В офиц. части помещались Высочайшие манифесты, указы и рескрипты, указы и определения Синода, распоряжения епархиального начальства и епархиальные известия, в т. ч. о наградах и производствах в чины служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам, о переменах по службе, списки вакансий, маршруты поездок епископа по обозрению церквей епархии, разрядные списки воспитанников духовных семинарий, духовных училищ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, расписание проповедей петрозаводского духовенства в соборе, сообщения о присоединении к Православию, об открытии приходов и освящении храмов и т. п., а также программы, журналы и постановления съездов духовенства (общеепархиальных, миссионерских, по учебным округам), обращения, объявления и отчеты правлений и советов епархиальных учреждений, братств и благотворительных заведений, устав и воззвание Императорского Православного Палестинского об-ва и др. В неофициальной части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих архиереев, ректоров ДС, особенно часто - архим. Фаддея (Успенского), кафедрального прот. Александра Надежина (впосл. Александр, еп. Вологодский, обновленческий митр. Петрозаводский), прот. Иоанна Лаврова, священников Иоанна Дроздина, Николая Чукова, Викентия Красова, Павла Березина, иером. Иакова (Колтановского), др. клириков епархии, преподавателей ДС. Богословских статей было немного (напр., «Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых» С. И. Покровского (1901. 22-24; 1902. 1-8), «Св. Андрей Критский как церковный песнописец» Мягкова (1902. 4-9), «Книга Руфь: (Исторические сведения о книге)» И. А. Машезерского (1904. 13-19, 22)). В 1898-1908 гг. почти в каждом номере печатались статьи (значительная часть принадлежала перу преподавателя ДС Д. П. Ягодкина) и стихотворения нравоучительного и патриотического содержания (Ягодкина, свящ. Викентия Красова, Е. Петровского и др.), а также описания паломничеств, из к-рых наиболее интересны «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника)» (1899. 19-22, 24; 1900. 1-6, 8, 11-15, 17-19, 21-24; 1901. 3, 5-7/8, 11-16, 18, 19, 24; 1902. 5, 15, 16), «Вифлеем» (1901. 1. С. 18-24; 2. С. 64-68), «Гефсиманская весь и Вифания» (1901. 9. С. 276-280; 10. С. 302-306) и «Горняя» (1902. 11. С. 401-404; 12. С. 436-439) свящ. Евгения Мерцалова, статьи и заметки церковно-практического характера (напр., «Вывод основных формул пасхалии» Т. И. Астапова (1899. 9. С. 17-18; 11. С. 12-15; 14. С. 27-29)), пояснения богослужений, каноны утрени в рус. переводе Е. И. Ловягина (1903. 7, 8, 11, 16-18). От большинства епархиальных изданий «О. е. в.» выгодно отличались незначительным количеством перепечаток из др. журналов.

http://pravenc.ru/text/2578347.html

миссионерского об-ва и епархиальных миссионеров, разрядные списки Калужских ДС и ДУ, расписания проповедей в соборе, маршруты следования архиереев для обозрения церквей епархии, а также извлеченные из епархиальных отчетов 60-х гг. XIX в. статистические сведения о числе рождений, браков и смертей, о присоединении к Правосл. Церкви, о количестве храмов, духовенства, церковных уч-щ и др. документы. В неофиц. отделе печатались проповеди и поучения правящих архиереев и местного духовенства (И. Любимова, А. Рождественского, И. Громова, А. Воронцова, И. Февралёва, А. Троицкого, М. Воинова, И. Извекова, И. Остроглазова, В. Лоренцо и др.), оригинальные и заимствованные из др. журналов статьи на богословские, церковно-исторические, духовно-педагогические и др. темы, очерки церковного быта и духовные стихотворения. В неофиц. части могли публиковаться документы, аналогичные тем, к-рые печатались и в офиц. части (отчеты, списки членов братств, благотворительных обществ, епархиальных учреждений). Издание материалов по церковной истории и археографии Калужского края начал иером. Леонид (Кавелин) (впосл. архим.), опубликовавший в первых номерах К. е. в. «Историческое описание калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской церкви» (1862. 1. С. 1-17; 2. С. 19-35; 3. С. 36-50; 4. С. 54-56; 6. С. 84-91; 7. С. 101-106; 8. С. 107-124), «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (1862. 9. С. 141-146), «О церкви св. жен мироносиц г. Калуги» (1862. 10. С. 156-165), «Историческое описание перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (1862. 13. С. 202-213; 14. С. 224-231; 15. С. 241-249; 16. С. 261-268; 17. С. 276-287; 19. С. 311-329; 22. С. 394-407; 23. С. 407-430), «Летопись градо-калужских церквей» (1863. 5. С. 76-91), «Об упраздненных монастырях в пределах нынешней Калужской епархии» (1863. 8. С. 127-131; 9. С. 145-153; 10. С. 167-171) и др. заметки. Среди множества публикаций последующих лет, посвященных истории епархии и ее святынь, примечательны статьи: «Материалы для истории Калужской ДС» В.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

