Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( – 13, 14). Поглощена смерть победою (Ис. XXV:8).    Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. XXVII, 20; Авв. II:5); греческое слово ад (a_i="" part_52652 " > Шестой член символа веры    (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками.    И. Христос в 40-й день после воскресения Своего, как повествует евангелист Лука, вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и поднялся в глазах их от земли, и облако взяло Его из вида их (Лук. XXIV, 50, 51; Деян. I:9). Вознесся И. Христос человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. О вознесении И. Христа на небо предсказывал еще пророк Давид. Возьмите, восклицал он, врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Цар славы – (Пс. XIII, 7 – 10). Пророк Захария предсказал даже о горе, с которой Иисус Христос имел вознестись на небо. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, с востока, говорит он (Зах. XIV:4). Сам Иисус Христос пророчествовал о Своем вознесении: узрите, сказал Он, Сына человеческого восходяща, идеже бе первее – (Иоан. VI:62). Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси, говорит Господь Никодиму (Иоанн. III, 13). Истину вознесения И. Христа на небо прославляет апостол Павел, говоря: сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. IV:10).   2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа    Господь наш И. Христос, по Своем воскресении, „неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Все зиждется на высшей справедливости самого ГОСПОДА, который выставит на свет все злодеяния, совершенные на земле (26:20–21) 496 . Только Его сила может это совершить: в Ис 25 , где готовится кульминация Ис 26 , мы обнаруживаем такое изложение и национального, и личного восстановления: И сделает ГОСПОДЬ Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки; и отрет ГОСПОДЬ Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит ГОСПОДЬ… Ибо рука ГОСПОДА почиет на горе сей 497 . Образ эсхатологического пира сводит воедино божественное обетование, данное и отдельному человеку, и Израилю, и самому творению. Нам не следует разделять эти уровни ни когда мы сами читаем Исайю, ни когда пытаемся понять, как эту книгу могли понимать в период Второго Храма 498 . (iv) В день третий: Осия За двумя этими удивительными отрывками из Исайи, которые, вероятно, представляют собой самое первое в Ветхом Завете упоминание о телесной жизни по другую сторону смерти, стоят два отрывка из Книги Осии, которые хронологически можно уверенно датировать VIII веком до н. э. Джон Дэй убедительно доказывает, что Ис 26:19 опирается на Ос 13:14 : Искуплю ли я их от власти Шеола? Избавлю ли их от Смерти? Смерть, где твое жало [или: я буду твоим жалом]? Шеол, где твое разрушение [или: я буду твоим разрушением]? Раскаяния о том не будет у Меня 499 . Еврейский оригинал почти наверняка отрицает, что ГОСПОДЬ избавит Израиль от Шеола и смерти. Однако LXX и другие древние переводы, а также Новый Завет видят в этом отрывке положительный ответ. Ничто не мешало и автору Ис 26:19 воспринимать его точно так же 500 : во всяком случае ряд аргументов указывают в эту сторону. Можно найти параллели не меньше чем к восьми особенностям текста и контекста Книги Исайи 501 . За Ос 13 , в свою очередь, стоит (столь же неоднозначный) Ос 6 :

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Дорога, на которую зовет развратная женщина, путь нарушения заповедей и жизни по своей воле заканчивается в шеоле, в преисподней, в царстве смерти, где пребывают тени умерших (ст. 18). Традиционные еврейские представления о посмертии не знали ничего подобного средневековому христианскому представлению о рае и об аде или древнеегипетскому представлению о полях Осириса и о полях Сета. После смерти все без исключения оказывались в мире теней, в царстве мертвых, которое по-еврейски и называется шеол. Жизни там нет: то существование, которое ведут в шеоле тени умерших, жизнью можно назвать лишь с большой натяжкой. Это существование в состоянии, больше похожем на тяжелый сон без пробуждения, в котором нет памяти о прошлой жизни, а сознание едва теплится. Поэтому и богообщение в шеоле невозможно: для того, чтобы общаться с Богом, нужно быть живым, нужно осознавать себя самого и Божье присутствие в своей жизни и в своем сердце ( Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Псалтирь 87:11). Тень в шеоле на такое не способна. Настоящая же встреча с Богом после завершения земного пути, как думали, происходит не в шеоле, а после того, как Бог выведет оттуда умерших в день всеобщего воскресения. Избери жизнь    И поэтому переводчики Священного Писания Ветхого Завета на древнегреческий язык сочли нужным добавить к тексту еще один призыв не связываться с этой женщиной: [ Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни ]. Святые отцы говорят, что самое главное — это не вступать во внутренний диалог с греховными помыслами. Если помысел говорит пойти и что-нибудь украсть — не надо с ним спорить, начинать внутренне рассуждать, что это плохо и почему плохо — потому что соблазнитель может оказаться хитрее и доказать нам, что в данном конкретном случае можно и украсть. Потому что, например, все воруют. Или потому что мы не себе, а больным детям. Поэтому нужно просто пропускать это все мимо внутренних ушей. И здесь сказано примерно то же самое — отскочи, не останавливай взгляда на ней. Не слушай ее.       Пусть ее речи сладки как прелюбодеяние — если ты послушаешь их, ты обретешь смерть, окажешься в шеоле, где общение с Богом невозможно. Поэтому — проходи мимо для того, чтобы в твоей жизни царствовала жизнь.

http://bible.predanie.ru/vypusk-trinadts...

Для божественного всемогущества открыт не только шеол, но и «аваддон» ( Пс 87.12 ; Притч 15.11, 27.20 ; ср. Евр 4.13 ), – самая низшая и глубочайшая часть ада (« βυσσος» – бездна; ср. Откр 9.11 : «ангелы бездны»). Иов.26:7 .  Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Всемогущество Божие сказывается в установлении законов тяготения, силою которого поддерживаются в воздухе громадные светила северного полушария (выражение «распростер» прилагается только к небесному своду – Иов 9.8 ; Пс 103.2 ; Ис. 40:22, 44:24 , но никогда к земле, а потому и «север» не может означать северного полушария, – части земли) и весь земной шар. Иов.26:8 .  Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. От Него же получили начало законы, определяющие явление дождя (ср. Пс 103.3 ; Иер 10.13 ). Иов.26:9 .  Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Всемогущий Бог «поставил престол Свой», точнее, «покрывает лице Своего престола». Престолом Божиим служит небо ( Ис 66.1 ); передняя, обращенная к земле, сторона его («лице») закрыта облаками, как бы покрывалом (ср. Иов 22.14 ; Пс 17.12 ; Ам 9.6 ), в силу чего он невидим (ср. Иов 22.14 ). Доходящим до земли отблеском его является свободная от облаков небесная лазурь ( Исх. 24.10 ). Иов.26:10 .  Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Силою Своего всемогущества Господь, «провел черту над поверхностью воды» (ср. Притч 8.27 ). По воззрению древних народов, земля омывается (окружается) со всех сторон океаном, над которым возвышается в виде полушария небесный свод (ср. «небесный круг» – Иов 22.14 ). Внутри этого пространства – область истекающего из солнца и звезд света, вне его – область тьмы: «до границ света со тьмою». Иов.26:11 .  Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Иов.26:12 .  Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. Иов 9.5–6 ; Пс 28.5–6 ; Наум 1.5 ), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые «столпами» неба, а равно в морских бурях и укрощении их: «разумом смиряет его дерзость» (ст. 12; ср. Пс 88.10 ). Синодальное чтение »его (моря) дерзость " , передающее еврейское выражение «рахав», не может быть принято потому, что при «данном» слове нет местоименного суффикса «о», – его. «Rachab» – нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается Пс 88.10–11 и Ис 51 , в которых «рахав» упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать «рахав» в смысле морского чудовища. Господь «сражает его» с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, что такое наша жизнь? Непрерывный