В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Помимо Патриарха Никона к торжественному дню на Валдай прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Лев, а также архиепископ Тверской Лаврентий. Собор строил, согласно документальным свидетельствам, " каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер " , однако, несомненно, и сам Патриарх, имевший вполне отчётливые представления о том, какими должны быть церкви Божии, не оставался в стороне. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознёсся пятиглавый храм, какой впору было видеть в стольном граде. " Поистине нет ему подобного в мире " , - отзывался о Валдайском монастыре и его соборном храме архидиакон Павел Алеппский. Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображён сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило " жёлтой меди " , " величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами " . Вплоть до самого недавнего времени монастырский собор, освящённый Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Божией Матери, существовал как Успенский. Успению Пресвятой Богородицы его посвятили в XVIII веке, отремонтировав после большого пожара. Иверским в нём был лишь придел. До 1670 года все здания обители, кроме Иверского собора и тёплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670-1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь. Не остался без внимания и соборный храм. В 1688-1689 годах его расписал Матвей Карпов " со товарищи " . Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре случился " непомерный пожар " , и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком поновлении фресок речи не шло. К 1710 году, когда его заново освятили (на сей раз - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и с таким посвящением он просуществовал вплоть до закрытия монастыря), те же мастера расписали его заново. Но и эти росписи дожили лишь до середины XVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор (собственно, выбирать-то особенно не приходилось) в пользу масляной живописи, пригласив осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими композиции сохранялись - дважды поновлённые - до ХХ столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Владыка Иосиф с благодарностью всегда вспоминал Архиепископа Арсения и клирика Ростовской епархии протоиерея И. Уманского. О каждом из них он в свое время отозвался так: «Ты был один, у кого я взял прекрасный стиль слова, снискавший мне хваление». Их он имел в виду, когда однажды в проповеди сказал: «Митрополита Филарета я очень рано полюбил, и если я его отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей, как Апостолы святые, простяки, которые имели самого изящнейшего в мире учителя, неповторимого Учителя – Господа Иисуса Христа». В 1924 году – возведение в игумены, в 1927 году на праздник Благовещения – в сан архимандрита. 27 ноября 1932 года последовала архиерейская хиротония владыки Иосифа во Епископа Таганрогского. «Чин хиротонии совершал: Управделами Св. Синода Питирим (Крылов), архп. Дмитровский; Николай (Амассийский), архп. Ростовский; Назарий, архп. Челябинский, Александр (Белозер), Епископ Барнаульский» 14 . Перед хиротонией владыка обратился к местной подвижнице Марии за помощью 15 . Жизненный путь владыки Иосифа был исполнен бед и скорбей. Еще в «1925 году игумен Иосиф был выслан из пределов Северного Кавказа на 2 года по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (Ст. 73. Угол. код.)» 16 . «27 декабря 1935 года последовал арест владыки. Особым Совещанием при НКВД СССР от 15 августа 1936 года Епископ Иосиф был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет. Осенью 1936 владыка Иосиф был отправлен по этапу в Ухтпечлаг в забитых до отказа теплушках до г. Котласа, где вместе с остальными заключенными был пересажен в трюм огромной грузовой баржи, чтобы, доплыв до Усть-Выма, еще почти двести километров пройти пешком до лагеря под конвоем уголовников» 17 . Сохранились некоторые воспоминания очевидца о владыке Иосифе, относящиеся к 1936 году, свидетельствующие о его человеколюбии, жизненной стойкости в тяжелых обстоятельствах этапирования и лагерного бытия 18 . Митрополит Иосиф прошел через долгое горнило тяжелых испытаний. В лагере он «работал дневальным у инженера-геодезиста и посудомойкой на кухне» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

138 Месяцеслов при евангелии Румянцов. музея 1164 года 103 особенного ничего не имеет. 139 Так номера значатся в исследовании мстиславова евангелия (рукопись Невоструева). 140 Об нем Обзор русск. духов. литер. § 4. Краткий очерк истории правосл. церквей болгарской и проч. Голубин. стр. 167. 141 Заметки поклонника св. горы. 142 Краткий очерк истории правосл. церкви болгарской и проч. Ев. Голубинского стр. 79—82. 143 Апостол XIII в. Публичной библиотеки 2, отдел I, в четвертку, иметь на важнейшие только дни памяти святых и праздников, особенностей нет. 26 янв. имеет одного Феодора Студита, 14 июля св. Евфимии по ошибке вместо 11 ( ди вместо аи ). Месяцесловы при евангелиях публич. библиотеки XIII века 8, 13, 14 особенностей не имеют, равно и месяцеслов софийского пантелеймонова евангелия, в сравнении с евангелиями их древнейшими. Месяцеслов при евангелии московского Архангельского собора 2, относимом К. И. Невоструевым к XIII в., замечателен русскими праздниками: 1 авг. всемилостивому Спасу и 1 окт. Покрову пресв. Богородицы. 144 В 31, 20 апр. св. Христофора, 10 мая муч. Мокия, во сих чисел нет в 28. 145 В публичн. библиотеке ев. и апостолы просмотрены по XV век включительно. 146 В числе белозер. славян. евангелий находится греческое, 1511 года 36. В календаре его довольно особенностей, но большая часть от ошибок писца, ставившего числа не против тех святых, которые в известной день поминаются, от того месяцы февраль и апрель и май спутаны, но есть и особенности не от ошибок писца, напр. св. Епифания и Германа 2 апр. вместо 12 мая; во многом месяцеслов его сходствует с наниан. 2 (выше). 147 У Крумбахера: История Визант. литер. изд. 2 (Gesclichte d. Byzant. Litterat.). стр. 314, исчислено 17 изданных ктиторских уставов. 148 Снеси рецензию на эту книгу, написанную Дмитриевским. Христ. Чт. 1888 г. ч. II, стр. 480. 149 Этот типик описан полно еще ранее издания его Красносельцевым в Летописи Историко-филолог. Общества при Новороссийск. университ. Визант. Отдел. I. 1892 г. стр. 156—254.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

