Уже в сам день отъезда Никона в Ферапонтов м. он просил низложенного патриарха дать благословение ему и всему его семейству, следовательно, видел в нем не только простого монаха, каким был уже тогда Никон, после приговора над ним собора. Никон отверг тогда это обращение; но в сентябре 1667 г. он дал благословение и прощение, причем подписался патриархом, а в 1668 г. царь не утвердил определения духовного собора (в котором участвовали и вост. патриархи) об отягощении участи Никона 30 . Однако, надежды последнего на освобождение и восстановление его прав не сбылись тогда, при всем внимании к нему Алексея Михайловича 31 , а в следующее затем царствование участь его сначала была даже отягощена (по заключению в Кирилло-Белозер. мон.). Не получая долго ожидаемого прощения, Никон утратил чувство меры, как видно из донесений и показаний о его жизни в ссылке, если конечно признать хоть незначительную долю истины в этих последних 32 . 2 18 век был неблагоприятен для выяснения дела Никона. Суровые приговоры «Духовного регламента» против «бывших у нас замахов» прежде всего имели в виду Никона, а торжество защитников «соборного правления» над сторонниками восстановления патриаршества не могло содействовать смягчению этих отношений 33 . Начиная с историка В. Н. Татищева 34 до церковного историка прот. и катехизатора Московского университета Петра Алексеева (в цар. Екатерины II), действия Никона вызывали одно осуждение. «Философский век» Екатерины II не только по политическим, но и по теоретическим соображениям, был враждебно настроен против каких бы то ни было притязаний духовной власти, как доказало дело Арсения Мацеевича и переписка Екатерины с Вольтером, вызнанные им в защиту единовластия 35 . Даже м. Платон в своей «Краткой церковной рос. Истории» (изд. 3-е, 2, 196–204) двоится в окончательном выводе и не дает решительного суждения о Никоне, хотя он и читал подлинное следственное дело о нем, хранящееся в Синод. библиотеке, к которому дважды отсылает читателя. Долгое время, за отсутствием печатных материалов, историкам приходилось пользоваться или иностранными известиями, или случайными данными: так поступил, между прочим, В. Н. Берх, автор истории царствования первых трех Романовых (он пользовался Олеарием, Мейербергом, Страленбергом), объясняющий исход дела Никона лишь властолюбием патриарха 36 . Более широкое пользование материалами принадлежит, конечно, позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Кирилло-Белоезерская " Описания иконы Одигитрия Смоленская Кирилло-Белозерская Источник: Сайт www.obraz.org История. По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии). Данный иконографический извод встречается р[...] Кирилло-Белоезерская икона Божией Матери - подробный рассказ Источник: Заступница усердная. Чудотворные иконы Божией Матери./Сост. Н. Дмитриевой. - M. Изд. Сретенского монастыря, 2009. Северная Фиваида — край суровый и безмолвный, бесконечно прекрасный в своей тонкой пастельной красоте, пронизанный особым свечением земли, воды, неба, залитых лунным светом и молчанием снежных просторов, сумрачностью лесных дубрав и кристальной чистотой рек и озер. Сюда, в эту дикую и безлюдную землю, пришел великий по­движник преподобный Кирилл. Было ему тогда уже шестьдесят лет. За плечами осталась долгая жизнь, сначала — в богатом родовом доме бояр Вельяминовых. Только в тридцать три года разрешил ему опекун окольничий Тимофей Васильевич уйти в монастырь, о чем Кузьма мечтал с малых лет, ибо был он «и любоучителен, и благовеин бе отрок зело, того ради вскоре свя­щенные письмена извык». Все свое имущество раздал Кузьма бедным и убогим. Он был пострижен в Симоновом монастыре, который возглавлял один из самых образованных людей своего времени, архимандрит (впоследствии епископ) Феодор, пле­мянник и воспитанник преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской очень любил новопо[...]

http://pravicon.com/icon-4012

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Одигитрия Смоленская Кирилло-Белозерская История. По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии). Данный иконографический извод встречается реже, чем классический вариант Одигитрии с фронтальным положением фигур. Иконы этого извода иногда выделяют в особый тип «Богоматерь Перивлепта». Происхождение. Находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. По преданию, икона принесена преподобным Кириллом в 1397 г. из московского Старого Симонова монастыря, где находилась в его келье. Именно от этой иконы преподобному был глас, повелевающий идти на Белоозеро. Местонахождение. ГТГ (Инв. 22943) Библиография. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995. Кат. 66, с. 152-153. " Чудотворный образ " Источник: Сайт www.obraz.org Статья опубликована участником [ tol ] 2014-01-16, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-01-16. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Кирилло-Белоезерская " .

