При более внимательном рассмотрении приведенных текстов, внимание привлекает то, что здесь упоминается кровь и душа животных, а не человека. В античной традиции человек считался не более чем разумным животным, но Библейское Откровение учит нас другому. И животные, и человек, конечно, сотворены Богом, но между способами, которыми они созданы, большая разница. Первые, по повелению Божию произведены водой и землей, то есть неразумной природой. Эти события Библия описывает в следующих словах: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» ( Быт. 1:20 ) «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» ( Быт. 1:24 ). Все эти твари, названы в Священном Писании «душой живой». Телесный состав они получили от вещества стихий мира. Выше, мы уже приводили тексты, свидетельствующие о том, что душа животных – кровь. И тело и кровь, следовательно, произошли из вещества воды и земли. Душа же человека совсем не кровь его. Таких утверждений не содержится в Священном Писании. Адам был создан отнюдь не действием стихий мира, но творческим актом Лиц Пресвятой Троицы. О человеке сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» ( Быт. 1:26 ) «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). Из этого видно, что человек не произведен водой или землей. Душа человеческая и кровь это не одно и тоже. У души человеческой иные свойства. Она продолжает жить и по смерти тела в аду или пред лицем Божиим. В Ветхом Завете существуют места, в которых упомянуты одновременно и душа животного и душа человека. Например в книге Иова о Боге говорится, что «… в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти…» ( Иов. 15:10 ) Причем для обозначения «всего живущего» использовано слово «нефеш», указывающее, как правило, на неразумную составляющую, а человеческий дух обозначен словом «руах». «Руах» в Священном Писании практически всегда относится к человеку или к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Проходит время, и его не вернёшь, юг и север местами не поменяешь, дерево лежит, как упало. Дожди и ветры – кажется, Бог противится нашим замыслам. Но неведомы они нам. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Не торопись откладывать своё дело. Тебе видятся трудности, могущие помешать тебе, но ведь ты не можешь знать дел Бога. Ты не знаешь путей ветра , ты не знаешь, как образуются кости во чреве беременной , поэтому доверься Богу. Он и при ветре благословит твой посев. Он и при облаках и тучах благословит жатву. Не отговаривайся объективными препятствиями, дерзай, ведь с нами Бог! Философ вспоминал: в царствование своё он строил дворцы и храмы, затевал торговлю, его отец отправлялся в дальние походы. Дули ветры, сгущались тучи, но Бог помощью Своею спешил навстречу дерзновенным. Царство расширилось, царство украсилось. Использованное Екклесиастом слово (руах), как и в предыдущем тексте, обычно переводят «ветер». Это вполне согласуется с использованием этого слова в предыдущих стихах. Однако «пути ветра» и образование «костей во чреве беременной» сочетаются не очень естественно. Есть другой вариант перевода, в котором слово (руах) прочитывается как «дух», или «дыхание». Так, И. Дьяков переводит: Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе… Таким образом, возникает цельный образ непостижимости формирования человека в материнской утробе – откуда дыхание? откуда кости? Не исключает возможность такого перевода и А. Графов Пути Божьи неведомы, порой не поняты – это не причина откладывать дела и бездействовать. Екклесиаст поучает далее: Еккл. 11:6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. А это уж и совсем интересно. Вышел земледелец утром, вроде бы время сеять. Не решился – зачем сейчас сеять, вдруг вечернее рукоделье будет удачней. Сел вечером за рукоделье своё и отложил его – вдруг утренний посев принесёт больше пользы. И результат: утром – сон, вечером – безделье. Видел философ-царь таких умельцев и таких земледельцев. Так не пойдёт! И учит премудрый: ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет , а потому утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Читая следующие места из Библии, мы находим о душе животных выражения такого рода: Бог повелевает воде, да произведет пресмыкающихся, душу живую («нефеш гаиа») (Быт. 1, 20, 21). И сказал Бог: да произведет земля душу живую («нефеш гаиа») (Бьгг. 1, 24). А всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся на земле, в котором душа живая («нефеш гаиа»), дал Я зелень травную в пищу, и стало так (Быт. 1, 30). Бог поставляет завет свой с человеком и со всякою душою живою («нефеш гаиа»), которая с ним, с птицами, и со скотами (Быт. 9, 10). Потоп истребляет все, что имело дыхание духа жизни (Быт. 7, 22). Параллельно с этими и другими подобными местами можно поставить равнозначные им слова из книги Левит, где говорится о крови животных, как об их душе (Лев. 17, 11, 14). Совершенно другими словами в Св. Писании выражается понятие о душе человека, например: Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее («руах») (Иов. 34, 14); Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается («руах») (Пс. 77, 39). В Св. Писании можно найти много подобных мест, говорящих о душе человека как об особой духовной сущности, указывающих характерные свойства человеческого духа. В некоторых изречениях Св. Писания понятие о душе человека приравнивается к понятию разума («бинах»): И дух разумения моего ответит за меня (Иов. 20, 3); дыхание Вседержителево, научающее меня (Иов. 32, 8). «О духовной природе человека». Малеванский. Православное Обозрение. 