Полура – см. Палура, 3. Поман – 11. VI, 94 (Pomanus) – река (судоходная) к западу от Инда, по-видимому, правый приток Инда; здесь названы (с юга на север) Поман, Кабир (=нын. Куррам, правый приток Инда, 32°37», 71°00») и Кофет (=нын. Кабул, правый приток Инда, 33°55», 72°20»), т. е. западные притоки Инда, в северо-западной части Пакистана. Поман идентифицируют как нын. реку Луни, которая с древности часто меняла свое русло в нижнем течении, сейчас пересыхает перед впадением в Инд (считают, что река могла быть судоходной только в нижнем течении, к востоку от Сулеймановых гор, и то лишь при старом примитивном судоходстве). Одни указывают устье Луни к югу от нын. города Дераисмаилхан (31°51», 70°56»), другие – к северу (главный рукав устья). Система Луни довольно сложна и представляется по-разному. Некоторые обозначают Луни названием Gomal (Гомаль) и возводят его к санскритской форме Gomti и к античной форме Γματις (=Pomanus) (?). Помпей – 11. VI, 52; VIII, 4; XII, 20 – Гней Помпей Великий (106–48 гг. до н. э.), один из крупнейших военных и политических деятелей Рима. Свой первый триумф он справил в 79 г. за победу в Африке, откуда он и привез слонов в Рим (Плутарх («Помпей», 14) говорит, что Помпей собирался въехать в Рим на колеснице, запряженной четырьмя слонами, но не смог из-за тесноты ворот Рима). Во время третьей войны Рима с Митридатом VI Эвпатором, царем Понта, Помпей одержал победу и справил триумф в 61 г. После последнего сражения (65 г.) Помпей находился в трех днях пути до Каспийского моря и хотел дойти до него, но вынужден был повернуть обратно. Тогда он и разузнал о водном торговом пути из Индии в Понт (=Черное море). Об этом пути см. также: Страбон, II, 1, 15; XI, 2, 17 и др. Понт – 8. XV, 1, 6; 8. 11. VI, 52; XII, 49; XXXVII, 79; 84. 13. 64. 17а. VII, 16, 2–1) Понт Эвксинский=нын. Черное море; 2) область в Малой Азии у восточной части южного берега Черного моря, где в начале III в. до н. э. образовалось Понтийское царство (=Понт), просуществовавшее до 63 г. до н. э., когда оно было превращено в римскую провинцию. В результате завоеваний в Понтийское царство вошли области к западу и к востоку (Колхида, Малая Армения), северо-западное и западное Причерноморье. Иногда неясно, имеется ли в виду Черное море или Понтийское царство (позднее римская провинция).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнительные жизнеописания. Помпей XXXVIII. Оттуда (из Иберии. – Сост.) Помпей 467 прибыл в Амис 468 ... Несмотря на то, что Митридат владел еще Боспором и собрал там значительные силы 469 , Помпей, как будто бы все уже было кончено, делал то же [что Лукулл, т. е.] распоряжался областями и распределял дары, так как к нему явилось много предводителей и властителей и двенадцать варварских царей... Он видел, что Митридата не легко поймать военной силой и что он доставляет больше затруднений в бегстве, нежели в бою. XXXIX. Поэтому он сказал, что оставит ему более сильного врага, нежели сам он, именно голод, и поставил наблюдательную эскадру для [того, чтобы ловить] плывших в Боспор купцов, приказав казнить смертью всякого, кто попадется. Сам же он с значительными силами удалился [на юг, к Красному морю]... XLI. [Во время аравийского похода, по получении известия о смерти Митридата] Помпей объявил солдатам, что Митридат вследствие измены своего сына Фарнака 470 покончил жизнь самоубийством, а Фарнак наследовал все его владения и писал, что сделал [это] все для себя и римлян. XLII. [После этого] Помпей... немедленно двинулся из Аравии и, быстро пройдя лежавшие на его пути области, прибыл в Амис и получил множество даров, привезенных от Фарнака, множество трупов царедворцев и труп самого Митридата... [В триумфе Помпея] надписями на несомых впереди [досках] были обозначены [земли] и народы, над которыми он имел триумф. То были: Понт, Армения, Каппадокия, Пафлагония, Мидия, Колхида, иберы, албаны... В шествии были ведены пленные:...