Этот скит находится к востоку от Русского монастыря и к юго-востоку от скита св. Пр. Илии и расположен среди строгих красот пустынной природы. По началу своему он относится к глубокой Афонской древности. В XI и XII веках он был Русским монастырем Ксилургу. В нем две церкви, довольно хорошие, в византийском вкусе. Главная в честь Успения Пресв. Богородицы; низкие своды и тесные размеры её свидетельствуют о глубокой древности. Между иконами, украшающими эту церковь , замечательны – древняя икона Успения Божьей Матери, икона св. Димитрия, Митрополита Ростовского, которого почитают иноки – Болгары и творения его читают в трапезе, и особенно чудотворная икона Божьей Матери, так называемая Гликофилуса, т. е. , сладкое лобзание. На ней Младенец Иисус Христос изображен приклонившимся к своей Пречистой Матери, Которая печатлеет нежное Материнское лобзание на ланите Божественного Своего Сына. Улыбка ангельской любви покоится на устах Её. Икона значительного размера и греческой работы. – Вторая церковь посвящена св. Иоанну Рыльскому. В Успенской церкви есть несколько частиц св. мощей разных Угодников Божьих. Скит Пресвятой Богородицы Ксилургу принадлежит ныне Болгарам. Иноки сами обрабатывают землю, принадлежащую скиту, под виноградники и огороды. 17. Ксеноф Местоположение монастыря. Монастырь Ксеноф лежит на самом берегу моря к северу от Русского монастыря св. Пантелеймона, в разстоянии от него трех часов ходу, а от Кареи – четырех. Время основания его. Он основан в XV веке благочестивым вельможей Греческим, по имени Ксенофонтом, от которого получил и свое название. Впоследствии он возобновлен ( ок. 1545 г.) Боярами Влахийскими, Дукой и Радулом – братьями, и особенно Господарем Матфеем Бассараб. Внешний вид и здания. Подобно прочим монастырям св. горы, и Ксеноф обнесен высокой стеной, главные врата которой обращены к морю. Внутреннее расположение этого монастыря, самые храмы и братские корпусы ничем не отличаются от других монастырей. Главный соборный храм св. Великомученика Георгия, в честь которого построен монастырь, уже новейшей постройки; он великолепен, сооружен весь из мрамора, и в восточном вкусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Сладкое Лобзание " Описания иконы Описание иконы Сладкое Лобзание из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход. Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя о[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Сладкое Лобзание Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Сладкое целование " Тропарь, глас 7 Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, Дево, яве промышляеши: морешествием Твоей обители яко дар достоин приношаеши. Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,[...] Изображения иконы Сладкое Лобзание Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Чудотворная икона — совсем небольшая по размеру — принадлежала прославленному старцу св. Антипе Валаамскому. Он не расставался с ней до конца жизни. Новый Валаам. Финляндия.

