(Дата устанавливается на основании сообщения Симеоновской летописи от 1 октября 1405 г. об освящении на Симонове каменной церкви Успения, заложенной 26 лет назад игуменом Феодором, т.е. в 1379 г. 805 Впоследствии цифра 26 была искажена переписчиками. В Никоновской летописи, например, указан 29-летний срок. Видимо, древнерусская буква «зело» – 6 была принята за «фиту» – 9 806 ). Историки, описывая данный факт, как правило, оставляют его без комментариев и не задают себе, казалось бы, самого простого вопроса – что подвигло Феодора менее чем через два года после закладки Симонова монастыря перенести обитель на новое место? Это выглядит довольно странным, если вспомнить, что первоначальное обустройство обителей было всегда делом трудоемким, а, по свидетельству «Жития» Сергия, к 1379 г. оно было еще далеко от завершения. К тому же каменное строительство в Москве в этот период было настолько редким и требовавшим огромных затрат, что было возможным только при поддержке княжеской власти. В частности, В. А. Кучкин просто фиксирует, что в 1379 г. Феодор заложил на новом месте церковь Успения Богородицы, после освящения которой в 1405 г. она получила статус главного храма Симонова монастыря. При этом старая обитель с церковью Рождества Богородицы в XV в. стала называться Старым Симоновым. Н. С. Борисов также отмечает это событие, никак его не комментируя: «В 1379 г. монастырь перебрался на новое место – на холм, где стояла молитвенная келья Федора. Оно отстояло от прежнего на расстоянии «яко дважды стрелить». Там была заложена каменная церковь во имя Успения Богородицы». Б. М. Клосс, рассказав о том, что при закладке обители Сергий Радонежский одобрил выбранное племянником место, продолжает: «Но не так думал неспокойный Федор и в 1379 г. перенес монастырь на более удобное место, заложив новую церковь – теперь уже во имя Успения Богородицы». Лишь Л. И. Ивина попыталась ответить на этот вопрос. Она отметила, что «перенос монастыря на новое, более удобное место произошел после битвы на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киприан отправился в Константинополь через Киев, Молдавию и Валахию (обычный путь по Волге и Дону, через Сарай и Кафу, был опасен из-за возможного нападения татар или генуэзцев). На Дунае Киприан стал жертвой грабителей. Потом посетил свою родину, Болгарию, и был тепло встречен болгарским патриархом Евфимием и населением Тырново. Посещение Болгарии, помимо встречи с Евфимием, тоже бывшим афонским монахом, а теперь высоким церковным иерархом, имело также дипломатическое значение: по-видимому, между Литвой и Болгарией в XIV веке существовали особые связи, что явствует из поставлення митрополита Феодорита в Тырново (1352 год) и назначения болгарина Григория Цамблака киевским митрополитом в 1415 году. Болгары традиционно поддерживали православие в литовских землях и понимали, что оно не сможет там развиваться, если киевский митрополит будет занят исключительно поддержкой московской политики. Поэтому с Киприаном у них было много общего. В апреле-мае 1379 года Киприан прибыл в Константинополь. Вновь проявляя редкое мужество, он предстал пред прогенуэзским правительством и враждебным ему патриархом, прямым попустительством которого его только что силой выдворили из Москвы. Оказалось, однако, что судьба ему благоприятствует (по крайней мере, временно): 1 июля 1379 года Иоанн V и его сын Мануил, при помощи венецианцев и с одобрения султана Мурада, вновь овладели городом. Андроник IV бежал в Галату Генуэзскую, захватив заложниками свою мать Елену и деда Иоанна-Иоасафа Кантакузина. Патриарх Макарий, ставленник Андроника, был немедленно низложен синодом. Киприан получил моральное удовлетворение от участия в заседании синода и подписания акта низложения. В другом постановлении патриархата (6 октября 1379 года), изданном перед выборами нового патриарха, мы находим подпись Киприана, «митрополита всея Руси» ( ταπεινς μπτροπολτης πσης " Ρωσας Κυπριανς) это свидетельствует о том, что в Константинополе, как и в Москве, Киприан прямо заявлял о своем праве на всю русскую митрополию в качестве преемника Алексия и что патриархат, в 1379 году по крайней мере, его признавал.

