Лит.: Иоселиани П. И. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Марр Н. Я. Еще о слове «челеби»//ЗВОРАО. 1910. Т. 20. Вып. 2/3. С. 99-151; он же. О религ. верованиях абхазов//ХВ. 1912. 4. С. 125-127; он же. Кавказоведение и абхаз. язык. Пг., 1916; Бардавелидзе В. В. Из истории древнейших верований грузин: Божество Барбар, Бабар. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); она же. Древнейшие религ. верования и обрядовое графическое искусство груз. племен. Тбилиси, 1957; Куфтин Б. А. Археол. раскопки в Триалети. Тбилиси, 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Чубинишвили Т. Древняя культура в двуречье Куры и Аракса. Тбилиси, 1965; Брегадзе Н. К вопросу о характере одного из груз. нар. праздников - Тедороба//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1970. Т. 15. С. 81-91; Лордкипанидзе О. А. Древняя Колхида: Миф и археология. Тбилиси, 1979; он же и др. Гонийский клад. Тбилиси, 1980; Миндадзе Н. Р. Груз. нар. медицина: По этногр. мат-лам горцев Вост. Грузии. Тифлис, 1981 (на груз. яз.); Абакелия Н. и др. Груз. нар. праздники. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Абакелия Н. Миф и ритуал в Зап. Грузии. Тбилиси, 1991; она же. Теллурические и хтонические теофании в груз. мифо-ритуальной системе//Кавказско-Ближневост. сб./Ин-т истории и этнологии АН Грузии. Тбилиси, 2001. Вып. 10. С. 168-188 (на груз. яз.); она же. О нек-рых раннехрист. элементах в груз. традиции//Аналеби. Тбилиси, 1999. 1. С. 47-53; она же. От Дома Хлеба до Дома Вина//Христианство в Грузии: Ист.-этнолог. исслед. Тбилиси, 2000. С. 112-115 (на груз. яз.); Очиаури А. Груз. нар. праздники в нагорной ч. Вост. Грузии (Пшави). Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Каландия Г. Святые мощи и реликвии в Грузии (Самегрело)//Артануджи. Тбилиси, 1994. 1. С. 10-17 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов о груз. монахах и груз. мон-рях в Палестине. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Хазарадзе Н. К истории одной реликвии Грузии: Грузия и пояс Богоматери//Аналеби/ИИЭГ. Тбилиси, 1999. 1. С. 6-14 (на груз. яз.); она же. К семантическому коду названия грузин//Древневост. и картвелологические изыскания/ИИЭГ. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.). С. 330-340; Гамбашидзе Н. Гость - посланник Бога//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 25. С. 290-296 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

После Пасхи 623 г. Ираклий снова выступил походом в Армению. Этот поход, продолжавшийся три года, совершен был среди невероятных трудностей и напоминает во многом экспедицию Александра Македонского. Поход Ираклия происходил по тем же местностям, которые прославлены подвигами македонского героя, и ознаменован не менее редкими и исключительными по отваге приключениями. Этот гомерический поход Ираклия обозначает, независимо от всего прочего, чрезвычайно высокое развитие военного искусства в византийской армии и характеризует большие военные дарования полководца. Ираклий нашел средства для войны там, где до него не думали искать,— в Закавказье и суровой Армении, которые были избраны базисом для наступления в центр Персидского царства. Это был и по своим результатам такой военный подвиг, какого Византийская империя не знала до сих пор. Точкой отправления на этот раз служила для Ираклия Лазика, или Колхида, где он вошел в сношения с разными кавказскими воинственными племенами, которыми усилил свое войско, доведенное до 120 тыс. Отсюда чрез Армению он вторгся в Персидское царство, именно в провинцию Атрапатену, южней Аракса, и стал угрожать центральным владениям персидского царя. По всем вероятиям, это движение не было предусмотрено Хосроем, который позволил византийскому войску вторгнуться в Персию, сам оставаясь в главном городе провинции Ганзаке . Находясь в критическом положении, персидский царь отдал приказ полководцу Сарвару поспешить в Персию и соединиться с другими там действовавшими частями; сам же с отборным отрядом, которому уже нанесено было поражение передовыми частями войска Ираклия, поспешил отступить в Месопотамию на соединение с остававшимися там гарнизонами. Между тем Ираклий овладел Ганзаком, где нашел большую добычу и богатства, но не нашел Животворящего древа, которое персы хранили в Ктесифоне. Идя по следам Хосроя, византийцы напали на город Фиварму, где истребили главное святилище огнепоклонников и огромную статую Хосроя. Преследуя персидского царя, Ираклий овладел многими городами и опустошал страну.

