Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 января 2025 года 26. Среда. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Иконы Божией Матери «Трех радостей». Совершается славословная служба Собора Пресвятой Богородицы. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «В Вифлеем стекошася…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (единожды). «Премудрость» и прочее по обычаю . Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже в вертепе родивыйся…». Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2-е «зри». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й. Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе люди…», по дважды, тропари на 6). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; ипакои праздника, глас 8-й: «Начаток языков…» (единожды; см. в Минее 25 декабря). По 6-й песни – кондак («Иже прежде денницы…») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (дважды). «Слава» – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…», «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й на 4, и Богоотцов на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни). По 3-й песни – кондак («Иже прежде денницы…») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря); седален Богоотцов, глас 3-й: «Иосифа праведнаго…». «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 8-й: «Начаток языков…» (см. в Минее 25 декабря). По 6-й песни – кондак («Веселия днесь…») и икос Богоотцов, глас 3-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) Примечание. Устав не уточняет, каким образом исполняются тропари Богоотцов в 9-й песни канона. Учитывая указания Типикона в аналогичных случаях, можно считать допустимым как пение последних стихов соответствующей библейской песни (от отметки «на 4») в качестве припевов к тропарям канона Богоотцов , так и пение данных тропарей с молебным припевом: «Святии Богоотцы, молите Бога о нас» . По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богоотцов: «Со Иаковом воспоим…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Посетил ны есть свыше…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (см. в Минее 25 декабря). «Слава» – Богоотцов, глас 8-й: «Кровь, и огнь, и курение дыма…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (дважды). «Слава» – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й на 4, и Богоотцов на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни). По 3-й песни – кондак («Иже прежде денницы...») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря); седален Богоотцов, глас 3-й: «Иосифа праведнаго...». «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 8-й: «Начаток языков...» (см. в Минее 25 декабря). По 6-й песни – кондак («Веселия днесь...») и икос Богоотцов, глас 3-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) Примечание. Устав не уточняет, каким образом исполняются тропари Богоотцов в 9-й песни канона. Учитывая указания Типикона в аналогичных случаях, можно считать допустимым как пение последних стихов соответствующей библейской песни (от отметки «на 4») в качестве припевов к тропарям канона Богоотцов , так и пение данных тропарей с молебным припевом: «Святии Богоотцы, молите Бога о нас» . По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богоотцов: «Со Иаковом воспоим...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Посетил ны есть свыше...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (см. в Минее 25 декабря). «Слава» – Богоотцов, глас 8-й: «Кровь, и огнь, и курение дыма...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе...». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-08/

30. Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 4-й. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Свт. Макария, митр. Московского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами попразднства Рождества Христова и святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря) по Марковой главе Типикона под 26 декабря: «В Неделю по Рождестве Христове память совершаем святых и праведных Иосифа Обручника, Давида царя, и Иакова брата Божия». Примечание. Рядовые службы Минеи (30 декабря) могут петься «в пяток на повечерии» (см. 29 декабря) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. в службе праздника 25 декабря), и святых, глас 1-й – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «Память совершаем...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе праздника 25 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Волсви, персидстии царие...» (см. в службе праздника 25 декабря). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – святых, глас 6-й: «Священных память...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь невидимое Естество...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (дважды), и тропарь святых, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и святых на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-12/