страх смерти, делающий нас „чрез всю жизнь подверженными рабству». Поэтому все усилия потомков Адама направлены на одно – к победе над смертью, все их надежды сосредоточиваются в одной надежде бессмертия! На первый взгляд бессмертие представляется человеку как продолжение жизни за гробом – в шеоле, аиде. Но ведь от нашей земной жизни за гробом остается только бледная тень, бескровный призрак, безжизненное подобие; наши чувства радость, надежда, наши привязанности, наши труды – все, что составляем теперь нашу жизнь, живое в ней, – все это не может переступить за границу смерти, потому что все это неразрывно связано с здешними условиями жизни, в них только находит для себя пищу, в них только получает свою реальность. В аиде «безжизненно веют» «мертвые тени» лишенные чувства и безумные. Греческий герой, «богоравный» Ахиллес, владычествуя в царстве мертвых теней, завидует участи «живого» поденщика, добывающая свой насущный хлеб службой у бедного пахаря. Равным образом и еврейский шеол есть область сна и мрака, земля забвения страна молчания, где нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Вместе с тем это есть царство отринутых от руки Божьей, о которых Бог уже не вспоминает, где уже не возвещается милость Его и не познаются чудеса Его. «Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» ( Uc. XXXVIII, 18,19 ). Где нет чудес, где нет блаженства, где нет жизни, там нет и бога. Чтобы жить, человеку необходимо или спастись от смерти, или воскреснуть по смерти. Дохристианский языческий мир преимущественно сосредоточил свою мысль на бессмертии, а иудейский на воскресении из мертвых. По пантеистическому представлению индийской религии мировая жизнь есть игра Майи, призрачная паутина, обманчивое сновидение, тяжелый кошмар, царство непрерывной смерти. Все живые существа этого мира, хотя действительно страдают тяжелым сновидением, однако не существуют реально: истинно живет только один Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

" Они, – как говорил праведный Иов, – проводят дня свои в счастьи, и мгновенно (т. е. без страданий) нисходят в преисподнюю. А между тем, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим знать путей Твоих. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:13–15 ). С другой стороны, «нищий Лазарь» олицетворяет собою страдающее, часто лишенное самых необходимых земных благ, человечество; людей больных и бедных. Может быть Лазарь, как в свое время и праведный Иов, в душе вопрошал Бога о смысле и причине своих страданий, но он никогда не роптал на Вседержителя. Свой жизненный крест он нес молчаливо, терпеливо и смиренно, вплоть до самой своей смерти. Но вот: «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраама. Умер и богач, и похоронили его...» И далее, в свойственных притчам, символических образах, приоткрывается тайна судеб и потусторонних отношений людей праведных и неправедных. Души одних относятся Ангелами на «лоно Авраама»; души других, после погребения бренного тела в земле, нисходят куда-то глубоко в ад, «место мучений». «И в аде, будучи в муках», – как далее повествует притча, – «он (т. е. грешный богач) поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: «Отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем...» «Лоно Авраама», по воззрению древних евреев, есть нечто противоположное »аду»; – это место пребывания душ ветхозаветных праведников Авраама, Исаака, Иакова и прочих пророков, заключивших вечный завет Израиля с Богом и ожидающих пришествия Мессии Освободителя. В видении горящего и несгорающего куста на горе Хориве, Бог сказал Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова...» ( Исх. 3:6 ). Христос же, в своей беседе с саддукеями о всеобщем воскресении, к этим словам добавил: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. «Ибо у Него все живы...» ( Лк. 20:38 ). Можно сказать, что «лоно Авраама» есть символ преддверия Царства Божия, тогда как ветхозаветный «ад» есть преддверие вечного осуждения. По-еврейски «шеол», – место пребывания всех вообще умерших в ожидании пришествия Мессии и Суда над праведными и неправедными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