хлеба, скота и проч. в синодальн. вотчинах); VII, 1727 г., 63 (прошение капитана Георгия Пашкова об отчислении обители от Троицкого Яблонова м-ря; в 1725 г. м-рь имел камен. церковь с трапезою, поварню и хлебодарню, дерев. кельи и ограду, 25 монахов, 11 служителей и был под управлением архимандритов). 335. Николо – Тихвинская , женская община, при селе Пятницком, Воронежской губ., Бирюченского у., в 50 вер. к юго-зап. от Бирюча, при р. Осколе. Учреждена в 1889 г. с приютом для девочек и богадельнею для престарелых лиц женского пола. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 22, 220. 336. Никоновский , женский, общежительный, при селе Сушках, Рязанской губ., Спасского у., в 19 вер. к югу от Спасска, при р. Кирице. Учрежден в 1858 г. под именем женской общины, за которою тогда же была укреплена пожертвованная мещанкою Шапошниковою земля. В 1870 г. община возведена в сверхштатный общежительный монастырь без всякого пособия от казны. При м-ре существует школа. В сельской церкви находится икона св. Николая, по преданию, вынесенная из прежней сгоревшей церкви, которая была построена для монахов, живших здесь по оброчной статье архиерейских служителей. “Сенат. ведомости”, 1858 г., 19; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1870 г., 75, ст. 669; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1858 г., 10 (учр. общ.); 1870 г., 136 (возв. на степ. м-ря); 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 49 (о древн. памятниках). 337. Нила – Сорского – Сретенская , мужская пустынь, заштатная, Новгородской губернии, Кириловского уезда, в 15 вер. от Кирилова, при рч. Сорке. Основана в половине XV ст. преп. Нилом, иноком Кирилова монастыря, введшим впервые скитский, а не общежительный устав, почему и пустынь называлась Ниловым скитом. Преп. Нил скончался в 1508 г. 7 мая, в каковой день чтится его память; мощи преп. покоятся под спудом в Иоанно-Предтечевской церкви, в приделе во имя преп. Нила. В 1764 г. она была приписана к Кирилову Белозер. мон., в 1798 г. к Кирилову Новоезерскому, а с 1808 г. опять к Кирилову Белоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

46 В ркп. и печатном житии Макария сказано, что он определен в Канев за 10 лет до его смерти м. Киприаном. Но первое – неточно если он и в том же 1671 г., как изгнан из Овруча, определен в Канев, а житие говорит еще, что в Киеве прожил он будто бы 2 года, что уже и не вероятно, по заботливости о нем преосв. Лазара. Киевского митроп. Киприана в это время вовсе не было на правом берегу Днепра, управлял церквами и монастырями м. Иосиф Нелюбович–Тукальский и он–то конечно, в следствие ходатайства преосв. Лазаря пред гетманом Дорошенком, определил Макария в Канев. А Киприан не был ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавший в Украйне и принявший участие в судьбе преп. Макария? В то время не малое число заграничных архипастырей проживало в Украйне. 47 Конисский «Юрий принял монашество в Корсуне в октябре 1662 г. (Величко 2, 36. летоп. Белозер. 29)». В 1664 г. он заключен был в Мариенбурге вместе с Иосифом Тукальским и в 1668 г. отправляясь из Умани в Киев с игуменом уманским был схвачен татарами и отправлен в Константинополь (Летоп. Белозер. 76. 78. 79. Величко 2:334). По времени определения пр. Макария в Канев (пр. 47) принимал он Юрия в Каневе в 1672 г. 49 Сл. Максимовича. Географ. словарь М. 1861 г. 1, 949. По ркп. житию кончина св. Макария и разорение Канева относятся к 1653 г. Но в этом году не видно ни по каким памятникам разорения Канева. А что говорится о разорении его в житии, – согласно с летописным описанием разорения 1676 г. (Сл. о Каневе в киев. губ. ведом. 1846 г. 2–5 и 46). Письмо архиеп. Лазаря не оставляют сомнения, что пр. Макарий пострадал после 1657 г. Днем кончины показано 7 ч. сент. в словаре святых, стр. 175, 1671 г. 50 Подробно и отчетливо описана жизнь преп. Иосифа в прибавл. к твор. отц. ц. 1849. стр. 225–270. По ркп. «житие и подвиги препод. отца игумена Иосифа чудотворца, иже созда обитель пр. Богородицы честного Ее успения близ града Волоколамска, списано бысть учеником его смиренным епископом Саввою сарским, глаголемым черным, по благословению преосв. Макария митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004