Оный ветр – райский; сей -земной. В семитских языках понятия «ветер» и «дух» обозначаются одним и тем же словом. (евр. ruah, сир. ruh). Дух освящения – сир. ruh mqaddašt. Речь идет не о Святом Духе как одном из лиц Троицы, но о райском веянии, проникнутом благодатью и тождественном благодати 9через тысячелетие после Ефрема, на исходе византийской культуры, Григорий Палама будет говорить об «энергиях» Божества, пронизывающих вещественный мир). Описание Рая у Ефрема поставлено под знак понятия «таинства», по-сирийски – rz. Как вода крещения или хлеб и вино Евхаристии, по христианскому учению, будучи материальными, тождественны сверхчувственной реальности – не просто означают ее, но именно тождественны ей, – освящающее дуновение райского ветра тождественно сообщаемому в нем духовному дару. 11 …и струила по ней влагу свою,//на многие расходясь рукава, река… – Ср. Быт. 2:10 : «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». Ефрема интересует не идентификация этих четырех рукавов райской реки, даже не их число; его волнует мысль, что к земной стихии воды, отравленной, как все земное, проклятием первородного греха, подмешано невинное и освященное вещество эдемских вод (выступающее как символ церковных таинств и других способов присутствия благодати в грешном мире). Рай становится материально, осязаемо близким. …как в руках Елисея очищала соль//воды больные от недуга их? – В Ветхом Завете (4Цар. 2рассказывается о пророке Елисее: «И вошел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: „Так говорит господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия”». 12 ...благоуханный исток является там… – Благоухание обозначается по-сирийски словом, созвучным слову «дух» (reh-rh). Действие таинства крещения уподобляется действию ветерка, донесшего аромат Рая и пробуждающего в душе стремление к Раю. «Исток» райских вод – это одновременно исток райских благоуханий, целящих порчу и гниль греха. 13 …и семо, и овамо… – и здесь, и там.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Особенно необходимым считалось на брачный пир являться в новой одежде. В притче о браке сына Царева Господь говорит, что явившийся на брак не в брачной одежде был изгнан вон ( Мф. 22:11 ). Для понимания этой притчи надо припомнить то обыкновение, которое в древности было на Востоке всеобщим и не прекратилось еще там и в настоящее время. В силу этого обычая хозяин брачного пира предлагал явившимся на пир гостям по мере того, как они приходили, новые белые одежды, которые он запасал при подобном случае. Если бы кто-нибудь из гостей, вместо того, чтобы надеть предлагаемую ему брачную одежду, вошел в торжественную залу в одежде грязной, или поношенной, то он показал бы этим так мало уважения к хозяину, что этот последний имел бы право изгнать его из своего дома. Поэтому-то человек, вошедший на пир не в брачной одежде молчал, услышав простой и краткий вопрос: „Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он не мог оправдываться незнанием заведенного обычая, или невозможностью сообразоваться с ним. По многу одежд брали с собой евреи и для путешествий. Так, отправляя детей в Египет, Иаков каждому из них дал перемену одежды, а Вениамину дал 300 сребренников и пять перемен одежд ( Быт. 45: 22 ). Точно также Сирийский военачальник Нееман, отправляясь к царю Израильскому, взял с собою девять перемен одежды. „И сказал царь Сирийский (военачальнику Нееману, прокаженному): пойди, сходи (к пророку Елисею), а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и десять перемен одежд“ ( 4Цар. 5: 5 ). Вот почему Иисус Христос, желая чтобы апостолы вполне предались воле Провидения, запрещает им брать с собой две туники. „Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания“ ( Мф. 10: 10 ). Естественно, что имея много одежд, евреи должны были держать их в сундуках, где от долгого лежания на одеждах появлялись пятна. Эти пятна в законе Моисея называются проказою на одежде, и дается подробное наставление, как очищать такую одежду ( Лев. 13: 47–59 ). Другие объяснения постановления Моисея о проказе одежд: что в нем идет дело об одежде, которую носили прокаженные, (как думали Абарбанел и Трузен), или шерстяных материях, сделанных из шерсти больных овец (как думали Михаэлис и Розенмюллер) или вообще об одеждах, в которой завелись микробы (как думает Ян) не имеют основания в Священном Писании .