«весь мир захватили лукавые духи. В реках и озерах поселились водяные, в лесах — лешие. В воздухе стали заставы князей злобы поднебесных, не пропускавшие никого, кто желал бы подняться на небо, к Престолу Божию… » . Основу этой дьявольской оккупации подорвет только смерть Христа на Древе Крестном (среди воздушной стихии). После Потопа Сим, сын Ноя, принесет череп Адама и похоронит его возле Иерусалима, а сверху насыплет холм, Голгофу . А потом на этом холме, прямо над черепом того, кто когда-то протянул руку за запретным плодом, протянет руки распятый Спаситель мира… Но ждать этого момента Адаму придется тысячелетья. Рай: вход запрещен Итак, катастрофа произошла, «светозарный храм первозданного мира рухнул вскоре после постройки. И замковый камень из его свода выбил грех первых людей, Адама и Евы» . И самое страшное в этом новом мире было даже не то, что к людям пришли плач, болезни и смерть (то есть ужасные, конечно, но всё-таки временные земные скорби), а то, что и после смерти люди не могли уже воссоединиться с Богом. Так учит Православная Церковь: до того, как Сошедший во ад Спаситель сокрушил врата преисподней и вывел оттуда всех ожидающих Его праведников, всем людям после смерти приходилось сходить в мрачный Шеол, преисподнюю. Никто — ни праведники, ни грешники — не могли избежать этой ужасной участи. По-разному проживали свою жизнь древние люди, разные уровни могли быть у преисподней, но факт остается фактом: до явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела и поступки не спасали души людей от ада. До явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела не спасали души людей от ада Что такое преисподняя Ветхого Завета? Собственно (Шеол) по-еврейски означает «вопрошаемый», в смысле «таинственно молчащий», «не дающий ответа», «неисследимый». Вот так описывает ее отец Даниил, опираясь на Книги Иова, Иезекииля и Исайю: «…это обиталище тоски и сени смертной… едва тронутое тусклым скользящим лучом не взошедшего пока Солнца, лучом надежд и упований, пока не исполненных… И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неисчезающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое… Как печально говорил Иов, если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою” (Иов. 17, 13).

http://pravoslavie.ru/136499.html

В позднейшем эпосе постепенно утверждается идея о возможности воскресения мертвых. Так, Фетида воскрешает Ахилла, перенеся его труп на «белый остров» (Leuke), где он пребывает в вечном блаженстве. Мемнон, царь эфиопов, убитый Ахиллом, также воскрешается его матерью Эос, богиней утренней зари, причем на это она получает разрешение самого Зевса 8 . 1 .4. По учению Ислама воскрешение мертвых тел произойдет перед Страшным Судом, когда Аллах будет судить каждого отдельного человека (Сура 23:16). Учение о телесном воскресении людей так прочно вошло в исламскую традицию, что стало важным критерием истинной веры 9 . 2. Воскресение мертвых в Ветхом Завете и иудаизме 2 .1. Идея Воскресения мертвых появляется в Ветхом Завете достаточно поздно, а затем в эпоху реформированного иудаизма Нового времени теряет свое значение. Единственное несомненное свидетельство о воскресении содержится в книге пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды навеки, навсегда» ( Дан.12:2–3 ). Предполагают, что этот текст был отредактирован около 168–164 гг. до Р. Х. во времена гонения на Маккавеев и речь в нем идет о воскресении богоизбранного народа. Однако остается неясным, кто восстанет – вместе добрые и злые, или одни только добрые, – и не будут ли это, в первую очередь, мученики за отеческую веру. Место, откуда явятся воскресшие, определено точно. Это – «прах земли», т. е. шеол, ад, символом которого в этом контексте становится могила. Воскресение не будет соединением души и тела, а только оживлением «тени», поскольку смерть не разрушает единства психофизического состава человека. Мертвые сходят в шеол и продолжают там бытие в некоей «эфирной телесности», которая восстанавливается после возрождения жизни. Местом обитания воскресших людей будет обновленный земной мир 10 . 