220 Иногда в состав избранного псалма входят стихи библейских песней, в частности, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение главы Иоанна Предтечи используются стихи из песни пророка Захарии (см.: Лк. 1, 68–79 ). 221 Помазание елеем по Уставу полагается после отпуста утрени. В то же время перенос этого обряда на время пения канона является одним из недостатков современной богослужебной практики, так как шум и передвижение народа мешают внимательно слушать тропари канона, тогда как многие из этих тропарей (особенно это относится к воскресным канонам и канонам двунадесятых праздников) являются жемчужинами святоотеческого богословия. 222 На Господские и Богородичные праздники (эта особенность характерна не только для великих праздников, но для всех вообще, в том числе для славословных, см. 31 августа), а также в некоторые дни Постной и Цветной Триоди (например, все дни Страстной седмицы, Преполовение Пятидесятницы и другие) ирмосы канона поются дважды. 223 В некоторых службах канон Богородице дается на ряду (например, 26 сентября, 6 декабря и др.). Если же канона Богородице нет в самой Минее, то следует петь молебный канон 8-го гласа («Воду прошед…», см. Часослов или Следованную Псалтирь, часть I). 227 В случае отсутствия на ряду хвалитных стихир праздника поются 3 стихиры со стиховни утрени данного дня (если на данный день года в Минее полагается несколько служб, то стиховные стихиры праздника находятся в службе святому Вселенской Церкви (а не в службах русским святым)). 228 Некоторые священнослужители ошибочно считают, что завесу необходимо отверзать в начале 6-го часа. На самом деле открытие завесы связано только с началом каждения и бывает сразу после отпуста проскомидии, не­зависимо от того, какой час (3-й или 6-й) читается в это время. 229 Даже если священник в это время готовится совершать проскомидию (или уже совершает ее), то для произнесения этого возгласа иерей, как это принято в практике Санкт-Петербургской Духовной Академии, все равно должен выйти на солею и находиться там перед царскими вратами до «Приидите, поклонимся…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи 344 . По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 29 августа). Стихиры на «Хвалите…»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (во всех трех случаях это одно и то же песнопение: «Богородице, Ты еси Лоза истинная…» 345 ). По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» на 8: 3-я песнь 1-го канона святого на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен – святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или грядущий 346 день). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. §2. Праздники со бдением В Типиконе всего 11 праздников в честь святых имеют статус бденных: 26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 17, 20 и 30 января, 23 апреля, 9 и 11 мая, 15 июля 347 . Все они обозначаются в Месяцеслове красным крестом, вписанным в полукружие, – . Также к этой категории относятся праздники в честь храмовых святых, то есть святых, в честь которых освящен данный храм, или святых, мощи которых покоятся в данном храме и обители. Наконец, Типикон дает право настоятелям в случае некоторых полиелейных праздников «повышать» службу до всенощного бдения («Аще хощет настоятель, творим бдение»; см., например, 26 октября). Как можно догадаться из самого названия, на бденные праздники непременно полагается совершать всенощное бдение. В целом богослужение на бденные праздники сходно по своим особенностям с богослужением на великие праздники святых. Принципиальная особенность этих праздников в том, что в седмичные дни на утрене праздников бденным святым поется канон Богородице. Кроме того, на литии добавляется стихира храма. §2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей. Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобных, глас 2-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «Яко Христовых делателей...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-15/

Типикона о том же самом говорится: «Поем каноны 3: святаго Минеи со ирмосом на 6, ирмос по 2, тропари на 4... и по нем храма святаго на 4; таже в Октоихе мученичен на 4» (л. 20 на об.). Другой пример: в последовании Типикона на 25 декабря, л. 134 на об. и 135, изложено: «канона два: един первого гласа... со ирмосом на 8..., другий с ирмосом на 8 же». Можно бы и отсюда сделать вывод, что 25 декабря надобно петь ирмосы двух канонов по однажды, но и этот вывод был бы ошибочным: обращаясь к Месячной Минее, мы находим, что 25 декабря «канона два, ирмосы обою канонов по 2, тропари на 12» (л. 214). Для того, чтобы каждый раз безошибочно разрешать вопрос о том, сколько раз следует петь указанные в Типиконе ирмосы, мы здесь изложим правила, которыми в данном случае надобно руководствоваться. Правила эти суть следующие. 