http://sedmitza.ru/lib/text/442811/

Остальные названия в списке Иордана остаются неясными. Однако и четырех назва­ний финских племен (относящихся к бассейнам Оки и Волги) достаточно, чтобы наметить линию торгового пути от Балтий­ского моря на восток – одного из “янтарных» путей, отходивших в разных направлениях от юго-восточных балтийских берегов. Вообще ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозна­чались названиями населявших их племен... Приведенный пере­чень племенных наименований свидетельствует о направлении пути и о том, что в VI веке, когда пользовались тем дорожником, который служил источником Иордану, упоминаемые им чудь, весь, меря, мордва уже представляли собой определенные этнические группы» 1176 . Итак, из 13 этнонимов, поименованных Иорданом, или 10, если некоторые из них расшифровывать топографически – Mordens in Niscaris, Е. Скржинская достоверными считает, как это прочитано было и раньше нее, лишь четыре. Б. А. Рыбаков, приняв гипотезу Скржинской о неизвестном итинерарии как источнике Иордана и о маршруте, обозначен­ном в нем, попытался прочертить этот маршрут до конечного пункта, которым у него оказалась Колхида, при этом он отверг предположение о топографическом значении некоторых из эле­ментов списка: in Niscaris, Vas in Abroncas, интерпретируя все 13 названий в качестве этнонимов, более того, некоторые из них он прочитал как сдвоенные этнонимы, объемлющие два родствен­ных племени: «Васинбронки, по всей вероятности, – обозначе­ние племенного союза «Весь – Пермяки» 1177 . В результате весьма изобретательных, но, как кажется, не лишенных фантастическо­го привкуса интерпретаций у Рыбакова, кроме бесспорных 4-х этносов: чудь (эстонцы), весь (вепсы), меря, мордва – получи­лись еще: балтоязычные галинды (известные из русских летопи­сей как «голядь») из «гольтескифов», ингры, или ижорцы, – из «инаунксов», марийцы, или черемисы, из «имнискаров», расшиф­рованные так через наименование современной марийской сто­лицы Йошкар-Ола, угры из Иордановых «рогов», бацбийцы из «бубегенов», колхи (от Колхиды) из Иордановых колдов. В «атаулах» Б. А. Рыбаков находит один из тюркских народов, обитавших в устье Волги, и в «навего» – одно из нахских племен Северно­го Кавказа, возможно ингушей. Не поддающимся расшифров­ке этнонимом у Рыбакова остались лишь загадочные «тадзанс» 1178 . При скептическом отношении к изобилующим натяжками и произволом выводам маститого историка можно было бы отвер­гнуть достоверность всех его идентификаций по списку Иорда­на. И все же на уровне остроумных гипотез можно допустить, что под Иордановыми «гольтескифами» и «рогами» действитель­но скрываются галинды (голядь) и угры и что «колхи» и в самом деле могут обозначать указанный в путеводителе конечный пункт янтарного маршрута в закавказской Колхиде, хотя все же более вероятной остается общепринятая идентификация Иордановых «рогов» как германоязычных ругиев, а «колдов» как балтоязычных галиндов, или, на языке древнерусских летописей – голяди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Во 2-й пол. I в. до Р. Х., после победы над Понтийским царством, в Закавказье вторглись армии Рима. В 65 г. до Р. Х. в битве у Мцхеты войско картлийского царя Артага потерпело поражение от Помпея. Затем была покорена Колхида, и Помпей поставил ее правителем Аристарха (63-47 гг. до Р. Х.); к I в. она вошла в состав вассального Риму Понтийского царства. Картли довольно быстро вернула себе независимость и заключила с Римом союз против Парфии и Армении, в 14 г. получив статус «друга Рима». Д. Мусхелишвили Дохристианские верования древних грузин I. Картли. Наиболее ранние святилища и погребения, содержащие артефакты культового назначения, относятся к периоду неолита и ранней бронзы. Архитектура жилищ и планировка поселений, разнообразие погребальных сооружений и способов захоронения, изображения астральных знаков, крестов, свастик, геометрических фигур, реальных и фантастических животных, а также груз. мифы и предания подтверждают сложные многопластовые космогонические и религ. представления древних грузин в V-III тыс. до Р. Х. Согласно им, мир состоит из множества пересекающихся миров (груз. скнели), к-рые окружают внешний мир (гарескнели) - застывшую тьму и неменяющуюся вечность. Он может быть вертикальным (зескнели - верховный мир, скнели - мир земной, квескнели - подземный мир) и горизонтальным (цинаскнели - передний мир, гаренаскнели - дальний мир). Грузины почитали единого верховного бога - Гмерти (бог), пребывавшего на 7-м небе, создателя мирового порядка, повелителя всего сущего. Посредником между Гмерти и детьми Господа (гвтисшвили; часто локальные божества), через к-рых люди общались с Гмерти, считался правитель суши Квириа. Отдельные мифологические сюжеты и предания свидетельствуют о почитании божеств - покровителей рек, озер, морей, гор, диких зверей, охоты (Дали, Очопинтре) ( Вирсаладзе. Груз. охотничий миф. С. 78). По груз. и арм. источникам (Леонти Мровели, Павстос Бузанди) можно восстановить религ. мировоззрения грузин до и во время правления картлийского царя Парнаваза, основавшего в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Содержание ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ    Так начнем повесть сию.    По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.    Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.    Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Было очевидно, что он ничегошеньки не помнил о том, что произошло с ним на перегоне Нара – Малый Ярославец. Когда он покинул купе, Женя восхищённо крякнул: – А молодец всё-таки Волька! – Зачем это слово «всё-таки»? – сказал Хоттабыч. – Оно совершенно излишне. Волька ибн Алёша – явный молодец, и его предложение, вне всяких сомнений, достойно похвал. Так как читателям нашей повести, возможно, не совсем понятен смысл приведённой только что краткой беседы, спешим разъяснить. Когда ночью сбитый с толку проводник покинул седьмое купе, Волька обратился к Хоттабычу: – Можно ли так сделать, чтобы проводник всё забыл? – Это сущий пустяк для меня, о Волька ибн Алёша. – Так сделай это и как можно скорее. Он тогда ляжет спать, а утром проснётся и ничего не будет помнить. – Превосходно, о сокровищница благоразумия! – восхитился Хоттабыч, махнул рукой и сделал так, что проводник вдруг стал пьяным. Это произошло как раз в тот момент, когда проводник дыхнул в лицо своему сменщику, Кузьме Егорычу. XLIII. Неизвестный парусник На прогулочной палубе теплохода «Колхида», совершавшего очередной рейс из Одессы в Батуми, стояли, опершись о перила и неторопливо беседуя, несколько пассажиров. Тихо громыхали где-то глубоко, в самой середине судна, мощные дизели, мечтательно шелестела вода, плескавшаяся о высокие борта теплохода, наверху, высоко-высоко над спардеком, озабоченно попискивала судовая рация. – Очень обидно, знаете ли, – сказал один из пассажиров, – что исчезли большие парусные суда, эти белокрылые красавцы. С какой радостью я очутился бы сейчас на настоящем парусном судне, на фрегате, что ли… Наслаждаться видом тугих белоснежных парусов, слушать поскрипывание могучих и в то же время изящных и стройных мачт, восхищённо следить за тем, как по приказу шкипера команда молниеносно разбегается по разным мачтам, реям… и как их ещё там называют! Хоть бы раз удалось мне видеть настоящий парусник! Только чтоб был настоящий парусник. А то в нынешние времена даже какой-нибудь «дубок» – и тот, видите ли, заводит себе моторчик, хотя – обращаю ваше внимание! – считается парусным судном.