2 .2. Однако и в других более ранних пророческих книгах имеются аллегорические указания на воскресение мертвых в конце времен. Таково видение пророка Иезекииля ( Иез.37:1–14 ) об оживлении мертвых и сухих костей. Тема полноты жизни после смерти, которую Бог , как Творец и Спаситель, дарует человеку, характерна и для еврейской религиозной поэзии после пленного периода (после 538 г. до Р. Х.); ( Пс.15:9; 21:30; 48:16; 72:24; 87:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Отдел 8:23–30 читается в качестве паримии на праздники Обрезания Господня и Благовещения. Отдел 9:1–11 читается на Богородичных праздниках. Автор одного из лучших толкований на паримии еп. Виссарион так объясняет богослужебное употребление этого текста: «Здесь изображается Премудрость в состоянии воплощения. Эта мысль неотделима от мысли о Богоматери». Принимая это совершенно правильное объяснение, следует иметь в виду, что в ветхозаветных писаниях нужно находить и буквальный смысл, так как Ветхий Завет не Новый Завет и ветхозаветное откровение было ограниченным и прикровенным. Вторая часть книги Притчей 22:16). В евр. Библии эта часть имеет заглавие: «Притчи Соломона», опушенное в греческом переводе 70-ти. Здесь содержится 375 притчей (сумма числового значения еврейских букв, составляющих имя Соломон). Притчи собраны в этой части без системы, так что трудно составить какой-либо план для их изучения. Догматических мест здесь нет. 10:12. «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» – предвосхищение учения Нового Завета о любви (ср. учение апостола Павла в 1Кор. 13:1 15:11 – о всеведении Господнем. «Преисподняя и Аваддон (открыты) пред Господом, тем более – сердца сынов человеческих». Место это содержит ветхозаветное учение о загробной жизни. Преисподняя, о которой здесь говорится (по евр. «Шеол») – царство мрака, куда сходят тени всех умерших людей. Слово «Шеол» происходит от глагола «шал» – тянуть, поглощать. В Ветхом Завете и в книге Притчей встречаются и другие названия Шеола: бездна, Аваддон, ров. Слово «Авадон» составное: происходит от «Авад» – погибать и «Адон» – господин. Аваддон – господин погибели – персонификация ада. – В этом тексте говорится о том, что все существующее имеет смысл, цель и назначение. План Божий неведом человеку, но он существует и он благой. Нечестивый должен знать, что он не уйдет от суда. 16:5 – Продолжение этой мысли в отношении к высокомерному, который не останется безнаказанным. 16:7 – ветхозаветная параллель Нового Завета – «ищите прежде Царствия Божия, а остальное приложится вам». «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАДДОН одно из названий обители мертвых в ВЗ. Первоначально, возможно, было именем божества царства мертвых, а впосл. перенесено на само царство мертвых (ср. греч. Аид). Слово «А.» 6 раз употреблено в ВЗ, встречается в текстах Кумрана (II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.), а так же в более поздней раввинистической лит-ре. В НЗ встречается лишь один раз. В Прит 15. 11; 27. 20 и в Иов 26. 6 слово «А.» — поэтический параллелизм к понятию «шеол» (царство мертвых). Подчеркивается, что, хотя А. незрим для человеческого ока, он не сокрыт для Бога (ср. Пс 138. 8). В Иов 28. 22 А.— параллелизм к слову «смерть». При этом поэтическая метафора наделяет А. и смерть способностью говорить, что впосл. могло послужить одним из оснований для осмысления А. как ангела преисподней. В Пс 87. 12 А.— параллелизм к слову «могила». Из Иов 31. 12, где слово «А.» не имеет параллели и означает, вероятно, «место погибели»: «[прелюбодеяние] это огонь, поядающий до истребления (Аваддона)». В кумран. текстах А. встречается в значении «шеол» (1QH 3. 16–19), «бездна» (4Q504), «гибель» (1QGenAp 12. 17). В Откр 9. 11 саранча «царем над собой... имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (βαδδν) , а по-гречески он имеет имя Аполлион (πολλν)». Перевод слова «А.» как «Аполлион», возможно, подсказан греч. словом πλεια— последним в Септуагинте переводятся рассмотренные выше случаи употребления слова «А.». Кроме того, у греч. читателей Откровения св. Иоанна Богослова неизбежно должна была возникать ассоциация с Аполлоном (πλλων), персонажем греч. мифов, к-рый нередко играл роль губителя. В раввинистической лит-ре А.—второе из 7 названий геенны (Эрувин 19а, со ссылкой на Пс 87. 11), место наказания грешников. В Мидраш Конен А.— собственно второе отд-ние геенны. Лит.: Heidel G. The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels. L., 1949 2; Tromp U. J. Primitive Conceptions of Death and the Netherworld in the Old Testament. L., 1969. P. 80–81 (Biblica et orientalia; 21); Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. (Памятники культуры Востока; 7). А. И. Шмаина-Великанова Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/62544.html