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник . А после смерти Иодая, превознесшись гордостью, он предан был бесчестному страданию: по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю ; тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, — и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они (бесчестный ) суд….. ушли от него, оставив его в тяжкой болезни (2 Пар 24, 17, 23–25) . Видишь, как гор-// 191//дость заслужила, чтобы он был предан безвестным и нечистым страданиям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным мукам и превратному смыслу (Рим 1, 26, 28), чтобы он потерпел непристойное . И поскольку, по словам Св . Писания (Притч 16, 5), нечист перед Богом всякий высокомерный, то надменный сердцем предается постыдному страданию для посрамления, чтобы так униженный по осквернению плоти или по ощущению нечистой муки почувствовал, что он нечист, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать; чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым. глава 22 Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления Вышесказанным ясно доказывается, что всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным непотребствам, опутывается плотскими страстями, чтобы, по крайней мере, униженная плотскими пороками через плоть осознала себя нечистой и оскверненной, тогда как во время холодности духа не могла осознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою перед взором Божиим ; чтобы таким образом униженный человек позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестьем плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам.// глава 23 Совершенства нельзя достигнуть иначе как смирением Итак, очевидно, что никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ежеминутно, он не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому с усильем стремится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Помоги мне господин, мой царь! Царь отвечал ей: — Если тебе не поможет Господь, как я могу помочь тебе? С гумна или с точила дам тебе пропитание? Впрочем скажи, что тебе нужно? Она начала свою жалобу на другую женщину, сказав: — Вот эта женщина сказала мне: давай, съедим сегодня твоего сына, а завтра моего, и мы сварили моего сына и съели. На другой день я сказала ей: давай съедим и твоего сына, но она его спрятала. Царь израильский, выслушав такой ужасный рассказ женщины, разодрал одежду свою и страшно разгневался на пророка Божия Елиссея за то, что тот своим советом удерживал его не покоряться царю сирийскому и не сдавать ему город, а ожидать помощи Божией. «Пусть покарает меня Бог и прибавит еще к моему наказанию, если сегодня голова Елиссеева останется на нем!» — сказал царь во гневе. И тотчас был послан исполнитель казни, чтобы отсечь голову пророку. Человек же Божий находился у себя дома, и у него были старцы израильские. «Знаете ли вы, — сказал он старцам, — что царь Иорам, сын убийцы Ахаава, убившего неповинно Навуфея, послал исполнителя казни снять с меня сейчас голову? Но вы заприте крепко двери и не пускайте его сюда, пока не придет сюда господин его, ибо слышится топот ног господина его, потому что он спешит уже вслед за ним». Еще святой говорил эти слова, как подошел царь и остановил исполнителя казни; потому что после злого решения своего царь раскаялся, и сам поспешил вслед за посланным, чтобы предупредить исполнение жестокого приказания, ибо царь знал о святости пророка Елиссея и его неповинности и о всех благодеяниях его для Израильского царства и для многих людей. Войдя к пророку, царь сказал: — Вот какое великое бедствие послано на нас от Господа! Чего же мне ждать от Него? Отдам город сирийскому царю и смирюсь перед ним, чтобы не умереть всем нам от голода, лучше, подчинившись ему, остаться всем нам живыми, чем, сопротивляясь, погибнуть от голода. Но святой Елиссей, обратившись к царю и ко всем присутствовавшим, сказал: — Слушайте слово Господне! Вот что говорит Господь: этот же час завтра в воротах Самарии будут продавать меру муки пшеничной за один сикль, и две меры ячменя за один сикль.