Словом, – вся пречистая плоть Его изъязвлена, изранена, измучена; самая пресвятая душа Его была прискорбна даже до смерти, испытала все болезни адовы – за то, что мы, окаянные грешники и душу и тело свое делаем орудием греха.» «Тому, Кто держит мир дланию, Кто носит все глаголом силы Своей, что стоило уничтожить наглых нечестивцев? замечает один из духов. писателей. Но Господь все терпит безмолвно, Он давно предсказал, что предадут Его язычникам на поругание и биение. Среди всех поруганий Он являлся таким, каким предвидел Его за несколько веков Исаия пророк ( Ис.50 гл.): ни одного стона, ни одного вздоха, ни одной жалобы не послышалось из Его пречистых уст. Какой чудный пример, как и мы должны переносить обиды и оскорбления, как бы несправедливы они ни были! Какой же после сего мы дадим ответ, мы, которые гневаемся на каждую обиду, нам наносимую?!» (Тр. Лист.). «И как полезно для нас читать или размышлять о страданиях Господних, замечает другой проповедник: хотя бы ты был камнем, сделаешься мягче воска». – После того, как бесчеловечные воины достаточно насмеялись над Господом, сняли с Него багряницу, одели в собственные одежды и повели на распятие ( Мф.27:31 ; Мк.15:20 ). Можно себе представить, какие мучения чувствовал Господь наш Иисус Христос, когда снимали с Него багряницу, которая, конечно, могла присохнуть к Его рукам и спине, и надевали на Него собственные одежды! О несении креста Симоном Киринейским повествуется и в Евангелиях Матфея ( Мф.27:32 ) и Марка ( Мк.15:21 ). Это было, когда Господь, выходя или только еще из претории Пилата, где был над Ним суд и где Он был так измучен от поруганий, или же – из города, когда Он изнемог до крайности, так что уже был не в силах продолжать несение креста Своего, и воины увидели необходимость снять с Него крест. Симона некоего Киринея, т. е. происходившего из Киринеи или Кирены, африканского города в Ливии, на западе от Египта, который населен был во множестве евреями. Симон или был переселенцем оттуда, или пришел в Иерусалим только на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Спаситель еще раз, у врат смертных, свидетельствует о себе, как об Истине. Неверующий же скептицизм вслед за слепым вопросом «Что есть истина», подвергает Ея носителя кровавому истязанию и надругательству. Последним выявляется подлинная сущность скептицизма, который не может быть простым «воздержанием от суждения» (σοστενεα τυ λγου – по Сексту Эмпирику), а всегда превращается в вольное или невольное надругательство над Словом, истинность которого свидетельствуется самим скептиком. Нейтралитета по отношению к Христу не бывает и быть не может. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его (в подлиннике: и стал бичевать – κα εεμαστγωσε). И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на главу, и одели Его в багряницу. И говорили: Радуйся, Царь иудейский и били Его по ланитам (подл.: «и давали Ему пощечины» – κα διδουν ατ ραπσματα). Пилат опять вышел и сказал: Вот, я вывожу Его к Вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице и сказал им Пилат: Се (вот) Человек " (δε νρωπος). Истина в терновом венце и багрянице – и невольное исповедывание ея надругавшимся над нею скептиком – вот основной смысл предложенного чтения. Следующий (десятый) антифон, на глас 6-й углубляет эту тему: «Одевающиеся светом, как одеждой, нагим стоит на суде, и принимает ударение по ланите от тех рук, который создал»... Антифон 11-й укоряет иудеев за преступное и безумное предание Христа на распятие. Антифон 12-й (глас 8-й) усиливает эти упреки: Перевод: «Вот что говорит Господь иудеям: люди Мои, что Я вам сделал? И чем досадил вам? Слепцов ваших просветил, прокаженных ваших очистил, мужа, находившегося на одре, возставил. Люди Мои, что Я вам сделал? И чем вы мне отплатили? За манну – желчь. За воду – уксус. Вместо любви – ко кресту Меня пригвоздили. Уже не терплю более: призову Мои народы и те Меня прославят со Отцем и Духом: и Я им дам жизнь вечную. Законоположники Израилевы, иудеи и фарисеи Лик апостольский вошел к вам: вот храм, который вы разорили: вот Агнец, Которого вы распяли и предали гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Существуют различные мнения о том, что являлось основной причиной смерти на кресте. Липсиус считал, что распятые умирали не столько от голода, сколько от боли. 471 По теории французского врача П.Барбе, смерть на кресте наступала в результате асфиксии (удушья). 472 Другие ученые, не соглашаясь с этой теорией, указывают на иные факторы: последствия травматического шока, полученного при бичевании; обильная кровопотеря и обезвоживание организма. 473 Чаще всего причиной смерти на кресте становилась совокупность перечисленных факторов. Смерть могла наступить также от разрыва легких или разрыва сердца. 2. Путь на Голгофу       Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Пилат огласил смертный приговор, взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа ( Ин.19:16–17 ). Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:31–32 ). Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:20–21 ). Лука тоже упоминает о Симоне: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк.23:26 ). Киринея, или Кирены, – ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. 474 В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога ( Деян.6:9 ). Говорили они на своем наречии ( Деян.2:8–10 ; возможно, подразумевается диалект еврейского или арамейского языка). Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником. 475 Но он мог быть и одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на Пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа ( Рим.16:13 ): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». 476 Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Терновый венец Спасителя Материал из Азбука паломники Исторический экскурс [ править править код ] О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29) и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17) И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2) Христос в терновом венце О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом. До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите. Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня. Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Терновый_венец...