11 янв. 1918 г. на 1-й сессии ВПЦС избран товарищем председателя. Возглавлял справочное бюро (редакционную комиссию) Собора. 29 янв. участвовал в отпевании убиенного после вступления в Киев Красной Армии сщмч. митр. Владимира. В мае на Киевском епархиальном съезде участвовал в выборах правящего архиерея, при этом кандидатуру Д. активно поддерживали сторонники автокефалии. При 2-м голосовании получил 117 голосов; 164 голосами на Киевскую кафедру был избран митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) . В июне, во время 2-й сессии Всеукраинского Церковного Собора, Д. избран председателем комиссии по украинизации, однако фактически комиссия не работала. В дек. 1918 г., после занятия Киева войсками Украинской директории, прекращения работы ВПЦС, ареста и высылки в Галицию митр. Антония, Д. стал членом Конторы Свящ. Собора епископов Украины. Вместе с др. членами конторы во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским) отказался признать объявленную директорией автокефалию Украинской Церкви. В 1919 г., возможно, выезжал на Сев. Кавказ, имеются сведения об управлении Д. Кубанской епархией; по др. данным, в том же году управлял Екатеринославской епархией. В 1921 г. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии, по-прежнему был настоятелем Николо-Пустынного мон-ря. Участвовал в заседаниях Собора епископов Украины, созывавшихся экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) . Вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями увещевал сторонников В. Липковского (Липкивского), провозгласивших создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В авг.-сент. 1922 г. участвовал в совещании правящих епископов Украины с участием представителей клира и мирян; был избран членом комиссии по переговорам с УАПЦ. В сент. того же года вместе с митр. Михаилом участвовал во встрече с прибывшими в Киев представителями «Живой церкви» , на к-рой киевские архиереи решительно отказались присоединиться к обновленчеству . 22 янв. 1923 г. митр. Михаил, предвидя арест, составил завещательное распоряжение, согласно которому в случае устранения правящего архиерея от управления епархией его должен был заменить Д., а при невозможности этого - др.

