23 .   Предпразднество рождения св. Иоанна Предтечи (προερτια τν γενεθλων το Προδρμου). В Афонском Прологе 769 на самый праздник, т.е. 24 указывается κανν ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Св. Песнописцем, как известно, писано в честь св. прор. Иоанна Предтечи восемь канонов, которые и вошли в его Октоих. Но ни один из этих канонов не надписан на ирмос: Τρισττα κραταιο. Следовательно, в указываемом нами по Афонскому Прологу 769 каноне надо видеть особый от канонов Октоиха. В греческой рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря под 23 июня в день предпразднества рождения Иоанна Предтечи мы нашли канон с такой надписью: κανν το Προδρμου το Στουδτου χρι τ δ, т. е. до IV песни канон Студита; в IX акростиховано: ωσ· χο δ. Но ирмос: ρματηλτην. Вероятно, ρματα Φαρα. Начало: Σμερον ων. В Греческой Печатной Минее Венецианского издания 1862 г. под 25 числом мая есть канон третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи; канон надписан – ποημα Ταρασου глас 8-й. Ирмос: ρματηλτην. В нашей Славянской Печатной Минее тот же канон без надписания. При ближайшем знакомстве с каноном по рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря оказалось, что он сборный; некоторые тропари взяты целиком из помещаемых в Славянской Печатной Минее – один из канона св. Иоанна Мосха , а другие из канона прп. Андрея Критского . Так: III, 1 троп.=I, 1 троп. из канона Андрея Критского . III, 2 троп.=III, 1 троп. III, 3 троп.=III, 3 троп. III, 4 троп.=III, 4 троп. IX, 1 троп.=IX, 1 троп. из канона Иоанна Дамаскина . IX, 2 троп.=напоминает IX, 2 того же канона Иоанна. Рукопись очень безграмотна; возможно, что переписчик перепутал каноны и вписал вместо одних тропарей другие. Но, вероятно, прп. Иосиф писал особый канон на этот день, почему он и отмечается Афонским Прологом 769. 26 .   Прп. Давида Солунского два канона: а) с акростихом: μν μκαρ σου τν βον θεοι λγοι, ωσ· χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: μνοι τν ωτορον κα θεαν μνμην σου. Евергетидский Типик 535 и Афонский Пролог 769 знают этот канон χο πλ. α. ππον κα ναβτην· ωσ. Его же указывает и A. Rocchi. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20. Четверг. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия и иже с ним. Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского . Собор святых Брянской митрополии . Служба вмч. Евстафия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения (А) . Приводим также порядок совершения службы вмч. Евстафия в соединении со славословной службой мчч. Михаила и Феодора и службой попразднства Воздвижения (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Вторый Иов...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Рук пременение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Адамант душею...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Кресте Христов...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (великомученика). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Крест Спасов...» (см. в Минее 20 сентября). По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Мы, о Тебе надеющеся...» (см. в Минее 20 сентября). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й, глас 6-й и глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Воинствоначалие нижняго царства отложив...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-03/

7. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и прп. Луки Елладского поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри» ) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 6-й – 3 (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас...», и глас 8-й: «Иждих блудно...» (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди) , «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость…» (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да отверзется дверь Небесная...» (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…» . «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