1873. С. 794. Душа человека - образ Божий На основании свидетельств Божественного Откровения христианская догматика принимает за основное положение и исходный пункт для развития своего учения о душе человека ее духовность, в чем ясно полагается первое существенное отличие духовной сущности человеческой природы. Развивая далее свое учение о богоподобной духовной сущности человека, христианская Церковь тем самым ясно намечает другие существенные черты ее отличия от начала, одушевляющего природу животного мира. По изображению пророка Моисея, душа человека как высшее духовное начало носит на себе Божественный отпечаток, или, что то же, образ Божий (Быт. 1, 26-27; 2, 7). Вследствие этого душа человека обладает всеми отличительными особенностями, которые присущи высочайшему Существу Бога, хотя, конечно, несравненно в меньшей степени — насколько конечное ниже бесконечного и ограниченное — всесовершенного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12–14 Иезекииль получает повеление объявить слово Господа всем людям в Израиле: «Я выведу вас из ваших гробов и приведу в землю Израильскую. И узнаете, что Я – Господь (12– 13). И вложу в вас дух Мой, оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал» (14). Примечания. 1 «Рука Господа» – свидетельство того, что Иезекиилю предстояло грандиозное видение, а не обычное «вербальное» откровение. 5, 14 «Дух» – еврейское слово руах может переводиться еще и как «дыхание», и как «ветер». 37:15–28 Воссоединение Израиля Народ Израильский был разделен на два царства: Израиль и Иудею. Это произошло в конце правления царя Соломона, почти за три столетия до описываемых событий. Израиль будет не просто восстановлен, как предрекает предыдущее пророчество, но произойдет воссоединение двух царств снова в единый народ. У них будет один царь, которого Бог именует Своим «рабом Давидом» (см. также коммент. к 34:1–31). Призвание нового «Давида» в пророчестве в сущности означает, что новый царь будет обладать всеми атрибутами царя Давида и унаследует все его привилегии и право на престол и предстояние перед Богом во свете Его обетовании. В картине будущего Израиля используется идеализированная версия его прошлого. Самые глубокие раны, нанесенные историей, будут исцелены всемогуществом Бога. 15–23 Иезекиилю дается следующее повеление: «Возьми два жезла, на одном из них напиши: „Иуде и его собратьям», а на другом: „Израилю и его собратьям». Соедини оба жезла в один (16–17). Когда спросят тебя, в чем смысл содеянного, отвечай так: „Господь соединит жезлы Иуды и Израиля в одно целое, и будут они едины» (18–19). Покажи им эти жезлы (20) и изреки пророчество Мое: „Я соберу сынов Израилевых из других народов и верну их в их землю. И дам им одного Царя, а царство их никогда отныне не разделится на два. И они уже больше не будут осквернять себя разными пороками – Я очищу их. И будут Моим народом, и Я буду их Богом (21–23). 24–28 А раб Мой Давид будет Царем над ними навеки. Они будут соблюдать Мои установления. Они и потомки их будут жить во веки на земле предков своих (24–25). Я заключу с ними вечный завет. И размножу их. Я поставлю святилище Мое среди них навеки (26). И буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, потому что святилище Мое будет навеки с ними " » (27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

462 неспособным по собственному своему признанию непосредственно и свободно служить Богу в качестве дарственного священства. Для массы религиозной, но погруженной в земную чувственность, действие небесного Бога является только в грозе и пламени. Если не безверие, то страх удаляет ее от Бога. «И весь народ видел громы и молнии и глас трубный и гору дымящуюся; и увидел народ и побежал и стал поотдаль. И сказали они Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушаться, но пусть не говорит с нами Бог, чтобы нам не умереть. — И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак (эл-га-арафэл), — туда где Бог» (Исх. XX, 18, 19, 21). То, что здесь повествуется Словом Божиим, не есть только одно из событий еврейской истории: это событие есть вместе с тем типический образ, который немногими яркими и живыми чертами выражает общее и постоянное отношение народной толпы к делу Божественного откровения. Всегда и везде народ, в силу своего здравого смысла, сознавал неспособность человеческого большинства к непосредственному «разговору» с Божеством, всегда