Здесь Он назвал Себя сыном человеческим, или потому, что родился от Девы, происходившей, как я сказал, из рода Давида, Иакова, Исаака и Авраама, или потому, что сам Авраам был отцом Его и исчисленных мужей, от которых Мария ведет происхождение; ибо нам известно, что родители женщин суть отцы детей, которых родили их дочери. А когда один из учеников Его, называвшийся прежде Симоном по откровению Отца Его, признал Его Сыном Божиим Христом, то Он переименовал его Петром. И так как в писаниях Его апостолов написано, что Он Сын Божий, то и мы называем Его Сыном, и знаем, что Он существует прежде всех тварей и произошел от Отца силою и волею Его: Он то разнообразно назван в пророческих книгах и премудростью, и днем и востоком, и мечем, и жезлом, и Иаковом, и Израилем. Признаем также, что Он через Деву сделался человеком для того, чтобы каким путем началось преступление, происшедшее от змия, таким же получило оно и свое разрушение 505 . Ибо, Ева когда была девою и невинною, приняв слово змия, произвела неповиновение и смерть; а Мария Дева, принимая веру и радость, когда ангел Гавриил принес Ей радостную весть, что «… найдет на нее Дух Господень и сила Всевышнего осенит ее, посему и рождаемое от нее святое есть Сын Божий», отвечала: «… пусть будет мне по слову твоему» 506 . И вот от нее родился Тот, о Котором, как я доказал, сказано в столь многих местах Писания; через Него Бог поражает змия и уподобившихся ему ангелов и человеков, и освобождает от смерти тех, которые раскаиваются в своих грехах и веруют в Него. 101. – Следующие слова псалма: «… на Тебя надеялись отцы наши, надеялись и Ты освободил их, к Тебе взывали и спаслись, на Тебя надеялись и не посрамились; но я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом» показывают, что Он признает отцами тех, которые надеялись на Бога и были избавлены Им, и которые были отцами той Девы, от которой Он родился и стал человеком, сверх того Он показывает, что и Сам будет спасен тем же Богом, но не хвалится тем, что Он сделает что-нибудь Своею волею и силою. Так он поступал и на земле. Когда некто сказал Ему: «… учитель благий!», то Он отвечал: «зачем ты называешь Меня благим? Один только благ, это Отец мой небесный» 507 . Словами: «… я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом», Он предсказывал на то, что будет Он и что случится с Ним Самим. Поношение бывает отовсюду нам верующим в Него; Он есть отверженный народом, потому что Он был от вашего народа презрен и обесчещен и претерпел то, что вы замыслили на Него. Дальнейшими словами: «… и все видящие Меня смеялись надо мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть избавит Его, потому что желает Его», Он также предсказывал, что произойдет с Ним. Ибо, каждый из видевших Его распятым кивал головою, искривлял рот и друг перед другом в нос говорили с насмешкою то, что написано и в записях Его апостолов: «Он назвал себя Сыном Божиим, пусть сойдет и ходит; пусть Бог спасет Его» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И здесь возникает вопрос, а каково христианское учение о личности вне античного интеллектуального контекста, и возможно ли оно? Триадологическое и христологическое богословие определенно указывают на такую возможность, в антропологии мы видим тему личностности скорее как интуицию, нежели чем развернутую концептуальность. 506 В греческом языке нет слова, которое хоть приблизительно выразило бы то, что мы обычно подразумеваем под «личностью» 507 По меньшей мере, в том, что саму античную традицию мы расшифровываем как «не чувствительную к личности» 510 Такую зависимость осознавали еще апологеты: «Если ты скажешь: «покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат». Феофил Антиохийский . К Автолику. I 2. 512 Примером может служить поступок Авраама, описанный в кн. Бытия (12, 1–4): «И сказал Господь Аврааму: пойди от земли твоей, и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое... И пошел Авраам, как сказал ему Господь». Некий голос говорит Аврааму о необходимости покинуть все то, что для обычного человека составляет его жизнь, его идентичность: дом, земля, обычаи предков. Но в акте веры, поступка творится новый мир, и новый человек, новое «я», не замкнутое в атоме «своего», но открытое «Я» говорящего с Авраамом. 