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!Евангелие от Матфея Источник: www.neofit.ru Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Евангелие от Матфея Историки долго не могли найти логического объяснения этим евангельским строчкам. Знаменитое Римское право исключало возможность подобного издевательства над приговоренными к смертной казни людьми. Насмехаться же над иудеем из-за его религиозных убеждений, будучи абсолютно веротерпимыми, римляне вообще не могли. Этот евангельский эпизод показался бы исследователям аллегорией, если бы не святость Писания и факт существования Тернового Венца. Свет на загадку Тернового Венца пролили археологи. В конце 19 столетия ученые раскопали резиденцию прокуратора Иудеи – евангельскую Преторию, вместе с гарнизонной тюрьмой и каменным помостом, на котором Пилат судил Спасителя. По-гречески, он называется лифостротоном. На каменных плитах Лифостротона до наших дней сохранились рисунки, чем-то напоминающие детскую игру. При внимательном рассмотрении на некоторых из них можно обнаружить корону, меч или греческую букву «В» — начальную от слова «Василевс» — царь. Перед нами излюбленная игра римских солдат в кости. Её победитель на три дня становился шутовским царём. Его одевали в красную одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Одетому таким образом «царю» в течение трёх дней оказывали почести, соответствующие «царскому» положению, давали право на удовлетворение самых низменных чувственных прихотей. По окончании игры победителя убивали.

http://pravmir.ru/ternovyj-venec/

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам (Ин 19:1–3). Одели в багряницу (то есть в одежду красного цвета) — это тоже насмешка, потому что по тогдашним традициям такую одежду могли носить лишь цари. То есть для воинов это стало своего рода «ролевой игрой». Между прочим, Пилат не приказывал воинам издеваться и насмехаться над Христом, он велел только бить Его. Насмешки — это уже личная инициатива, это уже сверх приказа. А кто же называл Христа Богом? Это Его ученики, которые после воскресения и вознесения стали апостолами (то есть проповедниками Благой Вести). Прежде всего это апостол Петр: его Второе послание начинается именно с этих слов: Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет 1:1) Это и апостол Фома, убедившийся, что Христос действительно воскрес телесно: Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Читаем дальше: Кто был убит — и чье орудье пытки Согрето теплотой моей груди… Убит — то есть казнен, распят на кресте. Распятие было одним из самых мучительных видов казни, осужденный умирал медленно (иногда в течение нескольких дней). Поэтому крест был не только орудием казни, но и орудием пытки. Но парадоксальным образом этот древний символ мучительной (и позорной!) смерти в христианстве стал символом победы над смертью, символом нашего спасения. Поэтому теплотой груди согрет нательный крест. Кстати, сравним со стихотворением 1921 года «Страх, во тьме перебирая вещи» из сборника «Anno Domini»: Прижимаю к сердцу крестик гладкий: Боже, мир душе моей верни! Неизбежность смерти и намек на бессмертие Итак, первые четыре строки ахматовского стихотворения — это сконцентрированный евангельский рассказ о Христе и о том, что сделали с Ним люди. Но стихотворение продолжается. Вкусили смерть свидетели Христовы, И сплетницы-старухи, и солдаты,

http://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahma...