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

Кианеи – легендарные скалы на выходе из Босфора Фракийского в Черное море 99, 143 Кизиги (кизики) – народ в Причерноморье 216, 247 Кизик – город на южном побережье Мраморного моря 54, 89, 258 Кикн – греч. город в Восточном Причерноморье 228 Килипенский залив – залив в южной части Балтийского моря 246 Кимврский мыс – совр. Ютладия 246 Кимвры – народ на севере Европы 105, 245, 246 Киммерида (Киммерик, Химерион) – греч. город в северо-восточном Крыму у устья Азовского моря 101, 119, 278 Киммерий (Киммерийское селение, Керберий) (1) – греч. поселение в устье Азовского моря на северо-западном берегу Таманского полуострова 119, 228, 244, 247 Киммерий (2) – мыс в устье Азовского моря на северо-западном берегу Таманского полуострова 192 Киммерий (3) – город на Крымском полуострове, возможно, идентичный с Киммеридой (Киммериком) 189 Киммерий (4) – гора на Крымском полуострове 112 Киммерийцы – народ, локализуемый античными авторами в Северном Причерноморье и известный своими набегами на Малую Азию 19, 32, 33, 37, 38, 101, 112, 119, 142, 144 Киммерия – страна в Северном Причерноморье 38 Киркеон – местность в Восточном Причерноморье 278 Китей (Киты, Кита) – греч. город на восточном берегу Крымского по- луострова 94, 189, 244, 278 Клазоменцы – жители города Клазомены 119, 248 Клазомены – греч. город на побережье Малой Азии 32 Клепидава – город в Северо-Западном Причерноморье 188 Кнемы – мыс в Северо-Восточном Причерноморье 185 Коботы – народ в Центральной Европе 256 Кодан (Коданский залив) – западная часть Балтийского моря 246 Коиты – народ, живший у Танаиса (Дона) 247 Койстобоки (костобоки) – народ в Европейской Сарматии 186, 256 Колды – народ в Восточной Европе 272 Колика (колы) – народ и местность на кавказском побережье Черного моря 95, 228 Колофон – греч. город в малоазийской Ионии 32 Колхи – народ на территории Колхиды 32, 102, 122, 131, 145, 151, 152, 153, 155, 216, 235 Колхида (Колхия) – страна в Восточном Причерноморье (совр. Западная Грузия) 32, 105, 112, 116, 122, 134, 165, 192,      193,      194, 196, 278

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другим театром военных действий летом 541 г. была Лазика, или Колхида, которая зависела от Римского императора, в то время как соседняя Иверия (Грузия) принадлежала Ирану, притом, что обе страны пользовались автономией и имели своих царей. На территории Лазики находилось много городов, расположенных в основном в долине Риони, или Фазиса, и среди них одноименный с названием реки Фазис (Поти), Родополь (Вардцихе), Севастополь (Сухум), Питиунт (Пицунда). Столицей страны был Археополь (Цихе-Годжи). Местным названием Лазики было Эгриси, откуда и происходит этноним «мингрелы». По-другому этот регион назывался Музхуруси. Со временем лазы подчинили племена абасгов, апсилиев, сванов. Характеризуя народ лазов, Агафий Миринейский, продолжатель Прокопия, писал: «Лазы – народ очень многочисленный и воинственный. Они властвуют над многими другими племенами. Гордясь старым названием колхов, они сверх меры себя возвеличивают, и, может быть, не совсем без основания. Среди народов, находящихся под чужой властью, я не видел никакого другого, столь знаменитого, так осчастливленного избытком богатств, множеством подданных, удобным географическим положением, изобилием необходимых продуктов, благоприятностью и прямотой нравов» 323 . Лазы приняли христианство в 523 г., вступив в зависимость от Римской империи. Царем иверским во времена Юстиниана и Хосрова был Гурген, а над лазами царствовал Губаз, но в их стране присутствовал римский отряд под командованием Иоанна Цивы. При нем на морском берегу между Батумом и Кобулети была выстроена мощная крепость Петры. В крепости размещался не только гарнизон, но и таможня, и таможенная политика Цивы вызывала недовольство у лазов. Посторонним купцам запрещалось ввозить в страну соль и другие необходимые для жизни товары. Цива сам продавал доставляемые в Лазику товары по монопольным ценам, которые воспринимались народом как грабительские. По этой причине лазы вступили в контакт с персами, и когда Хосров весной 541 г. повел войска на Кавказ под предлогом защиты зависевшей от него Иверии от угрожавших ей врагов, сговорившиеся с ним лазы, провели его в свою страну, где Губаз встретил шаха и выразил ему свою преданность. Предательство Губаза поставило гарнизон Петры в трудное положение. Началась осада крепости, защищенной собственными стенами, скалами и морем, но благодаря подкопу персам удалось ее взять. Богатства, накопленные там Цивой, достались Хосрову, а в Петре был размещен персидский гарнизон. После падения Петры римские гарнизоны были выведены из расположенных поблизости Севастополя и Питиунта, и эти города перешли под персидский контроль. Хосров собирался выстроить в Петре порт и верфь. С этой целью туда доставили строительный материал, но он был истреблен пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