сын 471 Тиграна Армянского с женой и дочерью, самого царя Тиграна супруга Зосима... сестра, пятеро детей и скифские жены Митридата, заложники албанов и иберов... (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 4. С. 284) Гай Цезарь LVIII… Цезарь готовился и намеревался идти походом на парфян, а покорив их и через Гирканию вдоль Каспийского моря и по Кавказу обойдя Понт, вторгнуться в Скифию, [затем], пройдя соседние с германцами страны и самую Германию, через землю кельтов возвратиться в Италию и, [таким образом,] связать этот круг господства, ограниченного отовсюду [окружающим землю] Океаном 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев (Киав, Киама, Киава) – см. Киоава Киклады – архипелаг в южной части Эгейского моря 218 Кила – город во Фракии 181 Килесирия – область, примыкающая к Сирии 25 Киликийцы – жители Киликии 17 Киликия – юго-восточная область Малой Азии 25, 118, 122, 272 Киммерийский пролив – см. Босфор Киммерийский Киммерийцы – обобщенное наименование степных причерноморских кочевников, нередко гуннов 68, 69, 83, 84 Кинбурн – см. Св. Эферий Киоава (Киова, Киав, Киама, Киава, Киев) – древнерусский город, столица Киевского княжества 16,148,152,158–161,164,167,168, 248, 250–252, 261, 266–269, 271, 276, 289, 301, 304, 309 Кипр – остров в северо-восточной части Средиземноморья 122, 149, 186 Киренаика – область в Северной Африке 17 Кичкас – см. Крарий Климаты (Крым, Таврида, Таврика) – официальное название фемы Херсона, занимавшей южную часть Крымского полуострова; Крымский полуостров 17, 68, 85, 89, 90, 115, 119, 150, 152, 164, 168–170, 189, 218 Климаты Хазарии – области, подвластные хазарскому каганату, на Северном Кавказе 168 Клокотиница – местность во Фракии 305 Кодори (Кодор) – см. Коракс Козары – см. Хазары Колоссы – см. Хоны Колхи – народ на территории Колхиды 79, 88 Колхида – область в Восточном Причерноморье, совр. Западная Грузия 30, 88, 93, 114 Команы – город в Абхазии 55 Команы – см. Куманы Конопа – совр. село Летя в Северной Добрудже 166 Константинополь (Византий, Византия, Царьград) – 49–51, 53, 56, 74, 75, 78, 82, 85, 88,102,103,105,110,112–114, 135,137,188, 196,199, 211, 213, 215, 232, 253, 258, 265, 269, 293, Константия – крепость близ совр. Костенджа 228 Констанция – совр. Констанца в Румынии 166 Конья – см. Иконий Коракс (Кодори, Кодор) – река в Апсилии 79, 123, 124 Корифо (Корфу, Керкира) – остров в Ионическом море 281 Корсунь – см. Херсонес Таврический Корфу – см. Корифо Косары – см. Хазары Костендж – см. Константия Костолац – город при впадении Млавы в Дунай 261 Котраги – см. Кутигуры Кракнакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Крарий (Кичкас) – переправа, брод на Днепре 164

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 63  голоса:  3.7 из  5) XLIII. Неизвестный парусник На прогулочной палубе теплохода «Колхида», совершавшего очередной рейс из Одессы в Батуми, стояли, опершись о перила и неторопливо беседуя, несколько пассажиров. Тихо громыхали где-то глубоко, в самой середине судна, мощные дизели, мечтательно шелестела вода, плескавшаяся о высокие борта теплохода, наверху, высоко-высоко над спардеком, озабоченно попискивала судовая рация. – Очень обидно, знаете ли, – сказал один из пассажиров, – что исчезли большие парусные суда, эти белокрылые красавцы. С какой радостью я очутился бы сейчас на настоящем парусном судне, на фрегате, что