Христос нас спас, но сделать это Им дарованное спасение нашим спасением мы можем только сами, только глядя на стоящего перед Пилатом, всеми брошенного, всеми преданного, всеми оставленного Человека. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се человек!» – не зная, что в словах этих единственный суд над нами, ибо каждый из нас свободен принять или отвергнуть и предать Его. Так, упоминая имя одного человека, Символ веры на веки веков раскрывает нам всю необъятную глубину человеческой свободы. Сам Бог стоит пред нами – не в величии и славе, ибо тогда мы подчинились бы ему и стали Его трусливыми рабами, нет – в терновом венце и багрянице. И только по отношению к Нему мы свободны, как был свободен Пилат, и в этой свободе решает каждый свою вечную судьбу 9. Распятого… В Человеке Иисусе Бог снизошел к нам, соединил нас с Собою, явил нам Свою безмерную любовь, открыл нам доступ в вечное царство любви и света. И вот мир не принял и отверг Его, как говорит евангелист Иоанн Богослов: «Он пришел к своим, и свои Его не приняли…» Сошел с небес, и вот – распят. Воплотился, и вот – обречен на страдания. Вочеловечился – и вот убит и погребен. В этом противопоставлении, в этом столкновении любви с ненавистью, в столкновении встречи и отвержения, дара и неприятия раскрывает нам Символ веры христианское понимание, или – лучше сказать – христианское знание, христианский опыт зла, а также знание и опыт победы Христовой над злом, разрушения Им зла… Первый вопрос: почему был Христос отвергнут? Откуда эта постепенно нарастающая ненависть к Нему, последнее выражение которой вечно звучит в страшном вопле толпы: «Распни, распни Его!»? Ведь с момента явления народу всё служение Христа, вся Его проповедь – это одно сплошное воплощение любви, добра, сострадания и милосердия. Христос говорит о Себе словами древнего пророка: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…» Христос идет через города и села, и толпы людей следуют за Ним, несут к Нему больных и страждущих, слушают Его и, казалось бы, окружают Его любовью и поклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Это блудодеяние царей земных с современным Вавилоном, с современной Вавилонской блудницей, сидящей на звере багряном. И мы читаем далее, 4 стих: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» ( Откр.17:4 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Облечена жена в порфиру и багряницу – символы и признаки власти над всеми, поэтому же она и украшена драгоценными камнями и бисером». Вот такое толкование Андрея Кесарийского . Далее сказано: «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото на заманчивость его». Итак, вавилонская блудница хочет выглядеть очень привлекательной, соблазнительной, очаровательной. И вы знаете, как многие сейчас в России очарованы этим западным миром. Особенно Америкой, а теперь и объединенной Европой. Очарование это происходит из-за тех чар, которые западный мир насылает на них. Это делается очень современными методами, с помощью так называемой рекламы. Когда человек постоянно видит одну и ту же картинку, это выстраивает некую иерархию ценностей в его сознании. А я вам уже говорил о том, что есть и такие диверсии против нашего подсознания – когда человек не видит какую-то информацию, но через пульсирующий экран, выбрасывающий на нас световые потоки, на наше подсознание идет воздействие. И такие манипуляции с нашим сознанием стали обычным явлением. Вот эта золотая чаша, как мы прочитали у Андрея Кесарийского , указывает на сладость зла, сладострастие. Когда людям показывают сильную, сытую, богатую Америку, современный нам Вавилон, они очаровываются и они все хотят отождествлять себя с таким образом жизни. Посмотрите, как это делается. То все начинают бегать за джинсами, так было одно время. Детям подсовывают какие-то чупа-чупсы, подростки не могут жить без кока-колы, и все это наслаивается, наслаивается, наслаивается, и человек уже весь заражен этим западным образом жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это подтверждает и апостол Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Когда мы видим поножовщину, то все бросаемся разнять их и не допустить кровопролития и смертоубийства. Еще более и настоятельнее нужно, чтобы все, малые и великие, патриархи, архиереи, иереи, духовные отцы, учителя, игумены, монахи, цари, сенаторы, судьи, архонты, богатые, бедные и все вместе светские и частные христиане, – все, абсолютно все, повторяю, обязаны помогать нашим братьям исправляться и спасаться и стремиться избавить их от врага (рода человеческого) диавола и духовной смерти, то есть греха. Если евреи, когда Моисей сооружал неодушевленную скинию, поспешили помочь ему в строительстве, – кто нес золото, кто серебро, кто драгоценные камни для облачения первосвященника, и жены тоже спешили, прихватив с собой кто ткань виссон, кто пряденую багряницу, кто пурпур, все принесли овечьи шкуры и козью шерсть, кто что имел. Каждый и каждая по мере своих возможностей. И не было ни одного, кто бы не пришел на помощь. Насколько больше все христиане обязаны помогать своим братьям-единоверцам, образующим одушевленную скинию и храм Бога Живого, кто словом, кто делом, кто много, кто мало, каждый по мере своих возможностей вносил вклад в исправление своих братьев. И чтобы все, объединившись, предстали совершенными в Христовой обители и святом храме. Как говорит Григорий Богослов , «когда Моисей водружал на земле скинию во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено. А доброхотные подаятели (мужи и жены) – одни золото, другие серебро и дорогие камни для верхней ризы, другие «виссон тканый» и «червленую шерсть»; одни «багряницу, кожи бараньи красные», другие самое худшее, «козью шерсть» (см.: Исх.25:35 ); каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, все приносили в дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию скинию этой церкви, «которую воздвиг Господь, а не человек» ( Евр.8:2 ), в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково, при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в дело совершенно, в жилище Христово, в храм святой» (Слово 19). Почему сегодня преумножился грех и гибнет столько душ