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» ( Деян.2:1-3 ). Святые отцы говорят, что если на Господа Иисуса Христа в то время, когда Он принял крещение от Иоанна Крестителя на Иордане, Дух Святой сошел в виде голубя, знаменуя желание Бога примириться с людьми (голубь — птица мирная и кроткая), то на апостолах Дух Святой явился в виде огненных языков, показывая, что ученики Спасителя отныне преисполнятся огненной ревности, пламенной любви к Богу и ближнему. На самом же деле Дух Святой как Бог — безобразный, невидимый, непостижимый не только для человеческих чувств, но и для человеческого разума, Он превосходит всякое представление о чем-либо и не имеет никакого вида. Образ голубя или огненных языков Он принимает на Себя только для нашего назидания, в действительности не являясь ни тем, ни другим. «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:4 ). Действием Святого Духа ученики Спасителя получили дар языков для того, чтобы они могли проповедовать по всему миру. Апостолы, по крайней мере двенадцать ближайших учеников Господа Иисуса Христа, были в основном самыми простыми людьми, которые не то что языков, но и грамоты не знали, не умели читать и на своем родном языке (за исключением, может быть, апостола Матфея, который, по преданию, происходил из левитского сословия, а левиты были людьми образованными, книжными). Апостолы получили дар языков и обрели возможность беспрепятственно проповедовать истину Слова Божия самым разным народам, что они впоследствии и делали. Надо сказать, что уже с окончанием апостольского века этот дар в верующих иссяк, и в позднее время нехристианским народам проповедовали с помощью средств, так сказать, научных, то есть переводов Священного Писания и богослужебных книг. Занимались этим люди образованные, такие как равноапостольный Кирилл. Но и тут действовала благодать. Из предания известно, что азбука, которую изобрел равноапостольный Кирилл для того, чтобы перевести Священное Писание на славянский язык, — так называемая кириллица — была дарована ему через откровение: она вдруг пред ставилась ему в уме, он записал ее и после этого стал переводить священные книги. Еще один случай: преподобный Ефрем Сирин путешествовал по Египту и захотел побеседовать с одним знаменитым старцем, который не знал ни греческого, ни сирийского языка, так же и Ефрем Сирин не знал языка коптского, а переводчика у них не было. Они помолились, и этот старец по вдохновению свыше стал говорить на сирийском, родном языке Ефрема Сирина. Они несколько часов беседовали о духовных предметах, а после того как попрощались, старец потерял знание сирийского языка. Это значит, что оно было даровано ему по нужде, как и апостолы по нужде получили дар языков.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Псалом 59 Бог, даровав Израилю победу над врагами, показал, что Он есть царь не только своего народа, но и других народов. 1–2. В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ. Этот псалом написан Давидом о изменитися хотящих или о том, что имеет измениться в будущем, т. е. по поводу современных обстоятельств, но таких, которые предъизображают и предвозвещают иные, и посему служат пророчеством о будущем. Как столь важный, псалом сей, как и другие, ему подобные, дан в столпописание или его должно было написать на столбе – для лучшего сохранения в памяти отдаленнейших потомков, и преимущественно в научение всех потомков, до которых он сохранится в своем неповрежденном виде. – Писан этот псалом в то время, когда Иоав, полководец Давида, сжег средоречие Сирийское или Месопотамию Сирийскую и Сирию Совальскую, а затем, возвращаясь, поразил Эдома или жителей Идумеи – в дебри солей или соленой долине ( – на юго-восток от Палестины) в числе двенадцати тысяч 7 . Столкновение с Сирийцами произошло по следующему обстоятельству. «Поразил Давид Адраазара, царя Сувского, в Емафе, когда тот шел утвердить власть свою при реке Евфрате. И взял Давид у него тысячу колеснице, семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших» и прочее. «Сирияне Дамасские пришли было на помощь к Адраазару, царю Сувскому; но Давид поразил двадцать две тысячи Сириян. И поставил Давид охранное войско в Сирии Дамасской и сделались Сирияне рабами Давида, принося ему дань». А затем «военачальник Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян в долине соляной восемнадцать тысяч; и поставил в Шуме охранное войско, и сделались все Идумеяне рабами Давида. Господь помогал Давиду везде, куда он ни ходил» ( 1Пар.18:3–6;12–13;19:6–19 ; ср. 2Цар.8:3–6,13–14 ). 