В другом читаем: «имемся акы за лествицю, за преданая св. великого и божественного Феодора Студийского». Там и здесь говорит тот, кто всеми мерами старался расположить жизнь братии по уставу св. Феодора Студийского. в) Известны еще: «Ответ Феодосия князю Изяславу о вере Варяжской» и другой ответ ему же о воскресном дне и о посте среды и пятка. Оба помещены в Сборнике игум. Паисия, образованного современника св. архиеп. Геннадию. (Ркп; Белозер. м. 410). Второй начинается: «Что возмыслил еси, боголюбивый княже, вопрашати мене, некнижна и худа, о таковей вещи?» Итак, это письмо к князю. «С того времени, как Бог наш нисшел на землю, все Иудейское умолкло... Тот, кто сказал тебе, будто в воскресенье не должно закалать, ни есть закланного, сказал не от Священного Писания, а от своего сердца». «Аз Феодос, худый мних, раб есмь Пресвятой Троице, Отца и Сына и Св. Духа»: так начинается ответ о Варяжской вере по лучшим спискам. К сожалению, этот ответ сильно пострадал от писцов изменявших его и по невежеству и по суемудрию, так что он оказывается по спискам в трех видах. Ответ исчисляет странные мнения и обычаи папизма и предлагает правила, как должен вести себя князь в отношении к Латинянам. Мнения папизма показываются по тем сведениям, какие доходили до Печерского игумена. Эти странности папизма те же, на какие указано в Исповедании веры св. Владимира и о которых говорили греческие учителя того времени (Cotelerii Mon. Graec. III, 495–509). «Будь милостив, говорит ответ, не только к своим християнам, но и к чужим... Если кто скажет тебе – ту и другую веру дал Бог: отвечай – разве Бог двоверен?» Наконец г) в Псалтыри 1296 года читается: «молитва св. Феодосия Печерского за вся крестьяны», недавно изданная г. Буслаевым (Материалы для ист. письм. М. 1855 г.). В ней за именами святых поставлено и имя Феодосия; но это вставка, обыкновенная в молитвах по милости писцов. Св. Симон сохранил разрешительную молитву, данную Феодосием Симону Варягу. 16. Иоанн , митрополит Киевский 1180–1189 г., родом грек, по отзыву Нестора – пастырь примерный по строгости жизни, по образованности, по дару слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Исследования Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия, соч. д. чл. А.П. Зернина О редакциях Патерика Печерского вообще, и проч., соч. д. чл. А.М. Кубарева, со снимком О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтов и Кириллове Белозер-ских монастырях, и проч., соч. архимандрита Варлаама II. Материалы отечественные Протоколы Верховного Тайного Совета 1726–1730 г. III. Материалы славянские Житие Феодосия, игумена Печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII-ro века Московского Успенского Собора, с разнословиями по многим другим, 3-мя снимками и предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Об областях Римской империи, соч. Константина Багрянородного. Перевод с Гре-ческого V. Смесь Донесение Ее Императорскому Величеству, Государыне Императрице, Анне Иоан-новне, о Московском большом пожаре в 1737 г. Сообщ. д. чл. П. И. Иванов Наставление выборному от Малороссийской Коллегии в Комиссию о сочинении проекта нового Уложения, г. коллежскому советнику и члену той Коллегии, Дм. Натали-ну Возражение депутата Григория Политики на «Наставление Малороссийской Кол-легии господину ж депутату, Димитрию Наталину» Сообщ. Гр. А. Милорадович Грамота Императора Петра I-ro к Антонию, архиепископу Черниговскому Письмо графа Браницкого к генералу Ломоносову 1805 г Письмо М.Л. Кутузова, писанное после Аустерлицкой кампании, к генералу М.А. Милорадовичу, 1806 г Письмо князя Петра Багратиона к князю Я. И. Лобанову-Ростовскому, 1812 г В Правительствующий Сенат Императорского Московского Университета от ку-ратора Шувалова донесение Решение Сената на донесение куратора Московского Университета Шувалова. Со-общ. д. чл. П. И. Иванов Мнение сенатора Державина о правах, преимуществах и существенной должности Сената Примечания на проект доклада гг. сенаторов Об ответственности судей, мнение т.е. графа Потоцкого Записка для составления законов Российских Примерный устав нового предполагаемого Общества переводчиков, соч. А. Кайса-рова Письмо Государя Императора Александра I-ro к министру юстиции, Д.П. Трощин-скому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

