Одной из важных составляющих этого процесса являлся процесс канонического урегулирования статуса российских клириков РПЦЗ, пожелавших воссоединиться с Русской Церковью. Для этого был необходимо не только снять все наложенные ранее прещения, но и покаяться в собственных ошибках, совершенных в прошлом. Епископ Евтихий первый подал пример подведомственному клиру, и 3 октября 2006 г. он направил в адрес патриарха Московского и всея Руси Алексия II письмо, в котором «выразил искреннее раскаяние в действиях, приведших к созданию «вредоносного раскола». 26 нояб[ря] того же года [епископ] Е[втихий] обратился к Патриарху Алексию II с прошением о снятии наложенного на него прещения и о принятии в каноническое подчинение Московскому Патриархату. 22 дек[абря] Красноярский и Енисейский архиеп[ископ] Антоний (Черемисов) освободил его от ранее наложенного прещения» . Определением Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2006 г., епископ Евтихий был признан состоящем в сане епископа, а вопрос его дальнейшего служения перенесен на время, когда вступит в силу Акт о каноническом общении . После окончательного решения о том, что Акт о каноническом общении будет подписан, из РПЦЗ начался отток непримиримых и настроенных отрицательно к РПЦ приходов в различные неканонические «истинно-православные» и греческие старостильные юрисдикции. Наконец, чаемое всеми православными верующими событие эпохального значения состоялось . «Акт о каноническом общении» был торжественно подписан 17 мая 2007 г. Святейшим патриархом Алексием II и митрополитом Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, где и была отслужена первая совместная Божественная литургия. На эти торжества прибыли более пятисот верующих из дальнего Зарубежья – членов РПЦЗ . Торжества прошли на самом высоком уровне, с участием Президента РФ, членов правительства и депутатов Государственной Думы, огромного количества представителей различных общественных организаций . Меньшая часть клириков и общин не признала данного объединения, образовав Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ ((ВВЦУ РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского), позднее возведенного в достоинство «митрополита» и «первоиерарха» . Большая же часть признала объединение и стала составной автономной частью Московского Патриархата. Существование единой РПЦЗ прекратилось. Клирики, не принявшие ни одной из многочисленных формаций, образовавшихся в результате отделения от РПЦЗ , перешли в многочисленные неканонические греческие старостильные группировки, псевдокатакомбные и старообрядческие юрисдикции.

http://bogoslov.ru/article/6193184

22 декабря 2006 года Преосвященный Антоний, ныне архиепископ Красноярский и Енисейский , в 1990 году запретивший игумена Евтихия (Курочкина) в священнослужении, освободил его от ранее наложенного прещения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отметив снятие канонического прещения, наложенного на Преосвященного Евтихия в бытность его игуменом, признать его в сущем сане епископа. 2. По вопросу о дальнейшем служении епископа Евтихия иметь суждение после вступления в силу Акта о каноническом общении, которым будет восстановлено  каноническое единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о развитии диалога с Русской Зарубежной Церковью. Справка:   24-26 октября 2006 г. в Кельне прошло совместное заседание Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Подготовлены предложения о месте, времени и порядке подписания Акта о каноническом общении, а также о богослужениях, сопутствующих восстановлению канонического единства. В связи с эти, члены Комиссий сочли свою работу в основном завершенной. По взаимному согласованию Комиссий 1 ноября 2006 г. на официальных сайтах Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви опубликованы следующие документы, ранее рассмотренные и одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви:, Акт о каноническом общении , Приложение к Акту о каноническом общении , а также завершающий доклад «Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви» . 7-10 декабря 2006г. состоялось расширенное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, на котором были одобрены предложения Комиссий о времени, месте и последовании подписания Акта о каноническом общении, а также документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви». Вместе с тем, на данном заседании были внесены дополнительные предложения, касающиеся периода, наступающего после подписания Акта о каноническом общении.

http://patriarchia.ru/db/text/175655.htm...