3–5. Боже, отринул ны ecu и низложил ecu нас, разгневался ecu и ущедрил ecu нас. Стряси ecu землю и смутил ecu ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал ecu людем Твоим жестокая, напоил ecu нас вином умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Религиозное горение (на 14 год правления – сбор великого народного собрания в Иерусалиме, заключение торжественного завета, “чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей”, причем за идолопоклонство была назначена смертная казнь). Измена завету (упование на помощь Сирийского царства от угрозы со стороны Израиля ценой проданного из храма и дворца), укор пророка Анании 256 , гнев царя и заключение пророка в темницу, на 39 году жизни – тяжелая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, “поднялась до верхней части тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей”. Оставил о себе добрую память в народе. Царствовал на престоле 41 год. ( 3Цар. 15, 9–24 ). Иосафат 257 – четвертый царь Иудейский: продолжение искоренения идолопоклонства, – награда от Господа – высшее благоденствие. Царствовал на престоле 25 лет ( 3Цар. 22, 41–50 ). Ахаз – двенадцатый царь Иудейский 4Цар. 16, 1–4 : Нечестие Ахаза 262 , воздвижение идолов Ваалу и приношение в жертву Молоху 263 собственных детей. 4Цар. 16, 5–9 : Нападения объединенных сил царя Сирийского и царя Израильского (Факея 264 ) и нападения других языческих народов, как расплата за идолопоклонство. Искание помощи у могущественной Ассирии. Убеждение пророка Исаии о необходимости пламенно держаться единственного знамени спасения – веры в имеющего придти Эммануила, что значит с нами Бог . В это время и сказано знаменитое пророчество: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил”. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе. Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ея” ( Ис. 7, 14–16 и Мф. 1, 23 ). Отдание всех сокровищ храма могущественному царю Ассирийскому Феглаф-Фелласару 265 II. Закрытие храма Иерусалимского. Водворение идолопоклонства. Пророк Исаия Предсказание о разрушении Царства Иудейского, пленении Вавилонском, возвращение из плена при Кире Персидском, о рождении Мессии – Спасителя от Девы, Его страданиях на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Сила многолюдного войска грозна и разрушительна, как сила ярого наводнения: такова она для отступников воли Божией, нечестивых Израильтян и коварных Сирийцев; но она ничтожна для преданных Богу иудеев: для них Господь есть Спаситель, Его храм – скала убежища! (ср.ст.10). Господь посылает потоп и опустошает землю, укрощает море и населяет поднебесную. И вот Он только погрозит многочисленному войску, одним знамением обнаружит Свой гнев на него, и оно в ужасе отступит из Его страны (ср.ст.14 и гл.8:7–10) и как ничтожное, как прах земной развеется быстро и бесследно (ср. Пс.34:4–6 ). 14. Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (К вечеру, и будет плачь: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас). Многочисленное и грозное войско ничтожно пред Господом небесных воинств: как быстро и ужасно будет приближение его, так скоро и дивно совершится поражение. Вечером оно подступит, и вот настанет ужасная ночь; но едва утренняя заря осветит поле битвы, войско исчезнет. Эта чрезвычайная погибель есть неизбежная участь врагов, это – определение Промысла Божия, охраняющего священный народ, составляющий царство Иудейское, которое покушались разорить Израильтяне в союзе с Сирийцами: тех и других победили Ассирийцы. По слову пророка Исаии, нашествие врагов на Сирию будет так разрушительно, как землетрясение, превращающее крепкие города в груду развалин (ст.1); неприятельское войско возьмет в плен почти все население города, подобно тому, как жнец собирает хорошую жатву (ст.5), оно опустошит страну, как опустошает сильное наводнение (ст.12): но эта разрушительная сила будет быстро уничтожена в пределах царства Иудина чрезвычайным действием всемогущества Божия (ст.14). Кто же эти враги? чья эта всесокрушающая сила? – Это цари Ассирийские со своими многочисленными, грозными и победоносными войсками (ср.