Харт с одобрением цитирует слова Джорджа Макдональда: «Кто, любящий брата своего, подкрепляемый любовью Христовой и в смутной надежде, что когда-нибудь этому брату можно будет помочь, не встал бы из собрания блаженных и не сошел в мрачные места отчаяния, чтобы сесть рядом с последними, с единственными неискуплеными, с иудами рода человеческого, и не был бы сам более блажен в адских муках, нежели в небесной славе?» (стр. 81). Однако проблема такого рода рассуждения в том, что в нём чисто воображаемый подвиг – нам не поручали сходить со спасательной миссией во ад, да и осуществить мы ничего подобного не можем – вытесняет то, что нам и поручено, и доступно: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мар.16:15: 16 ). Вместо того, чтобы мечтать о самоотверженных спасательных экспедициях в ад, лучше сосредоточиться на том, что Церковь реально делала все это время – перехватывала грешников по дороге туда, научая их покаянию и вере. А обещания, что люди смогут покаяться где-то в неопределенно далеком будущем после смерти, этой миссии явно не способствуют. Любовь к заблудшему брату лучше проявить прямо сейчас, а не после смерти, и в реальности, а не в воображении. Перенос претензий на Бога Харт пишет, что Бог традиционного христианского богословия был бы очень плохим Отцом: «Но, возможно, чтобы полностью понять это, нам придется почти заставить себя рассуждать по-детски. Тогда мы сможем по меньшей мере получить некоторое представление о том, чего не следует ожидать от Бога. Например, отец, наказывающий своего ребенка ради какой-либо иной цели, нежели исправление или моральное усовершенствование этого ребенка, и даже в этом последнем случае не идущий на такие меры неохотно, – скверный отец. Тот, кто жестоко избивает своего ребенка или беспричинно причиняет ему любую ненужную боль, – презренный изверг. Тот же, кто оставляет своего ребенка на произвол судьбы, даже если бы эта судьба заключалась в полностью «справедливых» последствиях собственных решений и поступков этого ребенка, – и вовсе лжеотец, то есть вообще не отец, разве только в самом тривиальном биологическом смысле» (стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Царствование Менахема продолжалось десять лет, видимо, с конца 747 г. по 738 г. (неполные годы царствования библейская традиция обычно считает как полные). Его власть признают не все. Утвердившись в Самарии, Менахем устраивает карательную экспедицию против непокорных, оплотом которых был город Типсах: «И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил» (4Цар 15:16). Вероятно, развалины древнего Типсаха находятся под холмом Хирбет-Тафсах в 11 км юго-западней нынешнего Наблуса . Интересно, что в Септуагинте в 4Цар 15:16 говорится не о Типсахе, а о Таппуахе, который, согласно книге Иисуса Навина, располагался на границе колен Ефрема и Манассии (ср. Нав 16:8;17:8). Если локализация Тапуаха на месте холма Шех-Абу-Зарад в 12 км юго-западней Наблуса и локализация Типсаха на месте Хирбет-Тафсаха верны, то эти города располагались совсем неподалеку друг от друга: на Ефремовом нагорье, в 11–12 км южней Шхема (Сихема), нынешнего Наблуса. Тирца (Фирца), в свою очередь, судя по раскопкам холма Тель-эль-Фарах, располагалась на северо-восток от Шхема, примерно в 10 км от него. То есть от Типсаха или Таппуаха до Тирцы – около 20 км. Разрубать беременных женщин было военным обычаем того времени, так поступали в захваченных городах все ближневосточные армии, и Израиль не был исключением. Это значило лишить будущего завоеванный город или народ. Но так делали по отношению к другим народам, Менахем же проявил эту жестокость в отношении части собственного народа – некоторых городов Ефремова нагорья. Но ближайшая история покажет – Израиль как государство действительно будет лишен будущности. Десять населяющих его колен будут угнаны из родных мест и расселены на просторах Месопотамии. Некоторые ученые полагают, что репрессии Менахема спровоцировали полномасштабную гражданскую войну и что при нем Израиль оказался разделенным на две территории, которые пророк Осия именует «Израилем» и «Эфраимом» («Ефремом») .

