Более привычный для нас образ мы видим на шелковом покрове из собора в Лионе (Франция). Он датируется VII-VIII веками. Примерно к этому времени иконография Благовещения приобретает устойчивые черты. Мария сидит на седалище, занятая рукоделием, к Ней приближается Архангел, в одной руке у него посох, другая вытянута в жесте благословения. Именно эта иконография получила наибольшее распространение в христианском искусстве. Правда, на Востоке и на Западе у нее были свои варианты. В православной иконографии, как правило, сцена Благовещения показана на фоне палат. Возможно, первоначально строения обозначали всего лишь дом, в котором произошло это событие. Но со временем архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, начало которой положено в Боговоплощении. Да и Сама Богоматерь прославляется Церковью как «одушевленный храм», где обитает Господь.Между зданиями обычно перекинута красная ткань — велум, которая является прообразом пурпурной завесы Иерусалимского храма, что разорвется пополам, когда Сын Божий примет смерть на Кресте. Это указание на кульминацию евангельской истории, которая в момент Благовещения только начинается. Мы видим, что Богоматерь держит в руках клубок алой пряжи, из которой и будет соткана ткань храмовой завесы. Тут возникает символическая параллель пурпурной пряжи и Плоти Христовой, которая только начинает формироваться во чреве Божьей Матери. В восьмой песни Великого канона преподобного Андрея Критского есть такой образ: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася...» (по-русски: «Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила»). Надо сказать, что гимнография оказала огромное влияние на развитие иконографии в целом и Благовещения в том числе. Также повлияли и сочинения и проповеди святых отцов, в частности, Слова на Благовещение Григория Неокесарийского, Андрея Критского, Иакова Коккиновафского, дававшие богатый материал для иллюстрирования.

http://patriarchia.ru/db/text/5795141.ht...

Термином " Умиление " иногда называют икону, которая принадлежала преп. Серафиму Саровскому. Однако это совсем неверно. Правильное название келейной иконы преп. Серафима " Невеста Неневестная " и относится она совсем к иному типу, близкому к Остробрамской. Богоматерь на этой иконе представлена без Младенца со скрещенными на груди руками. В византийской иконографии этот тип получил название " Агиосоритисса " . Некоторые различия в вариантах касаются расположения мечей. Эта икона опубликована в журнале " Храм " . 1, 1991. Происхождение вишневого цвета объясняется тем, что в Византии красный цвет - царский цвет - заменяли пурпуром (по-русски - багряным), который был не только выражением красоты, но и драгоценности. Пурпурные одежды носили только императоры и члены императорской семьи. Византийский император Константин получил прозвище " Порфирогенет " ( " Багрянородный " ), потому что он был рожден в царских (порфирных) палатах и был наследным императором, а не узурпатором, как это нередко бывало в истории Византии. Богородица, как Царица Небесная, также облачается в пурпур. Колористическая основа пурпура - красный с небольшим добавлением синего, семантически это кровь, природа, в которую добавлена частичка небесного, то, что называется " голубая кровь " . Именно в это время распространились иконы, включающие от четырех до нескольких десятков Богородичных образов в одной иконе. Такая икона, например, почитается в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Смысл таких икон - прославление Богородицы через различные Ее явления миру. Такая икона напоминает ограненный алмаз, где число граней увеличивается и он начинает играть все большим количеством цветов радуги, преломленного в нем света. Но, как известно, число граней даже в алмазной огранке имеет свой предел, так и здесь - за слишком большой дробностью и мелкостью изображений начинает теряться общий охват образа Богородицы. Тем не менее, эти иконы ценны и интересны как своего рода иконографические энциклопедии. Автор: Языкова И. К.