http://sedmitza.ru/lib/text/438222/

Год рождения Григория неизвестен с точностью, но его можно определить приблизительно, следующим путем. В похвальном слове Киприану Цамблак говорит, что он видел митрополита Киприана в Болгарии, будучи еще отроком 1592 . Это было около 30 лет назад от того времени, когда Цамблак произносил свое слово. Киприан тогда шел из России в Царьград и по дороге посетил свою страну и свой родной город, Тернов 1593 . Но Цамблак, как он сам указывает, говорил свое похвальное слово два или три года спустя после смерти митрополита Киприана 1594 . Так как митр. Киприан умер в сентябре 1406 года, то, стало быть, слово было произнесено приблизительно в средине 1409 года. Если мы отчислим 30 лет назад, то получим, что Цамблак виделся с Киприаном в 1379 году 1595 . Таким образом, —57— в 1379 году Цамблак был отроком. Если мы примем этот отроческий возраст Цамблака как полную средину между концом детства (приблизительно 10 лет) и началом юности (приблизительно 16 лет), то мы найдем, что в 1379 году Григорию было лет 13. Отсюда, Григорий Цамблак родился около 1366 года. Кто были родители Григория – неизвестно. Может быть, тот «Цамблак великий примикюрь» 1596 , который упоминается в Синодике Бориса между вельможами царя Иоанна-Александра (1332–1371) 1597 , был отец его. Во всяком случае, на основании близких отношений Григория к Терновскому патриарху Евфимию, отношений, завязавшихся еще в детстве Цамблака 1598 , нужно полагать, что его семейство занимало выдающееся общественное положение. Митрополит Киприан был родным дядей Григория по отцу 1599 , следовательно, происходил из той же фамилии Цамблаков. Может быть, и патриарх Евфимий, —58— с которым Григорий Цамблак и Киприан находились в таких близких отношениях, был в родстве с семейством Цамблаков 1600 . Фамилия Цамблаков, по-видимому, была очень многочисленна. В в. в Византии живут и действуют какие-то Цамблаки, принадлежавшие к первому ряду византийской знати. При императоре Андронике Палеологе младшем известен μγας παπας 1601 κρ Αντνιος Τζαμπλακων.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) (Митяй, наст. имя Димитрий; † 1379, под К-полем), нареченный митрополит Киевский (1378-1379). Происходил из семьи священника (по преданию 1-й трети XVI в., был родом из рязанского г. Тешилова на Оке). Служил в одной из церквей Коломны, являвшейся личным доменом Владимирского и Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . Имел представительную внешность, был начитан, красноречив, обладал хорошим голосом. Этим, вероятно, Димитрий привлек внимание вел. князя, к-рый не позднее сер. 70-х гг. XIV в. перевел его в Москву и приблизил к себе. Димитрий стал духовником и печатником Димитрия Иоанновича. В 1376 г. в К-поле было принято решение о временном разделе Киевской епархии . На ее территории, входившей в состав Литовского великого княжества , был поставлен митрополитом близкий к Литовскому вел. князю Ольгерду болгарин свт. Киприан , с тем чтобы после смерти имевшего постоянную резиденцию в Москве митрополита свт. Алексия (1354-1378) он объединил всю Русскую митрополию под своей властью. По-видимому, узнав о таком решении, вел. князь предложил Димитрия как преемника свт. Алексия на посту главы Русской Церкви. Митр. Алексий не одобрял кандидатуру священника, не имевшего монашеского опыта («новоука»), но, очевидно, согласился из-за отсутствия более достойного кандидата (согласно житийному рассказу, прп. Сергий Радонежский не принял предложение митр. Алексия возглавить митрополию). В 1376 г. Димитрий принял монашеский постриг (внешне как бы по принуждению - «яко неволею»). Его совершил настоятель кремлевского митрополичьего Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Елисей Чечётка. Почти сразу вслед за этим М. был поставлен архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) . Свт. Алексий направил К-польскому патриарху Макарию (1377-1379, 1390-1391) послание с просьбой о поставлении М. в митрополита.