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

10 . Говоря: свяжем праведного, потому что он непотребен нам. Посему они вкусят плоды дел своих. 11 . Горе беззаконнику: бедствия постигнут его по делам рук его. 12 . Народ Мой! Начальники ваши 82 обирают 83 вас, истязатели 84 господствуют над вами. Народ Мой! Ублажающие вас обольщают вас и стези ног ваших извращают. 13 . Но ныне восстанет Господь на суд и поставит на суд народ Свой. 14 . Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с начальниками его: почему вы сожгли виноградник Мой и награбленное у бедного – в домах ваших? 15 . За что вы обижаете народ Мой и лицо бедных срамите? говорит Господь Саваоф. 16 . Так говорит Господь: за то, что дочери Сиона величаются и ходят, подняв шею и обольщая взорами и ступанием ног, в длинном 85 платье, играя 86 при этом ногами, 17 . Смирит Господь знатных дочерей Сиона и откроет Господь срамоту их 18 . В тот день. И отнимет Господь: славу одежд их, и украшения их, и золотые вплетения (на голове) 87 , бахромы на платье и луночки (металлические) 88 , 19 . И тонкие сорочки, и украшение 89 лица их, весь красивый убор их: ожерелья, перстни, шейные цепочки, браслеты и ушные серьги, 20 . Драгоценную верхнюю одежду и нижнюю 90 и утварь домашнюю, 21 . Светлые 91 лаконские одеяния и виссонные, гиацинтовые и пурпуровые, 22 . И виссон, сотканный с золотом и гиацинтом, и летние платья, перебранные золотом 92 . 23 . И будет: вместо благовония – смрад, и вместо пояса – веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. 24 . И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча, и сильные ваши падут от меча и унизятся. 25 . И восплачут хранилища нарядов ваших. И останешься одинокой 93 и будешь на землю низвергнута. 83 καλαμνται – слав. пожинают, т. е. обирают дочиста ваше имущество, как жнецы на жатве собирают хлеб. 85 Слав. по долу оскобл., потому что нет для него отдельного греческого слова, но слово σρουσαι – влекущие – предполагает длинное платье, расстилающееся по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010