http://pravicon.com/text-19

Стихарь – означает чистоту жизни диаконской. Орарь – благодать диаконского служения и символизирует крылья ангелов, служение которых диакон изображает за богослужением. Поручи – означают, что священнослужитель должен вверять (поручать) себя Силе Божией и напоминают «узы» Спасителя. Епитрахиль – означает освященную благодать священства. Пояс – препоясание Иисуса Христа перед Тайной Вечерей, а также готовность священнослужителя бодро проходить свое служение. Набедренник и палица обозначают духовный меч, который для священнослужителей составляет Слово Божие ( Еф. 6:17 ; Евр. 6:12 ). Фелонь или риза – обозначает багряницу, в которую облекли Иисуса Христа ругавшиеся воины, и напоминает о готовности священнослужителя страдать за правду и радоваться истине. Саккос имеет значение, сходное с фелонью. Омофор означает заблудшее человеческое естество, которое взял Господь на свои рамена и принес к Богу Отцу. Все эти мысли, поясняющие символическое значение, содержатся в особых молитвах, которые читаются священнослужителями при облачении перед совершением литургии. 2 По-гречески эти неоднократно произносимые возгласы читаются так: «πρσχωμεν, Σφα, πρσχωμεν» (просхомен=от глагола прос эхо, обращаю внимание; Σφα=coфia, премудрость; б) Σφα ρθο (орфи – от слова орфос, прямой) т.е. премудрость! сделайтесь прямыми, встаньте. 3 Слово аллилуиа по-гречески читается λληλοια и произошло от еврейского слова: «raллeлyiяrъ». Еврейское же слово состоит из слова «галлелу» (от глагола галалъ – 2 лицо м. ч. повелит. накл. и значит хвалите) и слова «iяrъ» (сокращенное слово имени Божия, по-еврейски Иегова, Иягъ, а по-русски слышится iя). 4 И по предположениям некоторых – с надстройкой особого помещения над входною частью (подобия второго этажа). 5 В Иерусалиме молитвенными домами первых христиан считаются дома Марии, матери Евангелиста Марка, Иосифа и Никодима, «Сионская Горница» – дом Тайной вечери. 6 При разъяснении вопроса о происхождении христианского храма иногда задаются вопросом, не послужил ли образцом для храмов внешний вид храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь готовил сего семинариста к апостольскому служению на ниве христианского просвещения диких народов Америки, Сибири и Дальнего Востока. Готовил к будущим тяжким трудам и великим подвигам Христа ради, к смертельно опасным путешествиям по морям и океанам, по таёжным сибирским хребтам и заснеженной тундре. В семинарии изрядно собралось одноименных однофамильцев; и, бывало, учитель велит: – Иван Попов, пройди-ко, любезный, к доске и прочти-ко на память псалом тридцать три да чтоб от зубов отскакивало… И три Ивана Поповых вздымаются над партами… В 1814 году в семинарию приехал новый ректор – архимандрит Павел. Глянул списки семинаристов и схватился за голову: – О, Господи!.. Да у вас же уйма однофамильцев с одинаковыми именами. Вон сколь Ивановых Иванов… – Да и Поповых Иванов не меньше, - подсказал учитель. – Такая путаница с одноименными однофамильцами… – Надо что-то придумать… – Хорошо бы, сделать добавку к фамилии, – посоветовал учитель. – С указанием – откуда родом семинарист. Скажем, Иван Попов из села Ангинского. Значит будет Иван Попов-Ангинский… – А что, добрая мысль. Так и сделаем. Вот в семинарии и появились Иван Попов-Ангинский, Иван Попов-Тункинский, Иван Попов-Тайтурский. Выходит, первый Иван из села Ангинского, второй из села Тунка, третий из села Тайтурка – все известные села Иркутской губернии. А в 1814 году от Рождества Христова ректор семинарии, архимандрит Павел (Некрасов) за превосходные знания в науках, и особо в богословии, присвоил студенту богословия Ивану Евсеевичу Попову фамилию – Вениаминов, дабы увековечить имя славного иркутского Владыки Вениамина (Багрянского), что накануне покинул сей мир, почил в Бозе, как говаривали встарь. О ту же пору семинарское начальство признало фамилии, вроде Грязнов, Соплин, Пляскин, Дубинин, Чуркин, Балдаев – некрасивыми и порешило, исходя из характера ученика, сменить подобные фамилии на красивые, благозвучные. Так благообразные, боголюбивые ученики обрели фамилии Благовидов, Малинин, Архангельский; осанистые, стройные – Лавровы, добродушные – Тихомировы, Миротворцевы. Лишь Ивану Попову-Тункинскому досталась фамилия Дулькамаров (dulcis-amarus лат.) , что по-русски звучит Сладкогорький, поскольку сей дерзкий студент в старших классах любил выпить горького и полакомиться сладким.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/18/...