http://pravenc.ru/text/178147.html

В похвальном слове ростовскому кн. Василию Константиновичу, включенном в Лаврентьевскую летопись, о гибели В. К. на р. Сить не сообщается. Между тем позднее источник отмечает, что в числе князей Сев.-Вост. Руси, переживших нашествие Батыя, был сын В. К.- блгв. кн. Василий, к-рый заменил отца на ярославском столе. Косвенное известие о смерти В. К. есть в рус. редакции Хронографа 1512 г., а также в устюжских летописцах, отметивших смерть вел. кн. Георгия «з детми и братаничи» (ср.: ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 401; Т. 37. С. 30, 69). Прямые данные о гибели В. К. сохранились в ряде более поздних древнерус. летописей. Сообщение о том, что В. К. «убиша... на Сите с великим князем Юрьем Всеволодичем», имеется в Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., дошедшей в составе одного из ранних списков Воскресенской летописи (РИИР. Вып. 2. С. 28). Этот текст читается и в др. частных списках рус. родословных книг XVI-XVIII вв. (РГБ. Ф. 256. Рум. 349. Л. 105-105 об.; РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. 67/90. Л. 39 и др.). Краткая биография В. К. вошла в составленное в сер. XVI в. родословие ярославских князей (РГБ. Ф. 256. Рум. 349. Л. 105; РИИР. Вып. 2. С. 27, 101 и др.), в «Государев родословец» 1555 г. и Бархатную книгу 1686 г. О церковном почитании В. К. в древности сведений нет. По-видимому, одна из причин состоит в том, что его тело не было найдено на месте битвы (в отличие от останков вел. кн. Георгия и ростовского кн. Василия Константиновича). Кроме того, во 2-й пол. XIII - сер. XV в. (до 1462/63) в Ярославском княжестве правили представители др. династии - потомки блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного, 1-м браком женатого на внучке В. К. Марии Васильевне. Упоминание в источниках В. К. появилось лишь в связи с обретением в 1501 г. в ярославском Успенском соборе мощей его сыновей. Однако ко 2-й четв. XVI в. имя В. К. исчезло из памяти настолько, что иером. Пахомий в написанном между 1526 и 1533 гг. Житии блгв. князей Василия и Константина называл их отцом вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый был дедом В. К. В компилятивной редакции Жития блгв. кн. Феодора Чёрного сер. XVII в., одним из источников к-рой была «Книга степенная царского родословия», происхождение супруги ярославского князя (внучки В. К.) определено верно. Поэтому можно предполагать, что кн. Всеволод, упоминаемый в стихире 6-го гласа службы на обретение мощей св. князей Василия и Константина («ветви сущия Всеволода преблаженнаго» - Минея МП. Июнь. Ч. 1. С. 236) и в кратком житии князей под 8 июня («самобратия суть, рода от благоверная князя Всеволода преблаженнаго» - «Алфавит русских святых» мон. Ионы (Керженского) (1807-1811) (ЯИАМЗ. 15544. Л. 145)), есть не кто иной как В. К.

http://pravenc.ru/text/155474.html

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

Официальную часть редактировали: в 1906-1910 гг. секретарь духовной консистории Н. И. Лузгин, в 1911-1912 гг. архим. сщмч. Иоанн (Поммер) , в 1913-1915 гг. архим. сщмч. Лаврентий (Князев) . Редакторами Вестника были: в 1907-1908 гг. Д. И. Довгялло, в 1908-1913 гг. А. И. Миловидов, в 1908-1910 гг. архим. сщмч. Иоанн (Поммер), в 1912-1915 гг. архим. сщмч. Лаврентий (Князев), в 1915-1916 гг. В. А. Ивановский, в 1916 г. прот. Василий Знаменский (впосл. обновленческий архиепископ). В 1863-1906 гг. в начале каждого номера печатались офиц. документы: высочайшие манифесты, грамоты и повеления, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения правительственные», «Распоряжения местных начальств», в т. ч. духовных (консистории, семинарского правления, правлений духовных уч-щ) и гражданских, а также «Известия» (о награждениях, переменах по службе, праздных местах, принятых пожертвованиях и т. п.), «Церковная летопись» (распоряжения и сведения о др. епархиях, замечательные события правосл. и инославной церковной жизни), некрологи и др. В «Неофициальном отделе» помещались духовно-назидательные статьи и поучения, местные церковно-исторические и краеведческие материалы. Согласно заявленной программе, здесь печатались «описания по частям всего, что в епархии есть особо замечательного касательно исторических лиц, событий и церковных древностей», «грамоты, акты и другие замечательные документы на русском языке или в переводе на оный, относящиеся к церквям, монастырям, духовенству и причту Литовской епархии», «очерки народных нравов и обычаев и народных суеверий», библиографические сведения, а также, сверх программы, канонические заметки, разбор литургических и иных вопросов из приходской практики, врачебные советы и проч. В 1-й же год издания в 10-15, 17 была введена рубрика «Страдания православного духовенства Литовской епархии от польских мятежников», в к-рой, в частности, сообщалось об убийствах свящ. Константина Прокоповича (1863. 11) и свящ. Романа Рапацкого 13, 14), о непорядках в Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого монастыре 14). Среди публикаций, посвященных церковной истории сев.-зап. края, примечательны статьи М. О. Кояловича , напр.: «Историческое призвание западно-русского православного духовенства» 1. С. 22-32; 2. С. 63-68), А. Розова «Отношение православных южно-руссцев к протестантам в XVI в. и 1-й пол. XVII в.» (1881. 4-6, 9, 15/16, 21, 25, 26, 33), С. Романского «Духовный суд в Зап. Руси в XVI в.» (1875. 21-25, 39, 40); среди источниковедческих работ - публикация в 1867-1869 гг. «Документов, относящихся к истории православной и униатской Церквей в здешнем крае». После 1902 г. большинство статей неофициального отдела перепечатывались из др. журналов, в 1905 г. заметно обращение к живым церковно-общественным вопросам, напр. в исторических статьях преподавателя Литовской ДС Б. В. Титлинова «Страничка из истории русского духовенства» 15/16. С. 151-157).