ли… Наслаждаться видом тугих белоснежных парусов, слушать поскрипывание могучих и в то же время изящных и стройных мачт, восхищённо следить за тем, как по приказу шкипера команда молниеносно разбегается по разным мачтам, реям… и как их ещё там называют! Хоть бы раз удалось мне видеть настоящий парусник! Только чтоб был настоящий парусник. А то в нынешние времена даже какой-нибудь «дубок» – и тот, видите ли, заводит себе моторчик, хотя – обращаю ваше внимание! – считается парусным судном. – Парусно-моторным, – поправил его гражданин в форме торгового моряка. Наступило молчание. Все, кроме моряка, перешли на левый борт смотреть, как совсем неподалёку плещется и кувыркается в ласковом полуденном море весёлая стайка неутомимых дельфинов. А для нашего моряка дельфины уже много лет не были новостью. Он поудобнее расположился в шезлонге и попробовал перелистывать какой-то журнал. Но вскоре солнце его разморило, он закрыл журнал и стал им обмахиваться вместо веера. И вдруг что-то так завладело его вниманием, что он перестал обмахиваться журналом, вскочил на ноги и кинулся к перилам. Далеко, почти у самого горизонта, он увидел быстро, очень быстро мчащееся красивое, но страшно старомодное парусное судно. Оно казалось видением из старинной волшебной сказки. – Товарищи! – закричал моряк своим недавним собеседникам. – Товарищи, сюда, поскорее! Посмотрите, какой-то интересный парусник!.. Ну и старина!.. Ого, да у него что-то случилось с грот-мачтой!.. Нету грот-мачты! Точно корова языком слизнула! Батюш-ки-ии! Да вы только посмотрите, да ведь у него же паруса не в ту сторону надуты!.. По всем законам, фок-мачта должна была уже давно улететь за борт!.. Форменные чудеса в решете!..

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Константин Паустовский: повесть о его жизни 5 мин., 31.07.2013 Две жизни На сайте, посвященном Паустовскому, аж 4 варианта его биографии. Это не потому, что жизнь его была полна тайн и мистификаций и биографы расходятся в деталях. А потому что эта жизнь была очень богатой событиями. И вообще их, жизней, было как бы две: реальная и – романная, та, что описана в автобиографическом шеститомнике «Повесть о жизни». «Рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел, - признавался Паустовский. - Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены…» Но даже если где-то вымысел и «блистает», то всё равно чувствуешь: все это – истинная правда. Константин Паустовский родился в Москве в 1892 году. Отец был железнодорожным статистиком, семья часто переезжала и наконец осела в Киеве. Здесь Паустовский окончил знаменитую первую гимназию. Рос в атмосфере любви к искусству, театру, музыке, к книгам. Но родители разошлись, и он уже в старших классах вынужден был зарабатывать репетиторством. Первый рассказ опубликовал в выпускном классе гимназии. Учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, на юридическом факультете Московского университета. И всё-таки истинным своим призванием считал писательство. Он понимал, что «без жизненного опыта пути к писательству нет», и решил «уйти в жизнь, чтобы все знать, все почувствовать и всё понять». В Москве работал вагоновожатым трамвая. Когда началась первая мировая война, стал санитаром санпоезда. Работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах. Потом Киев, Одесса, Кавказ… Вернувшись в Москву, служил редактором РОСТА. Одна за другой вышли книги «Встречные корабли», «Кара-Бугаз», «Колхида». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны побывал во Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции, Чехословакии. Умер в 1968-м в Москве, похоронен в Тарусе…

http://foma.ru/konstantin-paustovskij-po...