http://pravicon.com/icon-298

36 Творения преподобного Ефрема по богослужебному Уставу должны читаться во время Святой Четыредесятницы на утрени. 38 Преподобная София Хотокуриду канонизирована Решением Синода Элладской Церкви от 7 июня 2012 года. Память ее внесена в месяцеслов и Русской Православной Церкви под 23 апреля/6 мая. 40 Святая великомученица Анастасия († ок. 304), память 22 декабря/4 января. Θαρμακολυτρια значит «избавляющая от ядов». В русском месяцеслове называется Узорешительницей. 43 Паисий Святогорец (Энзепидис) (1924–1994). Наверное, самый известный ныне в России греческий старец. Его жизнеописание и Слова в России изданы издательством «Святая Гора». Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 13 января 2015 г. 44 Исихастирий (Ησυχαστηριον) – монастырь, основанный на частной земле, находящийся в иерархическом подчинении правящему архиерею, но пользующийся большой внутренней автономией и экономической независимостью. 53 Монастырь основан в XI веке. Главные святыни: Святой Гвоздь – один из гвоздей, которым был пригвожден Христос ко Кресту, и чудотворный источник Архангела Михаила. См.: Монастырь Архангела Михаила на острове Тасос. 2012. 54 Чудотворная икона Богородицы Гликофилуссы («Сладкое лобзание») – одна из главных святынь монастыря Филофей. Икона прославилась во времена императора-иконоборца Феофила (829–842). Ιερα Μονη Φιλοθεου. Σ.54–65 56 Имя Ставрос означает принадлежащий, посвященный Кресту, «Крестов». Благословлять крестным знамением дословно по-гречески звучит как «крестить». Таким образом, это место у герондиссы Макрины звучит так: «Крестов крестит», «Σταρος σταυρνει», «Ставрос ставрони», т.е. говорит о промыслительном значении имени этого священника. 58 Знание не посредством рассудочного анализа, а изначальное ведение сердцем, которое было присуще человеку до грехопадения. 59 Вероятно, это апостольник – особый головной покров русских монахинь. Он необычно выглядит для греков, и герондисса обращает на них особое внимание. 60 Синаксис – собрание насельников монастыря, на которых не только решаются общие житейские проблемы обители, но и даются наставления в насущных духовных вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Во Владимирской иконе Богородица изображена с Богомладенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Богоматери и Богомладенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Богомладенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Богомладенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией. В 1155 году князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Икона Владимирской Богоматери была помещена в Успенский собор князем Андреем В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Исполняя повеление, позже князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование, по преданию, в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Там же, на кромичной земле, на берегу моря, на значительной горной высоте, вследствие большого притеснения русских греческими монастырями, в 1882 г. дано место для бедных русских пустынников и келлиотов, которых собралось уже более 150 человек. Их пустынные келлии и каливы разбросаны на большом пространстве, на разном одна от другой расстоянии. Местности этой присвоено название «Новая Фиваида». Главный храм там, куда в воскресные и праздничные дни собираются все отшельники, построен во имя всех преподобных Афонских; освящен он 18 августа 1883 г. митрополитом сербским Михаилом, посетившим в то время св. гору. Кроме сего, есть еще малый храм Вознесения Господня и строится, вместе с больницею, новый, во имя свв. великомучеником Пантелеймона и Артемия. г) Скит Богородицы Ксилургу Это – бывшая первоначальная обитель русских, из которой они в 1169 г. перешли в монастырь св. Пантелеимона, о чем говорено было на первых страницах сей книги. Он находятся в области Русика на обратном от него восточном склоне св. горы, в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы, и состоит в такой зависимости от Русака, как и прочие скиты Афонские от своих монастырей. Братии в нем около 25 человек. В настоящее время скит имеет две церкви. Первая соборная церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы; низкие своды и тесные размеры ее свидетельствуют о глубокой древности. В этой церкви кроме нескольких частиц св. мощей разных угодников Божиих есть чудотворная икона Божией Матери, так называемая Гликофилуса, т. е. сладкое лобзание, и замечательна древняя икона Успения Божией Матери. Другая малая церковь посвящена св. Иоанну Рыльскому. Строится