http://bogoslov.ru/article/4241753

Этот рассказ библейской книги Бытие сегодня может показаться непонятным и странным. Что заставляло Иуду женить своих сыновей одного за другим на одной и той же женщине? И почему Фамарь именно Иуду избрала отцом своих детей? Ответ на эти вопросы дает книга Второзаконие. Среди предписаний, которые Бог дал евреям через пророка Моисея, есть и такое: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» ( Втор. 25:5-6 ). Если же у покойного нет братьев, то восстановить его имя должен отец, дядя или другие родственники. Археологические исследования в начале XX века показали, что подобные обычаи были и у других ближневосточных народов. Например, выдавать вдову за брата ее покойного мужа предписывали законы хеттов, запечатленные в упомянутом выше богазкейском архиве, найденном экспедицией Хуго Винклера. Эти законы включали в себя и определенные правила, касающиеся семьи и брака. И одно из этих правил гласит, что если мужчина умирает, то его вдова должна выйти замуж за его брата, а если тот умер — за его отца, а затем, в случае смерти отца, — за его племянника. Правило наследования жены умершего брата записано и в документах архива Нузи, также уже упоминавшегося. Этот брачный обычай получил название «левират», от латинского слова «левир» — деверь, брат мужа. Ученые заинтересовались, есть ли разница между еврейской традицией левирата, предписанной Второзаконием, и аналогичными обычаями других народов? В 1914 году доктор богословия, профессор Киевской духовной академии, священник Александр Глаголев опубликовал библейско-археологический очерк, посвященный этому вопросу. Несмотря на схожесть левиратных обычаев у евреев, хеттов и хурритов, между ними есть принципиальные отличия. Так, хетты рассматривают возможность супружества между братом покойного и его вдовой как исключение в ряду запретов на брачные отношения с родственниками. В конце текста этой статьи хеттского закона стоят слова «это ненаказуемо». В хурритских законах обязанность родственников покойного обеспечить замужество вдовы продиктована финансовыми соображениями — в этом случае все имущество оставалось собственностью семейного клана. У евреев же главной причиной левирата было стремление сохранить имя человека в потомстве, восстановить его род. Это связано с обетованием Бога произвести от семени Авраамова Мессию, которого благословят все народы. И всякий еврей хотел, чтобы Спаситель был именно его потомком. Пророчествами о Мессии насыщены тексты Ветхого Завета начиная с книги Бытие. И в самом деле — именно в колене Иуды, по линии Фареса, рожденного от Фамари, через несколько десятков поколений родился Спаситель Иисус Христос.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