97/1334). Эти херувимы, несомненно, были сделаны после 1601 года, потому что в монастырской описи за этот год про них не упоминается (Рукопись Кир.-Белозер. мн. 71/1310 в той же библиот.). Далее, в Троицкой церкви села Чашникова, по описи 1688 г., над праотцами были написаны херувимы на белом железе (Матер. Холмогоровых т. IV, 46). В суздальской соборной церкви Рождества Богородицы, по свидетельству описи 1683 г., были «над праотцы херувимы и серафимы басебны на меди 23 золочены, а 23 посеребряны» (Влад. Губ. Вед. 1875 г. В упраздненном Симеоновском монастыре рязанской губ., ряжского уезда, по описи за 1682 г., «были над праотцы на дву цках писаны херувимы и серафимы на вохре» («Историко-статистическое описание рязанских церквей», свящ. Добролюбова, т. II, 330). В Христорождественской церкви села Иевлева, московской губ., по описи за 1703 г., был «над деисусом на одной дске образ пяти херувимов» (Матер. Холмогор., V, 108). Наконец, по описи московского Успенского собора, составленной в начале XVII в., «промеж праотцев были столпцы (колонки) деревянные посеребряны..., а на столпцех херувими железо немецкое басменные 21 херувим позолочены, а 22 херувима белые». Эти херувимы были и в 1627 г., как значится в соборной описи сего года. Но в описи за 1701 г., описывающей тот иконостас Успенского собора, который сохранился и до наших дней, об этих херувимах не упоминается, потому что их уже не было (Русская Историч. Библиотека, т. III, стр. 308, 414 и 600). 36 Приведем несколько выдержек из церковных описей XVI и XVII столетий. По описи новгородского Свято-Духова монастыря за 1591 г., в нем был иконостас, увенчанный образом Спаса Нерукотворенного. В Николо-Лятском монастыре, по описи 1604 г., в соборном храме был над пророками вверху образ Спасов Нерукотворенный (Древ. новгор. Макария, II, 53). В соборной Преображенской церкви Хутынского монастыря, по описи 1642 года, был «над пророки Нерукотворенный образ Господень». То же самое было и в трапезной церкви преп. Варлаама хутынского (Опись Хутын.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Он построен в 1695 году при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 году, 29 августа, Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров – строителей собора – костромичей Петра Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями. Церковь покрова пресвятой Богородицы Каменная церковь Покрова Божией Матери была построена в 1533 году. Она является наиболее старинным храмом монастыря. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в новгородском стиле. По своей архитектуре церковь Покрова представляет собой бесстолпный двухэтажный храм с одной главкой и высокой апсидой. Ее нижний этаж служил кладовой. Здесь же хранились некоторые святыни монастыря (ручные жернова преподобного Александра Свирского) и находилось место ночного отдыха преподобного. Сомкнутый свод на тромпах украшен «горкой» из трех рядов кокошников. С западной стороны к церкви примыкает одностолпная трапезная палата с хозяйственными пристройками. Основу декора церкви и трапезной составляют карнизы и плоские лопатки, даже скорее пилястры, со скромным декором в виде небольших килевидных нишек. Пилястры и карнизы зрительно разбивают поверхность стен на четко выявленные плоскости по вертикали и по горизонтали. Фризы из таких же нишек размещены в верхней части апсиды и трапезной. Поверхность стен апсиды и трапезной палаты разделены карнизами на два яруса. В первом случае каждый ярус украшен «аркатурным» поясом. Большие полукруглые арки имеют килевидное завершение. Храмовое помещение и алтарь освещаются при помощи вытянутых оконных проемов с полукруглым завершением. Очень характерны глубокие обрамления окон. Показателен и декор трапезной. Плоскость стен на всю их высоту разбивают глубокие ниши, образованные плоскими пилястрами, соединенными профилированными арочками с килевидным верхом. В каждой нише одно над другим расположено по два окна с такими же обрамлениями, что и в церкви. Так же украшена и хозяйственная пристройка к трапезной. Подобное оформление и конструкция находят множество аналогов в вологодско-белозер-ской, новгородской и суздальской архитектуре этого периода. Церковь преподобного Иоанна Дамаскина Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора. Когда-то, от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Валдай. Иверский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Бывший Успенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского. Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось. В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия " туда и обратно " митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине " никоновыми " темпами.