Л. 23 об. (@Мца тогже въ кг. иже во сты ца ншего лентиа еппа ростовьскаго чюдотворца@). Служба сходна с печ., но малой вечерни нет. Перед кн., л. 30 об., как и в печ. замечено: о т еппа@). Л. 34 об. (@Мца того. въ. кн. иже во сты. ца ншего. игна т еппа. ростовьскаго@). Служба та же в печ. Минее, только на Госп. возз. и на стиховне опущены славы; но в обоих случаях, равно и по 3-й песни, прибавлены крестобогородичны; по 9-й песни светилен иной. Л. 40 об. (@Мца ктбр. в к днь прпбнаго ца ншего бговленьскаго. рстовьскаго чюдотворца@). Сказание о жизни преп. Авраамия нач. (@Прп о бныи ць ншь авраамеи б ротелю блгочтв снъ@). То же, что и в Макарьевской Минее за Октябрь 175, л. 1486 об. 653 . Л. 47. об. (@Мца. маи. въ. днь. части. чюдесъ. стго сидора иже ха ра родиваго нарицаемаго твердислова рстовьскаго чюдотворца@). Нач. (@Иже блжны и прнопаметны сты мжеи блгогодное во сы равноангломъ жи т е@). Это начало предисловия 654 . За ним житие нач. л. 49. (@Сей блжныи коже поведають нции. западны странъ бо. латыньскаго зыка@). То же в Макарьевской Минее за Май 180, л. 764. Л. 57. (@Мца маи днь жи т е иже во сты оца ншего (@еппа ростовьскаго чюдотворца@). Нач. (@Внець бо многоцнныи вскымъ крашеньемь цветовнымъ крашенъ@). То же см. в Макарьевской Минее 180. л. 819. Л. 63 об. (@Мца. маи. в. кг. иже во сты. ца. нше. ленти. еппа. ростовьскаго. чюдотвоц@) Житие его нач. (@Иже во сты ць ншь великии рожес в костньтин грлде@). Сказание это, в сравнении с помещённым в Макарьевской Четь-Минее за Май 180, л. 995, кратким сказанием, есть сказание полное, но не достоверное. В Макарьевскую Минею не вошли следующие здесь находящиеся известия: св. Владимир, крещённый якобы патриархом Фотием, привёл с собою митрополита Леона, который был первым Русским митрополитом, и с ним 4-х епископов, из коих одного Иоакима посадил архиепископом в Белгороде, другого Феодора послал с сыном своим св. Борисом в Ростов. Сей также был первым Ростовским епископом, крестил Ростовскую землю и поставил церковь во имя Пресвятыя Богородицы, но неверными был изгнан; патриарх вместо его послал из своего клира Илариона, но и он вскоре должен был бежать из Ростова по той же причине. За сим, по особенному откровению, Фотием поставлен был из Константинопольских иноков Леонтий. И Леонтий был изгнан из Ростова; но, укрепившись верою, в окресности его, близ потока Брутовщицы, где теперь находился, поставил церковь во имя архистратига Михаила, куда потом и привлёк к себе многих и крестил их. Неверные и здесь хотели убить его, но поражённые ангельским его видом и священным облачением, в которое со всем клиром облёкся св. Леонтий, крестились от него; за тем говорится о мирной (а не о мученической) его кончине) 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В греч. житиях А. содержатся разночтения. В пространном житии (BHG, N 175) местом мученической кончины А. назван Вули в Азии, в кратких синаксарных житиях (BHG, N 175b и 175с) - Валвини (Βαλβνη); житие в составе Минология Василия II повествует о мирной кончине святого. В календарях память А. указывается 8 окт., 24 марта, 12 и 13 апр. Под 8 окт. она содержится как в зап. календарях (напр., в Римском мартирологе), так и в визант. агиографических памятниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 121-122), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312). Под 24 марта житие А. (BHG, N 175b) помещено в печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596). Под 12 апр. память А. отмечается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 266), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 397-398) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597-600), под 13 апр.- в памятниках Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. В совр. церковном календаре греч. Церквей память А. празднуется 12 апр. Пространное житие А. (BHG, N 175) сохранилось в 2 слав. переводах. Древнейший находится в составе старослав. Супрасльской Четьи-Минеи XI в. под 24 марта (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 220-236). Др. перевод этого жития включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 41 (2-я паг.)). Служба А. с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апр. в состав Минеи РНБ. Соф. 199. Л. 3-5, XII в. В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 12 апр.; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По используемому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 2. С. 595) 13 апр. совершается служба А. без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование, помещенное в рус. печатной Минее, известно по мн. греч. кодексам визант. периода (напр., РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.). Канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. Т. 8. P. 176-184, 409-411). Из 2 известных седальнов 4-го гласа один (Vindob. hist. gr. 66. Fol. 68-73, XII в.) помещен в рус. печатной Минее, др. (РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.) не вошел в печатные богослужебные книги. В греч. рукописях студийского типа сохранился корпус стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, полностью отличный от опубликованного в совр. слав. Минее. В совр. греч. печатной Минее последование отсутствует, однако по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89).