   Как трогателен этот пример веры, и как умилителен этот подвиг любви Того, Кто пришел «взыскать и спасти погибшего» (Лк. 19:10)! Мы часто говорим, что когда человек что-либо тяжко переживает, страдает, то ему не до других, и это все считают уже законным. Когда сам человек поглощен своими тяжкими, скорбными переживаниями, так и говорят: «Ему не до других, он занят собою». Что может быть страшнее, ужаснее и многоскорбнее того, что переживал на Кресте Распятый Искупитель и Спаситель мира? Но Он и тут не забыл о Своем деле, невыносимо тяжко страдая. Он и тут нашел заблудившуюся овцу и сумел ее привлечь в Царство Небесное.    И вот эти-то трогательные примеры так могут облегчить человеку дело покаяния! Если мы заглянем в себя поглубже, как и следует в эти святые дни, то увидим мы внутри себя много непотребств и грязи. И если бы человек впервые так столкнулся с собственною испорченностью, то душа его могла бы прийти в отчаяние, но вот все эти примеры и указывают нам, что нет, в этом святом храме не было и не бывало и не будет того, чтобы Господь наш оттолкнул кающегося человека. Погибает только тот, кто не кается. Погибает только тот, кто поворачивается спиной к Нему, к Его благодати, а не тот, кто к Нему притекает, пусть он весь покрыт грехами с ног до головы. Мы слышали в первые дни этой недели, как Сам Господь говорит: «придите ко Мне и стягните», по-русски: «придите ко Мне и рассудим... и если будут грехи ваши как багряные, — как снег убелю; и если будут грехи ваши, яко червленые, как волну убелю» (Ис. 1:18)! Сам Он обещает! Ему можно поверить! Следственно, каковы ни были бы твои грехи, как бы они ни были многочисленны, как бы они ни были тяжелы и скверны, не падай духом, а иди к Нему с покаянием. Помни притчу о Блудном Сыне: отец, как встретил сына, пришедшего с покаянием? — Ни одного слова упрека, ни поношения, ни гнева, ни наказания — одна только прощающая и милующая любовь! И если ты вспомнишь про это, то дерзновенно придешь в объятия Отчие! Блаженный Августин, говорил: «Ты грешник, тебе грозит Божий гнев, хочешь избежать Божьего гнева — иди и бросайся в объятия Его Отеческой любви!» Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И ныне: Словно из пурпурной нити, Пречистая, внутри чрева Твоего соткалась мысленная багряница — плоть Эммануила, потому мы истинной Богородицей Тебя почитаем. Восхваляем, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. Песнь 9-я Ирмос . От бессеменного зачатия рождение неизъяснимое: у Матери безмужной нетленный Плод. Ибо Бога рождение обновляет законы естества. Потому Тебя все роды как Богоневесту и Матерь православно величаем. Ум изранен, тело недвижимо, дух в болезнях, слово изнемогло, жизнь омертвела, конец жития у порога. Что же сделаешь ты, несчастная душа моя, когда придёт Судия испытать дела твои? Моисеево сказание о бытии мipa предложил тебе, душа. За ним и обоих Заветов Писание, повествующее о праведных и неправедных. Но ты, душа, последним подражала, а не первым, против Бога согрешая. Закон изнемог, не действует Евангелие, всё Писание для тебя бесполезно, пророки бессильны и всякое слово праведников. Раны твои, о душа, умножились, и нет врача, исцеляющего тебя. Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, влекущие тебя к раскаянию. Подражай же праведным, отвращайся от грешных, и умилостивь Христа молитвами, и постом, и чистотою, и благоговением. Христос вочеловечился и разбойников, и блудниц призвал к покаянию. Покайся же, душа! Дверь Царствия уже отверста, и прежде тебя входят в неё фарисеи, и мытари, и прелюбодеи кающиеся. Христос Младенцем стал, приобщаясь мне плотью, и всё, свойственное естеству, добровольно испытал, кроме греха, показывая тебе, душа, пример и образ Своего смирения. Христос волхвов спас, пастырей к Себе призвал, множество младенцев удостоил мученичества, старца прославил и престарелую вдовицу. Но их делам и жизни не подражала ты, душа. Горе тебе, когда на Суд предстанешь! Постился Господь сорок дней в пустыне, после взалкал, показывая человеческое в Себе естество . Не унывай же, душа, если враг на тебя устремится, но молитвами и постом он от ног твоих да отразится. Христос был искушаем, а дьявол искушал Его, показывая камни, дабы их в хлеб превратить. И на гору возвёл Его, во одно мгновение показав все царства мipa. Бойся, о душа, обольщения, бодрствуй и молись во всякий час Богу.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