1) Если на какой-нибудь день назначается один канон с ирмосом на 16 или два канона, оба с ирмосами на 16, то ирмосы поются четырежды, в первом случае из одного канона, а во втором из двух, из каждого по дважды 367 . Основанием этого правила служит то, что в Типиконе всякий раз, когда только при пении канонов на 16 определенно указывается количество ирмосов, то указывается именно 4. Напр., на 1-й день Пасхи назначается один канон с ирмосом на 16 и об этом каноне сказано так: «начинает предстоятель канон..., ирмос: Воскресения день, ирмосы на 4» (послед. в нед. Пасхи, л. 348 на об.). На 1-й день Пасхи, если случится Благовещение, назначаются два канона, оба с ирмосами на 16; об этих канонах говорится: «Поем канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмосы по 2, и Благовещения с ирмосом на 8, ирмосы по 2 (мр. гл. 18, марта 25, л. 215 на об.). Или еще о канонах на праздник Рождества Богородицы 8 сент. пишется: «канона два... ирмосы обою канонов по 2, тропари же на 12 (Тип., л. 48 на об. См. также послед. Пятидес., л. 377 на об.; послед. 21 ноября, л. 104; послед. 26 декаб., л. 136; послед. 6 января, л. 150; послед. 6 августа, л. 278 на об.; послед. 15 августа. л. 284 на об.). 2) Если на какой-нибудь день канон или каноны назначаются на 14, то ирмосы поются или четырежды, или дважды, или однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым, по Уставу, положено бдение, полиелей или великое славословие. Более подробные сведения о службах предпразднства и попразднства двунадесятых праздников приведены ниже.     Примечание: Укажем более подробно Особенности богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием)    а) Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, хвалитные и стиховные стихиры утрени поются не по Октоиху, а по Минее – предпразднства обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» – всегда стихира праздника, но в субботу поется догматик текущего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения и отдания Пятидесятницы).    б) После «Ныне отпущаеши» – тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым тропарь святого, на «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства или попразднства, (в воскресные дни – «Богородице, Дево, радуйся» (дважды) и затем тропарь предпразднства или попразднства). В отдание праздника в седмичные дни – только тропарь праздника (трижды).    в) На утрени на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда (даже в воскресные дни) тропарь предпразднства или попразднства.    г) Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) – канон предпразднства или попразднства.    Если же имеется еще и полиелейный святой, то в воскресенье и Богородичный канон из Октоиха не читается, а читается вместо него канон святому.    По 3-й песни канона – кондак и икос предпразднства или попразднства.    д) В предпразднства и попразднства (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую» (за исключением 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы, 7 января – Собор Предтечи и Крестителя Иоанна и на Духов день, в эти дни поются припевы, а не «Честнейшую»), но в отдание вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни, кроме воскресных дней, когда поется «Честнейшую» (Типикон 31 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пишущиеся и под 1 Октября, кроме последней, с некоторыми отменами. Паремии на 19 Сент., также и Дек. 5, из Премудрости Сол., во всём почти согласны с паремиями на 5 Дек. в 502. Те же паремии, с отменами от сих, разнясь и между собою, вполне соответствуют 25 и 28 Сент., положенным в Минее 497 на 28 Сент., паремии 6 Ноября – чтениям на 1 Мая в Минее 796. (Разности их можно видеть в описании 502). Паремии 20 и 26 Сентября (из 1 послания Иоанна) во всём сходны с паремиями на сии же числа в списках Трефология 677 и в Сентябрьской Минее 497; равно как и чтения на 9 и 26 Окт. с паремиями на сии числа в Минее 498. Паремии на 13 Ноября, имея отмены от паремий на 26 Апр. по Минее 512 517 , равно и на 20 и 23 Мая по 796, совершенно согласны с Паремейником 17, а паремии 21 ч. с положенными на это же число в Минее 500. Паремии на 13 Декабря по составу те же, что и в Трефологие 677 на 20 Сент. и 28 Окт., но в тексте не следуют исключительно ни тем, ни другим, ни прочим в иных ркп., а всем без различия; тоже надобно сказать о паремиях 24 Февраля относительно чтений в Февральской Минее на сей день и в Майской 514 518 на 25 число. Напротив, 9 чтений (а не 8, потому что паремия из Пр. Михея читается дважды на 3 и 5 местах) на 25 Декабря, паремии на 1 Января и 13-т чтений в навечерие Богоявления и Февраля 2 во всём сходны с паремиями на сии дни в Минеях 502, 506 и 508 519 . 480 (по прежн. кат. 312). Трефологий, с Сентября по Февраль, бум., в лист, полууставом, в два столбца, 487 л., XVI в. 520 . На приклеенной бумажке к обороту первой переплётной доски записано: (@рнд июн въ прине в ка з н сию книг треоло па т риаша села троцко по стеа@). В самой ркп. значится, л. 484 об., сию книгу (@положи вокресею хрв й николы чюдотвоц и великомченико рол й ла в р в до городолюско игуме захи@) (@глаголимю треоло на шесть мсецо в а пописа сию книгу вокресеско дьчо иване васиевъ сческы волости лта зи. втора ер в ал в. – л. 488 об. киноварью: (@сию кнг треали прода спаком поп и рк приложилъ@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010