– К.; Судак, 2004. – С. 21–22, рис. 6; Гайдуков Н.Е. Литургические датировки некоторых пещерных храмов Таврики//«О древностях южного берега Крыма и гор Таврических»: Сб. науч. тр. – К., 2004. – С. 168–169,171. 682 А.Л. Якобсон и Е.В. Веймарн относили строительство крепости к правлению Юстиниана I [Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес. – С. 26,124; тоже см.. Вус О. Npuмopcki фopmeцi.. – С. 35), однако результаты последних исследований заставляют склониться к мнению о ее более позднем возникновении, близком к хронологическому ряду укреплений на Мангупе, Эски-Кермене, Тепе-Кермене и Чуфут-Кале (Мыц В.Л. Укрепления Тарики... – С. 136; Филиппенко В.Ф. Новое в истории и археологии крепости Каламиты – Инкермана//X сб. – 1996. – Вып. 7. – C. 143–146; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 145–146). 687 Савеля О.Я., Филиппенко В.Ф. Отчет Севастопольской охранно-новостроечной экспедиции о раскопках крепости Каламита (Инкерман) в 1985 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 18–20, рис. 25 «а», 27,28,29 «а» « г» , 30; Филиппенко В.Ф. Отчет Инкерманской археологической экспедиции о раскопках крепости Каламиты (Инкермана) в 1986 г.//Архив НЗХТ. Д. Л. 17, рис. 42 «а», л. 22; Филиппенко В.Ф., Сенаторов С.Н. Отчет Инкерманской археологической экспедиции о раскопках крепости Каламиты (Инкермана) в 1988 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 23, рис. 23. 689 Филиппенко В.Ф. Каламита-Инкерман... – С. 15–20; Филиппенко В.Ф. Отчет Инкерманской археологической экспедиции... в 1986 г. – Л. 8–10 (расстояние от башни до западного обрыва скалы 82 м и до башни – 94 м, а от башни до южного обрыва –5 8 м). 690 Филиппенко В.Ф. Отчет Инкерманской археологической экспедиции ... в 1986 г. – Л. 18–19; Филиппенко В.Ф. Отчет Инкерманской археологической экспедиции о раскопках крепости Каламиты (Инкермана) в 1987 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 6–8. 691 Филиппенко В.Ф., Сенаторов С.Н. Отчет Инкерманской археологической экспедиции...в 1988т, – Л. 3–4. 694 Савеля О.Я., Филиппенко В.Ф. Отчет Севастопольской охранно-новостроечной экспедиции о раскопках крепости Каламита в 1984 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 4–10,19; Савеля О.Я., Филиппенко В.Ф. Отчет Севастопольской охранно-новостроечной экспедиции.., в 1985 г. – А. 4–8 , 11–13; Филиппенко В.Ф. Отчет Инкерманской археологической экспедиции ... в 1986 г. – Λ.4–5, 8–10,18–19; Филиппенко В.Ф. Каламита-Инкерман... – С. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатеринбургских школьников и студентов приглашают в экспедицию Екатеринбург, 9 июня 2004 г. На Урале второй год действует новая форма летнего отдыха подростков и молодежи, сообщает Информационное агентство Екатеринбургской епархии. В красивейшем месте - в урочище Илим на берегу реки Чусовой, в Шалинском районе в 2003 году - впервые состоялась экспедиция " Былина " . Ее участники - екатеринбургские подростки и молодежь - в течение двух недель находились в экологически чистых природных условиях, получали навыки выживания в пеших походах и водных сплавах на катамаранах, овладевали приемами самозащиты и выживания в экстремальных ситуациях. И что особенно важно - получили редкую возможность погрузиться в русскую национальную культуру через игры, танцы, праздники церковного календаря. По словам руководителя этно-экологической экспедиции " Былина " Юрия Михайловича Нестерова, она рассчитана на широкую аудиторию и в летнее время объединяет школьников, юношей и девушек в возрасте от 8 до 25 лет. Главная цель экспедиции " Былина " - воссоздание этнической культурной среды в естественных ландшафтных условиях и обучение поколения, оторванного от природы, выживанию в ней с помощью культуры. В сезоне 2004 года для проведения экспедиции организовано три базовых лагеря: " Трёка " в месте впадения реки Трёка в Чусовую, недалеко от деревни Трёка; " Илим " в месте впадения реки Илим в Чусовую; " Шемур " в урочище Шемур заповедника " Денежкин камень " . Кроме того, для подростков с инструкторами предусмотрен сплав по реке Чусовой на катамаранах с проживанием в базовых лагерях " Трёка " и " Илим " . Участники экспедиции " Былина " будут жить в палатках. Инструкторы проведут с ними занятия по выживанию в лесу без снаряжения, по  безопасности на воде, по экстремальному плаванию. Для подростков предусмотрена большая культурная программа - игры, танцы, хороводы, проведение церковных праздников, пение песен у костра под гитару. Мальчики научатся приемам рукопашного боя " Буза " , девочки познают искусство плетения поясов и шитья сарафанов. Дети будут изучать и заготавливать лекарственные травы, в течение всего времени экспедиции пить чаи из настоя местных трав. От места расположения базового лагеря участники экспедиции будут совершать однодневные пешие походы по красивейшим заповедным местам Урала. Выезд инструкторов для пробного прохождения маршрута состоится 15 июня, а первый заезд участников экспедиции начнется 18 июня. В течение лета предусмотрено несколько новых заездов. Организационные собрания экспедиции " Былина " , на которые приглашаются екатеринбургские студенты и школьники, состоятся 8, 14, 22 июня 2004 года в 18 часов по адресу: ул. Розы Люксембург, 56, Екатеринбургский дом ученых. Контактные телефоны: 257-11-46, 330-81-22, e-mail: p10027@metronome.ru. 9 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10085.html

