполнить то, что было задачей либо родителей, либо священника. Каждый из нас, дорогие братия и сестры, когда принимает повествуемое в Евангелии о Христе с живой верой и предлагаемое Им в нем с любовью и покорностью, также становится Богоприимцем, также берет Христа на руки.

http://pravoslavie.ru/110758.html

Сретение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40 ). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2: 29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2: 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2: 37–38 ). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна, пророчица, – удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество.

http://pravoslavie.ru/34023.html

– Теперь Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей: свет для язычников и слава людей Твоих – Израиля. – Иосиф и Мария удивлялись словам старца. А он, обратившись к Марии, сказал об Ее Сыне: – Из-за Него будут спорить в народе. Одни спасены будут через Него, а другие погибнут. Тебе Самой оружие пройдет душу, – предсказав Божией Матери горе, которое Она переживет, видя Своего Сына на Кресте. При храме жила Анна, вдова восьмидесяти четырех лет. Она также подошла и прославляла Бога, говоря всем, что на земле явился Спаситель, Христос Иисус. Как церковь празднует Сретение Симеон и Анна были первыми пророками после рождения Спасителя. Пророки Ветхозаветные говорили о том, что придет Спаситель, но ни один из них не видел Его на земле. Симеон знал их пророчества, верил в то, что обещано было ему Духом Святым и, дождавшись рождения Христа, сказал о том, как люди будут принимать Его учение. Молитва Симеона часто поется в церкви, и вы всегда слышите ее в субботу, за всенощной. Он благодарил Бога за то, что Спаситель приносит на землю для всех людей, язычников и израильтян, свет Своего учения. Но Симеон знал, что не все люди с радостью примут Христа, что они не примут Его учения о любви и распнут Его, и что Матери Божией предстоит великое горе – видеть страдание и смерть Сына Своего. Мы вспоминаем, как принесли Младенца Христа в храм и как Его встретили Симеон и Анна – в день праздника Сретения Господня (т. е. встречи) – 2 февраля (а по новому стилю 15 февраля). Празднуя, вспоминаем, как Матерь Божия исполняла все правила и заповеди Божии: Она сама пришла в храм и принесла с Собой Сына, чтобы принести за Него жертву по закону. Воцерковление В нашей церкви, в воспоминание Сретения Христова, полагается на сороковой день после рождения приносить детей в первый раз в храм. Священник берет дитя от матери на свои руки и вносит его в церковь , читая молитву праведного Симеона. Мальчика вносят в алтарь, так как он может стать прислужником или священником. Затем священник подносит ребенка к Царским Вратам, откуда за литургией выносится чаша со Святыми Дарами. Обычай этот называется воцерковлением ; это значит, что ребенок, первый раз в своей жизни принесенный в церковь , становится членом ее и уже может, как все православные, причащаться Тела и Крови Спасителя. Молитва св. Симеона Богоприимца

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim " on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.). В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». «Тебе Самой оружие пройдет душу»

