Разделы портала «Азбука веры» По благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко наказывает грешников? Что такое – геенна огненная? Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? Святые Отцы ответили на такие вопросы еще полтора тысячелетия назад, но знаем ли мы сегодня эти ответы? «Я с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованье…» В «Божественной комедии» Данте эти слова написаны над входом в ад. А само описание ада, которое итальянский автор эпохи Возрождения дал в своей поэме, на несколько веков стало хрестоматийным для всей европейской культуры. По Данте, ад – это обширное пространство, специально оборудованное для мучения попавших туда грешников. И чем тяжелее грехи умершего человека, тем более ужасным страданиям подвергается его душа в аду после смерти. Вообще, идея посмертного воздаяния за совершенное зло существует практически у всех народов. Несмотря на множество и разнообразие религиозных верований в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, которое отрицало бы мысль о наказании грешников в загробном мире. И христианская религия не является исключением из общего правила, она тоже утверждает, что совершающие грех люди будут мучиться в аду. Но здесь-то и возникает проблема. Дело в том, что христианство – единственная религия в мировой истории, которая утверждает, что Бог есть – Любовь. Более того – Любовь жертвенная! Бог христиан стал Человеком, жил среди людей, терпел всевозможные лишения, добровольно принял мучительную смерть на кресте… Бог, пришедший пострадать за грехи людей, Бог, знающий, что такое страдание – ничего подобного нет ни в одной религии мира. И вдруг этот добрый Бог обещает непокаявшимся грешникам такие загробные муки, о которых в еврейском религиозном сознании до Христа не было даже представления. В ветхозаветном понимании, души умерших людей шли в шеол, место бессознательного пребывания, страну вечного беспробудного сна. Но Христос совершенно определенно говорит: души праведников идут в Царство Божие, души грешников – в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Образ ада как – огненного наказания за грехи, места вечного мучения, геенны – появляется именно в христианском вероучении.

http://azbyka.ru/vzbesivshijsya-rotvejle...

Псалом 138 По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа. Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24). Пс.138:1 .  Господи! Ты испытал меня и знаешь. Пс.138:2 .  Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. «Испытал» в смысле – исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. – «Ты знаешь когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. – «Разумеешь помышления мои издали» – наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их. Пс.138:3 .  Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Пс.138:4 .  Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Пс.138:5 .  Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. «Иду», «отдыхаю», «пути мои» – проявления моей внешней деятельности вне дома – они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. – «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» – или в смысле – Ты всесторонне изучил меня, или в смысле – Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 87 Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраильтянину. С Евр.: «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана, Езрахита». Под Маелефом одни разумеют хор, лик, ликование; другие – музыкальный инструмент. См. 52 псал. Еман был начальник музыкального хора при Давиде ( 1Пар. 6:33, 15:17, 19 ). «Словом: отвещати, – говорит бл. Феод., – дается мысль о взаимно-ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческого рода после греха. Притом пророчество излагается в виде моления, приносимого человеколюбивому Богу Иудеями и вообще всеми». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедав духам, сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А Иерусалим, т.е. народ Иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для Маелефа, т.е. для ликования или лика». Псалом сей в буквальном смысле содержит молитву человека, находящегося в самых тяжких страданиях и вместе выражает упование на Господа, а потому приличен и Вавилонским пленникам, и вообще всякой страждущей благочестивой душе. Сходен с 21 псалмом. 2 . С Евр.: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою». 3 . С Евр.: «Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему». 4 . Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Т.