В числе их были 45 персов, 12 арабов, три бухарца и 2 каракалпака. В 1758 г. казанский архиепископ Гавриил (Кременецкий) посетил Нагайбацкую крепость и поручил тамошних новокрещеных особенному вниманию священника с. Спасского, Бугульминского уезда, которого нашел более способным в деле миссии. Другим центром для новокрещенов Оренбургского края был г. Ставрополь, куда в 1738 г. переселилась калмыцкая миссия. К 1760 году Оренбургское начальство поселило там около 250 человек персиан, аравитян др. крещеных инородцев, вышедших из киргиз-кайскацких орд. Азиаты, таким образом, представляли собой преобладающую смешанную национальность новокрещенов. Случаи обращения в христианство коренных оренбургских и уральских инородцев – башкир, ногайцев и киргизов оставались единичными. Обращение их обязано не специальной миссии, а деятельности приходского духовенства. Что касается оренбургских калмыков, то в числе их насчитывалось слишком мало крещеных. Они выселились из низовьев Яика в Оренбург и пользовались правом свободы вероисповедания, данным насельникам Оренбурга. В 1754 г. крещеных оренбургских калмыков оказалось только 58 кибиток при 205 душах обоего пола. 363 В церковно-административном отношении новые места Оренбургского края и Уральской области, до учреждения самостоятельной Оренбургской епархии (1799 г.), принадлежали к разным епархиям. Большая часть их входила в состав Казанской епархии. По официальным документальным данным в 1740 г. Казанскую епархию составляли – Казань с уездом и пригородами (Арск, Лаишев), уездные города с уездами: Свияжск, Козмодемьянск, Чебоксары, Царевококшайск, Кирельский (ныне Тетюшский уезд) и Болгарский (ныне Спасского уезда), заказы: Симбирск, Оса, Сарапул, Кукарка, Царево-Санчурск, Малмыж, Елабуга, Уржум, Яранск, Ветлужский заказ, Уфа, Бирск, Самара, Сергиевск, крепость Ставрополь, Яик (Уральск) с 4 церквами. 364 Оренбург и все ближайшие к нему крепости, расположенные в округах Оренбургском, Бузулукском и частью Верхеуральском при самом основании Закамской линии (1734 г.) вошли в состав Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Наиболее вероятная версия высказана известным историком конца прошлого века И.Ф. Токмаковым, который считал, что название церкви произошло оттого, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого строен правый придел теплой церкви. Эта версия подтверждается и недавно найденным архивным документом. Храм Николы Заяицкого (с главным приделом Преображения Господня) находился в Нижней Садовнической слободе. Первоначальная церковь, стоявшая на этом месте, была деревянной и впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 года. В документах XVII века встречается запись: «Церковь вел. Чудотворца Николы Заяицкого 1625 и 1628 гг. по окладу 16 алтын 4 деньги платил поп Ефрем». В 1639 году в ее приходе было четыре двора причта и «подле кладбища белые дворы садовников». По одним данным, к 1657 году церковь стала каменной, но через сто лет настолько обветшала, что ее решили снести и построить новую во имя Николая Чудотворца. По другим, каменная церковь впервые выстроена в 1652 г. 25 мая состоялась торжественная закладка церковного здания, по поводу чего был отслужен молебен. Церковное «строение было уже зачато и немногое число построено», когда два месяца спустя скончался Москвин. В сентябре недостроенные стены церкви накрыли деревянными щитами и возвели палатку, отапливаемую печью, в которой в зимнее время тесали блоки белого камня. Строительство в основном завершилось к 1754 году, а окончательная отделка интерьера — к 1759 году. 24 октября 1754 года Преосвященный Филимон, епископ Грузинский, освятил правый придел, во имя Николая Чудотворца, а 31 июля следующего года — левый, во имя преподобного Сергия Радонежского. Главный, Преображенский придел был освящен лишь 22 августа 1759 года. Таким образом, от начала строительства храма до его полного завершения, включая убранство интерьера, навеску колоколов и прочее, прошло долгих восемнадцать лет. Во время пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена французами. Благодаря пожертвованиям прихожан утраченную утварь заменили новой и 19 сентября 1812 года освятили придел Николая Чудотворца, а чуть позже и остальные. В 1820-е годы вдоль северной границы участка выстроен сарай, рядом с которым было решено построить каменные лабазы. В 1850 году на погосте появились многочисленные деревянные и каменные одноэтажные сараи. С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, жертвовавшие на благоустройство храма.