313 Таврианида (Таврика) – современный Крымский полуостров. Уже Геродот при описании Скифии упоминает Таврику (Her. Hist. IV. 99). 315 Фракия – область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий, служившей границей Фракии с Македонией (современная Болгария и европейская Турция). 316 Македония, расположенная на севере Греции, первоначально была царством. В 146 г. до н. э. она стала римской провинцией, позднее появился диоцез Македония, в который входили на рубеже IV–V вв. провинции Эпир Новый и Старый, Македония Первая и Вторая, Фессалия, Ахайя (Эллада), Крит. 318 Поскольку в «Хронике» Ипполита Колхида упоминается также дважды, то второе ее упоминание в «Пасхальной хронике» нельзя считать lapsus calami. Комментаторы Ипполита, опираясь на место наименования и разночтения в рукописях, предлагают вместо Κολχς – Μολοσσς (Молоссия). Молоссия – область в центральном Эпире. 319 Фессалия – район на северо-востоке Древней Греции. На рубеже IV-V вв. входила как провинция в диоцез Македония. 320 Западная и Восточная Локрида находились в Центральной Греции. Западная Локрида на севере Коринфского залива называлась Озольской. Восточная Локрида была разделена на две области – Эпикнемидскую и Опунтскую Локриду, которые находились берегу Евбейского пролива. 321 Беотия – историческая область в центральной части Древней Греции, граничащая с Аттикой, Мегаридой, Фокидой и Локридой. 322 Этолия – горная область в центральной Элладе, которая с III в. до н. э. начинает играть значительную роль в борьбе греков с Македонией и Римом. 323 Аттика – историческая область с центром в Афинах, расположенная на юго-восточной стороне одноименного полуострова средней Греции и имеющая границы на севере с Беотией, на западе с Мегаридой. 324 Ахайя (Ахея) – историческая область на полуострове Пелопоннес, которая граничила с Аркадией, Элидой, Сикеоном. В III в. до н. э. возникает ахейский союз, который подпал под власть Македонии. В римское время провинцией Ахайей называли территорию всего Пелопоннеса и Средней Греции без Акарнании. На рубеже IV–V вв. входила как провинция в диоцез Македония.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

К. развился из хозяйства колонов со II в. до н. э., когда арендаторы и арендодатели были еще юридически независимы; заключенный между ними договор мог быть расторгнут. В поздней античности в связи с кризисом рабовладельческого хозяйства и невыгодностью труда рабов К. стал основной формой эксплуатации земледельцев в сельском хозяйстве. Колония – 1) общежитие лиц, поселенных для совместной жизни с той или иной целью; поселение, состоящее из выходцев из другой страны, области (см.: апойкия); 2) византийская крепость на северо-востоке Малой Азии и одноименная фема. Была расположена между Понтом и Халдией. Первое упоминание как фемы относится к 863 г. Колонна – 1) сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента; 2) о людях, предметах, расположенных или движущихся вытянутой линией (боевая колонна) (см.: контуверний, ординос, паратаксия). Колт – ювелирное украшение в форме луновидной подвески. Колхида – древнее название страны колхов на восточном побережье Черного моря в долине реки Фасис (совр. Риони). В ранневизантийскую эпоху называлась также Лазикой (от населявшего эту территорию племени лазов). Ныне западная Грузия. Кольчуга – византийская лорика, тип доспеха, состоящий из металлических колец (вырезанных из металлического листа или сделанных из толстой проволоки); одна К. могла насчитывать несколько сот тысяч колец. К. была достаточно легкой и гибкой, весила до 15 кг, однако недостаточно защищала от удара копья или выстрела из мощного лука. Полный кольчужный западноевропейский рыцарский комплект – хауберк состоял из капюшона, рубахи, рукавиц, чулок. Наибольшее распространение К. получила в XI-XIII вв. См.: катафракт, каваларий. Кома – византийская деревня. См.: прот, протокомит. Комана – византийский город в южной Каппадокии. Команы – половцы. Комискорт – греч. комис тис кортис, «комит палатки», византийское должностное лицо, в функции которого, прежде всего, входила охрана императорского шатра (корти) во время военных походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010