е. душа моя исполнилась таких страданий, что моя жизнь близка и к смерти, к могиле; ибо это означает здесь слово ад (по Еврейски: шеол). С Евр.: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней». По мнению св. Афан. – здесь и далее, во всем псалме, говорит о Себе, о Своих ужасных страданиях Сам Господь наш Иисус Христос, а бл. Феодорит применяет к пленникам Вавилонским и всему человеческому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Идея бессмертия в Ветхом Завете Хотя идея бессмертия в Ветхом Завете не выражена прямо, но она все-таки заключается в сущности ветхозаветного учения. Библейское воззрение на человека, как на образ и подобие Божие, уже само по себе немыслимо без идеи бессмертия, ибо сам Бог понимался прежде всего  как существо бессмертное: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного своего» (Книга Премудрости Соломона 2,23). Кроме того, само воззрение ветхозаветной религии на происхождение смерти говорит о том, что смерть не есть явление закономерно-необходимое: «Завистью дьявола вошла в мир смерть и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2,24 ). Влияние смерти, при этом, простирается только на тело человека, созданного из праха земного: «Прах ты и в прах возвратишься» ( Бытие 3,19 ). Духовной части человеческой природы смерть не касается: «Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» ( Еккл.12,7 ) Учение о загробной жизни В ветхозаветном учении о загробной жизни необходимо обратить внимание на идею о загробном мздовоздаянии . Ветхозаветная религия, особенно в первый период своего существования, преимущественно указывала на благополучие земной жизни праведников. Это делалось для того, чтобы поощрить еврейский народ на улучшение своих нравов. Но вместе с тем в Ветхом Завете можно найти указания и на возможность справедливого мздовоздаяния только после смерти. Например: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их» (Псалом 72, 3–4) Место обитания умерших в ВЗ называется « шеол », что означает ад, или преисподнюю. В шеол отходили все умершие без исключения – грешники и праведники, безразлично. Учение Ветхого Завета о характере бытия в шеоле очень смутно, почти ничего положительного о нем сказать нельзя. Но одно несомненно, что праведники и в шеоле, в отличие от грешников, имели надежду на будущее избавление: «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Эта надежда предельное свое выражение получила в пророчествах Исаии о пришествии Мессии, о том времени, когда поглощена будет смерть навеки», когда «восстанут мертвые тела». Из этих слов видно, что надежда на избавление от страданий после смерти у пророка Исаии превратилась в надежду на избавление от смерти, в надежду на воскресение из мертвых. Но эта надежда в Ветхом Завете не получила широкого распространения. Поэтому даже пророк Иезекииль на вопрос к нему Бога: «Оживут ли кости сии?» ответил уклончиво: «Господи Боже, Ты знаешь это». Нравственное учение ветхозаветной религии

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

Подпишитесь на наш Телеграм Наши размышления о Рождестве — не только о рождении Спасителя мира, они и о самом мире, и о человеке в этом мире, и о том, зачем пришел Спаситель, кого и от чего Ему приходится спасать. Поэтому мы будем говорить не о Евангелии, а о том, что, казалось бы, от Евангелия и вообще от Нового Завета отстоит довольно далеко: о Книге Бытия, о первых ее главах, где речь идет о сотворении мира и человека. Эти главы о том, почему без Христа зло так и осталось бы непреодоленным. Мир, описанный в первых двух главах Книги Бытия, выглядит стройным и гармоничным. Конечно, второй день творения эту гармонию нарушает, но и восстанавливает тоже — Бог не позволяет хаосу захватить мироздание целиком. Что касается вселенной, творимой на третий и последующие дни, вплоть до шестого, то тут все стройно, гармонично и целесообразно, включая самого человека с его предназначением.  Между тем, оглянувшись вокруг, мы видим не совсем такой мир. Или, вернее, совсем не такой. Конечно, гармония и красота в нем встречаются, но именно только встречаются. Иногда. И не менее, а, пожалуй, и более часто встречаются дисгармония, боль, зло и смерть как средоточие всего худшего, что может быть в мире. Смерть тут становится, так сказать, венцом разрушения, как человек стал в Божьей вселенной венцом творения.  Разумеется, верующий человек может сказать, что смерть еще не конец, что это лишь переход человека в некое иное, новое состояние, которое иногда описывают как жизнь души отдельно от тела. В Библии, однако, смерть — вовсе не отделение души от тела, тут это вообще не переход в какое-то иное, высшее состояние, а истощение жизненных сил, при котором жизнь уходит из человека, превращающегося в тень самого себя. Эта тень оказывается в конце концов в мире теней (в Библии это место называют еврейским словом «шеол», которое переводится обычно как «ад» или «преисподняя»), и такова, с библейской точки зрения, участь всякого человека, независимо от его земной жизни — по крайней мере, до рождения Христа.

