Патриарх Кирилл совершил молебен в скиту Ксилургу на Афоне Афон, 29 мая 2016 г.      28 мая 2016 года, после Божественной литургии в Старом Русике на Афоне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов делегации Русской Православной Церкви посетил посвященный Успению Пресвятой Богородицы скит Ксилургу исторически первый русский монастырь на Святой Горе, где к юбилейной дате тысячелетию русского присутствия на Афоне были проведены восстановительные работы. Святейшего Владыку встречали духовник Пантелеимонова иеромонах Макарий, скитоначальник иеромонах Симеон, насельники обители.      Предстоятель Русской Православной Церкви посетил в скиту древний Успенский собор, а также храм преподобного Иоанна Рыльского. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе, построенном в 1885 году, а затем возглавил служение молебна в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме со словом. В дар скиту Ксилургу Предстоятель Русской Церкви передал евхаристические сосуды.      Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении скитоначальника иеромонаха Симеона осмотрел здания скита. Скит Ксилургу (греч. «плотник»), посвященный Успению Пресвятой Богородицы, первый русский монастырь на Афоне. Находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи. Относится к Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю. Скит основан в середине Х века. С начала XII века Ксилургу упоминается как «русская» обитель. Именно в Ксилургу поселялись русские, совершавшие паломничество на Афон. Переселение русских монахов из Ксилургу в Пантелеимонов монастырь совершилось в 1169 году при игумене Лаврентии по решению общего собрания игуменов афонских монастырей, передавших Пантелеимонов монастырь во владение русским монахам. С этого момента скит Ксилургу был приписан к Пантелеимонову монастырю. В XIX веке в скиту, помимо соборного Успенского храма, были построены две церкви в честь преподобного Иоанна Рыльского и святых Кирилла и Мефодия. Главной святыней скита является икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (Гликофилуса), подаренная скиту в 1802 году. В последние годы в скиту были проведены реставрационные работы. Восстановлена находившаяся в аварийном состоянии церковь преподобного Иоанна Рыльского, реконструированы братские корпуса, отремонтирована подъездная дорога. 29 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93758.html

  С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы - обходятся все кельи монастыря, очень рекомендуем посетить - www.isihazm.ru . Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.               Икона Богоматери Герондисса (Старица). Икона находится в левом пределе храма. Согласно легенде, икона чудесным образом перенеслась из города Нигрита.             Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святых: нога, начиная от колена, св. великомуч. Марины; левая нога св. великомуч. Пантелеимона;часть руки и лба препод. Луки Елладского; части:св. муч. Исидора, св. священномуч. Харалампия; кровь св. великомуч. Димтрия и часть св. муч. Параскевы. , облачения и священные сосуды.   Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых - на русском и на румынском). Монастырь освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и с 1574 г. занимает 12-е место среди афонских монастырей. Начиная с 1973 г. - общежитийный и считается, что монахи находястся под духовным руководством отца Ефрема Филофейского -www.isihazm.ru . В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов.           (Рисунок Григоровича-Барского)         Параклисы, или отдельные храмы, здесь следующие: 1) св. Иоанна Златоустого; 2) св. Николая Чудотворца; 3) трёх Иерархов; 4) св. Предтечи; 5) св. Архангелов; 6) св. Марины; 7) Всех Святых. Вне монастыря 17 церквей.       Предание  www.isihazm.ru ...   Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

http://isihazm.ru/?id=511

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря: - Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал: - Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит. В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве: - Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет? Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал: - Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас. Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью. После этого он напоминал отцам: " Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит? " Паисий Святогорец. Читать дальше....     Кондак 1 Избранной от всех родов Пречистей Деве Владычице, источающей неоскудныя милости всему миру и сугубо стране нашей Российстей; похвальная восписуем о Ея чудесах, явлениях и чудотворных иконах. Ты же, Обрадованная, не отрини наших песнопений, но приими их и подаждь радость нам, зовущим ти:

http://isihazm.ru/?id=487

Сладкое лобзание (Гликофилуса; 2022). Художник – Евгений Максимов У многих экспонатов выставки хочется останавливаться, причем подолгу. Конечно, здесь есть работы мастеров – тех, кто стоял у истоков возрождения церковного искусства более трех десятилетий назад. Причем это не только старые, но и новые работы. Прекрасны иконы Богородицы, написанные Евгением Максимовым: «Сладкое лобзание» («Гликофилуса»; 2022) и «Одигитрия» (2012). Икона «Тайная вечеря» Александра Чашкина (2022) – непривычного формата, ее композиция тоже непривычна, но в ней, однако, очень зримо объясняется суть Евхаристии… Тайная вечеря (2022). Художник – Александр Чашкин Преподобные Симеон Мироточивый и Анастасия, родители святителя Саввы Сербского на фоне Хиландарского монастыря. Художник – Лариса Гачева Христос и дети. Художник – Лариса Гачева Лариса Гачева представила две иконы – «Преподобные Симеон Мироточивый и Анастасия, родители святителя Саввы Сербского на фоне Хиландарского монастыря» (2021) и «Христос и дети» (2023), которая написана для домового храма Свято-Петровской школы. В иконе «Христос и дети» текст – строчки из Евангелия от Луки, в которых Господь велит пропускать к Нему детей, «ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 16), – работает вместе с изображением, раскрывая и дополняя его. Художник выбирает очень точную композицию: в центре – Христос на троне, Его фигура здесь самая главная, ведь именно к Нему приходят люди, ведут детей. Композиция и историческая, иллюстративная, передающая евангельский сюжет, и одновременно показывающая, что необходимо каждому человеку в стремлении ко Господу. В руках у Спасителя – открытое Евангелие на строчках из Благовествования от Марка в переводе на русский: «Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15) Величественный образ Илии Пророка создал Максим Богданов в мозаике для храма Илии Пророка (ул. Ильинка, Москва; 2023). Здесь тоже проявилось присущее художнику умение находить точные цветовые соотношения, тонкость рисунка.