На краткое только время нисходите вы в шеол и вскоре освободитесь из его обителей. Теперь нет у него ни дверей, ни крепких запоров, как в древнее время, потому что горний Царь сокрушил их и вознесся. Потому не болезнуйте сердцем, когда нисходит кто в шеол. Это – мост, которым все роды переходят к жизни. Особенно же вы, странники, не скорбите о том, что далеко вы от своих родителей и ближних. «Господня земля, и исполнение ея... и вси живущии на ней» ( Пс.23:1 ). Не странник тот, кто близок к Богу. Оба мира – Его достояние от начала. Он вводит нас и в тот, и в другой мир, как Ему это благоугодно. Скажете: «О том мы болезнуем, что не родители, не ближние предают нас погребению». Смотрите: вместо родителей и братьев воздает вам последний долг чин Небесных Ангельских Сил! Они вместо слез и детских рыданий окропят лицо твое росой света и вскоре утешат тебя. Как зеркало послужит мне Моисей для подтверждения истины слов моих. Умер он в чужой земле и погребен был не сынами людей своих. Но когда Моисей умер, Сам Господь предал его погребению на горе. Господь был для него ближним, Господь заменил ему сродников. Господними руками погребен был сей достославный, и не приблизилась к нему рука человеческая, когда он скончался. Стеклись сонмы Ангелов, чтобы по своим чиноположениям воздать честь тому, кто прославлен Богом. Чинно предстояли Небесные Силы, чтобы великой любовью почтить при погребении того, кого возлюбил их Господь. Господь сокрыл Моисеев гроб, невидимы были и сопровождавшие его воинства, когда Моисей из сего мира переходил в другой. Вместо Евреев, которые не сопровождали его на гору, окружил его сонм Ангелов, чтобы воздать ему честь. Вместо рыданий жен еврейских, которых не было при нем, почтен он песнопениями горних Ангелов. Вместо плачевного пения дщерей народа его, которые были далеко от него, духовными песнопениями прославляли его духи. Вместо слез, проливаемых друзьями, братьями и ближними, росой света окропил Господь и землю, и гроб его. Сам Господь предал погребению Моисея и сокрыл гроб его от Евреев; сынам народа Своего не явил и места гроба его.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/Na...

Свт. Иннокентий Херсонский таким образом показывает сходство и различие иудейской и христианской эсхатологии: «Откуда произошло мнение о пребывании отцов в аду? Оно древнее и перешло к христианам из Иудейской Церкви: идя по векам, можно указать следы его. В Иудейской Церкви сначала было мнение, что души все переходят в шеол, без различия злых от добрых, ибо шеол в то время означало у них вообще загробное состояние, о котором они имели понятия конфузные (неопределенные). Потом, по мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались. И потому, вследствие родившегося у них понятия о чувственном тысячелетнем царствовании Мессии на земле, они представляли, что Мессия, для доставления блаженства умершим, низойдет во ад и не только изведет оттуда души праотцев их, но воскресит и самые тела. Ибо, не предположив воскресения их, нельзя представить, как они могут разделять чувственные блага с остающимися на земле тысячелетия. Это мнение, явно, не могло перейти в таком виде в Церковь Христианскую, ибо она не признала чувственного тысячелетия Мессии. Потому-то христиане взяли из него только одну черту: именно ту, что Иисус Христос изведет из ада праведников, – но что воскресит их, этого не приняли, ибо не для чего». 6 См., например: Хилиазм//Еврейская энциклопедия. СПб., б.г. Т. 15. Стб. 627–628; Ким Н., свящ.Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003. С. 130–131. 9 «Диспенсационализм (англ. dispensation – распределение, период) – теологическая концепция, по которой история человечества делится на отдельные периоды, а в каждый из них действует особый, характерный именно для него закон Бога. Периоды сменяются по воле Бога, когда Он решает дать новое откровение и новый закон. Современные диспенсационалисты обычно говорят о семи Божиих распределениях». См.: Беркхоф Л. Христианская доктрина: Учебник. Минск, 1995. С. 281. 12 Тиссен Г.К.Лекции по систематическому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Другое обетование о воскресении Иисуса Христа, исполнение которого служит доказательством самого воскресения, апостол указывает в словах Божьих, сказанных иудеям через пророка Исаию ( Ис.55:3 ): Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Слова приведены по переводу LXX, с некоторым легким изменением. Через пророка Исаию Бог дает народу обетование о будущем наступлении времен Мессии под образом исполнения обетованных Давиду милостей. В этом мессианском характере обетования апостол видит для себя основание и право познавать в вечной жизни воскресшего Христа необходимое условие исполнения этого обетования и вместе с тем понимать