http://blog.predanie.ru/article/ot-chego...

Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. Что делать? 16.03.2018 07:43:52 Протоиерей Дмитрий Смирнов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/24/21-00.html - «Если не сократились бы те дни, то не спаслась бы никакая плоть». Вопрос: если душа важнее, то зачем тогда спасать плоть? Или здесь неточность перевода? Или иной смысл? прот. Дмитрий Смирнов: - Человек – трехсоставное существо. Дух, душа и тело. Когда мы в Писании встречаем слово «плоть» - под этим имеется в виду живой человек. Потому что только живой человек во плоти имеет возможность заниматься спасением своей души: молиться Богу, познавать Спасителя, приближаться к Нему. Поэтому здесь речь идет просто о живом человеке, который живет на земле. прот. Александр Березовский: - Батюшка, а почему именно «не спаслась бы никакая плоть», если спасает все равно Господь? прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Спасает Господь, но есть такое явление ты, конечно, его встречал: синергия. Спасение может быть только при помощи самого человека. Поэтому если он не помогает своему спасению, а плывет по воле волн - он приплывет совсем не туда, куда хотел бы Отец Небесный. - У меня вопрос по Евангелию от Матфея, глава 27, строки 51-53: « И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ». Можете объяснить, а кто воскрес и как? прот. Дмитрий Смирнов: - Дело вот в чем. В Церкви известно предание о том, что Господь спускался во ад и проповедовал там Свое Воскресение. И вот это совпало с землетрясением, которое было в Иерусалиме, и, может быть, и в других местах, но у нас об этом нет сведений. И когда расселись камни - обнаружилось воскресение многих людей, их узнали жители Иерусалима. Многие, сказано, из святых восстали. Дело вот в чем. Согласно Ветхозаветному преданию, душа каждого человека, который умирал, независимо от того, праведник он или грешник - поступала в Шеол. Это еврейское название ада. И, конечно, в Шелле были разные места. И было место, которое именовалось лоно Авраама. То – есть, святые в аду, но они пребывают на лоне с праотцем Авраамом. Которому Господь вменил его веру в праведность. И вот, в момент Распятия Христова, ветхозаветные праведники воскресли и явились тем жителям Иерусалима, о которых свидетельствует Евангелие. И на древних иконах XVI века и ранее изображается Воскресение Христово как Сошествие Его во ад. И там видно, как расселись камни, и Господь вывел Адама, Еву и всех ветхозаветных праведников из жерла ада. Поэтому Воскресение Христово всегда связано с воскресением праведников.