http://sobory.ru/article/?object=05291

При монастырях устраивались богадельни, больницы, сиротские дома и школы. В голодные годы монастыри служили житницами для народа. В продолжение голодного года Иосиф волоколамский кормил более 700 человек, а для бедных детей построил гостиницу. В праздники, особенно храмовые, в монастырях угощали нищих. В храмовой праздник Успенского собора кормили до 2500 нищих. Подражая, обителям, и миряне, в праздники, угощали нищих, при чем нередко дьячки пели духовные канты. Нищих рассаживали на дворе, в сенях, иногда за столом с гостями, а после обеда оделяли милостыней; им прислуживали бояре и святители (Димитрий рост.). Нищих нередко питали во дворце, и государи давали им милостыню из собственных рук. Монастыри своего проповедью подымали дух народа для спасения государства, восстановления царской власти, утверждения общественного порядка, и частыми вспоможениями поддержали успех народных предприятий. В этом отношении неоцененную заслугу государству оказала Сергиева лавра. По выраженью патр. Иоакима, она «утвердила общий разум в вере и государстве». В столь высоких практических добродетелях сказался не только обрядовый смысл подвижничества, но и дух христианства. Завершением аскетических нравов и добродетелей века было странствование предков по свят. местам. Люди всех званий отправлялись на восток, особенно в Иерусалим, поклониться местам, освященным Богочеловеком; некоторые проводили остаток дней своих на Афоне и в Иерусалиме (Евфросиния Полоцкая). Путешествия в Палестину до того усилились, что еп. Нифонт запрещал их, а арх. Иоанн назначал епитимии давшим обет идти в Иерусалим 647 . Многие благочестивые люди принимали на себя необыкновенные подвиги: ношение вериг, пребывание в затворе и на столбе, юродство. Доселе сохранились вериги Кирилла Белозер., Димитрия Прилуцкого, Евфимия Суздальского, Савватия Тверского, Моисея и Евфимия Новгородских. Евфросиния (бывшая супруга Донского) изнуряла себя постом и тяжелыми веригами, а в обществе являлась богато одетою. В затворе спасались многие печерские подвижники: Антоний, Исаакий, Агапит, Афанасий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Известный своими злоключениями митр. Спиридон был также сторонником идей Нила Сорского . Он жил в Ферапонтовом мон. (бл. Кирил. Белозер.), а умер в Соловецком мон. в 1503 г. В своем «изложении о православной истинной нашей вере» он просит «посетителей и пастырей словесных овец» быть милостивыми к бедным: «да не будем любимии злату хранители и сребру сбиратели и ризам мяккым любиви, молцем (молью) едаемыми, а нищим мразом истаеваемы и гладом изнуряеми и жаждею растлеваеми, колици суть вашего претительства недужии, в градех ваших лежаще, при вратех церковных и по уличищах... Помянем убо богатого и Лазаря... А иже о церковных имених... нищим, сиротам, вдовам и пленником свобода, а не на своя страсти»... (Лет. зан. Арх. ком. III, Опис. Сбор., 25). О нем см. рассказ в ж. Зосимы и Савватия Соловецк. (Прав. Соб.); Соф. Врем., II, 223, Карамзин, VI, 94; летоп. записи (Рус. Арх. 1894, 6, с. 163). В ханских ярлыках мысль о неприкосновенности церк. имущества выражается (очевидно, со слов самих митрополитов) даже с большей силой и торжественностью, чем в русских княжеских грамотах того же содержания (Павлов, 4, прим.). Трактат Иосифа Волоцкого в защиту неприкосновенности монастыр. имуществ (см. выше). § X По своему происхождению, Вассиан принадлежал к самым родовитым людям: он был потомок Гедемина. Сын последнего, Наримунт, получил от Новгорода (1333 г.) в удел несколько городов (Ладогу, Орехов, Кексгольм и др.), которые после него перешли к сыну его Патрикию, вступившему на службу к вел. кн. Василию Дмитриевичу. Юрий Патрикеевич женился на дочери вел. князя Анне, а Ив. Юрьев. Патрикеев Голица (отсюда Голицыны) на дочери Владимира Гр. Комнина (по лет. Ховрины) – Евдокии, прадед которой Стефан Вас. выехал с сыном Григорием в Россию после взятия Кафы в 1399 г. На берегу р. Москвы он приобрел имение, которое перед кончиной отдал на монастырь, приняв монашество с именем Симона. Последний был отстроен его сыном и получил название Симоновского (1405 г. 1587 ), первые монахи которого были греки и монастырь находился сначала в непосредственном ведении патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Новейшие лицевые святцы изданы Московскою Синодальною типографиею в 1895–1898 годах. Предварительно рассмотрены были мною по поручению Св. Синода, рассматривались и во время самого издания. Основою их служило предшествовавшее издание святцев авадемивом Солнцевым. Строгановский лицевой подлинник . Литографиею при художественно-промышленном музее строгановского училища технического рисования в Москве издан лицевой подлинник с оригинала графа Строганова, относимый по письму в концу XVI или началу XVII века. В нем вверху делается словесное описание святого, а ниже изображение его. Так как в них святые изображены со старообрядческим двуперстным сложением, так как кресты, которые держат святые, все осмиконечные, а мнение об осмиконечном кресте образовалось в XVII столетии 411 ; то вернее относить сей подлинник в XVII веку. В основе его положен синаксарь иерусалимского устава. Сравнительно с Папеброхиевыми и Каппонианскими святцами он отличается полнотою памятей. Особенности его следующие: 12 янв. св. Макария, сед, ризы поповские по обычаю (один из преподобных 19 января или Маркиан 10 января?), 27 марта пр. Захарии вместо 24, апр. 21 св. Харитон рус, преподобнические одежды (вероятно тот, что 28 сент.), апр. 22 св. Панкратий, 27 мая муч. Леонид, 6 июня муч. Лукиан, 7 священномуч. Леонт (неизвестны), 31 июля Марк фраческий (у нас 5 июля), 3 июля священномуч. Исидор (Феодор 4 июля?), 5 июля священномуч. Агапит (неизвестен), 10 июля муч. Лаврентий (ошибочно с 10 авг.), 11 июля св. священномуч. Евдим или Евудим. Сей подлинник богат памятями русских и вообще славянских святых, которых в нем до 50. Евфимий новгородский в нем не 11 марта, а 15 окт. (согласно с белозер. святцами 49 и 516, день его ангела?), Иоанн рыльский изображен 22 октября, а 19 только имя после написано, св. Иоанн устюжский юродивый 31 мая вместо 29. Неизвестен 22 мая Даниил столпник реславский (может быть, пр. Переславльский). Позднейшею рукою приписаны праздники Неопалимые Купины 4 сент., Донские 19 августа и Скорбящих радости 24 октября. Что касается до изображений, то они отличаются полнотою, так 4 января изображены 60 апостолов из 70, 16 июля все шесть вселенских соборов. 3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

А. З. Р. 1. 115 Рукописн. отдел. Вилен. публ. библ. 7, 11, 21, 23, 24. С. 10, 13, 31, 33–35 В конце второй книги помещена следующая заметка: «Произволением Отца и хотением Сына и съпоспешением и действием Пресвятаго и Животворящаго Духа, изволися написати сиа книгы, рекомы Минеи, март с априлем, в лето 6995, при державе короля польскаго Казимира, великаго князя литовскаго, а повелением и желанием пана Солтана, короля его милости маршалка литовскаго, нареченнаго в святем крещении Александр, сын пана Александра, подскарбьего земли Литовскыа, рукою многогрешнаго и грубаго диака