Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Сладкое Лобзание " Описания иконы Описание иконы Сладкое Лобзание из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход. Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя о[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Сладкое Лобзание Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Сладкое целование " Тропарь, глас 7 Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, Дево, яве промышляеши: морешествием Твоей обители яко дар достоин приношаеши. Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,[...] Изображения иконы Сладкое Лобзание Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Чудотворная икона — совсем небольшая по размеру — принадлежала прославленному старцу св. Антипе Валаамскому. Он не расставался с ней до конца жизни. Новый Валаам. Финляндия.

http://pravicon.com/icon-298

А до меня здесь пару лет пребывал иеромонах Иоаким, теперь он в другом скиту – Крумице, что на границе с Афоном, почти рядом с Уранополисом. В Ксилургу надо было кого-то подселить. В 2001 году в Москве вышла книга «Великая стража», отец Иоаким был ее автором-составителем. Книга старцам почему-то не понравилась, и отец Иоаким сразу попал в опалу, вот его и отправили из монастыря. А в Ксилургу долгое время жили болгары. Костница скита Ксилургу По милости Божией я застал еще последнего здешнего насельника – отца Евфимия, скончавшегося где-то в середине 1980-х годов. Похоронен он здесь недалеко от храма, а мощи его до сих пор находятся в земле. Да, настоятельно советую вам зайти в нашу костницу… Она поддерживает у всех паломников дух покаяния. Братский корпус у нас давно сгорел, и мы сегодня имеем всего одну комнату для паломников, вмещающую только пять человек. А у нас бывает до 15 паломников в день. – Какие у вас здесь святыни? – Самая главная наша святыня – чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», которая подарена нашей обители в 1802 году. По-гречески она называется «Гликофилусса». Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» Древняя икона «Гликофилусса» находится в афонском монастыре святого Филофея, и история ее напоминает историю иверской иконы «Вратарница». А название свое наша икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа. Посмотрите, как Богомладенец приклонился к Своей Матери, Она же запечатлела нежное материнское лобзание. На устах Богомладенца, обнявшего левой рукою Богоматерь, улыбка Божественной любви. Со светлым взором и такою же улыбкой любви Богородица поддерживает правой рукой Своего Сына. После службы мы каждую группу паломников подводим к нашей чудотворной иконе, от имени скита каждому вручаем открытку с изображением иконы, брошюру о Ксилургу, а также маслице от лампады. Вы, вероятно, видели у нас посреди двора огромных размеров пень от спиленного кипариса, из-под его корня растет могучая виноградная лоза – можете сорвать с нее гроздь. Так вот, мне старые монахи-греки рассказывали, что в Ксилургу иногда по ночам прямо на вершине этого некогда высокого и единственного здесь кипариса была видна наша чудотворная икона, от которой исходило свечение.

http://pravoslavie.ru/28260.html

О других монастырях и келлиях, о пешеходных маршрутах и о том, зачем все-таки нужен посох Сама территория Афона располагает к пешим прогулкам, и до многих монастырей можно дойти красивыми тропами, по мостикам и переправам через горные речки и ручьи, мимо древних келлий и часовен, оливковых садов и виноградников… В этом плане путешествовать по Афону лучше всего осенью или весной, когда не жарко. В пути полезным будет посох. Посохи на Афоне очень популярны, их изготавливают сами монахи. Они очень облегчают подъёмы и спуски по гористой местности, их стук о дорогу отгоняет змей. Каждый афонский монастырь имеет какое-то свое своеобразие, красоту, святыни и историко-архитектурные особенности. Например, богослужения на понятном для русских языке идут в сербском монастыре Хиландар. Он же славится тем, что монахи там как-то особенно сильно молятся об исцелении бесплодия и дают паломникам, приехавшим за помощью в этих вопросах, виноградную лозу как благословение. Семиэтажный Симонопетров монастырь, возможно, — самое удивительное в архитектурном плане сооружение Афона, чудо монастырского зодчества, стоящее на высокой скале. И говорят, что там лучший монастырский хор. На возвышенности у моря находится красивейший Иверский монастырь (Иверон), некогда грузинский, а теперь греческий, самой большой святыней которого является чудотворная икона Пресвятой Богоматери — Портаитисса Иверская. По Преданию, икона чудесным образом «пришла» в монастырь по морю в период иконоборчества, о чем рассказывают фрески при входе в монастырь. Недалеко от Иверона, часом пути выше в горы, стоит древнейший и очень уютный монастырь Филофей, в котором хранится и поражает своей глубиной чудотворная икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (греч. «Гликофилуса»), по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Рядом с поселком Карея находится монастырь Кутлумуш, деревянный иконостас в соборе которого считается одним из самых красивых на Афоне. К нему относится келлия Панагуда, где подвизался долгие годы святой Паисий Святогорец. Ныне в ней живет гостеприимный греческий монах Арсений, который с удовольствием встречает паломников, по традиции отца Паисия угощает лукумом и родниковой водой и показывает храм келлии, где молился святой подвижник. А по-соседству в келлии святого Христодула живет и наставляет паломников отец Гавриил, один из самых известных современных афонских старцев. При входе в его каливу растет удивительное дерево в виде креста.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2469