http://pravenc.ru/text/76390.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). Примечание. В текущем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (5 февраля) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й (ср. в службе мц. Агафии) – 3, и святителя, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...» , «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера, без стиховных припевов; ср. в службе мц. Агафии), и литийные стихиры святителя, глас 2-й . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Дивная и преславная...» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне утрени в службе мц. Агафии или на хвалитех утрени в службе иконы «Взыскание погибших»). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Приидите, христоноснии людие...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Емуже вышнии...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера; ср. в службе мц. Агафии). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 6-й: «Якоже иногда...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Ересем умножающимся...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 6-й: «Воистину пастырь, и отец...», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии, ср. в службе мц. Агафии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Скорый Твой покров...». Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-18/

Праведную же Параскеву, Антония и Феликса Корельскнх и преп. Макария Красногорского, в виду отсутствия исторических данных об их канонизации, есть основания чтить лишь служением панихид. В заключение мы прилагаем месяцеслов чтимых, на достаточном основании, святых мужей вышеперечисленных. Октябрь 20. Преставление святого праведного Артемия, отрока-Веркольского чудотворца Примечания В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 94 . Праведный Артемий «млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» 95 . Ноябрь 6. Обретение мощей преподобного Варлаама Керетского чудотворца Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 96 . Преподобный Варлаам «подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Каского, ризы поповские, в руках Евангелие» 97 . Декабрь 10. Обретение мощей св. праведного Афанасия, Наволоцкого чудотворца Апрель 23. Память св. праведного Георгия, Христа ради юродивого, Шенкурского чудотворца Примечание В типиконе и минее никаких указаний о порядке совершения службы нет 98 . Св. блаженный Георгий, Христа ради юродивый, Шенкурский чудотворец, – «подобием сед, образом, и брадою, и власы, аки Петр Апостол, риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебные, ноги босы, колени голы» 99 . 19. Память преподобного отца нашего Варлаама Важеского чудотворца Примечание. В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 100 . Преподобный отец Варлаам «подобием надсед, брада, аки Зосимы Соловецкого, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» 101 . 9. Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Архангельского чудотворца 102 Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 103 . Преподобный отец наш Евфимий подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобнические, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка 104 . Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керетской волости на море окияне, научен же бысть книгам, и Божиим судом поставлен бысть презвитером в Колском граде в церкви Николы чудотворца и тамо пребывание, добре подвизался на невидимого врага козни, и люди закону Божию, яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

б) По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. другой канон этому святому το ωσ с акростихом: Δαυδ γεραρω τν βον τν ωσρον· χ. δ. Начало: Δυνμει το Πνεματο. 537 27 .   Прп. Сампсона Странноприимца; канон с акростихом: μν σε Σαμψν πστεω θεοι λγοι, ωσ· χο β. Ирмос: Δετε λαο. Начало: μνοι τν σν αεινοττην πανγυριν. IX Богородичен Славянской Печатной Минеи не таков, как в Греческой Печатной Минее, а у Порф. 227 еще особый. Евергетидский Типик отмечает κανν χο β. ωσ. 538 28 .   Перенесение мощей свв. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: καλν δοτρε τν κακν σασθε με, ωσ· χο β. Ирмос: Δετε λαο. Начало: Κρτο χθρο τ κρατει διαλσαντε. В Афонском Прологе 769 отмечается: κανν ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο; но потом поправлено χο β, а наверху зачеркнутого ирмоса надписано: Δετε λαο, т. е. тот же ирмос, что и в Печатной. 28 .   Прпмч. Иосифа и с ним. По рукописи εροσολ. Βιβλ. отмечается канон το ωσ с акростихом: πληθν γεραρω καλλινκων μαρτρων· χο δ. Начало: Πληθ ωτοειδν. 539 ИЮЛЬ 1 .     Свв. бессребреников Космы и Дамиана, Римских. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: κλεου ατρυ τν βροτν μλπειν θμι Ιωσ· χο πλ. β. Ирмос: ν περ. Начало: Καταστραπτμενοι δξ τ θεκ. В Славянской Печатной Минее этот канон находится под 1 ноября; здесь он полнее, чем в Греческой Печатной Минее; в последней нет четырех тропарей I, III, IV, V, VI песен, отчего начальный акростих получается неполный: κλε(ι)νο() ατρ(υ) τν (β)ροτ(ν) μλπειν θμι, ωσ. Ипполит Мараччи в своих Mariale под 1 июля приводит Богородичны другого канона этим святым, тоже св. Иосифа Песнописца. 540 Богородичны действительно напоминают Иосифа. Возможно, что это есть из того самого канона, на который указывает издатель Греческой Печатной Минеи Варфоломей Кутлумушец. Он под 1 июля в примечании говорит, что изданные прежде Минеи имеют другой канон на нынешний день το ωσ, но в ирмосах не столь обычных. «Поэтому, – замечает Варфоломей, – и издается настоящий как более изящный и более приспособленный к праздничному дню, сохранившийся в рукописи и ныне впервые появляющийся на свет». Если так, то мы имеем три канона прп. Песнописца св. бессребреникам Косме и Дамиану: один 1 ноября – Асийским и два 1 июля – Римским. Вероятно, второй из июльских канонов есть тот самый, что отмечает Евергетидский Типик 541 и Афонский Пролог 769 под 1 ноября на ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. В старых печатных Минеях Венецианских изданий 1568, 1591, 1648, 1820 и др. под 1 июля находится этот канон, не надписан на 4-й глас; Ирмос: Τ δηγσαντι Θε. Начало: Το κ Θεο δεδομνου. В IX песни получается ωση.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В Мирех пожив телесно, миро воистинну явися»... «Победе тезоименит воистинну верным людем явися»... «Явися Костянтину цесарю с Авлавием во сне»... Слава: «Святителем удобрение и отцем красоту»... Чтения три,– те же, что в нынешней печатной Минее («Память праведного с похвалой..., От уст праведного каплет премудрость..., Праведный аще постигнет скончатися»...). На стиховне стихиры: «Радуйся священная главо, честное добродетели жилище божественное»... «Радуйся честный уме, Троици чистый сосуде»... «Радуйся, иже ревности божественые исполнися»... Слава: «Человече Божий, верный рабе, служителю»... Тропарь: «Правило вере, образ кротости»... На утрени: На 1 кафисме седален: «В Мирех живый телом, святителю»... на 2 кафисме: «Источник чудес, отче мудре, приим»... по полиелее седален: «Премудрого святителя восхвалим, яко тепла»... по 50 псалме стихира: «Наследниче Божий и снаследниче Христов»... Канон: 1 песнь: «Просвети душу и сердце, молютися»... «Едину Тя обрет премудрость сличну»... «Зачинается Превечный и Свершеный»... (В печатной Минее два канона; второй из них – наш). Светилен: «Великого пастырям начальника и святителя все наставника мирянам»... Стихиры на хвалитех: «Взрев неуклонно на высоту разума»... «Человече Божий, верный угодниче»... «Правило веры и образ кротости»... «Отче Николае, мироположница мощей твоих»... Слава: «Вструбим трубой песней»... (В печатной Минее те же самые стихиры на хвалитех). Служба Всемилостивому Спасу, 1 Августа. По Троицкой Лаврской рукописи л. 141 оборот, конца XV – начала XVI века, служба имеет себя: Стихиры на Господи воззвах: «Днесь радуется верных множство»... «Да радуется тварь (и) играет»... «Паче солнечной заря хотяй мирови»... (В печатной Минее ины или вторые стихиры на Господи воззвах)... Ины стихиры: «Град твой пресветло чтит Тя:»... «Отческих не оставив недр»... «Хвалим твое празднество вернии»... (В печатной Минее первые стихиры на Господи воззвах) («Слава» мученикам). И ныне: «Глас пророка твоего Моисея, Боже»... Чтения три, которые 16 Августа («Рече Моиси..., собра Моиси..., Ста Соломан»....)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010