еще третья церковь в честь свв. Кирилла и Мефодия, просветителей славян. С неизвестного времени скит «Богородицы» стал состоять из нескольких отдельных келлий, которые были рассеяны в разных расстояниях одна от другой. Благодаря же вниманию и старанию святейшего патриарха Григория (мученически скончавшегося в 1821 году), скит сей собран в одно обиталище, и с 1803 г. введен в него опять устав общежительный. Достойно замечания и то, что насельниками оного по преимуществу всегда были славяне, а в 1837 году, с общего соглашения монастыря Русика и зависящего от него скита «Богородица», было актуально постановлено, чтобы в ските сем насельниками всегда были болгаре. Вне Афона:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Картину Ботичелли " Мадонна делла Лоджиа " представил Эрмитаж ноября 2019 Картина Сандро Боттичелли " Мадонна делла Лоджиа " из Галерей Уффици (Флоренция) 16 ноября временно заняла место в эрмитажном зале Леонардо да Винчи. Вместе с ней впервые представлена греческая икона XV века " Богоматерь с Младенцем (Умиление) " из фондов музея. До этого картина экспонировалась в Приморской государственной картинной галерее Владивостока в рамках культурной программы V Восточного экономического форума. В городе на Неве она демонстрируется в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума. Картина и икона представлены на время отсутствия в зале Леонардо да Винчи шедевров великого мастера: в Год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать " Мадонну Бенуа " и " Мадонну Литта " . " Мадонна делла Лоджиа " - ранняя работа художника, написанная маслом на дереве в 1467 году. Мадонна с Младенцем изображены на фоне лоджии. Соседство византийской иконы не случайно: Ботичелли следует сформировавшемуся в Византии иконографическому типу " Гликофилуса " (по-гречески - " сладко любящая " или " сладкое лобзание " ; в русской традиции он обычно называется " Елеуса " - " Умиление " ). Среди православных икон самым известным примером этого иконографического типа стала Владимирская икона Божией Матери. Еще одно сближение: картина Ботичелли поступила в собрание Галерей Уффици от великого герцога Пьетро Леопольдо Габсбург-Лотаринского, который первым в Европе собрал коллекцию древнерусских икон. Выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления - " maniera greca " и " maniera latina " (эти термины появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров). Византийская иконопись оказала огромное влияние на итальянское изобразительное искусство: после падения Византийской империи в 1453 году большинство греческих иконописцев переселились именно в Италию. И хотя Ботичелли не был напрямую знаком с византийской традицией, она опосредованно повлияла на его творчество.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

На хвалитех поставляем стихов 6, праздника 3 и Богородицы 3, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Егда злочестия зима/на святыя иконы ношашеся/тогда Всенепорочная Свой образный зрак/спасе от рук беззаконнующих/и того настави, идеже потребно спасатися,/идеже Боголюбезное стадо Филофейскаго монастыря/прият его с чудом. Егда икона, яко жива,/Сладколюбящия Зиждителя Чистыя Отроковицы/дивно прохождаше, яко на колеснице, воду/и прииде в Горы селений,/вреда отбегающи еретическаго,/тогда монашествующих и бельцев вся лики, взыграюще,/сей покланяхуся, радующеся. Приидите, песньми почтим образ, егоже освяти,/Матерь Божия Святая,/и, его целующе, прирцем:/сим, Боговместная, нас посетила еси,/сим отгнала еси род противобожный,/темже сим нас покажи/наследники жребия Твоего, Владычице,/и Сына Твоего Царствия. Слава, глас 6, праздника. И ныне, Богородицы, глас тойже: Виде о иконе Твоей сущая во святей Горе Твоей обитель,/якоже виде в рождестве Твоем, Преславная, град Давидов Вифлеем:/тамо бо пастырие видеша и удивишася,/зде вси падоша и поклонишася;/тамо безсеменно рождество Твое,/зде без корабля водошествие исхода Твоего;/тогда Духом Святым зачатие,/ныне чрез благодать Сына Твоего Твое пришествие;/Иродово бо тогда суетное воинство губящее/рождеству Твоему ничтоже содея;/безбожных же зде воображении людие,/прещения творяще жребию Твоему, напрасно 27 прогнашася./Велия Твоя милость и благоутробие Твое чудесно есть,/Пресвятая Владычице. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песнь 3-я Фомы и песнь 6-я Богородицы. Апостол и Евангелие обоим. Подобно и причастен. Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование греческого императора иконоборца Феофила (829–842). Один из приближенных императора, Симеон, подражая своему повелителю, питал ненависть к иконам. Но его супруга Виктория чтила святые иконы и имела у себя в покоях икону Божией Матери. Симеон потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Тогда женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила икону в море. Чрез неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли икону и внесли ее в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло. В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы. Киево-Братская икона. Сведения о ней помещены под 6 сентября. В понедельник Светлой седмицы Икона «Сладкое лобзание» Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