http://radonezh.ru/text/mne-chasto-snyat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАДДОН одно из названий обители мертвых в ВЗ. Первоначально, возможно, было именем божества царства мертвых, а впосл. перенесено на само царство мертвых (ср. греч. Аид). Слово «А.» 6 раз употреблено в ВЗ, встречается в текстах Кумрана (II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.), а так же в более поздней раввинистической лит-ре. В НЗ встречается лишь один раз. В Прит 15. 11; 27. 20 и в Иов 26. 6 слово «А.» — поэтический параллелизм к понятию «шеол» (царство мертвых). Подчеркивается, что, хотя А. незрим для человеческого ока, он не сокрыт для Бога (ср. Пс 138. 8). В Иов 28. 22 А.— параллелизм к слову «смерть». При этом поэтическая метафора наделяет А. и смерть способностью говорить, что впосл. могло послужить одним из оснований для осмысления А. как ангела преисподней. В Пс 87. 12 А.— параллелизм к слову «могила». Из Иов 31. 12, где слово «А.» не имеет параллели и означает, вероятно, «место погибели»: «[прелюбодеяние] это огонь, поядающий до истребления (Аваддона)». В кумран. текстах А. встречается в значении «шеол» (1QH 3. 16–19), «бездна» (4Q504), «гибель» (1QGenAp 12. 17). В Откр 9. 11 саранча «царем над собой... имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (βαδδν) , а по-гречески он имеет имя Аполлион (πολλν)». Перевод слова «А.» как «Аполлион», возможно, подсказан греч. словом πλεια— последним в Септуагинте переводятся рассмотренные выше случаи употребления слова «А.». Кроме того, у греч. читателей Откровения св. Иоанна Богослова неизбежно должна была возникать ассоциация с Аполлоном (πλλων), персонажем греч. мифов, к-рый нередко играл роль губителя. В раввинистической лит-ре А.—второе из 7 названий геенны (Эрувин 19а, со ссылкой на Пс 87. 11), место наказания грешников. В Мидраш Конен А.— собственно второе отд-ние геенны. Лит.: Heidel G. The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels. L., 1949 2; Tromp U. J. Primitive Conceptions of Death and the Netherworld in the Old Testament. L., 1969. P. 80–81 (Biblica et orientalia; 21); Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. (Памятники культуры Востока; 7). А. И. Шмаина-Великанова Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/62544.html

            в сеть эту, что они спрятали, поймана нога их.             Познается Господь по суду, что Он вершит,             Он нечестивого – делом его же ладони бьет 67 .             Да обратятся нечестивые во ад 68 –             все народы, забывающие Бога. «Погрузились народы в яму» – «это случилось с иудеями, – пишет свт. Иоанн Златоуст , – они говорили, что должны умертвить Христа, чтобы не пришли римляне и не взяли их народ и город, а между тем, когда умертвили, тогда подверглись этому». «Познаётся Господь по суду, что Он вершит» ( Пс.9:17 ) – правило для тех, кто возводит историю в состав богословских наук 69 . В истории действует Промысл Божий и суд Божий; без этого история остается раздробленной на части и до бесконечности делимой на эпизоды и «факты». Понятие о «всемирной истории» никак не складывается из совокупности отдельных частей – не суммируется. Можно видеть в истории народов суд Божий, и можно «забыть» ( Пс.9:18 ), что такое есть. Отношение к истории и современности есть дело религиозных убеждений. Возможно смотреть на события современной истории при помощи категорий Священного Писания. Возможно – богословское зрение современности. Рассматривать жизнь человечества вне отношения к суду и Промыслу Божьему есть дело тех, кого Давид называет «нечестивые» и «забывающие Бога». Но что значит «познается Господь по суду»? Как человек должен быть расположен, чтобы так Господь «познавался»? Давид отвечает: «Он нечестивого делом его же ладони бьет». Вот что нужно уметь видеть: мир Богом устроен так, что нечестивый себя своей рукой бьет, сам уловлен делом своей руки… В еврейском языке даже одним словом (авон) обозначается «грех» и «наказание» за грех 70 . Этим выражается генеральная мысль библейского мировоззрения:       преступление на всех своих стадиях – от созревания до совершения – само по себе есть наказание 71 . И чтобы «Господь по суду познавался», нужно проникнуться идеей и нравственно ощущать, непосредственно видеть, что грех уже есть страдание. При этом мысль Давида простирается за пределы индивидуальной свободы: он говорит о народах. «Погрузились народы в яму… народы, забывающие Бога» ( Пс.9:16,18 ). «Яма» шахат – это также могила и глубь Шеола (еврейское Шеол обозначает ад). Народы ее сами для себя выкопали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.15:9 .  Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, Пс.15:10 .  ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Сознание постоянного покровительства над собою Бога было источником его глубокой, внутренней радости, которая обнаруживалась и внешне ( «возвеселился язык мой») в составлении благодарственно-молитвенных песней Богу. Это же постоянное покровительство Бога Давиду в его прошлом вселило в него уверенность, что и сейчас, среди филистимлян, он не погибнет телесно ( «плоть моя успокоится в уповании» – в твердой надежде); даже больше, что его тело вообще не увидит тления, а душа не останется в аду, вне общения с Богом, в удалении от Него. По-видимому, эта уверенность Давида не оправдалась; он, как и все люди, умер, тело его истлело, как о том свидетельствует и кн. Деян. 2:29, 13:36 , а душа низошла в ад (шеол), куда нисходили души всех умерших; поэтому-то кн. Деяний относит означенные слова ко Христу, тело Которого воскресло и не видело тления и дух Которого не остался в аду по нисшествии туда. Действительно, означенные слова Давида нашли полное осуществление во Христе, но и для него они не оставались простым звуком, не могли быть ошибочными, так как внушены ему Богом и имели отношение к его личности, на что ясно указывает контекст речи. Оправдание этих слов Давида на личности последнего частично уже было, а полное – принадлежит времени отдаленного будущего. Христос воскрес по телу. В Нем, как потомке Давида, была часть физической природы последнего; вместе с воскресением тела Христова воскресла в нем и часть физической природы Его предка. Вера Давида в свое нетление по телу, таким образом, нашла свое частичное осуществление, но полное осуществление будет в будущем, удостоверением чего является самый факт воскресения Христова, служащий знаком, что в будущем тела людей воскреснут, что будет пред временем Страшного суда. Вера Давида в нетление тела необычна тем, что в его время учение по данному вопросу не было открыто еврейскому народу. Вера же Давида в свое «неоставление в аду» нашла уже полное оправдание: при сошествии Христа в ад из последнего были выведены души всех ветхозаветных праведников ( 1Пет. 3:18–19 ), а с ними и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Интересно, что будущий век («Олам габа») редко обсуждается у евреев. Вообще, их учение о загробной жизни очень скудно: Тора - самая важная книга иудаизма - вообще не содержит ясных упоминаний о посмертной участи души. Хотя в других книгах Священного Писания есть места, говорящие о жизни после смерти. Так, по всей видимости, в представлении древних палестинских евреев умерший попадал в Шеол, где продолжал жить в мире теней и тьмы. Рассказ о том, как царь Саул вызывал дух Самуила при помощи волшебницы (1 Цар. 28), явно указывает на то, что Самуил не перестал существовать после смерти. Вознесение пророка Илии на небо (4 Цар. 2, 11) также предполагает, что пророк продолжал жить после окончания своей земной жизни. Прямое указание на жизнь за гробом можно найти в книге пророка Даниила (Дан. 12, 2): И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление . В Вавилонском Талмуде есть одно интересное для нас место, в котором известный учитель III века ребе Рав так описывает будущий мир: «Там не едят и не пьют, и не рождают детей, не продают и не покупают, там нет ни зависти, ни ненависти, ни ссор. Праведники лишь сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием божественной Славы» (Беракот, 17а). Позднее, в раннем Средневековье, еврейский философ Моше Маймонид предполагал, что, когда тело умирает, душа возвращается к Богу. Уровень её блаженства будет зависеть только от того, как она прожила земную жизнь. Некоторые предположения о будущей жизни в еврейских текстах и фольклоре даже юмористичны: в Царствии Небесном сидит Моше (пророк Моисей) и целыми днями обучает людей Торе. В другом рассказе говорится о том, что и в Царствии Небесном, и в царстве зла люди не могут согнуть собственных локтей - но в преисподней постоянный голод, а на небесах все кормят друг друга. «Предначинание» Поразительно, но с точки зрения православного святоотеческого богословия Рая и ада не существует вообще - в том иллюстративном, педагогическом виде, в котором присутствуют эти понятия в нашем сознании.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010