С 1885 г. почетным ктитором З. п. был вел. кн. Михаил Николаевич. Значительные пожертвования в обитель делали основатель архим. Мартирий (55 тыс. р.), еп. Кавказский свт. Иеремия (Соловьёв) , свящ. И. Говоров, ставропольские купцы Н. и А. Дёмины, Л. Л. Молкоедов, старооскольский купец Н. М. Винников, майкопский купец Ф. Я. Ростовцев, ейская купчиха А. Ипатова, крестьянин К. Савенко и др. К нач. XX в. мон-рь владел 2046 дес. и 1475 саж. земли. В Гос. банке З. п. имела денежные средства и именные билеты. В 1906 г. капитал обители составлял наличными 1566 р. 8 к., билетами 128 690 р. (ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 61. Д. 391. Л. 41). 1917-2008 гг. После 1917 г. З. п. возглавляли архимандриты Феодосий (Проценко) и Моисей (Астахов). Обитель находилась под защитой войск Кубанской армии, но в кон. 1920 г. была занята частями Красной Армии. Мн. насельники были расстреляны, оставшиеся (ок. 70 чел.) жили за счет пожертвований и треб, богослужения совершали в Преображенской ц. на горе. В 1923 г. Михаило-Архангельский храм сгорел, остальные церкви были закрыты. У З. п. были национализированы земли, заводы, мастерские, подворья, скот и др., вывезена ценная церковная утварь. В 1926 г. в З. п. разместился дом отдыха ГПУ, в 1927 г.- коммуна «Владилен» на 300 чел. (занимались разведением свиней, огородничеством, садоводством), Дом инвалидов детства. В Троицкой ц. открыли клуб. В 1927 г. на территории обители проходили съемки атеистического кинофильма «Иуда». На базе монастырского хутора Фарсовый была организована артель им. Ворошилова, построен спиртопорошковый завод, земли экономии Метоха Колхида переданы совхозу 23 Гиагинского р-на. Братский корпус. Фотография. 2007 г. Братский корпус. Фотография. 2007 г. Весной 1927 г. были арестованы 7 насельников, проживавших к тому времени за стенами обители, на хуторах и станицах. В февр. 1928 г. в ст-це Абадзехской состоялся показательный судебный процесс, приговоривший (ст. 130 и 168 УК) архимандритов Антония (Склярова), Моисея (Астахова), иеромонахов Петра (Базыкина), Климента (Алексеенко), монахов Иннокентия (Кухарёва) и Леонтия (Осипенко) к лишению свободы на 6 месяцев с последующей высылкой за пределы края на 3 года; архим. Феодосий (Проценко) был осужден на год тюрьмы с последующей высылкой на 3 года. Дальнейшая их судьба неизвестна. В 1928 г. оставшуюся братию выселили из мон-ря, разрешив взять с собой лишь ручную кладь. Некоторые насельники поселились близ станиц Даховской, Темнолесской, Севастопольской и др., в окрестных хуторах и пещерах, в т. ч. в Успенской келии близ ст-цы Царской. В 1929 г. проживавший в пещере близ ст-цы Севастопольской мон. Афанасий (Косенко Андрей) был замучен (четвертован) отрядом ЧОН (частей особого назначения). Верующие погребли его останки в лесу, впосл. на месте захоронения поставили крест.

http://pravenc.ru/text/182521.html

Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Храм во имя арх. Михаила. Картина неизвестного художника. 1912 г. Обитель приобрела близ ст-цы Гиагинской Майкопского отдела Кубанской обл. участок земли Метоха Колхида с усадьбой и постройками (1543 дес. 1550 кв. саж.), на к-ром была устроена монастырская экономия с ц. во имя вмч. Пантелеимона. 30 марта 1907 г. на экономию было совершено разбойное нападение, преступники (крестьяне Г. Литвиненко, А. Шевляков, С. Овчаров и др.) переданы военно-окружному суду и приговорены к смертной казни, к-рая после ходатайств родственников осужденных заменена на каторжные работы (Там же. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3676. Л. 20-20 об., 68-69 об.). В 1914 г. с земель экономии было снято 8 тыс. пудов пшеницы, 1 тыс. пудов ржи, 100 пудов кукурузы, 200 пудов овса, 2 тыс. пудов ячменя. Часть урожая отправлялась в мон-рь, другая продавалась, и деньги тратились на нужды братии. На скотном дворе экономии содержалось 122 быка, 50 коров, 48 телят, 109 лошадей, 17 жеребят, 150 овец, 100 ягнят, 36 верблюдов, ок. 200 свиней. На территории монастырской экономии с 1896 г. работал сыроваренный завод, приносивший пустыни 5-6 тыс. р. в год. На хуторе Фарсовом (Фарсовском) были устроены сад, монастырский двор, где братия содержала скот, пчельники, выращивала виноград. Посетивший З. п. с ревизией прот. Д. Успенский писал, что «продукция сада и виноградника расходуется исключительно на монастырь. В 1901 г., например, из своего сбора винограда изготовлено вино лучше, чем «Прасковейское». Площадь виноградника ежегодно увеличивается новыми насаждениями лучших сортов» (ГА Ставропольского края. Ф. 153. Оп. 61. Д. 1689). В верховьях р. Фарс, в 2 прудах, разводили рыбу. В 1888 г. отставной сотник П. И. Семенихин передал З. п. 100 дес. 600 саж. земли при ст-це Грушевской Ставропольской губ. Обитель имела подворья, с 1881 г. в Майкопе (с домом, усадьбой в 606 саж. земли, надворными постройками, а впосл. храмом), в 1896-1901 гг.- в Екатеринодаре (ныне Краснодар) (с каменным 2-этажным домом).