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_k.html

Аминь. Тропарь, глас 1 Радуйся, благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущыя во тьме./Веселися и Ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам вос­кресение. Кондак, глас1 Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже;/но умири во бранех жительс­тво,/едине Человеколюбче. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной Жизни Господа нашего Иисуса Христа ( Лк.2:22–40 ). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву ( Лев.12 ) женщине, родившей младенца муж­ского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарс­твенную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубо­кому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо виде­ли очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и сла­ву народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на паде­ние и на восстание многих в Израиле и в предмет прере­каний, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроют­ся помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молит­вой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:37–38 ). Праздник Сретения – двунадесятый. Празднуется 2 фев­раля/15 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» ( Лк.2:26-27 ). Симеон пришел не случайно, но ему было внушено, что нужно идти в храм. Может быть, в тот момент он не знал, для чего, но все же последовал этому вдохновению, или внутреннему чувству, влечению. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал…» ( Лк.2:27-28 ). В этом Младенце, не прельстившись Его немощью, Его человеческой ограниченностью, Симеон увидел безграничного, всемогущего и всеблагого Бога. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» ( Лк.2:28-29 ). К кому Симеон обращался? На первый взгляд кажется, что он обращался к Богу, благодаря Его за то, что держит на руках Мессию. Но я думаю, что человек, который обладал даром духовного прозрения, о котором в Евангелии сказано, что на нем был Дух Святой, безусловно, видел в этом Младенце Сына Божия и Бога и потому обращался именно к Нему. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29-32 ). Из самого содержания речи Симеона, называемой теперь «Песнью праведного Симеона Богоприимца», видно, что он осознавал, что обращается именно к Богу, прикрытому младенческой плотью. «Ибо видели очи мои спасение Твое». Как это понимать? Неужели он обращается к Богу, благодаря Его за то, что пришел Мессия как человек, и только? Понятно, что прославление, выражающееся в словах: «Ты уготовал спасение пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», относится к Самому Богомладенцу, Господу Иисусу Христу, потому что впоследствии Он все это и совершил. «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Я думаю, что здесь слово «дивились» обобщает поведение Иосифа и Богоматери.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Бого­матерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рож­дении Спасителя. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолже­ние 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в со­стоянии были дать агнца. Дочь Давида могла принести только последне­го рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «как нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Си­меон, чающий утешения Израиля; и Святой Дух был на нем ( Лк. 2, 25 ). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По вну­шению Духа Божиего, Симеон пришел во храм в то время, когда роди­тели принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2, 29–32 ). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благо­словил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой, – святой старец предрек Богоматери, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2, 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2, 36–38 ); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «Ибо видели очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицом всех людей». Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца- Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но благодаря Бога за исполнение обетовании, благодаря Его за «Славу народа Израильского,» праведный Симеон идет дальше большинства своих современников, полагавших, что спасение – исключительно удел иудеев. Он открыто свидетельствует что новое благодатное царство откроется для всех, как для иудеев, так и для язычников. Принесенный в храм Божественный Младенец откроет Свои отчии объятия для всей вселенной. И, заканчивая свою благодарственную молитву, праведный Симеон пророчествует о новозаветной судьбе близкого ему народа еврейского: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.» Он свидетельствует что пришествие Христа разделит Израильский народ на две половины: Израиль Божий и Израиль отверженный и, обращаясь к изумленной всем происходившим Богоматери, провидя терзания Ее материнского сердца у подножья Голгофы, говорит: «Тебе же Самой душу пройдет оружие.» Вспоминая ныне это священное событие, прославляя Господа, благоизволившего явиться на грешную землю, ублажая Его Пресвятую Матерь и хранителя девства Ее – старца Иосифа и молитвенно почитая память праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, мы должны помнить, что и в жизни каждого из нас рано или поздно наступить час этого «Ныне отпущаеши.» Если сыны Ветхого Завета жили верою во Христа грядущего, то мы, новый Израиль, живем и спасаемся верою в пришедшего Искупителя. Если на них лежал долг веры в грядущего Спасителя, то на нас лежит другой долг – долг любви к Спасителю, пришедшему, искупившему мир Своею Кровию и зовущему всех нас любовью отплатить за любовь. Прав. Симеон до конца исполнил долг веры, и вера не посрамила его: он с радостью и облегчением мог сказать: «Ныне отпущаеши.» Да подаст же Господь всем нам исполнить лежащий на нас долг любви и до конца сохранить заповеди Христовы. Тогда, заканчивая свой жизненный путь, сможет каждый из нас с чистою совестью, смело и дерзновенно произнести новозаветное «ныне отпущаеши,» сказанное некогда апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный: и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Но были попытки поправить Священное Писание по своему человеческому усмотрению. Это сделал толковник по имени Симеон. Переводя книгу пророка Исайи, в которой были слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Ис.7:14 ), он усомнился. Как понять: «Дева и родит?» Взял перо и попытался зачеркнуть слово «Дева» и написать слово «жена». Не поверил он Слову Божию, не вмещалось это в его человеческий ум, а потому решил Божественный Промысл поправить на свой лад. Тогда ему явился Ангел Господень и сказал: «Ты не умрешь до тех пор, пока своими глазами не увидишь, что сбудется пророчество, написанное в этих строках Священного Писания». Предполагается, что в это время праведному Симеону было около 40 лет, потому что в те времена в израильском народе человек имел право выходить на общественное служение и учить, только начиная с тридцатилетнего возраста, а чтобы в совершенстве овладеть чужим языком понадобилось бы лет десять. Итак, после предупреждения Ангела о том, что он не умрет, пока не увидит все собственными глазами, он прожил еще 270 лет! А как говорится в Священном Писании, жизнь человека — семьдесят, а если в силах, то восемьдесят лет. Вот какое нам явлено чудо Божьей Силы, чудо Промысла Божия! Согласно ветхозаветному закону, установленному Моисеем, всякого первого ребенка мужского пола следовало через сорок дней после рождения приносить в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона пришла в Иерусалимский храм и Богоматерь с Младенцем Иисусом. И вот именно в тот день, когда в храме находилось Святое Семейство, по внушению свыше туда пришел и Симеон, которого впоследствии стали именовать Богоприимцем. Он взял на руки Богомладенца и поспел знаменитую песнь, словами которой до Второго Пришествия будет молиться вся Церковь: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля ( Лк.2:29-32 ). Святой старец говорит о том, что закончилось время мучительного ожидания, и в мир пришел Спаситель Христос. То есть исполнилось ветхозаветное пророчество, и теперь праведный Симеон может спокойно умереть, присоединиться к праотцам и возвестить Адаму и Еве, что явился Спаситель, Который выведет людей из ада и дарует им жизнь вечную.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. 15 февраля. ПРАВМИР. Церковь празднует Сретение Господне. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная». Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sret...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010