Дан. 5:24–28 . Вот писание, которое было начертано: мане, фенел, фарес. И вот значение слов: мане – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; фекел – оно взвешено на весах и найдено (вульг. ты взвешен на весах и найден) очень легким (minus habens); фарес – разделено царство твое и дано мидянам и персам. Только три слова были начертаны на стене: «мане, фекел, фарес», из которых первое означает число, второе – взвешивание и третье – разделение. Поэтому нужно было не только прочитать, но и объяснить прочитанное, именно – что Бог исчислил царство его и положил ему конец, и взвесил на весах суда Своего, и что он прежде, чем придет естественная смерть, будет убит мечом, и царство его будет разделено между мидянами и персами. Ибо Кир, царь персидский, как мы уже прежде сказали, соединившись с дядею Дарием, разрушил халдейское царство. Дан. 5:29 . Тогда, по повелению царя, Даниил был облечен в багряницу и возложили золотую цеп на шею его и объявили о нем, что он имеет власть, как третий [человек] в царстве или над третьею частью царства. Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности – более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку. Дан. 5:30, 31 . В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет. Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И десятью рогами оснащен зверь-диавол. О их значении см. ст. 12–17. Описав зверя, Иоанн начинает описывать вид жены-блудницы, сидящей на звере. Жена-блудница вполне соответствовала своим видом тому, на ком она сидела. Откр.17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Все одеяние блудницы указывает на царскую и гордую роскошь и является символом ее самодержавия над всеми народами. Это и указание на несметные богатства города-блудницы. Его будут населять подобные тому человеку, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк. 16:19 ). На багряном звере – жена, облеченная в багряницу. Это означает, что царскую власть над всеми народами и богатство город получит от сатаны, зверя, на котором сидит. Богатство и царская власть над народами древних Вавилона и Рима были прообразами богатства и царской власти великого города-блудницы кончины века. И держала жена-блудница золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Как из золотой чаши будет этот город пить и впитывать в себя все мерзости и нечистоты и наполнять ими все народы. Чашей означена сладость лукавых дел перед испитием их. А то, что чаша золотая , означает богатство, роскошь и многоценность, с которыми сопрягаются лукавые дела. Чаша мерзости блудницы, это – крайнее развращение общества к кончине века. О человеке последнего времени будет правомерно сказать словами Елиуя об Иове: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» ( Иов. 34:7–8 ). Как перед потопом во дни Ноя люди «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:38–39 ). Люди великого города будут беспечно пить мерзости из золотой чаши блудодеяний. Но вот последний праведник вступит в спасительный ковчег Церкви, и тогда изольется на Вавилон огненный дождь, и блудница «будет сожжена огнем» (18,8). Но это – будет, а пока – чаша мерзости подносится к устам, сверкает золото, в греховном увеселении забыто все.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И жена б облечена въ порфиру и червленицу, и позлащена златомъ и kaмehieмъ драгимъ и бисеромъ, имущи чашу злату въ руц своей полну мерзости и сквернъ любoдяhiя ея. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. «И жена б облечена въ порфиру и червленицу, и позлащена златомъ и kaмehieмъ драгимъ и бисеромъ» – «и жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» … все это символы ее царственной власти и господства; «имущи чашу злату въ руц своей полну мерзости и сквернъ любoдяhiя ея», – «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» – «чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность» (св. Андрей, гл.53). Члены этой неверной Христу Церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мира (см.: Ап. 17:2; 18:3–9), святых целей достигать грешными средствами, будут проповедовать исключительно мечом и золотом» ( Н. Виноградов ). Откр. 17:5. И на чел ея написано имя: тайна, Вавилонъ beлukiй, мати любодйцамъ и мерзостемъ земскимъ. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. «Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение; она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония» (св. Андрей, гл.53). Более общее толкование склонно видеть в этой блуднице, носящей имя Вавилона, всю вообще низменно–чувственную и антихристианскую культуру человечества последних времен, которую ожидает страшная всемирная катастрофа при кончине мира и Втором Пришествии Христовом. Падение этого «Вавилона» представляется в Апокалипсисе как первый акт победы в мировой борьбе Церкви Христовой с греховным царством диавола. Откр. 17:6.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Жена облечена была в порфиру и багряницу. Это принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и жемчугом. И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства её. Чаша показывает сладость лукавых деяний перед вкушением их, а золото – их драгоценность. Как некто сказал об Иове, что он пил поругание как воду (Иов 34:7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, то есть мерзостные для Бога дела, которыми упивается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения. И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение. Она мать, ибо в подвластных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её, имеющего семь голов и десять рогов. Во многих писаниях можно видеть, что названия даются городам сообразно с их деяниями и жизнью. Посему и древний Вавилон назван веселящейся блудницей, то есть наслаждающийся блудодеяниями город есть повелительница чародеев. И о древнем Иерусалиме сказано: у тебя было лицо блудницы (Иер 3:3), и