Цель проекта – объединение усилий общества для привлечения внимания к героическому ратному и трудовому подвигу народа в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., освещения роли России, как защитницы интересов и прав соотечественников на Донбассе и на освобождаемых территориях путем проведения историко-патриотических и культурно-просветительских мероприятий в городах остановки экспедиции с привлечением международных, государственных и общественных организаций, учебно-образовательных заведений, представителей науки, производства, культуры, искусства, духовенства, спорта, предпринимательства и ведущих средств массовой информации. Старт экспедиции состоится 1 марта 2023 года из Москвы. Запланировано проведение 8 этапов экспедиции, каждый из которых связан с памятными датами в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За шестнадцать месяцев участники экспедиции совершат автопробег и проедут 20 000 километров, посетят 50 городов (47 города Российской Федерации и 3 города Республики Беларусь). Экспедиция завершится в Москве 30 июля 2024 года . Итогами проекта станут: пресс-конференции, выставка, отчет о проведении мероприятий экспедиции, видео фильмы, публикации в газете «Трудовая доблесть России», издание брошюры, бюллетеня Российского Союза боевых искусств (РСБИ), создание экспозиции по проекту в музее трудовой доблести ВОО «Трудовая доблесть России», публикации в средствах массовой информации, на сайте проекта и в социальных сетях. В 2025 году запланировано проведение экспедиции в городах Российской Федерации (Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Димитровград, Тольятти, Самара, Саратов). Основные этапы и план-график экспедиции: Экспедиция является логическим продолжением проектов 2015-2021 гг.: - «От моря до моря» (2015 г.) – патриотический автопробег из Кронштадта до Владивостока. Участники автопробега в течение трёх месяцев посетили 55 городов, посёлков и воинских частей Российской Федерации, где была представлена книга С. И. Полонского «7 Великих битв 1941 – 1945 гг.». По пути следования экспедиции в школьные и публичные библиотеки, музеи и музейные объединения безвозмездно было передано 1000 экземпляров книги;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/17/sv...

Участники проекта – известные путешественники, фотографы, писатели, историки и журналисты – Виктор Антонюк, Анатолий Васильев, Валерий Сушков, Сергей Инсаров, Михаил Ильюшонок, Андрей Канавщиков, Вячеслав Титов, Александр Петров, Сергей Полонский, Владимир Щербатюк и др. На разных этапах экспедиции в ней примут участие также космонавты, ветераны труда и военной службы, звезды советской и российской эстрады, спортсмены, музыканты, поэты, журналисты, автоблогеры, общественные и государственные деятели. Основная целевая аудитория проекта – старшеклассники средних учебных заведений, студенты ВУЗов, ветераны войны, труженики тыла, дети военных и довоенных лет, руководители и активисты патриотических движений и общественных организаций, а также специалисты органов муниципального управления, ответственные за работу с молодежью и патриотическое воспитание. За время поэтапного проведения экспедиции запланировано участие в ней более 10 000 человек различных возрастов и национальностей. Ожидаемый охват аудитории очный – до 500 000 человек, в интернет пространстве – 1 000 000 человек. В городах проведения экспедиции участники проекта награждают общественным орденом «Сила России», благодарностями, ценными подарками, наградами и грамотами проекта активистов ветеранских комитетов и поисковых отрядов, движения «Бессмертный полк», общественных организаций «Российский Союз ветеранов» и «Трудовая доблесть России» сел, районов, городов, краев и областей, партнеров и соратников, вручают книги экспедиции. В результате проведенных мероприятий экспедиции ветераны войны и труда, после проведенных встреч, полученных подарков и наград, испытывают чувство благодарности, что они не забыты и их роль в Победу оценена, старшеклассники общеобразовательных учебных заведений и студенты ВУЗов, после проведенных встреч и мероприятий, полученных книг экспедиции по-новому оценивают ратный и трудовой подвиг их предков, мотивированы на изучение истории страны, подвига жителей родного города. Специалисты органов муниципального управления, руководители патриотических движений, ответственные за работу с молодежью и патриотическое воспитание получают в дар от участников экспедиции книги и методический материал, новые контакты, их деятельность освещается в СМИ через мероприятия экспедиции в их городе.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/17/sv...