пророческое изречение как обетование о воскресении Мессии, потому что если бы Христос не воскрес и обратился бы в тление, то милости, обещанные Давиду верно, не пришли бы в исполнение. Исполниться они могли только тогда, когда Мессия воскрес из мертвых, так что уже не обратится в тление, и Он вновь восприял жизнь вечную, следовательно, это самое обетование доказывает действительность воскресения Иисуса Христа, исполнившись на Нем. Насколько достоверно то, что обетование сие должно придти в исполнение, как обетование непреложного Бога, настолько достоверно то, что Христос, на котором должно исполниться это обетование, действительно воскрес из мертвых, чтобы уже не умирать (ср. Рим.6:9 ). – Не обратится в тление: см. прим. к Деян.2:27 ; Деян.2:31 . – Посему, т.е. потому что по обетованию – ст. 34 – Мессия не должен обратиться в тление, но должен жить вечно, и в другом месте говорит Бог через Давида ( Пс.15:10 ): не дашь Святому Твоему увидеть тление. Об отношении этого псаломного изречения к воскресению Иисуса Христа см. прим. к Деян.2:25–32 . – Давид в свое время и пр.: апостол раскрывает, почему приведенное псаломное изречение относится к Христу, а не к Давиду самому, как делает это и апостол Петр в указанном месте. – В свое время: точнее – для своего поколения, для своих современников. Давид не был служителем Божьим (ср. Евр.3:5 ) для всех времен, навсегда, ибо он умер и увидел тление; служит изволению Божию на все времена, вечно, Тот, Кто воскреснув не увидел тления. – Послужив изволению Божию: исполнив то, что по воле Божией должен был исполнить при своей жизни. – Почил т.е. умер, – благоговейно верующее обозначение смерти, ибо смерть есть как бы сон до будущего воскресения всех мертвых. – Приложился к отцам своим: древнейшее еврейское выражение для обозначения состояния ветхозаветных людей по смерти ( Быт.15:15 ; Быт.25:8 ; Суд.2:10 ), – душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде его умершим предкам. – Увидел тление: по телу своему; тело Давида подверглось тлению ( Деян.2:29 и прим.). – Не увидел тления: и по телу Христос воскрес с прославленным своим телом, не видевшим тления, и живет и будет жить вечно, не увидев тления. В этом исполнились все обетования Божьи отцам (ст. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

            в сеть эту, что они спрятали, поймана нога их.             Познается Господь по суду, что Он вершит,             Он нечестивого – делом его же ладони бьет 67 .             Да обратятся нечестивые во ад 68 –             все народы, забывающие Бога. «Погрузились народы в яму» – «это случилось с иудеями, – пишет свт. Иоанн Златоуст , – они говорили, что должны умертвить Христа, чтобы не пришли римляне и не взяли их народ и город, а между тем, когда умертвили, тогда подверглись этому». «Познаётся Господь по суду, что Он вершит» ( Пс.9:17 ) – правило для тех, кто возводит историю в состав богословских наук 69 . В истории действует Промысл Божий и суд Божий; без этого история остается раздробленной на части и до бесконечности делимой на эпизоды и «факты». Понятие о «всемирной истории» никак не складывается из совокупности отдельных частей – не суммируется. Можно видеть в истории народов суд Божий, и можно «забыть» ( Пс.9:18 ), что такое есть. Отношение к истории и современности есть дело религиозных убеждений. Возможно смотреть на события современной истории при помощи категорий Священного Писания. Возможно – богословское зрение современности. Рассматривать жизнь человечества вне отношения к суду и Промыслу Божьему есть дело тех, кого Давид называет «нечестивые» и «забывающие Бога». Но что значит «познается Господь по суду»? Как человек должен быть расположен, чтобы так Господь «познавался»? Давид отвечает: «Он нечестивого делом его же ладони бьет». Вот что нужно уметь видеть: мир Богом устроен так, что нечестивый себя своей рукой бьет, сам уловлен делом своей руки… В еврейском языке даже одним словом (авон) обозначается «грех» и «наказание» за грех 70 . Этим выражается генеральная мысль библейского мировоззрения:       преступление на всех своих стадиях – от созревания до совершения – само по себе есть наказание 71 . И чтобы «Господь по суду познавался», нужно проникнуться идеей и нравственно ощущать, непосредственно видеть, что грех уже есть страдание. При этом мысль Давида простирается за пределы индивидуальной свободы: он говорит о народах. «Погрузились народы в яму… народы, забывающие Бога» ( Пс.9:16,18 ). «Яма» шахат – это также могила и глубь Шеола (еврейское Шеол обозначает ад). Народы