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

был одновременно определен членом Московской синодальной конторы. В академии ввел по воскресным дням толкование Свящ. Писания в богословской аудитории, что принесло ему известность в Москве: слушать его собиралось множество горожан. В праздничные дни произносил поучения в Заиконоспасском мон-ре, Успенском соборе Московского Кремля, др. храмах. В 1783 г. в Москве были изданы проповеди и поучения Д., к-рые отличаются строгим соблюдением формы и порядком изложения доказательств. По образцу университетских б-к Европы Д. привел в порядок академическую б-ку, составил обстоятельный каталог. Издал библиографическое описание «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших». Изложил в нем перечень книг Синодальной, типографской и др. б-к, а также дал общую характеристику рус. лит-ры. Собрал и издал все сочинения М. В. Ломоносова , в приложении опубликовал переводы речей на лат., нем. и франц. языки, выполненные самим Ломоносовым и др. людьми. За это издание Д. получил в награду от имп. Екатерины 500 р. Перевел с немецкого на русский язык сочинение акад. И. Г. Зульцера «О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...». Стараниями Д. были изданы также поучительные слова Московского архиеп. Платона (Левшина) . В мае 1782 г. Д. был вызван в С.-Петербург, 5 июля в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. состоялась его хиротония во епископа Севского, викария Московской епархии, к-рую совершили Новгородский и С.-Петербургский архиеп. Гавриил, Московский архиеп. Платон и Псковский архиеп. Иннокентий. 22 сент. 1783 г. Д. был переведен на Нижегородскую кафедру, 26 нояб. того же года прибыл в Н. Новгород. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) По личному распоряжению имп. Екатерины II от 26 авг. 1784 г. он вместе с учениками Нижегородской ДС составил словарь языков народов, проживавших на территории Нижегородской епархии.

http://pravenc.ru/text/168720.html

патриарха Московского и всея России свт. Тихона был уволен в авг. того же года обновленческим Высшим церковным управлением на покой. Пребывал в Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. до ее закрытия властями, после чего переехал в Знаменский мон-рь в Курске. После освобождения свт. Тихона в июне 1923 г. был возвращен им к служению, однако уже в авг. того же года обратился к патриарху с просьбой уволить его на покой, ссылаясь на состояние здоровья и нежелание из-за угрозы церковного раскола противостоять обновленцам. 19 окт. того же года уволен на покой. 25 апр. 1925 г. возвращен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) к управлению Курской и Обоянской епархией (по др. сведениям, вернулся на Курскую кафедру в июле 1924). В апр. 1926 г. Н. подписал обращение 25 архипастырей в поддержку позиции заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и с осуждением организаторов григорианского раскола . 9 апр. 1927 г. был арестован, но уже 21 мая освобожден под подписку о невыезде. 8 июля того же года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ условно. Из-за вынесенного приговора в февр. 1928 г. был вынужден уйти на покой. Переехал в Одессу, где скончался 22 июля (по др. данным - 2 июля) того же года. Был похоронен на 2-м одесском христ. кладбище. В 1987 г. останки Н. были торжественно перезахоронены в некрополе Свято-Успенского муж. мон-ря рядом с могилами др. архипастырей, скончавшихся в Одессе. Соч.: К вопросу о клятвах Антиохийского патр. Макария и Собора 1656 на знаменующихся двуперстно//МОб. 1910. 1. С. 37. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Лит.: Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 86-87; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 15-18; Акты свт. Тихона. С. 166, 450, 982; Дамаскин. Кн. 4. С. 64, 102, 103; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 193-202; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 385. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2564626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010