Монастырь Преображения Господня. Поднимаемся по каменной лестнице в монастырь Великой Метеоры (другое его название - Преображения Господня, по главному собору). Раннее утро, вход еще закрыт, и есть время изучить таблички с молитвой Иисусовой и стихами из Священного Писания, которые встречаются повсюду на пути в метеорских обителях в назидание паломникам, и рассмотреть на монастырской башне знаменитую подъемную сеть, ставшую символом Метеор. Вот, наконец, нам отворяют тяжелую дощатую дверь, и мы проходим в Собор Преображения Господня. Собор существует с 1388 года, на протяжении истории монастыря по мере увеличения числа братии он неоднократно перестраивался и расширялся. Главную часть храма и притвор украшают фрески, принадлежащие, по мнению специалистов, ученику Феофана Критского Джорджи. Прикладываемся к иконам в иконостасе (в греческих храмах это дозволяется), а также к двум чтимым иконам под сенью - Пресвятой Богородицы Гликофилуссы (Сладкое Лобзание) и Святителя Николая. Выходим из собора и направляемся к святому источнику. По обе стороны от его струи прикованы на цепочках большие металлические кружки, которые мы и наполняем святой водой. Кроме благодатной влаги получаем и другое утешение - внезапно сотрудник монастыря, проводивший для нас экскурсию, выносит корзинку розового лукума с орехами. У меня возникает сильное желание донести этот замечательный лукум как благословение Великой Метеоры до всех родственников и друзей в России, и я начинаю жадно прятать кусок за куском в чехол от фотоаппарата. Щедрый экскурсовод не возражает: " Чтобы жизнь ваша была сладкой! " С открытой террасы монастыря открывается необыкновенный по красоте вид на горы, предгорное селение и соседние обители. Всего на протяжении истории монашеской республики в Метеорах существовало двадцать четыре монастыря вместе со множеством одиночных келий, аскитариев, часовен, скитов, пещер, затворов, столпов, рассеянных по всем метеорским горам. Можно сказать, что молитвой и трудами подвижников здесь освящена каждая скала, каждая пещера, каждый камень. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.). В настоящее время в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских - Великой Метеоры (Преображения Господня), преп. Варлаама (Всех Святых), Святой Троицы, и свт. Николая Анапавса (Успокоителя); и два женских - св. Варвары (Руссану) и св. Стефана.

http://pravoslavie.ru/put/meteora.htm

Шлем Ярослава Всеволодовича , потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь (Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской». Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλοσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря . ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.)