Можно вспомнить о таком факте. Председатель Общества попечения о начальном образовании в Томске, известный общественный деятель Сибири Петр Иванович Макушин, тронутый нежданной щедростью И.М. Сибирякова (благотворитель выслал в адрес бесплатной городской библиотеки 200 тыс. рублей и пожертвовал книг на 250 тыс. рублей), в своей речи в собрании членов Общества 3 марта 1884 г. сказал: «Добрые люди не разбирают своих и чужих: они радуются всякому светочу, где бы и кем бы он ни был зажжён, и шлют ему свою посильную лепту на поддержание священного, дорогого для них света знания». «Кто просил Иннокентия Михайловича Сибирякова, – вопрошает П.И. Макушин, –  слать из Ялты сотни рублей и в Общество, и на библиотеку?». Последние из изданных на средства Иннокентия Михайловича Сибирякова книги были связаны с научным миром. Они явились плодом Якутской этнографической экспедиции, вошедшей в историю географической науки под названием Сибиряковской, так как осуществлялась экспедиция по инициативе и на средства золотопромышленника . Замысел об этой экспедиции родился у Иннокентия Михайловича еще в молодости, а осуществился он в 1894 – 1896 гг. «…В 1888 г. иркутский предприниматель И.М. Сибиряков, – пишет А. Малькова, – …предложил организовать научную экспедицию на северо-восток края, в Якутскую область, дабы исследовать жизнь и быт «инородцев». Прогрессивно мыслящего Сибирякова интересовали два вопроса: вымирает или, наоборот, увеличивается туземное население возле его рудников; полезное или вредное влияние на них оказывает развивающаяся золотопромышленность?» . На эту экспедицию И.М. Сибиряков пожертвовал более 10 тыс. рублей . За осуществление идеи И.М. Сибирякова взялся Д.А. Клеменц, член Императорского Русского Географического общества, отбывавший ссылку в Иркутске. Он добился разрешения на участие в Сибиряковской экспедиции ссыльнопоселенцев, проживавших в Якутии. В 1897 году, по завершении экспедиции, в Иркутске была издана «Программа издания трудов Якутской экспедиции, снаряженной на средства И.М. Сибирякова», составленная В.А. Обручевым «на основании сведений, доставленных участниками экспедиции, их отчетов, писем и программ исследований, находящихся в делах экспедиции», как было указано на титульном листе программы. Программа издания трудов Сибиряковской экспедиции.

http://azbyka.ru/fiction/zolotopromyshle...