http://pravoslavie.ru/157025.html

У четвертого настоятеля монастыря иеромонаха Симеона имел духовное окормление первый правитель Греции Иоанн Каподистрия. После своего отъезда в Россию в 1808 году Иоанн продолжал поддерживать связь с монастырем. Вернувшись, он привез из Москвы дар: замечательный по исполнению и богатству материала оклад для иконы Гликофилусы и две большие русские иконы Архангелов. По собственному завещанию, граф был похоронен в монастыре. После гибели Иоанна Антоновича в 1831 году в Навплионе, его тело было перевезено его братом Августином на Корфу и захоронено рядом с прахом их отца. В 1864 игумен Серафим (Кондогеоргиос) начал возводить колокольню монастыря, которая впоследствии стала архитектурной доминантой Нового города Керкиры и образцом новой корфской архитектуры. Она была построена в форме башни, которую венчал купол. По завершении строительства в 1866 году башня достигла высоты 28 метров. Со временем грунт под таким мощным сооружением просел и она немного наклонилась, что характерно для построек подобного типа, возводившихся до начала XX века. Во время Второй мировой войны монастырь разделил участь острова, оказавшегося в зоне активных боевых действий и испытавшего ряд авиационных налетов. В результате бомбежек с воздуха два из четырёх крыльев монастыря были почти полностью уничтожены. В последующие годы монахи обители пытались оказать посильную помощь бедствующим островитянам, испытывавшим сильные лишения. Это был подвиг, так как в послевоенные годы братия сама едва поддерживала своё существование. В 1970-х годах при новом настоятеле Мефодии (Металлиносе) началось постепенное возрождение (как материальное, так и духовное) обители, которое продолжается по сей день. Сегодня в штате монастыря находятся пять монахов, на которых, кроме молитвенного труда, возложены заботы по содержанию и обновлению монастыря и его подворий, возделыванию олив и духовному окормлению многочисленной паствы (в Греции обязанность исповедовать мирян часто вменяется монахам). Устав [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Афонские монастыри Великая Лавра, Ватопед, Филофей, скит Ксенофонта, а также многочисленные кельи посвящены Благовещению Пресвятой Богородицы. Рождеству Богородицы посвящен кириакон Нового Скита, в том числе и различные кельи, в частности, блаженного старца Паисия, отличавшегося особенной любовью к Богоматери. Успение Богородицы чтится Иверским монастырем, где в этот день совершается пышное празднование (панигири), святым храмом монастыря Протату и многими кельями. Введению во храм посвящен кафоликон Хиландарийского монастыря. На Святой Горе находится около шестидесяти известных чудотворных икон Богородицы, как византийских, так и более позднего времени, в драгоценных окладах, со множеством приношений, с серебряными и золотыми лампадами, принимающие поклонения преданных монахов и благочестивых паломников. Перед этими иконами читаются восхищенные акафисты, молебные каноны, каноны богородичника. Горят восковые свечи и благоуханный ладан. Иконы принимают молитвы, поклонения, земные поклоны. Каждая из них обладает удивительной историей, чудесами, традициями, свидетельствами. Их прославляют псалмами, гимнами, радостными духовными песнопениями. Вот некоторые из этих икон: «Лавриотисса» – Экономисса преподобного Афанасия Афонского, «Кукузелисса», икона преподобного Иоанн Кукузеля, великого псалта, которого сама Богородица наградила за его чудесное искусство. Ватопедская «Виматарисса» (Алтарница), иверская «Портаисисса» (Вратарница), хиландарийская «Трихеруса» (Троеручица), икона Дионисиата «Акафистная», «Всемилостивая Заступница» монастыря Кутлумуш, «Геронтисса» Пантократора, дохиарская «Скоропослушница», филофейская «Гликофилуса», «Мировлитисса» (Мироточивая) монастыря св. Павла, ксенофонтская «Одигитрия», «Антифонитрия» монастыря Констамонит, «Достойно есть» монастыря Протат. В благочестивых житиях афонских преподобных, собранных в один том, мы видим их живую связь с Богоматерью: Гавриил Кареот, впервые услышавший ангельских гимн «Достойно есть», Гавриил Иверский, нашедший в море чудесную икону «Вратарница».

http://pravoslavie.ru/97205.html

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

И в ХХ веке Владимирская икона была в центре русской истории. В 1917 году в Москве собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен был восстановить канонический строй церковного устройства. Из Успенского собора Кремля в Храм Христа Спасителя, где происходили заседания Собора, был торжественно перенесен Владимирский образ Богоматери. И выборы Патриарха происходили перед ликом главной святыни России. Как мы знаем, Патриархом был избран Тихон (Беллавин), которому выпал тяжкий жребий в годы начинающихся гонений защитить Русскую Церковь, и конечно, он не раз прибегал к заступничеству Богоматери, молился перед Владимирской иконой. Богоматерь Владимирская с басмой. Сергиев Посад. XV в.      Вскоре после закрытия Поместного Собора икона вновь покинула свое место в Кремле, в 1918 году она была взята на реставрацию, с нее сняли драгоценный оклад, расчистили несколько слоев, чтобы открыть первоначальную живопись XII века. Оказалось, что византийское письмо сохранилось только на ликах Богоматери и Христа, все остальное было многократно переписано в XV, XVII и XIX веках. После реставрации Владимирскую икону в числе многих национализированных произведений искусства передали в Третьяковскую галерею, где она стояла все годы советской власти. Через 80 лет икона вновь поменяла свое место, на этот раз ее перенесли в церковь святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где она и находится до сих пор под присмотром реставраторов и музейных работников, но при этом икона, как и прежде, доступна для молящихся. Иконография образа Владимирская икона является одним из самых прекрасных богородичных образов в искусстве. Она относится к наиболее глубокому и лиричному типу икон, получивших на Руси название «Умиление». Греки называли этот иконографический тип Гликофилуса — «Сладкое лобзание» или Елеуса — «Милостивая». Все три названия подчеркивают главную идею иконы — образ совершенной любви. Богоматерь ласково обнимает Сына, прижимая Его к Себе, и Он, обхватив Ее рукой за шею, нежно прижимается щекой к щеке Своей Матери. Две фигуры настолько слиты вместе в этом объятии, что воспринимаются единым силуэтом. Глаза младенца Христа устремлены на Мать, Она же смотрит на зрителя, и этот взгляд полон одновременно нежности и заботы, страдания и надежды. Смысл этого иконографического типа совсем не исчерпывается радостью материнства, за объятиями Матери и Сына прочитывается страстна " я тема: Богородица обнимает Христа, предчувствуя предстоящие Ему страдания и смерть. Не случайно по той же схеме изображается в православном искусстве и тема оплакивания на иконе «Не рыдай Мене, Мати», где Богородица обнимает Христа уже после снятия Его с Креста, перед положением во гроб.