ее сами для себя выкопали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Этот неожиданный переход от единственного числа ко множественному, от «меня» к «нам», проясняет, как действует в мире зло: созданное Богом безгрешное существо, чья целостность еще хрупка и неосознанна, разбивается, распыляется на отдельные частицы, это и есть ад. Греческий Хадэс и еврейский Шеол – оба означают то покрытое мраком место, где одиночество сводит человека к предельной скудости демонического солипсизма. Можно представить себе ад как клетку из зеркал: в них видишь лишь собственное отражение, бесконечно умноженное и не встречающее более ничьего взгляда. Не видя никого, кроме самого себя, пресытишься этим до тошноты, до онтологической икоты. В коптских «Апофтегмах» Макария Древнего выразительно описано такое одиночество: пленники связаны спинами друг к другу, и только усиленная молитва живых приносит им мгновение облегчения: «Один лишь миг мы видим лица друг друга» 63 . В противоположность такому действию Зла апостол Павел показывает действие Блага – Христа: «Ибо только один хлеб (Христос), мы же многие составляем одно тело» ( 1Кор.10:17, 12:12 ) 64 , это – одно всех воссоединенных в евхаристическом общении под главою Христа по образу троического общения; Бог един и троичен одновременно, это единство во множественности. Совершенно естественно поэтому, что Евхаристия составляет самое сердце Церкви и раскрывается как источник возвещенного единства, дарованного и открытого в опыте, – это золотоносная глыба без малейшей трещины, составляющая esse 65 Церкви. Самое древнее призывание: Marana tha (Господь, гряди) 66 – завершало литургическую молитву и относилось к Парусии, к евхаристическому явлению Господа Воскресшего 67 . Бог приходит дать Себя в пищу, и мы вкушаем Его субстанцию, агапэ, «нетленную любовь» 68 . Евхаристическое общение дает сущностное причастие всецелому Христу, и это по своей природе объединяющее творение делает из причастников, по словам св. Афанасия, «существа, исполненные Словом, Христом». Св. Игнатий Антиохийский видит в Евхаристии «врачевство бессмертия» 69 , исцеление от смерти. Более того, «вкушая Тело и Кровь Жениха, мы входим в koinonia – брачное общение», – говорит Феодорит Кирский 70 . Это общение переполняет, так что «невозможно и простираться далее, невозможно и приложить большего» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Он умирал — и вот дальше что? Человек прожил праведную жизнь, каялся, приносил жертвы, он умирает — что происходило с ним? Должна произойти была встреча с Богом, соединение, окончательное возвращение к Богу, а его не происходило. Все люди шли в то место, которое по-еврейски называется шеол, что в переводе называется ад. Все туда шли. Да, они там не страдали — не надо думать, что ад это равно геенна, это разные вещи. Геенна — это мучения, ад — это место, где люди не мучились, но они не получали полного благословения, не происходила вот эта встреча, соединение с Богом, возвращение к Богу, хотя люди приносили жертву. Почему? Потому что недостаточно было вот этих принесений, этих жертв. В Священном Писании Нового Завета говорится о том, что кровь тельцов и козлов (тельцы и козлы — это самое дорогое) не давала окончательно очищения. Нужна была какая-то такая жертва, которая вот окончательно очистила бы, чтобы люди смогли прийти к Богу не только на земле, но и после смерти. И вот чтобы понять, какая должна быть жертва, вот эта окончательная жертва, большая жертва, мы должны снова вернуться к описанию этих жертв и попробовать их растолковать немножечко по-другому. А как? В правилах толкования, или точнее в методах толкования, есть такой метод толкования, который называется типологический, либо его ещё называют прообразовательный. Это метод, который говорит о том, что люди, события и священное установление Ветхого Завета указывают на людей, события и священное установление Нового Завета. Этот метод придумали не христиане, этот метод сначала возник у иудеев ещё до Рождества Христова, и они начали говорить следующее: вот как было в Ветхом Завете, вот как было раньше, так и будет в будущем, когда придет Мессия. Вот должно также быть. Когда пришёл Господь наш Иисус Христос, Он проповедовал и говорил следующее: «Вы исследуете Писание (Он обращается к иудеям), — и думаете через него иметь жизнь вечную, а Священное Писание говорит обо Мне, все Священное Писание говорит обо Мне». И Он говорил: вот смотрите, как Моисей вознес в пустыне медного змия, и Я буду вознесен.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010