Сенка, родом смолнянина от отца именем Иакова». И именно: 1) жития и сказания: а) житие св. Петра митр., составленное митроп. Киприаном (сохранился только конец); б) генв. 14, похвала св. отец Симеона и Саввы, первых учителей Сербских; в) мая 9, перенесение мощей святителя Николая Чудотв. ; г) июня 9, житие Кирилла Белозерского, соч. Пахомия Логофета: д) мая 23, житие Алексия, митр. Москов., соч. Пахомия Логофета; е) «Митрополита Феодосия всея Руси сказание о чудеси», бывшем у гроба святителя Алексия; ж) мая 3, успение преп. Феодосия Печер.; з) окт. 28, мучение Параскевы Пятницы; и) сент. 20, убиение Михаила, князя чернигов., и боярина Феодора, «сътворено Иоанном епископом»; и) мучение Литовских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия; к) ноября 6, житие преп. Варлаама Хутынского и похв. Слово ему Пахомия Логофета; л) июня 12, житие преп. Петра Афонского; м) житие преп. Онуфрия пустынника; н) июля 15, Слово о св. князе Владимире; о) июля 24, житие Бориса и Глеба, соч. мниха Иакова; п) житие Авраамия Смоленского, соч. Ефрема черноризца. 2) Службы: а) князю Михаилу Чернигов., б) преп. Сергию Радонеж., в) Покрову Пресв. Богородицы, г) муч. Параскевии, д) преп. Варлааму Хутынск., е) Петру, митрополиту Москов., ж) Алексию, митрополиту Москов., з) Феодосию Печер., и) на перенесение мощей Николая Чудотв., й) Леонтию Ростовск., к) Кириллу Белозер., л) Антонию Печер., м) Владимиру, кн. киевскому, н) Борису и Глебу, о) Авраамию Смоленскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Святая вода помогла курильщику с 20-летним стажем отказаться от сигарет Вологда, 9 февраля 2017 г. Александр Михайлов с женой Еленой      Житель Белозерска Александр Михайлов бросил курить после того, как в праздник Крещения Господня выпил освященной воды на Белом озере. «Единственное, о чем я тогда попросил,помоги, Господи, завязать с куревом, — рассказывает Александр. — И вот уже целый год не курю», сообщает газета Красный Север . До этого белозер выкуривал по две пачки сигарет в день. — Кашель был сильнейший, знаете, так кашляют закоренелые курильщики, — вспоминает мужчина. — Порой я просто задыхался. Десятки раз пытался бросить, но все было бесполезно — начинал снова. С утра встанешь — и рука сама за сигаретой тянется. А тут как-то подумал, что надо завязывать. У меня сыновья занимаются боксом и кикбоксингом, какой я им пример подаю… Глупо рассказывать им о вреде табака с сигаретой в зубах. Приятель все рекомендовал Александру книжку какого-то американского «колдуна» — мол, прочитаешь и бросишь курить. Он взял эту книгу, полистал, а перед Крещением подумал: «...Завтра помолюсь и святой воды изопью на Белом озере, справлюсь и без американца». Часов в девять утра Александр выкурил последнюю сигарету и отправился на озеро. И вот прошел уже год, как он не курит. — Моя жена Елена, социальный работник, — глубоко верующая женщина. Кроме церкви и дома, ничего не знала, — говорит мужчина. — В 36 лет она уже собиралась было уйти в монастырь. Но тогда произошла одна история, которая помешала этому и оказала большое влияние на ее и мою судьбу. При храме жил такой юродивый старичок, обыватели считали его сумасшедшим. Так вот, однажды он подарил моей будущей супруге ванночку для купания детей и кастрюлю. Лена отказывалась брать, а он настоял — говорит, бери, пригодится. И вскоре мы с ней встретились, сейчас у нас четверо детей — два мальчика и две девочки. Попробуй не поверить в чудеса Божьи после такого! 9 февраля 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100910.html

   001    002   003     004