и везде народ сам требовал (если не словами, то делом) посредников между собою и Богом — людей, способных видящими глазами вступить в тот мрак, в котором Бог — эл-га-арафэл ашэр шам га-элогим. Так как для еврейского народа Моисей был таким посредником лишь временно и исключительно, то по слову Божию он учреждает постоянное посредничество между народом и Богом в лице священников, поставленных, уполномоченных и помазанных для этого служения. «И возьми ты к себе Аарона брата твоего и сынов его с ним из среды сынов Израилевых в священники Мне: Аарона Надаба и Абиту, Влеазара и Итамара сынов Аароновых. И сделай одежды священные (бигдэй-кодэш) Аарону брату твоему для величия и для красы (лекабод ултифарэт). И ты поговоришь со всеми мудрыми в сердце (хакмэй-лэб), которых Я исполнил духом мудрости (руах-хакма); и сделают одежды Аарону для священия его, для поставления его Мне» (Ucx. XXVIII, 1-4). После подробного описания Аароновой одежды, к которой мы еще вернемся, когда будем говорить о власти первосвященничеекой, слово Божие продолжает: «И сынам Аарона сделай хитоны и сделай им пояса и головные повязки сделай им для величия и для красы. И одень их,

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

(b) Библейское учение о творении не ограничивается одной лишь Книгой Бытия. Оно также содержится в израильских книгах премудрости. Если Священнический источник подчёркивает трансцендентность Бога по отношению к своему творению, учение, содержащееся в книгах Мудрости, указывает на то, что Бог пребывает в своём творении как Дух (руах) и мудрость (хокма). Силою своего творческого слова Бог вызывает несуществующие вещи к существованию, посредством премудрости он «производит все вещи», придаёт им форму и единый порядок. Вот что говорится о премудрости Божьей в Книге Притчей Соломоновых: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны Тогда я была при Нём художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:22,23,27,30,31 ). Всё это удивительно похоже не то, что в «Дао дэ цзин» говорится о дао и о том, как оно действует в десяти тысячах существ. В данном случае «Премудрость» является имманентным принципом творения, совершаемого трансцендентным по отношению к творению Богом. В определённой степени она соответствует триаде «одно – два – три», поскольку на момент создания неба она уже существует. Однако, согласно этому описанию, в мире десяти тысяч существ она ведёт себя скорее как дитя, а не как мать. Не самоустранение и не недеяние (у-вей), а игра стала символом Премудрости Израиля в мире. В китайском дао цу-янь является высшим проявлением недеяния (у-вей). Под этим понятием подразумевается «спонтанность» и «естественность», что вполне соответствует самозабвенному и радостному характеру игры, которую ведёт мудрость на земле и среди людей. «Самка всегда невозмутимостью одолеет самца» (§61) – утверждает Лао-цзы. А Иисус говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство небесное» ( Мф.18:3 ). Благодаря спонтанности своего поведения, ребёнок имеет преимущество и перед мужчинами, и перед женщинами. Это новое видение мессианской роли детства оставляет в прошлом и жёсткий патриархат, и более мягкий матриархат и олицетворяет собой надежду на то, что будущее открыто для свободной жизни. Таким образом, несмотря на то, что в израильской Книге Притчей Премудрость называется «Госпожой Премудростью», она описывается как дитя, с радостью и любовью предающееся игре. Каждое дитя – это начало новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

А как пал диавол? Диавол был совершеннейшим Божиим творением, Люцифером (то есть Светоносным), он пламенел колоссальной любовью к Богу, он любил Бога! А что значит любить? Это стремиться как можно ближе приблизиться к объекту любви, заслужить эту близость. И диавол воспевал Бога так, как только мог! Но в какой-то момент, в экстазе вот этой удивительной любви – нам трудно ее даже понять! – он вдруг потерял ощущение дистанции между собою и Богом. Он возомнил себя равным Богу, и это было хищение. Произошло выпадение его из духовного мира, и он стал тем, чем сейчас и является. О Сыне Божьем сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2:6 ). Потому что Он – Слово от слова, Свет от света, единосущный Богу Отцу. А дьявол , будучи тварью, возомнил себя быть равным Творцу! Это и погубило его. И вот творит Бог человека из праха земного, вдыхает в Него дыхание жизни. Что Бог вдыхает в человека? В еврейском языке есть такое слово «нешама», неким аналогом которого является слово: «душа». Читая Библию , мы можем видеть это слово «душа» в самых разных вариантах, в самых разных контекстах! Например, сказано: «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет. 3:20 ). Это не значит, что их тела потонули, а их души оказались в ковчеге во дни потопа! Или сказано в Писании: «… не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…», а далее сказано еще яснее: «…а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» ( Мф. 10:28 ). То есть душа – это внутренний мир человека. Так вот, в еврейском языке есть три разных слова, которые обозначают то, что у нас переводится одним словом только «душа» или «дух». Это – «нешама» (см.: Быт. 2:7 ), это – «руах» (см.: Быт. 1:2 ) и это – «нефеш» (см.: Быт. 1:21 ). То, что Бог вдыхает в человека, которого Он создал из праха земного, это «нешама». Некоторые теологи говорят, что это просто «дыхание», «ветер». Но не ветром, же Господь повеял на прах земной, и он стал душою живою! Это было бы абсурдно! И не делал Господь Бог Адаму искусственное дыхание!