http://pravicon.com/info-3706

595 Так поступали в то время и многие благочестивые люди. См. напр. жизнь Ордына-Нащокина, у Терещенки стр. 30–70, т. 1. 597 Временн. т. XIII. матер. стр. 4, 5, 9, 11, 27, 56, 60. Ср. жизнеоп. Никона, сост. А. Аполл. стр. 46. Дворц. разр. т. III, стр. 357, 364, 409 и др. 603 Об этом говорит Никон возраж. на 17 вопр. Стрешнева, с таким замечанием: «якоже вси ведят, бывшии ту». 604 «Ведая нашему отшествию вину, – говорит Никон, – государь царь ничтоже нам о сём возвестил». Там же: «Государь царь свои очи дал видети, и в сидении ничтоже отменил, зная мою неповинность пред ним государем». См. возр. на 17 вопр. Стрешн. 605 «Терпели есмы недостаток харчев наших», – говорит Никон в грам. к Паисию Лигариду. Также: «Оскудевшим нам потреба телесным, отъидохом во Иверский монастырь». См. возраж. на 17 вопр. Стрешнева. 606 Однакож Никон писал в грамоте к Паисию Лигариду: «есмы в большой кручине и болезни; правда Божия от смертной отравы нас сохранила, но ради грехов моих допустил Бог доткнутися ей внутренним моим, и для того мучимся тою злою порчею, и чаем, что не долго житие будет». 607 Кроме Шушерина и самого Никона, говорит об этом и Паисий Лигарид в своём представлении царю о необходимости скорее кончить дело Никона. Собр. гос. гр. IV. 119. 611 С глубокими, тяжкими вздохами, во многих местах своих возражений на вопросы Стрешнева, говорит Никон о церковных беспорядках в это время между-патриаршества. Здесь Никон представляется оплакивающим как бы опустошение отечественной Церкви в его время от вмешательства светских властей в правление церковное, оплакивающим это опустошение подобно, как он сам говорит, пророку Иеремии, плакавшему над развалинами Иерусалима. См. возраж. на 23, 24, 26 и 27 вопр. 612 Грамотой от 15 марта 1658 г. Никон дал полоцкому Богоявленскому монастырю право ставропигии. См. вивл. III, стр. 346. Но царской грамотой от 21 февр. 1659 года это распоряжение Никона отменено. Также: Никон подверг епитимии двух иеродьяконов Кирилло-белозер. мон; но в августе 1658 года писали в Кирилло-белозер. мон. от имени царя: «В нынешнем году... отец и богомолец бывший патриарх Никон оставил престол, а запрещённых чёрных дьяконов, Киприана и Иону простил и разрешил. Акт. эксп. IV, 108. Но Никон говорил по этому случаю, что монаст. приказ разрешает тех, кого связывает церковная власть. См. возраж. на 26 вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

(См. сказание кн. Курбского – ответ Иоанна. кв. Курбскому, стр. 159). 118 Одоевские очень много делали пожертвований в здешний монастырь ризницею, покровами, пеленами и т. п. Сын Никиты Ивановича–Яков Никитич в 1692 г. приезжал сюда для богомолья (замечает арх. Валаам в описании «Древностей Кирилло-Белозерского монастыря», стр. 23, примеч. 69) 120 См. о сем Историю древностей в Кирилло-Белозер. монастыре, составл. Архим. Варлаамом 1869 г. Москва. 121 В день блаженной кончины преподобного вся братия обители со слезами стеклась к нему в келью, желая принять благословение и проститься с глубокочтимым своим старцем. Окружая его одр, некоторые говорили ему: «если ты нас оставишь, отче, то и место запустеет, ибо многие переселятся из сего монастыря». Но святой отвечал им: «не скорбите о сем, а наипаче по сему разумейте, если стяжу некоторое дерзновение и делание мое угодно будет Богу, то не только не оскудеет место сие святое, но и больше распространится по моем отшествии, только любовь имейте между собою». (См. житие его). 124 См. Истор. Российск. иерарх. ч. 1, стр. 313; «Древности Кирил.-Бел. монастыря» архим. Варлаама стр. 95, примеч. 106. 130 Слово «погост» в древности употреблялось и в широком и в узком смысле. В первом случае оно обозначало округ с большим селом, как средоточие администрации края. Во втором смысле «погостом» обозначалась отдельная церковная единица (см. Новгор. писцовые книги). Неволин (О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке). 