http://sobory.ru/article/?object=02395

Калуга. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство Успенского храма было начато в 1754 г., и, как гласила надпись на Горнем месте главного придела, он был освящен 4 мая 1762 г. Колокольня Успенского храма была построена в 1769 г., а в 1799 г перестроена. В храме имеется два придела: во имя Николая Чудотворца (1757) и пророка Аввакума. Оба придела перестраивались: придел во имя Николая Чудотворца в 1836 г., а придел пророка Аввакума в 1844 г. (по другим данным приделы были перестроены в 1834 г.). Алтарь расписан в 1783 г. При храме действовала церковноприходская школа, которая размещалась в храмовой пристройке. Из икон почитались две: икона пророка Аввакума и Корсунская икона Божией Матери. Храм был закрыт в 1936 г. и переоборудован в швейные мастерские. В период Великой Отечественной войны, во время отступления Советской армии в октябре 1941 г. они были сожжены. В 1960 г. храм был признан памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР 1327 от 30 августа 1960 г.), a в 1968 г. отреставрирован, и в нем разместились Калужские научно-производственные реставрационные мастерские. 25 ноября 1998 г. Успенский храм был передан Калужской епархии на основании распоряжения Минкультуры и Минимущества РФ. За годы советской власти здание сильно пострадало. В настоящее время восстановительные работы продолжаются. Материалы из книги «Земля Калужская – земля Святая» 2003 г. В первый раз она упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из надписи на горнем месте главного придела, освящена 4 мая 1762 г. Приделы во имя Николая Чудотворца и пророка Аввакума перестроены - первый в 1836 г., а второй - в 1844 г. Колокольня в 3 яруса надстроена в 1799 г. Храм был пятиглавым, 4 главы на углах церкви, на трех сторонах верхи выдавались полукругом, наподобие закомар; в каждом полукружии была изображена храмовая икона - (Успения, св. Николая и пр. Аввакума). Главы были луковичнообразные, пятая глава более других и посажена была на двойном трибуне, который внизу имела вид восьмигранника с ликом святого на каждой грани, а потом после покрытия круглым обломом становится круглым с желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем корпусе, так что обработка ее кажется вычурной.