прежний Рим в Послании Петра называется Вавилоном (1 Пет 5:13). Правильнее же «и Вавилоном, и блудницей» называется город, имевший власть при персах, и вообще всякий другой город, наслаждающийся убийствами и кровью. Итак, увидев один из них (городов) осквернившимся кровью святых, евангелист весьма ужаснулся, но узнал от ангела, что город, имевший власть всемирного царства, должен при кончине пострадать от беззакония, – будет ли то державный город персов, или возвративший прежнюю власть древний Рим, или же новый, или, если кто может разуметь, вообще царство, принимаемое, как сказано выше, за одно тело. Ибо знаем, что в каждом из них совершались разнообразные преступления и проливалась кровь святых, хотя и не в одинаковой мере – в одном больше, в другом меньше. И кто, например, измерит кровь мучеников со времён Диоклетиана, либо их мучения в Персиде? А о происшедшем втайне при Юлиане и о предпринятом против христиан в новом Риме во времена арианства читающие знают из истории.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» ( Откр. 17: 4 ). Жена очень нарядная, она одета не в солнце, как Церковь , а в багряницу и пурпур, как императрица, и называет себя царицей мира, владычицей земли. 128 Она «украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом», потому что пытается собрать себе все богатства земли. Она «держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее», то есть золотую чашу смерти. Существует золотая чаша жизни – чаша Причастия, а блудница держит золотую чашу смерти – это опьяняющая идеология лжи. Есть истинное питье: Святое Причастие и слово Божие. Поэтому в православной Литургии – два важнейших момента: чтение Святого Евангелия и жертвоприношение Тела и Крови Христовых. Здесь же описано обратное: чаша тоже двойная, состоящая из идеологии лжи и реальной крови людей. 129 Ложная идеология всегда приводит к грехам и убийствам, поэтому, сколько бы ни проходило веков, ритуальные убийства будут совершаться. Библия прямо об этом говорит: «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» ( Пс. 105:37 ). Это как раз и было древним вавилонским отступничеством, старой идеей Нимрода, когда диаволу приносились человеческие жертвоприношения, цель которых – насыщение падшего ангела силой и высвобождение его. «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:5 ). Почему «тайна»? Главный принцип вавилонской блудницы – как можно более нагло лгать. Она все время пытается держать себя в тайне, завуалировать себя, замаскироваться под тайные общества, самые сокровенные знания, силы, возможности и так далее. Эта идеология создает некий таинственный ореол вокруг себя – ведь тайна притягивает человека. Апостол Иоанн говорит: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:5 ), то есть мать всеобщему разврату и мать всем мерзостям. Нужно совсем головы лишиться, чтобы заявить о существовании права человека на аборт, как это делают современные сторонники легализации «искусственного прерывания беременности». Это то же самое, что право на убийство. Что это за идея, которая отвергает само существование права человека на жизнь? Сейчас также твердят, что у человека есть право на «свободную любовь». 130

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших [Вот в споре между прелатом католическим и раввином иудейским на предмет: употребляется ли ими ритуальная кровь христианских младенцев, вот это выражение – раввин говорит – да не мог народ произносить этого выражения: кровь Его на нас и на наших детях. Это кто-то вставил позднее в этот текст, чтобы обрушить на нас. Смотрите: кровь его на нас и на детях наших]. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив [вот это бичевание в “Страстях”-то и показано – видели, да, этот фильм? Вот это натуралистически очень изображено, как Его били – ]. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу [в насмешку] и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! – вот человек по натуре такой – он циник, садист. Его жертва только раздражает ещё больше. И тогда – по Иоанну – Пилат, что ещё сделал? Он после бичевания вывел Иисуса перед народом, думая, что вид-то Его смирит их. Но результат получился совершенно обратным. Они, почувствовав кровь, захотели ещё больше, захотели: распни Его. Се Человек (см. Ин 19:5 ). Распни Его, распни Его (см. Ин 19:6 ). Вот такое]. И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». Христос уже перед смертью примирил Пилата с Иродом Антипой. Здесь опускается, а у Луки это есть. Откройте Евангелие от Луки, и давайте с вами посмотрим, как же Христос примирил этих двух. 23-я глава от Луки: «И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю [да не говорил Он этих слов. Он, напротив, говорил: чьё надписание на монете? – Кесарево. – Так вот воздавайте Кесарю кесарево, а Богу Божие (см. Мф. 22:19–21 ). Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю], называя Себя Христом Царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же головами носящего её зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, который будет царствовать даже до пришествия Антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы ещё с давнего времени; разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если допустим это, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо апостол говорит: жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями (Отк 17:18). Но об этом, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведён Духом. Пустыней в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное и многолюдное сообщество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение указанной блудницы, представленной в женском образе по склонности и слабости к греху. Сидящую на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на диаволе, наслаждающемся убийствами и кровью, и тем в хуле на Бога становится помощницей отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположенности к убийствам. О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, в дальнейшем от божественного ангела.