http://pravenc.ru/text/182521.html

Прославление Креста. Рельеф. Храм Джвари (Мцхета. Грузия). VII в. Прославление Креста. Рельеф. Храм Джвари (Мцхета. Грузия). VII в. Между В. и. и груз. гос-вами - Иберией (Иверия, Картли; Вост. Грузия) и Лазикой (Эгриси, древняя Колхида; Зап. Грузия) существовали тесные политические, экономические и культурные связи, их характер и интенсивность были различны в разное время в зависимости от ситуации на Ближ. Востоке и положения самих груз. гос-в. С I в. по Р. Х. груз. гос-ва находились в сфере влияния Рима, причем Колхида попала под непосредственное управление Римского гос-ва, а Иберия признала зависимость от Рима, но на практике пользовалась значительной самостоятельностью, став объектом соперничества Рима и Парфии . Во II в. Зап. Грузия прочно входила в сферу политического господства Римской империи и делилась на ряд этнотерриториальных единиц. С кон. III в. среди них усилилось княжество лазов, постепенно подчинившее своему влиянию всю Зап. Грузию. В IV-V вв. под власть Лазского (Эгрисского) царства попало все побережье от устья р. Чорохи до р. Шахе, включая земли, заселенные абазгами, апшилами и сванами (Amm. Marc. Res gest. XXIII. 12; FHG. Vol. 5. P. 10-21). На территории Лазики отсутствовали рим. гарнизоны; единственное, в чем выражалась вассальная зависимость Лазского царства от империи - утверждение его царей императором. В 60-х гг. V в. лазский царь Губаз попытался освободиться и от этой зависимости, но потерпел неудачу ( Priscus Panites. Historia Byzantina. Fr. 25-34); к кон. V в. зависимость Лазики от Византии усилилась. В 30-х гг. VI в. имп. Юстиниан I провел ряд решительных мероприятий для укрепления позиций Византии в Лазике, чем вызвал сильное недовольство среди местной знати, открыто перешедшей на сторону Ирана. Зап. Грузия стала ареной длительных военных действий между В. и. и Персией; борьба шла с переменным успехом, но в результате по мирному договору 562 г. Персия была вынуждена примириться с потерей своих позиций в Зап. Грузии. Иная ситуация сложилась в отношении Вост. Грузии, где с IV в. усилилось наступление сасанидского Ирана, подчинившего Картлийское царство. Правящие круги Иберии, стремясь сохранить самостоятельность, пошли на союз с В. и., и царь Картли принял христианство и объявил его офиц. религией (20-30-е гг. IV в.). Ок. 337 г. была утверждена первая епархия Грузинской Православной Церкви в Мцхете. Глава Церкви носил титул Мтаварепископоси (глава епископов). Грузинская Церковь до 487 г. подчинялась К-польскому, а затем Антиохийскому Патриархату. Организация церковных структур шла при непосредственном участии Византии. В тот же период создается груз. алфавит, из греч. языка заимствуется церковная терминология. На груз. язык переводятся различные книги Ветхого и Нового Завета.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) В античную эпоху и раннее средневековье территория М. е. входила в состав древнегрузинского царства Колхида (впосл. Лазское (Эгрисское) царство). Во 2-й пол. V в., при царе Картли св. Вахтанге Горгасали , а также в 1-й пол. VIII в., при эрисмтаварах Степанозе и Арчиле, на Шуа-Сопели распространялась власть правителей Картли. Древнейшие сведения о церковном окормлении этого региона отражены в нотициях К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum). Из этих документов известно, что в VII-IX вв. в сев.