Кижи представляют итоги уникальной архитектурной экспедиции Петрозаводск, 22 ноября 2005 г. 25 ноября в 15:00 в лекционно-выставочном зале музея-заповедника «Кижи» (ул. Федосовой, 19) состоится открытие выставки «Наследие Карелии». Выставка посвящена 25-летию комплексной экспедиции по изучению архитектурного наследия Карелии начала 80-х годов  прошлого века, сообщает пресс-служба музея «Кижи». На выставке представлено около 100 черно-белых фотографий об экспедиции и исследуемых ею объектах. Старые фотоаппараты, кинокамеры, нивелир в окружении фотокадров двадцатипятилетней давности воссоздают особую исследовательскую атмосферу, которая была присуща той знаменитой архитектурной экспедиции. Двухметровая карта демонстрирует экспедиционный маршрут, который охватывал территорию всей Карелии, а также территории соседних Мурманской и Архангельской областей. Впервые в отечественной практике было проведено не выборочное, а сплошное обследование памятников деревянного зодчества: 5555 традиционных построек и 670 деревень. На фотографиях посетители смогут увидеть старинные деревянные церкви, многих из которых, к сожалению, уже не существует на земле: Один из замыслов авторов выставки «Наследие Карелии» как раз и состоит в том, чтобы рассказать и привлечь внимание к утраченному или почти утраченному архитектурному  достоянию республики, рассказать о людях, которые стремились сохранить Карелию деревянных церквей, часовен, изб и амбаров. 25 лет назад экспедиция была организована по инициативе и проходила под руководством известного архитектора, профессора Вячеслава Петровича Орфинского. Эту инициативу поддержал музей-заповедник «Кижи». Помогли необходимым походным снаряжением, транспортом и людьми - научный потенциал музея всегда был высок. В экспедиции принимали участие 5 «кижан»: В. Деревенец, А. Яскеляйнен и по сей день работающие в музее С. Воробьева (ныне  начальник отдела истории и этнографии музея), старшие научные сотрудники Б. Гущин и Ю. Наумов. Позже в состав участников экспедиции вошли сотрудники Музея изобразительных искусств Карелии, студенты Петрозаводского государственного университета и специалисты разных научных направлений: архитекторы, музейщики, искусствоведы, историки.

http://pravoslavie.ru/15236.html

В ходе раскопок на предполагаемом месте, поисковикам удалось обнаружить остатки фундамента сгоревшего Благовещенского храма. Уже после экспедиции, по рассказам местных жителей стало известно, что за храмом было кладбище. Также, по воспоминаниям местных жителей поисковики узнали, что в начале войны в храме скрывался дезертир из местных, который по неосторожности и сжёг храм. На месте алтаря Благовещенского храма был установлен деревянный поклонный крест. Ровно через 100 лет иерей Анатолий Астафьев отслужил Божественную Литургию. По итогам экспедиции, на которую поисковиков благословил епископ Якутский и Ленский Роман, был снят документальный фильм. Следует заметить, что за пять лет ребятам удалось найти фундаменты пяти церквей. Восстановят ли их когда-нибудь? Бог весть! В июне-июле 2013 г., в память о путешествии епископа Киренского Евгения (Зернова; в будущем - митрополита Нижегородского, новомученика) по приленским приходам Киренского уезда Иркутской губернии, которое состоялось ровно 100 лет назад, была предпринята православная краеведческая межшкольная районная экспедиция в село Русская Жерба. Именно это место было последним в путешествии епископа Евгения по реке Лена. И спустя 100 лет на месте, где стоял храм, благочинный Ленского округа Якутской епархии протоиерей Анатолий Астафьев отслужил Божественную Литургию. Участниками богослужения стали члены экспедиции «Возрождение» и управляющая крестьянским хозяйством «Русская Жерба». Предполагаемое место храма было указано местными жителями по их детским воспоминаниям. Более точное местоположение храма было найдено в ходе обследования территории поселения и подтверждено раскопками фундамента. Во время экспедиции была сделана топографическая съемка бывшей сельской территории, кладбища, сельскохозяйственных угодий. На месте храма был установлен поклонный крест, в основании которого заложена капсула с именами участников экспедиции. После возвращения из экспедиции школьники собрали воспоминания жителей села Русская Жерба, изучили литературу по данной теме и информацию интернет-ресурсов, получили отклики на запросы по установлению связей с людьми, имеющими отношение к поселению, в социальных сетях. Вся проведенная работа во время экспедиции послужила рождению документального фильма «Русская Жерба», в основу которого вошли также записи из дневника и личный фотоархив священника Н.А. Пономарева, который сопровождал епископа Евгения (Зернова) в его миссионерской поездке по Киренскому уезду.

http://sobory.ru/article/?object=53921

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010