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Он повторял этот акафист по многу раз на дню. Всегда после Божественной литургии спешил в келью свою, затепливал лампаду пред образом Божией Матери Гликофилуса» и с любовью и благочестием читал: «Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся.» И ученикам своим советовал чаще читать акафист Богородице. С простотой, которая его так отличала, он говорил часто, как бы упрекая их: «Почему вы столь мало любите Матерь Божию?» Всем, кто исповедовался у него, он, бывало, – и монахам, и мирянам – благословлял, по крайней мере, один раз прочитать акафист перед Ее иконой при зажженной лампаде. О, любовь Богородицы, исторгающая нас из ада эгоизма, отчаяния и страстей и ведущая в рай смирения! Однажды к отцу Филарету пришел болгарский монах отец Игнатий. После того, как они побеседовали немного, Старец, по обыкновению своему, вежливо спросил: «Читаешь ли ты ежедневно хайретисмой?» «Да, я их читаю. Не весь акафист, толькй хайретисмой,» – ответил болгарин, не понявший вполне вопроса Старца. «Покажи мне, что ты читаешь,» – сказал Старец , чтобы удостовериться. Монах Игнатий достал книжечку в золотом переплете на болгарском языке, открыл и показал ему. Он и в самом деле показал на начало акафиста, на места «Ангел предстатель с небесе послан бысть.» Но, чтобы проверить, отец Филарет перевернул страничку, показал на слова: «Слышаша пастырие.-» «Что здесь написано?» – спросил. И болгарский монах, знавший немного по-гречески, ответил с сильным акцентом: «Здесь сказана. «Пастухи почуяли.. " " По-детски улыбнувшись, Старец сказал: «Ну, ну, ты понимаешь, что такое хайретисмой. Всегда повторяй это, не пропускай». Наряду с акафистом старец Филарет любил читать (и советовал всегда другом) Теотокарион – книгу канонов и песнопений Божией Матери на каждый день. В его монастыре это входило в типикон, но он сам отдельно читал ее, где бы ни был, чем бы ни занимался. Эта преданность Богородице соделала отца Филарета похожим на благоухающую лилию в вечнозеленом Саду Ее. Каждый день он окормлялся в келье своей, «как пташка на кровле», духовной Матерью своей и Кормилицей. И душа его, «как слуга_ как горничная у рук Хозяйки» получала духовное молоко благодати Пречистой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мужской монастырь Петра (горы Пинд) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Петра основан в середине XVI века, является важным памятником поствизантийской архитектуры, памятник культуры Греции. Принадлежит Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μον Πτρας. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Название монастыря (буквально греч. Μον Πτρας «монастырь скалы») связано с тем, что он стоит на вершине высокой и широкой скалы (греч. πτρα «петра»), которая возвышается над горным ущельем, и не связано с именем «Пётр». У подножия восточной части скалы находится большая пещера. В середине XVI века, согласно преданию, жители находящегося неподалёку селения Сотира увидели свет, исходящий из пещеры. Ведомые этим светом и дойдя до расщелины скалы, они обрели образ Пресвятой Богородицы Гликофилусы. Жители перенесли икону в свой деревенский храм, но она неоднократно исчезала и снова оказывалась в пещере. Это было сочтено знамением Божиим и было принято решение о строительстве на этом месте монастыря. Главный храм обители было решено посвятить Успению Пресвятой Богородицы. До окончания строительства монастыря, первые насельники обители проживали в самой пещере. В ранней летописной записи о работах по строительству обители, в кодексе 44 сборника Алексия Колива за 1557 год, говорится о смерти одного «мастера», который являлся одним из ведущих строителей храма. Известно, что постройка храма началась немного раньше этого времени, то есть около 1550 года. В 1593 году, по окончании строительства кафоликона, состоялось перенесение иконы Пресвятой Богородицы из пещеры в храм «в соборе иереев и многих жителей со всех соседних деревень», где она и находится до сих пор. В 1595 году монахи покидают пещеру и поселяются в отстроенном ансамбле, который был почти закончен. Первые ктиторы монастыря записаны в помяннике 1600 года: монахи Филарет, Даниил, Лаврентий и Зосима, которые взяли на себя все труды по основанию монастыря. Позже говорится о иеромонахах Парфении, Неофите и Савве.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Надобно заметить, что болгары питают чувство особенного уважения к творениям святого Димитрия; доказательством тому самый скит, о котором я теперь говорю, потому что здесь я видел их. На вопрос мой, когда читаются в скиту эти творения, – «В течение трапезы», – отвечал отец игумен. Это совершенная правда: я в трапезе действительно нашел книгу творений Ростовского святителя. В церкви Успения есть чудотворная икона Божией Матери под названием «Гликофилуса», то есть «Сладкое лобзание» . На ней Младенец Иисус Христос изображен приклонившимся к девственной Своей Матери, Которая печатлеет нежное материнское лобзание на ланите Божественного Своего Сына. Улыбка ангельской любви покоится на устах Ее. Сам Господь светлым взором, полным кротости и милосердия, с такою же улыбкою любви, как и Его Пренепорочная Матерь, обращается к подходящим лобызать Его детскую ножку. Икона значительного размера и греческой работы. Вторая церковь посвящена святому Иоанну Рыльскому. В первой из церквей, то есть в Успенской, есть несколько частиц святых мощей разных угодников Божиих. Похищение вина у болгар Если не поскучаете, я расскажу вам здесь быль, которой я был очевидцем. В странствие мое отсюда ко Святой Земле из Смирны я сел на австрийский пароход «Императрица». Со мною вместе поместились на нем двое молодых болгар, с которыми я любил проводить время, особенно под вечер, болтая с ними на новогреческом языке; они могли, но очень плохо, понимать и русскую беседу. Наконец к нам присоединилось несколько семейств болгарских, очень богатых и зажиточных. Семейства болгар расположились на пароходе по-домашнему. В первый вечер по прибытии их на пароход они, разгулялись: вина у них был целый бочонок. По мере вакхических упоений беседы славян оживлялись, они были веселы и беспечны, потчевали некоторых из матросов, удостаивали даже и меня своей внимательности, помнится, поднося чашу лозного, но я отозвался тем, что не могу пить и не пью. Было уже поздно, когда кончилась их пирушка, чисто в русском духе. Как мог я заметить, вина у них осталось полбочонка еще, если не более. Этот запас они готовили к утру и прикатили к самому борту, на ночь, полуопорожненную посуду. Моя койка была невдалеке от болгар и от их лакомого запаса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Не раз Патриархи Константинопольский и Иерусалимский хотели сделать прп.Арсения епископом, но всякий раз тот отказывался. Обладая даром прозорливости, св.Арсений предвидел грядущие испытания - войны и исход с обжитой земли. И действительно, в 1924 году при вынужденном переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней по прибытии в Грецию, на о.Корфу. Здесь власти хотели устроить переселенцам медпункт, но они отказались: «Когда мы болели, то всегда шли к старцу Арсению - он читал молитву, и мы исцелялись». Мощи преподобного были перевезены в г.Коницу, затем в м-рь св.Иоанна Богослова в Суроти, близ Фессалоников. Многочисленные свидетельства верующих о посмертных чудесах св.Арсения привели к его прославлению в 1986 году в лике святых. - Но не просто так ведь решили греческие монахи подарить именно вашему храму эту икону? - После того как наш настоятель, о.Игорь, начал регулярно бывать на Афоне, в Греции, мы - клир и прихожане - через него тоже прониклись глубокой любовью к этой стране, к её святым и святыням. Произошло это и через иконы со Святой Горы, которые у нас появились: икона св.Анны, которая была освящена в скиту св.Анны на Афоне, икона Богородицы Гликофилуса (Сладкое Лобзание), которую мы получили с помощью русского монаха Николая, подвизающегося на Афоне. А история с появлением в нашем храме иконы прп.Арсения Каппадокийского особенно интересная. Дело в том, что в афонском скиту св.Анны о.Игорь и сопровождавшие его в поездке прихожане нашего храма познакомились с удивительным монахом - Иоакимом. О.Иоаким очень любит Россию, потому что его папа грек, а мама - русская. Иоаким не раз приезжал в Россию, в Петербург, побывал и в нашем храме. Когда он приехал в Песочный впервые и молился в алтаре, мы ему сказали, что очень любим Грецию, особенно новопрославленного Арсения Каппадокийского. Понимаете, когда мы, православные, хотим выразить любовь к какой-то стране и её народу, то вспоминаем их святых. И греки при встречах с русскими всегда вспоминают наших прп.Серафима Саровского, прав.Иоанна Кронштадтского, блж.Ксению. При наших словах по лицу о.Иоакима пробежала улыбка, и он сказал: «О, я кое-что придумал». Но не сказал что.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/23/ego_m...