в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода  или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении иных лиц, назначенных  решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам. 2. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела: рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Общецерковный суд для окончательного разрешения; по апелляционным жалобам сторон  на решения епархиальных судов; рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих Церквей в Общецерковный суд;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

з) представляет на рассмотрение епархиального архиерея предложения по учреждению приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства, а также по вопросам изменения состава приходских собраний и приходских советов приходов викариатства; и) своим распоряжением командирует в случае необходимости клириков викариатства для временного служения в другом приходе на срок не более месяца; к) для временного служения в другом приходе на более длительный срок командирует клириков на основании указаний епархиального архиерея; л) несет ответственность за повышение образовательного уровня духовенства и церковных работников викариатства, в том числе проводит пастырские семинары; м) представляет на рассмотрение епархиального архиерея должным образом мотивированные предложения о награждении церковными наградами клириков и мирян приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства; н) утверждает график отпусков клириков канонических подразделений викариатства и представляет его в епархиальное управление не позднее 1 января текущего года; о) визирует прошения об отпусках, представляемые клириками викариатства на основании утвержденного графика; п) благословляет краткосрочные отпуска по исключительным обстоятельствам, а также паломнические поездки клириков канонических подразделений викариатства продолжительностью не более 10 дней, при условии нахождения таковым клирикам полноценной замены, в случае их вызова на общеепархиальные мероприятия или послушания; р) рассматривает жалобы на должностных лиц канонических подразделений викариатства и разрешает возникающие недоразумения, если они не требуют формального церковного судопроизводства; с) налагает наказания на клириков без запрещения их в священнослужении, или с запрещением в служении сроком не более недели, в случае совершении ими единичных не злонамеренных (или по небрежности) проступков против церковного благочиния; о подобных случаях информирует епархиального архиерея; т) в случае необходимости формального церковного судопроизводства по поступающим жалобам или возникающим недоразумениям, а также в тех случаях, когда, по его мнению, требуется наложение канонического прещения на клирика, докладывает о том епархиальному архиерею;

http://drevo-info.ru/articles/26591.html

5. Досрочное прекращение полномочий судей епархиального суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением епархиального архиерея. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей епархиального суда (до назначения или избрания судей в установленном порядке) принадлежит епархиальному архиерею. По поручению епархиального архиерея заместитель председателя епархиального суда может временно исполнять обязанности председателя епархиального суда. Лица, временно исполняющие обязанности председателя или судей епархиального суда, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Положением, соответственно, для председателя или судей епархиального суда. 6. Дела по обвинению клириков в совершении церковных правонарушений, влекущих за собой канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви епархиальный суд рассматривает в полном составе. Иные дела епархиальный суд рассматривает в составе не менее трех судей, включая председателя епархиального суда или его заместителя. Статья 26. Обеспечение деятельности епархиального суда. 1. Обеспечение деятельности епархиального суда возлагается на аппарат епархиального суда, сотрудники которого назначаются епархиальным архиереем. 2. Епархиальный суд финансируется за счет средств епархиального бюджета. 3. Рассмотренные епархиальным судом дела хранятся в архиве епархиального суда в течение пяти лет с момента окончания производства по делу. По истечении данного срока дела передаются на хранение в архив Епархии. РАЗДЕЛ III. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ СУД. Статья 27. Порядок создания Общецерковного суда. Общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Общецерковному суду. 1. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления Епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам. 2. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела: рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Общецерковный суд для окончательного разрешения; по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов; рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих Церквей в Общецерковный суд;

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

В состав церковного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие между собой в родстве (до 7-й степени) или свойстве (до 4-й степени). Одно из этих лиц должно заявить самоотвод. Вместе с тем, право сторон на отвод судей церковного суда Положением не предусмотрено. 3). Принципы независимости, неприкосновенности судей церковных судов, а также какие-либо запреты на замещение ими иных должностей не предусмотрены Положением о церковном суде.   II. Источники церковного права, которыми руководствуются церковные суды. Церковные правонарушения и наказания (прещения). Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, Положением о церковном суде Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и иными установлениями Православной Церкви. Важно отметить, что Устав Русской Православной Церкви и Положение регулируют вопросы церковного судоустройства и судопроизводства. Виды церковных преступлений и проступков, а также меры канонической ответственности за них Положением не предусмотрены. Примерный перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, утвержден Священным Синодом. Этот перечень включает пять категорий дел, а именно церковные правонарушения: против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; правонарушения архиереев и иных клириков против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы. При необходимости передачи в  епархиальный суд дел по церковным правонарушениям, не предусмотренным настоящим перечнем,   епархиальным архиереям следует обращаться в Общецерковный суд за разъяснением. Виды канонических прещений (наказаний) за данные правонарушения определяются священными канонами. Вместе с тем, Положение устанавливает следующие основные правила наложения канонических прещений (наказаний): 1) Презумпция невиновности. Лицо, обвиняемое в совершении церковного правонарушения, не может быть подвергнуто каноническому прещению (наказанию) без достаточных доказательств, устанавливающих виновность данного лица.

http://patriarchia.ru/db/text/426316.htm...