133 Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от ангела в купели Силоамской и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», церковь в день Преполовения, по литургии, совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем, возопил Он, жаждай да грядет ко мне и да пиет». Для этого крестный ход направляется из храма на источник, или к реке, при колокольном перезвоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Так под благодатно защитой Царицы Небесной и за молитвы Чудотворца Кирилла, незыблемо стоит здесь под северным небом его древняя знаменитая первоклассная Кирилло Белозерская св. обитель. Картинно отражается со своими шатровидной формы крышами, шпицами величественных башен, колокольни и куполами соборов в зеркальных водах озер, раскинувшихся тут в необозримую ширь. В соседстве с ней расположился скромный город Кириллов со своими незатейливыми постройками обывательских домов, храмов Божиих. Далее возвышаются холмы, одетые изумрудной зеленью разнородной растительности дерев, и в туманной дали как бы сливаются с горизонтом. И вся эта чудная картина северной природы, свидетельствуя о величии дел Божиих, вызывает из сердца благодарную молитвенную песнь Творцу вселенной и Его Угоднику Преподобному и Богоносному отцу нашему Кириллу, Белозерскому и всея Росси Чудотворцу. 1 См. отдел. Отечеств. Материалов И.Н. Царского – История Русск. Церкви Макария Винницкого, Том 1. стр. 97, 150, 151. Прибавл. к Творен. Св. Отцов II, 21–41. 2 Супральское Рукоп. Издан. кн. Оболенского стр. 11. По указанию Церк. Истор. Митроп. Платона Том 1, стр. 54: Равноапостольный князь Владимир вскоре после св. крещения уже воздвигал монастыри на Севере и юге России. Киевский Архиепископ, пишет Дитмар, в 1018г. встречал Болеслава in sante monasterie Sothiae quod in priori anno miserabulites socu accidente combustum est. (Chronic. lib.). 3 Лаврент. Лет. под 1018 г. – говорится: «При Ярославе черноризцы начаша множитися и монастырове мнози начаша быти». 5 См. Казанского «Русское монашество», приложен. стр. 187–197. Москва 1855 г. – Построение Печерской церкви производилось около 15 лет–начатое Антонием и Феодосием в 1073г. и оконченное освящением в 1089 году. 9 Памятн. древне-русск. духов. письменности. Правосл. Собеседник за 1858 г. Ч.I. стр.131. Карамз. Т. 1. стр. 92–93 Мрак и тени дремучих лесов, уединение, придающее им священный вид и мистически настраивающее душу, все это способствовало почитанию заповедных лесов и священных деревьев. Подобный культ фетишизма не есть принадлежность одной древней России; он присущ, в большей или меньшей степени, религии всех племен и не цивилизованного Европейского континента и перенесен сюда из Азиатского востока. «О роде и роженице» г. Шевырев приводит рассуждения из Сборника пр. Кирилла (см. его Поездку в Кирилло-Белозер. монастырь. Часть II, стр.33 Москва 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

207 А. Э. Т. I, 270, стр. 307–308. Количество предназначавшегося для царя пива и меда было, вероятно, очень значительно, потому что Иоанн требовал, чтобы игумен Кирилл предоставил сытнику «кельи где ему (про нас) меды и квасы ставити и пивоварни», погребы, котлы, чаны, бочки, сита, решета и проч. – Влияние царя на несоблюдение монастырского устава, нельзя, однако, подтверждать сведением, сообщаемым проф. Ст. Шевыревым (Поездка в Кирилло-Белозер. монастырь, ч. II. стр. 12), что будто бы в 1560 году в «Кириллов» был сосланъ с женою, и сыном, и дочерью князь Михаил Воротынский, который будто бы жил (до 1565 г.) здесь довольно пышно, которому из казны Госу­даревой отпускались иноземные напитки: бастр, романея, ренское, ли­моны сотнями, винные ягоды и т. д., и который имелъ 12 человек при­слуги на царском содержании. Кн. Михаил Воротынский, о котором говорит Шевырев, был сослан на Белоозеро (А. И. Т. I, 1, 174), а не в Кириллов монастырь. 208 Рукоп. Кирил. монастыря 2 (моей нумер.). См. приложение ко II выпуску исследования «Кирилло-Белозерский монастырь и его устрой­ство до второй четверти XVII века». 209 Об этих кельях см. в I выпуске нашего исследования «Ки­рилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века» Спб. 1897. 