http://pravoslavie.ru/140354.html

Видинского царства), свт. Николая в с. Калотина (1333/34), а также во 2-м слое живописи ц. Земенского мон-ря и др. По стилю эти росписи относятся к народному направлению живописи, их тематика не отличается разнообразием, но имеет ряд особенностей (напр., в церкви в Станичене св. равноап. Кирилл Философ изображен в конхе апсиды как епископ; в церкви Земенского мон-ря в композиции «Распятие» показан эпизод с изготовлением гвоздей и др.). В сер.- 2-й пол. XIV в. были созданы росписи церкви Асеновской крепости , в к-рых, несмотря на плохую сохранность, очевидно высокое мастерство художников, и фриз с изображениями пророков (24 фигуры) в барабане ц. св. Георгия в Сердике. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Из сохранившихся в Б. средневек. икон лишь одна относится ко времени визант. владычества - чудотворная Петричская икона Божией Матери (типа «Гликофилуса»; после 1083) из Бачковского мон-ря. Она представляет собой список одного из чудотворных образов Божией Матери из Влахернского храма в К-поле. Сохранилось неск. икон XIII в.: свт. Николая с житием; Богородицы «Госпожи Жизни» (обе из Несебыра; находятся в филиале Музея средневек. искусства НХГ, в т. н. Крипте); двухсторонняя икона с образом Богородицы Одигитрии и циклом «Страстей Христовых» из г. Мелник (Роженский мон-рь). К XIV в. относятся иконы: Богородицы Одигитрии из Юж. Фракии (НХГ Крипта); двухсторонняя икона с образами Христа Пантократора, с апостолами на полях и Богородицы «Горгоэпикоос», с пророками на полях из Несебыра (НХГ Крипта); «Собор св. Архангелов» из Бачковского мон-ря (сер. XIV в., НХГ Крипта); древнейший образ св. Иоанна Рыльского (30-е гг. XIV в., НМРМ). Одной из наиболее почитаемых является икона из мон-ря св. Иоанна Богослова, расположенного в окрестностях с. Поганово (в наст. время на территории Сербии; см. ст. Погановская икона Божией Матери ). На одной стороне иконы изображены Богородица со св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В 1973 году монастырь Филофей перешел к общежительному уставу. Соборный храм монастыря Филофей посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765 год). В соборе сохранен иконостас из первоначального храма, его отличительная особенность – непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века. В Филофее много параклисов: пяти мучеников (Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста), Архангелов, Иоанна Предтечи, святой Марины, святителя Иоанна Златоуста, святителя Николая, Всех Святых. Кроме того, монастырю Филофей принадлежит девять небольших храмов и часовен и тринадцать келий, одна из которых, в Карее, посвящена святому Косме Этолийскому. Одна из главных святынь обители Филофей – чудотворная икона Божией Матери «Гликофилуса» (Сладкое лобзание), на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. Предание приписывает написание этой иконы апостолу Луке. Икона написана с двух сторон. На передней стороне изображена Богородица, а на обратной стороне изображено Распятие. Во времена иконоборчества благочестивая жительница Константинополя, Виктория, с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море – и пустила. Так образ прибыл на Святую Гору. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода. В память этого чуда каждый год в Понедельник Светлой Седмицы совершаются крестный ход и водосвятный молебен. В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем, преступник, вразумленный чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009