Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРЬИНА Нина Борисовна (род. 30.08.1961, Ленинград), музыковед, исследователь рус. церковного пения. В 1984 г. закончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1987-1994 гг. работала в ГПБ (ныне РНБ) в С.-Петербурге, в отделе нотных изданий и звукозаписей, с 1995 г.- в С.-Петербургском гос. музее театрального и муз. искусства (ведущий научный сотрудник, хранитель фонда нотных изданий и рукописей). В 1992 г. защитила канд. дис. «Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева» (под рук. А. Н. Кручининой). В 1993-1994 гг. в сотрудничестве с хором «Нево» (руководитель И. В. Панков) вела циклы хоровых концертов, где звучали расшифрованные ею древнерус. песнопения. В 1996-2008 гг. работала в С.-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедре древнерус. певч. искусства, в 2001-2005 гг. занималась организацией научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (в консерватории, РНБ, Музее музыки в Шереметевском дворце). В 2007 г. защитила докт. дис. «Русские певческие книги: Типология, пути эволюции», в к-рой были выявлены основные типы певч. книг, бытовавших с кон. XI по нач. XX в. и проанализированы принципы их организации. В сферу научных интересов З. входят также история книги и инструментоведение. Библиогр.: Список работ Захарьиной до 1999 г. опубл.: Рус. церковное пение XI-XX вв.: Исслед., публ. 1917-1999: Библиогр. указ./Сост.: И. Е. Лозовая и др.; науч. ред.: мон. Елена (Хиловская). М., 2001. C. 7, 79, 80, 93, 109, 110, 154, 155, 178. Соч.: Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003; Некоторые наблюдения над структурой рус. певч. книг//Музыковедение. М., 2004. 1. С. 2-5; Песнопения в честь Успения Богородицы в рус. певч. рукописях эпохи Иерусалимского устава//ЕжБК. 2007. Т. 2. С. 256-261; Строки из песнопений Успению Богородицы в древнерусских музыкально-теоретических руководствах//Греко-рус. певч. параллели: К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского: Сб. науч. тр. по мат-лам Бражниковских чтений. М.; СПб., 2008. С. 221-231; Песнопения в честь Успения Богородицы в древнерус. рукописях достудийской и студийской эпох//Древнерус. духовное наследие в Сибири: Науч. изучение памятников традиц. рус. книжности на востоке России/Отв. ред.: Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев. Новосиб. (в печати). Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/text/182719.html

XVIII в.: Подрядные записи. М., 2004. Ч. 1-2; она же. Каменных дел подрядчик Григорий Емельянов сын Деменской: Заказы на строительные работы 1-й трети XVIII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 337-357; Пуцко В. Г. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; Шорбан Е. А., Зубарев В. В. Церковное строительство «мосальских меценатов» Хлюстиных во 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 208-241; Днепровский-Орбелиани А. С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. Калуга, 2006 2; Единственная и неповторимая: Калуга в старой открытке. Владимир, 2006 2; Слезкин А. В. Два храма неорус. стиля в усадьбах Ширинских-Шихматовых//Рус. усадьба. М., 2006. Вып. 12(28). С. 663-676; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008; Легостаев В. В. Храмы Лихвинского у. Тула, 2008; Шорбан Е. А. «Нарышкинское барокко» в заброшенных местах Калужской обл.//Природа. М., 2008. 7. С. 56-62; она же. Неизвестный памятник московской архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 465-483; она же. Церковь с. Богородское Тарусского у. и др. малоизвестные памятники каменного зодчества кон. XVII - 1-й трети XVIII в. в Калужской губ.//Х Филевские чт.: Тез. конф. 14-16 дек. 2010 г. М., 2010. С. 87-90; Лошкарева Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и монастыри г. Боровска. Калуга, 2009; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2009 3; Вдовиченко М. В. Церковь Одигитрии в Вязьме и многошатровые памятники XVII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 33-58; Павлова А. Л. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл.: (По мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Своеобразным проявлением рус. стиля, основным образцом для которого служило убранство храма Христа Спасителя в Москве, можно считать живопись с усиленным декоративным началом в Никольской ц. (1835-1856; 1867-1869) в с. Боболи Малоярославецкого р-на. В росписях использованы приемы народного искусства, проявившиеся в необычно трактованной сцене на юж. стене юж. придела: 12 книжников в композиции «Суд Пилата и Каиафы» несут свитки с оригинальными надписями. Композиции храма Христа Спасителя служили также образцами для росписей Успенской ц. в дер. Кутьково (1850-1875) и ц. Рождества Христова в с. Борщёвка (1895) (обе в Ферзиковском р-не). Наиболее ярким и совершенным примером васнецовского направления стали росписи 1908 г. (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Д. 2207. Л. 484) в ц. св. Игнатия Богоносца (1899) в дер. Путогино Мосальского р-на. Возможно, ансамбль выполнен столичными художниками, работавшими по заказу с.