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Итак, будем украшать душу, если хотим быть богатыми. Что пользы, если лошаки твои белы, тучны и красивы, а ты, сидящий на них, и худ, и нечист, и безобразен? Что пользы, если ковры твои мягки и красивы и искусно испещрены различными цветами, а душа одета в рубище, или совершенно обнажена и безобразна? Что пользы, если конь выступает плавно, или походит более на пляшущего, нежели на идущего, и украшен как бы для брачного пира, а сидящий на нем хромает (душою) более хромых и расстроен в руках и ногах более пьяных и расслабленных? Скажи мне, если бы кто дал тебе хорошего коня, а телу твоему нанес бы вред, какая от того польза? А теперь у тебя повреждена душа, и ты нисколько не заботишься. Позаботимся же когда–нибудь, увещеваю вас, о самих себе. Не будем считать самих себя малоценнее всего. Когда кто оскорбляет нас словами, мы досадуем и огорчаемся, а сами, унижая себя делами, не исправляемся. Вразумимся же хотя поздно, чтобы, приложив ревностное попечение о душе своей и возлюбив добродетель, могли мы сподобиться вечных благ благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 35 «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:13, 14).   Павел иудействует. — Любомудрие и смирение Лидии. — Ничего нет бесполезнее праздности. — Роскошный стол предосудителен.   1. Смотри, как опять Павел иудействует, и в отношении времени и обычая. « Чтущая », говорит (писатель), « Бога ». Иудеи молились не только там, где была синагога, но и вне ее, назначая для этого особое место, как люди плотские. « В день же субботний », — когда обыкновенно собирается и народ. « И, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мк.15:16 .  А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, Мк.15:17 .  и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; Мк.15:18 .  и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! Мк.15:19 .  И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Мк.15:20 .  Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. Мк.15:21 .  И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Военное сословие, всегда утешающееся бесчинствами и обидами, и теперь выказало обыкновенное свойство свое. Ибо если иудеи, слышавшие от Христа столько поучений и получавшие от Него так часто и так много благодеяний, нанесли Ему столько поруганий, то что нам сказать о язычниках? Итак, они сзывают на Него целый отряд, облекают Его для посмеяния в порфиру как царя и начинают бить Его; берут венец терновый вместо диадемы, вместо скипетра – трость. Сии слуги диавола заставили, как сказано, некоего нести крест Его; между тем, другой евангелист говорит, что Иисус шел, неся крест на Себе ( Ин. 19, 17 ). Но было и то, и другое: сначала несколько времени Он Сам нес крестное дерево, а когда нашли другого, способного нести, тогда заставили сего последнего, и крест несен был им. А для чего сказано и то, каких сынов был отцом этот человек? Для большего удостоверения, потому что человек тот, вероятно, был еще жив и мог пересказать все касательно креста. Но облечемся и мы в порфиру, царскую одежду. Я хочу сказать то, что мы должны шествовать как цари, наступая на змею и на скорпиона и побеждая грех . Мы именуемся христианами, то есть помазанными, подобно как некогда назывались христами цари. Поэтому да будет жизнь наша не рабская и низкая, но царская и свободная. Будем носить терновый венец, то есть потщимся увенчаться жизнью строгой, воздержной, чуждой плотских удовольствий, а не роскошной, изнеженной и преданной чувственным наслаждениям. Соделаемся и «Симоном», что значит послушание, и возьмем крест Иисусов, «умертвив уды наши, сущие на земле» ( Кол. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Мф.27:26 .  Тогда отпусти им Варавву: Иисуса же бив предаде (им), да Его пропнут. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Марк ( Мк.15:15 ) сказал, что Пилат желал сделать угодное народу, а Лука ( Лк.23:24 ), что он решил быть по прошению их. Бич ( φραγελλιον) – это плеть, сделанная из веревок и ремней, которою били осужденных по спине. О бичевании ясно написал Иоанн ( Ин.19, 1 ): «Пилат поят Иисуса и би ( εμαστιγωσε) Его " . Сделал это, думая ослабить силу ярости иудеев, чтобы, видя нанесенное Иисусу Христу оскорбление и слыша приговор, по которому Он предавался в волю их, как сказал Лука ( Лк.23, 25 ), т.е. на распятие (в этом состояла их воля), – чтобы они смягчили свой гнев и извергли наконец из себя весь яд. Для этой же цели Пилат допустил и все последующее, именно – что на Него надели багряницу, возложили венец, дали Ему трость и другими способами ругались над Ним. Мф.27:27–29 .  Тогда воини игемоновы, приемше Иисуса на судище, собраша Нань все множество воин: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою: и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его… Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость… (Претория – Судилище преторское. – Прим.) Эту хламиду червленую Марк ( Мк.15, 17 ) назвал «препрядою» ( πορφυραν), а Иоанн ( Ин.19, 2 ) – «ризою багряною» ( ιματιον πορφυρουν). Это была одежда пурпурового цвета. Матфей, нисколько не разноглася, назвал этот цвет червленым ( κοκκινος), или багряным, как похожий на пурпуровый, потому что это не был настоящий пурпуровый. Так как Иисус Христос назывался Царем Иудейским, то в насмешку над Ним, как над Царем, надели на Него багряницу вместо порфиры, возложили на голову терновый венец вместо диадемы, дали в руку трость вместо скипетра и таким образом невольно выразили истину. Мф.27:29–30 .  И поклоньшеся на колену пред Ним, ругахуся Ему, глаголюще: радуйся, Царю Иудейский. И плюнувше Нань, прияша трость и бияху по главе Его. ...и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010