Покупаю книги и иконы в церковной лавке. Одну, большую, для нашего прихода. Мне очень нравится название иконы: «Сладкое лобзание — Гликофилуса». Со всей этой предотъездной суетой я впервые опаздываю на службу и на привычное место пройти не могу. Стою в задних рядах. И вдруг я слышу, как прямо рядом со мной отец Серафим, недавно рукоположенный в диакона, начинает читать Евангелие от Иоанна на церковнославянском, то место, где говорится о втором явлении воскресшего Спасителя ученикам. Я слушала здесь, в монастыре, на Страстной неделе службу за службой на чужом языке, слушала как музыку, плывя по течению вместе со всеми, и мне для этого совсем не требовалось знания греческого: кто же знает язык волны или прилива? Я не чувствовала себя здесь лишней ни в общей скорби, ни в общем празднике, что нечасто случается в чужой языковой среде. И всё же сейчас, слушая негромкий, но ясный голос отца Серафима, я радуюсь звуку родной речи и благодарна грекам за этот дополнительный праздник: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21–23). Мы сидим с отцом Серафимом у главных ворот, возле большой круглой беседки — архондарика. Здесь народ встречается, разговаривает, знакомится, отдыхает под тихое журчание фонтана. Отец Серафим закончил в Москве авиационный институт. В Америку поехал продолжить образование. В Университете штата Алабама получил степень магистра, защитил диссертацию. — Как же случилось, что Вы так кардинально поменяли свою жизнь? — Человек должен иметь призвание и Благодать особую от Бога, чтобы остаться в монастыре и не вернуться в мир. Каждый человек чувствует это призвание в какой-то момент жизни. У меня это произошло через несколько месяцев после Крещения. Я, как приехал сюда в 96м году, начал ходить в православный американский храм. Полтора года ходил в оглашенных, потом крестился. Мне было 26 лет. Как-то сразу после Крещения возникло сильное желание монашества, и мне один священник посоветовал аризонский монастырь. Духовник этого священника был духовным чадом старца Ефрема. Потом я в Россию ездил, искал совета. Я жил напротив подворья Троице-­Сергиевой Лавры. Архимандрит Лонгин, будущий Митрополит Саратовский и Вольский, был тогда там настоятелем. Мы с ним проговорили долго. Отец Лонгин сказал: «Поезжай в монастырь, если старец тебя примет в ученики, это твой путь». И благословил меня.

http://pravoslavie.ru/82191.html

В апреле 2012 года Михаил Абрамов торжественно передал в Великоустюгский музей-заповедник десять праздничных икон. Их похитили в 1984 году при реставрации иконостаса храма Дмитрия Солунского. Сначала они оказались в Германии, потом в Швейцарии. Музей приобрел их в 2006 году. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников попросил Абрамова выкупить «Троицу Ветхозаветную», одну из шести икон, похищенных из музея города Устюжный в 1994 году. Она тоже вернулась в Россию. Музей возвращал на родину иконы, похищенную во время Отечественной войны. В их числе было «Крещение» XVI века. На ее обороте стояла немецкая маркировка. Икона нашлась в маленьком городке в 150 километрах от Чикаго у американца аргентинского происхождения. Любимой иконой Михаила Абрамова в коллекции была Гликофилуса, греческая икона XV века, которую он приобрел в Лондоне. Абрамов впервые решился на покупку без предварительных консультаций, несмотря на высокую цену. На стадии подтверждения подлинности выяснилось , что “в коллекции музея оказалась лучшая критская икона в России”. Я к ней всегда подхожу, когда попадаю в музей. Меня спрашивают, чудотворная ли это икона? Да, чудеса с ней происходили и происходят. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 февраля, 2024 11 октября, 2023 14 января, 2023 14 января, 2023 26 августа, 2022 24 августа, 2022 15 марта, 2022 30 января, 2022 30 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/spasal-ikony-ot-zatvor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010