-зап. часть Лазики существовали церковные структуры К-польского Патриархата с центрами в Зиганеи (Зиганис, ныне Гудава) и Севастополисе (Цхуми, ныне Сухуми). По мнению одних ученых (Дж. Гамахария, Б. Гогия), паства Шуа-Сопели входила в паству епископа Зиганеи, с т. зр. других (Б. Кудава) - епископа Севастополиса. Сведения об этих территориях сохранились в сочинении Феодосия Гангрского , упоминающего с. Мокви и крепость Тусуме над ним, куда был сослан прп. Анастасий Апокрисиарий , ученик прп. Максима Исповедника (Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1. С. 50) (подробнее см. в ст.: Максим Исповедник ). В кон. IX-X в. в Зап. Грузии были образованы грузинские церковные кафедры в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, в т. ч. Чкондидская , Драндская, Бедийская епархии, М. е. Основание М. е. груз. источники приписывают абх. царю Леону III (957-967): «Он построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же//Картлис Цховреба. 2008. С. 146). Архидиак. Павел Алеппский «создателем епископии» ошибочно считает визант. имп. Андроника I Комнина (кон. XII в.) ( Павел Алеппский. 1973. С. 71). С образованием единой Грузии последовало объединение Абхазского и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосатов (кон. X - нач. XI в.). М. е. перешла под юрисдикцию католикоса-патриарха всей Грузии. О важности М. е. и роли ее архиерея в груз. царстве свидетельствует фресковая надпись в кафоликоне Мокви, в к-рой упоминались визант. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) и царь всей Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) ( Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Архиереи М. е. носили в тот период сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. образовалось гос-во Картли (Иверия) с центром в г. Мцхете, к-рое, согласно древнегруз. летописям, включало территорию Колхиды и охватывало бассейны среднего и верхнего течения рек Кура и Чорохи, а также Зап. Грузию. Это подтверждается характерными для Вост. Грузии изменениями в колхидской культуре: появляются деревянные саркофаги с черепичными перекрытиями, каменные гробницы; в вост. районах - кувшинные погребения; расписная керамика (Сачхере, Итхвиси, Вани); черепичные перекрытия строений (Вани) и каменная архитектура. Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Археологический материал Вост. Грузии V-IV вв. до Р. Х. (ахалгорийские и канчаетские погребения, Ксанское ущелье; цинцкаройское погребение, Алгетское ущелье, ховлегорийское цитадельное городище, ущелье Хевхмела; культовое строение Цихиа-гора; погребение Кавтисхеви) позволяет восстановить картину имущественной и социальной дифференциации населения. Груз. летопись Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, VII в.) описывает города и крепости Картли 2-й пол. IV в. до Р. Х.: Саркине, Каспи, Самадло, Настакиси, Одзрхе, Урбниси, Цихедиди, Уплисцихе, являвшиеся, вероятно, раннегос. образованиями. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. Парнаваз (Фарнаваз), преемник мцхетского мамасахлиси (старейшины, родоначальника), объединил их в единое гос-во и стал т. о. первым царем объединенной Вост. и Зап. Грузии, а правитель Колхиды Куджи был подчинен ему. Парнаваз разделил царство на 9 военно-адм. единиц - эриставств, поставив во главе их эриставов. С именем Парнаваза груз. летопись связывает возникновение первого груз. алфавита. В III в. до Р. Х. Картли уже представляла собой экономически сильное государство. Владение Дарьяльским ущельем («воротами Кавказа»), через к-рое осуществлялись связи Ближ. Востока со степными кочевыми скотоводческими племенами, имело для Картли огромное стратегическое значение. В нач. II в. до Р. Х. под натиском самостоятельных арм. гос-в ослабевшая Картли потеряла юж. области Квемо-Картли (Гогарена), Спери и Тао (верховья р. Чорохи) и восточную пров. Камбисена (Камбечоани). Колхида, обретшая независимость, присоединила земли к югу от Чорохи (Кларджети, Шавшети, Аджария).

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010