http://sobory.ru/article/?object=01761

09.01.1741 20.10.1741 Иосиф, кн. Хвабулов, архиепископ Самобольский, затем – викарий Новгородской епархии; 1732 (?) Роман, кн. Эристави-Арагвский, митрополит Самтаврский; 22.04.1742 – 22.01.1755 Лев Юрлов (Орлов), епископ бывший Воронежский; 30.01.1753 Роман, кн. Эристави-Арагвский, паки; 26.11.1752 03.06.1774 Афанасий, кн. Амилохваров, митрополит Тифлисский; 26.05.1754 Филимон, епископ Николозцминдский (или Никорцминдский); Иона, митрополит Руиский; 04.08.1821 Иона, митрополит Руиский, паки; 05.03.1823 Пафнутий, кн. Гедеванов, архиепископ бывший Цагерский; 14.05.1817 Досифей Пицхелаури, архиепископ Алавердский (Телавский); 21.04.1828 25.04.1846 Дионисий Цветаев, епископ бывший Пермский. 4173 Вторая дата – «определение на покой» после ареста. Затем два года в концлагере или в ссылке (?). Далее см. Кузнецкая. 4174 Первая дата – дата хиротонии в Париже. Вторая дата – дата указа Московской Патриархии 873 об «отчислении» в связи с переходом в юрисдикцию РПЦЗ после кончины митрополита Евлогия (Георгиевского). 4176 Из настоятелей Благовещенского храма в Оксфорде, протоиерей. Пребывание – в Оксфорде. Отправлен на покой по указу Патриарха Алексия II. См. данные веб-сайтов mospat.ru и patriarhia.ru 4177 Вторая дата – увольнение на покой (по прошению?) с назначением настоятелем Высокопетровского монастыря в Москве (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 88). В 1928–1935 гг. – настоятель храма Рождества Богородицы в Путинках. Архиепископ с 26.06(09.07)1934. По некоторым данным (следственное дело), в 1932 г. тайно перешел в католичество. Арестован 08(21)02.1935, осужден и расстрелян 10.07.1935. (Прим. M. Е. Губонина. – По ММЛ Каталог... и некоторым другим данным, в 1923 г. в Загорск (как и на многие другие кафедры) был тайно хиротонисан Лазарь (Любимов) – ставленник известного тогда Уфимского епископа Андрея (кн. Ухтомского). Официально на Православной Загорской кафедре Лазарь (Любимов) никогда не числился, поэтому в список не включен. В 1934 г. переметнулся в обновленческий раскол (см. Загорская, обн.).) По другой версии, Лазарь был тайно рукоположен епископами «иосифлянской» оппозиции (1930 г. ?). Но поскольку в 1931 г. был настоятелем московского храма – церкви Св. Николая («Большой Крест»), то его «иосифлянское» архиерейство – сомнительно. Достоверно, что после ссылки примкнул к обновленцам. С января 1935 г. – обновленческий епископ Клинский. Впоследствии оставил обновленцев, с 1936 г. проживал в Москве, где работал бухгалтером. В 1937 г. был арестован по делу «Автокефальной Черной Церкви» и расстрелян на Бутовском полигоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1615 году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала. В том же году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню». С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение. Прп. Серафим Саровский Родившийся 19 июля 1754 (по другим данным – 1759) года в старом Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных мальчик, во Святом Крещении был наречен Прохором (в будущем – преп. Серафим) в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой Церкви. Его родители, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием. Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге. Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. После смерти мужа Агафья Мошнина, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.