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Автор его ясно сознает, что сам человек неспособен полностью освободиться от греховности, и видит спасение только в благодатной силе Божией. Лишь она может искоренить врожденную человеческую нечистоту и омыть сердце действием «Руах Кадош», Духа Святого. Здесь это слово впервые появляется в Ветхом Завете, указывая на грядущее чудо духовного просветления: Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. До конца смой с меня беззакония мои и от греха моего очисти меня, Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и лукавое пред Тобой сотворил я, Так что прав Ты в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. Видишь, в беззаконии зачат я, и во грехе родила меня мать моя; Ты же возлюбил истину в сердце и мудрость явил ко мне. Окропи меня иссопом, и очищусь я, омой меня, и белее снега я стану, Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим владычным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся… Пс 50, 3-15   Служение Богу псалмопевец раскрывает так, как о нем учили Моисей и пророки: жертвы есть знак союза с Творцом, но они лишь внешнее проявление. Истинная жертва — это вера и чистое сердце: Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе, Ибо не желаешь ты жертвы — я бы дал ее — и ко всесожжениям не благоволишь, Жертва Богу — сокрушенный дух, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничтожит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, и да воздвигнутся стены Иерусалимские; Тогда угодны будут Тебе праведные жертвы, возношения и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Пс 50, 17-21   ПРИМЕЧАНИЯ Глава пятнадцатая «НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ» 1. «Буржуазные историки и богословы, читаем мы в одной из марксистских книг, посвященных Ветхому Завету, — игнорируя оставшиеся в Иудее трудящиеся массы и отождествляя еврейскую нацию с кучкой уведенных в плен рабовладельцев, ростовщиков и жрецов, изображают «эпоху плена» как период «особого напряжения еврейского духа» ( А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Во главе фарисеев стоял в то время внук Гиллеля Гамалиил. Из Деяний известно, что он проявил большую терпимость к новому учению, а многие фарисеи, воспитанные им, влились впоследствии в новозаветную Церковь. Сложилась даже легенда, что в конце жизни Гамалиил стал христианином и принял мученическую смерть. Эта легенда, безусловно, вымысел, но само ее появление не случайно. [ 16 ] У раввинов была поговорка: «Слова человека, в котором есть страх Божий, будут услышаны». [ 17 ] Исцеления, совершенные Иисусом, заставили наиболее честных из фарисеев задуматься. От их лица к Нему пришел для беседы Никодим, член Совета старейшин. Но он предпочел встретиться с Иисусом ночью, чтобы не вызвать насмешек у более строгих собратьев. [ 18 ] — Равви! — сказал он, войдя в дом. — Мы знаем, что Ты от Бога пришел Учителем, ибо никто не творит те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним. — Истинно, истинно говорю тебе, — ответил Иисус, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия (то есть мало признать Иисуса — нужен духовный переворот, изменяющий жизнь). — Как может человек родиться, будучи стар? — не понял Никодим. — Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться? — Если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше. Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит [ арамейское слово «руах» и греческое πνεμα означают и «ветер», и «дух»]. Так и рожденный от Духа. — Как это может быть? — продолжал недоумевать старик. — Ты — учитель израильский, и этого не знаешь?.. О ветре Христос говорил не случайно. Он сравнивал его вольный порыв со свободой человека, который обрел истинное богопознание. Для того кто «родился в Духе», вера уже есть нечто большее, чем просто система обрядов. Он — сын Господень, дитя Его Царства. После этой беседы Никодим, по–видимому, стал тайным последователем Иисуса. [ 19 ] Среди них Евангелия называют также Иосифа Аримафейского — знатного старейшину из Иерусалима — и некоторых «начальствующих» лиц, которые, скорее всего, принадлежали к фарисеям. [ 20 ] И все же они остались в меньшинстве. Подавляющее число законников встретило Иисуса подозрительно. А по мере того, как они знакомились с Его учением, их недовольство и враждебность возрастали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010