гл.8:3–10;37;38). Предсказанная судьба Дамаска исполнилась. По усердной просьбе Ахаза, царя Иудейского, Феглаффелласар, царь Ассирийский, «пошел в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кипр, а Рецина (или Раассона) царя Сирийского, умертвил» ( 4Цар.16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сирийская дидаскалия: Апостол. Уставы: Кн. 1 гл. 1 «Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим из язычников в Господа Иисуса Христа, благодать вам и мир от Вседержителя Бога через Господа Нашего Иисуса Христа да умножатся в познании Его. Гл. 1: Насаждение Божие и святой виноградник Церкви, избранный из тех, которые уверовали в истину веры Своего Господа и чрез свою веру утвердили господство над миром, получили силу и причастие Святаго Духа и чрез Него возвысились и утвердились в вере, сущие братья... чистые и наученные от Бога Отца Иисуса Христа, получившие откровение от Бога и называющие Всемогущего Бога Отцом, наследники и братья Возлюбленнаго Сына Его, слушайте учение от Бога, вы, которые сделались провозвестниками учения Его и того, что из учения Спасителя Нашего написано. Насаждение Божие, кафолическая Церковь и виноградник Его избранный, уверовавнпе в незаблудное (πλαν) благочестие Его, как плод веры стяжавшие царство Его, получившие силу Его и причстие Святаго Духа, вооруженные о Господе и огражденные страхом Его, участники окропления Чистою и Невинною Кровию Христа, получившие право Вседержителя Бога называть Отцом. сонаследники и соучастники Возлюбленнаго Отрока Его: слушайте священное учение вы – по повелению Спасителя крепко держащие обетование Его, согласное с славными вещаниями Его» . Весьма характерное распространение сжатого сирийского изложения представляет следующее параллельное место в Апостольских Уставах. Сирийская дидаск.: Гл. 21 «И Иуда при шел с книжниками и старейшина- ми народа и предал Нашего Господа Иисуса. Но это случилось в среду, потому что мы уже во вторник вечером ели и вышли на Масличную гору, а в ночь взяли они Нашего Господа Иисуса и в следующий день, который был среда, Он оставался под стражею в доме первосвященника Каиафы, и в этот день вожди народа собрались и совещались о Нем. И опять на следующий день, который был четверг, привели они Его к наместнику Пилату, и Он оставался опять под стражею у Пилата в ночи, следовавшей за четвергом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Спустя 6 лет после сего Венадад, царь сирийский, с большим войском осадил Самарию, но Ахав внезапно напал на него и истребил большую часть его войска, а остальную обратил в бегство, сам же Венадад едва успел спастись на коне. Царь сирийский, предполагая, что его поражение произошло вследствие выгодных условий местоположения, на котором стояло войско Ахава, ласкал себя надеждой, что если он сразится с ним на равнине, то неминуемо победит царя израильского, потому по прошествии года он снова осадил Самарию. Ахав узнал об этом от пророка вскоре после первой победы и приготовился к битве. Он снова одержал победу, и сирияне потеряли в один день сто тысяч человек воинов, кроме 27000 убитых стеной в Афеке, куда они бежали. Венадад находился в числе пленных; но, заключивши мирный договор с победителем Ахавом, возвратился домой. Ахав вслед за ним получил вразумление чрез пророка, что он согрешил, отпустив на волю царя сирийского, тем более что тот был предан в его руки чудесным действием Божия Промысла, и что поступок его таков, что он должен собственной жизнью заплатить за жизнь Венадада и собственным народом за его народ. Так говорит Господь, сказал ему пророк, за то что выпустил из рук своих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа ( III Цap. XX, 43 ). Это обличение произвело на Ахава на некоторое время сильное впечатление. Впрочем, из дальнейшей истории Ахава видно, что, несмотря на грозный приговор Божий, нечестивый царь израильский нисколько не исправился, но все более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: это было наследие, полученное им от своих отцов, и поэтому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, царь в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лице свое, и не ел хлеба ( III Цap. XXI, 4 ). Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него о причине его огорчения, уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед за тем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010