http://pravoslavie.ru/31902.html

Базилика пережила несколько катастроф, в их числе разграбление войсками Алариха в 410 г. и сильный пожар в 1823 г., после которого она была построена почти заново на основе археологических исследований и письменных источников. Ее внешний вид до пожара известен благодаря рисунку, выполненному в 1754 г. 2. Цирковидные базилики Базилика и мавзолей на Лабиканской дороге. На третьей миле Лабиканской дороги (сейчас виа Казилина) некрополь существовал уже с позднереспубликанской эпохи. Здесь, в местности, которая в конце Средневековья получила название «Торпиньяттара» (Torpignattara), находилось кладбище подразделения конных императорских гвардейцев Августа (Equites Singuläres Augusti), которое было расформировано после решающей победы Константина у Мильвийского моста. В городе на месте их казарм император построил Латеранскую базилику, а на Лабиканской дороге возвел большую базилику и мавзолей. Эти постройки уничтожили захоронения кавалеристов, хотя строители и оставили стену, ограждавшую кладбище солдат. Раскопки комплекса были проведены В.Ф. Дайхманом и А. Чирой с большой тщательностью, однако из-за плохой сохранности памятника ни вымостки, ни местоположения Престола не было найдено. План базилики восстанавливается хорошо: это трехнефное сооружение размерами 65,29 х 29,3 м, с широкой апсидой, нартексом и атриумом. Базилика, окруженная просторным двором, составляла единый комплекс с мавзолеем, расположенным строго по продольной оси базилики у ее восточного окончания. Базилика датируется 315–318 гг. или, по другим данным, временем до середины 20-х годов. Она была завершена задолго до кончины императора, вместе с мавзолеем, который предназначался Константином для собственного захоронения. Позже император принял решение о строительстве большой мемориальной церкви свв. Апостолов в Новом Риме, где предусматривалось место и для его могилы. Поэтому он передал мавзолей и уже готовый огромный порфировый саркофаг своей матери. Августа Елена была похоронена в саркофаге, украшенном великолепными триумфально-батальными сценами, мало подходящими к ее благочестивому образу жизни (сейчас – в Музеях Ватикана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иркутск. Церковь Прокопия и Иоанна, Устюжских Чудотворцев. Чудотворская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свв. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев — каменный православный храм в Иркутске. Период строительства: 1740-е – 1767 гг. Построена на средства купца М.И. Глазунова. Разрушена в 1930-е гг. Находилась на углу ул. Чудотворской и Набережной (ул. Бограда и Цесовской Набережной, ныне ул. Бограда, 1). Церковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 г. выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, давшую название самому храму. Каменная церковь была заложена в 1740-е гг. (прошение на постройку поступило в 1741 г.) на средства молодого иркутского купца М.И. Глазунова, выходца из Великого Устюга. В августе 1748 г. деревянная церковь сгорела, а так как построение новой каменной не было еще окончено, то 10 ноября того же года (по другим данным 1749 г.) освятили только один престол во имя Сретения Господня, расположенный в северном приделе. Впоследствии это престол был перенесен в нижний этаж главного храма и повторно освящен в 1779 г. (1845, 1890 гг.). Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 25 августа (5 авг.?) 1767 г., вторично 7 октября 1845 г. В северном приделе размещалось еще два престола – верхний во имя Параскевы Пятницы (27 ноября 1754 г., 16 июня 1846, 1890 гг.) и внизу во имя Иннокентия I Епископа Иркутского (1809, 1844 гг.). Под колокольней был расположен пятый престол во имя Архистратига Михаила, освященный 17 июня 1765 г. и позже 23 августа 1881 г. Строительство Чудотворской церкви начало серию своеобразных храмов сибирского барокко в Иркутске. Постройка обладала характерными стилистическими чертами, которые позднее стали доминирующими в культовом зодчестве Иркутска и определили самобытность местной школы. Эта церковь была если не прямым, то близким аналогом многим каменным храмам XVIII – начала XIX в Иркутской епархии. Объемно-пространственная композиция с храмом типа малый восьмерик на четверике, соединенным более низкой трапезной с ярусной колокольней под шпилем, сделалась в дальнейшем традиционной. В декоративном убранстве ощутимо стремление к усложнению фасадной пластики. Здесь впервые встречаются заглубленные панно различной геометрической формы, ставшие затем как бы эмблемой сибирского барокко. В фасадах преобладали горизонтальные членения. Развитые горизонтальные тяги с составными кронштейнами, были дополнительно усилены широким рельефным поясом усложненного рисунка. Крупные окна были обрамлены перспективными наличниками.