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Великий Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Рождества Богородицы на Михалице построена в 1379 г. на месте деревянной церкви, построенной по заказу княгини Феодосии - матери Александра Невского. Перестроена капитально в конце 17-го века. Сегодня - это действующий Древлеправославный храм (старообрядческая церковь). Когда то здесь был Михалицкий Богородицкий монастырь. В 1199 году была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г., в летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись..., 1950. С. 374). Но уже в 1379 г. на его месте был построен новый, теперь уже каменный храм. Храм основательно был перестроен в 17 веке. При Петре I монастырь упразднен и храм становится приходским. В 1989 г. передан старообрядческой общине ДПЦ. Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной. III Новгородская летопись помещает " Сказание о Михалицком монастыре иже нарицается Молотководевичь монастырь " . Смысл названия таков: " Некий благочестивый муж, возвращаясь с пира сильно хмельной, свалился на пути, " на пусте месте спати " . В руке у него был зажат плат, в котором лежала просфора. К спящему подбежали псы, почуяв хлеб, но " огонь паляша их " . Прохожие отогнали собак и поведаша о чуде архиепископу, который и " повеле поставити церковь Пречистой Богородицы честнаго Ея Рождества, также и монастырь составиша на том месте, иже и доныне стоит; а на том месте, идеже огнь схождаше, поставиша святую трапезу в славу и честь Святой Живоначальной Троицы и Пречистыя Богородицы. Название трапезной в честь Троицы ошибочно и другими источниками не подтверждается. О ее построении в конце XII века никаких других сообщений нет). Чудо, якобы, было в 1198 году, т.е. предшествовало построению церкви. Интересны слова " на пусте месте " . Видимо, территория, прилегающая к Михалицкому монастырю в древности была мало заселена. Даже на планах Новгорода, составленных в XVII веке, на территории, ограниченной с севера и востока валом, с юга Никитинской улицей и запада Большой московской дорогой не показано ни одной улицы. Церковь находится почти в центре этого участка - на заметно выделяющемся холме " . 

http://sobory.ru/article/?object=00342

Незадолго до 20 авг. 1380 г. Г. встречал рус. войска на р. Северке перед Коломной, благословил блгв. вел. кн. московского Димитрия Иоанновича и рус. рать на битву с войском ордынского темника Мамая (см. Куликовская битва ). В сер. сент. 1380 г. Г. в Коломне встречал рус. воинов, возвращавшихся с Куликова поля. В авг.- нач. сент. 1382 г. Г. укрылся в Вел. Новгороде от войск ордынского хана Тохтамыша , осадивших Коломну. При Г. в Коломенской епархии широко развернулось каменное строительство. В 1379-1382 гг. в Коломне был воздвигнут кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы - один из самых больших храмов Московского княжества. В соборе предположительно находился деисусный чин, впосл. перемещенный в Благовещенский собор Московского Кремля . Ранее 1379 г. был построен собор в Спасо-Преображенском коломенском мон-ре. По-видимому, в 70-х гг. XIV в. в епископском селе близ Коломны завершилось строительство храма в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи на Городище. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 315, 337; Т. 6. Вып. 1. Стб. 459-460, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 75, 123, 154; Т. 23. С. 125, 129, 131; Т. 24. С. 136, 144-145, 154; Т. 25. С. 195, 202, 210, 214, 226; Т. 30. С. 125, 129; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 379, 406, 433; Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского/Пер. с древнерус. и ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 62-63, 74-83; Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998 (по указ.). Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1030; Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 82-83; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского; Мазуров А. Б. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI в. М., 2001 (по указ.); он же. Белокаменное строительство в Моск. княжестве (1325-1431 гг.): Общая панорама развития//Битва на Воже - предтеча возрождения средневек. Руси: Сб. науч. ст. Рязань, 2004. С. 139-144. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/164571.html