В ветхозаветной Церкви, до преобразования ее через Богочеловека Иисуса Христа в новозаветную, угодно было Богу повелеть Моисею и Аарону при переносе Скинии в походе Евреев по Аравийской пустыне все священные принадлежности алтаря и украшения их покрывать багряным покрывалом и поручать их для несения Левитам. Повеление это выражено подробно в гл. 4-й Кн. Чисел ст. 5-20 приблизительно в таких словах: " Аарон и сыны его, войдя в скинию первую (собрание церковное) снимут завесу, осеняющую ее, и покроют ею ковчег откровения (Ковчег Завета, или Святое Святых) и обовьют его покрывалом из кож синего цвета, а сверх накинут покров весь из голубой шерсти и укрепят Ковчег на его шестах носильных (ст. 5-6). Следуют за тем наставления об укупорке стола предложения хлебов и наконец золотого жертвенника с его принадлежностями: " и очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою, положат на него все сосуды его, которые употребляются при Богослужении, и вложат их в одежду пурпуровую и покроют их покрывалом из кож синих и возложат на носилки " (Там же, 4:15-16). Все это законоположение установлено было, как полагают, по той причине, чтобы прочие из народа, по одному любопытству, не искали случая увидеть самые священные предметы прежде их покрытия, под той угрозой, что человек непосвященный, их увидевший, а тем более прикоснувшийся к священной вещи, должен умереть. Таким образом люди, несшие священные принадлежности скинии, ни одной из них не видели, а только чувствовали на плечах своих тяжесть их, потому что все сокрыто было багряным покровом от очей носящих. Подобно этому каждый, кто только совершенно предал себя воле Божией, избегает исследования непостижимых причин Провидения и Премудрости Божьей. Тягость такого ограничения нашего любопытства должен каждый из нас нести охотно - довольно для нас быть уверенными, что носимое нами бремя, обвитое синим, голубым или багряным покрывалом, т.е. сокровенное в пучине непостижимой воли Божией - для нас спасительно. Надо всё лучшее направлять к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

И увидел народ Человека . Того, который был до грехопадения, Того, который будет в вечности. Того, который вышел из рук Творца. Того, который восходит ко Отцу. Того, о котором мечтали и будут мечтать поколения. Того, которого искали философы и воспевали витии и риторы. Того, которого любило сердце и к которому воспаряется ум. И увидели люди идеал свой. Се, Человек! И томится душа человеческая. Томится и ищет идеал свой: «Скажи мне Ты, которого любит душа моя: где пасёшь Ты? где отдыхаешь Ты в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей Твоих?... На ложе моём ночью искала я Того, которого любит душа моя, искала Его и не нашла Его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать Того, Которого любит душа моя; искала я Его и не нашла Его» ( Песн. 1:6 ; Песн.3:1–2 ). Тогда вышел пред волнующееся море голов Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се, Человек!» Не на царском престоле, не на колеснице триумфатора, не среди сказочных богатств, не в хламиде философа, а в терновом венце Страдальца явился Тот, Которого так долго ждали, так много искали. Только великие Страдания оказались для падшего человечества тем светом, тем ореолом, высветившим во мгле образ истинного Человека. В терновом венце и багрянице – се, Человек! Со времен падения Адама утратили люди образ Человека, растоптали в себе образ Божий. И стали походить на искусителя своего диавола. И уже не «человек се», но карикатура его населяет землю. Однако калека мечтает о здоровье, хромой о ногах, слепой о зрении. И вот утративший образ Божий уже не человек, уже не народ ( Ос.1:9–10 ; 1Пет.2:10 ; Рим.9:25–26 ), ищет, однако, утраченное. Понимает человек, что не таков должен он быть. Но каков?.. И вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал Пилат: «Се, Человек!». ... И не узнали Его! О, ужас! Не узнали! «В мире был... и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:10–11 ). Искала Суламита Возлюбленного, но когда Он явился ей, не встала Ему навстречу, не открыла сердца своего ( Песн.5:2–6 ). А когда опомнилась, когда взволновалась внутренность её от Него, Он уже ушёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.27:31 .  