210 Нарушению общежительного устава царь содействовал не только в Кирилловой обители, но и по другим монастырям. Когда 30 апреля 1564 года в Новодевичьем монастыр постриглась жена великаго князя Юрия Васильевича, Иулиана, Иоаинъ «удоволи ее» «до живота ее городы, и волостьми, и селы, и всякими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей да и дворовых людей всяких ей подавал, которым обиход ее всякой ведати и на ее обиход повел устроити в мовастыре и за монастырем погребы и ледники и поварни особные» (Р. И. Б., III, 221, сравн. там же стб. 181 – 182). 213 Сведения о нем собраны в соч.: «Боярский род Колычевых». М. 1886, составл. Б. М. Л. Б. К. (стр. 402, 361). – См. стр. 56–59, 89. – Время смерти его здесь определено (1555 г., стр. 56), неизвестно на каком соображении. Постригся он не ранее 1552 г., когда еще упо­минается окольничим (там же, стр. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1331 «Не престаше обличая его, овогда епистолия пишя, посылаше к нему... Сице же и после въписа к нему епистолию велику зело, обличая того и глаголя: «Глас крове брата твоего въпиет на тя к Богу, яко Авелева на Каина...» и проч. (жиг. преп. Феодосия). 1332 Вопрос, должно ли соблюдать пост в среду и пяток, когда в эти дни случится какой-либо Господский или Богородичный праздник, был возбужден в Греческой Церкви еще в XI в., хотя усилился уже в XII (Руднев. О ерес. и раскол, в Русск. Церкви. М., 1838. 51–55 (239)). Список изложенного послания Феодосиева, которым мы пользовались, помещен в сборнике XV–XVI вв. Новгор. Соф. библ. 522. Л. 100 (9), и напечатан нами в Учен. зап. II отд. Ак. наук. Т. 2 (314). Другой список, находящийся в так названном Паисиевском сборнике Кирилло-Белозерского монастыря XIV–XV вв. (4) и представляющий некоторые отличия, помещаем здесь в прилож. 4. 1333 Списки первой фамилии находятся в тех же двух сборниках вслед за посланием Феодосия, нами рассмотренном (см. предыдущ. прим.), и начинаются словами: «Аз, Федос, худый мних, раб есмь Пресвятой Троице, Отца и Сына и Святаго Духа...» Списки второй фамилии – в Кормч. Рум. муз. XVI в. 233. Л. 377 (44) (Восток. Опис. 308 (88)), также в сборн. Царского. 393. Л. 513 об. (Строев. Опис. 461 (289)), и начинаются: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена печерскаго Феодосия о латине. И рече Изяслав: Скажи ми, отче, веру варяжскую...» Списки третьей фамилии – во всех Патериках Кассиановской редакции 1462 г. (например, импер. Публ. библ. 271 ; Новг. Соф. библ. 502 (5) и др.), также в сборниках (см.: Опис. рукоп. Толстова. Отд. 3. 70. С. 599, 600 (288)) и начинаются словами: «Въспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию...» Судя по началу, первая фамилия представляется наиболее близкою к подлиннику, а в двух остальных фамилиях начало, видимо, изменено стороннею рукою. При сравнении этих двух последних фамилий третья кажется только распространением второй. Списки всех трех фамилий послания мы напечатали в Учен. зап. Ак. наук. Теперь помещаем другой список первой редакции, которого тогда мы не имели под руками, из сборника Паисиевского Кирилло-Белозер. библиотеки, как имеющий свои отличия, в приложен. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

64 Богоматерь на престоле с двумя ангелами, лоно Авраамово и благоразумный разбойник написаны на западной стене в Нередицах (XII в.), во Владимирском Успенском соборе (XV в.), в притворе ярославской Ильинской церкви (в 1680 г.; здесь собственно изображена только Богоматерь с двумя ангелами и лоно Авраама, причем эти изображения буквально сходны с таковыми же – на северных дверях Петропавловской церкви) и др. (Стен. росп., стр. 59, 74 и 128). 65 Напр. в изображении Страшного Суда на западной стене в новгородском Знаменском соборе (1702 г.). 66 В лавре св. Афанасия, в притворе (XVI в.); в притворе Дохиарского собора (XVI в.) и др. (Стен. росп., стр. 86 и 90). 67 См. подробное описание местного яруса иконостаса московского Успенского собора в памятн. Москов. Древн. Снегирева. 