293 Бяше бо в ты дни на Москв не сущу никомуже митрополиту... – После смерти митрополита Алексия (1378 г.) делами митрополии временно управлял епископ коломенский Герасим. Когда же на пути в Константинополь внезапно скончался Михаил-Митяй (1379 г.), на русский митрополичий престол был поставлен архимандрит переяславского Горицкого монастыря Пимен (1380 г.), однако Дмитрий Иванович не захотел принять его и пригласил в Москву на митрополичью кафедру Киприана (1381 г.), который, будучи поставлен в митрополиты еще при жизни Алексия, не был сначала принят великим князем московским и управлял лишь западной частью русской церкви с резиденцией в Киеве. 303 Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и с зашитыми внутрь частицами мощей, на котором можно совершать богослужение и который может заменять собой престол. Наличие антиминса необходимо для освящения церкви. 304 Миро – благовонный состав из растительных масел с различными ароматическими веществами, употребляемый христианской церковью в таинстве миропомазания. 305 ...и тако поиде... в землю Пермьскую... – Начало миссионерской деятельности Стефана относится ко второй половине 1379 г., место первых проповедей – Котлас (Пырас). 397 Оглашение – предшествующее крещению ознакомление готовящихся принять христианство с его учением. 399 ...Часословецъ яв и Осмогласникъ и Псница Давыдова... – Часослов, Октоих (Осмигласник), Псалтирь – богослужебные книги, некоторые из которых были в Древней Руси также учебными. 413 ...«обещахомся Христови»... – Слова из Чина крещения (см., например: Требник. М., 1625. Л. 106 об.). 419 ...якоже древле Анний, Замврий въ Египт противистася Моисею. – Здесь называются имена библейских волхвов Ианния и Иамврия, которые вместе с фараоном пытались противостоять Моисею ( Исх. 8, 19; 9:11 ). Их имена упоминает апостол Павел ( 2Тим. 3:8 ), которому они были известны, по-видимому, из Талмуда (в книге Исход имена волхвов не названы). 453 ...къ князю великому Дмитрию Ивановичу... – Дмитрий Иванович Донской, князь московский, с 1359 г. – великий князь владимирский и московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

297 ...в шестую годину дни... – Шесть часов дня – около одиннадцати часов утра по современному времяисчислению. 299 ...царя Теляка... – Речь идет, видимо, ο золотоордынском хане Тулун-беке (в русских источниках он именуется Тюляком). Известен ярлык 1379 г., данный от его имени митрополиту Михаилу (Митяю). 300 ...в великий полкъ. – Великий полк, видимо, то же, что большой полк (как он именуется в разрядных книгах), то есть полк, возглавлявшийся великим князем. 302 ...от шестаго часа до 9-го – от одиннадцати часов утра до двух часов дня по современному времяисчислению. 303 ...въ 9 час дне... – Девять часов дня – это около двух часов дня по современному времяисчислению. 304 ...воина Георгиа, и славнаго Дмитриа... – Имеются в виду святые – покровители христианского воинства – Георгий Победоносец и Дмитрий Селунский. 308 ...съдомлян... – Β Библии рассказывается ο погрязших в грехах жителях города Содома. Здесь же «содомляне» – бранный эпитет татар. 309 ...князь Феодоръ Романовичь Блоозерский... Александръ Пересвтъ, бывый преже боляран брянскый... – Большинство этих имен перечислено в кратком рассказе ο битве 1380 г. в Троицкой (Симеоновской) летописи и в Синодике. Летописная повесть ο Куликовской битве добавляет κ ним имена еще четырех убитых, причем Дмитрий Мининич, Дмитрий Монастырев и Федор Тарусский, как следует из летописей, погибли не на Куликовом поле, а в битвах с Ольгердом в 1368 г., в битве 1378 г. на Воже и в битве под Белевым в 1437 г. 312 ...