Святыни монастыря: главы св. Георгия Богослова и св. Андрея Критского; нога св. апостола Варфоломея: части мощей св. вмч. Феодора Стратилата: стопа св. Параскевы Римляныни; частица мощей мч. Кирика; часть главы мч. Сергея и мч. Вакха; часть главы сщмч. Харалампия; часть правой руки сщмч. Ермолая: часть правой ноги вмч. Пантелеймона; часть руки мч. Трифона; часть руки Иоанна Милостивого: часть плеча архидиак. Стефана; часть руки мц. Марины; глава прп. Евдокима Ватопедского; часть главы свт. Модеста; честное миро вмч. Димитрия Солунского; Честный пояс Богородицы. (обратно) 13 Филофей — один из древнейших на Святой Горе монастырей, своему названию обязан св. прп. Филофею, современнику св. Афанасия Афонского, который основал обитель в Х в. и являлся её ктитором. В древности на этом месте стоял храм, построенный христианами ещё до заселения Святой Горы иноками. Источники упоминают также о существовании на этом месте языческого святилища (недалеко, на границе лаврских, филофеевских и иверских владений находился древнегреческий город Клеонэ). Монастырская летопись от 973 г. говорит: «…на месте, где теперь стоит соборный храм, существовал прежде идольский храм». Предание повествует, что в тот день, когда настигнутая бурей Матерь Божия прибыла на Афон, его жители, по пророческому известию, побежали встречать вступающую на берег Богоматерь. Посреди монастырского двора располагается соборный храм, освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1746 г. и расписанный в 1752 г. Сохранились росписи этого периода. Здесь находится чудотворная икона Богородицы Гликофилуса (Сладкое Лобзание), по преданию, написанная евангелистом Лукой. Монастырь Филофей долгое время оставался незаметным на Афоне, несмотря на щедрую помощь, получаемую от византийского императора Никифора Вотаниата (1078–1081). В XIII и XIV bb. заботу о монастыре проявили также императоры из династии Палеологов и сербский царь Стефан Душан (1346). В XVII b. монастырь получил разрешение русских царей на организацию сбора пожертвований в России через каждые 8 лет. Щедрый жест со стороны русских правителей не смог изменить плачевное состояние монастыря. Ситуация изменилась лишь в XVIII b. благодаря помощи со стороны греческих господарей дунайских княжеств, в частности, Григория Гика и Константина Маврокордато.

http://isihazm.ru/?id=2079

  001     002    003    004    005    006    007    008    009