68 Мы нарочно ссылаемся здесь на письменные памятники старины, а не на вещественные. Основанием для сего служит следующее соображение: местный ярус старинных иконостасов более всего подвергался переделкам и перестановкам, о которых, по большей части, нет никаких исторических записей; поэтому нельзя поручиться ни за один старинный иконостас в том, что его местный ярус сохранился до наших дней в первоначальном виде. 69 Рукоп. Кирилло-Белозерского монастыря в библиот. с.-петербургской дух. акад. Точки обозначают те пропущенные нами места из описи, в которых описываются украшения на перечисляемых в ней иконах. 70 Для подтверждения сказанного приведем еще несколько свидетельств из церковных описей. По описи Угличского Покровского монастыря за 1763 г., в соборной монастырской церкви над местной иконой Спасителя в том же киоте было помещено 5 шестилистовых образов, под иконой Покрова Пр. Богородицы – 4 и под иконой Иерусалимской Богоматери – 4 (Углич. Матер, для ист. города. Москва 1887 г.). По переписным книгам Суздальской соборной церкви Рождества Богородицы за 1683 г., в ней над двумя местными иконами Богоматери, стоящими в одном киоте, было помещено вверху и внизу 11 пядничных образов (Влад. Губ. Вед. 1875 г. и 37). По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 г., в Кирилловской церкви около образа преп. Кирилла были помещены две пядничные иконы Владимирской Богоматери, и образ Покрова Пр. Богородицы, а внизу под тем же образом – пядничные иконы свв. Косьмы и Дамиана, Бориса и Глеба (Рук. Кирил.-Белозер. мон. в библ. Спб. Дух. Ак.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Остальная часть рукописи (толкования на «послания апостольские») была переведена еще через два года, к марту 1521 года. Дата известна лишь по единственной рукописи, но обнаружить ее пока не удалось. Рукопись не видел уже С. А. Белокуров в 1899 году, перепечатав информацию о ней по описанию в «Библиологическом словаре» П. М. Строева, где сообщается о рукописи, находящейся в Кирилло–Белозер- ском монастыре «под 2/36 (в 4–ку, полууст., 406 л.), на белом листе которой впереди написано: сия соборнаа посланиа 7 и Павла апостола посланиа 14 писана с греческых четырех апостолов переводом Максима Грека, что переводил Толковую Псалтырю и иные книги, лета 7029 (то есть 1521) марта 7» . Эта запись явно добавлена позже, так как в ней упомянут перевод Толковой Псалтыри, завершенный в декабре 1522 года, уже после перевода Апостола. Тем не менее она имеет исключительное значение: не только сообщает дату завершения перевода всего Толкового Апостола, но и дает описание, хотя и очень краткое, греческого оригинала. Для подавляющего большинства его переводов подобных указаний о греческих оригиналах нет. «Четыре греческих апостола» — это могли быть четыре переплета, на которые разделена единая книга, то есть отдельные части памятника. Это могли быть и четыре экземпляра рукописей одинакового или близкого состава. Основываясь на опыте своего итальянского гуманистического прошлого, он делал колляцию текста, сопоставляя отдельные чтения, фрагменты в разных рукописях, отдавая предпочтения тем, которые, с его точки зрения, наиболее близки к первоначальным и лучше отражают оригинал. Ведь в Италии при подготовке к печати того или иного древнего автора старались сверять тексты основной рукописи с другими рукописями. То же мог делать и Максим, переводя текст церковных авторов. Если это предположение подтвердится, то сделается очевидным продолжение в Москве итальянской гуманистической традиции при изучении и переводе не языческих, но христианских авторов. Март 1521 года как дата завершения перевода Толкового Апостола косвенным образом подтверждается тем, что следующий перевод — Толковой Псалтыри — был начат уже в июне- июле этого же года и завершен через год и пять месяцев , в декабре 1522 года. Перевод пошел быстрее, занял меньше времени, хотя имеет ббльший объем, чем предыдущий. Теперь в нем участвовали уже два переводчика с латинского, к Власию присоединился Димитрий Герасимов. Запись, имеющаяся во многих списках памятника, называет их «споспешниками» Максима и «толмачами» великого князя, указывая тем самым на их причастность к государственной службе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

  001     002    003    004