«Почил», т.е. умер – благоговейно верующее обозначение смерти, которая есть как бы сон до будущего воскресения мертвых. «Приложился к отцам своим» – древнейшее еврейское выражение, указывающее на судьбу умерших по смерти ( Быт.15:15, 25:8 ; Суд.2:10 ); душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде умершим предкам. «Увидел тление» – телесное, в противоположность чему Христос «не увидел тления» – потому, что Он воскрес, и должен был жить вечно, чтобы исполнились все обетования Божии отцам ( Деян.13:32 ). Деян.13:38 .  Итак, да будет извест­но вам, мужи братия, что ради Него воз­вещает­ся вам про­ще­ние грехов; «Ради Него возвещается вам прощение грехов», т. е. ради Него даруется прощение грехов верующим в Него, о чем и возвещается Апостольскою проповедью Деян.13:39 .  и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Мо­исеевым, оправдывает­ся Им всякий веру­ю­щий. «Оправдаться» – δικαιωθναι – «оправдитися» – сделаться праведными пред Богом. Об этом оправдании и очищении грехов верою Христовою и о недостаточности для сего закона Моисеева подробнее говорит апостол в своих посланиях к Римлянам и Галатам. «Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым». Это все имеет здесь безъисключительный смысл, ибо – по учению апостола – закон Моисеев ни в чем не мог оправдывать человека пред Богом. Таковым оправданием его является исключительно лишь вера во Христа, соединенная с делами любви христианской ( Рим. 3 и д. Рим.3:28 ; Гал.3 и д.). Деян.13:40 .  Берегитесь же, чтобы не при­шло на вас ска­за­н­ное у про­роков: «Сказанное у пророков...» Ср. Авв.1по перев. LXX. Деян.13:41 .  смотрите, пре­зрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не по­верили бы вы, если бы кто рас­сказывал вам. «Презрители» – т.е. голоса Божия, предостережений Божиих, а отсюда – и самого Бога. «Подивитесь и исчезните». Пророк говорит здесь от Лица Божия о предстоявшем нашествии на еврейскую землю халдеев в наказание за неверие и разврат народа еврейского. Это нашествие являлось столь неожиданным и сопровождалось столь удивительными переворотами для евреев, что они как бы «исчезли» от удивления, смирились до ничтожества, до небытия, до полного поражения всех своих ожиданий и представлений возможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 87 Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраильтянину. С Евр.: «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана, Езрахита». Под Маелефом одни разумеют хор, лик, ликование; другие – музыкальный инструмент. См. 52 псал. Еман был начальник музыкального хора при Давиде ( 1Пар. 6:33, 15:17, 19 ). «Словом: отвещати, – говорит бл. Феод., – дается мысль о взаимно-ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческого рода после греха. Притом пророчество излагается в виде моления, приносимого человеколюбивому Богу Иудеями и вообще всеми». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедав духам, сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А Иерусалим, т.е. народ Иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для Маелефа, т.е. для ликования или лика». Псалом сей в буквальном смысле содержит молитву человека, находящегося в самых тяжких страданиях и вместе выражает упование на Господа, а потому приличен и Вавилонским пленникам, и вообще всякой страждущей благочестивой душе. Сходен с 21 псалмом. 2 . С Евр.: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою». 3 . С Евр.: «Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему». 4 . Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Т.