513 Там же. С. 48. В нашем контексте личность не отрицает индивидуальность, индивидуальность не перечеркивает личность, обе категории по-разному проясняют сам принцип личностного бытия, для передачи которого лучше подходит категория «я». «Я» может быть рассмотрено и как личностное и как индивидуальное, «я» содержит и являет как личностность так и индивидуальность. 515 «Утверждение новоевропейского типа рациональности, или парадигмы мышления означало окончательное вызревание, проявление и высвобождение начал христианского средневекового западно-европейского миросозерцания и принятие их в науке и философии, так что «механистическое естествознание XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нём найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле ( Отк. 18:20–24 ). (43) Итак, в этих словах с замечательной ясностью показаны те мучения и тот частный суд, которым в последние времена должен будет подвергнуться он (Вавилон-Рим) со стороны восставших тогда тиранов. Надлежит нам по тщательном исследовании определить также и время, в какой именно определенный срок все это должно совершится и когда малый рог возрастет среди тиранов? А так как голени железные, которые и теперь ещё пользуются властью, должны уступить место ступням ног и пальцам, как это выходит согласно с объяснением истукана и видом страшного зверя, что и было уже указано выше, – то спрашивается, в какое именно время железо и глина смешаются вместе? Все это, подлежащее обсуждению, показывает нам Даниил. Он говорит в данном случае: и утвердит завет многим одна седмина, И будет 507 : в половине седмины отнимется Моя жертва и возлияние ( Дан. 9:27 ). Упомянув об одной только седмине, он обозначает конечно ту последнюю, которая будет в последние времена при кончине всего мира. Половину этой седмины займут два пророка: Енох и Илия. Они, одетые во вретища, будут проповедовать в продолжение тысячи двухсот шестидесяти дней, возвещая покаяние народу и всем язычникам 508 . (44) В Писании показаны два явления Господа и Спасителя нашего: одно – первое, которое было по плоти бесславным по причине уничижения Его, как провозглашал ещё Исайя в словах: и видели Его, и не имел вида, ни красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иер. 22 :3. Так говорит Господь: производите суд и правду, и избавляйте силою угнетенного 506 из руки обидчика его, и пришельца, и сироты, и вдовы не оскорбляйте 507 , не притесняйте беззаконно 508 , и невинной крови не проливайте на месте сем. Иер. 22 :4. Ибо если точно будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие на престоле Давидовом и ездящие на колесницах и конях, они и рабы их и народ их. Иер. 22 :5. Если же не послушаете 509 слов сих, то клянусь Самим Собою, говорит Господь: опустеет дом сей. Иер. 22 :6. Ибо так говорит Господь о доме царя Иудейскаго: Галаад ты у меня, вершина Ливана, но 510 Я сделаю тебя пустынею, городами необитаемыми 511 . Иер. 22 :7. И наведу на тебя мужа-убийцу с секирой его, и посекут лучшие кедры твои, и бросят в огонь. Иер. 22 :8. И будут проходить многие народы чрез город сей и говорить друг другу: „за что так поступил Господь с этим великим городомъ“? Иер. 22 :9. И скажут в ответ: „за то, что они оставили завет Господа Бога своего, и покланялись богам чужим, и служили имъ“. Иер. 22 :10. Не оплакивайте мертвого, и не рыдайте о нем, но горько плачьте об уходящем, ибо он более не возвратится и не увидит земли родины своей. Иер. 22 :11. Ибо так говорит Господь о Селлиме 512 , — сыне Иосии, царе Иудейском, воцарившимся вместо Иосии, отца своего, – который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, Иер. 22 :12. Но в том месте, куда Я переселил его, там он умрет, и земли этой более не увидит 513 . Иер. 22 :13. Горе строющему дом свой с неправдою и горницы свои с беззаконием, у кого ближний его работает даром и платы своей не получает. Иер. 22 :14. Кто говорит 514 : построю 515 себе дом обширный 516 , и горницы пространныя 517 , с открытыми окнами и с кедровыми сводами 518 , и расписанныя красками 519 . Иер. 22 :15. Ужели ты будешь царствовать, увлекаясь 520 Ахазом, отцом твоим? не едят, не пьют 521 , а тебе лучше было-бы совершать суд и добрую правду. Иер. 22 :16. Не знали, не разбирали суда смиренных, ни суда нищих. Не в этом-ли состоит твое незнание Меня, говорит Господь?