-петербургского купца И. Л. Тузова, известного издателя духовной лит-ры. Образцом послужили не только мотивы творчества В. М. Васнецова, но и росписи храма Христа Спасителя; был использован опыт изучения древнерус. иконописи (иконография сюжетов в лотках свода четверика - «Сошествие во ад»; «О Тебе радуется», не сохр.) и визант. искусства (в схематичном виде воспроизведены орнаментальные мотивы мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Общий сумрачный колорит живописи контрастирует с колоритом отдельных композиций, насыщенных светом и украшенных богатейшими орнаментами с золотыми и серебряными деталями. Простые варианты васнецовского направления представляют фрагменты росписей центрального объема ц. Параскевы Пятницы (1771) в с. Кумовском Бабынинского р-на (бывш. Перемышльский у.; согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2055). Лит.: Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 619-622. Ил. 586-588; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутьево-Боровского мон-ря//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216. (Тр. ЦМиАР; 3); он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/Сост.: И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова. М., 2008. С. 116-143; Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2010 2; Павлова А. О. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл. (по мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 358-566.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; он же. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг.: Век гос. атеизма. Пермь, 1997. Ч. 2; он же. РПЦ в 1943-1965 гг. по мат-лам Пермской епархии//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 2001; он же. Пермская епархия в 20-х гг. ХХ в.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 64-83; он же. Духовенство Пермской епархии в годы гражданской войны//Гражданская война на Востоке России: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Пермь, 25-26 нояб.). Пермь, 2008. С. 9-13; Мухин В. В. Из истории крестных ходов Пермской губ.//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 2. С. 147-152; Нечаев М. Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале//Там же. Т. 1. С. 83-91; он же. Благотворительная деятельность Православной Церкви в Пермской епархии в нач. ХХ в.//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 117-119; он же. Милосердие и благотворительность Церкви на Урале//Милосердие и благотворительность в рос. провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 114-116; он же. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Носов А. В. Мемориал скорби: К захоронению жертв полит. репрессий в р-не 12-го км Моск. тракта вблизи г. Екатеринбурга. Екат., 1997; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти прот. Стефана Луканина//Святоотечество. Пермь, 1997. Вып. 1. С. 69-88; Черных А. В. Миссионерство среди народов Прикамья//Христ. миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 1. С. 83-91; Благотворительность: история и возрождение: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 1998; Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екат., 1998; Вяткин В. В. Пермской епархии - 200 лет. Пермь, 1999; он же. Ставший символом Перми: Спасо-Преображенский кафедр.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

К 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 7 евр. общин и столько же синагог. В наст. время существует 1 иудейская религ. организация (в Улан-Удэ). Ислам На 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 6 мусульм. общин, 5 мечетей, в т. ч. мечеть в Верхнеудинске, открытая в 1908 г. В наст. время в Б. зарегистрированы 3 мусульм. религ. орг-ции (в Улан-Удэ, Гусиноозерске, с. Ст. Онохой), подчиняющиеся Духовному управлению мусульман Азиатской части России. Агинский дацан. 1806–1808 гг. Фотография. 2001 г. появился на территории Б. на рубеже XVII-XVIII вв. в форме т. н. ламаизма . По Буринскому (20 авг. 1727) и Кяхтинскому (21 окт. 1727) договорам, заключенным между Россией и Китаем, монг. и тибет. ламы получили возможность проповедовать буддизм на территории Забайкалья; кит. власти, со своей стороны, гарантировали беспрепятственное действие Русской правосл. миссии в Пекине. В 1730 г. в Зап. Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, в 1740 г. имп. Елизавета утвердила штат в 150 лам, к-рые были освобождены от податей и повинностей, при имп. Екатерине II по просьбе буддийского духовенства рус. правительство преследовало бурят, исповедовавших шаманизм. В результате поддержки правительства к 1741 г. в Вост. Сибири было 11 дацанов и 150 лам, к 1846 г.- 34 дацана, 144 малых храма и 4546 (по др. данным - 5545) лам. Первый буддийский монастырь в Забайкалье - Цонгольский (Хилгантуйский) дацан появился в 1741 г., в 1758 г. был основан Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, к-рый в 1808 г. стал главным и оставался таковым до 1937 г. С сер. XIX в. правительство начало принимать меры к ограничению распространения буддизма. С 1853 г. на возведение новых дацанов требовалось разрешение Мин-ва внутренних дел, была запрещена деятельность школ при дацанах (кроме Тамчинского). В 1889 г. расположенные на территории Прибайкалья дацаны были изъяты из ведения пандито хамбо ламы и переданы под управление иркутского генерал-губернатора. К кон. XIX в. в Забайкалье действовало более 40 дацанов, в к-рых жили более 10 тыс. лам-монахов.