на поганых обдищех, на костех татарскых... – «Стать на костях» – значит занять после победы над врагом поле боя. Во время такого «стояния» разбирали трупы павших, хоронили своих соратников. Значение выражения «на обдищех» неясно. 313 ...слуз своему Моисею... Ярославу, сроднику великих князей... – Здесь упомянуты библейский пророк Моисей, древнееврейскнй царь Давид; новым Константином именуется, видимо, Владимир Святославич, при котором Русь приняла христианство в качестве официальной религии, как Римская империя – при императоре Константине. Ярослав – сын Владимира, отомстивший Святополку, убийце его братьев Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 2 21.09.2006 719 Время на чтение 15 минут Святитель Киприан Но вернемся опять к тому моменту, на котором мы прервали наше повествование. Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника - архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит. В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе. По пути в Константинополь Киприан заехал в Болгарию, в свой родной город Тырново. О том, как его там встречали, очень красочно вспоминается в " Похвальном слове Киприану " , которое было произнесено уже после смерти святителя его племянником Григорием Цамблаком. Григорий, видимо, еще мальчиком присутствовал при этом событии, и впечатление от этого торжества осталось у него на всю жизнь. В " Похвальном слове " говорится о том, как тогда, в 1379 году, буквально весь город вышел встречать своего знаменитого земляка: " Мужчины и женщины, богатые и бедные, старики и дети, здоровые и больные - все стремились коснуться его священных одежд, его ноги или руки, а кто не успевал, оставались в отдалении и издалека принимали от него благословение, и исцеление, и духовное восхищение " . А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

…непочтительным Хамом…— В библии (Книга Бытия) рассказывается, что Хам, увидев отца своего Ноя, спавшего обнаженным, не прикрыл его одеждой и посмеялся над ним. 39 …вспомяну вам слова… Татищева…— Татищев В. Н. (1686–1750) — русский государственный деятель и историк, сторонник свободомыслия в религиозных вопросах. Лесков цитирует «Духовную» Татищева — систематическое изложение его взглядов общеполитического и морального содержания. Издана «Духовная» была только после смерти Татищева в 1773 году. Лесков скорей всего цитирует ее по книге Нила Попова «В. Н. Татищев и его время», М., 1861, стр. 226. 40 «О подражании Христу». — По-видимому, имеется в виду следующее издание: «О подражании Иисусу Христу, четыре книги, Фомы Кемпийского, перевод с латинского графа M. M. Сперанского», СПб., 1835. В книге средневекового философа-мистика Фомы Кемпийского (1379–1471) проповедуется добродетельная жизнь, братская взаимопомощь и отчуждение от грехов светской жизни. Книга Фомы Кемпийского неоднократно переводилась в России и усиленно рекомендовалась деятелями официальной церкви. 41 …мой хитон обличает мя, яка несть брачен…— одежда моя показывает, что я не гожусь быть гостем на брачном пиру. 42 Читал книгу об обличении раскола. — По-видимому, имеется в виду неоднократно переиздававшаяся книга: Андрей Журавлев. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцами, их учениях, делах и разногласиях. Изд. 4-е, СПб., 1831. 43 Деевская староверческая часовня — смысл этого упоминания разъясняется обращением к тексту первой редакции «Соборян». В «Чающих движения воды» («Отечественные записки», 1867, март, стр. 188 и 192) рассказывается о купце Семене Дмитриевиче Дееве, наставнике старогородских раскольников. В доме Деева помещалась раскольничья молельня, и ее разрушение описывает Туберозов. 44 …пошел по домам, воспевая «мучителя фараона»…— Имеется в виду церковное песнопение о фараоновом воинстве, потопленном, по библейскому преданию, при переходе через Чермное море. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010