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Нам, христианам, принадлежат все богатства этого мира. Согласно закону Божьему мы должны быть самыми успешными, самыми богатыми и преуспевающими людьми: 507 . Более того, неисчислимые богатства должны доставаться верующим без малейших усилий: Следовательно, теперь вы будете достигать высоких результатов и быстрых успехов во всех сферах своей жизни. То, чего другие добивались десятилетиями упорного труда, вам достанется без особых усилий и за короткое время: 508 . Еще мудрый Соломон писал: «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Пр.28:20). Господь Иисус также предостерегал: «...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ). Аделаджа и его последователи любят поговорить о «неизменных принципах», так вот им поистине неизменный принцип: стремление к легким деньгам никогда и ни для кого не проходит даром. Даже если человек не отпадет от веры, его сердце постепенно исполнится гордыни. Но Аделаджа упорно подталкивает своих последователей к этой опасной черте: Бог уже нашел нас, Он не случайно спас нас, и потому мы лучше всех тех людей, которые не спасены: 509 . Вера в то, что вы все можете, и что Бог хочет вас использовать, – начало движения к успеху: 510 . Стоит ли говорить, что библейские верующие относились к своему «величию» совершенно иначе? Апостол Павел, к примеру, называет себя «первым из грешников» ( 1Тим.1:15 ) и утверждает, что сокровище Божьего спасения христиане носят «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). Вся проповедь апостола проникнута идеей о том, что он ничем не лучше других, и единственное, что дает ему надежду, – это Божья благодать, на которую он смиренно уповает. Когда Павел пишет, что он «все может в укрепляющем его Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ), он имеет в виду не то, что он «все может сделать», а то, что он «все может перенести»! Однажды Господь открыл Павлу, что «сила Его совершается в немощи», и неудивительно, что апостол «гораздо охотнее» хвалится не своими успехами, а «своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:910 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Например, из мглистой дали глубокой древности перед нашим мысленным взором одна за другой встают картины спасения Лота и семейства его от гибели в Содоме, благоволения Божия к семени Давида и израильскому народу ради клятвы Господа Аврааму, Исааку и Иакову 506 , дарование Израилю в тесное для него время спасителей – судей 507 , восстановление оскверненного и поруганного язычниками Иерусалимского храма 508 и другие. Издревле в молитвах человеческих к Богу, задушевных пожеланиях родителей детям, благословениях и песнопениях религиозного содержания, упоминаемых в Библии, неизменно звучат воспоминания о Божием милосердии. «Вседержитель, – молились древние люди, – как милостивый, окажи сынам Твоим милость. Помилуй нас, милостиво управляющий Своим созданием» 509 . Священническое благословение издревле выражалось, между прочим, в словах: «Да призрит на Тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!« 510 »Славьте Господа, – пели евреи, а позднее и христиане, – ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов и... Господа господствующих, ибо вовек милость Его« 511 . Патриарх Иаков, напутствуя сыновей своих, говорил: »Бог всемогущий да даст вам найти милость (в Египте)» 512 . Царь Давид, избиравший себе род наказания за гордость, решительно сказал: «Пусть впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его " 513 . Во времена Нового Завета еще разительнее действие в мире милосердия Божия, так как единородный Сын Божий открыл людям доступ к престолу благодати для получения милости и благодати 514 . Излияние милостей Божиих в видимом мире всегда служило и будет служить предметом песнопений и восхвалений Бога со стороны верующих 515 . Насыщаемые благами Божиими люди не могут не славословить Божественную любовь и хвалебно возвещать ежедневно утром милость Господа и истину в ночи 516 Его. Все вышесказанное дает основание определять милосердие Божие как действие безмерной и праведной любви Бога Троицы, сожалеющей о твари, восполняющей все ее немощи и нужды и милостиво покрывающей грехи кающихся людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий (другого), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя (другого), делаешь то же... Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога... Как ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога ( Рим.2:1. 5. 21–23 )?.. Михаил Тареев Заозерский Н. А. Заметка о ведении точной записи рождений в метрических книгах: [По поводу ст.: Григоровский С. О метрических записях о рождении и крещении вообще и в частности о внесении в метрические книги записи о рождении и крещении внебрачных детей]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 12. С. 506–509 (3-я пагин.). —506— По поводу многократных случаев неисправной в том или в другом отношении записи в метрических книгах рождений и в особенности по поводу закона 3 июня 1902 г., коим «незаконнорожденный» решительно изгоняется из наших официальных документов, г. Григоревский сочел необходимым «воскресить в памяти приходского духовенства весь тот порядок, все те правила, коими должно руководиться при составлении метрических записей о рождении и крещении». В воспроизводимом ряде законов остается, конечно, во всей силе тот, по которому дети, рожденные при жизни мужа, или рожденные спустя менее 306 дней по смерти мужа, записываются как дети его. На практике этот закон в настоящее время при в. нередком, юридически дозволенном разножитии супругов, служит нередким поводом к совершенно ложным записям. Между тем метрическая запись должна, конечно, удостоверять только верный факт и не заключать никакой лжи. Дело – в следующем: Жена живет долгое время «по отдельному виду» вдали от мужа, для которого отрезан всякий доступ в ее «отдельный очаг»; она рождает детей, которые совершенно без ведома мужа вносятся на его имя в метрические книги: и вот в результате является потомство – самозванцев его фа- —507— милии, на законном основании укрепляющих свое самозванство, и муж должен беспомощно примирятся с этим результатом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но после того возвращу плен сынов аммоновых, говорит Иегова 505 . Уцелевшие люди мои наследуют их 506 . И возсозиждут развалины вечности, восстановят разрушенное в первые дни и возобновят разоренные грады, оставшиеся в запустении от рода в род» 507 . В верном слове пророчества были записаны издревле другие приготовления пути для народа Иеговы, кроме сделание насыпи 508 . Арабы и турки были «горем» в минувших веках более для других земель, чем для Сирии. В откровении Даниилу о том, что постигнет евреев в «последние дни», говорится о последнем враждебном могуществе (турецком), которому надлежало обладать славной землей и разорить многие другие, «но сии только избавятся от руки его: Эдом и Моав, а главные, сыны Аммоновы» 509 . Турки живут в домах, но бедуины только в палатках, и по той причине, что Моав избавился от рук турок и предан исключительно бедуинам, никто не живет в домах и городах, которые еще целы. Эти города, – города израильские, которые согласно свидетельству будут опять израильскими. С падением этой власти, которая обладает славной землей, соединяется, как положительно сказано, «восстание в то время князя великого, стоящего за сынов народа твоего» 510 . Таким образом, шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода, чтобы «готов был путь» царям от восхода солнечного 511 . Эта чаша оканчивается собранием царей земли и всей вселенной, называемом по-еврейски Армагеддон. Следующая и последняя чаша открывается провозглашением «совершилось». На эти свидетельства, которые занимают свое место в пророческой истории царств мира, мы обращаем внимание читателя, не для того только, чтобы он мог видеть, как окончательное свидетельство касательно Моавии соединяется со многими другими свидетельствами касательно других царств, и как вечное или очень продолжительное запустение этой земли должно окончиться навсегда исполнением тех обещаний, которого ждут покинутые города, чтобы вновь наполниться людьми; но и для того, чтобы показать ему, что есть уже факты, хотя время полного исполнения пророчеств еще не наступило, которые имеют явное отношение