Епархиальный совет осуществляет церковное судопроизводство в порядке, предусмотренном настоящим Положением для епархиальных судов. Решения епархиального совета могут быть обжалованы в Общецерковный суд второй инстанции либо пересмотрены Общецерковным судом в порядке надзора по правилам, предусмотренным настоящим Положением для решений епархиальных судов. Статья 24. Дела, подлежащие ведению епархиального суда. Епархиальный суд рассматривает: в отношении клириков — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении мирян, относящихся к разряду церковно-должностных лиц, а также монашествующих — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между клириками, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. Статья 25. Состав епархиального суда. 1. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. 2. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. 3. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок (без ограничения числа переназначений (переизбраний). 4. Все судьи епархиального суда перед вступлением в должность (на первом заседании суда) дают присягу в присутствии епархиального архиерея.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

84. Ответ на 81., Лев Хоружник: Кто ни во что не вменяет Декларацию 1927 года, а также анафемы и прещения против перешедших на сторону фашистов, тот с А. Гитлером. Совсем гикнулись? Декларация издана в 27-м году, тогда Гитлера у власти и представить не могли! 83. Ответ на 82., Lucia: Так и тут на форуме...Да уж. Скорость деградации оппонентов пугает. Тут уже не скорость, а ускорение! Вот так и антихриста примут. 82. Ответ на 79., Лебедевъ: Так и тут на форуме... Да уж. Скорость деградации оппонентов пугает. 81. Ответ на 78., Лебедевъ: Понятно: кто не с Л.Хоружником - тот с А.Гитлером. Немного не так, Лебедев. Кто ни во что не вменяет Декларацию 1927 года, а также анафемы и прещения против перешедших на сторону фашистов, тот с А. Гитлером. 80. Ответ на 54., Лебедевъ: Потрудитесь уяснить себе разницу между ЧАСТНОЙ Декларацией одного из иерархов Церкви и Соборными Церковными постановлениями. А потом сюда с поучениями. Лебедев, Вы не невежественны, глупы и лживы. Читайте внимательно. Впрочем, всё равно не поймёте в силу своего интеллектуального развития. В Послании (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нём Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти от 16 (29).07. 1927 г. сказано, «что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством… Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия… Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/er...

— Когда за каждым приходом устанавливается территория и тем самым между священниками разграничивается требоисполнение, могут ли последовать какие-то прещения, если один священник освятил больницу на другой пастырской территории? — Да, это может вызвать прещения. Если батюшка едет не на свою территорию и совершает на ней требы, это неправильно. Подобные случаи должен отслеживать благочинный и докладывать об этом архиерею, ведь во всем необходим порядок. Конечно, нельзя возбранять окормлять своих родственников, даже если они живут в другом районе, в иной епархии, в чужом государстве. Но лучше все-таки приезжающему священнослужителю ставить в известность об этом и своего архиерея, и архиерея той территории, куда он собирается прибыть. Или благочинного. Самочиние же в таком вопросе крайне нежелательно. — А если люди тянутся к какому-то священнику, который не в этом районе служит? — Если им хочется ездить к нему за сто километров, пусть тянутся. Никто не воспрещает выбрать духовника по своему усмотрению. Но пусть миряне сами к нему паломничают, а не батюшка нарушает канонический порядок и совершает богослужения там, где он не числится клириком. — Владыка, в городах совсем иная ситуация. Здесь больше людей ориентируются прежде всего на удобство — чтобы было быстро по времени, либо близко к работе или к дому. А иногда и на «комфортность» общения с определенным священником. Удобство и личное, и внешнее. Как тогда выполнять синодальное постановление в городах? — В городах мы так не привязаны к местности, как в селе. Если прихожанин по разным причинам посещает какой-нибудь храм, то он о нем и должен заботиться. Для городов абсолютно нормально жить в одном районе, а бывать на богослужениях в церкви другого района. Некоторые даже отправляются каждое воскресенье на Литургию в область, где служит их духовник. Да и сами батюшки зачастую живут и работают в разных округах. Приходы в городах мы не делим по улице. Но за конкретным храмом, расположенным на данной улице, нужно закрепить учреждения для окормления. Если учреждений не так много, а храмов несколько, то благочинные должны продумать, как распределить между клириками душепопечение о тех, кто трудится или бывает в данных учреждениях. Например, посещение больниц, тюрем, образовательных заведений. Нельзя все перекладывать на плечи одного прихода, служить Единому Богу нам всем нужно сообща.

http://patriarchia.ru/db/text/3766649.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010