http://pravenc.ru/text/153687.html

Бурятские бурханы Ламы Великолепию и богатству дацанов отвечает самая стройность организации служителей ламайского культа – лам, которые, как мы видели, в системе ламаизма занимают центральное, выдающееся значение, как нарочитые, исключительные руководители всей духовно-нравственной жизни ламаитов. Вообще весьма многочисленно это сословие лам. Существует обычай, в силу которого в каждой ламаитской семье, по крайней мере, один из трех сыновей должен быть с самого младенчества посвящен Будде, в качестве его служителя, ламы. Достигнув восьми лет, этот лама-мальчик покидает семью и водворяется в буддийский монастырь на постоянное жительство. Здесь, обучаясь тибетской грамоте и знакомясь во всех подробностях с ламайскою верою, а также с медициною и астрологиею и пр., он последовательно проходит три степени монашеского послушания, переходя с одной ступени на другую, высшую. Первая степень, это – баньди, «ученик веры», послушник, обязанный исполнять 10 ламайских монашеских предписаний. Вторая степень – гэцуль, монах, еще не принявший великого посвящения и исполняющий 36 обетов. Третья степень – гэлун, это уже настоящий монах, который должен иметь не менее 25 лет от роду и соблюдать 253 обета. 25 Можно представить себе, какое множество лиц, фанатически преданных ламаизму подготовляют буддийские монастыри для пропаганды сего лжеучения всюду, где только есть к тому какая-нибудь возможность. Из этих же лиц формируется и личный состав разных должностных лиц, служителей ламайского культа, которые обыкновенно избираются, и притом на известный, определенный срок. Высшею из этих должностей является Камбо-лама, настоятель монастыря. 26 Особый разряд лам составляют перерожденцы – хубилханы и гыгэны, о которых уже было упомянуто выше. В числе этих привилегированных, так сказать, лам первое место в современном ламанзме занимает Тибетский Далай-лама. 27 Хубилханы непременно принимают на себя все ламские обеты и обыкновенно исполняют обязанности настоятелей монастырей. Особыми, внешними отличительными знаками лам служит снятие волос с головы и ношение длинного широкого плата, перекидываемого через левое плечо и пропускаемого под правую мышку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цонгольская кумирня теперь едва ли не в первый раз сделалась свидетельницею проповеди о Христе и христианстве. Слова мои два ламы тут же, в моем присутствии, переводили прочей братии, незнакомой с русским языком: ширетуй за всех отвечал мне. От ученых лам я ожидал возражений; но на деле оказалось, что и они, как простые буряты, во всем соглашались со мною, утверждая, что у них совершенно такое же учение, что русская вера есть первая вера, а вторая шигмунианская 36 . Иначе заговорил гордый Шарып-Намджилов, когда я перешел к их мнимому служению Богу и человечеству и к правилам их аскетической жизни. При первом вопросе о гурумах (мнимых требах) ширетуй вспыхнул и понимая, что мне известно их значение, нерешительно отвечал, что он не знает гурумов (хотя они и дозволены законом), что это дело сверхштатных лам, которые не подчинены ему. Я спросил его о числе лам, принадлежащих цонгольскому дацану; он снова замялся и не знал, что отвечать, потому что по штату положено с ним самим четырнадцать, а в кумирне находилось до сотни, и между ними были и дети, прием которых воспрещен законом и самою буддийскою верою; сказал было, что это миряне, но красная ламская одежда обличала обман. Наконец, когда я коснулся правил жизни, ширетуй во всем начал запираться, хотя сильный пот и не сходившая с лица краска, сильно обличали в противном. Прочие ламы издавали какие-то непонятные звуки, обличавшее или сильное волнение чувства или просто раздражение, так что спутник мой И. М. 37 серьезно встревожился за свою безопасность среди полчища раздраженных лам. Впрочем, ширетуй скоро одумался, – конечно сознавая фальшивость своего положения, – за всех лам объявил мне, что они готовы даже креститься, если крестится хамбо-лама; потом пригласил меня на чай в свою келью, подарил ходаком (священный платок с изображением бурханов), и просил и вперед не оставлять посещением 38 . Из Цонгольского дацана я поворотил на Усть-Неран (на левой стороне Чикоя), где усердием кяхтинского купца А. А. Немчинова недавно устроена церковь с помещением для миссионера и при нем причетника. Миссионер должен быть здесь и приходским священником, потому что содержание ему будет идти от кяхтинского купечества, летом живущего здесь на своих дачах. Сколько будет он уделять времени и усердия на проповедь Евангельскую от приходских занятий, которая дает ему содержание, определить трудно, но недостаток в материальных средствах и свободных людях заставляет пока довольствоваться тем, что предлагается усердными христианами 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010