к этим опустевшим городам и к народу, получившему их издревле в дар от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Об ней-то и нужно, по учению Христа Спасителя, заботиться более, чем о тех или других благах этого мира. Какая польза человеку, говорит Он, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мк.8:36–37 )? Что касается в частности существа человека, то оно состоит, по учению Христа Спасителя, из двух частей смертного тела (σμα) и бессмертной души (ψηχη). Не бойтесь, говорит Он, убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) 507 . Хотя обладание разумною и бессмертною душою и ставит человека выше всех земных тварей, тем не менее, без просвещения Духом Божественным, он находится еще в состоянии низшем, таком, которое обозначается у Христа Спасителя словом плоть (σρξ). Рожденное от плоти, говорит Он в беседе с Никодимом, есть плоть ( Ин.3:6–7 ). Это плотское, греховное начало производит то, что человек не способен бывает ни к возвышенному образу мышления, ни к правильному, согласному с высшим назначением, образу действий. Вы судите по плоти, говорит Христос Спаситель иудеям, когда те отвергали Его Божественное достоинство ( Ин.8:15 ). Чтобы выйти человеку из такого состояния и достигнуть другого высшего, обозначаемого словом дух (πνεμα), он должен, по учению Христа Спасителя, возродиться и притом не только по душе, но и по телу. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:5–6 ). Согласно с таким, усвояемым слову „дух“, значением, и каждый из актов своей душевной деятельности Он всегда почти обозначал актом духа: Духом узнает Он помышления врагов Своих ( Мк.2:8 ), духом радуется и благодарит Бога Отца за Его благоволение к ученикам ( Лк.10:21 ), дух же передает Богу Отцу при крестной смерти Своей ( Лк.23:46 . Ин.19:30 . Мк.15:37 . Мф.27:50 ). К той же духовной деятельности призывал Он и учеников Своих. Только духом могли понять они Его учение о хлебе животном ( Ин.6:63 ); только при постоянном бодрствовании духа они могли восторжествовать над немощью плоти при испытаниях в саду Гефсиманском ( Мф.26:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Одно из них и составляет предмет настоящего очерка. Это небольшой трактат «О воскресении», занимающий fe 67–75 в известном кодексе Парижской Национальной библиотеки 507 . Сама рукопись уже описана подробно в собрании произведений Геннадия Схолария , великолепно изданном тем же L. Petit вместе с М. Jugie и X. Xideridès 508 . Ниже мы объясним, какого рода интерес может представлять, с нашей точки зрения, это произведение. 2 1 . Автор ставит своей целью доказать разумность христианского догмата о воскресении. Ибо, хотя этот догмат имеет свое несомненное основание в Воскресении Самого Господа и в Его словах: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:40 ), есть утверждающие, что «невозможно, неблагочестиво и уж во всяком случае совершенно не нужно, чтобы это сгнившее и разложившееся тело снова было призвано к жизни». А поскольку они утверждают это, «следуя противоречивым рассуждениям» (ντινος λογισμος πμενοι, то есть на основании философской диалектики), то и защиту догмата нужно обосновать, «исходя, насколько возможно, из рассуждений», ибо было бы стыдно «заключать противоразумный союз с уверовавшими». 2 . Определив таким образом цель и метод трактата, автор берет исходным пунктом своих доказательств классическое в византийском богословии (он ссылается на св. Иоанна Дамаскина и «на многих других святых») учение о Боге как о совершенной простоте, или несложности (τ κυρως πλον). Отсюда непосредственно следует, что все «то, что от Бога произошло, по причине отпадения подвержено сложности, так как ему недостает простоты». Сложность, таким образом, есть онтологическое свойство всего тварного, и для него само «умаление простоты есть избыток вещества (λη)». 3 . Здесь попутно св. Марк касается ангелологии 509 . Хотя у ангелов нет тела и мы называем их бесплотными, это не означает, что они обладают простотой, свойственной одному Богу. Мы различаем в их сущности субстрат (ποκεμενον) и вид(εδος), и это «различие вещественно», почему ангелы «и описуемы и разновременно занимают разные места».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010