http://sobory.ru/article/?object=35416

Светлым прекрасным видением прошла великая княгиня преподобномученица Елисавета по земле Российской. Отказавшись от своего блестящего положения, преодолев вероисповедные и национальные преграды, она, немка-протестантка по рождению и воспитанию, приняла Православие, создала русскую православную монашескую обитель, совершила множество подвигов милосердия и завершила земную жизнь добровольной мученической смертью, до конца оставшись верной своему христианскому долгу. В настоящее время мощи преподобномучениц, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, пребывают в храме святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1992 году преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были канонизированы в лике святых для общецерковного почитания. Память им совершается в день мученической кончины 5 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (переходящее празднование в последнее воскресенье января). 19-го числа. Преподобный Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года (по другим данным1754 г.) в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во Святом Крещении был наречен Прохором в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой Церкви. Родители его, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием. Незадолго до своей кончины (1762) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге. Покров Божий над Прохором проявился с его ранних лет: Господь сохранил младенца невредимым, когда он, оступившись, упал со строящейся колокольни. Отроком Прохор был чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»: во время болезни он был удостоен видения Божией Матери, Которая обещала вскоре вновь посетить его и исцелить. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным. После болезни Прохор с усердием продолжил учение. Он быстро постигал церковную грамоту, ежедневно читал Священное Писание , духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1746 г. к юго-востоку от собора заложили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую освятили лишь 7 июля 1754 г. С 1780-х до 1800-х гг. в Покровской церкви существовал придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. На основании Манифеста о секуляризации монастырских земель, подписанного Екатериной II 26 февраля (9 марта) 1764 г., многие монастыри были упразднены, но Площанская пустынь сохранилась и получила статус заштатного монастыря. В 1779-1783 гг. над западными Святыми вратами обители построили храм Всех Святых. В те же годы был полностью перестроен трапезный корпус, возведены несколько хозяйственных построек, а монастырскую территорию окружила кирпичная ограда длиной более 600 м с четырьмя башнями по углам и тремя воротами. В начале XIX века в обители была перестроена соборная колокольня (1803) и возведена последняя каменная церковь - во имя Сошествия Святого Духа. Главными благотворителями этого строительства были карачевская помещица Мария Афанасьевна Верёвкина и её дети. В трапезной новопостроенного храма обустроили два придела: в левой стороне поставили перенесённый из Покровской церкви престол Рождества Иоанна Предтечи, а справа - иконы Божией Матери «Феодоровская». Приделы храма освятили 11 и 12 ноября 1814 г., а главный престол - 9 июля 1815 г. Окончательное обустройство храма завершилось в 1818 г. В 1820-х гг. на средства купеческой вдовы Анисьи Ивановны Гладковой Казанский собор был капитально перестроен в духе позднего классицизма. В нём сохранили южный Никольский придел, а в ризнице, пристроенной ещё в 1787 г. с северной стороны, был устроен второй придел - в честь иконы Божией Матери «Кипрская». Оба придела освящены в 1828 г. Тогда же Покровская церковь была расширена боковыми пристройками. После 1828 г. новых храмов и престолов на основной территории монастыря больше не устраивалось, однако культовые постройки находились и за его оградой. Это, прежде всего, Сергиев скит, располагавшийся в полутора верстах к северо-востоку от пустыни. Он известен с середины XIX в. В скиту находились однопрестольная церковь Сергия Радонежского, братские кельи и кладбище. Храм был деревянный, построенный в 1848 (по другим данным - 1862) году на средства монастыря и благотворителей. По всей вероятности, Сергиев скит был упразднён не позднее 1908 г., когда часть его строений перенесли на вновь образованное монастырское кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=01116

Житие преподобного Серафима Саровского Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 (по другим данным - 1754) года в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во Святом Крещении был наречен Прохором в честь апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой Церкви. Родители его, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием. Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года - Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском благочестии и всегдашней радости о Боге. Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет: Господь сохранил младенца невредимым, когда отрок оступился и упал со строящейся колокольни. Отроком он был чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы " Знамение " : во время болезни Прохор был удостоен видения Божией Матери, Которая обещала вскоре вновь посетить и исцелить его. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным. После болезни Прохор с усердием продолжил учение. Он быстро постигал церковную грамоту, ежедневно читал Священное Писание, духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя кротостью и смирением. Со временем Прохора начали обучать торговому делу, которым занимался его брат Алексей. Работа эта не привлекала отрока, и он выполнял поручения, исключительно повинуясь старшим. Более всего Прохор возлюбил постоянное пребывание в храме, сердечную молитву и непрестанное размышление о Боге, предпочитая суете мира уединение и безмолвие. Возрастало его стремление к иноческой жизни. Благочестивая мать не противилась этому и благословила сына медным Распятием, которое он всегда открыто носил на груди до самой кончины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010