е. душа моя исполнилась таких страданий, что моя жизнь близка и к смерти, к могиле; ибо это означает здесь слово ад (по Еврейски: шеол). С Евр.: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней». По мнению св. Афан. – здесь и далее, во всем псалме, говорит о Себе, о Своих ужасных страданиях Сам Господь наш Иисус Христос, а бл. Феодорит применяет к пленникам Вавилонским и всему человеческому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– У пророка Иеремии смерть называется иногда вечным сном (51:39) 216 ; но шеол и у него, как у пророка Исайи, представляется оживленным, а обитатели его обладают чувством и сознанием. Рахиль плачет о детях своих, и Иегова утешает ее тем, что возвратятся некогда сыновья ее в свои пределы (31:15,16). – У пророка Иезекииля, вместе с упоминанием о шеоле, который называется вечной пустынею в преисподних земли и пропастию, из которой не выходят уже для жизни на земле (26:20; 31:17,18), описывается известная, величественная картина поля, полного костей человеческих. В эти сухие кости вводится дух жизни; они облекаются жилами и плотью и покрываются кожей – словом, мертвое поле наполняется живыми организмами, тела оживают и становятся на ноги (37:1–10). Правда, эта картина воскресения мертвых тел, как объясняет это и сам пророк, есть образ нравственно–политического возрождения еврейского народа: кости сии – весь дом Израилев... Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву (стт. 11,12). Но самый этот образ, очевидно и несомненно, предполагает уже веру в возможность и действительность воскресения тел; иначе – он был бы непонятен и неуместен. «Nunquam poneretur similitudo resurrectionis ad restitutionem Isräelitici populi significandam, nisi staret ipsa resurrectio, et futura vita crederetur, quia nemo de rebus non exstantibus incerta confirmat», – говорил по этому поводу блаженный Иероним. Во всяком случае, здесь дается идея божественного всемогущества, которое может оживотворить и истлевшее тело. Картина эта не указывает прямо на воскресение личное; но она предполагает его, делает образом воскресения политического или нравственного. Яснее и прямее идея воскресения высказывается в книге последнего из больших пророков, Даниила. Здесь воскресение уже не символ только или образ, а сама действительность. Изложив предсказание о борьбе царств и народов и о врагах народа Божия после времен Дария мидянина (гл. 11), пророк переходит к изображению другого времени, по–видимому, в самом отдаленном будущем, когда многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

и сказал он Господу: тяжко согрешил я... ибо крайне неразумно поступил!» 344 . На другой день явился к Давиду пророк Божий и сказал: «так говорит Господь: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трех дней была моровая язва в стране твоей». И сказал Давид пророку: «тяжко мне, но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его, только бы в руки человеческие не впасть мне 345 . Тогда, для вразумления народа, несомненно обнаружившего признаки духовного упадка, нравственной непорядочности, а, вместе, и для наказания царя, забывшего свои обязанности пастыря народного, вместо разумных народовоспитательных мер задумавшего дело, которое только возмущало народ, возбуждало беспорядочное движение страстей и, наконец, грозило извратить теократический строй государства, последовала казнь – Ангел смерти начал истреблять тысячи народа неожиданно и скоропостижно. На всех напал ужас, который и вытеснил из сердец греховные вожделения, подавил строптивые мысли. Что же касается царя, то если он мечтал о военной силе, о завоеваниях – моровая язва грозила зарыть эту силу в землю, если он имел поползновение насладиться новым видом господства над народом, беспредельностью власти – моровая язва грозила оставить его без подданных или же самого его спустить в шеол 346 . Давид, сознавший свое заблуждение, молил о последнем. Моровая язва свирепствовала и в Иерусалиме и здесь при густоте населения опустошительные ее действия были нагляднее, чем где-либо. Многие видели (Давид, старейшины, Орна иевусеянин с сыновьями и, без сомнения, пророк Гад), как Ангел смерти стоял над Иерусалимом с простертым мечем 347 ; даже замечено было место, над которым он стоял, именно – гумно Орны иевусеянина. Тогда среди всеобщего страха и отчаяния явился к Давиду пророк Гад, по слову Ангела Иеговы, и сказал: «принеси жертву Господу на гумне Орны». Давид, прежде чем исполнить это, решил приобрести это место, как священное, в собственность навсегда, и потому купил гумно у Орны, хотя последний и предлагал ему даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010