И егда поругашася Ему, совлекоша с Него багряницу и облекоша Его в ризы Его: и ведоша Его на пропятие. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Сняв с Него багряницу, сняли, конечно, и венец. Иоанн говорит ( Ин.19:16 ), что «поемше же Иисуса и ведоша» (в претор), так как иудеи заботились и о том, чтобы казалось, что Иисус Христос выведен осужденным оттуда. Мф.27:32 .  Исходяще же обретоша человека Киринейска, именем Симона: и сему задеша понести крест Его. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Марк ( Мк.15, 21 ) прибавил: отца Александрова и Руфова, а Лука ( Лк.23, 26 ): «шедшего с поля». Иоанн ( Ин.19, 17 ) сказал: «И нося крест Свой, (Иисус Христос) изыде»… Сначала возложили крест на Него, как на осужденного, и Он, неся крест Свой, вышел, но потом, встретив Симона, заставили его нести. Лука сверх того прибавил ( Лк.23, 27–29 ): «идяше же вслед Его народ мног людий, и жены, яже и плакахуся и рыдаху Его. Обращься же к ним Иисус рече: дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших: яко се, дние грядут» и т.д. «Не плачитеся» επ εμε (надо Мною), т.е. обо Мне, но о себе и о детях своих, потому что вот приходят дни, именно – разрушения Иерусалима. Мф.27:33 .  И пришедше на место нарицаемое Голгофа… И, придя на место, называемое Голгофа... Это место было недалеко от города, как написал Иоанн ( Ин.19, 20 ). Мф.27:33 .  Еже есть глаголемо краниево место. ...что значит: Лобное место... «Еже», т.е. имя Голгофа, «глаголемо», или «сказаемо» ( μεθερμηνευομενον), как сказал Марк, т.е. по переводу с еврейского языка, значит место головы. Некоторые говорят, что там умер и лежит Адам, и по Домостроительству Божию там, где пал от смерти древний Адам, был поставлен трофей нового Адама против смерти, т.е. крест. Мф.27:34 .  Даша Ему пити оцет с желчию смешен: и вкушь, не хотяше пити. ...дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Параскева Пятница представлена в традиционной иконографии – о ее мученичестве говорят красные элементы одеяния, на ее голове – корона как венец мученичества, в одной руке – крест, в другой – развернутый свиток, на котором читается текст Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя…» Христос в темнице Иконография «Христос в темнице» явно связана с Ecce Homo (с лат. – «Се Человек»), отсылающей нас к евангельскому рассказу: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19: 2-5). Пример такой иконографии мы видим в картине Караваджо (ок. 1605 года), в более расширенном варианте – в картине Иеронима Босха (1500). Если в таких вариантах Христос изображается не Один, с гонителями, несколькими или целой толпой, то в близкой иконографии «Муж скорбей» (латинское название Vir dolorum) Спаситель представлен в терновом венце, в багрянице, но в одиночестве (иногда с Ним изображают двух ангелов), оставленный всеми, в ожидании казни… – В пермской коллекции этот сюжет был значительно видоизменен, – говорит Ксения Зубакина. – Местная скульптура – это свободные вариации на тему. Например, на пермских скульптурах нигде нет багряницы, хотя в других музеях я видела скульптуры Христа из других регионов в багрянице. Христос в темнице Также мастера не делают большого акцента на изображении ран и истекающей из них крови. Кроме того, добавляется этнографический момент в изображении Христа: в Его лике передаются черты местного населения, тех людей, которые были в окружении мастера. В результате появляется образ Господа, но очень близкий для простых верующих. О таком отношении говорят рассказы старожилов деревень и сел, которые записывал собиратель нашей коллекции Николай Серебренников в двадцатых годах XX века.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010